Научная статья на тему 'О кредитно-денежной политике в Азербайджанской Республике'

О кредитно-денежной политике в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Уголовный кодекс Азербайджанской Республики / кредит / валюта / банкнота / экономика / Criminal Code of the Republic of Azerbaijan / credit / currency / banknote / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адил Алхаз Гезалов

В статье рассматриваются особенности проведения кредитно-денежной политики в Азербайджанской Республике. Отмечено, что денежно-кредитная политика составляет важную часть национальной политики страны, и ее дальнейший курс связан со стоимостью цены нефти и газа на мировых рынках. Показаны роль и влияние Центрального банка Азербайджана при проведении денежно-кредитной политики на банковскую систему страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On monetary policy in the Republic of Azerbaijan

The article examines the peculiarities of the monetary policy in the Republic of Azerbaijan. It is noted that monetary policy is an important part of the country's national policy, and its further course is related to the cost of oil and gas prices on world markets. The role and influence of the Central Bank of Azerbaijan in conducting monetary policy on the country's banking system are shown.

Текст научной работы на тему «О кредитно-денежной политике в Азербайджанской Республике»

Закон и право. 2024. № 5. С. 46-50. Law and legislation. 2024;(5):46-50.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-46-50 NIION: 1997-0063-5/24-242

EDN: https://elibrary.ru/EQNFWY MOSURED: 77/27-001-2024-5-442

О кредитно-денежной политике в Азербайджанской Республике

Адил Алхаз Гезалов

Владимирский государственный университет

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия, adil.gozelov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проведения кредитно-денежной политики в Азербайджанской Республике. Отмечено, что денежно-кредитная политика составляет важную часть национальной политики страны, и ее дальнейший курс связан со стоимостью цены нефти и газа на мировых рынках. Показаны роль и влияние Центрального банка Азербайджана при проведении денежно-кредитной политики на банковскую систему страны.

Ключевые слова: Уголовный кодекс Азербайджанской Республики, кредит, валюта, банкнота, экономика.

Для цитирования: Гезалов А.А. О кредитно-денежной политике в Азербайджанской Республике // Закон и право. 2024. № 5. С. 46—50. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-46-50 EDN: https://elibrary.ru/ EQNFWY

Original article

On monetary policy in the Republic of Azerbaijan

Adil A. Gozalov

Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs,

Vladimir, Russia, adil.gozelov@mail.ru

Abstract. The article examines the peculiarities of the monetary policy in the Republic of Azerbaijan. It is noted that monetary policy is an important part of the country's national policy, and its further course is related to the cost of oil and gas prices on world markets. The role and influence of the Central Bank of Azerbaijan in conducting monetary policy on the country's banking system are shown.

Keywords: Criminal Code of the Republic of Azerbaijan, credit, currency, banknote, economy.

For citation: Gozalov A.A. On monetary policy in the Republic of Azerbaijan // Law and legislation. 2024; (5): 46—50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-46-50. EDN: https://elibrary.ru/EQNFWY

В нестабильное время мировой экономики мы можем заметить, что это негативно сказывается на развитии некоторых секторов экономики, а также на ценах на энергоносители. В результате это оказывает влияние на экономическое развитие стран, чьи бюджеты зависят от мировых цен на нефть и газ. Особенно это касается стран с переходной экономикой, таких, как Азербайджанская Республика.

В период формирования и укрепления независимости Азербайджана в стране были вложе-

© Гезалов А.А. М., 2024.

ны значительные средства в добывающую промышленность, и сейчас она сотрудничает с ведущими мировыми энергетическими компаниями по добыче «черного золота». В настоящее время через три нефтепровода и четыре газопровода энергетические ресурсы транспортируются через Черное и Средиземное моря в несколько стран Европы и Центрально-Азиатского региона.

Азербайджан в третьем квартале 2023 г. экспортировал в страны Европейского Союза (ЕС) 2,8 млрд куб. м газа, поставки за отчетный пери-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

од оставались на уровне предыдущего квартала и аналогичного периода 2022 г. Такие данные приводит агентство «Интерфакс-Азербайджан», основываясь на материалах Еврокомиссии (ЕК) о ситуации на европейском газовом рынке в третьем квартале 2023 г., которые имеются в распоряжении агентства. Отмечается, что доля Азербайджана в общем импорте газа ЕС по трубопроводам по итогам III кв. 2023 г. составила 6,5%.

Ранее в ЕК сообщали, что в I кв. 2023 г. Азербайджан поставил в страны Евросоюза 2,8 млрд куб. м газа, во II кв. — 2,8 млрд куб. м, являлся пятым по величине экспортером газа в ЕС.

