Научная статья на тему 'Анализ региональной программы энергосбережения в Ленинградской области'

Анализ региональной программы энергосбережения в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / STATE PROGRAM / LENINGRAD REGION / TARGET INDICATORS / ENERGY SAVING / INCREASE OF POWER EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадах В. Ф., Потёмкина Т. В.

В статье проанализированы цели, задачи и целевые индикаторы государственной программа Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", рассмотрено выполнение этой программы и даны рекомендации по данным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE REGIONAL PROGRAM OF ENERGY SAVING IN THE LENINGRAD REGION

In article the purposes, tasks and target indicators state the program of the Leningrad region "Ensuring steady functioning and development of municipal and engineering infrastructure and increase of energy efficiency in the Leningrad region" are analysed, implementation of this program is considered and recommendations about the matters are made.

Текст научной работы на тему «Анализ региональной программы энергосбережения в Ленинградской области»

Литература

1. Прокопчина С.В Теоретические основы когнитивных измерений Труды ВЭО,144 ,2010.

2. Горохов В.Л., Витковский В.В., Муравьев И.П. Когнитивные принципы и технологии генерации визуальных псевдо 6-Б образов многомерных

данных. /Труды международной конференции по мягким вычислениям, 23-25 июня 2010, (8СМ -2010), Санкт-Петербург. 2010.

3. Интеллектуальный Тренинговый Комплекс для специалистов предприятия (свидетельство Роспатента об официальной регистрации программы для ЭВМ №2006610210 от 21.03.2006).

УДК 332.872.4; 658.264

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Ф.Бадах1, Т.В.Потёмкина2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.

В статье проанализированы цели, задачи и целевые индикаторы государственной программа Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", рассмотрено выполнение этой программы и даны рекомендации по данным вопросам.

Ключевые слова: Государственная программа, Ленинградская область, целевые индикаторы, энергосбережение, повышение энергетической эффективности.

THE ANALYSIS OF THE REGIONAL PROGRAM OF ENERGY SAVING IN THE LENINGRAD

REGION

V.F.Badakh, T.V.Potyomkina St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21 In article the purposes, tasks and target indicators state the program of the Leningrad region "Ensuring steady functioning and development of municipal and engineering infrastructure and increase of energy efficiency in the Leningrad region" are analysed, implementation of this program is considered and recommendations about the matters are made.

Keywords: State program, Leningrad region, target indicators, energy saving, increase of power efficiency.

Введение

В рамках государственной программы России «Энергосбережение и развитие энергетики» Минэнерго организовало обучение специалистов бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. При этом большое внимание уделяется разработке региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Поэтому представляется актуальным проанализировать содержание и выполнение реально действующих программ. В качестве примера рассмотрим программу Ленинградской области.

Содержание программы энергосбережения в Ленинградской области

Рассматриваем государственную программу Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития

коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энсргоэффсктивности в Ленинградской области", утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от

14.11.2013 N 400 (в ред. Постановлений Правительства Ленинградской области от

19.03.2014 N 67, от 16.06.2014 N 246, от 16.07.2014 N 316, от 25.08.2014 N 383) (далее -программа).

Документ предоставлен КонсультантП-люс www.consultant.ru, дата сохранения: 25.10.2014, объём документа 274 страницы.

1Бадах Вячеслав Федорович — кандидат технических наук, доцент кафедры Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения, тел. +7 921185 31 62, e-mail: badvf@yandex.ru; 'Потёмкина Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры Машины и оборудование бытового

и жилищно-коммунального назначения,тел.: +7 905 256 04 74 , e-mail: tatatav@bk.ru

Программа включает 6 подпрограмм:

1. "Энергетика Ленинградской области на 2014-2029 годы"

2. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленинградской области на 2014-2016 годы"

3. "Газификация Ленинградской области в 2014-2016 годах"

4. "Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области на 2014-2016 годы"

5. "Поддержка преобразований в жилищно-коммунальной сфере на территории Ленинградской области для обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества"

6."Совершенствование транспортного обслуживания населения Ленинградской области на 2014-2016 годы"

Отметим, что Подпрограмма 1 рассчитана на 16 лет, а остальные - на три года.

