Научная статья на тему 'О КОРРУПЦИОННЫХ РИСКАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

О КОРРУПЦИОННЫХ РИСКАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / образовательные организации / исследование / предупреждение / сorruption / educational organizations / research / prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перемолотова Лилианна Юрьевна

Коррупция в современном мире приобрела угрожающие масштабы, проникнув практически во все сферы общественной жизни и направления государственной деятельности. Несмотря на действующие правовые запреты, строгие санкции и общественное порицание, коррупция существует, при этом ее показатели стабильны, а последствия несут значительный урон государству и обществу. Коррупция в образовательной сфере явление, существующее на объективном и субъективном уровнях, имеющее свои особенности, требующее углубленного исследования и выработки оптимальных мер предупреждения. Коррупционные риски, возникающие в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, обладают определенной спецификой. Обучение в ведомственных образовательных организациях является престижным, что подтверждается ежегодными конкурсами среди абитуриентов. Учитывая данное обстоятельство, проблеме коррупционных рисков, возникающих в процессе проведения вступительных кампаний и обучения курсантов, должно уделяться особое внимание. Представлены результаты социологического исследования проблем коррупционных проявлений и рисков, выявляемых при поступлении абитуриентов в ведомственные образовательные организации. Автором определены и проанализированы обстоятельства и факторы, благоприятствующие и противодействующие коррупции; изучены мнения абитуриентов и сотрудников кадровых подразделений образовательных организаций и комплектующих территориальных органов об эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции и состоянии антикоррупционной деятельности в уголовно-исполнительной системе; рассмотрены направления повышения эффективности мер по предупреждению коррупционных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перемолотова Лилианна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CORRUPTION RISKS ARISING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Corruption in the modern world has acquired alarming proportions, penetrating almost all spheres of public life and areas of government activity. Despite the current legal prohibitions, strict sanctions and public censure, corruption exists, while its indicators are stable, and the consequences cause significant damage to the state and society. Corruption in the educational sphere is a phenomenon that exists at the objective and subjective levels, has its own characteristics, and requires in-depth research and the development of optimal preventive measures. Corruption risks arising in educational organizations of the Federal Penitentiary Service have certain specifics. Studying in departmental educational organizations is prestigious, which is confirmed by annual competitions among applicants. Considering this circumstance, the problem of corruption risks arising in the process of conducting admission campaigns and training cadets should be given special attention. This article presents the results of a sociological study of the problems of corruption and risks identified when applicants enter departmental educational organizations. The author has identified and analyzed the circumstances and factors that favor and oppose corruption; the opinions of applicants and employees of personnel departments of educational organizations and constituent territorial bodies on the effectiveness and sufficiency of the anti-corruption legislative framework and the state of anti-corruption activities in the penal system were studied; areas for increasing the effectiveness of measures to prevent corruption risks are considered.

Текст научной работы на тему «О КОРРУПЦИОННЫХ РИСКАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

count, when assigning punishment to an accomplice for creating conditions for the commission of an act by a perpetrator who has not yet entered into a conspiracy, the character and degree of the person's actual participation in the preparation for committing a grave or especially grave crime, the significance of this participation for the future act of the perpetrator, as well as his influence on the character and proportion of possible harm.

Keywords: complicity in a crime, criminal conspiracy, voluntary refusal of an accomplice, assignment of punishment to an accomplice.

Kopyova Irina Anatolyevna, Cand. of Legal Sc., Associate Professor of the Department, kopyovairinacld@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 343.9:378.6:343.83 001: 10.24412/2071-6184-2023-4-54-61

О КОРРУПЦИОННЫХ РИСКАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Л.Ю. Перемолотова