Таким образом, по подсчетам «Интерфакс-Азербайджан», за девять месяцев прошлого года Баку, согласно ЕК, экспортировал в ЕС 8,4 млрд куб. м газа. Также можно отметить, что в III кв. 2023 г. ЕС импортировал по трубопроводам 41 млрд куб. м газа, что на 6% меньше, чем во II кв. того же года и на 19% меньше, чем за аналогичный период 2022 г.

В пятерку крупнейших поставщиков трубопроводного газа в Европу в 2023 г. вошли: Норвегия — 19 млрд куб. м, (доля — 47%), Северная Африка — 8,6 млрд куб. м (21%), Россия — 7 млрд куб. м (17%), сместившая на четвертое место Великобританию — 3,3 млрд куб. м (8%) и Азербайджан — 2,8 млрд куб. м (6,5%), сохранивший пятое место в топ-5 экспортеров, которое он занимал по итогам I полугодия 2023 г.

В 2023 г. страны ЕС — Италия, Греция и Болгария — импортировали из Азербайджана, по данным статистического управления Евросоюза (Евростат), рекордные объемы природного газа — примерно 492,9 тыс. ТДж, по сравнению с 2022 г. поставки выросли на 2,5%.

Стоимость поставленного газа составляет порядка 6,2 млрд евро (спад в 2,5 раза от года к году). Но все-таки по итогам 2023 г. Азербайджан вошел в топ-5 крупнейших экспортеров трубопроводного газа в Евросоюз, став пятым по величине поставщиком после Алжира (1,1 млн ТДж на 14,3 млрд евро), Норвегии (958 тыс. ТДж на 17,5 млрд евро), Великобритании (767,2 тыс. ТДж на 11,3 млрд евро) и России (591,6 тыс. ТДж на 7,8 млрд евро) [3].

В продолжение данного исследования отметим, что интенсивное развитие банковской системы в Азербайджанской Республике, прогресс электронных межбанковских операций, внедрение платежных систем, увеличение использования банковских карт и распространение POS-

терминалов сыграли важную роль в накоплении денег в банковской системе.

Обратимся к истории: в 1919 г. в Азербайджане была введена и выпущена первая национальная валюта, в то время, когда существовала Азербайджанская Демократическая Республика. В период Азербайджанской Советской Социалистической Республики была введена в обращение вторая валюта. В 1936 г. Азербайджан был включен в состав СССР. В этот период существовала единая валюта — советский рубль.

Когда Азербайджанская Республика стала независимым государством, то Указом Президента от 15 июля 1992 г. был издан Указ о выпуске в обращение единой государственной валюты. А с 1 января 1994 г. Распоряжением Президента такая валюта, как манат, стала признанной валютой на всей территории Азербайджанской Республики. В обороте сегодня банкноты достоинством: 1, 5, 10, 20, 50, 100 и 200 манатов.

В настоящее время крайне важным фактором для экономического роста в стране является укрепление финансовой системы и особенно ее ключевых компонентов, которые существенно влияют на повышение эффективности денежно -кредитной политики. Главная цель — усилить роль этой политики в достижении экономического роста, снижении инфляции, укреплении национальной валюты и увеличении нормы накоплений.

Основные цели кредитно-денежной политики следующее:

■ продвижение экономического развития;

■ регулирование объема денежной массы в экономике;

■ обеспечение стабильных цен и контроль над инфляцией;

■ поддержка курса национальной валюты;

■ повышение уровня занятости населения.

В Азербайджанской Республике Центральный банк Азербайджана играет важную роль в реализации денежно-кредитной политики.

По Указу Правительства Азербайджанской Демократической Республики от 7 марта 1919 г. был основан Азербайджанский банк. Впоследствии, 31 мая следующего года, банк был переименован в Азербайджанский народный банк. Следующим шагом в развитии банковской системы было открытие Бакинского отделения Государственного банка СССР в 1923 г., после чего вся система стала управляться из центрального департамента.

Важным моментом в истории Азербайджанской Республики стало восстановление государ-

LAW & LEGISLATION • 05-2024

ственной независимости 18 октября 1991 г., что послужило основой для создания единой банковской системы и Национального банка.

11 февраля 1992 г. Президентом был издан Указ «Об учреждении Национального банка АР, образовавшегося на основе Государственного банка, Промышленно-строительного и Аграрно-промышленного банка бывшего Советского Союза». 7 августа того же года был принят Закон «О структуре Национального банка АР».

