Научная статья на тему 'О крайних датах биографии Бориса Гаврилова'

О крайних датах биографии Бориса Гаврилова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туранов Андрей Алексеевич

Статья продолжает серию публикаций, посвященных биографии ученого-самородка. Вновь найденные архивные материалы позволяют достоверно установить ключевые моменты жизни священника, который внес заметный вклад в становление региональной этнологии и фольклористики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О крайних датах биографии Бориса Гаврилова»

УДК 908(450.51)

Андрей Алексеевич Туранов г. Ижевск

О КРАЙНИХ ДАТАХ БИОГРАФИИ БОРИСА ГАВРИЛОВА

Статья продолжает серию публикаций, посвящённых биографии учёно-го-самородка. Вновь найденные архивные материалы позволяют достоверно установить ключевые моменты жизни священника, который внёс заметный вклад в становление региональной этнологии и фольклористики.

Борис Гаврилович Гаврилов (1854-1885) - замечательный исследователь жизни и обычаев удмуртского и крещено-татарского народов, собиратель фольклора, в последние годы жизни - священник и миссионер. Имя его известно каждому, кто знакомился с историей и культурой удмуртского народа. Вместе с тем, и по сей день многие страницы жизни этого человека сколько-либо подробно не освещены, что вызывает, порой, совершенно нелепые толкования некоторых фактов его биографии1. Настоящей статьей автор не преследует цель написания исчерпывающего жизнеописания Бориса Гаврилова, а хочет лишь сделать известными некоторые события и обстоятельства, документального подтверждения которым в литературе еще не приводилось. Кроме того, следует окончательно развенчать широко растиражированный миф о том, что с принятием священнического сана жизнь Бориса Г аврилова пошла по наклонной вниз: что он пристрастился к алкоголю, превратился в сутягу, быстро опустился, оказался под запрещением и умер в Малмыже .

1 Например, о жизни Б. Гаврилова в с.Пуже-Уча автор встретил такой пассаж: ”Из церковных деятелей села нужно отметить в первую очередь Б.Г.Гаврилова” (см.: Село Ильин-ское//Малопургинская земля - моя родина/ Сост. В.С.Зорина. - Ижевск: Удмуртия, 2002, - с. 76). На самом же деле Гаврилов не только не служил в церкви с.Пуже Уча, но во время жизни в этом селе он и священником-то еще не был, и более того - еще не состоял в духовном звании, а числился крестьянином Мамадышского уезда Казанской губернии.

2 Миф этот родился еще в начале ХХ века с подачи профессора Московского Археологического Института, этнографа С.К.Кузнецова, родившегося в г. Малмыже. Очевидно, С.К.Кузнецов впутал в биографию Бориса Гаврилова сведения из жизни другого священни-ка-миссионера - Филиппа Гаврилова, некоторое время проживавшего и умершего в Малмыже. (Подробнее об этом см.[2]).

Итак, Борис Г аврилов...

Известно, что Борис Г аврилов родился в деревне Никифоровой Мамадыш-ского уезда Казанской губернии и до перехода в духовное сословие, записывался в документах как крестьянин этой деревни. Деревня Никифорова - приходская деревня села Тавели Мамадышского уезда, а значит и сведения о рождении Бориса Гаврилова следует искать в документах этого села.

По запросу автора поиск биографических сведений был выполнен сотрудниками Национального архива Республики Татарстан. Согласно предоставленной архивной справке, в метрической книге Николаевской церкви села Тавели за 1854 год зарегистрирован факт крещения новорожденного мальчика, которому при крещении дано имя Борис (запись №260). Дата рождения - 21 июля 1854 года, дата крещения - 25 июля. Родители: д. Никифоровой казенный крестьянин из татар старокрещеный Гаврил Михайлов и законная жена его Ирина Михайлова. Восприемники: д. Никифоровой казенный крестьянин из татар старокрещеный Давид Яковлев и старокрещенная жена Дарья Васильева [1].

Как видим, и родители Бориса, и восприемники именуются в документе традиционно для того времени - без фамилии. Точно так же и форма записи: Борис Гаврилов - первоначально представляла собой имя и отчество, в форме, существовавшей для крестьян в XIX веке. И лишь позднее отчество было использовано и в качестве фамилии.

Решающую роль в судьбе Бориса Гаврилова сыграло, по-видимому, то обстоятельство, что именно в деревне Никифоровой восемнадцатью годами ранее родился известный в последней трети XIX века просветитель крещеных татар

о.Василий Тимофеев3 - первый учитель и заведующий Казанской крещено-татарской школы. В числе первых учеников и выпускников этой школы были

В последнее десятилетие миф этот был повторен ижевским краеведом Е.Ф.Шумиловым в книгах "Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI-начало XXв. -Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2001"- тираж 1000 экз. и "Вавож."Утоли моя печали": История православного села и его святынь. 1751 - 1999. -Ижевск: Удмуртия, 1999" - тираж 5000 экз.

