Научная статья на тему 'О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НОВОЙ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НОВОЙ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КОНЦЕПЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ / PATIENT-ORIENTED HEALTHCARE SYSTEM / QUALITY OF MEDICAL CARE / CONCEPT OF THE PATIENT-CENTERED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Столбов А.П.

Пациентоориентированный подход позволит учитывать индивидуальные предпочтения и потребности пациентов в процессе оказания медицинской помощи. Исследование посвящено системному анализу основных положений и условий их реализации в пациентоориентированной модели. В работе представлен состав критериев оценки в разработанной модели. Внедрение новой пациентоориентированной модели предполагает более широкое применение современных методов и технологий их персонального информационного сопровождения на различных этапах оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Столбов А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the criteria for evaluating the activities of medical organizations in the new patient-oriented healthcare system

The patient-oriented approach will allow taking into account individual preferences and needs of patients in the process of providing medical care. The study is devoted to the system analysis of the main provisions and conditions for their implementation in the patient-oriented model. The paper presents the composition of evaluation criteria in the developed model. The introduction of a new patient-oriented model implies a broader application of modern methods and technologies for their personal information support at various stages of medical care.

Текст научной работы на тему «О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НОВОЙ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Менеджмент в здравоохранении

Р.А. Хальфин,

д.м.н., профессор, директор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского университета, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия В.В. Мадьянова,

к.соц.н., профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского университета, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия, e-mail: madvika@mail.ru А.П. Столбов,

д.т.н., профессор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского университета, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НОВОЙ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЦП

УДК 614.2

Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Столбов А.П. О критериях оценки деятельности медицинских организаций в новой па-циентоориентированной системе здравоохранения (Высшая школа управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского университета, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия)

Аннотация. Пациентоориентированный подход позволит учитывать индивидуальные предпочтения и потребности пациентов в процессе оказания медицинской помощи. Исследование посвящено системному анализу основных положений и условий их реализации в пациентоориентированной модели. В работе представлен состав критериев оценки в разработанной модели. Внедрение новой пациентоориентированной модели предполагает более широкое применение современных методов и технологий их персонального информационного сопровождения на различных этапах оказания медицинской помощи. Ключевые слова: пациентоориентированная система здравоохранения; качество медицинской помощи; концепция пациенто-ориентированной модели.

□ дной из ярко выраженных тенденций последних лет является сдвиг современной медицины в сторону рыночных отношений, в рамках которых клиентоориентированность является одним из важнейших конкурентных преимуществ.

В контексте проведённого исследования рассматриваются только процессы, епосредственно связанные с организацией и оказанием медицинской помощи ациенту - конечному получателю медицинских услуг. При этом основное внимание акцентировано на процессах предоставления медицинской помощи по программе государственных гарантий. Процессы, связанные с лицензированием медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитацией медицинских и фармацевтических работников, непрерывным медицинским образованием, а также осуществлением полномочий и функций органами государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, здесь не рассматриваются.

Процесс оказания медицинской помощи и иных услуг в системе здравоохранения в общем случае декомпозируется на нескольких связанных между собой комплементарных бизнес-процессах.

Методы. Проведена оценка деятельности медицинских организаций в новой пациентоориентированной системе, основанная на комплексе методических

© P.A. Хальфин, В.В. Мадьянова, А.П. Столбов, 2019 г.

•КС

№ 4

2019

Менедже,

Менеджмент в здравоохранении

подходов, включающих изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования системы здравоохранении, организационного моделирования и логистики.

В процессе выполнения исследовательского анализа использовались методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных документов, публикуемых на сайтах Минздрава России и Федерального фонда ОМС, органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов РФ, а также семантического поиска источников в сети Интернет. Были использованы методы формально-юридического и системного анализа документов.

Результаты. Как показали проведенные исследования, типология предоставляемых услуг и соответствующих бизнес-процессов, выполняемых в па-циентоориентированной системе здравоохранения, в основном определяется классификацией случаев оказания медицинской помощи - состав участников (субъектов) процессов, организация, применяемые средства и технологии в общем случае зависят от: условий оказания медицинской помощи: амбула-торно, в круглосуточном или дневном стационаре, бригадой скорой медицинской помощи или выездной бригадой, использующей специальный санитарный автомобиль; места оказания медицинской помощи: в медицинском учреждении или на дому; того, в какой медорганизации пациенту оказывается помощь: а) к которой он «прикреплен» или б) в иной МО; от целей и формы оказания медицинской помощи; от вида взаимодействия участников: непосредственно или дистанционно с применением телемедицинских технологий; того, используются ли услуги аутсорсеров и где они исполняются: непосредственно в МО или во внешней организации; некоторых других факторов

[2, 6, 7, 8].

Реорганизация работы системы здравоохранения на основе новой пациентоориентированной модели предполагает соответствующие изменения основных бизнес-процессов как внутри медицинских организаций, так и в части взаимодействия между субъектами системы здравоохранения, медицинского и социального страхования, и общественными организациями. При этом следует иметь в виду, что при внедрении пациентоориентированной модели:

- Появляется новый, особый класс бизнес-процессов, связанных с независимой оценкой качества предоставляемых услуг, которая осуществляется не только государственными органами, но и самим пациентом - конечным получателем услуг

(удовлетворенность пациента), а также общественными организациями (независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями).

