Научная статья на тему 'О концепции открытых инноваций'

О концепции открытых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3819
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ТРАНСФЕР / БИЗНЕСКОММУНИКАЦИИ / ИНСАЙТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / OPEN INNOVATIONS / CONCEPT / PROBLEMS / A TRANSFER / BUSINESS COMMUNICATIONS / INSITE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Елена Васильевна

В статье сделана попытка дать обобщенную характеристику такому новому понятию, как «открытые инновации»; рассмотреть теоретико-концептуальные подходы; определить положительные и спорные моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONCEPT OF OPEN INNOVATIONS

In article attempt to give the generalized characteristic to such new concept, as «open innovations» is made; to consider theoretic-conceptual approaches; to define positive and points at issue.

Текст научной работы на тему «О концепции открытых инноваций»

О КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ

Е. В. ИОДА

В статье сделана попытка дать обобщенную характеристику такому новому понятию, как «открытые инновации»; рассмотреть теоретико-концептуальные подходы; определить положительные и спорные моменты.

Ключевые слова: открытые инновации, концепция, проблемы, трансфер, бизнес-коммуникации, инсайт, глобализация.

Современные экономические процессы в контексте их мирового развития создали ситуацию, при которой в корне изменяются принципы управления инновационной деятельностью любого ее субъекта. В качестве наиболее перспективных сегодня предлагаются к рассматрению принципы «открытых инноваций».

Концепция открытых инноваций (ОИ) - это только инструмент для решения задач развития технологий. Успешное применение инструмента ОИ требует знаний того, для решения каких задач он предназначен (табл. 1) [5].

Таблица 1

Классификационная характеристика проблем развития инноваций

Тип проблемы Характеристика

Проблемы, которые нельзя решить с переходом к концепции ОИ Низкая конкуренция на рынке российских производителей; ориентация экономики на экспорт энергетических ресурсов; неподготовленность финансово-кредитной системы для реализации инновационных проектов

Проблемы, на решение которых косвенно может повлиять использование концепции ОИ При создании и реализации политики формирования кадров для инновационной деятельности; для формирования внутренней культуры и стратегии развития производственных предприятий; для формирования инфраструктуры инновационной деятельности в России

Проблемы, которые напрямую решаются с помощью концепции ОИ Создание новых технологий, нового продукта всегда связаны с комплексом рисков. Концепция ОИ позволяет снизить затраты на получение необходимых знаний, при более высоком их качестве для создания инновации

ОИ могут стать важным инструментом повышения эффективности инновационного процесса. Использование концепции ОИ и современ-

ных методов инновационного проектирования позволяют:

- сократить время и затраты на инновационное проектирование;

- повысить направленность инвестиционных проектов на конкретный экономический результат;

- снизить общий объем инвестиций на реализацию инноваций;

- понизить уровень инновационных и инвестиционных рисков проектов.

Теория ОИ определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Фирма (компания) привлекает новые идеи и разработки и выходит на рынок с новым продуктом в сотрудничестве с организациями, которые эти идеи и разработки создали. Бизнес вступает в новый этап инновационной деятельности, когда источники инновационного потенциала компании находятся за ее пределами. Практика показала, что ОИ обходятся примерно в 25 раз дешевле, чем закрытые инновации.

Переход к философии и практике ОИ меняет и существенно расширяет основные подходы к бизнес-моделированию инновационного процесса, которые с одинаковой долей вероятности могут быть весьма успешными.

У ОИ есть две основные движущие силы. Во-первых, лучшие идеи не обязательно генерируются собственными сотрудниками фирмы. Компания может нанять людей, которые отлично чувствуют и знают рынок и которые помогут интегрировать внешние ноу-хау во внутренние процессы НИОКР и коммерциализацию. Во-вторых, сегодня в НИОКР и исследованиях компаний должны сосредоточиться на том, что они делают действительно хорошо и передать на аутсорсинг то, что они не могут или не должны делать сами.

Естественно, что внешнее окружение и конкуренция в отрасли существенно влияет на биз-

нес-стратегии конкретных компаний. Главным в случае их успеха является то, каким образом менеджеры разрабатывают стратегию, основанную на инновациях и коммерциализации, а так же, как они реализуют данную стратегию через проекты НИОКР. Более того, вопрос заключается не просто в том, что делают компании, а в том - как они делают это.