3 Тимофеев Василий Тимофеевич (1836-1895) - крещеный татарин из крестьян д.Никифоровой, начальное образование получил в народном училище Министерства государственных имуществ, продолжил свое образование самостоятельно. В сентябре 1863 года по ходатайству Н.И.Ильминского Тимофеев был принят в качестве практиканта татарского языка в Казанскую духовную академию. С этого времени он стал постоянным сотрудником, а в дальнейшем - ближайшим другом и соратником Н.И. Ильминского, посвятив жизнь свою просвещению крещеных татар. Вероятно, пример его, вышедшего «в люди» благодаря образованию, стал заразителен для земляков. Зимой 1863 года к Василию Тимофееву приехал из деревни племянник, желающий учиться, и поселился у него, а вскоре явилось еще два мальчика - таким образом, составилась маленькая школа. Они учились зиму 1863-1864 учебного года, помещаясь в казенной квартире Тимофеева в подвале Духовной академии, а летом вместе с Тимофеевым совершили поездку по деревням Мамадышского уезда, произведя своими успехами впечатление и на других ребят. В этом же 1864 году благодаря хлопотам Н.И.Ильминского в Казани была открыта крещено-татарская школа, первым заведующим и учителем которой стал В.Тимофеев. В 1864-1865 учебном году в школе обучалось уже 20 учащихся.[3].

мальчики из его родной деревни - в их числе и Борис Гаврилов.

Целью Казанской крещено-татарской школы было не только обучение ребят грамоте и основам христианского учения, но и подготовка до уровня, позволявшего назначать их учителями в миссионерские школы, вновь открываемые в деревнях крещеных татар. Успехи Бориса Гаврилова, позволили определить его учителем в одну из таких школ. 2 января 1867 года вместе с Игнатием Тимофеевым (младшим братом В. Тимофеева) он был назначен учителем в с. Апазово Казанского уезда. Здесь, помимо исправления учительских обязанностей, он изучал удмуртский язык с мальчиками из деревни Ошмы, учившимися в Апазове. А в 1868 году, с открытием школы в Ошме, Борис Гаврилов был переведен туда [4].

Краткие биографические сведения о Гаврилове и его деятельности в первую половину 1870-х были представлены Н.И.Ильминским и опубликованы в виде примечания к работе Бориса Г аврилова "Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда, Урясь-Учинского прихода" во втором томе "Трудов Четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года", вышедшем в Казани в 1891 году. Здесь сообщается, в частности, что он ”... в 1873 и в 1874 годах был командирован в вотяцкие селения Казанской и Вятской губерний для изучения вотяцкого языка. Плодом этого изучения было переложение им нескольких христианских книг с крещено-татарского языка на вотяцкий, которые тогда же были напечатаны, и не мало собрано Гавриловым материалов по языку, преданиям, поверьям и обрядам Вотяков ” [5, с.80].

Некоторые биографические сведения обнаруживаются и в самой упомянутой работе. Указывается, например, статья Б.Гаврилова "Погребальные обычаи и поверья старо-крещеных Татар дер. Никифоровой Казан. Губ. Мамадышского уезда", написанная им по материалам наблюдений в родной деревне, и опубликованная в "Известиях по Казанской епархии", в № 9 за 1874 год [5, с 150]. Выясняется, так же, что в июле 1876 года Борис Гаврилов уже женат, и проживает в родной деревне [5, с.80-81]. Вместе с тем, он по-прежнему не упускает случая знакомиться с обрядовой жизнью удмуртов, лично наблюдать и фиксировать их быт и обычаи. Очевидно, в это же время он работает над книгой, изданной Православным Миссионерским Обществом в 1880 году в Казани под названием "Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний".

Вероятно, в 1877/1878 учебном году Борис Гаврилов был определен учителем "инородческого училища" в село Пуже-Уча (Ильинское) Елабужского уезда Вятской губернии. Содержалось это училище за счет казны. Здесь следует заметить, что финансировались такие школы значительно скромнее, чем школы, находившиеся на содержании земства, поэтому, нередко, вынуждены были

просить у земств помощи4. Существовали "инородческие" школы во многом благодаря подвижнической деятельности своих учителей.

Здесь, в удмуртском селе Пуже-Уча, 10 мая 1878 года в семье Бориса Гаврилова рождается дочь Таисия. Здесь же, 7 декабря 1879 года рождается сын Николай. Сами родители в метрической книге Ильинской церкви при крещении детей записываются так: в первом случае - ”Казанской Губернии Мамадышев-скаго уезда прихода села Тавалей Государ. крестьянин деревни Никифоровой Борис Гаврилов, и закон. жена его Елена Феодорова. Православные” [6, л.163об.], во втором - "Казанской Губернии Мамадышевскаго уезда Николоя-лаевского5 прихода дерев. Никифоровой кр-н Борис Гаврилов, и закон. жена его Елена Феодорова. Православные” [6, л.367об.].

