Karetnikova A.K, undergraduate, Automobile Thoroughfares Department, Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 33
ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ»
К.П. Иванова
Рассмотрены задачи, являющиеся приоритетными при реализации целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Иркутской области на 2011-2015 годы», подведены промежуточные итоги. Описаны перспективные действующие и разрабатываемые направления по повышению энергоэффективности, структуризации теплопроизводящих предприятий, мониторингу энергоэффективности. Рассмотрен актуальный вопрос по установке приборов учета коммунальных услуг, выполнению программы оснащения данными приборами многоквартирных жилых домов, общественных и муниципальных зданий в процентном соотношении. Приведены цифры, которые должны отразить эффективность принятых мер к концу действия целевой программы.
Ключевые слова: программа энергосбережения; приборы учета; мониторинг энергоэффективности.
A SURVEY ARTICLE OF REALISATION OF THE PURPOSE PROGRAMME OF INCREASING ENERGY EFFICIENCY AND ENERGY PRESERVATION ON THE TERRITORY OF IRKUTSK REGION FOR 2011-2015
K.P. Ivanova
We considered the prior goals of realization of purpose programme to increase the energy efficiency and energy preservation on the territory of Irkutsk region for 2011-2015, summarized the in-between results. We described the perspective current ways to increase energy efficiency, structure the heat producing factories and monitor energy efficiency. In this article we considered the topical questions concerning the installation of devices counting the public services, implementing the programme of providing the houses, public and municipal buildings with these devices in the percentage rating. At the end of the article we give the numbers which have to show the efficiency of the taken measures up to the end of the purpose programme.
Key words: energy preservation programme; calculating devices; energy efficiency monitoring.
Если рассматривать Иркутскую область с позиции концентрации энергоресурсов, то в масштабах всей страны она займет лидирующие позиции по запасам газа, нефти, каменного угля, древесины. Огромный потенциал гидроэнергии сибирских рек также используется для выработки дешевой электроэнергии. В свое время стало очевидным, что развитие энергетики и, соответственно, создание объектов, производящих энергию, передающих и потребляющих ее крайне перспективно осуществлять в границах территории нашей области. Обратная сторона медали - на фоне изобилия энергоресурсов на террито-
рии области есть отдельные населенные пункты, испытывающие перебои с электроснабжением, проблемы во время отопительного периода и подготовки к нему.
Причинами этих проблем стало расточительное отношение к энергоресурсам в связи с сравнительно низкой стоимостью, огромные «пустые» потери энергии на всех этапах доставки до потребителя, территориальные особенности региона.
Все эти факторы в конечном итоге негативно сказываются на затратах на коммунальные услуги со стороны населения и бюджетных средств, на экологии вследствие дополнительного воздействия энергопроизводящих производств. Плюс ко всему, в цену товаров и услуг, реализуемых на территории региона, закладывается энергетическая составляющая, что повышает их стоимость.
Чтобы сократить затраты населения и бюджетных средств на оплату потребляемых энергетических ресурсов и воды, вовлечь в топливно-энергетический баланс возобновляемые источники энергии неиспользуемых вторичных топливно-энергетических ресурсов, сократить расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на возмещение выпадающих доходов энергоснабжающим организациям при государственном регулировании платы населения за коммунальные услуги, была разработана долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011-2015 годы» на период до 2020 года [2].
Задачи планируемые решить во время ее действия:
- сформировать энергоэффективные зоны на территории Иркутской области;
- создать условия для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, бюджетном секторе и системах коммунальной инфраструктуры на территории области;
- создание условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отдельных отраслях экономики на территории Иркутской области;
- создание системы мониторинга и информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Иркутской области [1, 2].
По истечении третьего года действия программы можно подвести некоторые промежуточные итоги, оценить темпы развития программы в области. Несмотря на активную агитационную деятельность и предоставление субсидий со стороны государства некоторым категориям граждан на данный момент в городе существует довольно высокий процент зданий различного предназначения, незатронутых программой установки приборов учета, которые в соответствии с законом (№261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 г.), до 1 июля 2012 года должны были быть установлены на денежные средства собственников жилья. В местах, где приборы не были установлены, к этой дате такая обязанность возлагалась на ресурсоснабжающие предприятия в срок до 1 июля 2013 года.
