ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. ЗЕНИНА Ш.Т. МАТИБАЕВ
Аннотация. Рассматривая интеграцию учебного знания как перспективное направление совершенствования образования, автор сделал акцент на стремление к единому системному восприятию мира, преодоление узкого взгляда на мир, взаимопроникновение культур вследствие информатизации общества.
Ключевые слова: интеграция, учебные знания, естественнонаучные дисциплины, естественнонаучное образование.
INTEGRATION OF NATURAL SCIENCE AS THE BASIS OF A GENERAL REFORM OF SCIENCE EDUCATION
N.V. ZENIN S.T. MATIBAEV
Annotation. Considering the integration of academic knowledge, as a promising direction to improve education, the author of the article did focus on the desire for a unified system view of the world, to overcome the narrow view of the world, the interpenetration of cultures as a result of information society.
Key words: integration, training skills, natural sciences, science education.
К перспективным направлениям совершенствования содержания высшего образования относят педагогическую интеграцию учебного знания. Исторически сложившаяся структура обособленных учебных дисциплин, каждая из которых логически независима от других и создает свою картину мироздания, оставляет только возможность стихийного объединения учебных знаний в сознании обучаемых. Такая блочная гетерогенная интеграция может быть названа многопредметной1. Ее устойчиво низкая эффективность неоднократно отмечалась в педагогических исследованиях.
Изучаемые дисциплины формально разобщены в учебных планах вузов, понятийно-терминологический аппарат неоправданно различается даже в близких областях знания, используемая символика взаимно не увязана. Обучаемые испытывают затруднения при одновременном или последовательном изучении таких учебных дисциплин. Надежды на развитие межпредметных связей на практике плохо себя оправдывают. Они могут быть функциональные, причинно-следственные, содержательно-смысловые, логические, пространственные и временные. Интенсивными оказываются связи, которые воплощаются в учебной деятельности, но они почти неуправляемы — отсутствуют практическая возможность воздействия на связи, их совершенствование, упрочение
и устойчивость, велико влияние субъективного фактора. Поддержание связей требует усилий и пока не является естественным процессом для системы вузовского образования.
Интеграция естественнонаучных дисциплин становится естественным процессом при появлении особой предметной области интегрированных наук. Так, исследование строения атомов и молекул и кинетики химических реакций физическими методами породило самостоятельную науку — химическую физику, а теоретической основой химии и химических технологий, выясняющей детальные механизмы явлений, стала физическая химия. Физические процессы Земли изучает геофизика, а ее химический состав — геохимия. Структурами биосистем и физическими процессами в них занимается биофизика, а химическими процессами — биохимия. Свои предметные области получили биогеография и биогеохимия.
Из этого перечня следует выделить науки и учебные дисциплины, которые охватывают большую часть предметных областей интегрируемых наук, впитывают их идеи, методы и понятия, вырабатывая на их основе емкие и общие, свой метаязык. Такова кибернетика, изучающая закономерности процессов управления и передачи информации в технических, биологических и социальных системах, общая теория систем, а также синергетика — современная теория
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
самоорганизации, которая изучает общие закономерности таких процессов в физических, химических, биологических, экологических, экономических, социальных и других системах.
Концепция реформирования общего естественнонаучного образования предполагает интеграцию учебных дисциплин в единые комплексы с общей целевой функцией и существенными и значимыми междисциплинарными связями2. Ориентация не на узкую специальность, а на удовлетворение широких образовательных потребностей, диктуемых направлением обучения, вносит новые представления о структуре естественнонаучного знания. Безусловно, деление классической и неклассической науки давно стало тормозить обучение из-за резкой противоречивости подходов3.
После отработки моделей современных фундаментальных курсов естественнонаучных дисциплин и организационного становления общего высшего образования станет возможной тесная интеграция естественнонаучной подготовки на основе реализации принципов преемственности, всеобщности связей, целостности и системности. Потребуются создание интегративного учебного тезауруса интегрируемых учебных дисциплин, установление и учет внутри- и междисциплинарных связей, отражающих объективное единство естественнонаучного знания, его универсальное значение для природы, техники и человека. В общей предметной области возможны создание объединенного лабораторного практикума, разработка полидисциплинарных учебных заданий.
Однако предметные области естественнонаучных дисциплин расширились благодаря их дифференциации, а полная их интеграция скорее всего окажется невозможной. Постигать единство можно через задачи и завершающие интегративные курсы4, а естественнонаучные дисциплины будут сохранять предметную расчлененность.
Целостная концепция междисциплинарной интеграции состоит в том, что каждая познавательная и профессиональная проблема всегда является полидисциплинарной, требует анализа и построения решения с позиции каждой из связанных с ней дисциплин и последующего объединения дисциплинарных решений в целостную картину. Последнее рассматривается как определяющий критерий реализации междисциплинарной интеграции, а умение строить дисциплинарный компонент — как интеграционный критерий востребованности дисциплины. Отсюда вытекают целевые функции разных групп учебных дисциплин. Для фундаментальных (в том числе естественнонаучных) дисциплин таковыми должно быть обучение исследованию средствами этих дисциплин целостного решения реальной или модельной профессионально значимой проблемы, т.е. выделение и реализация дисциплинарного компонента пробле-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
мы, и подготовка его к интеграции с компонентами других дисциплин.
Педагогическая интеграция отличается от научной, поскольку ориентируется на цели образования, проектирование и проведение учебного процесса, прогностику его результатов. Она недостижима силами какой-либо одной кафедры, поскольку осуществляется не только на уровне обучающей деятельности, но и на целевом уровне деятельности выпускника. Она призвана разрешить центральное противоречие высшей школы между необходимой интеграцией и объективно существующей дифференциацией дисциплин.