Традиционно большинство компаний действовало и действует на принципах закрытых инноваций, предполагающих в первую очередь серьезный и жесткий контроль за осуществлением инновационного процесса. В этом случае инновация рассматривается как что-то, что должно быть собственной разработкой, а интеллектуальная собственность, созданная с помощью НИОКР, является коммерческой тайной. При таком подходе губительным для фирмы считается даже распространение информации о том, какой вид НИОКР был задействован. Открытые инновации, напротив, относятся к той стратегии поведения на рынке и бизнес-философии, когда компании активно ищут идеи не только во внутренних, но и во внешних ресурсах [4].

Для сущностного понимания концепции ОИ необходимо более широкий и емкий подход к рассмотрению инноваций, чем это традиционно принято в России.

Инновации - это новая вещь, которая сделана полезной, причем новизна и полезность определяется пользователем, т.е. с точки зрения пользователя рассматривает обобщенно процесс инновации в составе следующих этапов [13].

1. Идея.

2. Разделяемая идея = инсайт.

3. Приложение инсайта к практике = изобретение.

4. Использование изобретения = инновация.

В процессе закрытой инновации - один участник. В процессе - открытой инновации - несколько участников, например А, В, С, Д (рис. 1), каждый из которых - персона или группа (организация), возможно из разных стран. Таким образом, открытая инновация - опора на внешних участников как источников идей, так и как средств коммерциализации идей [9].

Рис. 1. Схема процессов закрытой и открытой инновации

Открытые инновации в сравнении с закрытыми более требовательны к качеству экономических, научных, политических, правовых институтов, составляющих их среду генерации, ведения и использования инноваций. Что здесь важно отметить. В условиях глобальных рынков и отраслей (электроника, фармацевтическая отрасль, телекоммуникации, автомобилестроение и авиастроение, пищевая отрасль, программное обеспечение и др.) открытые инновации пересекают границы стран и регионов стран-инновационных лидеров препятствует формированию транснациональных инновационных цепочек, оттесняя Россию на периферию высококонкурентного инновационного поля [2].

Так, определяя сущностную характеристику ОИ Н. Семенова считает, что они развивались параллельно с глобализацией экономических процессов и рынков, развитием аутсорсинга в научно-исследовательской сфере, более активным включением потребителей в инновационный процесс («демократизация» инноваций) и дальнейшей коммерциализацией технологий вне компаний, где инновация была произведена или впервые применена [6]. По ее же мнению, использование методов открытых инноваций зависит от эффективности так называемых посреднических рынков для идей и технологий [6; 10]. Открытие бизнес-моделей инноваций обусловлено такими объективными факторами, как глобализация рынков и глобальная конкуренция, сокращение жизненного цикла продуктов и рост стоимости времени, рост сложности новых технологий (и потому затрат и рисков), развитие рынков технологических, кадровых, финансовых решений.

Управление ОИ, как и любыми другими, в значительной мере является процессом информационным, включающим в себя поиск, сбор, обработку, распространение информации в общемировом глобальном пространстве. В данном контексте пересечение инновационными цепочками границ между странами предполагает преодоление барьеров, как минимум в области бизнес-коммуникаций: обмена деловой информацией, а кроме того в области маркетинговых коммуникаций. Осуществление, реализация ОИ затрагивает такие пронизывающие их бизнес (деловые)-ком-муникации, как переговоры, переписка, выставки и форму, конференции, соглашения, текущее рабочее взаимодействие участников работа с общественностью и реклама, публикации в СМИ и специализированных изданиях, личные продажи и стимулирование продаж, контент (и архитектура) интернет-представительств и управление ими.

Участник Этапы Открытая инновация

А А В С Д

— Идея

— Разделение идеи = инсайт (экскурс, озарение)

— Приложение идеи к задаче (изобретение)

— Использование изобретения (инновация)

Четко осознавая, что в эпоху глобализации инновационная среда выходит за рамки исследовательских и производственных центров, пронизывает все институты современного общества, является по сути рыночной, отражает тесно связанные понятия «открытые инновации» + «маркетинг» + «потребитель», необходимо особое внимание обратить на интерпретацию культуры с точки зрения маркетинга и проблем управления поведением потребителей. Культура как комплекс, включающий знание, веру, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества, является набором ценностей, идей, предметов человеческого труда, помогающих людям общаться, интерпретировать и оценивать [1].

