подход открытых инноваций в современных бизнес-
стратегиях
Докукина Анна Анатольевна
канд. экон. наук, доцент, Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, г. Москва [email protected]
_Аннотация
В статье открытые инновации рассматриваются как новый подход в стратегическом развитии компаний. Открытые инновации - значит доступные для всех, и одновременно нацеленные на использование инновационного опыта других. Как это соотносится с традиционными бизнес-стратегиями? Какие трудности и проблемы ждут компании, решившие применить подход открытых инноваций? И в какой мере их реализация возможна в современной России? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: инновационная активность, открытость корпораций, открытые предпринимательские подходы
В условиях развитых рыночных отношений многие компании, включая представителей отечественного бизнеса, применяют подходы открытых моделей, особенно в сфере инновационной активности. Этот процесс обусловлен рядом факторов: глобализацией рынков, международной конкуренцией, сокращением жизненного цикла продуктов, усложнением технологий, увеличением рисков, разнообразием деловых решений и др.
При этом анализ практики инновационной открытости корпораций показывает, что она не всегда является сплошной. Добиваясь реального конкурентного преимущества на ключевых направлениях, компании предпочитают сверхзакрытость, пытаясь не допустить распространения информации. Кроме этого, подход открытых инноваций, как любой инвестиционный процесс, связан риском снижения капитализации и
утраты конкурентных преимуществ. Открытые предпринимательские подходы не могут также не отразиться на экономическом развитии и модернизации страны в целом, определяя ее лидерскую или догоняющую позицию.
Новые решения в инновационной деятельности компаний
Новая социально-экономическая и деловая среды, особенно - условия ужесточающейся международной конкуренции - заставляет современные предприятия искать результативные подходы к повышению собственной эффективности. Важнейшее место в этом процессе занимает разработка и использование новых стратегических инструментариев, позволяющих значительно повысить не только качество выпускаемой продукции, но и стоимость бизнеса в целом.
Так, многие компании при осуществлении научно-исследовательских проектов обращаются к активному внешнему партнерскому взаимодействию - решению, получившему название модели открытых инноваций.
Развивая свои инновационные проекты, предприятия готовы приобретать новейшие разработки, предлагаемые на стремительно развивающемся рынке высокотехнологичных и интеллектуальных предложений. Этот подход получил название «входящей», импортируемой открытой инновации (inbound open innovation). С другой стороны, компании увеличивают и трансфер собственных разработок, способствующих приращению материальных и нематериальных активов, используя, например, предоставления лицензий, и осуществляя таким образом подход экспортируемой, «исходящей» открытой инновации (outbound open innovation) [4].
Известные транснациональные гиганты, такие как Dow Chemical, IBM, Hewlett-Packard, Procter & Gamble и др. демонстрируют высокую эффективность внедрения стратегий открытых инноваций, основанных на интеграции с широкой сетью организаций, поставляющих этим компаниям интеллектуальные продукты. Следуя успеш-
ным образцам современного предпринимательства, собственники и руководители разных предприятий, в том числе российских, сегодня проявляют высокую уверенность в возможностях управленческих решений на базе внешнего сотрудни чества.
Вместе с тем, существует противоположная оценка стратегии открытых инноваций, связанная с проблемами, потенциально возникающими при ее использовании: вместо ожидаемого эффекта капитализации применение подходов открытой инновации может не только не дать материального результата, но и снизить уровень собственных конкурентных преимуществ в сфере производственных и управленческих тех-
_____нологий.
Особенн
________страте,
__Термин <
фра.
