УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10083
0 КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лидия Ирековна ЛАРИОНОВА,
адъюнкт кафедры уголовного права Казанского юридического института МВД РФ E-mail: kazan_larionov@mail.ru
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с критериями оценки налоговой безопасности в Российской Федерации. Автор анализирует систему обеспечения налоговой безопасности и критерии ее эффективности. Вместе с тем автор предлагает разработать специальную систему показателей для объективной оценки состояния налоговой безопасности в Российской Федерации.
Ключевые слова: налог, налоговое законодательство, налогообложение, налоговое администрирование, налоговая безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность, критерии, индикаторы, пороговые значения, признаки, Российская Федерация, система налогообложения.
Annotation. This article discusses issues related to the criteria for assessing tax security in the Russian Federation. The author analyzes the system of ensuring tax security and the criteria for its effectiveness. However, the author proposes to develop a special system of indicators for an objective assessment of the state of tax security in the Russian Federation.
Keywords: tax, tax law, taxation, tax administration, tax security, economic security, national security, criteria, indicators, threshold values, signs, Russian Federation, tax system.
Разработка основных направлений политики государства в сфере обеспечения налоговой безопасности должна вестись уже на этапе долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны и ее регионов, а вместе с тем и долгосрочного прогнозирования федерального и региональных бюджетов.
Построение системы обеспечения налоговой безопасности осуществляется на основе ряда принципов, базовыми из которых являются:
■ целостность системы налогообложения на всей территории страны, перечень установленных в законе налогов и сборов — закрытый;
■ структуризация, включающая весь перечень налогов, сборов, взносов, пошлин и обязательных неналоговых платежей; правовую основу функционирования системы налогообложения; единую информационную базу в сфере налогового контроля; субъектов налогообложения и их взаимо-
отношения; объекты налогообложения и налоговые базы; действующие налоговые режимы1;
■ иерархичность — соответствии с действующим законодательством каждый элемент строго занимает свое место в конкретном структурном звене и четко выполняет отведенную ему роль.
К основным критериям эффективности системы налоговой безопасности государства и его субъектов относятся2:
■ поддержание высокого уровня налоговой безопасности с учетом издержек на ее обеспечение;
■ снижение уровня налоговых рисков (рост индикаторов безопасности);
■ снижение государственных затрат на обеспечение налоговой безопасности.
Признаки, характеризующие налоговую безопасность, дифференцируются на количественные и качественные.
№ 2/2019
Количественные:
■ налоговый потенциал регионов и предпосылки к его развитию;
■ показатели, отражающие порядок и объем распределения налоговых платежей между бюджетами различных уровней;
■ величина налоговой нагрузки;
■ уровень таможенной пошлины;
■ объем государственных затрат на контроль и администрирование.
Качественные:
■ стабильность функционирования системы налогообложения;
■ результативность налоговой системы с тенденцией к минимизации угроз внутреннего и внешнего генеза;
■ привлекательность налоговых и таможенных стимулов для инвестиций, развития производства и предпринимательства, а также обеспечения конкурентоспособности национальной экономики;
■ синхронизация и упорядочение систем налогообложения и таможенных режимов с другими государствами.
Анализ специализированной юридической и экономической литературы продемонстрировал наличие множества показателей и подходов к оценке экономической безопасности государства. Учитывая тематику и предмет, рассматриваемый в настоящей статье, нас в большей степени интересуют показатели, характеризующие налоговую безопасность.
Так, названные показатели можно дифференцировать по следующим признакам:
1. По уровню государственного регулирования3:
■ макроуровень, демонстрирующий показатели в целом по стране;
■ мезоуровень — показатели в регионах;
■ микроуеровень — показатели уровня налогообложения субъектов хозяйствования и физических лиц.
2. По степени объединения4:
■ общие — собираемость налогов, объем налоговой задолженности, уровень теневой экономики, структура налогов, соотношение прямых и косвенных налогов;
■ частные — налоговые ставки, внешнеторговые тарифы, величина налоговой базы, налоговых льгот, размер штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах;
■ расчетные — величина налогового бремени, налоговый потенциал, показатели эффективности налогового регулирования.