По данным Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, в 98% бюджетных учреждений установлены счетчики электроэнергии, 66% зданий оснащены теплосчетчиками и приборами учета горячей воды, 63% - счетчиками холодного водоснабжения. В многоквартирных домах процент оснащенности приборами учета и того меньше: 48% квартир оснащены электросчетчиками, 63% - приборами учета воды, в 76% жилого фонда установлены приборы учета тепловой энергии [6].
Для исправления этой ситуации и ускорения решения вопроса по установке приборов учета Министерство строительства России предлагает применять меры, должные стимулировать потребителей как можно скорее выполнить требования закона. Самой эффективной и действующей мерой предложено повышение платы за коммунальные услуги не менее чем на 30% (применение повышающего коэффициента) или доплата за разницу между фактически потребленными и поставленными ресурсами, разделенная между жителями дома, не установившими требуемые приборы учета.
По словам начальника управления энергетики и газификации Министерства жилищной политики и энергетики Сергея Малинкина, установку счетчиков в Иркутской области планируют завершить в 2016 году [6].
Что касается общедомовых приборов учета, в соответствии с ст. 13 п. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (в редакции от 11 июля 2011 г., далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии до 1 июля 2012 года. Обязанность по обеспечению оснащения многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета, используемого коммунального ресурса лежит на собственниках помещений в этом доме [6].
В этом году в нескольких городах Иркутской области: Ангарск, Усть-Кут, Тулун и Усолье-Сибирское - создается автоматизированная информационно-измерительная система учета электроэнергии на вводах многоквартирных домов. По словам Андрея Троицкого, генерального директора ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в декабре, после прохождения системой предпусковой наладки, она будет принята в эксплуатацию.
Всего в этом году смонтируют 3 751 точек учета [4]. Системы должна выполнить задачи по предоставлению оперативной информации «Облкоммунэнерго» по количеству отпущенной многоквартирным домам электроэнергии, что позволит качественно отрегулировать электропотребление по каждому конкретному объекту, полностью контролировать процесс поставки энергоресурса до потребителя.
Автоматизированная информационно-измерительная система учета электроэнергии обеспечивает автоматический сбор данных по отпуску электроэнергии, контроля за лимитом энергопотребления, запоминание и хранение данных, вывод данных на печать и т. д.
Говоря о предварительных результатах реализации проекта, генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго» отметил, что фактические потери электроэнергии в Усть-Куте, Тулуне и Усолье-Сибирском в общем объеме снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогнозируется, что по итогам 2014 года снижение потерь составит более 40,6 млн кВт/час [4]. Благодаря системе появится возможность быстро отслеживать участки потерь и устранять их.
Реализация проекта по установке приборов учета на вводах многоквартирных домов продолжится в 2015 году, планируется установить 2 619 приборов учета на территориях муниципальных образований Иркутской области в зоне ответственности ОГУЭП «Облкоммунэнерго» [4].
Что касается повышения энергоэффективности крупных источников тепла, то можно отметить следующие положительные новости - наконец-то магистральный газопровод дойдет до города на севере области - Усть-Кута. Это событие имеет реальные временные границы, установлена примерная дата - конец 2017 года. Для выполнения проектных работ необходимо подготовить и провести конкурс, чтобы участники предоставили самую оптимальную, учитывающую все особенности города схему газопровода и газораспределительных сетей. Согласно предварительным данным, для транспортировки добытого газа от месторождений до города потребуется проложить около 500 км газопроводов. Схема теплоснабжения Усть-Кута, в которой учитывается то, что основным источником энергии станет газ уже утверждена, а также принята муниципальная программа газификации города. Принято решение насчет домов и жилищных хозяйств, не подключенных к централизованному теплоснабжению - они будут учтены в системе теплоснабжения города и подключены к новой системе.
На газ будет переведена существующая котельная «Центральная», планируется построить еще две новые газовые котельные. Для города, в котором отопительный сезон длится долгое время, эти котельные будут фактором, повышающим надежность всей системы теплоснабжения.