добиваясь реального
_конкурентного
_преимущества
_на ключевых
_направлениях,
_компании
_предпочитают
_сверхзакрытость,
_пытаясь
.не допустить
информации
Особенности реализации
гратегий открытых инноваций
Термин «открытая инновация», введенный доктором Г. Чезбро в работе «Открытая инновация: исследование новой парадигмы», означает «использование целенаправленных входящих и исходящих потоков знания для соответственно ускорения внутренней инновации и расширения внешнего использования инновации». То есть, совершенствуя технологии, компании должны реализовывать как собственные, так и сторонние идеи и способы взаимодействия с рынком. Построение эффективной бизнес-модели, основанной на инновациях, невозможно при использовании только внутренних исследований и должно дополняться интеллектуальной собственностью, приобретенной у других предприятий [5]. Количество компаний, обращающихся к внешним источникам знаний и использующих для этого различные методы коллективного интеллекта, постоянно растет. С развитием технологий, непрофессионалам становятся доступны инструменты, которыми раньше пользовались только люди с соответствующим образованием и опытом. В результате, процессы производства и управления становятся в определенной степени более демократичными. Это подтверждается и выводами некоторых исследований о том, что инновационные решения компаний более
привлекательны для потребителей, если при их создании было задействовано большее число сотрудников предприятия (ведь они также представляют собой потенциальных клиентов), которые имели возможность свободно обмениваться своими мнениями в процессе разработки [6]. Итак, открытые инновации - это ценные идеи, которые могут возникать внутри или вне компании и которые могут быть использованы компанией для продажи в качестве отдельных продуктов и для совершенствования собственной организации. Но поскольку этот процесс требует умения импровизировать, уводить мышление от стереотипов и обучаться новому из разных, возможно, не связанных между собой сфер, его невозможно формализовать и поставить на поток.
Среди основных препятствий одно из первых мест занимает отношение персонала компании к полученным извне интеллектуальным продуктам. Негативная реакция сотрудников на различные элементы модели открытой инновации является, как правило, результатом корпоративной культуры, не поддерживающей тенденцию адаптации приобретенных нововведений ("non-invented-here"). То есть люди видят бесспорные преимущества внутрифирменных разработок, готовы участвовать в них, но проявляют настороженность, сталкиваясь с заимствованным знанием. Такое отношение можно объяснить, во-первых, недостаточным или негативным опытом компании в реализации своих инновационных разработок (не связанных с основным видом деятельности) на внешнем рынке и, во-вторых, отсутствием эффективной системы мотивации персонала. Так компания Procter & Gamble, прежде чем стать примером успешной реализации стратегии открытых инноваций и одним из крупнейших потребителей продуктов интеллектуального свойства, столкнулась с необходимостью пересмотра своей системы мотивации и стимулирования персонала с целью изменения реакции сотрудников на полученные извне знания.
Другая тенденция связана с отсутствием понимания полезности трансфера собственных
..многие компании при осуществлении научно-
исследовательских
проектов
обращаются
к активному
внешнему
партнерскому
взаимодействию -
решению,
получившему
название модели
открытых инноваций
_______бы
г)вац\ ™
__за1
фра
построение
эффективной бизнес-модели, основанной _на инновациях,
_невозможно при
_использовании
только внутренних _исследований
i должно дополняться _интеллектуальной _собственностью,
_приобретенной
' других предприятий
интеллектуальных разработок ("not-sold-here"). Продажа своих ноу-хау рассматривается персоналом как возможность утраты уникальных технологических и организационных преимуществ и даже как форма своеобразного добровольного усиления конкурентов. Такая логика также объясняется малым или отрицательным опытом предприятия на рынке инноваций, а также несовершенством самого рынка, где, возможно, не в полной мере регулируются необходимые механизмы юридического свойства (связанные, например, с институтом соблюдения авторского права, коммерческой тайны и проч.), постпродажного технического сервиса и т.п. Впрочем, и эти проблемы корпоративной культуры могут быть преодолены разными способами, первое есто среди которых занимают материальные стимулы. Компания Procter & Gamble установила стему вознаграждений, находящихся в прямой зависимости от повышения стоимости бизнеса как результата, в частности, проданных лицензий или зарегистрированных патентов. Предприятия, действительно ориентированные на разработку стратегии открытых инноваций, справляются с задачей принятия новых правил трудовым коллективом. Удается даже достичь определенной степени понимания сотрудниками превосходства приобретенных технологий. Ведь в ряде случаев, организация действительно объективно не располагает внутренними ресурсами для создания интеллектуального актива. Наконец, исключительный фокус на собственной уникальности в значительной мере снижает возможность эффекта, получаемого от формирования и использования т.н. портфеля инноваций, состоящего из собственных и внешних знаний.
Значение фактора открытости корпоративной культуры
Приняв необходимость внедрения модели открытых инноваций, руководство компании должно понимать, что сложности, связанные с восприятием изменений персоналом, неизбежны. Исследования, основанные на общем бенчмар-кинге компаний-пионеров в области открытых интеллектуальных подходов, позволили выделить
пять основных решений, направленных на снижение рисков как от противодействия новому со стороны сотрудников организации, так и от их неготовности распространять свои уникальные достижения [3, 4].