Коррупция в современном мире приобрела угрожающие масштабы, проникнув практически во все сферы общественной жизни и направления государственной деятельности. Несмотря на действующие правовые запреты, строгие санкции и общественное порицание, коррупция существует, при этом ее показатели стабильны, а последствия несут значительный урон государству и обществу. Коррупция в образовательной сфере - явление, существующее на объективном и субъективном уровнях, имеющее свои особенности, требующее углубленного исследования и выработки оптимальных мер предупреждения. Коррупционные риски, возникающие в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, обладают определенной спецификой. Обучение в ведомственных образовательных организациях является престижным, что подтверждается ежегодными конкурсами среди абитуриентов. Учитывая данное обстоятельство, проблеме коррупционных рисков, возникающих в процессе проведения вступительных кампаний и обучения курсантов, должно уделяться особое внимание. Представлены результаты социологического исследования проблем коррупционных проявлений и рисков, выявляемых при поступлении абитуриентов в ведомственные образовательные организации. Автором определены и проанализированы обстоятельства и факторы, благоприятствующие и противодействующие коррупции; изучены мнения абитуриентов и сотрудников кадровых подразделений образовательных организаций и комплектующих территориальных органов об эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции и состоянии антикоррупционной деятельности в уголовно-исполнительной системе; рассмотрены направления повышения эффективности мер по предупреждению коррупционных рисков.

Ключевые слова: коррупция, образовательные организации, исследование, предупреждение.

В современном российском обществе уровень коррупции многократно возрос. Ментальные установки и ценностные ориентации общества, а также особенности функционирования институтов государства позволяют говорить о

том, что коррупция получает подпитку как крайне сложное явление не только в периоды политической нестабильности и экономических преобразований, но и во времена поступательного развития социума и государства [2, с. 23-28]. Проблемы коррупции приобрели угрожающие масштабы и наносят ощутимый вред инфраструктуре российского государства, включая различные сферы деятельности.

В данной статье мы хотели бы обратиться к проблемам коррупционных проявлений в деятельности уголовно-исполнительной системы, в частности в сфере ведомственного образования.

Ориентируясь на понятие коррупции, данное Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», и положения ведомственных нормативно-правовых актов, под коррупцией в уголовно-исполнительной системе следует понимать совершение сотрудником уголовно-исполнительной системы злоупотребления служебным положением, дачи и получения взятки, либо иного незаконного использования им своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды должностному лицу другими лицами, либо совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица [1, с. 1].

Преступления коррупционной направленности совершаются против интересов государственной власти и государственной службы. Под интересами службы в данном случае следует понимать деятельность должностных лиц в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (включая образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний (далее -ФСИН России)) по оптимальному решению задач, стоящих перед ними. Соответственно, субъектами коррупционных преступлений могут выступать в том числе сотрудники образовательных организаций и комплектующих территориальных органов, осуществляющие работу по подбору кандидатов (прохождению конкурсов) на обучение в образовательные организации ФСИН России.

Коррупция в образовательной сфере - явление, существующее на объективном и субъективном уровнях, имеющее свои особенности, требующее специфического исследования и выработки оптимальных мер предупреждения [4, с. 48-51]. В понимании некоторых граждан поступление в образовательную организацию можно «устроить» за определенное вознаграждение, оказание услуг членам приемной комиссии или руководству образовательной организации [3, с. 64-69]. Нередки случаи, когда, наоборот, руководители образовательных организаций или члены приемных комиссий используют свое служебное положение и время приемной кампании для собственного незаконного обогащения [6, с. 11-14].

В этой связи одной из приоритетных задач российского государства и общества является противодействие коррупции. Уголовно-исполнительная система в пределах своих компетенций осуществляет антикоррупционную деятельность, в том числе в сфере ведомственного образования.

Обучение в образовательных организациях ФСИН России является престижным, что подтверждается ежегодными конкурсами среди абитуриентов. Учитывая данное обстоятельство, проблеме коррупционных рисков, возникающих в процессе проведения вступительных кампаний и обучения курсантов, должно уделяться особое внимание. Специфика ведомственных образовательных организаций заключается в том, что преподаватели и обучающиеся (курсанты, слушатели, адъюнкты) являются сотрудниками уголовно-исполнительной системы, что возлагает на них обязанность соблюдения профессионально-этических норм служебного поведения [9, с. 267-269].

Рабочей группой сотрудников кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии ФСИН России в течение нескольких лет проводился мониторинг уровня коррупции и коррупционных рисков, возникающих при подборе кандидатов на обучение в образовательные организации ФСИН России. В числе основных задач исследования стояли следующие: оценка распространенности коррупционных нарушений при поступлении в образовательные организации ФСИН России; выявление факторов, благоприятствующих коррупции, а также факторов, противодействующих коррупции при поступлении в образовательные организации ФСИН России; оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции.