Финансовое обеспечение реализации государственной программы в 2014-2029 годах составляет 34,4 млрд. рублей, в том числе:

- 2014 год - 8,2 млрд. рублей,

- 2015 год - 4,6 млрд. рублей,

- 2016 год - 4,3 млрд. рублей.

Получается, что на 2017- 2029 годы

финансирование составит по 1,33 млрд. рублей в год.

Видим, что к энергосбережению полностью относится только подпрограмма 2, а также возможно подпрограммы 1 и 5, поэтому подробно рассмотрим только эти подпрограммы, при этом процитируем только наиболее важные положения.

В данном случае цели и задачи подпрограммы приведены полностью. Видим, что энергосбережение в них отсутствует. В описании подпрограммы приведены некоторые характеристики энергетики Ленинградской области.

Паспорт подпрограммы "Энергетика Ленин-

градской области на 2014-2029 годы"

Цели Подпрограммы Обеспечение надежности и качества снабжения населения и организаций Ленинградской области электрической и тепловой энергией. Строительство систем теплоснабжения в объеме 541,1 Гкал/ч установленной мощности и 806,5 км тепловых сетей

Задачи Подпрограммы 1) Подготовка систем теплоснабжения городских и сельских поселений Ленинградской области к отопительному сезону в объеме 100%;

2) Обеспечение финансовой устойчивости теплоснабжающих организаций в условиях ограничений тарифов в объеме 100%;

3) Гарантированное снабжение топливом организаций, финансируемых из бюджета Ленинградской области в объеме 100%;

4) Разработка и ежегодное поддержание в актуальном состоянии схемы электроснабжения Ленинградской области

Теплоснабжение. По состоянию на 1 ноября 2011 года суммарная установленная мощность котельных по всем видам собственности в Ленинградской области составляла 7651,2 Гкал/час. Общая протяженность тепловых сетей составляет 2581,1 км, из которых 946,2 км являются ветхими (37%).

В 2013 году для 81 предприятия коммунального комплекса тарифы на коммунальные услуги для населения установлены ниже экономически обоснованных, с ними планируется подписать соглашения о погашении выпадающих доходов из областного бюджета. Соглашением будет оговариваться порядок взаимодействия с органами власти и ответственность со стороны организации в виде достижения целевых показателей. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 1360 млн. руб.

Таблица 1. Электропотребление в Ленинградской области в период 2010-2012 гг.

Наименование показателя Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Электропотребление млрд кВт.ч 19,065 19,061 20,968 19400 19250 19420

годовой темп прироста % 6,7 2,9 3,8 -7,5 -0,8 0,8

Снижение объемов потребления электрической энергии по отношению к прогнозным величинам связано со снижением объемов производства продукции крупными потребителями электрической энергии, такими как ОАО "ВАЗ-СУАЛ".

Какие либо данные по потреблению тепловой энергии отсутствуют

Паспорт подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленинградской области на 2014-2016 годы"

Цели подпрограммы

Снижение энергоемкости валового регионального продукта Ленинградской области до 41,42 кг усл. топл./тыс. руб._

Задачи подпрограммы

Обеспечение разработки и актуализации 217 муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Обеспечение разработки и актуализации 228 программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Присвоение 1000 объектов ТЭК категории безопасности

Разработка, приведение в соответствие с законодательством 224 энергетических паспортов государственных учреждений Ленинградской области

Установление 1800 рабочих мест для работы с программным продуктом "Мониторинг-Энергоэффективность" для региональной государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ленинградской области

Реализация мероприятий по повышению надежности и энергетической эффективности в системах теплоснабжения с целью экономии тепловой энергии в натуральном выражении в объеме 10555,8 т усл. т.

Произведение замены оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия в 10 котельных

Целевые индикаторы и

показатели подпро- 2014 2015 2016

граммы

Динамика кг у.т./ тыс. руб.