В настоящее время ООО «Иркутская нефтяная компания» ведет работы по строительству комплекса приема, хранения и перевалки пропан-бутана и газового конденсата на площадке развития газохимического комплекса в Усть-Куте [3].
Хотелось бы отметить, что альтернативные источники энергии не становятся таким редким явлением, как несколько лет назад, и пусть пока составляют небольшой процент по производству энергии, возможно, к концу действия программы этот процент будет более значительным. Из последних событий - установка комплекса солнечной электростанции в энергодефицитном поселке Октябрьский Усольского района. Электростанция решила вопрос с круглосуточным электроснабжением здания школы.
По словам директора школы Ольги Рязановой, проблемы со светом в поселке были всегда, дошло до того, что возможность пользоваться электрической энергией стала доступна на несколько часов в сутки. Это не могло не сказаться на школьных занятиях, когда дети вынуждены были проводить первые уроки в сумерках, а класс информатики мог функционировать только в вечернее время. Несмотря на то, что в школе занимается всего 16 ребят, администрация Усольского района выделила деньги на установку комплекса солнечной электростанции.
Альтернативный источник энергии - биологическое топливо (древесная кора, отходы деревообрабатывающего производства), как показала практика, можно использовать при переводе некоторых котельных с жидкого вида топлива (нефть, дизель). В процентном отношении, жидкотопливных котельных в Иркутской области около 13%, их использование после теплоисточников, работающих на электрической энергии, сравнительно дорогое.
Однако, как заметил заместитель министра жилищной политики и энергетики Андрей Толстов, на некоторых теплоисточниках использование дорогого жидкого топлива все же целесообразно: «Есть районы богатые такими видами топлива, но там нет угля. Транспортировка угля может сделать эксплуатацию котельной еще дороже, следовательно, увеличится и тариф. Тем не менее, все котельные, работающие от электроэнергии, можно перевести на более доступные виды топлива [7-11].
Для прогнозирования уровня энергопотребления, принятия решений по корректировке энергораспределения на федеральном уровне действует программа учета данных по энергосбережению. На уровне федерации собираются данные по расходованию электро- и теплоэнергии, за достоверность которых отвечают должностные лица, ответственные за исполнение мер по энергоэффективности. На уровне региона программа мониторинга не введена, в планах осуществить ее запуск в 2015 году.
В банк данных программы занесут информацию о наличии или отсутствии приборов учета о потребляемых ресурсах, паспорта каждого жилого дома или учреждения. Специалисты ведут работы над созданием электронной карты энергоэффективности. По результатам мониторинга, в Министерстве жилищной политики и энергетики смогут судить об эффективности принятых к ресурсосбережению мер. На основе полученного отчета будут выделять лучшие и отстающие в вопросе энергосбережения населенные пункты [5, 8].
Заместитель директора Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников, отмечает следующее: «Как ни странно, в XXI веке среди барьеров, стоящих на пути модернизации нашей системы, есть и ментальность. Это наши старые привычки включать везде свет и недоверие к разумным доводам - у нас же ГЭС, энергии много».
Что это означает? При сравнении тарифов на электроэнергию и тепловую энергию (которые местами существенно разнятся в зависимости от территориального расположения), в любом случае отмечается более высокая цена именно на потребление именно тепловой энергии. Это привело к тому, что экономия электроэнергии не является приоритетной задачей для большинства организаций и для населения в целом. В случае с тепловой энергией стоит отметить, что отопительный период в регионе длится 8 месяцев (и это в южных районах), следовательно, затраты на отопления составляют немалую часть комму-
нальных платежей обычного потребителя. Если провести необходимые энергосберегающие мероприятия, согласно программе, применительно к инженерным системам, объектам городского хозяйства, в комплексе с остальными задачами, будут выполнены цели вышеописанной программы, скажущиеся положительным образом на городском бюджете, экологической обстановке.
По окончанию действия программы ожидаются следующие результаты:
1. Снижение энергоемкости валового регионального результаты реализации продукта на 31%: с 49,09 до 33,87 кг у.т./тыс.
