Научная статья на тему 'О критериях сегментирования российского банковского сектора'

О критериях сегментирования российского банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС / КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СЕГМЕНТОВ / SEGMENTATION OF THE BANKING SECTOR / SMALL AND MEDIUM BANKING / CRITERIA FOR IDENTIFYING SEGMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв О. Г.

В сложившихся непростых для российского банковского сектора условиях органы надзора и регулирования, специалисты по банковскому делу первоочередное внимание уделяют устойчивому функционированию системно значимых кредитных организаций. На второй план отходят вопросы возможностей и перспектив развития малых и средних кредитных организаций, функционирующих, в основном, на региональных и местных рынках и имеющих специфику ведения бизнеса и взаимодействий с целевыми клиентскими группами. В статье затрагиваются вопросы определения критериев сегментирования кредитных организаций и отнесения к категориям малого, среднего и крупного банковского бизнеса. В качестве критериев предложено рассматривать размеры активов, степень региональной локализации головного офиса и подразделений, принадлежность уставного капитала, аффилированность с мультибанковскими и финансово-промышленными холдингами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CRITERIA FOR SEGMENTING THE RUSSIAN BANKING SECTOR

In these difficult for the Russian banking sector bodies under the supervision and regulation, banking experts give priority to sustainable functioning of systemically important credit institutions. In the background fade questions the possibilities and prospects of development of small and medium-sized credit institutions operating primarily in regional and local markets and with the specifics of doing business and interactions with target client groups. The paper addresses the issues of segmentation criteria for determining credit institutions and referring to the categories of small, medium and large banking business. The criteria proposed to consider the size of the assets, the degree of localization of the regional head office and divisions, the authorized capital of affiliation, affiliation with multibank financial and industrial holdings.

Текст научной работы на тему «О критериях сегментирования российского банковского сектора»

УДК 336.71

О КРИТЕРИЯХ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Королёв О.Г., д.э.н., зав. кафедрой «Инновационный менеджмент» Института делового администрирования и бизнеса ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Член совета директоров ООО КБ «Экономикс-банк»

В сложившихся непростых для российского банковского сектора условиях органы надзора и регулирования, специалисты по банковскому делу первоочередное внимание уделяют устойчивому функционированию системно значимых кредитных организаций. На второй план отходят вопросы возможностей и перспектив развития малых и средних кредитных организаций, функционирующих, в основном, на региональных и местных рынках и имеющих специфику ведения бизнеса и взаимодействий с целевыми клиентскими группами. В статье затрагиваются вопросы определения критериев сегментирования кредитных организаций и отнесения к категориям малого, среднего и крупного банковского бизнеса. В качестве критериев предложено рассматривать размеры активов, степень региональной локализации головного офиса и подразделений, принадлежность уставного капитала, аффилированность с мультибанковскими и финансово-промышленными холдингами.

Ключевые слова: сегментирование банковского сектора, малый и средний банковский бизнес, критерии выделения сегментов.

ON CRITERIA FOR SEGMENTING THE RUSSIAN BANKING SECTOR

Korolev O., Doctor of Economics, head of the Innovation Management chair, Institute of Business Administration and Business FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation», Member of the Board of Directors of Commercial Bank «Economics-Bank»

In these difficult for the Russian banking sector bodies under the supervision and regulation, banking experts give priority to sustainable functioning of systemically important credit institutions. In the background fade questions the possibilities and prospects of development of small and medium-sized credit institutions operating primarily in regional and local markets and with the specifics of doing business and interactions with target client groups. The paper addresses the issues of segmentation criteria for determining credit institutions and referring to the categories of small, medium and large banking business. The criteria proposed to consider the size of the assets, the degree of localization of the regional head office and divisions, the authorized capital of affiliation, affiliation with multibank financial and industrial holdings.

Keywords: segmentation of the banking sector, small and medium banking, criteria for identifying segments.

Сложившиеся непростые экономические и геополитические условия обострили существующие проблемы диспропорций в российской банковской системе. В связи с этим вполне объяснимо повышенное внимание регулирующих деятельность банковского сектора органов к устойчивости функционирования системно значимых финансовых институтов. Однако в то же самое время регулятором предпринимаются достаточно жесткие меры по отзыву лицензий у не входящих в число системно значимых и допускающих в своей деятельности серьезные нарушения кредитных организаций [3].

Безусловно, Банк России проводит такую политику в рамках действующего законодательства и ставит целью сделать более жизнеспособной банковскую систему в целом. Вместе с тем, следует принимать во внимание возможное ослабление устойчивости системы в силу сверхконцентрации финансовых ресурсов в столичных регионах с одновременным размещением основной части производительных сил в других регионах страны, а такжепо причине давно сложившейся и стремительно усиливающейся тенденции к олигополизации российского рынка банковских услуг.

