Научная статья на тему 'О концепции инновационного развития социально-экономической системы России'

О концепции инновационного развития социально-экономической системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / INNOVATIVE TYPE OF ECONOMIC GROWTH / INFORMATION ECONOMY / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / CRITERIA OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каминская Анна Олеговна

Целью настоящей статьи является разработка концепции инновационного развития социально-экономической системы России. При исследовании использовались положения экономической теории инноваций и государственного регулирования национальной экономики, методы диалектической логики, синтеза научных подходов и системнофункциональный. В работе показаны условия, влияющие на особенности функционирования экономических субъектов и совокупность форм социально-экономических отношений в современной социально-экономической системе России. Выделены приоритеты и критерии инновационного развития современного общества. Представлена Концепция инновационного развития социально-экономической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA

The Purpose of this article is Development of the concept of innovative development of social and economic system of Russia. The study used the provisions of the economic theory of innovation and state regulation of the national economy, methods of dialectical logic, synthesis of scientific approaches and system-functional. The work shows the conditions affecting on about Functioning of economic subjects and a set of forms of social and economic relations in the modern socio-economic system of Russia. The priorities and criteria of innovative development of modern society are Highlighted. Submitted ByInnovation development of the socio-economic system of Russia.

Текст научной работы на тему «О концепции инновационного развития социально-экономической системы России»

О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Каминская Анна Олеговна

старший преподаватель, аспирант,

ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, кафедра экономики предприятия , г. Симферополь, Российская Федерация. E-mail: anna_kaminskaya29@mail.ru

Аннотация: Целью настоящей статьи является разработка концепции инновационного развития социально-экономической системы России. При исследовании использовались положения экономической теории инноваций и государственного регулирования национальной экономики, методы диалектической логики, синтеза научных подходов и системно-функциональный. В работе показаны условия, влияющие на особенности функционирования экономических субъектов и совокупность форм социально-экономических отношений в современной социально-экономической системе России. Выделены приоритеты и критерии инновационного развития современного общества. Представлена Концепция инновационного развития социально-экономической системы России.

Ключевые слова: социально-экономическая система; инновационный тип экономического роста; информационная экономика; цифровизация экономики; критерии инновационного развития; реализация концепции инновационного развития.

JEL: Р52

ON THE CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA Kaminskaya Anna Olegovna

Senior lecturer, postgraduate student of the Department of Economics of the Enterprise Institute Economy и Management V.I. Vernadsky Crimean Federal University Simferopol, Russian Federation

Abstract: the Purpose of this article is Development of the concept of innovative development of social and economic system of Russia. The study used the provisions of the economic theory of innovation and state regulation of the national economy, methods of dialectical logic, synthesis of scientific approaches and system-functional. The work shows the conditions affecting on about Functioning of economic subjects and a set of forms of social and economic relations in the modern socio-economic system of Russia. The priorities and criteria of innovative development of modern society are Highlighted. Submitted ByInnovation development of the socio-economic system of Russia.

Keywords: socio-economic system; Innovative type of economic growth; Information economy; Digitalization of the economy; criteria of innovative development; Implementation of the concept Innovation development.

Введение. Социально-экономическая система является глобальной жизнеобеспечивающей оболочкой, в которой осуществляется обмен товарами и услугами между производством и потреблением, поставка сырья и материалов для этих двух секторов экономики, поглощение отходов и обеспечение познавательных, духовных, научных и других нематериальных потребностей человека. Устойчивое развитие предполагает, что выполняемые социально-экономической системой функции со временем не будут убывать, как и возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Инновационное развитие социально-экономической системы должно обеспечивать устойчивость и сохранение как природной, так и социально-экономической среды, улучшая при этом качество жизни

человека. Поэтому необходима структурно-инновационная перестройка национальной социально-экономической системы, но Государственная концепция инновационного развития социально-экономической системы в России отсутствует.

Цель и задачи исследования. Достижение цели исследования - разработка концепции инновационного развития социально-экономической системы России - влечёт за собой постановку следующих задач исследования:

- изучение сущности инновационного развития социально-экономической системы и определение спектра условий, влияющих на особенности функционирования экономических субъектов хозяйствования и совокупность форм социально-экономических отношений в современной социально-экономической системе России;

- выделение приоритетов и критериев инновационного развития;

- разработка концепции инновационного развития социально-экономической системы России.

Постановка проблемы. Вопросам трансформации социально-экономических систем посвятили

труды многие зарубежные и отечественные учёные: Апатова Н.В., Артюхова И.В., Глазьев С.Ю., Гутман Г.В., Мироедов С.В., Наливайченко Е.В., Портер М., Тоффлер О., Федин С.В., Штофер Г.А. и другие [1-8]. В то же время факторы инновационного развития современной социально-экономической системы России исследованы недостаточно, в силу динамичной характеристики самой системы, её постоянного обновления и преобразования в условиях глобализации.

