ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 332.69
О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА ПРОЕКТОВ В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
С.П. Борисова
Энергосбережение является одной из важнейших стратегических задач страны. Рассмотрены городские инвестиционно-строительные программы с позиций энергосбережения. Показано, что в ресурсном блоке программы осуществляется субъектная характеристика инвестиционных ресурсов. Модернизация коммунальной инфраструктуры направлена на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности. Для получения максимальной эффективности необходим комплексный подход.
Ключевые слова: инвестиционно-строительная программа; энергосбережение; энергоэффективность; коммунальная инфраструктура; критерии.
ABOUT THE CRITERIA OF PROJECT SELECTION INTO THE INVESTMENT AND
DEVELOPMENT PROGRAMS
S.P. Borisova
Energy conservation is one of the most important strategic aims of the country. We considered town investment and development programs from the point of energy conservation. It is shown that the subject characteristic of investment resources is performed in the resource part of the program. Modernization of municipal infrastructure is directed at the stimulation of energy conservation and the increase of energy effectiveness. A complex approach is necessary to get the maximum effectiveness.
Key words: investment and development program; energy conservation; energy effectiveness; municipal infrastructure; criteria.
Одна из важнейших стратегических задач страны - сократить энергоемкость отечественной экономики на 40% к 2020 году. Для ее реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.
Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе, что особенно актуально для регионов Сибири и Дальнего Востока [3, 4, 5]. Это требование необходимо закладывать в городские инвестиционно-строительные программы.
Как упомянуто Д.М. Карасиком в работе «Методология программно-целевого подхода (на примере городских программ)» [1], городская инвестиционно-строительная программа любого типа разрабатывается на основе сформированных администрацией города приоритетных направлений развития, которые определяются на основании разработанных социально-экономических прогнозов, направленных на развитие экономики города и утвержденных Городской думой.
На практике городская инвестиционно-строительная программа состоит из следующих крупных блоков: целевого блока, чаще всего разрабатываемого в виде «дерева целей», программного блока, в котором содержится набор мероприятий и проектов, необходимых для достижения поставленных целей, сроков и задач на промежуточном этапе, а также ресурсного блока затрат, основным компонентом которого являются инвестиционные затраты.
Формирование программы представляет собой процесс согласования целей, проектов, мероприятий, ожидаемых результатов с объемом и структурой инвестиций, которые могут быть привлечены для решения стратегических задач развития города. Следовательно, в результате осуществляется «стыковка» целей, путей их достижения посредством механизмов реализации проектов и инвестиций. В основе - согласование экономических интересов с помощью итеративных корректировок с целью достижения их взаимного соответствия. Именно согласованность экономических интересов лежит в основе эффективных действий, предопределяя конечную эффективность реализации городских программ [6, 7, 11, 12].
В ресурсном блоке программы осуществляется субъектная характеристика инвестиционных ресурсов, разрабатывается целостная структура инвесторов и определяется объем инвестиций, которые могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов и программных мероприятий.
В настоящее время в г. Иркутске разработана и внедряется долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010-2015 годы». Ее целью является стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности экономики города Иркутска. Для ее достижения требуется выполнить следующие задачи:
- реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение потребления используемых энергетических ресурсов, сокращение потерь энергетических ресурсов при их потреблении и транспортировке;
- сокращение расходов бюджета г. Иркутска на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений социальной сферы, органов местного самоуправления г. Иркутска с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов;
- создание автоматизированной системы мониторинга энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Иркутска;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В начале 2000 года государство предложило программу развития инженерной инфраструктуры городов России, в которой было обозначено, что восстановление сетей будет производиться за счет государственных инвестиций, однако эта программа оказалась несостоятельной и ее реализация была невозможной [4, 8, 9, 10]. Для определения основных участников городских инвестиционно-строительных программ в части обновления инженерной инфраструктуры рассмотрим составляющие этой инфраструктуры.
Водоснабжение и водоотведение являются одними из важнейших систем жиз-необеспечений города и городских территорий. Они призваны обеспечивать население и промышленные предприятия водой в требуемом количестве и требуемого качества, а также своевременное отведение сточных вод, доведения их до нормативных требований по сбросу в водоемы.
Системы водоснабжения должны надежно снабжать всех потребителей водой надлежащего качества в заданном количестве и под необходимым напором при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию сооружений. При строительстве водопроводных сооружений следует максимально использовать индустриальные элементы, а при их эксплуатации широко применять механизацию, автоматизацию и телемеханику.
Проектирование любого водопровода начинается с выбора схемы, которая представляет собой совокупность сооружений водопровода и последовательность расположения их на местности.
