Научная статья на тему 'О координации учебных дисциплин'

О координации учебных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Идиатулин В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О координации учебных дисциплин»

В. ИДИАТУЛИН, доцент Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Современная парадигма высшего образования ставит задачу подготовки специалиста, умеющего ориентироваться и адаптироваться в меняющейся среде, самостоятельно организовывать свой труд и принимать верные решения. Образование необходимо не только для профессиональной деятельности на основе усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и для формирования его миропонимания, системы взглядов на природу и общество, на место человека в них, для воспитания ценностей и социальной ответственности, развития способностей к коммуникации и адаптации [1].

К перспективным направлениям совершенствования содержания высшего образования относится педагогическая интеграция учебного знания. В условиях исторически сложившейся обособленности учебных дисциплин, каждая из которых логически независима от других и создает свою картину мироздания, возможно лишь стихийное объединение учебных знаний. Такая блочная гетерогенная интеграция может быть названа многопредметной. Ее устойчиво низкая эффективность неоднократно отмечалась в педагогических исследованиях.

Так, можно согласиться с утверждением о неподготовленности выпускающих кафедр к использованию багажа базовых. В учебных планах вузов изучаемые дисциплины формально разобщены, понятийнотерминологический аппарат неоправданно различается даже в близких областях знания, используемая символика взаимно не увязана. Обучаемые испытывают затруднения при одновременном или последовательном изучении таких учебных дисциплин. Надежды на развитие межпредметных связей на практике плохо себя оправдывают. Наиболее интенсивными оказываются свя-

О координации учебных дисциплин

зи, которые воплощаются в учебной деятельности, но они почти неуправляемы: отсутствует практическая возможность воздействия на связи, на их совершенствование, упрочение и устойчивость, велико влияние субъективного фактора. Поддержание связей требует усилий и пока не является естественным процессом для системы вузовского образования.

Концепция междисциплинарной интеграции рассмотрена в работах Н. Чебышева и В. Каган. Суть ее в том, что каждая познавательная и профессиональная проблема всегда является полидисциплинарной, она требует анализа и решения с позиций связанных с ней дисциплин и последующего объединения дисциплинарных решений в целостную картину. Отсюда вытекают целевые функции разных групп учебных дисциплин. Для фундаментальных дисциплин таковыми являются выделение и реализация дисциплинарного компонента проблемы и подготовка его к координации с компонентами других дисциплин. Это позволяет преобразовать многие функции учебных дисциплин в методологические, теоретические и технологические средства построения целостных моделей явлений [2].

Педагогическая интеграция отлична от научной, поскольку ориентируется на цели образования, на проектирование и проведение учебного процесса, прогностику его результатов. Она недостижима силами какой-либо одной кафедры, так как осуществляется не только на уровне предметного обучения, но и на целевом уровне учебной деятельности выпускника. Она призвана разрешить центральное противоречие высшей школы между необходимой интеграцией и объективно существующей дифференциацией дисциплин. Противодействие в первую очередь исходит из традиционной

Редакционная почта

157

концепции учебной дисциплины вуза, перед которой никогда не ставились интеграционные цели. Учебная дисциплина может только косвенно работать на конечную цель, если таковой считать подготовку специалиста, а ее востребованность не в последнюю очередь зависит от выпускающих кафедр, их интеллектуального багажа. Переход от предметного обучения к целостному - это весьма масштабная и долговременная стратегическая задача.

Информационный бум последних лет требует от образованного человека способности ориентироваться не только в полученных в вузе знаниях, но и в тех, которые исходят из массовых источников информации. Это ставит общую проблему консолидации всего массива получаемой информации с устоявшимися представлениями, нормами и ценностями, многие из которых зачастую не дополняют, а противоречат друг другу [3]. Отсутствие готовых систематизированных знаний, подлежащих усвоению, превращает обучаемого в самостоятельного субъекта учебного процесса. Он должен быть подготовлен к тому, что вместо непротиворечивых, проверенных общественной практикой объективных знаний придется систематизировать и получать сведения любого характера, не обязательно достоверные и совпадающие друг с другом. Научить собирать и извлекать из разрозненной информации то, что можно будет назвать знанием и более того - персонифицированным знанием, - это еще одна важная задача образования.

