Научная статья на тему 'О концепции правового государства: отрицание отрицания'

О концепции правового государства: отрицание отрицания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
818
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самигуллин В. К.

В статье рассматриваются различные концепции правового государства. Особое внимание уделяется мировоззрениям советского и российского ученого-юриста С. С. Алексеева, который настойчиво отстаивал идею господства права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концепции правового государства: отрицание отрицания»

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамедова М. Н. Проблемы безопасности: ШОС и Иран // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: сборник материалов «круглого стола», апрель 2007 г. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008.

2. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития / сост. А. Ф. Клименко. М.: Ин-т Дальнего Востока, 2008.

© Аскарова А. Р.

ТЕОРИЯМ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 347 В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры кон-

ституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор, член РАЮН и его исполкома, член АН РБ (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, professor of constitutional law

at the Uli Ministry of internal Affairs of Russia, doctor ^

of legal Sciences, Professor, member of RUN and its '

Executive Committee, member of the Academy of g

Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa) ^

S

a

о

О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: |

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ^

ABOUT THE CONCEPT OF A LEGAL STATE: «

THE NEGATION OF THE NEGATION !

S

a

s

Аннотация. В статье рассматриваются различные концепции правового госу- а дарства. Особое внимание уделяется мировоззрениям советского и российского учено- ^ го-юриста С. С. Алексеева, который настойчиво отстаивал идею господства права. |

Ключевые слова: право, закон, государство, социалистическое правовое госу- ^

дарство, Конституция Российской Федерации. Ц

&

Abstract. The article discusses various conceptions of legal States. Special attention is §

paid to the ideologies of Soviet and Russian scientifically-th-lawyer S. S. Alekseev, who §

strongly defended the idea of the rule of law. ^

Keywords: law, law, government, a socialist legal state, the Constitution of the Russian Federation. ^

s s S

5J

=q

Надо сказать, сама по себе идея правового государства не нова. Из зарубежных авторов показательны труды И. Канта, Т. К. Велькера, Р. Фон-Моля. Некоторые авторы указывают еще на произведения Д. Локка и Д. Юма. В дореволюционной России проблематикой правового государства увлеченно занимались, например, Б. Н. Чичерин, М. Гессен, П. И. Новгородцев и др.

Отношение к идее правового государства неоднозначное. Одни являются сторонниками, а другие противниками. Это особенно характерно для правовой и политической мысли советского периода.

Так, в 1924 году А. Малицкий писал, что Советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима, где каждый орган власти в исполнении своих общественных функций, своих должностных актов подчинен закону [1, с. 217-228]. А. Л. Каганович, возражая такому пониманию при-^ роды Советской власти, говорил: «...

мы отвергаем понятие правового госу-2 дарства... Если человек, претендующий а на звание марксиста, говорит всерьез о ^ правовом государстве и тем более при-с^ меняет понятие «правового государст-¡^ ва» к советскому государству, то это ^ значит, что он идет на поводу у буржу-| азных юристов, это значит, что он отхо-^ дит от марксистско-ленинского учения Ц о государстве» [2, с. 9]. ■е Е. Б. Пашуканис писал: «Правовое

^ государство - это мираж, но мираж § весьма удобный для буржуазии, потому | что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от Ц масс факт господства буржуазии. Идео-| логия правового государства удобнее Ц религиозной еще и потому, что она, не отражая полностью объективной дейст-^ вительности, все же опирается на нее. ^ Власть, как «общая воля», как «власть | права», поскольку реализуется в буржу-§ азном обществе, поскольку последнее ед представляет собой рынок. С этой точки

зрения и полицейский устав может выступать как воплощение идеи Канта о свободе, ограниченной свободой другого» [3, с. 93].