В 1996 г. Правительство приняло два закона: «О Национальном банке» и «О банках и банковской деятельности».

В 2009 г. в результате Референдума, проведенного в связи некоторыми дополнениями и изменениями в Конституцию Азербайджанской Республики, Национальный банк Азербайджана был переименован в Центральный банк Азербайджана [4].

Проводимая Центральным банком Азербайджана денежная экспансия должна полностью поглощаться увеличением инвестиционной активности общества, а импульсы каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики предотвращать кризисные явления и обеспечивать наращивание потенциала роста национальной экономики.

В настоящее время данный банк выполняет следующие функции:

■ регулирует кредитную деятельность банковской системы;

■ контролирует движение капитала;

■ управляет процентными ставками на внутреннем финансовом рынке с целью предотвращения их роста;

■ расширяет кредитные предложения с учетом приоритетных государственных целей.

Рассматривая и изучая цели денежной политики государства, аналитики ведущих стран мира пришли к мнению, что успешной эта политика будет в том случае, когда обеспечит стабильность цен, которая является основной и приоритетной по отношению к другим целям государственной экономической политики.

К правилам денежно-кредитной политики Центрального банка Азербайджанской Республики в последнее время относят достаточно новое, но хорошо зарекомендовавшее себя начинание в развитых странах мира — это режим тар-гетирования валютного курса (режим, при котором органы денежно-кредитного регулирования продают или покупают иностранную валюту в целях поддержания курса национальной ва-

люты на заранее определенном уровне или в установленных пределах), денежной массы и инфляции.

Для поддержания режима таргетирования инфляции и денежной массы должен в полной мере осуществляться режим таргетирования валютного курса как наиболее древнего и значимого. Монетарная политика Центрального банка Азербайджанской Республики в режиме тар-гетирования валютного курса, предполагавшего привязку стоимости маната к стоимости доллара США, а впоследствии, согласно принятому решению о переходе к механизму бивалют-ной корзины, к стоимости как доллара США, так и евро, проявлялась в режиме фиксированного валютного курса.

В настоящее время страна живет в режиме управляемого плавающего курса, и на валютном рынке наблюдается диспропорция между спросом и предложением, которое ниже спроса в несколько раз [5]. При осуществлении режима таргетирования валютного курса может быть задействован либо вариант жесткой политики с тенденцией падения курса национальной валюты, либо гибкой политики с тенденцией повышения курса национальной валюты, причем не нарушая естественные экономические соотношения объема национальной валюты и резерва иностранных валют.

На сегодняшний день Азербайджану как стране с переходной экономикой, исследуя опыт развитых стран и используя инструменты денежно-кредитной политики в режиме таргетирования, важно учитывать, что он становится открытым для спекулятивных атак на национальную валюту — манат, и эти атаки могут происходить скачкообразно, то обесценивая, то по небольшим пунктам укрепляя манат.

Обесценение азербайджанского маната, значительное подорожание иностранной валюты, к которой в основном были привязаны краткосрочные обязательства банков, привело к неплатежеспособности организаций и домашних хозяйств, что повлекло за собой весомые потери в активах банковских балансов, к ухудшению состояния банковского сектора, уменьшению числа коммерческих банков, филиалов, отделений с сокращением их работников [2].

Необходимо отметить, что международный валютный фонд (МВФ) рекомендует в настоящее время Центробанку Азербайджана продолжать активные действия по углублению финансовых рынков. Такая рекомендация указана в

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

оценке Исполнительного совета МВФ по итогам консультаций с Правительством Азербайджана.

«Банковский сектор Азербайджана устойчив и должен играть более важную роль в экономике. Индикаторы финансовой устойчивости продолжают демонстрировать сильный банковский сектор, хотя и не полностью отражают риски. МВФ рекомендует продолжать комплексную оценку качества кредитов, а также переходить к надзору, основанному на риске, и консолидированному надзору за крупными банками. Продолжающаяся оценка властями роли финансового сектора в экономике приветствуется, и за ней должны последовать активные усилия по углублению финансовых рынков».

Также Центробанку необходимо осторожно подходить к дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики, поскольку определенные инфляционные риски, обусловленные внешними и внутренними факторами, сохраняются. «Центробанку также необходимо продолжать укреплять механизм денежной трансмиссии».