Развитие системы водоснабжения будет осуществляться согласно прогнозу прироста нагрузок на вводимое жилье. Мероприятия по энергосбережению позволят стабилизировать нагрузку на водопроводные сети г. Иркутска и не потребует расширения мощности источников водоснабжения. Для строящихся микрорайонов и отдельных жилых комплек-
сов потребуется дополнительная прокладка новых трубопроводов, строительство насосных станций и резервуаров, а также модернизация отдельных существующих насосных станций.
Общая протяженность сетей канализации составляет 710,37 км, из них полностью изношенных - 333,11 км.
Как показали проведенные исследования и гидравлические расчеты [2], водопроводные сети и сооружения имеют большие резервы по пропускной способности. На отдельных участках скорость движения воды очень маленькая, и в зимний период они подвергаются опасности замораживания.
К проблемам эксплуатации систем водоотведения и очистки сточных вод можно отнести [2]:
- Высокая доля износа канализационных сетей и КНС.
- Сложность выбора коридоров прокладки новых магистралей в городской черте.
- Напорные трубопроводы перегружены.
- Существующие параметры коллекторов не соответствуют сложившимся нагрузкам по водоотведению (отдельные самотечные коллектора работают в режиме заиливающих скоростей, другие - в режиме размывающих скоростей.
- Недостаточная пропускная способность коллекторов в правобережной части города. Особенно это затрудняет обеспечение отвода стоков с территорий микрорайона Солнечный и Байкальского тракта.
- Отсутствие резерва мощностей очистных сооружений правого и левого берегов. Технология очистки сточных вод требует существенной модернизации.
- В связи с длительным периодом эксплуатации в условиях агрессивных сточных вод значительное количество емкостных железобетонных сооружений, коммуникаций и оборудования находятся в неудовлетворительном состоянии - физически и морально устарели.
- Не решены вопросы утилизации осадка с иловых карт канализационных очистных сооружений.
- Состояние технологического оборудования не позволяет проводить очистку сточных вод до показателей, установленных соответствующими природоохранными требованиями. Стоки, сбрасываемые с очистных сооружений в реку Ангара, имеют превышение допустимых норм по таким показателям, как: взвешенные вещества, БПК полное (биохимическое потребление кислорода), аммоний солевой, нитриты, фосфаты, фенолы, алюминий.
- Существующая технология не приспособлена для удаления биогенных элементов (азота и фосфора), а набор сооружений не может обеспечить столь высокие показатели без наличия доочистки.
- Отсутствие сливных станций затрудняет транспортировку стоков от частной коттеджной и дачной застройки.
- Имеет место несанкционированный слив стоков со специализированных автомашин, принадлежащих юридическим и физическим лицам на территориях лесных массивов и в колодцы городской канализации, что увеличивает нагрузку на канализационные сети и очистные сооружения и ухудшает экологическую обстановку.
Развитие системы водоотведения будет осуществляться согласно прогнозу прироста нагрузок на вводимом жилье и роста численности населения. До 2015 года должны быть выполнены мероприятия, указанные в городской программе энергосбережения.
Важной составляющей разработки городских инвестиционно-строительных программ является расчет тарифа организаций коммунального комплекса (ОКК) на подключение, который тесно связан с планированием городского развития. На основе такого плана определяются необходимые мероприятия по расширению и модернизации инфраструктуры, а также формируются предложения застройщиков по сооружению новых объ-
ектов. При этом учитываются возможности предприятий ЖКХ по развитию коммуникаций. В результате составляются детальные планы застройки районов и устанавливается проектная величина нагрузок на коммунальные системы, исходя из прогнозируемой потребности в ресурсах возводимых объектов. На этом основывается расчет стоимости подключения.
Исходя из плана развития инфраструктуры, оцениваются финансовые потребности, которые распределяются по годам в зависимости от намеченного объема работ. Общий объем финансирования разделяется на две части:
- по повышению качества товаров и услуг, улучшению экологической ситуации;
- по подключению строящихся (реконструируемых) объектов (созданию условий для развития жилищного и промышленного строительства).
В соответствии с действующим законодательством, тариф организации коммунального комплекса (ОКК) на подключение к системе коммунальной инфраструктуры устанавливается следующим образом: расходы на развитие инфраструктуры, перекладываемые на застройщиков, делятся на общую мощность вводимых зданий. Аналогичным образом в тарифе ОКК на подключение формируется инвестиционная составляющая на сооружение и модернизацию сетей, формируются графики получения внешнего финансирования и выплат по нему, а также выделения бюджетных средств на развитие инфраструктуры.
Расчет тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры к каждой из систем инженерной инфраструктуры производится по следующей формуле:
НВВподкл
Т
подкл.