Основные результаты. Опираясь на труды известных экономистов в области трансформации социально-экономических систем [1-8], сущностьинновационного развития социально-экономической системы России мы понимаем, как использование внутреннего потенциала страны и ее регионов для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Анализируя опыт стран США в области регулирования национального развития, Г. В. Гутман, А.А. Мироедов и С. В. Федин приходят к выводу «о необходимости ориентировать развитие хозяйства, в том числе регионального, на использование инновационных ресурсов и на постиндустриальные приоритеты» [4, с. 64]. «Реализация инновационного типа экономического роста, основанного на постиндустриальных ресурсах, возможна лишь на основе творческого труда людей, мотивированных самореализацией своего индивидуального потенциала» [4, с. 68].

К примеру, Европейский Союз, где это понятие идентифицируется примерно так же, делает акцент на стимулирование формирования автономных механизмов развития и поощрение частного предпринимательства. Аналогичные процессы характерны для США, там они называются «местноориентированным» экономическим развитием, при котором местное правительство организует управление потенциалом человеческих, институциональных и физических ресурсов, заключает партнерские договора с частным сектором для создания новых рабочих мест и стимулирования экономической активности.

На наш взгляд, правильным является связь понятия конкурентоспособности национальной экономики и деловой активности регионов страны, под которой понимается «мотивированный процесс функционирования региональной социально-экономической системы, направленный на обеспечение эффективного использования ресурсов данной территории с целью достижения рыночной конкурентоспособности региональных субъектов хозяйствования и повышения благосостояния населения» [8, с.8].

К примеру, Г. А. Штофер предлагает использовать при определении деловой активности региона обобщенную характеристику эффективности функционирования экономики региона, включающую эффективность использования ресурсов по всем видам деятельности, качество управления и возможности экономического роста, финансовую обеспеченность и уровень благосостояния населения [8, с.8]. В качестве факторов деловой активности в условиях цифровизации экономики, Е.В. Наливайченко предлагает использовать инвестиционную и инновационную активность,

социальную, экономическую, предпринимательскую и финансовую активность и обеспеченность экономической безопасности региона [5]. Результаты, полученные Н.В. Апатовой, позволяют оценивать функционирование различных подсистем регионального комплекса и делать выводы о характере протекающих в регионе процессов. Данные выводы являются основой для корректировки стратегических целей и принятия управленческих решений при разработке программ развития региона. Они позволяют также получить суммарную оценку деловой активности России в целом и отслеживать ее динамику [1].

Говоря об инновационном типе экономического роста, необходимо подчеркнуть его отличие от предыдущих типов роста (экстенсивного и интенсивного) заключающееся в том, что «вместо ресурсов массового машинного производства приоритетное значение получают ресурсы постиндустриального развития. К таким ресурсам относятся: наука, накопленные и создаваемые знания; информация и информационные технологии; базовые наукоемкие макротехнологии; профессиональное и особенно высшее образование» [1].

Необходимо подчеркнуть, что особенности функционирования экономических субъектов хозяйствования и совокупность форм социально-экономических отношений в современной социально-экономической системе России определяются следующими условиями: социально-экономическими, организационно-экономическими, организационно-правовыми, организационно-техническими и организационно-технологическими. Социально-экономические условия определяют сложившуюся совокупность общественных отношений; организационно-экономические - наличие институтов, в том числе, финансовых, через которые реализуется деятельность субъектов хозяйствования; организационно-правовые условия определяют наличие или отсутствие соответствующей нормативной базы, регулирующей деятельность государства в целом и отдельных его элементов; организационно-технические являются определяющими при инновационном развитии, они отражают уровень развития техники и технологий; организационно-технологические отражают структуру принятия и реализации управленческих решений.

В настоящее время в Российской Федерации приняты и реализуются государством основополагающие стратегические документы: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [9-11].

Концепция инновационного развития современной социально-экономической системы России, на наш взгляд, должна представлять собой совокупность приоритетов социально-экономического развития и управленческих действий, а также операции и процедуры, осуществление которых призвано обеспечить достижение поставленной цели. Концепция должна разрабатываться под непосредственным руководством исполнительных и представительских органов, а ее реализация предусматривать участие государственных, региональных и местных органов управления всех уровней.

Концепция инновационного развития социально-экономической системы России (национальной инновационной системы) должна строиться на следующих принципах: 1) принцип приоритетности национальных интересов; 2) принцип правового регулирования; 3) принцип использования условий, направленных на повышение эффективности реализации концепции; 4) принцип учета уровня социально-экономического развития региона; 5) принцип партнерства или согласования интересов субъектов стратегии; 6) принцип комплексного развития экономики; 7) принцип информативности; 6) принцип ответственности за реализацию концепции; 9) принцип использования программно-целевого подхода.