1. Декларирование стратегии открытых инноваций позволяет сгладить контраст между традиционной - как правило, закрытой - моделью проведения исследований в компании и новым подходом. В частотности, руководителям следует непосредственно взаимодействовать с сотрудниками всех вовлекаемых подразделений, разъясняя преимущества, которые достигаются в результате такого стратегического решения.
2. Очевидная ведущая роль высшего управленческого звена компании содействует минимизации критического отношения персонала к стратегии открытых инноваций. Представители топ-менеджмента должны активно демонстрировать поддержку инициатив и выступать в качестве главных промоутеров в распространении знаний.
3. Разработка эффективной системы мотивации и стимулирования персонала и ее регулярное совершенствование позволит увеличить научно-исследовательскую активность сотрудников. Прозрачная система материальных и нематериальных бонусов способствует не только адаптации входящих потоков знаний, но и участию специалистов предприятия в формировании внешнего спроса на созданный ими интеллектуальный продукт.
4. Организационные и структурные изменения в компании, соответствующие модели открытых инноваций, облегчают обмен знаниями с внешней средой и снижают сопротивление сотрудников вовлеченности в интеллектуальные процессы. Так, компании создают не только специальные рабочие группы внутри своей организационной структуры, но и межкорпоративные стратегические альянсы, направленные на совместные разработки. Такая интеграция в дальнейшем может способствовать развитию всех участвующих сторон в формах диверсификации, двойного (побочного) эффекта и других преимуществ совместного бизнеса.
...открытые инновации -это ценные идеи,
которые могут
возникать внутри
или вне компании
и которые могут
быть использованы компанией для продажи
в качестве отдельных продуктов
и для совершенст-
вования собственной организации
приняв
необходимость
внедрения модели
открытых
инноваций,
руководство
компании должно
понимать, что
сложности, связанные
с восприятием
изменений
персоналом,
неизбежны
пра
5. Институциализация, закрепление статуса реализации элементов стратегии открытых инноваций в корпоративной культуре как способ постоянной демонстрации результативности внутренних и внешних идей. Позитивный опыт является, как известно, лучшим стимулом для адаптации, поэтому руководство должно создавать у людей ощущение причастности, быстро распространяя информацию о достижениях, сопутствующих реализации стратегии открытых инноваций.
Ключевые факторы и перспективы применения открытых подходов в предпринимательстве
По сравнению с аутсорсингом открытые инновации не строятся на отношениях «заказчик -исполнитель». Этот процесс требует от компании новых компетенций, связанных с участием в научно-технической кооперации, к ключевым из которых относятся [2]:
- понимание необходимости взаимодействия с талантливыми коллективами и отдельными специалистами за пределами собственной организации;
- значимость ценности, создаваемой приобретенными НИОКР;
- возможность капитализации компании за счет добросовестного использования внешних интеллектуальных ресурсов;
- превалирование стратегических усилий, направленных на совершенствование бизнес-модели, над тактикой быстрого выхода на рынок;
- синергичекий эффект использования внутренних и внешних потоков информации;
- готовность к взаимному трансферу знаний;
- совместные действия руководства и коллектива по созданию корпоративной культуры, формирующей и поддерживающей разносторонние потребности в инновационных продуктах. Сегодня многие компании, в том числе и российские, применяют подходы открытых инноваций, выстраивая их по-разному, и не обязательно достигая при этом успеха.
Открытые модели - это явления, существующие в условиях развитых рыночных отношений. Интеллектуальную открытость бизнеса обуслав-
ливают объективные факторы: глобализация рынков, международная конкуренция, сокращение жизненного цикла продуктов и рост стоимости времени, усложнение новых технологий, увеличение рисков, разнообразие технологических, финансовых и управленческих решений [1]. При этом анализ практики инновационной открытости западных корпораций показывает, что она не всегда является сплошной. На ключевых технологических направлениях, где удалось добиться реального конкурентного преимущества, компании часто остаются сверхзакрытыми и используют исключительно внутренние разработки, опасаясь утечки информации.
