Научная статья на тему 'О культурно-образовательной концепции белорусского государственного музея народной архитектуры и быта'

О культурно-образовательной концепции белорусского государственного музея народной архитектуры и быта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
648
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ-СКАНСЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / МУЗЕЙНЫЙ МАРКЕТИНГ / SKANSEN MUSEUM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NON-FORMAL EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / INFORMATION MODEL / COMMUNICATION MODEL / MUSEUM MARKETING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Локотко Светлана Александровна

Экспозиционное пространство музея трактуется как особая образовательная среда. Рассматриваемые в статье традиционные и интерактивные виды деятельности составляют культурно-образовательную концепцию музея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Локотко Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational concepts of the Belarussian State Museum of Folk Architecture and Life

The exhibition space of the museum is treated as a special educational environment. Traditional and interactive activities considered in the article make up the cultural and educational concept of the museum

Текст научной работы на тему «О культурно-образовательной концепции белорусского государственного музея народной архитектуры и быта»

С. А. Локотко

(Минск, Республика Беларусь)

О КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ концепции белорусского ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА

Экспозиционное пространство музея трактуется как особая образовательная среда. Рассматриваемые в статье традиционные и интерактивные виды деятельности составляют культурно-образовательную концепцию музея

Всякий музей имеет свои специфические тематические особенности, определяющие его информационное пространство, свои уникальные ресурсы. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта -музей-скансен, при создании которого изначально, как и для иных аналогичных музеев мира, закладывалась идея идентификации. С развитием межкультурных связей она приобрела значение не только национальное, но и международное. В нынешних условиях глобализации технократической цивилизации и её культурной системы актуализировалось и стало перспективным экологическое воспитание и образование. Идея идентификации определила образовательную специфику музея.

Белорусский скансен является музеем сре-довым. Перемещённые на определённую территорию и музеефицированные памятники народной архитектуры и материальной культуры находятся в достаточно достоверно воссозданной природной и ландшафтной среде. Экспозиционное пространство музея трактуется как целостный научно-информационный ресурс, особая образовательная среда. Материальные историко-культурные, а также нематериальные ценности определяют суть и качество этого пространства. Показателем качества является глубина контекстуализа-ции традиционной культуры в единстве её материальной и духовной составляющих, уровень раскрытия контекста при оказании культурно-образовательных услуг разным категориям посетителей, а также высокий потенциал информативности.

Именно информация в виде аккумулированных сведений для широкого круга посетителей, при разнообразии форм и способов её трансляции, создаёт основной ресурс музея.

Мотивацией со стороны посетителей музея, как потребителей информационного ресурса в виде культурного продукта, является повышение персонального интеллектуального и культурного потенциала. Музей рассматривается как место приобретения знаний и при выборе туристической программы. Привлекательность белорусского скансена обуславливается наличием живописного ландшафта, рекреационных зон для отдыха. А это в свою очередь усиливает степень мотивации посетителя и степень востребованности информации.

Экспозиция музея, имея в себе две равнозначные составляющие: объективно-информационное начало или документальную достоверность и образную систему, служит базой воспитательного и образовательного процесса. Максимально приближая посетителя к прошлому, «погружая» его в образную систему определённого исторического периода (в данном случае XVIII - нач. ХХ вв.], экспозиция музея создаёт «эффект присутствия» во времени и пространстве. При таких уникальных условиях посетитель имеет возможность получить определённую информацию посредством знакомства с историческими артефактами и (или] посредством материала экскурса, поданного посетителю в той или иной форме с помощью специальных программ или проектов. С целью более широкого и глубокого раскрытия тематического содержания основной экспозиции в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта периодически создаются тематические выставки. Во-первых, не все музейные предметы фондовых коллекций могут найти своё место в стационарной экспозиции скан-сена, в том числе и по причине незавершённости проекта создания музея (экспозиции].

Во-вторых, отдельные тематические направления интересны информационно, они качественно совершенствуют информационное пространство музея в целом. Помимо основных экспозиций, репрезентующих региональные особенности народной архитектуры и материальной традиционной культуры По-днепровья, Поозерья и Центральной Беларуси, посетитель может получить (или получил] дополнительную информацию на тематических выставках «Белорусский лён», «Анти-барби», «1001 история музейного предмета», «Пчеловодство на Беларуси», «Традиционные транспортные средства», «Забродские снасти», «Белорусские народные иконы» и др. Продолжительность и место их экспонирования различны.