Олигополия с предоставляемыми ею возможностями широкого доступа к ресурсам и более эффективного их использования в силу экономии на масштабе наблюдается в банковском секторе США, Великобритании и других стран [1]. Так, в США существует значительное число банков, но общенациональное присутствие имеют единицы участников рынка.

В силу тенденций к олигополизации рынка банковских услуг владельцы и руководители российских коммерческих банков, добросовестно ведущих свою деятельность, должны представлять объективные возможности своих организаций по превращению в олигополистов или по противостоянию таковым для того, чтобы верно выстраивать долгосрочные стратегии устойчивого развития. При наличии возможности целесообразно реализовывать стратегии направления ресурсов и средств на новые быстрорастущие рынки, где могут быть шансы на превращение в олигополиста. В случае отсутствия такой возможности банк, намеревающийся привлечь стратегические инвестиции для своего развития или обреченный на поглощение более сильным конкурентом, также должен выработать соответствующую долгосрочную стратегию, чтобы либо привлечь максимальный объем средств в свой капитал от инвестора, либо продать бизнес и получить за него максимальную цену. В любом случае, достижение устойчивого положения на рынке требует реализации наиболее эффективных управленческих технологий, формирования и развития оптимальных портфелей продуктов, укрепления лояльности клиентов и усиления брендов, оптимизации внутренних бизнес-процессов и максимальной их интеграции с бизнес-процессами

клиентов на основе наиболее современных банковских технологий, что объединяют в себе банковские бизнес-модели[2]. Следовательно, целесообразной для значительного количества банков может стать специализация деятельности, подразумевающая выработку в рамках стратегий развития индивидуальных моделей ведения бизнеса, описывающих как целевые клиентские сегменты, так и нужные им банковские продукты и способы их производства и реализации. Следует отметить, что в настоящий момент большинство отечественных банков, особенно из числа некрупных, функционируют и развиваются в направлении универсализации деятельности, которая, с одной стороны, позволяет диверсифицировать бизнес, но, с другой, в современных условиях создает опасность для долгосрочного устойчивого функционирования.

Учитывая перспективы дальнейшего усиления олигополизации рынка банковских услуг, следует также обратить внимание на особенность конкуренции в банковском деле, проявляющуюся в достаточно узком пространстве конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью. Данная особенность заставляет банки конкурировать в весьма узком спектре операций, следствием чего также является необходимость специализироваться, например, в удовлетворении потребностей различных групп потребителей.

Для российских региональных малых и средних кредитных организаций целевой клиентской группой может стать сегмент малого и среднего бизнеса по ряду причин:

■ в условиях требуемой российской экономике реиндустриали-зации (особенно в контексте импортозамещения) крупным промышленным предприятиям нужны значительные и долгосрочные инвестиционные ресурсы для обновления основных производственных фондов и совершенствования инфраструктуры. Такими ресурсами не обладает малый и средний банковский бизнес;

■ размер выдаваемых одному субъекту кредитов ограничен для банков нормативом Н6, регулирующим кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяющим максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка на уровне 25%1. Соответственно, капиталы малых и средних банков не позволяют им удовлетворять кредитные потребности крупных заемщиков;

■ обслуживание физических лиц требует от банка существенных инвестиций в создание и поддержание технологических платформ

и высоких операционных затрат. При этом вклады физических лиц являются дорогостоящим ресурсом, а массовые розничные кредиты имеют высокий риск, далеко не всегда приемлемый для некрупного банка;

■ малые и средние кредитные организации присутствуют в непосредственной близости к клиентам из числа малого и среднего бизнеса, обладают наработанными связями с ними и пониманием специфики бизнеса в своих регионах. Это позволяет малым и средним кредитным организациям достигать целей своих клиент-ориентированных стратегий, в частности, кредитуя малый и средний бизнес с использованием технологий, отличающихся от практики кредитования крупных банков в рамках их сервисно-ориентированных и продукт-ориентированных стратегий [5]. В кредитных технологиях малых и средних банков реализуется дифференцированный подход с превалирующей оценкой качественных и нефинансовых параметров заемщиков-юридических лиц [4].

Представляется, что в силу достаточно разнящихся целевых клиентских групп, условий и практик ведения деятельности крупными и не относящимися к таковым кредитными организациями, целесообразно использовать дифференцированные подходы к оценке, контролю и регулированию их деятельности.Для этого требуется первоначально на основе четких критериеввыделить сами сегменты малого и среднего банковского бизнеса, а затем провести всесторонний анализ их деятельности, определить специфику и присущие профили рисков, дать оценку потенциалу каждого сегмента и эффективности его использования.