N
где НВВподкл - необходимая валовая выручка ОКК, требующаяся для финансирования инвестиционной программы (три года) за счет тарифа ОКК на подключение;
N - размер подключаемой нагрузки (за три года).
Очевидно, тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуре включается в себестоимость 1 кв. м жилья. Средняя стоимость 1 кв. м на первичном рынке жилья составляет 39,7 тыс. Учитывая, что на 1 человека, за рассматриваемый период инвестиционной программы, приходится 22,5 кв. м, доля тарифа за подключение к системе водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых объектов жилья составит от 3,6 до 4,6 % стоимости 1 кв. м строительства жилья (см. рис. 1 и 2).
Жилая площадь в г.Иркутске, млн. м2
25,00
Рис. 1. Динамика роста жилищного фонда Иркутска
600 500 400 Ввод жилья, тыс.м2 по годам
—
9ПП ■
1 ПЛ
0
(Д гА (А Л Л О О <£> «6* О >$> ^ л^1 & У # г° -V0
Рис. 2. Объемы ввода нового жилья в г. Иркутске
В целом по г. Иркутску на период до 2025 года Генеральным планом планируется строительство объектов культурно-бытового обслуживания: 38 школ, 80 детских дошкольных учреждений, 24 медицинских учреждений, 4 гостиничных комплекса, 32 предприятий торговли, 8 бассейнов, 36 спортивных залов, 15 районных и городских центров обслуживания, 9 общественных деловых центров, 86 автомобильных стоянок, 1 лыжная база для гонок и биатлона.
При разработке городских инвестиционно-строительных программ за основы приняты идеи, преемственные по отношению к ранее заложенным направлениям развития города. Они заключаются в четком функциональном зонировании территорий с компактной селитебной зоной и упорядоченными промышленными районами, максимальном использовании внутренних территориальных резервов для нового строительства. Предполагается сохранение и развитие исторически сложившейся структуры города.
Новое строительство на свободных площадках предусматривается как в многоэтажном, так и в малоэтажном блокированном и усадебном исполнении (см. табл. 1 и табл. 2).
Таблица 1
Распределение жилого фонда по районам города на 2015 г.
Административные округа Существующий жилищный фонд на 01. 06. 2010 г., тыс. кв. м. Жилищный фонд на 2015 г., тыс. кв. м. Прирост жилищного фонда на 2015 г., тыс. кв. м. Средний прирост за год, тыс. кв. м.
Ленинский округ 2793,1 3203,9 410,8 82,16
Октябрьский округ 3543,1 4119,8 576,7 115,34
Свердловский округ 4273,2 4860,6 587,4 117,48
Правобережный округ 2414,4 3347,4 933 186,6
Всего по округам 13023,8 15531,7 2507,9 501,58
Таблица 2
Распределение жилого фонда по районам города на 2025 г.
Административные округа Существующий жилищный фонд на 01. 06. 2010 г., тыс. кв. м. Жилищный фонд на 2025 г., тыс. кв. м. Прирост жилищного фонда на 2025 г., тыс. кв. м. Средний прирост за год, тыс. кв. м.
Ленинский округ 2793,1 3778,0 984,9 65,86
Октябрьский округ 3543,1 5272,8 1729,7 115,3
Свердловский округ 4273,2 6033,3 1760,1 117,34
Правобережный округ 2414,4 5210,6 2796,2 186,4
Всего по округам 13023,8 20294,7 7270,9 484,7
В части развития инженерной инфраструктуры города мероприятия по энерго- и ресурсосбережению в Генплане города рассмотрены недостаточно. В связи с этим и на основании программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010-2015 годы» необходимы коррективы по прогнозу мощности инженерных систем.
Оптимизация инвестиций в развитии инженерной инфраструктуры г. Иркутска заключается в определении численных значений платы за подключение, надбавок к тарифам и бюджетного финансирования всех уровней, включая целевые программы и иные средства. При этом формирование тарифов и платы за подключение производится на периоды действия инвестиционных программ (т.е. с шагом в 3 года) с учетом предельно допустимых индексов цен, роста тарифов и процента оплаты коммунальных услуг от совокупного дохода семьи иркутян.
Модернизацию и развитие системы теплоснабжения планируется осуществить по следующим направлениям:
1. Модернизация и развитие теплоисточников города.
2. Модернизация и развитие тепломагистралей города.
3. Модернизация и развитие ТНС и разводящих сетей.
До 75% общего потребления энергии в жилищном секторе приходится на горячую воду и отопление. А большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энергосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм.
Энергосбережение в многоквартирном доме начинается с энергетического обследования. Оно позволяет узнать точные данные об объеме расходуемых ресурсов, определить потенциал энергосбережения и увеличения энергоэффективности. Получив такую информацию, можно разработать меры по энергосбережению. Эти сведения заносятся в энергетический паспорт дома.