Возникающая при осмотре экспозиций, в том числе тематических, коммуникация между субъектами - посетителем из настоящего времени и человеком прошлого, представленным созданными им материальными ценностями, даёт возможность посетителю воспринять новые знания, творчески осмыслить информационное пространство музея, осознать связь прошлого, настоящего и будущего, определить своё место в социально-временном пространстве бытия, получить знания об историко-культурном развитии общества.

Музей и учебные заведения к процессу образования подходят фундаментально различно. Образование в музее можно рассматривать как «параллельное», неформальное, без ограничений в выборе темы и интересов, доступное для всех категорий населения с учётом возрастных, социальных, профессиональных особенностей. И в этом его преимущество.

Именно поэтому музеи мира, в том числе белорусский скансен, осуществили переход от информационной модели в своей культурно-образовательной деятельности к модели, которая определяется как коммуникативная. Аудитория музея стала рассматриваться как равноправный участник коммуникативного диалога.

Основными целями Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта в деле образования, воспитания и формирования у аудитории ценностного отношения к культурно-историческому наследию видятся следующие:

- воспитание и образование новых поколений на лучших образцах национального культурного наследия;

- генерирование новых культурных знаний с целью повышения интеллектуального и культурного уровня всех категорий посетителя;

- оценка, научная обработка и непрерывный ввод в оборот культурного наследия (музейный фонд] с использованием современных технологий;

- содействие развитию местного сообщества и решению его социальных проблем;

- содействие увеличению постоянного притока посетителей и туристов, пропагандирование познавательного и культурного туризма;

- создание новых форм и внедрение более совершенных методов в культурно-образовательную деятельность;

- знакомство посетителей с национальными культурами народов, проживающих в республике;

- создание положительного имиджа музея, страны.

Реализация поставленных целей осуществляется по следующим направлениям: «Музей и семья», «Музей и учреждения образования», «Музей и отдых», «Музей и национальные культуры», «Музей и СМИ», «Музей и информационные технологии».

Наращивать потенциал своих уникальных информационных ресурсов белорусский скансен стремится путём расширения музейной инфраструктуры, сферы музейных услуг и разнообразия образовательных программ.

Например, открытие на экспозиции в памятнике народной архитектуры конца XIX века корчмы из д. Хвоево Несвижского р-на пункта общественного питания преследует цель организации дегустации блюд традиционной белорусской кухни в дополнение к информации по данной тематике. Или услуга катания на гужевом транспорте - традиционной бричке или санях - это интерактивная форма знакомства посетителя с темой «Транспортные средства передвижения человека прошлых веков». Организация подготовки, выпуска и реализации информационных материалов по тематике музея - научно-популярных изданий, буклетов, сборников научно-практических конференций, также рекламной и сувенирной продукции (в том числе на цифровых носителях] - важная составляющая часть культурно-образовательного процесса музея.

Более значительную роль музей отводит образовательным программам, ибо они опре-

деляют социальную природу музея, подчёркивают его большое социально-культурное значение как социального института с задачей развития и воспитания общества через систему своих научно-информационных ресурсов. Став на путь развития коммуникативной модели, музей осуществил в своё время реорганизацию научно-просветительного отдела в культурно-образовательный, работа которого более чётко иллюстрирует характер образовательного процесса: образование в сфере культуры. Был создан отдел маркетинга. Основной задачей созданного отдела музейного маркетинга является комплексное социологическое изучение аудитории, анализ форм и методов работы с посетителем, формирование и удовлетворение спроса аудитории.

Осуществляя образовательный процесс, белорусский скансен решает проблему, как правильно и привлекательно подать музейные информационные ресурсы, чтобы был обеспечен успех. Ищет ответ, каким образом музей сможет стать инструментом структурирования исторической действительности и формирования культурной и духовной самобытности наряду с традиционными формами культурно-образовательной деятельности (экскурсиями, календарными праздниками, выставками].