С другой стороны, понимая необходимость интенсификации информационных потоков, предприятия обращаются к кооперации на самых широких условиях. Так компания, никогда не имевшая в своей структуре подразделений корпоративных НИОКР, столкнувшись с необходимостью современных разработок, решает проблему, применяя открытую модель1. И здесь возникает более широкий вопрос: какой характер развития экономики поддерживает такая модель?
Догоняющая
и прорывная модернизация
Тема инновационного превосходства не теряет своей актуальности для экономик всех стран, как лидеров так и представителей второго эшелона, к которым очевидно относится Россия: в рейтинге стран, составленном на основе глобального инновационного индекса (011), страна занимает 51-е место, открывая категорию отрицательно ранжируемых представителей2.
1 «Ряд российских фирм уже начинает экспериментировать с этим. «Год назад мы встали перед альтернативой: создавать свою лабораторию (при полной неопределенности, когда эти расходы могут окупиться) или идти по открытой модели, — говорит старший менеджер департамента по инновациям и развитию бизнеса «ВымпелКома» Анна Баранская. — И сделали вывод в пользу последнего» [2].
2 Источник: Boston Consulting Group - http://www.bcg.com; The Free Enciclopedia Wikipedia - http://en.wikipedia.org/ wiki/Global_Innovation_Index_ (Boston_Consulting_Group).
...руководство должно создавать у людей ощущение причастности, быстро
распространяя
информацию
о достижениях,
сопутствующих
реализации
стратегии
открытых инноваций
сегодня многие
компании, в том
числе и российские,
применяют
подходы открытых
инноваций,
выстраивая
их по-разному,
и не обязательно
достигая при этом
успеха
пра
Однако есть разные типы догоняющих модернизаций. Во-первых, к лидерам приближаются те, кто прежде никогда не относился к этой категории - послевоенная Япония, «молодые тигры», Китай и Индия. Во-вторых, к прорыву стремятся страны, утратившие свои в недавнем прошлом высокие инновационные позиции. На первый взгляд, характеристика догоняющей модернизации представляется наиболее соответствующей состоянию современной российской экономики и ее инновационному курсу. С одной стороны, страна все еще располагает научно-техническим наследием СССР, с другой
- предстоит устранять последствия советского и постсоветского периодов, связанных со значительными потерями не только в инновационной сфере. Но это и обеспечивает российской догоняющей модернизации отличительный фактор восстанавливаемости, при котором интеллектуальный фундамент требует воссоздания и развития, а не изначального формирования.
Такая природа отставания требует скорейших стратегических решений. Подводя итог, приведем мнение эксперта: «Наукоемкое и инновационное будущее нельзя создать в заповедниках, под специально выделенной административно-управленческой вертикалью - иначе ростки нового будут либо вечно жить под колпаком власти, либо умирать при первом же контакте с нашей отнюдь не инновационной реальностью» [8].
В отношении предпринимательства это означает перспективность именно открытых подходов, основанных на внутренних интеллектуальных резервах и ориентированных на инновационное партнер ское взаимодействие.
Литература
1. Алешина И. Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации.
- Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize. 2010.
2. Денисов Д. Модель открытых инноваций. -Режим доступа: http://www.3.cfin.ru/ investor/open innovation.html. 2011.
3. Яновский А. Открытые инновации: научно-техническая кооперация. - Режим доступа: http:// www.rttn.ru/_files/news/n983, 2011.
4. Lichtenthaler U., Hoegl M., Muethel M. Is your company ready for open innovation? - MIT Sloan Management Review. - 2011.
5. Open Innovation. Researching a New Paradigm. Edited by Henry Chesbrough, Wim Vanhaverbeke and Joel. - Oxford University Press, USA 2008.
6. Первый открытый краудсорсинговый проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.witology.com.
7. Рубцов А. Россия в новом веке: догоняющая модернизация или прорыв? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politekonomika. ru/000014.
Anna A. Dokukina
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Open Innovations in Contemporary Business Strategies
_Abstract
The paper discusses innovations as a matter of new approach in a company's innovative development. Open innovations are available for all, and simultaneously they are aimed at applying innovation experience of others. How is that related to traditional business strategies? What kind of problems and difficulties will a company face after choosing to realize the open innovation approach? To what extent that realization is possible in today's Russia? This is exactly what the article is about.
Keywords: innovative activity, transparency of corporations, open business approach