Национальная инновационная система является совокупностью региональных инновационных систем, поэтому главной целью формирования национальной инновационной системы является

создание научных организационно-технических, организационно-технологических, социально-экономических и экономико-правовых условий и государственных механизмов для обеспечения стойкой динамики роста экономики и качества жизни населения на основе «взвешенной трансформации экономики региона» [12].

При формировании национальной инновационной системы необходимо решить следующие задачи: во-первых, создать (или возродить) инновационный потенциал, обеспечивающий условия устойчивого и опережающего развития ключевых видов деятельности страны; во-вторых, создать условия для динамичного движения национальной экономики и, в частности, инновационного предпринимательства к инновационному росту на основе внедрения национальных инноваций и новаторских иностранных технологий; в-третьих, расширить рынки инновационных продуктов и новых технологий.

Основная цель Концепции инновационного развития социально-экономической системы России заключается в обеспечении константного социально-экономического развития регионов, повышения качества жизни населения и внешней среды путем: реализации национальных социально-экономических, организационно-экологических, информационных проблем за счет использования новейших технологий; создания дополнительных рабочих мест, как в сфере производства и услуг, так и в сфере науки; увеличения поступлений в федеральный и местные бюджеты за счет наращивания производства наукоемкой продукции и устойчивого роста доходов населения; повышения интеллектуального уровня населения; привлечения инвестирования из различных источников значительных финансовых ресурсов в экономику России и её регионов.

Как пишет Д.В. Кравченко, «в настоящее время в мировой практике существует несколько известных стратегий повышения национальной конкурентоспособности на базе развития инновационной экономики: поддержка диффузии инноваций (путем покупки патентов и технологий с целью их дальнейшего самостоятельного совершенствования); поддержка иностранной и высокотехнологичной экспансии и интеграция в транснациональные корпорации с целью копирования передовых технологий и повышения квалификации трудовых ресурсов; поддержка «точек роста» тех отраслей или предприятий, которые достигли определенных успехов в научно-технических разработках, имеют интеллектуальный и инфраструктурный потенциалы для эффективного роста, а также способны стать локомотивами роста, побуждая к развитию смежные отрасли и родственные производства и представлять страну на международных рынках» [13, с. 132-140].

Как утверждает российский экономист В. С. Якушкин, «стратегия инновационного развития должна охватывать рынок, как основу реализации инновационного развития, создания научно-технического продукта и стадию его промышленного освоения» [14, с. 144].

Обоснование Концепции инновационного развития социально-экономической системы России, на наш взгляд, необходимо строить, исходя из теоретических положений об инновации как экономической категории, жизненном цикле инновационного процесса, а также структуре и принципах функционирования мирового инновационного комплекса. Структурные элементы мирового инновационного комплекса пространственно разнесены в разных по уровню развитию и экономическому положению странах. В силу этого место «российской компоненты» в едином инновационном цикле «зарождение идеи - проектирование инновационного продукта - опытное производство-промышленное производство - коммерциализация продукта» может быть любым. Сама Концепция, на наш взгляд, должна охватывать все стадии инновационного процесса, а отсюда следуют цели стратегического инновационного развития социально-экономической системы России.

Основой реализации инновационного развития, как показывает В. С. Якушкин, является рынок. Из данного теоретического утверждения следуют такие основные практические направления Концепции инновационного развития социально-экономической системы России с учетом вышеприведенного понимания мирового инновационного комплекса: 1) создание собственного

современного национального рынка инноваций, способного их воспринять; 2) освоение действующих инновационных процессов на существующих мировых рынках; 3) активное освоение новых мировых локальных рынков, удовлетворяющих требованиям восприятия отечественных инноваций.

Создание современного национального инновационного рынка является необходимым условием инновационного развития и преследует следующие цели: мотивация создания инновационных отечественных продуктов, удовлетворяющих требованиям восприятия рынка; реализация международного инновационного процесса в национальном инновационном комплексе, в котором смогут быть встроены иностранные производители научно-технической продукции, т.е. формирование мирового инновационного комплекса продуктов отечественных производителей.

По нашему мнению, особое значение имеет вторая цель, когда инновационный процесс непосредственно реализуется национальным инновационным комплексом. В этом случае прямые иностранные инвестиции поступают на отечественные предприятия и участвуют в производстве инновационной продукции с наибольшей долей добавочной стоимости.

Реализация приведенного направления Концепции инновационного развития социально-экономической системы России заключается в мотивации потребностей в инновационном продукте как для конечного потребителя, так и для промежуточного, в первую очередь, предприятий промышленности. Для предприятий промышленности это будет заключаться в мотивации использования в производстве инновационного продукта новых средств производства, технологий, повышении производительности, эффективности в целом, а также в выпуске продукции лучшего качества и использовании энергосберегающих технологий.

К экономическим инструментам стимулирования субъектов хозяйствования к выпуску инновационной продукции относятся: «налоговые инструменты, стимулирующие внутренние и внешние инвестиции в технологическое развитие производства, регулирование объемов и временных интервалов амортизационных отчислений, совокупность мер стимулирования иностранных прямых инвестиций на отдельных этапах создания и внедрения инновационного продукта» [14].