3. По уровню затрат на обеспечение налоговой безопасности5:
■ минимальный;
■ оптимальный;
■ максимальный (критический) уровень.
4. Показатели налогового риска как оценочной вероятности и тяжести последствий угроз6.
Надо отметить, что в современных реалиях куда более существенное значение имеют не сами показатели, но их пороговые значения, т.е. некие критические величины, при достижении которых наступают крайне негативные, а порой и катастрофические последствия для национальной экономики.
Так, анализ различных характеристик уровня экономической безопасности Российской Федерации, в том числе объем государственного долга, дефицит бюджетов подавляющего большинства субъектов Федерации, продолжающий увеличиваться разрыв в доходах между самыми бедными и самыми богатыми гражданами, массовый вывод денежных средств за рубеж, демонстрирует, что в настоящее время ситуация близка к критической.
Не вызывает в связи с этим сомнений необходимость разработки специальных индикаторов, пороговых значений, которые бы позволяли реально оценивать уровень и степень угроз как экономической безопасности страны в целом, так и налоговой безопасности, в частности. Такая разработка позволит обнаружить некий «коридор» безопасности, указывающий на нормальное функционирование системы налогообложения, если названные выше характеристики будут укладываться в этот «коридор».
В силу того, что формирование всех налоговых доходов происходит в субъектах Российской Федерации, то в основе разработки указанных индикаторов и пороговых значений должны находиться региональные показатели. При этом отбор показателей следует проводить с учетом следующих принципов7:
■ привязка к стратегическим целям развития государства и его субъектов;
■ наличие пороговых значений;
■ наличие причинно-следственных связей (между показателями);
■ «гибкость» показателей, т.е. возможность их легкого перестраивания под меняющееся налоговое законодательство;
■ отражение эффективности государственного налогового администрирования на уровне субъектов Федерации;
№ 2/2019
■ отражение изменения состояния качества системы налоговой безопасности;
■ отражение признаков развития субъектов Федерации.
В заключение можно сделать следующий вывод.
В основе оценки состояния налоговой безопасности должна находиться вся полнота сведений и скрупулезный анализ налоговых поступлений и платежей в бюджеты всех уровней. Кроме того, между ними должна быть установлена связь, цель которой заключается в получении объективных результатов и данных о функционировании системы налогообложения, чтобы в дальнейшем, основываясь на таких данных, максимально эффективно проводить реформирование налоговой сферы, обеспечивать ее безопасность, улучшать методы управления, планирования и прогнозирования.
1 Жукова Е.И. Совершенствование форм и методов налогового администрирования в правилах изменения положений HK РФ и других нормативно-правовых актов //
URL: http://www.pandia.ru/text/77/229/27973.php
2 Алешин ВА., Овчинников В.Н., Челышева ЭА. Системная парадигма обеспечения налоговой безопасности России и ее регионов // Terra Economicus (журнал). 2012. Т. 10. № 1. С. 20—25.
3 Михасева Е.Н. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учеб. пособие . Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011.
4 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ: ИНФРА-М, 2013.
5 Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М.:ИНФРА-М, 2014.
6 Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учеб. пособие. М.: Инвест Фонд, 2012.
7 Алешин ВА., Овчинников В.Н., Челышева ЭА. Указ. соч.
Библиографический список
1. Алешин ВА., Овчинников В.Н., Челышева ЭА. Системная парадигма обеспечения налоговой безопасности России и ее регионов // Terra Economicus (журнал). 2012. Т. 10. № 1. С. 20—25.
2. Жукова Е.И. Совершенствование форм и методов налогового администрирования в правилах изменения положений HK РФ и других нормативно-правовых актов //
URL: http://www.pandia.ru/text/77/229/ 27973.php
3. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М.:ИНФРА-М, 2014. 152 с.
4. Михасева Е.Н. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учеб. пособие . Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 180 c.
5. Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учеб. пособие. М.: Инвест Фонд, 2012. 496 с.
6. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ: ИНФРА-М, 2013. 720 с.
№ 2/2019