В качестве респондентов исследования выступали абитуриенты и курсанты, а также сотрудники кадровых подразделений образовательных организаций и комплектующих территориальных органов ФСИН России. Исследование проводилось путем анкетирования респондентов по специально разработанным анкетам, в два этапа. Первый этап - в июне-августе (в период приемной кампании проводится анкетирование абитуриентов, сотрудников кадровых подразделений образовательных организаций и комплектующих территориальных органов). Второй этап - по окончании первого курса (когда бывшие абитуриенты, став курсантами, имеют возможность оценить обстановку в образовательной организации и высказать свое мнение о существующих коррупционных рисках в деятельности профессорско-преподавательского состава, сотрудников курсового звена, руководства).

Анализ результатов исследования позволяет отметить следующее.

В понимании большинства респондентов коррупция - это денежная взятка (36,2 %). Коррупцию в образовательной организации (территориальном органе) не считают нормальным явлением 96,2 % анкетируемых; даже если возникнет такая необходимость, респонденты не готовы дать взятку (93,8 %); принять взятку от абитуриентов (их родителей, родственников, знакомых) за оказание услуг в рамках поступления в образовательную организацию или прохождение военно-врачебной комиссии не согласны 98,4 % анкетируемых.

С просьбой оказать содействие в получении направления от комплектующего территориального органа за денежное или иное материальное вознаграждение обращались абитуриенты (их родители, родственники, знакомые) к 8,5 % анкетируемых сотрудников кадровых подразделений; 91,5 % сотрудников с подобными просьбами не сталкивались. Абитуриенты (их родители, род-

ственники, знакомые) обращались с просьбой оказать содействие в прохождении военно-врачебной комиссии за денежное или иное материальное вознаграждение к 11,4 % респондентов - сотрудников кадровых подразделений; 88,6 % сотрудников с подобными просьбами не сталкивались.

С просьбой оказать содействие и обеспечить гарантированное поступление в образовательную организацию ФСИН России абитуриенты (их родители, родственники, знакомые) обращались к 9,8 % сотрудников кадровых подразделений; 90,2 % респондентов с такими обращениями не сталкивались.

1,7 % опрошенных указали, что им достоверно известно о фактах представления подложных документов поступающими в образовательные организации ФСИН России; 98,3 % сотрудников подобной информацией не располагают.

На вопрос «Считаете ли Вы, что можно отнести к числу коррупционных рисков тот факт, что у многих абитуриентов родители (родственники, знакомые) проходят службу (работают) в образовательных организациях или территориальных органах ФСИН России?» утвердительно ответили 8,1 % анкетируемых; 20,8 % сотрудников так не считают; большинство опрошенных (42,1 %) высказали мнение о том, что абитуриенты выбирают службу в уголовно-исполнительной системе, потому что наиболее информированы о ней от родителей (родственников и знакомых), которые проходят службу или работают в УИС; указали, что данный факт говорит о желании абитуриентов подражать родителям (родственникам и знакомым) в выборе профессии 14,7 % анкетируемых; считают, что данный факт демонстрирует преемственность поколений в сфере выбора профессии - 11,9 % опрошенных.

По утверждению 46 % опрошенных абитуриентов их родители, родственники или знакомые проходят (проходили) службу в уголовно-исполнительной системе. При этом анкетируемые отметили, что именно данный факт способствовал выбору их профессии. На протяжении многих лет служба в уголовно-исполнительной системе привлекает людей стабильностью, достойным денежным содержанием, наличием ряда льгот.

Основными критериями для поступления в ведомственные образовательные организации опрошенные считают результаты ЕГЭ и хорошее здоровье абитуриентов (92,4 %); протекцию (наличие родственных и дружеских связей) - 7,6 % респондентов.

Попадали в коррупционные ситуации в образовательной организации (комплектующем территориальном органе) ФСИН России 6,1 % сотрудников; не попадали 92,7 % респондентов.

Считают, что в образовательных организациях и комплектующих территориальных органах ФСИН России ведется борьба с проявлениями коррупции 91,3 % сотрудников и абитуриентов; не ведется - 8,7 % анкетируемых. При этом 89,9 % респондентов утверждают, что соответствующих антикоррупционных мероприятий проводится достаточно; что таковых недостаточно считают 8,5 % опрошенных.