Рассматривая «структурно-инновационный потенциал экономического роста, А. Спицын выделил следующие типы стратегий инновационного развития: 1) «использование» зарубежного научно-технического потенциала и перенос нововведений в экономику страны; 2) «заимствование» инновационных продуктов, произведенных в более развитых странах и выпуск их в своей стране (при этом используется часть собственного научно-технического потенциала и рабочая сила); 3) «наращивание» собственных научно-технических ресурсов, интегрирование фундаментальной и прикладной науки для создания инновационного продукта. Первый и второй тип стратегии применяют страны Юго-Восточной Азии, третий - развитые страны, такие как США, Франция, Великобритания, Германия. Для России также применима третья стратегия, которую можно осуществлять по таким направлениям как космос, авиация, атомная энергетика, производство некоторых видов машиностроительной продукции» [15].

При формировании Концепции инновационного развития социально-экономической системы России следует учитывать внешние и внутренние воздействия, а также вид и временную ориентацию разрабатываемой Концепции [1]. К внешним условиям относится стратегия государства, место, отводимое в ней региону и степень самостоятельности региона в отдельных видах деятельности. К внутренним - собственно факторы, определяющие возможности региона, его экономический и ресурсный потенциал, и, прежде всего, конкурентоспособность региона.

В последнее время в системе общественного производства изменилась роль человека, поскольку изменились социально-экономические условия: существенно возросла роль информации и знаний в создании материальных благ, цифровизация экономики приводит к возрастанию роли интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности. Это заключение основано на том, что повышение образованности и уровня культуры личности уменьшает потребность в материальных

благах, повышает качество жизни, сохранение внешней среды и природных ресурсов, что наблюдается, например, в странах Евросоюза. В тех же странах, где роль информации в экономике ещё невелика, наблюдается высокий уровень потребления материальных продуктов, в первую очередь, пищи, а «экономика знаний» еще не состоялась.

Основными для информационной экономики принято считать два вида деятельности, характерных для неё: «первый вид - информационная, а второй - интеллектуальная деятельность. Осуществляет эти виды каждый индивид, хотя результаты используются коллегиально, субъектами хозяйствования или обществом в целом. По сути человек на протяжении всей своей истории осуществлял эти виды деятельности, но никогда еще они не приобретали столь массовый характер и не оказывали влияние на развитие общества» [1].

В обществе появилась новая форма труда: дистанционный труд. Этот термин «дистанционный труд», был введён американским экономистом Дж. Ниллесом в 1972 году. Позже Европейская комиссия финансировала исследования в области дистанционного труда, например, для телеработы как средства развития экономической активности в сельских районах, благодаря чему термин «телеработа» получил впоследствии распространение в экономическом сообществе Европы. Как правило, дистанционный труд характеризуется территориальной рассредоточенностью, т. е. осуществляется в нескольких местах, частично, на дому, частично в местах, являющихся собственностью работодателя. В обычном порядке этот вид работы может быть выполнен квалифицированным профессиональным исполнителем, имеющим опыт и обладающим полным доверием собственника. Регулируется этот вид работы трудовым договором. К примеру, могут быть следующие виды дистанционного труда: «надомная работа; внештатная дистанционная работа; мобильная дистанционная работа; работа в специально оборудованном офисе» [1].

Дистанционный труд Европейское Сообщество характеризует использованием компьютерных технологий и телекоммуникационных устройств с изменением традиционных способов географии труда. Такой труд осуществляется непосредственно дома или в удобном офисе поблизости к дому; трудовой коллектив распределяется по нескольким местам, связанным между собой современными информационными коммуникациями; работник может находиться и в перемещениях, находясь при этом на мобильной связи. Дистанционный труд стал возможным с уменьшением стоимости и повышением производительности компьютерной техники и средств телекоммуникаций; развитием мобильного Интернета посредством мобильных телефонов и спутниковой связи; созданием работодателями «молекулярных» предприятий; развитием реинжениринга (фундаментального пересмотра производственных и деловых процессов для достижения наивысших экономических и социальных результатов). Дистанционный труд способствует снижению производственных и коммерческих затрат, улучшению состояния внешней и природной среды; развитию сетевой Интернет-экономики, как одной из форм информационной экономики; увеличению занятости через создание новых рабочих мест, а также укреплению предпринимательства и малых форм хозяйствования.

В. Горянникова, ссылаясь на исследование А.Д. Литтле, отмечает, что «если от 10 до 20% работающих в США переключатся на телеработу, то ежегодно будет сэкономлено около 23 млрд. долл., 1,8 млн. тонн загрязнителей не будет выброшено в воздух, более 13 млн. тонн горючего не будет сожжено автомобилями, 3 млрд. часов не будет «убито» на дорогу с работы и на работу» [16].

