Научная статья на тему 'О КРИТЕРИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ, РАЗРАБОТАННЫХ РАО'

О КРИТЕРИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ, РАЗРАБОТАННЫХ РАО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / педагогика / критерий / качество / ответственность / диссертация / science / pedagogy / criterion / quality / responsibility / dissertation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Жарков

В статье раскрываются критерии доказательности, изложенные в виде методических рекомендаций учеными Российской академии образования. Критерии в научной деятельности предназначены для повышения ответственности достоверного отражения действительного состояния изучаемого предмета исследования по установленным законам, правилам, инструкциям. Это своего рода стандарт, показатель, который позволяет оценить уровень представленной на всеобщее обсуждение диссертации. Подобные критерии раскрывают сущность оценок структурных элементов диссертации: темы, ее актуальности, степени разработанности, периодов, противоречий, проблемы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, научной новизны, теоретической значимости, практической значимости и т. д. Всего 22 позиции в первой части, а вторая часть посвящена опытно-экспериментальной работе, где также подробно изложены критерии по всем позициям проведения и создания условий для эксперимента и его внедрения в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CRITERIA FOR IMPROVING THE QUALITY OF DISSERTATION RESEARCH ON PEDAGOGY DEVELOPED BY RAO

The article reveals a criteria of evidence set out in the form of methodological recommendations by scientists of the Russian Academy of Education. Criteria in scientific activity are designed to increase the responsibility of reliably reflecting the actual state of the studied subject of research according to established laws, rules, and instructions. This is a kind of standard, an indicator that allows you to assess the level of a dissertation submitted for public discussion. Such criteria reveal the essence of assessments of the structural elements of the dissertation: topic, its relevance, degree of elaboration, periods, contradictions, problems, object, subject, goals, objectives, hypothesis, scientific novelty, theoretical significance, practical significance, etc. There are 22 positions in total in the first part, and the second part is devoted to experimental work, which also sets out in detail the criteria for all positions of conducting and creating conditions for the experiment and its implementation in practice.

Текст научной работы на тему «О КРИТЕРИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ, РАЗРАБОТАННЫХ РАО»

По мнению Гладкой Е.С., «отличительными особенностями технологической карты являются алгоритмичность, технологичность и интерактивность. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выполняется в нескольких формах:

- индивидуальной (между педагогом и обучаемым);

- социально-психологической (взаимодействие в коллективе);

- интегральной (объединяет различные воспитательные воздействия в конкретном обществе)» [4, с. 16-17].

Разработка технологической карты педагогического сопровождения может включать следующие шаги:

1. Постановка целей - определение конкретных задач и целей, направленных на их решение.

2. Разработка плана и программы педагогического сопровождения:

- определение этапов, средств, форм и условий педагогического сопровождения;

- проектирование мероприятий, методик и ресурсов.

3. Осуществление плана и программы педагогического сопровождения:

- использование методик саморазвития обучаемого, педагогического сопровождения в ситуации преодоления трудностей,

- создание событийной образовательной среды,

- рефлексия позитивного опыта и затруднений и т. п.

4. Оценка результатов - оценка эффективности педагогического сопровождения с целью определения степени достижения целей и выявления областей для улучшения.

5. Коррекция - внесение корректив в план и программы педагогического сопровождения на основе результатов оценки для улучшения педагогического сопровождения.

Нами разработана технологическая карта педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров, которая включает в себя пять основных направлений работы: диагностическое, организационное (проектировочное), деятельностное (реализационное), рефлексивное (аналитическое), результативное (оценочное).

В рамках реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров нами в 2022-2023 годах на базе филиала «Кузбасского государственного технического университета» в г Белово был проведен эксперимент.

В ходе эксперимента главное внимание было направлено на реализацию педагогического сопровождения для целенаправленного развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров.

Цель экспериментальной работы: апробация направлений педагогического сопровождения, способствующих развитию профессиональной культуры безопасного труда шахтеров.

Экспериментальная работа осуществлялась в условиях максимального вовлечения будущих шахтеров в процесс реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопас-

Библиографический список

ного труда на всех его этапах. Участниками эксперимента стали обучающиеся по специальности «Горное дело» направления подготовки «Техносферная безопасность» филиала КузГТУ в г. Белово. Всего экспериментом было охвачено 86 студентов.

Для определения уровня развития профессиональной культуры безопасного труда участников эксперимента мы воспользовались диагностической методикой Л. Москвиной. Данная диагностика осуществлялась в два этапа: первичная диагностика в 2022 году, вторичная - в 2023 году.