На вопрос «Кто чаще оказывается инициатором факта коррупции в образовательной организации (комплектующем территориальном органе) ФСИН

России?» сотрудники кадровых подразделений ответили следующим образом: родители (родственники, знакомые) абитуриентов или курсантов - 54,6 %; абитуриенты и курсанты - 10,2 %; сотрудники курсового звена - 9,8 %; профессорско-преподавательский состав - 7,3 %; члены приемных комиссий - 5,5 %; руководство - 3,7 %; сотрудники кадровых аппаратов - 2,9 %.

Считают, что важно противодействовать коррупции 98,4 % сотрудников и абитуриентов; не считают необходимым бороться с коррупцией 1,6 % опрошенных. При этом готовы сообщать о фактах коррупции в образовательной организации (комплектующем территориальном органе) ФСИН России, где проходят службу, 94 % опрошенных; не желают сообщать о фактах коррупции (по различным причинам) 1,8 % респондентов.

По мнению 93,6 % анкетируемых, члены приемных комиссий образовательных организаций объективно относятся к абитуриентам; 5,2 % респондентов считают, что у членов приемных комиссий предвзятое отношение к абитуриентам. При этом 92,8 % опрошенных отмечают, что для успешной сдачи вступительных испытаний важно иметь хорошую подготовку; 7,2 % респондентов считают, что вопрос сдачи вступительных испытаний можно решить другим способом.

8,3 % анкетируемых указали, что у членов приемных комиссий имеются возможности для совершения коррупционных действий; 91,7 % так не считают.

В числе наиболее возможных причин возникновения коррупции в образовательных организациях ФСИН России респонденты отмечают следующие: нежелание курсантов добросовестно исполнять служебные обязанности -74,8 %; завышенные требования либо предвзятое отношение к курсантам со стороны курсового звена - 16,6 %; завышенные требования к обучающимся со стороны профессорско-преподавательского состава - 8,6 %.

Среди наиболее возможных причин возникновения коррупции в ведомственных вузах респонденты выделили следующие: нежелание курсантов добросовестно исполнять служебные обязанности - 74,8 %; завышенные требования либо предвзятое отношение к курсантам со стороны курсового звена -16,6 %; завышенные требования к обучающимся со стороны профессорско-преподавательского состава - 8,6 %.

По мнению 79,8 % анкетируемых, в уголовно-исполнительной системе имеется достаточный опыт привлечения к ответственности лиц, инициирующих коррупционные отношения; 7,5 % опрошенных считают данный опыт недостаточным, а 12,7 % отмечают, что необходима разработка и проведение дополнительных мероприятий, направленных на противодействие коррупции. Полагают необходимым активизировать комплекс действующих мер, направленных на профилактику коррупции в образовательных организациях и территориальных органах ФСИН России 18,7 % опрошенных; 81,3 % респондентов так не считают.

Таким образом, большинство участников анкетирования считают проблему возникновения коррупционных рисков в сфере ведомственного образования актуальной, крайне негативно относятся к коррупции и считают, что ей

необходимо активно противодействовать. Респонденты полагают, что чаще сталкиваются с проблемой коррупции родители (законные представители) абитуриентов и курсантов, а также сотрудники курсового звена образовательных организаций. Принимая во внимание данные утверждения, мы планируем продолжить изучение существующих проблем (прежде всего, провести анализ дисциплинарной практики в организации работы курсового звена) и совместно с коллегами из образовательных организаций ФСИН России подготовить соответствующие рекомендации абитуриентам, курсантам, сотрудникам курсового звена, профессорско-преподавательскому составу.

К устойчивым закономерностям, препятствующим эффективному противодействию коррупции в образовательных организациях, анкетируемые отнесли несовершенство организационной структуры противодействия коррупции, отсутствие надежных методик по оценке признаков и состояния коррупционной преступности, комплексного подхода к противодействию рассматриваемого явления, а также существенные недостатки в выявлении и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в коррупции. Подобные выводы мы считаем необоснованными. Полагаем, что они сложились у респондентов неоправданно, в связи с неосведомленностью о специфике антикоррупционной деятельности в уголовно-исполнительной системе. По нашему мнению, ФСИН России уделяет огромное внимание вопросам противодействия коррупции, о чем свидетельствуют статистические данные, показывающие относительно невысокий уровень коррупционной преступности среди сотрудников.