Развитие домашней индустрии основано на новой компьютерной технике и телекоммуникациях. «Домашний труд в современных условиях», - по мнению О. Тоффлера, «имеет целый ряд преимуществ:

1) экономические (стимулирование развития одних отраслей (электроника, коммуникации) и сокращение других (нефтяная, бумажная); экономия транспортных расходов, стоимость которых превышает стоимость установки телекоммуникаций на дому;

2) социально-политические (усиление стабильности в обществе; сокращение вынужденной географической мобильности; укрепление семьи и соседской общины; оживление участия людей в

общественной жизни;

3) экологические (создание стимулов к экономии энергии и использованию дешевых альтернативных источников ее);

4) психологические (преодоление монотонного, чрезмерно специализированного труда; повышение личностных моментов в трудовом процессе)» [7].

Также инновационная «экономика знаний» характеризуется двумя дополнительными тенденциями, связанными с индивидуализацией производства: «единоличным» частным предпринимательством и созданием малых отраслевых субъектов хозяйствования, использующих интеллектуальный труд по контракту.

Для индустриальной экономики характерным является отчуждение людей (производительных сил) от результатов их труда, а для «экономики знаний» характерен высокоинтеллектуальный умственный труд, с помощью которого производительные силы превалируют над средствами труда и, соответственно, проблема отчуждения не существует. При этом, знания, вложенные в продукт труда производителем, остаются с производителем и используются им многоразово.

По причине изложенного, общественная организация производства меняется в связи с тем, что при массовом интеллектуальном труде требуется приоритет личности работника, труд перестаёт быть экономическим принуждением.

Инновационное развитие во многом уже состоялось именно благодаря распространению компьютерных сетей и информационных технологий. Поэтому при формировании Концепции инновационного развития социально-экономической системы России необходимо максимально использовать те преимущества, которые дает информационный сектор экономики.

Рассмотрим приоритеты и критерии современной социально-экономической системы России.

С. Ю. Глазьев, научный руководитель Национального института развития Российской академии наук, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, выделяет четыре группы целей в разработке стратегии экономического роста: технологические, институциональные, организационно-производственные и макроэкономические. В технологической области он видит задачу «создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирование их роста вместе с модернизацией смежных производств» [3]. При этом должна осуществляться «государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований, создание инфраструктуры подготовки кадров и информационной инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности» [3]. «В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм для перераспределения природных и финансовых ресурсов от устаревших производств к модернизированным, повышения конкурентоспособности продукции» [3]. Организационно-производственные цели относятся к совершенствованию структуры экономики, интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, «которые бы могли устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий» [3]. Макроэкономические цели - это политика, позволяющая обеспечить благоприятные условия для всех перечисленных задач.

Стратегические цели представляют собой древовидную структуру, корнем которой является главная стратегическая цель, а листьями - конкретные стратегические задачи. Главная стратегическая цель - гармоничное развитие человека, повышение качества жизни населения и создание условий для его самореализации и развития. Главная цель разбивается на четыре подцели: 1) создание региона устойчивого и предпринимательского развития; 2) создание региона высокообразованных людей, высокого инновационного потенциала и технологически продвинутых компаний; 3) создание региона с экологически чистой и привлекательной окружающей средой, с высокой культурой, туризмом и рекреацией; 4) стратегическая цель, учитывающая специализацию региона и его

геополитическую значимость. Для каждой стратегической цели формулируется свой набор задач. К первой группе относятся: создание благоприятных условий для развития свободной конкуренции и предприятий; создание благоприятных условий для создания новых предприятий и привлечения инвестиций; развитие рыночной инфраструктуры; развитие человеческого и социального капитала. Для достижения второй цели должны быть решены задачи совершенствования системы образования, усиления научного потенциала, укрепления связей между научно-исследовательской и производственной сферами. Третья цель разбивается на подцели улучшения качества окружающей среды, роста культурного потенциала, сбережение многонациональных традиций, сохранение исторического наследия и развитие рекреационного потенциала. Четвертая стратегическая цель требует стимулирования открытости региона, стимулирования развития приграничного сотрудничества и осуществления лидерства в международных программах.

Рассмотренная структура целей и стратегических задач, как правило, формируется на долгосрочный период, до 10 лет. В краткосрочном стратегическом планировании используются конкретные программы развития региона. Для среднесрочных периодов устанавливаются приоритеты определяемых заданий, критериями которых могут служить, во-первых, рентабельность и высокая инвестиционная активность, во-вторых, ориентация на использование собственных ресурсов территории, в-третьих, поддержка определенного приоритета действующими государственными и региональными программами и, в-четвертых, комплексность решения проблем региона и получение мультипликативного эффекта в российской экономике.

Из анализа опыта других стран следует: например, Н.К. Нурланова [17] предлагает использовать целевую стратегию, этого же мнения придерживаются В. Рубан и О. Чубукова [18] и другие.