- Оптимизация как внутренних, так и внешних бизнес-процессов должна осуществляться не только с целью повышения производительности труда медицинского персонала и сокращения затрат МО, но и с учетом необходимости сокращения затрат пациентов при получении медицинской помощи.

Очевидно, что при осуществлении любых изменений в организации и бизнес-процессах абсолютным приоритетом является обеспечение доступности, безопасности и качества медицинской помощи [11].

Характерной особенностью создаваемой пациентоориентированной системы здравоохранения является новая модель оценки качества предоставляемых услуг и результатов деятельности медицинской организации в целом [3]. По сравнению с прежней, в создаваемой новой системе изменяются:

- состав критериев оценки - кроме общих показателей, характеризующих заболеваемость и смертность прикрепленного населения, общее количество госпитализаций, число вызовов скорой медицинской помощи, число экстренных госпитализаций; для оценки теперь используются и «потребительские» критерии - удовлетворенность пациента при обращении в медицинскую организацию, отсутствие очередей, удобство записи на прием к врачу, на госпитализацию, доброжелательность и вежливость персонала, время ожидания, чистота в помещениях, доступность информации и т.д. [5];

- состав участников оценки - кроме органов управления здравоохранением, территориального фонда ОМС и СМО участниками оценки становятся пациент и общественные организации, которые выступают в качестве субъектов - участников так называемой независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (ст. 79.1 закона № 323-ф3 [1]);

- процедура, методика и технология выполнения оценки, в том числе с использованием методов бенчмаркинга и построения рейтингов медицинских организаций; будут применяться методы сплошного анкетирования получателей услуг - пациентов, в том числе с помощью портала госуслуг, сайтов органов управления здравоохранением и территориального фонда ОМС.

Результаты оценки становятся общедоступными -публикуются на официальных сайтах органов управления здравоохранением и могут использоваться пациентами при выборе медицинской организации.

енеджер № 4

здравоохранения 2019

Менеджмент в здравоохранении

Следует сказать, что в Национальной пациентоо-риентированной системе здравоохранения изменяется также модель оценки качества медицинской помощи (КМП), для чего теперь будут использоваться единые критерии КМП, утверждаемые Минздравом России. Указанные критерии разрабатываются на основе клинических рекомендаций (протоколов) дифференцированно по нозологическим группам, профилям, видам, условиям и формам оказания медицинской помощи [9]. Стандарты медицинской помощи не будут использоваться для оценки деятельности МО, они будут применяться только для медико-экономического планирования.

Обсуждение. В новой пациентоориентиро-ванной модели комплексная оценка деятельности медицинских организаций и системы здравоохранения в целом осуществляется на основе:

- медико-демографических показателей по различным половозрастным группам населения: заболеваемость, смертность, инвалидизация, факторы риска, случаи временной нетрудоспособности и др. [5];

- показателей объемов медицинской помощи по различным группам населения: обращаемость за ПМСП, уровень госпитализации, число вызовов скорой и неотложной помощи, количество случаев экстренной госпитализации, профилактическая активность и т.д.;

- показателей качества медицинской помощи: своевременность оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата;

- удовлетворенности пациента качеством услуг, предоставляемых МО: открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость работников медицинской организации; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность медицинских услуг для инвалидов;

- количестве обоснованных жалоб пациентов на медицинские организации, СМО, органы управления здравоохранением и фонды ОМС [4].

Основными направлениями дальнейшего совершенствования и развития системы управления качеством медицинской помощи в новой пациенто-ориентированной модели являются:

- формализация и детализация наборов критериев качества медицинской помощи, дифференцированных по нозологическим группам заболеваний, профилям, видам, условиям и формам ее оказания [9];

- переход к ведению первичной медицинской документации в виде формализованной электронной медицинской карты пациента (ЭМК) с использованием единых правил кодирования и классификаторов административной и клинической информации, которые ведутся и публикуются регламентной службой ЦНИИОИЗ Минздрава России [12];

- возможность автоматизированного выявления и отбора экспертных случаев для проведения детального экспертного анализа и оценки;

- накопление данных с результатами экспертизы качества медицинской помощи в базах данных персонифицированного учета, которые ведутся в территориальных фондах ОМС;

- применение современных технологий Big Data для сбора и анализа информации с целью обнаружения корреляций и причинных связей между различными факторами, влияющими на качество и безопасность медицинской помощи [8];

- расширение перечня случаев оказания медицинской помощи, подлежащих обязательному экспертному анализу и оценке, на основе комплексного кластерного и дискриминантного анализа собранной информации;

- создание единой централизованной системы регистрации и учета медицинских (врачебных) ошибок и дефектов медицинской помощи [3, 7, 10].