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта использует различные формы интерпретации. Экскурсии с интерактивными и театрализованными элементами сегодня принимаются с большим интересом, чем традиционные. Они разработаны с учётом категорий посетителей и возрастных особенностей, более интересны по форме, различны по тематике. «Удивительный мир народной фантазии», «Путешествие в прошлое», «Путешествие в страну сказок», «Пшеничный колосок» - вот далеко не полный их перечень для взрослой и детской аудитории. Символическое содержание экспозиций, а также необходимость донести до посетителя богатое духовное наследие традиционной нематериальной культуры требуют от музейных работников не только грамотного отбора информационного материала, но также определения способов и форм его трансляции посетителю. В той или иной экскурсии с интерактивными элементами или в отдельной программе сотрудники «превращаются» в «персонажи»: бог холода Зюзя, бабка Параска, Параскева Пятница, Зялярка

(знахарка], медведь, Домовуха и т.д. «Ожившие персонажи» с интересом и удовольствием воспринимаются не только детьми или семейной аудиторией, но и взрослыми, а программы заказываются организациями и фирмами. Некоторые экскурсии с интерактивными элементами или программы, в том числе приуроченные к праздникам, включают мастер-классы по изготовлению поделок, конкурсы.

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта целенаправленно работает как учреждение культуры с учреждениями образования. Отдельные программы для младшей детской аудитории представляют собой последовательный цикл тем и культурно-образовательных форм. Например, музейно-педагогические занятия «Здравствуй, музей!» и «Истории из жизни музейных предметов» рассчитаны на формирование у дошкольников и младших школьников начальных базовых знаний о музее, времени, истории и т.д. Реализуются занятия сотрудниками музея в учебных заведениях в осенне-зимний период года. Весной эти же дети приезжают в музей, где непосредственно знакомятся с экспозицией посредством экскурсий с интерактивными элементами «Пшеничный колосок» и «Путешествие в страну сказок».

Среди форм, направленных на включение школьной аудитории в активный образовательный процесс, важен клуб как центр общения детей по интересам. Сотрудниками музея организован этнографический клуб «Боро-вачки» для младших школьников на базе школы д. Озерцо Минского р-на. Программы для членов клуба состоят из нескольких циклов и включают различные культурно-образовательные формы, реализуемые в определённой последовательности: музейно-педагогические занятия, мастер-классы, экскурсии, лекции.

Музей ведёт большую работу по налаживанию взаимодействия со сферой образования, участвует в программах повышения квалификации учителей и воспитателей, реализует совместно созданные проекты. Например, в августе 2012 года сотрудники музея приняли участие в конференции, организованной Минским городским институтом развития образования, которая проходила в режиме «он-лайн» с целью отработки плана сетевого взаимодействия. Принимая участие в работе WEB-секции заместителей директо-

ров по идеологической и воспитательной работе «Направления модернизации системы идеологической и воспитательной работы с учащимися в условиях столицы», сотрудники музея выступили с сообщением на тему «Формирование национального самосознания и гражданской позиции через музейную педагогику».

Для белорусского скансена хорошей традицией в последние годы стало проведение мероприятий в рамках совместного проекта с Комитетом образования Минского горисполкома на территории музея: «День знаний» -ежегодно 1 сентября, «Последний звонок» - в последний день учебного года. Сотрудники музея готовят праздничные программы, включающие игровые элементы, обязательную сувенирную продукцию, например, памятные медали из дерева с символикой музея и датой. Особое внимание уделяется знакомству с экспозицией школы нач. XX века из д. Колодчино Вилейского р-на на территории музея, где для учащихся при проведении «урока» используется метод «погружение в прошлое».

Наиболее удачным проектом в деле воспитания и образования молодого поколения на лучших образцах национального культурного наследия в белорусском скансене можно назвать обрядовое мероприятие «Белорусское веселье» («Белорусская свадьба»]. Мероприятие рассчитано на молодожёнов, за последние шесть лет востребованность его выросла многократно. Первоначально на базе тематической выставки «Белорусское веселье» для молодожёнов (после регистрации в учреждении ЗАГС] устраивалась экскурсия с интерактивными обрядовыми элементами. Но наиболее интересной формой оказалось обрядовое мероприятие, многоаспектное действие которого вынесено на экспозиционные объекты: усадьбы, церковь, улицу. В мероприятие включены катание молодожёнов на бричке (санях], вручение им и гостям обязательных сувениров с символикой музея и пожеланием «Всегда вместе». Показатель востребованности - запись предварительных заявок за несколько месяцев. В год музей принимает до 60 пар. Обрядовым мероприятиям, как неформальному познавательному процессу, присуща высокая активность аудитории. Интерес стимулируется эффектом личной причастности, игрой, непосредственным общением с «персонажами». Традиционный народный зимний праздник «Коляды» в музее про-

водится в интерактивной форме обрядового мероприятия. Обрядовые маски «персонажей» («коза», «медведь», «цыган», «кобыла» и т.д.] - обязательный атрибут праздника.