И сегодня отдельными авторами идея связанности государства правом, равно как и идея о правовом государстве, ставится под сомнение. Так, С. Б. Поляков, ссылаясь на И. Бентама, считает, что связанность государства правом - фикция, т. е. заведомо ложное положение, на котором строится доказательство, как на истинном положении. Следовательно, фикция не может быть доводом [4, с. 32]. Этот автор убежден, что «... не может быть в природе человеческого общества надежных гарантий против произвола властей, не может быть связанности государства правом, точно так же, как не может быть вечного двигателя, волшебной палочки и прочих чудес, как бы нам их не хотелось» [5, с. 39]. Анализируя различные концепции государства, В. А. Четвер-нин пришел к выводу о том, что с точки зрения легистского понятия государства невозможно объяснить, что такое правовое государство. Здесь понятие «правовое государство» становится бессмысленным, а сам этот термин представляет собой плеоназм, т. е. речевое излишество, добавление ненужного слова [6, с. 104]. В современной юриспруденции сформировалась и следующая любопытная мысль: «Свойством российского прочтения базовых постулатов идеи правового государства, несомненно, является своего рода «растаскивание» этого оксиморона не только на две составляющие (государство как бы отдельно, право как бы обособленно), но и на более или менее концептуально автономные элементы. В частности, права человека становятся наиболее приоритетным направлением развития политико-правовой мысли современности, в связи с чем сам концепт правового государства теряет системность» [7, с. 3].

Интересно и показательно отношение к идее правового государства С. С. Алексеева (1924-2013) - крупнейшего советского и российского ученого-юриста рубежа ХХ-ХХ1 вв., автора десятков книг, сотен статей, наставника многочисленных учеников, основателя уральской научной школы права.

В 70-е годы прошлого столетия С. С. Алексеев, рассматривая концепцию правового государства в сравнении с концепцией государства законности, писал, что «в научном отношении эта теория (теория правового государства -В. С.) несостоятельна потому, что право по своей природе таково, что не может стоять над государством. К тому же совершенно необъяснимы по природе и неопределенны по содержанию те "абсолютные правовые принципы и начала" ... которые якобы должны стоять над государством, связывать его. Буржуазная теория "правового государства" - лживая и фальшивая теория» [8, с. 193].

Относительно же государства законности, в основе которой положение о том, что государство «"связано" своими законами (действующим правом)», но оно может произвольно изменять законы, С. С. Алексеев занимал тогда следующую позицию. «Тот факт, что нормы права исходят от государства ... не противоречит положению о связи органов государства этими нормами. Речь идет не о подчинении органов государства каким-то абсолютным правовым принципам, а о связанности государственных органов нормами действующего права (иначе, законом, законодательством - В. С.). ... Конечно, высшие органы государственной власти вправе издавать любые юридические акты. Никакой ранее изданный закон не связывает органы государственной власти в том смысле, что любой закон, включая конституционный, в установленном порядке может быть отменен или исправлен» [9, с. 189].

То, что в условиях неоднозначной оценки концепции правового государства С. С. Алексеев занял определенную позицию, вполне понятно. Это характеризует его как настоящего ученого-юриста, философа права. В философии и науке любая мысль, в особенности основательно верифицированная, имеет право на существование.

Но вот прошло время.

В 80-е годы концепция развития советского общества, в основе которой была программа совершенствования социалистических общественных отношений в направлении плавного перехода в коммунистические отношения, под давлением обстоятельств различного свойства, была несколько скорректирована. На передний план выдвинулась «концепция ускорения», которая вскоре сменилась «концепцией перестройки». В Резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «О демократизации советского общества и реформа политической системы» получило закрепление «-> положение о том, что «Конференция ® считает делом принципиальной важно- а сти формирование социалистического о правового государства как полностью соответствующей социализму формы ¡^ организации политической власти» [10]. ^

С. С. Алексеев, перестроившись, § объявил, что взятый XIX Всесоюзной ^ конференцией КПСС курс на формиро- | вание социалистического правового го- | сударства - звездный час права ® [11, с. 72]. «.положения о социалиста- § ческом правовом государстве, сформу- ^ лированные на XIX Всесоюзной конфе-ренцие КПСС, это - положения круп- ^ номасштабного порядка, которые явля- ^ ются закономерным итогом развития ^ как социалистической общественной и системы, так и марксистско-ленинской | науки. Эти положения стали отправным ^ элементом практического курса, прак- >« тического дела, реальной работы по | формированию государства, согласую- ^ щегося с этими научными положения- ^

ми», - убежденно писал С. С. Алексеев [12, с. 75-76].