2. Увеличение эффективности потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах, оплата за которые осуществляется с использованием приборов учета (коллективных приборов учета):
- по электрической энергии с 62,58% до 100%;
- по тепловой энергии с 52,2% до 100%;
- по воде с 25,58% до 100%.
3. Увеличение доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Иркутской области, с 31,87% до 35,08%.
4. Увеличение объема внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования региональной программы с 27 до 45,5%.
5. Увеличение доли объемов энергетических ресурсов, потребление в бюджетных учреждениях, оплата за которые осуществляется с использованием приборов учета:
- по электрической энергии с 45,7 до 100%;
- по тепловой энергии с 20 до 100%;
- по воде с 4 до 100%.
Все показатели приведены по отношению к 2007 году [2].
Приняв к сведению все вышеперечисленные меры по повышению энергосбережения и экономии энергоресурсов можно сделать вывод, что не без препятствий, но выполнение программы идет в правильном направлении. Программа, принятая для повышения энергетической эффективности региона, делает всех нас ответственными за наше благополучное будущее и дает надежду на реальное улучшение ситуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белобородов А. Энергосберегающая политика Иркутской области. Использование опыта советского периода // АВОК Энергосбережение. 2009. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=4402
2. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» ( посл. ред. 21.09.2012 № 500-пп).
3. http://energosberejenie.sibexpo.ru/ru/main/vistavki/2988/energosberejenie/news/2014/ 08/06/11852/ (дата обращения: 22 нояб. 2014 г.).
4. http://energosberejenie.sibexpo.ru/ru/main/vistavki/2988/energosberejenie/news/2014/ 10/02/12007/ (дата обращения: 22 нояб. 2014 г.).
5. http://energosberejenie.sibexpo.ru/ru/main/vistavki/2988/energosberejenie/news/2014/ 10/14/12035/ (дата обращения: 22 нояб. 2014 г.).
6. http://www.irk.ru/news/20141030/count/ (дата обращения: 30 окт. 2014 г.).
7. http://www.irk.ru/news/20141030/counters/ (дата обращения: 30 окт. 2014 г.).
8. http://www.irk.ru/news/20141031/program/ (дата обращения: 31 окт. 2014 г.).
9. http://www.irk.ru/news/20141128/sun/ (дата обращения: 28 нояб. 2014 г.).
10. Римшин В.И., Иванов В.В. Внедрение энергоэффективных технологий при проектировании и реконструкции жилой застройки // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8 (91). С. 104— 109.
11. Трофименко Е.М., Толстой М.Ю. Повышение энергоэффективности систем жизнеобеспечения очистных сооружений города Иркутска // Вестник ИрГТУ. № 9 (92). С. 138-142.
Информация об авторе
Иванова Ксения Петровна, магистрант кафедры «Городское строительство и хозяйство», тел.: 89027606525, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Ivanova K.P., candidate for a master's degree, Department of urban development and economy, tel.: 89027606525, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 551.510.42
СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАК ОНОВНОЙ КРИТЕРИЙ
ЭКОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
О. Л. Лавыгина
Рассмотрена методика расчета и проведен расчет выбросов загрязняющих веществ при пожаре на контейнерной площадке. Приведены основные особенности микроклимата городской среды.
Ключевые слова: выбросы; загрязняющие вещества; твердые бытовые отходы.
ATMOSPHERE AIR CONDITION AS THE MAIN CRITERIA OF THE TOWN AREA
ENVIRONMENT
O.L. Lavygina
We considered calculation methodology and calculated emission of poisonous materials during fire at the container area. We presented the main peculiarities of town area microclimate.
Key words: emissions; poisonous materials; firm household rubbish.
Состояние экологической обстановки любого населенного пункта обусловлено действием многих факторов, способных изменять физико-химические параметры компонентов окружающей среды.
Городская среда характеризуется определенным микроклиматом, структура которого определяется спецификой производственной и хозяйственной деятельности, а также естественными природными условиями.
Отличительными особенностями микроклимата городской среды являются:
- уменьшение притока прямой солнечной радиации на 10-25%;