Противодействие исходит из традиционной концепции учебной дисциплины вуза, перед которой никогда не ставились интеграционные цели. Никто не учит использовать научный потенциал фундаментальных дисциплин для исследования профессиональных ситуаций. Это нельзя ставить в вину самим дисциплинам, поскольку на момент их изучения в сознании обучаемых не сформировано профессиональное предметное поле. Так, в практике сельскохозяйственного вуза попытка рассмотрения в курсе физики магнитных свойств почв натолкнулась на то, что общие и все другие свойства почв изучаются позже.
Учебная дисциплина может только косвенно работать на конечную цель, если таковой считать подготовку специалиста, а ее востребованность не в последнюю очередь зависит от выпускающих кафедр, их интеллектуального багажа. Переход от предметного обучения к целостному — масштабная и долговременная стратегическая задача, а истинная проблема интеграции знаний гораздо шире.
Информационный бум последних лет требует от образованного человека способности ориентироваться не только в полученных в вузе знаниях, но и в тех, которые исходят из массовых источников информации. Это ставит общую проблему согласованности массива информации с устоявшимися представлениями, нормами и ценностями, многие из которых зачастую не дополняют, а противоречат друг другу.
Отсутствие готовых систематизированных знаний, подлежащих усвоению, превращает обучаемого в самостоятельного субъекта учебного процесса. Вместо объективных, проверенных общественной практикой непротиворечивых знаний он должен быть подготовлен к тому, что придется систематизировать и получать информацию — сведения любого характера, не обязательно достоверные и совпадающие друг с другом. Научить собирать и извлекать из разрозненной информации то, что можно будет назвать знанием, причем не подобранным кем-то другим, а именно персонифицированным знанием, — это еще одна задача образования.
Основное требование к курсу информатики — дать практические навыки пользователя, казалось бы, открывает пути ее интеграции с любой естественнонаучной дисциплиной. В учебный процесс широко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
......................... ..........................
внедряются компьютерные лекционные курсы, содержащие текстовый и графический материал, таблицы, схемы, формулы, рисунки. Однако проблема создания обучающих программ остается открытой, пока компьютеры выступают в качестве демонстраторов или интерпретаторов фактов.
Для дисциплин с самостоятельным предметом исследования объективна дифференциация. Она является тем естественным процессом, в который включаются исследователи, педагоги и ученые. Концепция интегративности современна в общекультурном плане как стремление к единому системному восприятию мира, преодоление узкого взгляда на мир, взаимопроникновение культур вследствие информатизации общества. Она реализуема, когда у наук появляется общая предметная область, как это оказывалось в случае биофизики, биохимии, химфизики, физхимии и др. Такая интеграция учебного знания перспективна для совершенствования содержания высшего профессионального образования, она относится прежде всего к дисциплинам, имеющим учебное, научное и профессиональное единство, когда несущественные различия в понятийно-терминологическом аппарате тормозят их самостоятельный синтез в сознании обучаемых.
Литература
1. Егоров Ю.В., Аркавенко Л.Н. Найдется ли место для методологии науки в преподавании естественнонаучных дисциплин // Магистр. 1996. № 5.
2. Идиатулин В.С. Методическая концепция квантовой теории в курсе общей физики вуза // Физическое образование в вузах. 1996. Т 2. № 3.
3. Как реформировать общее высшее естественнонаучное образование / О.Н. Голубева [и др.] // Высшее образование в России. 1997. № 2.
4. Семин Ю.Н. Интегративность знаний и педагогическая модель ее измерения // Проблемы теории и методики обучения. 1999. № 4.
1 См.: Егоров Ю.В., Аркавенко Л.Н. Найдется ли место для методологии науки в преподавании естественнонаучных дисциплин // Магистр. 1996. № 5. С. 87-95.
2 См.: Как реформировать общее высшее естественнонаучное образование / О.Н. Голубева [и др.] // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 46-53.
3 См.: Идиатулин В.С. Методическая концепция квантовой теории в курсе общей физики вуза // Физическое образование в вузах. 1996. Т 2. № 3. С. 87-92.
4 См.: Как реформировать общее высшее естественнонаучное образование / О.Н. Голубева [и др.] // Проблемы теории и методики обучения. 1999. № 4.
ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Е.А. МАЗУР
Аннотация. В статье рассматривается понятие иностранных инвестиций. Цель работы — вскрыть и конкретизировать сущность иностранных инвестиций. В ходе исследования использован метод сравнительного анализа. Проанализированы определения понятия инвестиций в работах как российских, так и зарубежных авторов в области регулирования иностранного капитала. Сформулировано новое определение иностранных инвестиций. Трактовка учитывает все неточности и недостатки предыдущих определений иностранного капитала, а также международный опыт.
Ключевые слова: инвестиции, капиталовложение, прибыль, инвестор.
CONCEPT FOREIGN INVESTMENTS
E.A. MAZUR
Annotation. This article explores the concept of foreign investment. The purpose of work is to uncover and specify the nature of foreign investment. The study used the method of comparative analysis. We analyzed the definition of investment in the works of both domestic and foreign authors in the field of regulation of foreign capital. By the results of a work was formulated a new definition of foreign investment. The proposed interpretation takes into account all the inaccuracies and shortcomings of previous definitions of foreign capital, but also takes into account international experience.
Key words: investment, profit, investor.
В научной литературе существует немало определений понятия инвестиции. Неоднозначность понимания сущности иностранных инвестиций порождает вопросы в правоприменительной практике. В переводе с современного английского языка слово «investment» означает капиталовложение, хотя про-
изошло оно от слова «in vest», что дословно переводится «в жилетку»1.
Любые инвестиции рассматриваются как вложение капитала в целях его преумножения в будущем. Однако такая трактовка является широкой и требует уточнения.