Культура включает как абстрактные, так и овеществленные элементы. К числу культурных факторов технологического прогресса относят такие, как открытая интеллектуальная среда, интеллектуальная автономия и социальное равноправие [12]. К наиболее существенным факторам можно также отнести принятие неопределенности (как готовность к риску и переменам), индивидуализм (как автономия, независимость и свобода), отсутствие дистанции власти (как антипод иерархии и авторитаризма), проявление которых ассоциировалось с высоким уровнем инновационности нации (в тот период - с американской) [14]. Продолжая логику, обосновывающую культурные факторы технологического прогресса, можно привести мнение американского исследователя Т. Фридмена, который развитие страны связывает

с такими факторами культуры, как открытость для иностранных идей, солидарность нации, готовность к сотрудничеству с посторонними, а также с озабоченностью элиты положением масс [11]. В данном контексте значимой определяется такая ценность американского общества, как право на индивидуальность (право быть не таким как все), в котором, а также в признании права окружающей действительности на разнообразие (во взглядах, вкусах, мировоззрении, в образе жизни), заключается, по мнению современных экономистов ключ к изменениям, инновациям, прогрессу. Отсюда - инноватор - человек (или группа), делающий не то и не так как все, играющий не по правилам, и часто вопреки им. Если же речь идет о ОИ, то ситуация еще более усложняется тем, что таких «играющих не по правилам» уже на много больше. Озвучивая собственную точку зрения по данному вопросу, автор считает необходимым привлечь внимание к тому, что в том контексте, в котором сегодня пропагандируется глобализация и все сопутствующие ей моменты, может для человечества стать дорогой в «никуда». Слепое подражание американскому образу жизни, «культурным ценностям» страны с «виртуальной» экономикой, отвергающей традиционные ценности национальных экономик, проповедующей основной целью только удовлетворение все возрастающих материальных потребностей, несет в себе глобальный риск планетарной катастрофы.

Для России с позиций либеральной оценки, факторы развития ОИ можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис. 2. Факторы развития ОИ в России

Культурные факторы-барьеры при рассмотрении их за пределами чисто гуманитарной сферы, оказывают существенное влияние на распространение инноваций, интеграцию стран, в том числе РФ в инновационные процессы глобализирующегося мирового пространства.

Преодоление существующих в России культурных барьеров участия в открытых инновациях предполагает активизацию следующих процессов:

- Рост творческой составляющей в российском образовании (выбор значительной части курсов студентами и школьниками); усиление гу-

манитарной составляющей образования как формирующей неявные активы - социальные компетенции индивидуумов и групп. Для преодоления культурного барьера инновационности в глобальной среде современная гуманитарная подготовка должна строиться на принципах синергетического эффекта, основанного на российских традициях и современном мировом опыте стран-лидеров инновационного развития.

- Интенсификация научных исследований в области кросс-культурных факторов экономического роста и развития инновационной экономики.

- Интернационализация образования и научной сферы. Инноватор открытого типа, который будет работать в глобальных инновационных сетях может формироваться в более открытой и доступной для внешнего мира глобально-ориентированной системе образования и науки.

- Пропаганда инноваций и инновационных ценностей в СМИ. Пока образ «успешного инноватора» подменяется стереотипом преуспевающего на «западный» манер бизнесмена, результативность успешности которого заключается только в удовлетворении неизбежно возрастающих потребностей чисто материального плана при снижении уровня и даже деградации общечеловеческих ценностей, пока не будет воскрешен «дух державности российской», инновационный подъем экономики страны менее вероятен и более сложен. История России наглядно подтверждает реализуемость ОИ даже в тот период, когда термин «инновации» еще не существовал, а в понятие «глобальный» закладывался совсем иной и не такой, как сейчас, зловеще устрашающий смысл.