В ключе идеи социалистического правового государства С. С. Алексеевым предлагалось новое решение вопроса о соотношении государства и права (права и государства). Он говорил, что в условиях классовой борьбы и государство, и право являются орудиями классового, политического господства: государство - машина, аппарат для подавления классовых противников, а право - выраженная в законе воля господствующего класса, определяемая материальными условиями его жизни. Отсюда - государство, концентрирующее основные средства организованного принуждения. Оно главное орудие классового господства. Право же выступает в качестве инструмента государства в осуществлении классовой политики.

Но государство, будучи органом классового, политического господства, решает не только узкоклассовые задачи, а выполняет еще и «общие дела», выте-^ кающие из природы всякого общества. ^ Оно представляет общество в целом, 3 обеспечивает общие условия хозяйст-а венной деятельности, транспорта, поч-^ товой связи и т. д. Точно так же и право, с^ выражая волю господствующего класса, ¡^ является одновременно нормативным, ^ общеобязательным регулятором для | всего общества; оно поддерживает эле-Л* ментарные правила общежития, создает | нормы для единой хозяйственной дея-щ тельности и др. В этой связи, речь идет ^ об «общих делах», общесоциальном ре-| гулировании, не государство имеет | приоритет, не оно выступает впереди, а а право.

^ Если соотношение государства и

| права рассматривать в обозначенном Ц ключе, когда доминирующее значение ^ приобретает право, а не государство, то все закономерно, все объяснимо. Следо-^ вательно, положение о социалистиче-а ском правовом государстве - государст-Ц во, где над государственной властью сд возвышается право, закон, имеет доста-

точные научные основания. Что ж, изящное теоретическое решение сложной проблемы, которое имеет право на существование.

Как же в 80-е годы XX века С. С. Алексеев мыслил социалистическое правовое государство?

С. С. Алексеев оценивал социалистическое правовое государство в качестве формы организации политической власти при социализме, высшим принципом которого является подчинение всего и всех закону, т. е. принцип верховенства закона во всех сферах жизни. Кроме этого главенствующего принципа, идея социалистического правового государства предполагает, считал он, следование еще и следующим принципам: связанность законом самого государства и его органов; незыблемость свободы личности; взаимную ответственность государства и личности и др.

Какие меры предлагались С. С. Алексеевым в направлении формирования социалистического правового государства?

Рассматривая формирование социалистического правового государства как составную часть реформы политической системы советского общества, он считал, что социалистическое правовое государство должно стать вместе с тем итогом последовательной демократизации общества. Для этого, полагал он, необходимо осуществить следующее. Прежде всего, обеспечить полновластие Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в стране в целом. Обеспечить такой порядок реализации политической власти, при котором ни один государственный вопрос не мог бы решаться помимо Советов. Политика партии как политического авангарда общества проводилась бы только через органы народного представительства. А это требует четкого разграничения функций партии и государства, партийных и советских органов.

Для формирования социалистического правового государства им предлагалось учредить государственный пост Председателя Совета, с рекомендацией на этот пост, как правило, первых секретарей партийных комитетов, а на пост Председателя Верховного Совета СССР - Генерального секретаря партии.

В интересах формирования социалистического правового государства С. С. Алексеев предлагал создать в структуре верховной власти с необходимыми и достаточными полномочиями Комитет конституционного надзора СССР, призванный следить за соответствием законов и других правовых актов Основному закону.

Кроме того, для формирования социалистического правового государства им предлагалось взять на вооружение все позитивное, ценное, что содержит в себе теория «разделения властей».