По отдельным вопросам анкеты участников эксперимента мы вывели среднее значение эмпирических данных.

Шкала уровней оценки определялась исходя из набранных баллов:

0-30 - низкий уровень (неготовность к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности);

31-70 - средний уровень (частичная готовность к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности);

71-100 - высокий уровень (устойчивая готовность к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности).

В период диагностики проводились личные наблюдения за участниками эксперимента, использовались персональные беседы с целью выявления позиции участников к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности, проводилось анкетирование.

Результат динамики развития профессиональной культуры безопасного труда участников эксперимента представлен в табл. 1.

Таблица 1

Уровень На начало эксперимента На конец эксперимента

Высокий 14% 46%

Средний 49% 34%

Низкий 37% 20%

Содержание педагогического сопровождения технологической карты предусматривает формы работы педагога и обучающегося по каждому направлению (диагностическому, организационному (проектировочному), деятельнос-тному (реализационному), рефлексивному (аналитическому), результативному (оценочному)). В ходе экспериментальной работы доказано, что под действием данных форм работы мотивационная составляющая соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности меняется в положительную сторону.

Таким образом, нами доказано, что развитие профессиональной культуры безопасного труда обучающихся зависит от их педагогического сопровождения, выбора наиболее эффективных форм работы. Подведя итоги проведенного исследования, мы доказали возможность применения и реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров на основе ценностного подхода.

1. Овчарова А.П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста как педагогическая категория. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург 2012; Т. 3, № 4: 70-77.

2. Самарский А.Н. Становление ценностного подхода в образовании России второй половины XIX- начала XXв. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2011.

3. Белов В.Ф. Развитие ценностного отношения учащейся молодежи к будущей профессии в социально-культурной среде образовательного учреждения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2021.

4. Тесленко А.Н., Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебник для вузов. Москва: Издательство «Юрайт», 2023.

5. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьторского сопровождения: учебное пособие. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.

References

1. Ovcharova A.P. Ponyatie «psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej mladshego shkol'nogo vozrasta kak pedagogicheskaya kategoriya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Sankt-Peterburg, 2012; T. 3, № 4: 70-77.

2. Samarskij A.N. Stanovlenie cennostnogo podhoda v obrazovanii Rossii vtoroj poloviny XIX- nachala XX v. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2011.

3. Belov V.F. Razvitie cennostnogo otnosheniya uchaschejsya molodezhi k buduschej professii v social'no-kul'turnoj srede obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2021.

4. Teslenko A.N., Rozhkov M.I. Yunogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2023.

5. Gladkaya E.S., Tyumaseva Z.I. Tehnologii t'torskogo soprovozhdeniya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2017.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 37.013

Zharkov A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of Department of Socio-Cultural Activities of the Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: kdd007@bk.ru

ON THE CRITERIA FOR IMPROVING THE QUALITY OF DISSERTATION RESEARCH ON PEDAGOGY DEVELOPED BY RAO. The article reveals a criteria of evidence set out in the form of methodological recommendations by scientists of the Russian Academy of Education. Criteria in scientific activity are designed to increase the responsibility of reliably reflecting the actual state of the studied subject of research according to established laws, rules, and instructions. This is a kind

of standard, an indicator that allows you to assess the level of a dissertation submitted for public discussion. Such criteria reveal the essence of assessments of the structural elements of the dissertation: topic, its relevance, degree of elaboration, periods, contradictions, problems, object, subject, goals, objectives, hypothesis, scientific novelty, theoretical significance, practical significance, etc. There are 22 positions in total in the first part, and the second part is devoted to experimental work, which also sets out in detail the criteria for all positions of conducting and creating conditions for the experiment and its implementation in practice.

Key words: science, pedagogy, criterion, quality, responsibility, dissertation

АД. Жаркое, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: kdd007@bk.ru

О КРИТЕРИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ, РАЗРАБОТАННЫХ РАО

В статье раскрываются критерии доказательности, изложенные в виде методических рекомендаций учеными Российской академии образования. Критерии в научной деятельности предназначены для повышения ответственности достоверного отражения действительного состояния изучаемого предмета исследования по установленным законам, правилам, инструкциям. Это своего рода стандарт, показатель, который позволяет оценить уровень представленной на всеобщее обсуждение диссертации. Подобные критерии раскрывают сущность оценок структурных элементов диссертации: темы, ее актуальности, степени разработанности, периодов, противоречий, проблемы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, научной новизны, теоретической значимости, практической значимости и т. д. Всего 22 позиции в первой части, а вторая часть посвящена опытно-экспериментальной работе, где также подробно изложены критерии по всем позициям проведения и создания условий для эксперимента и его внедрения в практику.