энергоемкости валового регионально- 41,48 41,48 41,42

го продукта:

Объем эко-

номии тепловой энергии в натуральном тут 3518,6 о" С<1 О г- 10555,8

выражении:

Объем экономии тепловой энергии в ю >■> Рч к о 00 т СЧ 1—1 о> го оо ю оо ю 1

стоимостном ю сч (М о

выражении

Финансовое 3943,67112

обеспечение подпрограммы млн. руб. 482,86216 406,70585

Итак, цель у подпрограммы одна - снижение энергоемкости валового регионального продукта до 41,42 кг усл. топл./тыс. руб.

Из семи задач только одна - экономия тепловой энергии в натуральном выражении в объеме 10555,8 т у.т. - количественно связана с энергосбережением.

Таким образом, энергосбережение в результате выполнения подпрограммы может быть оценено только по двум целевым индикаторам, значения которых следующие (взяты из паспорта подпрограммы):

По приведённым данным можем сосчитать, что планируется потратить 4833 млн. рублей, чтобы сэкономить условного топлива на 158 млн. рублей, написать 445 программ по

энергосбережению и разработать 224 энергетических паспорта.

Отметим, что программный продукт "Мониторинг-Энергоэффективность" нигде не описан.

Из следующего за паспортом описания подпрограммы процитируем некоторые важные на наш взгляд моменты (цитаты выделены курсивом):

1. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ленинградской области.

С целью повышения энергоэффективности экономики и снижения энергоемкости валового регионального продукта Ленинградской области ... постановлением Правительства Ленинградской области от 10.04.2013 N 97 была утверждена долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года".

Программа направлена на реализацию мероприятий, способных обеспечить к 2020 году поэтапный переход к рациональной модели потребления ресурсов, и, как следствие, снижение энергоемкости валового регионального продукта Ленинградской области.

В связи с вступлением в силу статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлениями Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400 и от 14 июля 2014 года N

304 реализация долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года"завершена.

... В настоящее время степень оснащенности приборами учета энергоресурсов составляет 74% в государственных учреждениях Ленинградской области и 68% в муниципальных учреждениях Ленинградской области. Эти показатели являются одними из самых высоких по Северо-Западному федеральному округу РФ.

В 2012 году проведены энергообследования 186 государственных учреждений Ленинградской области.

В 2014 году планируется разработать ... 700 справочников по энергосбережению, ежегодно проводить по два семинара для ответственных за энергосбережение в бюджетных организациях, участвовать в выставках ... и ввести в эксплуатацию региональную государственную информационную систему в области энергосбережения.

2. Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

... Обязательными энергосберегающими мероприятиями программ энергосбереже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния организаций, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии и передачу тепловой энергии, являются:

- проведение энергетического обследования;

- оснащение зданий, строений, сооружений, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, приборами учета используемых воды, тепловой энергии, газа, электрической энергии;

- внедрение частотно-регулируемых электроприводов;

- модернизация, замена технологического оборудования на более энергоэффективное;

- санация, замена тепловых сетей на сети с ППУ изоляцией;

- автоматизация технологического процесса, освещения;

- повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений;

- оптимизация режимов работы энергоисточников, тепловых сетей, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем теплоснабжения, местных условий и видов топлива;

- глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных.

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы и их плановые значения в разрезе мероприятий представлены в Приложении 2.

СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ (Приложение 2)

N п/п Показатель (индикатор) (наименование) Ед. изме рения Значения показателей (индикаторов)

2012 2013 2014 2015 2016

1 2 3 4 5 6 7 8

2 Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленобласти на 2014-2016 годы"

2.1 Динамика энергоемкости валового регионального продукта кг у.т./ тыс.руб 26,2 21,9 21,7 21,5 21,1

2.4 Субсидии на реализацию мероприятий по повышению надежности и энергетической эффективности в системах теплоснабжения

2.4.1 Объем экономии тепловой энергии в натуральном выражении в связи с реализацией мероприятий по повышению надежности и энергетической эффективности в системах теплоснабжения т у.т - - 3 518,6 7 037,2 10 555,8

2.4.2 Объем экономии тепловой энергии в стоимостном выражении в связи с реализацией мероприятий по повышению надежности и энергетической эффективности в системах теплоснабжения тыс. руб. - - 26389,56 52779,12 79168,68

Отметим, что энергоемкость валового лась в два раза ниже, чем в паспорте подпро-регионального продукта в приложении оказа- граммы.