По мысли С. С. Алексеева, социалистическое правовое государство - явление мировой культуры и цивилизации. Идея о формировании социалистического правового государства, его природе и особенностях становится органической частью марксистско-ленинского мировоззрения, научной демократической, гуманистической концепции социализма. Воспринимая достижения мировой и отечественной прогрессивной мысли, общечеловеческой культуры и цивилизации, эта идея, полагал он, выражает нравственно-гуманную суть социализма, его действительно человеческие ценности и идеалы, то, что устраняя бедствия, катастрофические тенденции частнособственнического эксплуататорского общества, приводит общество к новой ступени цивилизации.

С. С. Алексеев считал, что для формирования социалистического правового государства необходимы определенные условия. Он полагал, что в советском обществе, на определенном этапе его развития, появились предпосылки для формирования социалистиче-

ского правового государства тогда, когда государство и право стали превращаться в общенародные, когда в их деятельности стали доминировать «общие дела», дела, связанные с реализацией принципов и идеалов социализма. То же, что эти предпосылки сравнительно долгое время слабо реализовывались -явление незакономерное. Оно связано с деформацией политической системы в обстановке застойного времени, с господством административно-командной системы, авторитарного управления [13, с. 72-91].

Сергей Сергеевич Алексеев писал: «Да, перестройка не может не состояться. Она обязательно состоится. Конечные цели и идеалы социализма непременно победят. Но все это произойдет, ЕСЛИ БУДЕТ СОЗДАНО

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО!» [14, с. 175]. Вместе с тем С. С. Алексеев видел и тенденции, препятствующие формированию социалистического правового государства. ^ Так, он высказывал опасение, что идею «-> социалистического правового государства могут «заговорить», превратить в а расхожую фразу, что в прошлом случи- ^ лось с прекрасной по своей сути форму- Сц лой о правовой основе государственной ¡^ и общественной жизни [15, с. 4]. Заме- ^ тим, в статье 9 Конституции СССР, | принятой 7 октября 1977 г., как одно из ^ направлений развития политической |

системы советского общества названо «

а

«укрепление правовой основы государ- ^

ственной и общественной жизни». В по- §

и

следующем эта идея получила отраже- ^

ние и в новой редакции Программы ^

КПСС, утвержденной постановлением ^

XXVII съезда КПСС 1 марта |

1986 г. Здесь говорилось: «Предметом ^

постоянной заботы партии были и ос- ¡3

таются укрепление правовой основы |

государственной и общественной ^

жизни, неуклонное соблюдение социа- «

листической законности и правопоряд- к

ка, улучшение работы органов правосу- ^

дия, прокурорского надзора, юстиции и ^

внутренних дел. Опираясь на поддержку трудовых коллективов, общественных организаций, всех трудящихся, государственные органы обязаны делать все необходимое для обеспечения сохранности социалистической собственности, охраны личного имущества, чести и достоинства граждан, вести решительную борьбу с преступностью, пьянством и алкоголизмом, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины» [16, с. 160].

Перестройка действительно состоялась. Но какова цена ее? И каковы последствия? Никакого социалистического правового государства в масштабе Союза ССР нет, как нет и самого Союза ССР. Советский Союз - великая держава, продвинувшая отсталое общество в социальном развитии вперед, осуществив за сравнительно короткий исторический период индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию, одолевшая вместе с прогрессивными силами фашизм (национал-социализм), ^ первая вышедшая в Космос, развалился, ^ не устояв против психологических атак 3 антикоммунистов и антисоветистов. а Советские социалистические республи-| ки, образующие его, разбежались. На их с^ основе появились независимые государ-¡^ ства, отличающиеся друг от друга по ^ форме государственного устройства, но | схожие по своей сущности. Л Прошло еще некоторое Ц время.