Если говорить о макроэкономических показателях, то в 2023 г. были замедлены темпы экономического роста, а также произошло замедление инфляции. «За 10 месяцев 2023 г. добыча нефти в Азербайджане снизилась и прогнозируется, что добыча нефти продолжит снижаться, а добыча газа несколько увеличится. После достижения пика в конце 2022 г. инфляция вернулась к целевому диапазону в 4±2%. Однако риски инфляции сохраняются как из-за потенциальных внешних шоков, так и из-за сохраняющегося высокого внутреннего спроса». МВФ подтвердил свою оценку роста ВВП Азербайджана в 2024 — 2028 гг. на уровне 2,3% в год.

Согласно оценкам фонда, среднегодовая инфляция в Азербайджане в 2024 г. замедлится до 4,7%, в 2025 г. ускорится до 5%, в 2026 г. замедлится до 4,5%, в 2027 — 2028 гг. — до 4% в год.

В фонде считают, что внешняя позиция страны, поддерживаемая высокими ценами на нефть, останется сильной благодаря положительному сальдо внешней торговли и росту валютных резервов.

Президент Азербайджанской Республики И. Алиев 2 марта 2024 г. в ходе интервью телеканалу «Евроньюс» рассказал, что страна сделала нефть фактором своего развития [6].

Отметим, что по мнению МВФ, риски для перспектив остаются в целом сбалансированными. При этом указывается, что обострение во-

енных действий на Украине и конфликта в Газе может привести к росту цен и спроса на углеводороды, что приведет к увеличению экспорта и бюджетных доходов Азербайджана. Однако это также может привести к повышению цен на про -довольствие, создавая риски для инфляции. Фонд также приветствовал планы властей Азербайджана по среднесрочной бюджетной консолидации.

Диверсификация экономики, т.е. распределение капитала между различными группами активов с целью минимизации рисков, повлечет за собой реформы по укреплению управления, ограничению роли государственных предприятий и декарбонизации экономики; иными словами, обусловит процесс трансформации мировой экономики и энергетики.

Прогресс в повышении финансовой прозрачности и независимости судебной системы, а также усилия по расширению участия частного сектора в государственных предприятиях и улучшению их финансового положения помогут улучшить деловую среду, увеличить частные инвестиции и повысить производительность.

В заключение отметим, что кредитная политика в Азербайджанской Республике — это гарантирование своевременности и исправности расчетов в народном хозяйстве и в различных сферах финансовой системы (используя регламентацию и регулировку деятельности банковской системы).

В Азербайджанской Республике как в 2023 г., так и в последующем денежно-кредитная политика будет направлена на стабилизацию цен.

Список источников

1. Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 1995.

2. Гараев М.Ш. Денежная политика Азербайджанской Республики в условиях нестабильности мировой экономики / М.Ш. Гараев, И.В. Хан-Хойская, А.М. Багирова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 3. С. 14—16.

3. URL: https://interfax.az/view/910744 Азербайджан входит в топ-5 экспортеров трубопроводного газа в Европу, поставил за 9 мес. 2023 г. 8,4 млрд куб. м - ЕК (Дата обращения: 25.02.2024)

4. URL: Ы^:/ДПЫеас^ги/Финансовая_по-литика_Азербайджана (Дата обращения: 25.02.2024)

LAW & LEGISLATION • 05-2024

5. URL: https://.1news.az/ authors/editorial (Дата обращения: 25.02.2024)

6. URL: https://interfax.az/view/910819? ysclid=lta2s2bzhk5 91503661 editorial Азербайджан превратил нефтв в развитие - Алиев (Дата обращения: 02.03.2024)

References

1. The Constitution of the Republic of Azerbaijan. Baku,1995.

2. Garaev M.S. Monetary policy of the Republic of Azerbaijan in conditions of instability of the world economy / M.S. Garaev, I.V. Khan-Khoyskaya,

A.M. Bagirova // Economics and Business: theory and practice. 2017. № 3. Pp. 14—16.

3. URL: https://interfax.az/view/910744 Azerbaijan is among the top 5 exporters of pipeline gas to Europe, supplied 8.4 billion cubic meters in 9 months 2023 (Accessed: 25.02.2024)

4. URL: https://infoteach.ru/0HHaHCOBafl_no-^HTHKa_A3ep6aH^xaHa (Accessed: 25.02.2024)

5. URL: https://.1news.az / authors/editorial (Accessed: 25.02.2024)

6. URL: https://interfax.az/view/910819 ?ysclid=lta2s2bzhk591503661 editorial Azerbaijan has turned oil into development - Aliyev (Accessed: 02.03.2024)

Информация об авторе

Гезалов А.А. — аспирант

Статья поступила в редакцию 04.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Gozalov A.A. — postgraduate student

The article was submitted 04.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.