Инновационно-целевая стратегия использует цели двух типов: во-первых, некоторого идеала, к которому необходимо стремиться и, во-вторых, конкретные цели, позволяющие последовательно приближаться к идеалу, реализуя кратко- и долгосрочные планы развития. Данная стратегия дает механизм достижения целей, позволяет комплексно учитывать все аспекты регионального развития. В.Рубан и О.Чубукова пишут: «Используя инновационно-целевую стратегию, передовые компании стран с устойчивой экономикой в стремлении к лидерству сформировали концепцию создания производственных систем нового поколения, которые работают в режиме так называемого инновационного конвейера, представляющего собой процесс ускоренной реализации разного рода прогрессивных нововведений. Предпосылкой этой концепции был подготовленный всей мировой практикой тезис о единстве и неразрывности духовной, интеллектуальной, природной, физической, социальной, политической и экономической сред бытия людей и их целевых устремлений» [18, с. 15].

Роль технопарков в повышении конкурентоспособности и стимулировании роста экономики и социально-экономического развития общества раскрывает и И.В. Артюхова [2, с. 175]. Она рассматривает технопарки как важное стратегическое средство, основываясь при этом на международном опыте: в мире существует более 400 различных видов технопарков, из которых более 100 - в США, более 60 - в Германии, около 30 - Великобритании, 30 технопарков во Франции, 20 - в Японии и 10 - в Южной Корее.

Помимо технопарков могут существовать и другие организационные формы, осуществляющие инновационное развитие. Так, Н.В. Бекетов выделяет три стадии их развития и эволюции их размещения:1) лаборатории при вузах; 2) исследовательские лаборатории в промышленных районах и центрах; 3) современная - научно-инновационные центры приобретают самостоятельное районообразующее значение, это - центры притяжения наукоемкой промышленности, при этом значительная часть вновь созданных научно-инновационных систем регионов расположена в слабо заселенных, часто труднодоступных районах, способствуя освоению последних. Такими инновационными центрами могут стать «электронные деревни», расположенные на расстоянии 10 - 20 км друг от друга и соединенные компьютерными коммуникациями. Н. В. Бекетов считает,

что объединения различных уровней и являются «точками роста», которых может быть не 2 -3 для страны, а в каждом регионе несколько: «Центры науки и образования превращаются в ведущий комплексообразующий фактор регионализации сферы научно-инновационной деятельности. Они становятся «полюсами» притяжения инвестиций, квалифицированных трудовых ресурсов, точками роста и определенной направленности градообразующих процессов» [19, с. 16]. И. В. Артюхова также считает технопарки перспективной формой взаимодействия науки и производства и центрами разработок инновационных продуктов [2].

Необходимо отметить взаимовлияние научно-инновационных центров и территориальной структуры хозяйства. Пока данный вопрос теоретически не изучен, поскольку традиционно существуют «научные столицы» и периферия, но, в то же время, благодаря информационным и коммуникационным технологиям, качество подготовки специалистов и повышение квалификации научных кадров в центре и на периферии практически не отличаются. Первостепенную роль для пространственной организации науки и инновационных систем играют такие факторы, как интеллектуальный микроклимат (интенсивность информационного обмена и личностного общения), системы коммуникаций, культурно-исторические предпосылки и интеллектуальный капитал региона, включающий студентов, преподавателей, научных работников и новаторов производства (изобретателей и рационализаторов).

Для детальной проработки концепции инновационного развития социально-экономической системы государства необходимо оценить экономический потенциал его территорий, оценить каждую территорию с точки зрения ее состояния устойчивости. Для государства в целом важным вопросом является его экономическая безопасность, обеспеченность инфраструктурой, а также ожидаемые результаты от реализации Концепции.

Экономический потенциал мы определяем, как накопленный труд общества, как воспроизводство экономических отношений, как максимальное использования экономических возможностей и ресурсов (трудовых, минерально-сырьевых, информационных, интеллектуальных). В.А. Гордеев констатирует положительное мнение в научных исследованиях российских учёных, отмечающих, что «широкомасштабные экономические санкции со стороны Запада в отношении России заставляют российское руководство куда решительнее приступить к разработке и реализации новой парадигмы социально-экономического курса страны» [20,с.5]; необходим «комплекс мер по использованию цифровых технологий в решении проблем для регионов РФ» [20,с.6]; «неоиндустриализация требует трансформирование системы управления и ее приспосабливаемость в условиях ускорения научно-технического прогресса» [20,с.7].