Если принять во внимание, что наиболее обеспеченные из учителей на селе -- учителя земских школ, получавшие зарплату от уездного земства, зачастую были стеснены в средствах, то для учителей "инородческих училищ" вопрос нехватки денег стоял еще острее. А поскольку работа учителем приносит весьма скромный доход, то средств на содержание увеличившейся семьи явно не хватает. Вероятно, Борис ищет возможность как-то пополнить семейный бюджет.

Его трудное положение, очевидно, понимают в Православном Миссионерском Обществе и, видя в нем способного и деятельного сотрудника, содействуют переходу его из податного крестьянского состояния в духовное сословие, с целью последующего привлечения его к проповеднической деятельности среди удмуртов и крещеных татар. Вятский Комитет Православного Миссионерского Общества даже оказывает ему материальную помощь. И в 1880 году "учитель Пужеучинскаго инородческаго училища, государственный крестьянин из татар, Борис Гаврилов 29 сентября определен на вакансию псаломщика, с рукоположением во священника, в село Кырынды Елабужскаго уезда” [8,с.391] . А в следующем 1881 году, 1 июля, Борис Гаврилов определен на вакансию настоятеля в село Умяк того же уезда [9,с.272].

В начале 1882 года на Бориса Гаврилова возлагают миссионерские обязанности, которые он исполняет, совмещая со службой приходского священника. Ведя просветительскую работу среди удмуртов, кряшен и марийцев Гаврилов способствует открытию новых школ6, причем, после его бесед желание обучать своих детей в школах изъявляют сами "инородцы". Успехи его просветитель-

4 Например в 1879 году Елабужским земством было выделено "пособие правительству на содержание квартир для Ильинскаго инородческого училища 142 руб." [7, с.99].

5 В документе, очевидно, ошибка - должно быть: Николаевского.

6 В 1883/84 году в Елабужском уезде существовало 62 начальных народных училища, из них: училищ Министерства Народного Просвещения -2; земских -45; Вятского Миссионерского общества -10; городского общества -1; частных лиц -4 [11, с.101]. Указанные 10 миссионерских школ и были предметом заботы Бориса Гаврилова. В отчете за этот учебный год сообщается ,что "из инородцев наибольшая часть вотяков обучается в земских училищах, а также в училищах М.Н.Просвещения; наибольшая же часть старо-крещен татар в училищах миссионерского общества, в этих же только училищах почти исключительно обучаются и черемисы" [11, с.108-109].

ской деятельности находят отражение в отчетах Вятского Комитета Православного Миссионерского Общества7.

Умер Борис Гаврилов 4 июля 1885 года в возрасте 31 года от чахотки. Случилось это в своем приходе - в селе Умяк. Здесь же, в церковной ограде Петропавловской церкви села Умяк, он и погребен [1].

Автору не известно, продолжал ли Борис Гаврилов заниматься научной деятельностью после 1880 года - все известные его работы написаны были, по-видимому, еще до посвящения в духовный сан. Может быть с течением времени обнаружатся его рукописи, - хочется на это надеяться.

Источники и библиография:

1. НАРТ, архивная справка №748-т от 25.03.2009.

2. Туранов А.А. Борис Гаврилов: пять лет в сане священника. Размышления о "фактах" биографии.// Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. -2009. - №1(5).- С.4-21.

3. КарповЮ.П. Просветитель татар-кряшен о.Василий Тимофеев (1836-1895). Режим доступа: http://kds.eparhia.ru/bibliot/kaz БсИШе/рг йто#

4. Сизов Д. К истории христианской миссии среди кряшен: Иаков Емельянов

кряшенский священник и поэт. Режим доступа:

http://kds.eparhia.ru/www/script/diplom sizova 55068865741.html

5. Гаврилов Б.Г. "Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда, Урясь-Учинского прихода"// Труды Четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года. Казань. 1891.-С.80-156. - Цит. по: Коробейников А.В. Удмуртский фольклор из собрания Бориса Гаврилова. Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2008, 52с. + 1 электрон. опт. диск (СБ ЯОМ) [Электронный ресурс].

6. ЦГА УР ф.295, оп.1, д.14.

7. Журналы Елабужского уездного земского собрания XIII очередной сессии 1879 года и Доклады Елабужской Уездной земской управы и ревизионной комиссии с денежным отчетом управы. Вятка. 1880.

8. ВЕВ 1880, №20, отдел официальный.

9. ВЕВ 1881, №14, отдел официальный.

10. ЦГА УР ф.360, оп.1, д.3.

11. Журналы Елабужского уездного земского собрания XVIII очередной сессии 1884 года. Доклады Елабужской уездной земской управы и ревизионной комиссии с денежным отчетом управы за 1883 г. Елабуга, 1885.

Сокращения:

ВЕВ - Вятские епархиальные ведомости,

НАРТ - Национальный архив Республики Татарстан

ЦГА УР - Центральный государственный архив Удмуртской Республики.

7

Подробнее об этом , см. [2, с.6-9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.