Паспорт подпрограммы "Поддержка преобразований в жилищно-коммунальной сфере на территории Ленинградской области для обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества"

Из описания данной подпрограммы процитируем следующее:

С целью поддержки преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинградской области для обеспечения отвечающих стандартам качества условий проживания граждан постановлением Правительства Ленин-

градской области от 15.07.2011 N 05 была утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка реформы жилищно-

коммунального хозяйства Ленинградской области на 2011-2013 годы".

В рамках ее реализации планировалось:

- установить 867 индивидуальных приборов учета с компенсацией в размере 50% от затрат граждан, получающих в установленном порядке субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;

- увеличить количества товариществ собственников жилья в многоквартирных домах Ленинградской области за 3 года до 1200 единиц.

В рамках реализации мероприятий по поддержке реформирования жилищно-коммунального хозяйства осуществляется мониторинг результатов финансово-экономической деятельности предприятий ЖКХ. Результаты мониторинга отражаются в виде справочно-информационного сборника жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области, который выпускается четыре раза в год по итогам первого квартала, полугодия, за девять месяцев и за год. Сборник является информационным обеспечением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, позволяет анализировать работу жилищно-коммунального хозяйства как в целом по области, так и в разрезе муниципальных образований, а также помогает принимать правильные управленческие решения.

В 2011-2013 годах имели возможность пройти обучение 350 специалистов, что в свою очередь должно помочь жителям многоквартирных домов реализовать один из наиболее эффективных способов управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ).

В Ленинградской области на 1 января 2013 года создано 600 ТСЖ, в управлении которых находится 1593 многоквартирных дома, что составляет 8,66% от числа многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления.

По поводу мероприятий этой подпрограммы можно согласиться с необходимостью пропагандировать энергосбережение, однако оценить результаты практически невозможно. Отметим, что Справочно-информационный сборник жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области в интернете найти не удалось.

В приложении 9 приведен Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ленинградской области, кото-

д S

о

st о в S ч

О)

!=Г

Создание эффективных правовых, организационных и методических основ для эффективной реализации преобразований в жилищно-коммунальной сфере на территории Ленинградской области и обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества, оказание органам местного самоуправления содействия в реализации планов реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях

I

£

0

1 Я

о S

с

к

5

Информационно-консультационная поддержка проводимых преобразований

содействие развитию эффективных форм управления ... поднятие престижа основных рабочих профессий ... содействие обеспечению надежности и эффективности ._

Д ft

0

1

S st ш

К и

3 «

и

5 ст

Целевыми индикаторами ежегодно являются:

500 ед.экземпляров справочно-информационного сборника ЖКХ Ленинградской области; 20000 ед. информационных брошюр и листовок для населения ... 3 курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ... 18 маркетинговых (социологических) исследований среди жителей ... 10 областных и региональных конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

12 коммуникативных площадок ... для населения и органов местного самоуправления

2 региональных семинаров по актуальным вопросам жилищного законодательства:

Субсидии на лизинг 25 ед. коммунальной спецтехники юридическим лицам Субсидии на лизинг 25 ед. коммунальной спецтехники органам местного самоуправления_

д S и Д ю О

2 ю

Финансирование из областного бюджета: 67,88 млн. рублей, в том числе:

2014 год - 22,56 млн. рублей;

2015 год - 22,66 млн.рублей;

2016 год - 22,66 млн.рублей_

рый в тексте нигде не упоминается.

ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (Приложение 9) (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 N 316)_

N п/п Наименование целевого показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

1 2 3 4 5 6 7

А.1 Динамика энергоемкости валового регионального продукта - для региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности кг у.т./ тыс. руб. 43,26 41,48 41,48 41,42

А.2 Доля объемов электрической энергии (далее - ЭЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме ЭЭ. проц. 94,6 95,2 95,7 96,1

А.З Доля объемов тепловой энергии (далее - ТЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме ТЭ. проц. 79,1 79,3 80,8 82,7

А.4 Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды. проц. 68,7 75,6 82,2 88,5

А. 5 Доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих приборов учета) в общем объеме природного газа. проц. 97,4 97,3 97,3 97,4

А. 6 Изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и(или) вторичных энергетических ресурсов тыс. т у.т. 289,59 49,93 20,56 20,77

А.7 Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и(или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта РФ проц. 4,1 4,1 4,1 4,1

В.1 Экономия электрической энергии в натуральном выражении тыс. кВт.ч 1030632 ,6 1490825 ,1 1490825 ,1 1506337 ,2

В.2 Экономия электрической энергии в стоимостном выражении тыс. руб. 1286229 ,5 1860549 ,8 1860549 ,8 1879908 ,9

В.З Экономия тепловой энергии в натуральном выражении тыс. Гкал 1829,4 2646,3 2646,3 2673,8

В.4 Экономия тепловой энергии в стоимостном выражении тыс. руб. 969550, 2 1402468 ,5 1402468 ,5 1417061 ,3

В.5 Экономия воды в натуральном выражении тыс. м3 24054,2 34794,7 34794,7 35156,7

В.6 Экономия воды в стоимостном выражении тыс. руб. 214803, 6 310716, 6 310716, 6 313949, 6

В.7 Экономия природного газа в натуральном выражении тыс. м3 525182, 2 759683, 7 759683, 7 767588, 2

В.8 Экономия природного газа в стоимостном выражении тыс. руб. 821579, 2 1188426 ,4 1188426 ,4 1200792 ,0

БЛ 1 Число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование (далее - ЭО) шт. 470 658 921 1290

О Л 2 Доля жилых домов, в отношении которых проведено ЭО, в общем числе жилых домов проц. 0,86 1,17 1,58 2,14

Е.1 Изменение удельного расхода топлива на выработку ЭЭ тепловыми электростанциями т у.т./ кВт.ч -0,000 016 -0,000 002 -0,000 003 -0,000 003

Е.2 Изменение удельного расхода топлива на выработку ТЭ т у.т./ Гкал 0,00 -3,00 -3,07 -3,01

Е.З Динамика изменения фактического объема потерь ЭЭ при ее передаче по распределительным сетям Млн.кВ т.ч -126,7 -124,1 -115,4 -107,3

Е.4 Динамика изменения фактического объема потерь ТЭ при ее передаче Гкал 33221,8 63672,8 55341,9 57555,6

В этом перечне из 51 целевого показателя только 12 являются натуральными, а остальные - стоимостными или относительными. Значения многих показателей вызывают сомнение по следующим причинам:

[I] в тексте Подпрограммы эта таблица нигде не упоминается;

|2]объёма потребления тепловой энергии (ТЭ) в Ленинградской области нет, а доля ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ (показатель А3) и экономия тепловой энергии в натуральном выражении (показатель В3) есть;

3] производство энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии (показатель А6) падает в 14 (!!!) раз (почему собственно?), а их доля в общем объеме энергетических ресурсов (показатель А7) остаётся неизменной (4,1 %);

4]при экономии в 2014 году 2646,3 тыс. Гкал ТЭ (показатель В3) экономия ТЭ в стоимостном выражении (показатель В4) составила всего 1402468,5 тыс. рублей, то есть цена ТЭ была 530 руб./Гкал. В то же время известен средний тариф на ТЭ. (рис. 1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш Комитет пота рифа м и цеповой политике ЛЕНИН ГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНИЙ ТАРИФ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА 2014 Г.

1 592,47

1526,07

I полугодие 2014 N полугодие 2014

■ инвестиционная составляющая втарифе-РУ бУГКЭЛ ■ та риф без кнвестицион ной сс ста вл я ющей

Рисунок 1 - Скриншот сайта комитета по тарифам и неновой политики

5] как могли потери ТЭ при ее передаче (показатель Е4) измениться за год в 63672,8 Гкал/33221,8 Гкал = 1,9 раза?!!!