Ключевые слова: наука, педагогика, критерий, качество, ответственность, диссертация

Актуальность статьи обусловлена повышением требований к процедуре подготовки и защите диссертационных исследований в педагогике.

Несмотря на то, что проведено огромное количество экспериментальных исследований, интеграция научных специальностей 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.05 Теория, методика, организация социально-культурной деятельности, их оказывается недостаточно для возрастающих требований ВАК. Настало время пересмотреть отношение к предыдущему опыту. Этого требует и проработка педагогических исследований, учебных программ и технологий обучения.

Цель статьи заключается в том, чтобы понять значение и сущность критериев доказательности в педагогических исследованиях и необходимость их применения при написании диссертаций. Автор обращает внимание на критерии наиболее сложных разделов структуры диссертации.

В вузах культуры преподавание педагогических дисциплин интенсивно проходит на фоне развития искусственного интеллекта, компьютеризации и циф-ровизации образовательно-воспитательного процесса. Поэтому интенсивно происходит поиск новых форм в сочетании с традиционным с участием в научных конференциях, семинарах, научных исследованиях.

Тем ценнее оказалась постановка мегаактуального вопроса в педагогических исследованиях, касающегося проблемы доказательности и качества в целом.

В связи с этим 30 ноября 2023 года Российская академия образования и высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации провели Всероссийскую научную конференцию «Проблемы качества диссертационных исследований в области наук об образовании», где впервые были разработаны методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании».

Научная новизна: методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании» способствуют упорядочению изложения материалов и результатов проведенной работы.

При анализе представленной на обсуждение диссертации критерии позволяют всем участникам ориентироваться на сопряжение позиций диссертантов и экспертов всех уровней в отношении методологических и формальных требований к представленным научным трудам. Сегодня главным критерием в этом вопросе становится доказательность. Утверждены методические рекомендации постановлением президиума Российской академии образования от 23.03.2023 № 2/1 и направлены в организации, осуществляющие исследования в области наук об образовании. Президиум ВАК при Минобрнауки России от 21.04.2023 № 12/2-разн. утвердил рекомендации «О критериях доказательности диссертационных исследований в сфере наук об образовании», признанные оказать методическую и методическую помощь при подготовке диссертаций, предоставив полную свободу в определении темы, методов отбора содержания и результатов диссертационного исследования.

В методических рекомендациях объективно изложены новые научные представления о цели этой работы. Конкретная задача - стать методическими основаниями к диссертационным исследованиям для методологических и теоретических изысков динамики обучения и воспитания как социально-культурного процесса. Все это позволяет уяснить пользу критериев доказательности в диссертационных исследованиях.

Государство сегодня предпринимает всевозможные меры для создания благоприятной научной атмосферы в стране. Поэтому при определении темы диссертационного исследования необходимо учитывать социокультурную ситуацию в жизни общества.

Достаточно сказать, что создан национальный проект «Наука и университеты», который будет способствовать оптимизации социокультурной ситуации в стране, то есть научной атмосферы.

Показатель в этом вопросе - деятельность парка науки и искусства «Сириус», отметившего десятилетие науки и новых технологий. А самое примечательное, что эта площадка позволяет осуществлять непосредственный диалог руководителей государства и передовой науки.

Президент нашего государства В.В. Путин поставил задачу повысить престиж высшего образования в нашей стране и в 2030 году войти в пятерку передовых стран по уровню развития науки. Кстати, в США вообще нет понятия «педагогика».

В принципе, задачи, стоящие перед педагогикой, на наш взгляд, сохранившие свою актуальность, были сформулированы еще профессором Розиным В.М. для экспертного совета по педагогике и психологии ВАК в 2005 году, сохранившие свою актуальность, к ним относятся следующие: «сохранение «культурного наследия» традиционной педагогики; построение нового здания педагогики (педагогических практик и «педагогической науки»), отвечающего современным реалиям и требованиям к образованию; конституирование современного органа педагогических знаний (философия образования, ориентированная на педагогику теории, образовательные и учебные предметы, педагогические технологии и т. д.); выход на более реалистические и эффективные стратегии реформирования образования!» [1, с. 180].

Решение этих задач происходило с разной степенью интенсивности в зависимости от изменений, происходящих в нашей жизни.

Сегодня в рамках государственной образовательной политики «ценностная установка научного сознания», по В.М. Розину, формулирует мыслительный процесс исследователя. Этот мучительный процесс начинается с определения цели диссертации, ее актуальности.

