Научная статья на тему 'О критериях уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе'

О критериях уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
631
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / TEACHING METHODOLOGY / RUSSIAN / CRITERIA OF ORGANIZING MATERIAL UNDER STUDY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябухина Елена Анатольевна

Автор статьи предлагает систему критериев деления учебного материала, структурирования содержания образования по русскому языку и систему оценки знаний учащихся в соответствии с тремя уровнями сложности базовым, профильным и углубленным. Разработанная система соотнесена с образовательным стандартом и представлена в таблицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Criteria of Level Approach to Teaching Russian in a School with Partial Instruction

The contributor suggests a system of criteria for subdivision of the material studied, structuring the contents of teaching Russian and a system of assessment for schools in correspondence with three levels of difficulty basic, profile and advanced. The developed system is tailored in accordance with education standard and presented in the form of tables.

Текст научной работы на тему «О критериях уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Рябухина

О КРИТЕРИЯХ УРОВНЕВОГО ПОДХОДА

К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Реализация концепции профильной школы приводит к необходимости разноуровневого преподавания учебных предметов. Необходимо отметить, что в Проекте стандарта полного среднего образования по русскому языку авторы выделили два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время, практика преподавания в старшей школе свидетельствует о наличии трёх уровней: базового, профильного и углублённого. Третий уровень представлен в классах с углублённым изучением предмета, сопровождается соответствующими программами и помогает выстраиванию преемственных связей с филологическими специальностями высших учебных заведений.

Для содержательного обеспечения каждого из трёх существующих уровней преподавания русского языка следует определить критерии деления предметного материала в соответствии с указанными уровнями. Слово критерий происходит из греческого языка, где оно имело значение «средство для суждения». В современном русском языке это «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо», а также «мерило оценки» (БЭС, 2001). Критерии, использованные составителями образовательного стандарта по русскому языку, касались, прежде всего, отбора предметного содержания. Поскольку в специальной методической литературе не содержится их описания, попытаемся выявить принципы, которыми руководствовались авторы этого документа.

Анализ профильного стандарта позволяет говорить об интеграции общедидактических и специальных предметных принципов при содержательном отборе материала и формулировке требований к уровню подготовки учащихся. К первой группе можно отнести научность, доступность, последовательность, системность,

практикоориентированность теоретических знаний, уровень самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, ко второй - принци-

Елена Анатольевна Рябухина — кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Пермского государственного педагогического университета.

пы, отражающие особенности предмета: изучение уровневого строения языка во взаимосвязи всех его уровней, текстоцентрический принцип подачи языкового материала, коммуникативную направленность курса.

В нашем исследовании мы решаем задачу деления предметного содержания по уровням, так как отбор его уже произведён авторами стандартов. Переходя к выработке критериев деления предметного содержания в соответствии с уровнями подачи материала и учитывая при этом основные положения стандарта, мы попытались выделить в предметном содержании курса Русский язык теоретические и прикладные компоненты. Затем внутри этих компонентов были выявлены критерии, определяющие соответствие предметного материала тому или иному уровню (см. Таблицу I):

Таблица I

Критерии А В С

I. Теоретиче ские компоненты

1. Полнота Знакомство Системное Системное

освоения с основны- освоение освоение и

системы ми теорети- содержания углубление

теоретиче- ческими теоретиче- содержания

ских понятий понятиями ских понятий понятий, расширение их круга

2. Обосно- Знакомство Обоснование Системное

ванность с наиболее свойств и обоснование

свойств и значимыми признаков свойств и

признаков признаками языковых признаков

языковых понятий и понятий, языковых

понятий и основными выявление понятий,

закономерно- закономер- природы выявление

стей ностями основных факторов,

языка языковых закономерно- стей влияющих на существование и развитие языка

3. Установ- Общее Установление взаимосвязи

ление взаи- представ- между единицами и уров-

мосвязи ление об нями языка, демонстрация

уровней уровневом многоуровневой природы

языка, мно- строении языковых явлений (синони-

гоуровневой языка и мия на разных языковых

природы взаимосвя- уровнях, омонимия частей

языковых зи его речи, функционирование

явлений уровней типов синтаксической связи в единицах разного уровня и т.п.)