Организуемые праздничные мероприятия с музейной тематикой в большой степени востребованы взрослой аудиторией. Существующее понятие «музейный праздник», подразумевающее проведение мероприятия в короткое время - 1,5-2 часа (для семейной, взрослой аудитории], перерастает в корпоративный праздник продолжительностью 4-5 часов. Xочется отметить музейный праздник «Своя хатка, как родная матка», приуроченный ко Дню строителя. Подобные мероприятия на территории музея - одна из форм корпоративного отдыха с культурно-образовательной программой. Посетители музея, в основном строители по профессии, а также члены их семей, при посещении музея в этот день получают знания по традициям и обрядам белорусов при возведении построек, о строительных традиционных технологиях, мастерстве белорусских зодчих, знакомятся с уникальными памятниками народной архитектуры, их архитектурными и конструктивными особенностями.

При организации и реализации таких культурно-образовательных форм, как праздник в музее, огромное значение уделяется возрождению и сохранению духовных традиций белорусского народа, обрядам, мастерству, национальному искусству. Сам факт проведения праздника уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека. Поэтому так многолюдно в музее в «День учителя», «День медика», дни других профессиональных праздников. Многие фирмы свои юбилейные даты желают отпраздновать на территории музея. Для таких заказов - эксклюзивная программа по желанию посетителей, но обязательно включающая знакомство с экспозицией, в том числе в интерактивной форме. Помимо этого музей предлагает традиционные игры, катание на лошадях, организацию музыкального или эстрадного концерта и т.д.

Не только наследие этнических белорусов возрождается, сохраняется и транслируется новым поколениям посредством различных форм культурно-образовательной деятельности музея. Воспитание толерантности, терпимости и уважения к представителям иных национальностей возможно только через знакомство с их культурами, через знание и по-

нимание их традиций и духовности. Именно поэтому белорусский скансен не оставляет без внимания представителей тех народов, которые считают Беларусь своей родиной. На протяжении последних пяти лет музей тесно сотрудничает с Аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей Совета Министров Республики Беларусь, в частности с отделом по делам национальностей и правовой работы. Результат сотрудничества -реализация ряда мероприятий в рамках совместного проекта «Наш дом - Беларусь» с участием представителей национальных культур, проживающих в республике. «Страна Чосон» - яркое праздничное мероприятие корейцев на территории музея, демонстрирующее национальные костюмы, танцы, музыку, традиционную кухню этого народа. «Привет, Армения!» - так назвали аналогичный праздник армяне. Белорусское общественное объединение украинцев «Ватра» совместно с музеем организовало праздник «Вітаем тэбе, ненько Україна!» - яркий, задорный, с концертом, демонстрацией национальных костюмов.

В прошлом году на праздничное мероприятие «Осенняя лира» Республиканского общественного объединения литовцев в Республике Беларусь в музей приехали со своими программами из небольшого города Ук-мерге, что близ Вильнюса, ансамбль литовской песни «Лира» и ансамбль танца «Рудине-лес», а также детская литовская вокальная группа из Минска. Хочется отметить, что оба ансамбля, объединяющие пожилых людей по интересам, существуют на общественных началах, входят в районную структуру общественного объединения пожилых людей Литвы. Получив через сеть Интернет информацию о белорусском скансене, о проекте «Наш дом - Беларусь», они предложили своё участие в мероприятии и высказали желание обязательно познакомиться с экспозицией музея и иными историко-культурными объектами Беларуси. Театр цыганской песни и танца «Жемчуга» преобразил территорию музея на празднике цыганской культуры «Стоит шатер, горит костер, цыгане пляшут и поют», показав музейным посетителям уникальность и самобытность цыганской культуры.

Сегодня белорусский скансен оказался в ситуации, когда музею поступает ряд партнёрских предложений, в том числе из иных республик. «Свадебный поезд с Украины» -такую программу предложили и с ней приеха-

ли в 2009 году из небольших городов Ирпень и Прилуки народные ансамбли «Берегиня» и «Калина». Традиционные украинские костюмы, выставка рушников, элементы украинского свадебного обряда и свадебные песни, украинские пироги - всё это с большой любовью было продемонстрировано и подано гостями посетителям музея.