По мнению респондентов, основной причиной коррупции в образовательных организациях является то обстоятельство, что деятельность коррупционеров фактически остается безнаказанной, отсутствуют жесткие меры государственного реагирования в их отношении. Позволим себе также не согласиться с данным мнением: коррупционные проявления сотрудников уголовно-исполнительной системы не остаются безнаказанными, по всем известным фактам проводятся служебные проверки, и виновные привлекаются к ответственности, независимо от занимаемых должностей и служебных рангов.

К наиболее эффективным методам противодействия коррупции анкетируемые предлагают отнести повышение уровня денежного довольствия и обеспечение неотвратимости наказания за совершение коррупционных преступлений. В принципе, мы согласны с данными предложениями, но полагаем, что будущее антикоррупционной политики за морально-нравственным и этическим воспитанием сотрудников уголовно-исполнительной системы. По нашему мнению, коррупция в образовательных организациях и комплектующих территориальных органах ФСИН России порождена не столько внутренними обстоятельствами (присущими данной службе), сколько общей ситуацией, сложившейся в обществе и государстве. В этой связи считаем целесообразным дальнейшее совершенствование ведомственного законодательства о предупреждении коррупционных преступлений, которое должно предусматривать расширение круга лиц, чье имущество обязательно для декларирования, законодательное урегулирование процедуры проверки достоверности деклараций о доходах, установление админи-

стративной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Одним из направлений антикоррупционной деятельности могло бы стать проведение специализации антикоррупционных норм в уголовном законодательстве, а также конкретизации отдельных криминально-коррупционных деяний [7, с. 24].

Требует совершенствования и судебная практика назначения наказаний за коррупционные преступления: значительное число лиц, их совершивших, осуждаются условно. При этом доля таких лиц превалирует над аналогичным показателем лиц, совершивших другие корыстные преступления; наблюдается тенденция, когда за более квалифицированные составы преступлений коррупционного характера условная мера наказания назначается чаще, чем за простые составы преступлений [8, с. 41-42].

В целях повышения эффективности мер по предупреждению коррупционных преступлений в образовательных организациях и комплектующих территориальных органах ФСИН России необходимо не оставлять без внимания любое обращение или сообщение, свидетельствующее о совершении действий, порочащих честь сотрудника уголовно-исполнительной системы и умаляющих ее авторитет.

В практике противодействия коррупционным преступлениям имеют место случаи, когда данные деяния переводятся в разряд дисциплинарных проступков. В этой связи актуально дальнейшее совершенствование антикоррупционных механизмов, связанное с обеспечением качества ведомственного учета нарушений законности. Необходимо ужесточить меры дисциплинарной ответственности руководителей образовательных организаций и комплектующих территориальных органов, где выявляются укрывательства от учета коррупционных правонарушений и преступлений.

Одной из приоритетных задач предупреждения коррупционных преступлений в образовательных организациях ФСИН России является создание широкого общественного мнения, осуждающего совершение правонарушений, связанных с использованием служебных полномочий и наносящих ущерб государству и обществу [5, с. 114-116]. Особое внимание следует уделять информационной работе с населением: граждане должны обладать информацией об успехах и достижениях антикоррупционной деятельности, осуществляемой в уголовно-исполнительной системе, что несомненно будет способствовать дальнейшему укреплению престижа ведомственного образования, доверия граждан пенитенциарной службе.

Среди других направлений совершенствования антикоррупционной деятельности в образовательных организациях ФСИН России следует назвать активное применение технических средств контроля в процессе проведения мероприятий в рамках подбора кандидатов (прохождения конкурсов) на обучение [10, с. 211-215].

Учитывая тот факт, что в настоящее время показатели коррупционной преступности в уголовно-исполнительной системе свидетельствуют об отсутствии какой-либо чрезвычайной ситуации, основным направлением противодействия коррупции, по нашему мнению, должна выступать профилактическая

и предупредительная деятельность, субъектами которой являются многие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы. Непосредственно в образовательных организациях созданы и результативно работают отделения (группы) противодействия коррупции. Сотрудники данных подразделений в тесном взаимодействии с коллегами из территориальных органов и Управления кадров ФСИН России осуществляют огромный объем работы в рамках антикоррупционной деятельности. Мы согласны с их мнением, что на ведомственном уровне профилактика коррупции должна выражаться не только в аналитической работе по выявлению коррупционных угроз и проверке моральных и профессиональных качеств сотрудников, но и в более четком прогнозировании коррупционных рисков.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции»: Федеральный Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3. [Электронный ресурс].URL: http: //www. consultant.ru/.