II. Прикладные компоненты 1. Сфера применения знаний и способов деятельности Выполнение практических заданий и упражнений Практика системного анализа языковых явлений, постижения языковых закономерностей. Учебно-научные лингвистические исследования

2. Осознанность применения полученных знаний Опора на запоминание, применение заученных формулировок Осознанное применение знаний, их интериориза-ция, варьирование формулировок Осознанное применение знаний, их интериори-зация, варьирование формулировок. Обращение к концепциям различных лингвистических школ

3. Самостоятельность применения и добывания знаний Действие по образцу или алгоритму Самостоятельное применение и добывание знаний, а также способов деятельности

4. Креативность применения знаний и способов деятельности Применение знаний и способов деятельности в типичных ситуациях Применение знаний в нестандартных ситуациях, реконструкция имеющихся и открытие новых способов деятельности

Представленные в таблице критерии позволяют обосновать отбор содержания для базового, профильного и углублённого уровней, названных условно уровнями сложности А, В и С. Нужно уточнить, что уровень сложности А может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественнонаучного, математического, технического и других профилей.

Уровень сложности В определён как рекомендуемый для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и речевых умений; нацеленность на негуманитарный профиль и, вследствие этого, желание получить в стенах школы качественную гуманитарную образовательную базу и т.п.).

Уровень С рассматривается нами как уровень углублённого изучения материала. Непременным условием достижения данного уровня сложности становится выполнение требований к профильному уровню и углубление тех аспектов языкового содержания, которые отражали бы специфику филологического образования. Имен-

но поэтому в Таблице I для некоторых критериев профильный и углублённый уровень показаны как совпадающие. Уровень С определён в качестве рекомендуемого для учащихся, желающих подготовиться к поступлению на филологические специальности в вуз; он также может быть выбран старшеклассниками, проявляющими интерес к углублённому изучению языка по каким-либо другим причинам. Изучение русского языка на данном уровне сложности обеспечивается как за счёт учебных часов, отведённых базовым учебным планом, так и за счёт элективов.

Повторный анализ Проекта стандарта по русскому языку для полной общеобразовательной школы с опорой на описанные критерии позволил соотнести предметное содержание и указанные уровни преподавания. В приведённой ниже Таблице II отражено деление содержания образования по русскому языку в старшей школе по уровням сложности. Материал для углублённого изучения, соответствующий только уровню С, выделен курсивом.

Таблица II

Основные содержа- тельные линии А В С

Лингвистическая и языковая компетенции учащихся • Освоение знаний о языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении. • Знакомство с основными функциями языка. • Сведения о формах существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). • Русский язык как объект научного изучения. Основные методы изучения языка. Русистика и её разделы, направления исследований в наши дни. Виднейшие учёные-русисты, их работы. • Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные, языки государственные, мировые, межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Русский язык как один из индоевропейских языков. Общее и различное в русском и других языках. • Основные функции языка. • Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, диалект, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Е.А. Рябухина

7

• Взаимосвязь единиц и уровней языка: связь орфографии с фонетикой, словообразованием и грамматикой; связь морфологии и синтаксиса; связь пунктуации с интонацией, семантикой и грамматикой; синонимия в системе русского языка.

• Нормы русского литературного языка, их соблюдение в языковой и речевой практике.

• Аспектный анализ языковых явлений в тексте. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

• Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

• Основные этапы исторического развития русского языка. Особенности его развития на современном этапе.

Роль старославянского языка в развитии русского языка. Сведения об истории русской письменности.

• Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка (системный анализ). Функциональные разновидности языка: функциональные стили.

Разговорная речь, её особенности. Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности.

Жанровое многообразие текстов различных функциональных стилей, под-стили.

Углублённое изучение речевых жанров и подстилей в системе функциональных стилей.

• Языковая норма, её функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

• Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов в тексте. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Возможность различной интерпретации языковых фактов. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. Филологический анализху-дожественного текста.

• Правописание: орфо-

графия и пунктуация. Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка. Принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи орфографии и пунктуации.________

• Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование Факультативные и вариативные случаи правописания. • Специальные словари, справочники, энциклопедии, их использование. Грамматики русского языка. Вузовские пособия по современному русскому языку. Монографии и специальные статьи.

Комму- • Сферы и • Сферы и ситуации

никатив- ситуации рече- речевого общения. Компо-

ная ком- вого общения. ненты речевой ситуации.