Во введении методических рекомендаций прямо указывается на необходимость зеркального отражения в названии темы изменений в жизни нашего общества. Расписаны обобщенные проблемы, возникающие при поисках формулировки темы по общей педагогике, истории педагогики, профессиональном образовании, по сравнительной педагогике и т. д.

Затем прописаны требования к актуальности проблемы исследования в двух аспектах. Это проблемы развития педагогической науки образования с позиций интересов государства и общества. Критериями доказательности здесь являются острота проблемы, раскрытие потенциала образовательной практики.

В разделе «Степень разработанности избранной темы исследования» критериями становится глубокий анализ научных источников, объясняющий востребованность проблемы.

Здесь становится задача отразить научные достижения уже проведенных исследований и показать, что предложенные выводы и результаты на сегодняшний день неэффективны, и завершить этот раздел сравнительным анализом полученных до этого результатов с поставленной темой данной диссертационной работы с указанием времени и границ исследования.

При анализе противоречий необходимо указать пути их решения и при их множестве их сгруппировать.

Известно, что объектом в исследовании может быть процесс, явление, комплекс знаний, интегративный процесс смежных наук об образовании. Критериями стали идентификация темы и объекта, соответствие проблемы границам исследования, место предмета в объекте.

Отсюда - объект постоянно объемнее предмета диссертационного исследования.

Что касается объекта исследования, то он выбирается автором и научным руководителем, а предмет мучительно оттачивается под воздействием преподавателей кафедры, членов совета факультета, ученого совета учебного или научного института.

Критерием предмета диссертационного исследования является его соотношение с объектом, темой, проблемой, противоречием.

Всегда было «много замечаний по определению цели диссертационных исследований (предвосхищенный, желаемый результат) и задач, которые необходимо решить для получения результатов. Здесь необходимо особо подчеркнуть соблюдение гармонии при структурировании диссертации. На наш взгляд, в кандидатской диссертации должно быть шесть задач, шесть положений, выносимых на защиту, и шесть параграфов, в которых они исследованы и доказаны» [2, с. 429].

Цель исследования была и остается связующей нитью всего огромного труда, осуществляющей связь формирования от разработки понятийно-категориального аппарата до конечного результата. Цели рознятся не только по масштабам для кандидатских и докторских диссертаций, но и в зависимости от актуальности.

Критериями доказательности при постановке задач исследования в границах темы является их совокупная способность.

На научной конференции особенно отметили, что множество трудностей возникает при определении гипотезы исследования. Гипотеза определяет направление исследования, требующее проверки, но указывает на конкретные результаты исследования, их верифицируемость.

Основным критерием научной новизны, как и была, осталась необходимость демонстрации новых положений, идей, закономерностей, теорий, концепций, технологий, обновляющих педагогическую науку.

Критериями методологических основ, обеспечивающих достоверность полученных данных, рекомендуются идеи, методологические подходы, принципы, ставшие базовой основой целостности исследования. Но теперь методологические основы недостаточно только просто перечислить, необходимо показать их в процессе. Что касается методов исследования, хорошо по возможности для доказательности показать апробацию их конкретного применения.

Критериями положений, выносимых на защиту, должны быть доказательства, раскрывающие их результаты как в достижении цели исследования, так и его сердцевины - эксперимента.

Здесь главное, о чем необходимо помнить соискателю, то, что положения сами являются одним из критериев присуждения ученой степени.

Критерии достоверности полученных результатов в диссертации - это возможность их воспроизведения в типичных условиях с соблюдением установленных теоретико-методологических оснований, обеспечивающих логистику диссертационного исследования и отвечающих вышеобозначенным критериям.

Критерием апробации полученных результатов является доказательство различными формами участия в этом процессе организаций, занимающихся образовательной деятельностью. Этот процесс предполагает конкретную отчетность, подтверждающую участие организаций в эксперименте, проводимом диссертантом.

Заканчивается первая часть методических рекомендаций по применению критериев доказательности проводимых педагогических исследований рассмотрением критерия соответствия избранной и утвержденной компетентными лицами и структурами организации паспорту научной специальности. И что особенно важно в специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» в связи с объединением ее с бывшей специальностью «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», так это то, что теперь требуется утверждать тему диссертации в соответствии с кодом специальности, указанным в паспорте.

«В диссертационных советах и в ВАК диссертация будет рассматриваться на предмет ее соответствия конкретному направлению паспорта указанной в диссертации научной специальности» [3, с. 18].

Вторая часть методических рекомендаций по применению критериев посвящена проверке доказательности гипотезы и доказательности правильно спла-

Библиографический список

нированного и проведенного эксперимента в конкретной социально-педагогической среде.