Для определения видов инновационных продуктов необходимо изучать национальный и региональный рыночный спрос. Для этого необходимо создавать соответствующие информационные службы, проводящие опросы населения, особенно молодежных групп, наиболее склонных к нововведениям. В развитых странах, например, Франции, Канаде и других организовано постоянное анкетирование граждан, экспресс-опросы, изучение общественного мнения по различным вопросам, в том числе, по продвижению пилотных партий инновационных товаров. Такая обратная связь потребителей и производителей позволяет корректировать выпуск товаров, дает новые идеи для разработок и, что немаловажно для нашей страны, не требует больших финансовых средств. Для организации такой службы необходима инициатива органов регионального управления, взаимосвязь субъектов хозяйствования и научно-образовательных учреждений.

Данные устойчивости развития региона в целом и отдельных его районов позволяют также судить о степени их экономической безопасности. Как отмечает З.В. Герасимчук, обеспечение экономической безопасности государства происходит на региональном уровне, при этом необходимо оценить уровень защищенности от потенциальных конфликтов, экономическую независимость, устойчивость, стабильность и способность к развитию [21].

Наряду с экономической безопасностью необходимо рассматривать финансовую безопасность, для которой существуют многочисленные внешние и внутренние угрозы. К внешним угрозам финансовой безопасности региона можно отнести мировые и государственные факторы, в том числе, изменение конъюнктуры мировых цен и мировых процентных ставок, кризис мировой финансовой системы, санкционная политика в отношении России, а к государственным - политическую нестабильность, высокий внешний и внутренний долг, дефицит государственного бюджета, высокий уровень инфляции и тенизации экономики, несовершенство банковской системы и налоговой политики [21]. В условиях кризиса на первое место выходят: безработица, недофинансирование социальной сферы, рост цен, просчеты в инвестиционной и банковской политике, дефицит местных бюджетов и несовершенство местной власти.

Концепция инновационного развития социально-экономической системы России должна иметь материальное обеспечение, в качестве которого выступают природно-ресурсный, производственный, инфраструктурный и трудовой потенциал регионов. При этом инфраструктурный потенциал также состоит из производственной, рыночной и социальной инфраструктур.

Критериями оценки разрабатываемой Концепции инновационного развития социально-экономической системы России могут являться ожидаемые позитивные изменения в стране, к которым, прежде всего, следует отнести такие общие результаты как: сокращение технологических диспропорций и повышение технического и технологического уровня производства по приоритетным видам экономической деятельности; повышение доли продукции обрабатывающих и инвестиционных отраслей по сравнению с сырьевыми в структуре валового выпуска; увеличение потребления отечественной продукции, в том числе и за счет замещения импортных товаров; увеличение доли технологичной продукции в структуре экспорта; накопление опыта выбора и реализации инновационных проектов, совершенствование методологии и методик управления реализацией инновационных проектов в регионе. Формирование национальной инновационной инфраструктуры призвано объединить министерства, ведомства, научные центры, НИИ, экспертные организации, бизнес и стать основой Концепции инновационного развития социально-экономической системы России, как основы устойчивого экономического роста (рисунок 1).

Выводы.

1. Концепция инновационного развития социально-экономической системы России требует анализа существующих условий состояния территории (страны, региона), учета ресурсного потенциала, необходимого для развития инновационного бизнеса, приоритетов и специализации, а также согласования государственных и территориальных интересов. При формулировании стратегических целей Концепции необходимо четко указать, какие блага получит каждый житель в результате её реализации, насколько благоприятны условия для его саморазвития, каковы предполагаемые границы получаемых доходов и возможной бедности, а также уровень потребления. Концепция должна решать экономические, социальные и природоохранные задачи. Решение задач планируется в долгосрочном и краткосрочном периодах.

2. Реализация Концепции инновационного развития социально-экономической системы России требует учета множества критериев, которые можно разделить на несколько групп: критерии инновационной позиции страны; критерии оценки собственно инноваций; критерии устойчивости, связанные с совершенствованием экономической, социальной и природной компонент; критерии взаимосвязи глобальных, государственных и территориальных интересов и задач. Главными выступают критерии институциональные, природные и технологические, каждые из которых характеризуют цели и задачи, конкретные их реализации. Стратегии могут разрабатываться и для виртуальной экономики, функционирующей в Интернет и являющейся инновационной по своей сути.

3. Конкурентоспособность национальной экономики и ее территорий является одной из главных компонент инновационного развития и выступает приоритетом при разработке Концепции

инновационного развития социально-экономической системы России. Конкурентоспособность оценивается по многим критериям, среди которых следует выделить экономический потенциал, степень участия в международной (межрегиональной) торговле, инвестиционные потоки, природные ресурсы, науку и технологии, бизнес-климат как стимулирование инновационного бизнеса, охват образованием, средствами связи, а также наукоемкость и интеллектуалоемкость производимой продукции и интеллектуалоемкость принимаемых решений. Интеллектуалоемкость означает степень использования современных знаний и новых идей.