петенция Компоненты Основные коммуникатив-

учащихся речевой ситуа- ные качества речи, их

ции. Оценка оценка. Причины комму-

коммуникатив- никативных неудач, их

ных качеств и предупреждение и преодо-

эффективности ление.

речи. • Особенности аудирования, говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности. Совершенствование речевой деятельности.

• Использова- • Использование различ-

ние различных ных видов чтения в зави-

видов чтения в симости от коммуника-

зависимости от тивной задачи и характера

коммуникатив- текста. Закономерности

ной задачи и построения текста. Ин-

характера тек- формационная переработ-

ста. Информационная переработка текста. ка текста.

• Развитие • Совершенствование

навыков моно- навыков монологической и

логической и диалогической речи в

диалогической различных сферах и си-

речи. туациях общения.

• Совершенст- • Совершенствование

вование умений умений и навыков созда-

и навыков соз- ния текстов разных функ-

дания текстов ционально-смысловых

разных функ- типов, стилей и жанров.

ционально- Редактирование собствен-

смысловых типов, стилей и жанров. ного текста.

• Культура • Культура речи и её

учебно-научно- основные аспекты: норма-

го и делового тивный, коммуникатив-

общения (уст- ный, этический.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ная и письмен- • Культура учебно-

ная форма). научного и делового об-

Написание щения (устная и письмен-

доклада, рефе- ная форма). Написание

рата, тезисов, доклада, реферата, тези-

рецензии. Со- сов, рецензии, статьи.

ставление дело- Составление деловых

вых документов документов различных

различных жанров: расписки, дове-

жанров: расписки, доверенности, резюме. ренности, резюме.

• Культура • Культура публичной

публичной речи. речи.

• Культура разговорной речи. • Культура разговорной речи. • Культура письменной речи.

Культу-роведче-ская компетенция учащихся • Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры народа. • Взаимообо-гащение языков как результат взаимодействия национальных культур. • Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. • Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры народа. Диалекты как историческая база литературных языков. • Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Языки народов, населяющих Прикамье. • Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Стилистические и национальные особенности речевых этикетных норм

Деление предметного содержания курса русского языка по уровням сложности позволяют говорить также о необходимости разработки критериев оценки освоения определённого уровня учащимися. В Проекте образовательного стандарта по русскому языку отражены требования к уровню подготовки учащихся. В нашем исследовании соотнесены критерии деления предметного содержания по уровням сложности и критерии оценки освоения базового, профильного или углублённого уровня старшеклассниками. Представим их в Таблице III:

Кри- терии А В С

1. Тео- Освоение Углубление Системное овла-

рия знаний о знаний о дение знаниями

языка языке как лингвистике о языке как

многофунк- как науке; о многофункцио-

циональной языке как нальной знако-

знаковой многофунк- вой системе;

системе и циональной представление о

обществен- развиваю- лингвистике как

ном явлении щейся системе науке, о её разделах и основных направлениях развития.

2. Языковая деятель ность Опознание языкового факта и его оценка с точки зрения нормативности Анализ и интерпретация языковых явлений. Системное применение лингвистических знаний в каком-либо направлении изучения языка (словесность, риторика, стилистика и т.п.)

3. Рече ведение Языковая норма. Общие сведения о тексте. Разные виды изложения текста. Знание основных норм речевого этикета. Текст как объект исследования (взаимосвязь основных единиц и уровней языка; их функционирование). Разные виды переработки и анализа текста. Знание норм русского литературного языка и речевого этикета. Последовательность и содержание филологического анализ текста

4. Ком муни- кация Продуцирование текстов по заданным параметрам. Владение основными нормами русского литературного языка Творческое продуцирование текстов разных стилей, типов, жанров в устной и письменной форме. Владение нормами русского литературного языка, в том числе этикетными. Литературное творчество.

Разница в подаче материала, объёме и глубине его усвоения обеспечивается часами, отведёнными базовым учебным планом (1 час - базовый уровень, 3 часа - профильный уровень), а также соответствующими программами и учебниками. Из рекомендованных и одобренных Министерством образования учебников русского языка для старших классов ни один в полной мере не удовлетворяет требованиям определённого уровня, поэтому целесообразно говорить о сочетании учебных пособий в преподавании. Обеспечение процесса обучения русскому языку в профильной школе во многом зависит также от образовательной технологии, используемой учителем. Этим проблемам будет посвящён следующий этап проводимого нами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.