Ряд мероприятий в рамках проекта «Наш дом - Беларусь» музей реализовал при одновременном участии представителей разных национальных культур, проживающих в республике. Так, на территории белорусского скансена весной 2009 г. появилась молодая липовая аллея, посаженная представителями национальных культур в честь 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских завоевателей, которая стала символом единения представителей различных национальных культур. Совместный концерт на площади «музейного» села завершил эту акцию памяти и дружбы.

Совместная работа с Аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей делает проект «Наш дом - Беларусь» очень значимым в контексте историко-культурного и социокультурного образования и воспитания представителей различных национальных культур. Подобные проекты -это путь к информационному обмену различных народов и стран, их пониманию и осознанию уникальности и своеобразия каждой национальной единицы. На подобные мероприятия приглашаются представители дип-корпусов и Уполномоченные послы стран, аккредитованные в РБ. Так музей становится своеобразным «зеркалом», отражающим процессы, происходящие в условиях социальноэкономического и культурно-политического развития.

Рассматривая сегодня музей как один из центров информационной коммуникации, нужно отметить, что одной из главных задач белорусского скансена является совершенствование механизмов взаимодействия музея и его аудитории посредством использования новых информационных технологий, возможностей СМИ, телевидения. Развитие коммуникативной, следовательно, и культурно-образовательной функции музея расширяет границы и масштабы как культурно-информационного ресурса музея, так и его аудитории. Сегодня музей совершенствует структуру собственного сайта, начал использовать в работе сайта английский язык - в ответ на

пожелание, которое высказали представители британских СМИ, посетившие музей. Их аргументация: языковая доступность интернет-информации усилит мотивацию посещения музея туристами. Информационные ресурсы музейного сайта белорусского скан-сена рассчитаны сегодня на привлечение посетителя и являются средством продвижения музея как учреждения.

Государственная политика в сфере музейного дела утвердила новую концепцию Музейного фонда и определила централизованный учёт фондов и создание Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь. Белорусский скансен ведёт огромную работу по подготовке материалов по фондовым коллекциям с целью включения данной информации в каталог, что в итоге сделает её доступной широкой аудитории.

Литература

1. Канцэпцыя развщця і мадэршзацьп дзейнасщ Беларускага дзяржаунага музея народнай архткгуры і побыту. - Мшск, 2007.

2. Марчук Л. А. Музей и корпоративный праздник: Опыт работы Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта // Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцып «Народ-нае дойлщства Беларусі. Праблемы захавання, выкарыстання і інтэрпрэнтацыі» 27-28 верасня 2006 г. - Мшск, 2007. - С. 92.

3. Гермацкая Н. У. Рэалізацыя культурна-адукацыйных форм музейнай дзейнасщ у 2008 г. Перспектывы і шляхі развщця работы з наведвальнікамі // Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцып «Навукова-даследчая дзейнасць Беларускага дзяржаунага музея народнай арх^ектуры і побыту. Стан і перспектывы» 19 лктапада 2008 г. - Мшск, 2009. - С. 23-28.

4. Локотко С. А. Перспективы научно-экспозиционной деятельности Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта // Матэрыялы навукова-практычнай канферэн-цып «Навукова-даследчая дзейнасць Беларускага дзяржаунага музея народнай арх^ектуры і побыту. Стан і перспектывы» 19 лктапада 2008 г. - Мшск, 2009.

5. Мірончык В. Да пытання аб адукацыйнай канцэпцып Беларускага дзяржаунага музея народнай архгтектуры і побыту // Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцып «Народнае дой-лідства Беларусі. Праблемы захавання, выкарыстання і штэрпрэ-тацыЬ 27-28 верасня 2006 г. - Мшск, 2007. - С. 68.

6. Будко А., Бергман М. Научная концепция экспозиции // Мир музея. - 2007. - №5 (237] - С. 8.

7. Скакун Л. С. Информационные технологии во внутримузей-ной коммуникации // Матэрыялы навуковай канферэнцып «90 год Вщебскаму абласному краязнаучаму музею», Вщебск, 30-31 кастрычнжа 2008 г. - Мшск: Медысонт, 2009. - С. 307-312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.