Итак, концепция открытых инноваций предполагает реализацию ряда новых взглядов на развитие инноваций:

1. Расширение рисков (по сути, снятие всяких границ, ограничений) для более широкого развития инноваций.

2. Рассмотрение процессов инновационных исследований и разработок как открытых систем.

3. Расширение технологического сотрудничества, особенно в новых наукоемких технологиях с тем, чтобы выходить на рынок с новыми партнерами на основе новых, совместно разрабатываемых технологических идей.

Отсюда, основополагающей базой ОИ является идея глобального (т. е. всеобъемлющего на любом уровне) и свободного трансфера высоких технологий (по вертикали и горизонтали). Учитывая вышеобозначенные факторы-барьеры развития

ОИ, логично несколько детализировать проблемы глобального трансфера высоких технологий:

- каким образом организовать трансфер, чтобы были до минимума сведены запретные зоны развития инноваций;

- создание равных условий взаимных трансферов для стран с разным уровнем развития технологий;

- добиться равенства партнерских отношений, исключив деление участников открытых инновационных процессов на ведущих (лидеров) и второстепенных партнеров.

Основные безусловные принципы ОИ, сформулированные с учетом идей, высказанных Г. Чес-боро, Дж. Вестом, С. Галлагером [8; 15] можно представить в следующем виде:

- успех инновационного развития требует эффективного использования как внутренних, так и внешних идей и разработок;

- принципиальный переход от внутренних разработок к преимущественному использованию внешних знаний;

- приоритетным по сравнению с текущим первенством на рынке является создание устойчивой модели инновационного развития предприятий, отраслей, регионов;

- нельзя построить модель инновационного развития, опираясь на новизну только собственных идей, собственных «ноу-хау» и т. п.

Разработка и реализация концепции ОИ на современном этапе строится на четырех основных стратегиях, сформулированных Дж. Вестом и С. Гал-лагером, которые, кстати уже подверглись вполне объективной и справедливой критике [15] (табл. 2).

Концепция открытых инноваций имеет полное право на существование, но при этом обладает своими внутренними противоречиями, объективно оценивать которые крайне важно. В частности, наиболее яркой иллюстрацией такого рода ограничений служит распространенная практика, в соответствии с которой крупные компании, выпускающие инновационную продукцию, предпочитают приобретать не технологии в чистом виде, а компании, разрабатывающие или обладающие необходимыми технологиями с последующим их развитием на внутрифирменном уровне. Получается, что желание полностью контролировать технологии настолько же ограничено, как и желание контролировать по возможности всю цепочку создания добавленной стоимости продукции. Очевидно, речь идет не только о контроле над прибылью, но и о том, что любая инновационная технология требует адаптации под нужды конкретного предприятия.

Рассматривая глобальный рынок инноваций в контексте сценария российского сотрудничества с Западом, отчетливо осознаем, что на сегодня об этом не может быть и речи. Вместо глобальных трансферов наукоемких технологий, России предлагаются либо «отверточная» сборка изделий, либо опасный для нашей страны с точки зрения модернизации и последующего инновационного развития трансфер - «завод «под ключ», при реализации которого сохраняется и даже углубляется технологическое отставание в ведущих технологиях (поставляемый завод теоретически и практически уже содержит в себе моральное старение в 10-15 лет).

Такой сценарий реализации идей открытых инноваций не позволит России подойти к шестому уровню развития и уж тем более освоить технологии этого уровня.

Безусловно, в идеале крайне необходима последовательная интеграция российских предприятий в международные процессы открытых инноваций. Ведущие российские предприятия, НИИ, КБ, научно-производственные объединения готовы работать на принципах ОИ, но обозначенные выше возникающие противоречия, требую повышенных мер осторожности, взвешенных системных подходов. В чем сегодня особенности участия отечественных предпринимателей в ОИ? А в том, что сегодня практически нет ведущих отечественных предприятий, замыкающихся в инновациях на внутренней среде. Трансферы осуществляются по горизонтали и вертикали достаточно энергично и с большим эффектом. При этом опасности дублирования инновационных разработок практически нет, так как они проводятся еще в крайне ограниченных объемах [7].