Вопрос определения критериев для выделения сегментов в российском банковском секторе является сложным, дискуссионным и требующим специальных дополнительных исследований. Тем не менее, предлагается использовать в качестве критериев отнесения кредитных организаций к категориям малого, среднего и крупного банковского бизнеса, как минимум, следующие: характеризующийся размером активов масштаб деятельности, региональная локализация головного офиса и филиалов, принадлежность уставного капитала (частная/государственная, резидент/нерезидент), степень аффи-лированности с мультибанковскими холдингами или финансово-промышленными группами.

Для обоснования возможности установления ограничения по размеру активов при отнесении кредитной организации к категории малой или средней следует обратить внимание на показатели средних значений между максимальным и минимальным размерами активов кредитных организаций, среднеарифметические величины активов, а также квартильные распределения активов кредитных организаций (КО), рассчитанныена последовательные даты с 01.01.2011 г. по 01.01.2015 г. (Таблица 1).Данные о величинах активов банков были получены с использованием информационно-аналитической системы «СПАРК»2 .

Сопоставление средних между максимальными и минимальными значениями и среднеарифметических значений величин активов говорит о значительном и устойчивом превышении первых над последними Это означает, что активы в банковской системе распре-

делены очень неравномерно: наибольший объем активов приходится на незначительную по сравнению с количеством всех кредитных организаций группу банков. И динамика такого неравномерного распределения в последние годы интенсивно растет. В связи с этим использовать средние величины для выделения малых, средних и крупных кредитных организаций нецелесообразно.

Более приемлемым представляется расчет квартилей, который позволяет выявить для каждого периода те граничные значения, ниже которых находятся активы у 25% рассмотренных кредитных организаций (1-й квартиль), у 50% кредитных организаций (2-й квартиль) и у 75% кредитных организаций (3-й квартиль).

Сравнение значения 3-го квартиля и среднеарифметической величины активов подтверждает ранее сделанный вывод о неравномерности распределения активов в банковской системе и о том, что наибольший объем активов приходится на незначительную по сравнению с количеством всех кредитных организаций группу банков. Эта тенденция усиливается со временем, что говорит о консолидации банковской системы с концентрацией средств, в большей степени, в крупных банках. Так, на начало 2015 года активы банковского сектора, в среднем приходящиеся на одну кредитную организацию, составили более 91 млрд. рублей при том, что активы 75% кредитных организаций страны не превысили 16 млрд. рублей и составили 15 млрд. 695 млн. рублей.

Статистическое наблюдение за динамикой квартильных распределений банков по размерам их активов позволит выбирать на отдельные отрезки времени границы отсечения величин активов для отнесения банков к сегментам малого, среднего и крупного бизнеса по критерию масштаба деятельности.

Критерий региональной локализации головного офиса и филиалов предполагает, что малый или средний банк ограничивает сферу своего присутствия (в части места расположения основной клиентской базы и расположения филиалов) одним или несколькими соседствующими регионами (областями, краями) в пределах одного федерального округа.

Данные Банка России об изменении количества кредитных организаций в РФ за последние пять лет свидетельствуют о сокращении этого показателя. При этом сокращается и количество филиалов банков: как филиалов банков в своих регионах, так и в других регионах (Рисунок 1).

Особенно заметно снижение количества филиалов банков, головная организация которых находится в другом регионе, хотя по-прежнему их число значительно превышает количество филиалов, головная организация которых находится в том же регионе. Причина этому в региональной экспансии банков Центрального федерального округа, в первую очередь, Москвы и Московской области. Но общее снижение количества филиалов приводит к уменьшению возможностей региональных экономических субъектов по доступу к банковским услугам и источникам финансовых ресурсов.Статистическая обработка информации о видах и регионах присутствия в разрезе каждой кредитной организацииявляется актуальной ввиду разнообразия возможностей присутствия банка. Помимо филиалов, банки

Таблица 1. Данные посредним величинам активов и квартильным распределениям КО по размеру активов (тыс. руб.)