В настоящее время в стране отсутствует единая регламентированная система учета и анализа медицинских ошибок, дефектов и ятрогенных заболеваний, что существенно затрудняет построение эффективной системы управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

Выводы. Внедрение новой пациентоориенти-рованной модели организации оказания медицинской помощи, в том числе решение задачи существенного повышения профилактической активности граждан, предполагает более широкое применение современных методов и технологий их персонального информационного сопровождения на различных этапах оказания медицинской помощи (информационный медицинский ассистанс).

Изменения касаются как внутренних, так и внешних бизнес-процессов медицинских организаций, территориальных органов управления здравоохранением, фондов ОМС, СМО, а также сервисных бизнес-организаций, оказывающих информационные, логистические и технологические услуги гражданам и организациям.

По сравнению с прежней, в создаваемой новой системе изменяются состав критериев оценки - кроме

ЦП

с

#хс

№ 4

2019

Менедже,

n'y

Менеджмент в здравоохранении

общих показателей, характеризующих заболеваемость и смертность прикрепленного населения, общее количество госпитализаций, число вызовов скорой медицинской помощи, число экстренных госпитализаций, для оценки теперь используются и «потребительские» критерии - удовлетворенность пациента при обращении в медицинскую организацию, отсутствие очередей, удобство записи на прием к врачу, на госпитализацию, доброжелательность

и вежливость персонала, время ожидания, чистота в помещениях, доступность информации и т.д.

Таким образом, при переходе на пациентоори-ентированную модель организации оказания медицинской помощи, бизнес-процессы, через которые реализуется указанная функция, естественным образом и рационально вписываются в общую систему бизнес-процессов, выполняемых медицинскими учреждениями.

s

зЯо

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3 (последняя редакция). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Дата обращения: 23.12.2017).

2. Батороев К.Ю., Рогов В.Ю. Роль информационного сопровождения в оказании медицинских услуг: теоретические предпосылки и количественный анализ / К.Ю. Батороев, В.Ю. Рогов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 4. - С. 591-602.

3. Зубец А.Н., Новиков А.В. Качество медицинских услуг, оказываемых российскому населению, в условиях социальных преобразований / А.Н. Зубец, А.В. Новиков // Вестник финансового университета. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - С. 58-63.

4. Кораблев В.Н., Дементьева Е.Л. Система показателей оценки эффективности медицинской помощи в здравоохранении / В.Н. Кораблев, Е.Л. Дементьева // Дальневосточный медицинский журнал. -2014. - № 4. - С. 94-98.

5. Линденбратен А.Л. Здоровье и здравоохранение. Мысли серьезные и не очень / А.Л. Линденбра-тен. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 272 с.

6. Пациентоориентированный подход: базовые понятия/ Р.А. Хальфин, Л.Е. Сырцова, Д.П. Львова, Е.Е. Кобяцкая // Проблема стандартизации в здравоохранении. - 2017. - № 1-2. - С. 9-13.

7. Попович Л.Д. Проблемы эффективности статистического наблюдения системы здравоохранения РФ / Л.Д. Попович // Доклад на круглом столе НИУ ВШЭ «Оптимизация статистического учета и отчетности в системе здравоохранения», 27.04.2017.

8. Русских Т.Н. Формирование рейтинговых оценок эффективности деятельности региональных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования / Т.Н. Русских, Н.В. Сироткина, В.И. Тиня-кова // Экономика региона. - 2015. - № 4. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-reytingovyh-otsenok-effektivnosti-deyatelnosti-regionalnyh-sistem-zdravoohraneniya-i-obyazatelnogo-meditsinskogo (Дата обращения: 23.12.2017).

9. Системы поддержки принятия решений для обеспечения финансовой устойчивости медицинских организаций / С.П. Ковалев и др. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 348 с.

10. Хабриев Р.У. Государственные гарантии медицинской помощи: монография / Р.У. Хабриев, В.М. Шипова, В.С. Маличенко. - Москва: Изд-во ООО ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2017. - 232 с., ISBN: 978-5-9704-4082-7. 11.Чубарова Т.В. Финансово-экономические аспекты доступности медицинских услуг в России / Т.В. Чу-барова // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2016. - Т. 1, № 5(111). - С. 84-89.

12.Шишкин С.В. Структурные проблемы российского здравоохранения и изменение схемы финансирования медицинской помощи // Экономист лечебного учреждения. - 2017. - № 8. - С. 15-26.

UDC 614.2

Khalfin R.A., Madyanova V.V., Stolbov A.P. On the criteria for evaluating the activities of medical organizations in the new patient-oriented healthcare system (Higher School of Healthcare Management of the Institute of Leadership and Healthcare Management of Sechenov University, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. The patient-oriented approach will allow taking into account individual preferences and needs of patients in the process of providing medical care. The study is devoted to the system analysis of the main provisions and conditions for their implementation in the patient-oriented model. The paper presents the composition of evaluation criteria in the developed model. The introduction of a new patient-oriented model implies a broader application of modern methods and technologies for their personal information support at various stages of medical care. Keywords: patient-oriented healthcare system; quality of medical care; concept of the patient-centered model.

енеджер № 4

здравоохранения 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.