После получения объективных данных и выявления проблемных мест можно приступать к реализации энергосберегающих мероприятия. Ниже приведен перечень мероприятий для систем и конструкций многоквартирного дома по энергосбережению, которые могут быть выполнены, в том числе в рамках инвестиционно-строительной программы по капитальному ремонту. В связи с тем, что все дома имеют различные технические характеристики, срок окупаемости для каждого дома рекомендуется рассчитывать индивидуально._
Предлагаемые мероприятия по энергосбережению включают:
- промывку трубопроводов и стояков системы отопления;
- замену трубопроводов и арматуры системы отопления;
- ремонт и восстановление теплоизоляции трубопроводов в подвальных помещениях;
- установку термостатических вентилей на радиаторах;
- установку линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления;
- модернизацию индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), включающую установку и настройку аппаратуры автоматического управления параметрами воды в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха.
В результате произведенных энергосберегающих мероприятий будет достигнуто увеличение срока эксплуатации трубопроводов, снижение утечек воды, снижение числа аварий, повышение температурного комфорта в помещениях, поддержание температурного режима в помещениях, автоматическое регулирование параметров в системе отопления, вследствие чего увеличится экономия потребления тепловой энергии в системе отопления.
Мероприятия по энергосбережению при работах с дверными и оконными конструкциями может быть предусмотрено:
- заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах;
- установка дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещениях;
- заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей;
- замена оконных блоков.
Целью данных мероприятий будет являться уменьшение оттока тепла через двери и окна подъездов, увеличение их срока службы.
В части мероприятий по энергосбережению в стеновом ограждении в проектах программы рекомендуется:
- заделка межпанельных и компенсационных швов;
- теплоизоляция потолка подвала, пола чердака, кровли и наружных стен;
- гидрофобизация стен;
- уменьшение сквозняков, протечек, промерзания, продувания, образования грибков, увеличение срока службы стеновых конструкций рациональное использование тепловой энергии;
- уменьшение охлаждения или промерзания потолка технического подвала;
- уменьшение протечек, охлаждения или промерзания пола технического чердака;
- уменьшение промерзания стен, увеличение срока службы строительных конструкций;
- уменьшение намокания и промерзания стен.
В части совершенствования вентиляционных конструкций - установка рекуператоров тепла вентиляционного воздуха. Целью данного мероприятия является уменьшение количества воздуха, требующего подогрева от источников тепла за счет рекуперации.
Таким образом, комплексный подход к решению проблемы энергосбережения при разработке и реализации городских инвестиционно-строительных программ, в том числе направленных на модернизацию инженерной инфраструктуры, позволяет решать одну из главных задач в новой модели развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Именно решение вопросов энерго- и ресурсосбережения является одним из обязательных критериев при отборе проектов в состав инвестиционно-строительных программ города.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карасик Д.М. Методология программно-целевого подхода (на примере городских программ) // Вестник ИрГТУ. 2012. № 10. С. 301-304.
2. Чупин Р. В., Мелехов Е.С. Развитие теории и практики моделирования и оптимизации систем водоснабжения и водоотведения. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 323 с.
3. Яськова Н.Ю. Перспективы развития строительства в отраслевом формате // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2 (85). С. 233-236.
4. Яськова Н.Ю. Инновационная фокусировка городских инвестиционных программ (проектный формат) // Научное обозрение. 2013. № 6. С. 115-119.
5. Пешков В. В. Модернизация национальной экономики и развитие инвестиционно-строительной сферы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1. С. 20-27.
6. Пешков В. В. Экономические интересы в инвестиционно-строительной деятельности // Известия ИГЭА. 2007. № 3. С. 74-77.
7. Пешков В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций и стоимостной подход в условиях реализации инвестиционно-строительных программ развития // Известия ИГЭА. 2008. № 3. С. 77-81.
8. Ощерин Л.А, Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий, как основы лэнд-девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1. С. 1020.
9. Пешков В.В., Комаров К.А. Коммуникационный менеджмент в системе инвестирования: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 180 с.
10. Пешков В.В., Горбачевская Е.Ю. Инвестиции в строительство доходных домов: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 176 с.
11. Matveeva M.V. Development of innovation approaches to investment value structure optimization of housing development projects: monograf. Prague: WORLD PRESS s.r.o., 2014. 196 p.
12. Peshkov V., Kasyanchik P. Publik Procurement System and Investment and Sektor Development: monograf. Prague: WORLD PRESS s.r.o., 2014. 368 p.
Информация об авторе
Борисова Светлана Петровна, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Borisova S.P., associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12, Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.