2. Волчанская А.Н. Юридическая природа возникновения коррупции и исторические аспекты формирования антикоррупционного законодательства в дореволюционной России // История государства и права. 2018. № 3. С. 23-28.

3. Любкина Н.А., Лубский Р.А. Коррупция в сфере высшего образования: основные проблемы и способы разрешения в современном российском обществе // Юристъ-Правоведъ, 2018. № 3 (86). С. 64-69.

4. Логунова О.А., Логунова Е.Г. Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа // Журнал научных публикаций. 2016. № 5 (68). С. 48-51.

5. Сазонова В.С. Коррупция в современной России: пути противодействия // Молодой ученый. 2019. № 17 (225). С. 114-116.

6. Саюк А.А., Матненко М.А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). Москва: Буки-Веди, 2016. C. 11-14.

7. Сичинава И.М. Уголовно-правовые меры противодействия коррупционным преступлениям: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, Академия экономической безопасности МВД России, 2006. 27 с.

8. Скобликов П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. М., 2008. С. 60.

9. Хотькина О.К. Формирование антикоррупционного стандарта поведения в ведомственных учебных заведениях (на примере Академии права и управления ФСИН России) // Актуальные проблемы юридического образования: сборник тезисов докладов Международной научно-методической конференции (Минск, 27 октября 2016 г.). С. 267-269.

10. Кондраль Д.П., Флоря В.М., Шилова С.В. Борьба с коррупцией в системе высшего образования России // Вопросы управления. 2018. С. 211-215.

Перемолотова Лилианна Юрьевна, канд. юрид. наук, доц., доцент Института по кафедре криминологии и организации профилактики преступлений юридического факультета Академии ФСИН России, fadv^peremolotova^vandex.ru, (Российская Федерация, г. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний)

ABOUT CORRUPTION RISKS ARISING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE

FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

L. Y. Peremolotova

Corruption in the modern world has acquired alarming proportions, penetrating almost all spheres ofpublic life and areas of government activity. Despite the current legal prohibitions, strict sanctions and public censure, corruption exists, while its indicators are stable, and the consequences cause significant damage to the state and society. Corruption in the educational sphere is a phenomenon that exists at the objective and subjective levels, has its own characteristics, and requires in-depth research and the development of optimal preventive measures. Corruption risks arising in educational organizations of the Federal Penitentiary Service have certain specifics. Studying in departmental educational organizations is prestigious, which is confirmed by annual competitions among applicants. Considering this circumstance, the problem of corruption risks arising in the process of conducting admission campaigns and training cadets should be given special attention. This article presents the results of a sociological study of the problems of corruption and risks identified when applicants enter departmental educational organizations. The author has identified and analyzed the circumstances and factors that favor and oppose corruption; the opinions of applicants and employees ofpersonnel departments of educational organizations and constituent territorial bodies on the effectiveness and sufficiency of the anti-corruption legislative framework and the state of anti-corruption activities in the penal system were studied; areas for increasing the effectiveness of measures to prevent corruption risks are considered.

Keywords: œrruption, educational organizations, research, prevention.

Peremolotova Lilianna Yurievna, PhD. jurid. Associate Professor of the Institute of Criminology and Organization of Crime Prevention of the Faculty of Law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, lаdy.peremolotova@yandex.ru , (Russian Federation, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service)

УДК 343.415 DOI: 10.24412/2071-6184-2023-4-61-72

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ИЛИ РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (Ч.1 СТ.141 УК РФ)

М.В. Морозова, О.А. Петрухина, М.В. Анюрова

Проанализированы конституционные положения об избирательном праве, в том числе вопросы понятия, состава этого субъективного права, проблемы его реализации и ограничения. На основе проведенного анализа сделан вывод о значимости исследования преступлений против избирательных прав гражданина. В работе рассмотрены теоретические и практические проблемы квалификации преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.