Концепция инновационного развития социально-экономической системы России

+

Трансформация инновационной среды в России в условиях глобализации

\

Инновационная деятельность

как компонента глобалнзационных процессов

Предпосылки формирования

инновационной деятельности государства

Выявление факторов глобальных инновационных транс форма ций

Трансформационные социально-экономические преобразования

Специфика современных социально-экономических трансформаций в российском обществе

Влияние научно-технического прогресса

Инфор мл цио нно-и н но вацион ная

деятельность государства

Инновационное развитие

бизнес-сектора в экономике

Институциональные преобразования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж

Достижение мультипликативного эффекта инноваций в экономике России

X

i

Активизация инновационных факторов трансформации социал ь но-экономической систе мы России

Развитие институтов инновационных механизмов в со вре ме н но м обществе

Фо р м и рова ние систе мы индикаторов инновационного развития

Обеспечение эффективного управления социально-экономической системой России

Государственная поддержка инновационного развития

Реализация концепции инновационного развития социально-экономической системы России

Совершенствование институциональной, экономико-правовой среды

т

Качественные изменения национальной

социально-экономической системы, повышение её конкурентоспособности

Л

Развитие инновационной деятельности в России как основы цифровизации экономики

Рисунок 1 - Концепция инновационного развития социально-экономической системы России.

Источник - разработано автором

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информационная экономика: развитие, управление, модели: коллективная монография/ Под научн. ред. д.э.н., д.п.н. Апатовой Н.В. - Симф.: ИП Зуева Т.В., 2017. - 420с.

2. Артюхова И.В. Глава 7. Перспективы создания технологических платформ в Республике Крым: в Монографии / Развитие инновационных альянсов в экономике Крыма / Под общ.ред. С.П. Кирильчук.-М: ИНФРА-М, 2018.- 237 с.

3. Глазьев С. Ю. - официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://glazev.ru/ (дата обращения 2 апреля 2019г).

4. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. Мироедов, С. В. Федин; под ред. Г. В. Гутмана. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 176 с.

5. Наливайченко Е.В. Методологические аспекты анализа цифровой экономики / Е.В. Наливайченко, С.П. Кирильчук // Экономический базис развития науки и технологий в России: сборник трудов Международной научной конференции, 19-20 октября 2018 года/под ред. Н.А. Симченко. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 436 с.

6. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. -М.: Международные отношения, 1993. - 324 с.

7. Toffler A. The Third Wave / A. Toffler. - Toronto etc.: Bantam books, 1987/XY. - 544 р.

8. Штофер Г. А. Розвиток пiдходiв до оцшки дшово! активносп регюну в сучасних умовах : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня кандидата економiчних наук / Г. А. Штофер. - Омферополь, 2005. - 20 с.

9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06. Дата обращения: 3 апреля 2019г.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/aa ooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzmAX.pdf. Дата обращения: 3 апреля 2019г.

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://digital.gov.ru/common/upload/2227-pril.pdf. Дата обращения: 3 апреля 2019г.

12. Дмитриев А. А. Формирование и реализация стратегии инновационного развития экономики региона: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Дмитриев Антон Александрович; [Место защиты: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации]. - Москва, 2009. - 154 с.

13. Кравченко Д. В. Влияние глобализации мировой экономики на инновационное развитие России: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.14, 08.00.05 / Кравченко Дмитрий Витальевич; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2008. - 171 с.

14. Якушкин В. С. Стратегия государственной поддержки инновационного комплекса России в современных условиях развития мирохозяйственных связей: дис. ... доктора экономических наук -08.00.14, 08.00.05 / Якушкин Виктор Сергеевич. - Москва, 2006. - 283 с.

15. Спицын А. Ориентиры экономического роста / А. Спицын // Экономист. - 2004. - № 10. - С. 35 - 41.

16. Горянникова В. Дистанционный коллектив — от коттеджа до кочевья / В. Горянникова // Бизнес Онлайн. - 2000. - № 2. - С. 23 - 34.

17. Нурланова Н. Устойчивое развитие региона: приоритеты и пути достижения / Н. Нурланова, Б. Есекина, Ш. Сапаргали // Евразийское сообщество. - Алматы. - 2004. - № 4. - С. 146 - 152.

18. Рубан В. Инновационная модель стратегического развития Украины: методология и опыт / В. Рубан, О. Чубукова, В. Некрасов // Экономика Украины. - 2013. - № 6. - С. 14 - 19.

19. Бекетов Н. В. Научно-инновационные системы регионов: проблемы формирования и перспективы развития / Н. В. Бекетов // Региональная экономика: теория и практика. - 2004. - № 10. - С. 15 - 21.

20. Гордеев В.А. Пятидесятый номер взаимодействия с читателем/ В.А. Гордеев // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2019. - № 2(50). - С. 4-9. [Электронный ресурс] -Режим доступа к журн. свободный: http://theoreticaleconomy.ystu.ru

21. Герасимчук З. В. Роль финансовой безопасности в реализации целей устойчивого развития региона / З. В. Герасимчук, И. М. Вахович // Экономическая теория. - 2009. - № 2. - С. 73 - 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.