Таблица 2

Характеристика основных стратегий открытых инноваций [6]

Стратегия

Противоречия

Организация процесса исследований и разработок путем объединения в

общий фонд_________________________

Разработка отдельных компонентов инновационного продукта отдельными компаниями

Свободная передача разработок широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных продуктов____________

Значительное сокращение уровня бюрократии принятия решений в области инновационной деятельности в крупных фирмах

- Говорить о парадигме открытых инноваций нельзя, так как они являются лишь новой структурой организации инновационных процессов, перемещение их за граничные ограничения и пределы в открытое, свободное поле распространения трансферов высоких технологий, новые организационные формы интеграции наукоемких коммерцииа-лизованных технологий для работы на глобальных рынках и т. п.

- Инновационные идеи, открытия, технологии не могут быть всегда действительно и абсолютно открытыми для партнеров по развитию инновационного бизнеса в силу существования рядом закрытых зон знаний (того же оборонительного комплекса), а это ставит под сомнение существование неких общих фондов инновационных разработок

- Особенности взаимодействия ОИ со стратегией поведения на рынках. Если провести аналогию между технологиями, инновационными знаниями, рассматриваемыми как фактор производства и теорией движения капитала, то можно выдвинуть предположение, что на данную сферу принципиально распространяется подход «свободной торговли». Однако опыт трех столетий свидетельствует, что доля патентов и лицензий, действительно обращающихся на свободном рынке, а не внутри корпораций, составляет лишь 10-20 %.

С учетом всего вышесказанного, можно констатировать, что беря во внимание весь комплекс факторов создающих весьма сложные противоречия на пути развития идеи открытых инноваций, для нашей страны исключительно важным и правильным шагом в их освоении является создание крупных региональных инновационных структур -инновационных зон - крупных территориальных инновационных кластеров, инновационных территорий и т. п. Такого рода подход по созданию инновационных территорий предполагает формирование специфических моделей функционирования, структур, бирж инновационных проектов, технопарков, инновационных центров при вузах, федеральных парков инновационных технологий и т. п. и, позволяет действительно реализовать все идеи открытых инноваций.

Литература

1. Алешина И. В. Поведение потребителей. М., 2006.

2. Алешина И. В. Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации // Инновации. 2010. № 7.

3. Колесниченко Д. А., Подколзин В. В. Методические аспекты инновационного развития региона // Сб. науч. тр. каф. экономической теории и истории. Вып. 3. Тамбов, 2008.

4. Мингалеев Ж. А. Формирование эффективных бизнес-моделей открытых инноваций на примере Арріе, №Ш:еМо и №кіа // Инновации. 2010. № 7.

5. Петий И. И., Рубин М. С. Опыт открытых инноваций на основе методики G3-ID в России // Инновации. 2010. № 7.

6. Семенова Н. Н. Глобализация и открытые инновации // Наука, инновации, образование. 2008. № 6.

7. Федоров В. К., Епанешникова И. К., Ганза А. Н. О безусловных принципах и противоречиях развития открытых инноваций // Инновации. 2010. № 7 (14).

8. Чесборо Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М., 2007.

9. Boudreau K. J., Lakhani K. R. How to Manage Outside Innovation // MIT Sloan Management Review, Summer. Vol. 50. 2009. № 4.

10. Chesbrough H. Open Business Models. Cambridge, Massachusetts: Harvard Business Press, 2006.

11. Friedman T. L. The World is Flat: A Brief Histori of the Twenty First Century. Findaway World. 2006.

12. Gelade G. A. IQ, cultural values, and the technological achievement of nations // Intelligence. Vol. 36, Issue

6, November-December 2008) M.McKeown. The Truth About Innovation - London, UK: Prentice Hall, 2008.

13. Shane S. Cultural influences on national rates of innovation // Journal of Business Venturing. Vol. 8. Issue 1. January 1993.

14. West J., Gallagher S. Challenges of open innovation: the paradox of firm investment in open-source software // R&D Management. 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

ABOUT THE CONCEPT OF OPEN INNOVATIONS

Ye. V. Ioda

In article attempt to give the generalized characteristic to such new concept, as «open innovations» is made; to consider theoretic-conceptual approaches; to define positive and points at issue.

Key words: open innovations, concept, problems, a transfer, business communications, insite, globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.