«Критерий - выбор инструментария исследования, адекватного решаемым задачам: конкретное использование методик анализа и интерпретации данных с указанием их научных источников и полное описание «авторских» приемов исследования; описание констатирующей (диагностической) части опытно-экспериментальной работы; описание методики (технологии), процесса ее опытной апробации (в экспериментальной выборке); подробное описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, включая указание на участников работы; применение качественных и количественных методов оценки перспективности опытно-экспериментальной работы; воспроизводимость результатов; корректная оценка достоверности полученных результатов» [3, с. 18].

Новые требования настолько подробно изложены во второй части, что диссертанту понятно, насколько важно показать соотнесение целей, задач, гипотезы, исходной информации к началу эксперимента, его этапов, методов, методик, приемов, процедур, технологий и др. с учетом влияния объективных и субъективных факторов.

Следует добавить, что в это понятие гармонии и единства всех составных элементов эксперимента входят условия внедрения в широкую практику воспитательных или образовательных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описание результатов диссертационного исследования в педагогической науке всегда было актуально.

Казалось бы, все понятно. Ради этого и было потрачено много лет, времени и сил, а может, и здоровья. Поэтому на этом этапе надо сосредоточиться и финишировать достойно. Сейчас в качестве результата исследования допускается доказательство «нового» предмета, несмотря на изученность объекта.

В «диссертации необходимо давать конкретное, содержательное описание результативного вклада соискателя в контекст науки. Какое знание произведено в отличие от имеющегося, в чем новизна и полезность - вот вопрос, на который должен содержаться ответ в заключение Совета. Если при этом иметь в виду полезность произведенного научного продукта, то здесь надо признать значимыми не только запросы практики, но и нужды внутринаучные, например, теоретическое упорядочение понятийного строя науки, разработка новых методов исследования и тому подобное». [4, с. 21-22].

Теоретическая и практическая значимость: в новых общественно-политических условиях повышаются требования к результативности диссертационных исследований за счет соответствия новым критериям, обеспечивающих их доказательность.

В современной социокультурной ситуации вышеизложенные критерии по тематике бывшей научной специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» позволяют реализовать воспитательный потенциал социума.

Деятельность учреждений культуры в социуме - это связь с жизнью, где нужны специальные методологии, теории, знания закономерностей, функций, принципов, форм, методов, технологий деятельности, проявляющихся в результатах изучаемых объектов и предметов.

Результаты данной статьи, на наш взгляд, будут полезны аспирантам и соискателям при написании диссертаций.

Оригинальность данного исследования заключается в новом подходе к научно-педагогическим исследованиям, которые становятся продуктами общественной значимости, несущими универсальные смыслы.

Данные критерии способствуют повышению качества, следовательно, ответственности по сохранению предметности педагогического знания, позволяют диссертанту расширить видение жизненных и социально-культурных регалий и понять, что новые критерии - это способ найти гармонию между обязанностью и ответственностью.

1. Розин В.М. Виды научных работ и критерии их оценки. Мир психологии. 2005; № 2: 138-152.

2. Жарков А.Д. Основные проблемы диссертационных исследований по теории, методике и организации социально-культурной деятельности. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2012.

3. Методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». Москва: РАО. 2023.

4. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. Бюллетень ВАК. 2008; № 2: 6-22.

5. Вершинина Н.А., Загусов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006.

6. Черепанов В.С. Основы педагогической экспертизы: учебное пособие. Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2006.

References

1. Rozin V.M. Vidy nauchnyh rabot i kriterii ih ocenki. Mirpsihologii. 2005; № 2: 138-152.

2. Zharkov A.D. Osnovnye problemy dissertacionnyh issledovanij po teorii, metodike i organizacii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnojdeyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2012.

3. Metodicheskie rekomendacii «Primenenie kriteriev dokazatel'nosti dissertacionnyh issledovanij v oblasti nauk ob obrazovanii». Moskva: RAO. 2023.

4. Fel'dshtejn D.I. O sostoyanii i putyah povysheniya kachestva dissertacionnyh issledovanij po pedagogike i psihologii. Byulleten' VAK. 2008; № 2: 6-22.

5. Vershinina N.A., Zagusov N.I., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P Sovremennoe dissertacionnoe issledovanie po pedagogike: Ocenka kachestva: kniga dlya 'eksperta. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj sociaino-'ekonomicheskij universitet, 2006.

6. Cherepanov V.S. Osnovy pedagogicheskoj 'ekspertizy: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izdatel'stvo IzhGTU, 2006.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.