Концепция консолидации знаний современна и в общекультурном плане - как стремление к единому системному восприятию мира, преодолению узкого взгляда на мир, взаимопроникновению культур. Она естественным образом реализуема, когда у дисциплин появляется общая предметная область. Наука не зеркало природы - в нее включаются непременно построения ума; инженерия вообще предполагает создание артефактов, не существующих в природе. Координация и интеграция необходимы,

когда возникает задача совмещения несов-мещающихся аспектов действительности, когда нужно системно соотнести и связать друг с другом разнопредметные представления одного объекта. Известны примеры того, как в технических вузах на принципах единства математики, физики, механики и ее приложений (сопромат, гидравлика, теория машин и механизмов и др.) [4, 5] разрабатываются интегративные курсы для изучения фундаментальных и общеинженерных дисциплин с позиций профессиональной деятельности инженера. Разработок и исследований такого рода весьма мало, по сути, это единичные авторские курсы, ориентированные на потребности конкретного вуза, практически не востребованные другими. Более удачна интеграция инженерных и педагогических знаний, в профильных вузах именно она определяет содержание профессионально-педагогического образования [6].

На методологическом уровне педагогическая интеграция означает перенос знаний и принципов из одних отраслей в другие. На практике это реализуется путем слияния в одном курсе элементов разных учебных предметов. Практика же показывает и всю сложность этого пути. Так, включение в последовательный курс математики примеров из механики, физики, химии, биологии, экологии вовсе не превращает их разрозненные фрагменты в цельный курс естествознания. Трудно сразу найти стержневую идею, которая объединила бы их в единый курс. Полезней их дидактическая координация по методу обучения, по педагогическим закономерностям усвоения и элементам деятельности, а не только возможными межпредметными связями. Идеально было бы ввести вертикальную преемственность дисциплин по мере усложнения объектов изучения: от частиц и атомов - к молекулам, клеткам, организмам и их сообществам вместе с их окружением.

Междисциплинарная координация должна рассматриваться не только как согласование научного содержания учебных дис-

циплин, но и как их консолидация для реализации конечных целей обучения в вузе, т. е. умение использовать методологию, основные положения, аппарат учебных дисциплин, в также приобретенные навыки для решения познавательных, учебных и профессиональных задач.

Литература

1. Сенаторова Р.Н. Дополнительные квалификации в аспекте гуманизации // Высшее образование в России. - 2002.-№ 6.

2. Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI

века: проблема качества // Высшее образование в России. - 2000. - № 1.

3. Идиатулин В.С. Непреходящие альтерна-

тивы миропонимания // Магистр. - 1998. - № 6.

4. Семин Ю.Н. Междисциплинарный учебный комплекс // Высшее образование в России. - 2002. - № 2.

5. Михалкин В.С. Новый общенаучный курс // Высшее образование в России. - 2002. - № 5.

6. Чапаев Н.К. Интеграция педагогического и

технического знания. - Свердловск, 1992.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов представляет научные конференции в 2005 году:

28 января Межвузовская научно-практическая конференция «Физическая культура и здоровье студентов».

11 февраля II Межвузовская научно-практическая конференция «Высшее гуманитарное образование в сфере современных аудиовизуальных технологий».

22 февраля Международная научно-практическая конференция «Профсоюзное право: становление и развитие новой научной отрасли».

24 февраля Межвузовская научно-практическая конференция «Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития».

11 марта II Межвузовская ежегодная научная конференция «Проблемы театральной педагогики».

25 марта II Межвузовская ежегодная научная конференция «Язык и межкуль-турная коммуникация».

19-20 мая V Международные Лихачевские научные чтения.

10 июня Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики хореографии и спортивного танца».

14-15 июня II Межвузовская ежегодная научная конференция «Экономика и управление в сфере услуг: перспективы развития».

23 июня Межвузовская научно-практическая конференция «История культуры Петербурга и современность».

30 июня Научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: наука и практика».

27-28 октября X ежегодная Всероссийская научно-методическая межвузовская конференция «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе»

24-25 ноября Всероссийская научно-практическая конференция «Элитное среднее образование в России: мифы и реальность»

15-16 декабря Всероссийская научно-практическая конференция «Преподаватель высшей школы инновационного типа: профессионально-личностная перестройка»

Оргкомитет конференций: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15.

Телефон: (812) 269-74-09, факс (812) 269-59-66 Ыtemet: www.gup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.