Показатели 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15

Минимальное значение 5 497 2 750 1 764 1 877 1 277

Максимальное значение 3 475 837 847 4 920 140 956 6 632 694 671 7 076 192 258 8 511 191 549

Среднее значение между минимальным и максимальным размерами активов 1 737 921 672 2 460 071 853 3 316 348 218 3 538 097 068 4 255 596 413

Среднеарифметиче ское значение (в среднем на один банк) 16 440 723 21 520 724 26 242 230 27 933 235 32 906 000

Первый квартиль 699 191 774 590 658 255 618 152 776 557

Значение медианы 1 802 289 1 997 784 1 729 981 1 811 110 2 154 942

Третий квартиль 5 360 995 6 026 266 5 478 647 6 033 949 7 349 144

Инструкция ЦБ РФ от 3 декабря 2012 г. N 139-И «Об обязательных нормативах банков»

2http://www.spark-interfax.ru/

3http://www.icba.org

Рис. 1. Динамика количества кредитных организаций и их филиалов

могут создавать иные внутренние структурные подразделения, к которым относятся дополнительные, операционные и кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла

Аспект географической локализации банков для выделения их в отдельную группу достаточно давно используется в практике США, где существует понятие «соттиш1уЬапкз» - банки местных сообществ. Такие банки являются частными финансовыми институтами, которые ведут свою деятельность в округах, небольших городах, компактно живущих общинах или других сообществах. Существует американская организация «Банкиры независимых сообществ Америки» (1СВА), занимающаяся разносторонней поддержкой локальных банков3.

Специфика их деятельности предполагает высокую ценность личных отношений между сотрудниками, руководством банка и его клиентами. В период недавней рецессии в США, подорвавшей авторитет крупных международных банков, банки местных сообществ приобрели еще большую значимость на американском рынке финансовых услуг. Продукты, предлагаемые такими банками, отличает высокая гибкость и подстроенность под индивидуальные потребности клиента, которые обусловлены пониманием жизни своего сообщества и ситуации в нем, личными связями и взаимоотношениями с клиентами, знанием их проблем и планов. При этом огромна роль локальных банков сообществ в финансировании малого и среднего американского бизнеса.

Аналогичным образом можно построить схему взаимодействий российских малых и средних банков в регионах их присутствия с малым и средним бизнесом с учетом мер поддержки и стимулирования таких взаимодействий.

Соответствие критерию частной (негосударственной) принадлежности всего уставного капитала резидентам РФ при отнесении банков к категории малых и средних целесообразно для создания равных конкурентных условий и равного доступа к источникам финансовых ресурсов, особенно при условии внешнего стимулирования развития малого и среднего банковского бизнеса и создании ему определенных преференций.

Критерий неаффилированности с мультибанковскими холдингами и финансово-промышленными группами предполагает, что отнесенный к сегменту малого или среднего банк не должен являться частью группы компаний, в которую входят другие организации, относящиеся к категории крупных. Помимо создания равных конкурентных условий, применение критерия неаффилированности с крупными банками или предприятиями предполагает, что малый или средний банк действует независимо и не используется для выполнения отдельных функций или операций в интересах крупной финансово-промышленной группы.

Для возможности использования двух последних критериев при сегментировании банков требуется свод и предоставление Банком России или уполномоченными информационно-аналитическими агентствами информации о структуре собственности и принадлежности капиталов, а также о взаимосвязях банков и их вхождению в группы компаний в разрезе всех кредитных организаций.

Таким образом, для сегментирования российского банковского сектора и отнесения кредитных организаций к категориям малого и среднего банковского бизнеса целесообразно использовать, как

минимум, такие критерии как размер активов, региональная локализация головного офиса и подразделений, частная принадлежность всего уставного капитала резидентам РФ, неаффилированность с мультибанковскимии финансово-промышленными холдингами. Сегментирование значительной по размеру совокупности российских кредитных организаций позволит более взвешенно подходить к оценке эффективности и рисков деятельности банков разных сегментов, что впоследствии может выявить целесообразность использования дифференцированного подхода к регулированию деятельности в отношении не только системно значимых, а всех выделенных сегментов российского банковского сектора.

Литература:

1. Казанский, А. В. Малые и средние банки: зарубежный опыт и Российские перспективы / А.В. Казанский // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2 (50).- С. 207 - 210.

2. Королёв, О.Г. О сущности банковских бизнес-моделей / О.Г. Королёв // Экономические науки. - 2014. - № 112. - С. 69-74.

3. Ларионова, И.В. «Очищение» финансовых рынков от нежизнеспособных банков / И.В. Ларионова, Г.С. Панова // Банковское дело. - 2014. - №2. - С. 6-10.

4. Юшкова, С.Д. Анализ организации контроля за кредитным процессом / С.Д. Юшкова // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №9 (408). - С. 23-31.

5. Korolev O.G. (2015), Bank Lending to Small and Medium sized Business: Evidence from Russia, Asian Social Science, Vol. 11, #14. Pages 314-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.