щ Российская Советская Федератив-

^ ная Социалистическая Республика пре-| образовалась в суверенную демократи-| ческую Российскую Федерацию - Рос-,а сию. И она путем всенародного рефе-Ц рендума 12 декабря 1993 г. приняла но-| вую конституцию. Уже в первой статье | этой Конституции Российская Федера-^ ция декларирована как правовое государство, но без прилагательного «со-^ циалистическое». По существу, в стране а состоялся переход от одного общест-| венного строя к другому. Не «скачок», сд как полагалось по догматизированному

официальными идеологами учению о научном коммунизме, от социалистической стадии развития общества в коммунистическую стадию в рамках коммунистической общественно-экономической формации, а «скачок» в объятия нового общества, постиндустриального и во многом потребительского.

Как же реагировал на это С. С. Алексеев? Прежде всего, перестал говорить и писать о социалистическом правовом государстве. Даже с идеей правового государства, несмотря на закрепление ее в Конституции Российской Федерации и в конституциях ряда других государств, стал обращаться с предельной осторожностью. И, думается, его можно понять. Хотя идея правового государства и получила закрепление в заглавном законе страны, она, похоже, как и предполагал С. С. Алексеев, забалтывается. На словах вроде бы правовое государство, а на деле нечто иное: то ли бюрократическое государство, то ли полицейское, то ли олигархическое. Трудно понять. И все это от того, что в России тяга к вождизму, администрированию, волюнтаризму, произволу столь велика, что она все еще не преодолена в умах и настроениях людей, особенно в психологии власть предержащих. Во всяком случае, прежнюю коммунистическую административно-командную систему, нещадно компрометируя ее, сломали. Но сформировалась ли вместо нее, как предполагалось, настоящая современная демократическая система правления?

В новых условиях С. С. Алексеев стал настойчиво отстаивать идею господства права. Он, разделяя доктрину прав человека, концепцию деления системы права на частное и публичное право, к которой в советское время относился весьма прохладно, встал на точку зрения, по которой для современной России, как и для мира в целом, сверхзадачей является следующее: утверждение, прежде всего, права человека, а не права власти; формирование граждан-

ского общества, в основе которого система права (правовая система), развивающаяся в соответствии с концепцией права, отвечающей требованиям современного гражданского права - «гуманистического права, которое призвано господствовать, править в обществе» [17, с. 394].

Новые времена - это не только новые песни, а еще и новые проблемы. Есть над чем размышлять. Чуток до ста не дожив, Каскад идей породив И ими поле правовое засеяв, Но их всходы не успев Толком проверить на прочность, Ушел туда, куда уходят все -В бесконечную вечность

Сергей Сергеевич Алексеев. Нам же им завещано Не многое, а лишь одно. Любя творчество и труд, ценя знания и мудрость,

Искореняя леность и тупость, глупость и грубость, Больше читать, Лучше думать, Прилично писать, Ничего дурного против человека не замышлять,

А лишь любовь, счастье и благоденствие ему желать, Конструктивные идеи обществу предлагать.

$ $ $

М.: Издательство НОРМА, 2002.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малицкий А. Советская Конституция. М., 1924.

2. Советское государство и революция права. 1930. № 1.

3. См.: Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. 2-е изд. М.: Изд. Коммунистической академии, 1927.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. См.: Поляков С. Б. Принципы законодательства Бентами против миража правового ^ государства. Пермь, 1993. а

5. См.: Поляков С. Б. Указ. соч. ^

6. Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и госу- ^ дарства. М.: Дело, 1997. со

7. Правовое государство: теория и практика. 2009. № 3 (17). ^

8. Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. §

9. Там же. ^

10. См.: Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС, 28 июня - 1 июля 1988 г. М., Ц 1988. ^

11. Алексеев С. С. Правовое государство - судьба социализма. Научно- ^ публицистический очерк. М.: Юрид. лит., 1988. ^

12. Алексеев С. С. Правовое государство - судьба социализма. |

13. Там же. *

14. Там же.

15. Там же. ^

16. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Полит- ф издат, 1986. <ъ

17. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. ^

г £

© Самигуллин В. К. у

«

§ ВЦ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.