6]как могла появиться экономия ТЭ (показатель В3) 2646,3 тыс. Гкал в 2014 году, если потери ТЭ при ее передаче (показатель Е4) хоть и увеличились в 1,9 раза, но составили всего 63,6728 тыс. Гкал?

|7]очевидная ошибка в показателе Е2. Если правильно учитывать теплотворную спо-

собность 1 кг у.т. (равна 7000 к к ал, а 1 т у.т. соответственно 7 Гкал), то изменение удельного расхода топлива на выработку ТЭ никак не составит 3 Гкал топлива на 1 Гкал ТЭ?!!!

[8]в приложении 2 экономия ТЭ в 2014 году равна 26,38956 млн.рублей, а в приложении 9 - 1402,4685 млн. рублей, т.е. в 53 раза больше!!!

Приведённый анализ натуральных показателей не оставляет сомнений в том, что эти индикаторы никто и никогда не измерял и измерять не собирается. Идея энергосбережения из этой программы полностью выхолощена] Так отказ от программы может сохранит 4833 млн. рублей, а её выполнение (т.е. трата 4833 млн. рублей) позволит сэкономить только 158 млн. рублей.

Причины неэффективности В нашей стране существуют серьёзные проблемы высокого энергопотребления. Одна из них - суровый климат и при этом неэффективные системы централизованного теплоснабжения. Теплоснабжающие организации, отапливающие города и посёлки, являются естественными монополистами, и поэтому их деятельность должна регулироваться органами власти. Однако эти же органы власти обязаны решать проблему, обеспечивать достижение целевых индикаторов и они же выбирают способы решения проблемы] При этом круг решаемых задач настолько широк, что сама проблема и основная задача, связанная с ее решением, становится неосязаемой.

Например, в Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ читаем:

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

П.3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации;

Казалось бы понятно, что региональные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны касаться только ресурсоснабжающих организаций и их потребителей.

Мы же в рассматриваемой программе видим, что к подпрограмме по энергосбережению добавлено ещё пять подпрограмм. А в самой подпрограмме по энергосбережению целью является «Снижение энергоемкости валового регионального продукта Ленинградской области до 41,42 кг усл. топл./тыс. руб.». То есть составители программы берут на себя ответственность по управлению расходованием всех видов топлива и производством всего регионального продукта Ленинградской области!

Но даже в ресурсоснабжении не следует сваливать всё в одну кучу и хвататься за всё сразу, например как в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от28.4.97 №425: «VI. Этапы реализации Концепции ...III этап; 2001 - 2003 годы ...Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов».

Эта вроде бы широта подхода скрывает то, что электросчётчики у нас в подавляющем большинстве квартир есть, счётчики газа пока не нужны, а счётчики тепловой энергии на порядок сложнее и дороже других и их не будет в построенных ранее квартирах нико-

гда.

Кстати, Указ Президента до сих пор (за 17 лет) не выполнен.

Итак, в региональных программах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо сосредоточиться не на электро-, водо- или газо-, а на теплоснабжении, причём на двух главных его проблемах, которые как следует из молчания прессы, не известны органам власти (мы не видим упоминания о них и в официальных документах), но известны каждому потребителю по собственному опыту: перетопы осенью и весной и износ инфраструктуры систем централизованного теплоснабжения.

Выводы

Несмотря на то, что мы живем в самой холодной стране в мире, осенью и весной практически повсевместно - перетопы. Перетопы связаны как с субъективными причинами, так и с плохим состоянием теплозащиты, с изношенностью и несбалансированностью тепловых сетей. При этом в региональных программах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности главными должны быть две цели:

1.Устранение перетопов в систем централизованного теплоснабжения.

2.Восстановление инфраструктуры систем централизованного теплоснабжения.

Способы решения этих задач требуют более подробного рассмотрения.

Литература

¡.Государственная программа Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 400.- www.consultant.ru

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ. - www.consultant.ru

3.Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом 11резидента РФ от28.4.97 №425

4.http://www.peteгgid.гll/leшngгadskaya/gatchma/volod агз]а^о/п1ир4еркте-8е11.ЬЩ11

5.В квартирах как на курортах.- Петербургский дневник, .№320(805).- 22 апреля 2014 года, с8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.