Научная статья на тему 'О конституционных основах деятельности Российской адвокатуры'

О конституционных основах деятельности Российской адвокатуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3387
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / ADVOCACY / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розенко Елена Анатольевна

Статья посвящена проблеме конституционного правового регулирования деятельности российской адвокатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the constitutional foundations of the Russian advocacy

The article is devoted to the problem of the constitutional legal regulation of the activities of the Russian advocacy.

Текст научной работы на тему «О конституционных основах деятельности Российской адвокатуры»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 г. Выпуск 1 (32). С. 37-39

УДК 347.965;342

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

Е. А. Розенко

Деятельность российской адвокатуры является обязательным условием функционирования современного государства и общества. В настоящее время правовая регламентация адвокатуры имеет ряд особенностей, поскольку ее правовой статус претерпел серьезные изменения в сравнении с советской системой адвокатуры.

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации 1993 г., адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предопределило положительные и неоднозначные последствия для данного вида юридической деятельности. Несомненно, что адвокатура и ее деятельность определена как значимый конституционно-правовой институт оказания юридической помощи населению в РФ, при этом, ее отличительной особенностью является квалифицированность. К сожалению, данный оценочный критерий не имеет своего определения в федеральном законодательстве. Данная помощь осуществляется лицами, на профессиональной основе получившими статус адвоката, и предоставляется физическим и юридическим лицам в целях: защиты их прав, свобод и законных интересов, обеспечения доступа к правосудию. К сожалению, полностью не урегулирован вопрос об участии в оказании юридической помощи лицами, у которых статус адвоката отсутствует.

Если на уровне Российской Федерации правовое регулирование адвокатской деятельности осуществляется достаточно подробно целым рядом федеральных законов, то на уровне субъектов РФ указанное регулирование является недостаточно системным и унифицированным.

В ст. 48 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Под каждым нуждающимся в юридической помощи понимается открытый перечень субъектов: физические и юридические лица, общественные объединения того или иного вида, органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и т. д. Не случайно особо упоминается участие адвоката в уголовном судопроизводстве.

Конституция РФ является Основным Законом страны, учредительным правовым актом, который в силу этого не может ставить своей целью конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права человека на квалифицированную юридическую помощь. Это задача других отраслей права, которые, закрепляя правовые средства реализации данного права, опираются на конституционные нормы. Субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство [1].

Таким образом, в Конституции РФ установлены основы и принципы оказания юридической помощи гражданам, требующие дальнейшей систематизации и детализации в законодательстве РФ и ее субъектов.

Согласно ст. 18 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-ФЗ от 21.11.2011 г. оказание бесплатной юридической помощи адвокатами осуществляется следующим образом: адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными

37

Е. А. Розенко

законами. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются указанным ФЗ и ФЗ от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре содержит открытый исчерпывающий перечень источников: оно основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных указанных Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

А. Г. Кучерена отмечает, что вместе с тем необходимо заметить, что в основе правового регулирования в России лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Весь ряд международных правовых актов, так или иначе участвующих в регулировании деятельности адвокатуры, можно разделить на международные нормативные правовые акты: обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина, общего характера; обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина, специального характера; устанавливающие общие принципы оказания юридической помощи и деятельности адвокатов. Все три категории международных нормативных правовых актов могут быть в равной степени применены к правоотношениям в области адвокатской деятельности, но при этом одни из них носят ярко выраженную принадлежность к исследуемому институту адвокатуры, а другие играют вспомогательную роль в указанном институте права [2].

Необходимо отметить, что конституционные основы российской адвокатуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина, тогда как, думается, требуется указать и на иные виды ее правоохранительной деятельности.

В качестве принципов деятельности адвокатуры установлены: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов. Но следует заметить, что данный перечень не является исчерпывающим, и думается, что в качестве принципов следует закрепить: выполнение публично-правовых функций и помощь в осуществлении правосудия.

Правовое оформление института адвокатуры в РФ имело ряд системных сложностей. Во-первых, конституционное закрепление не являлось достаточно полным и исчерпывающим (минимальное нормативное регулирование включает: понятие, принципы, гарантии); во-вторых, развитие адвокатуры и адвокатской деятельности было производным от проведения российской судебно-правовой реформы; в-третьих, федеральный закон об адвокатуре предполагает появление: кодексов адвокатской этики и соответствующих законов субъектов РФ; определение правового статуса адвокатуры невозможно без взаимодействия с целым рядом нормативных правовых актов процессуального характера (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ); Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность; в своей деятельности Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривает различные правовые положения, связанные с адвокатской деятельностью; регулирование адвокатской деятельно-

38

О конституционных основах деятельности российской адвокатуры

сти содержится и в иных федеральных законах (например, ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») и др.

Адвокатская деятельность включает в себя: консультативно-претензионную деятельность; представительство в различных звеньях и инстанциях судебной системы РФ; представительская деятельность в государственных и негосударственных органах, организациях и учреждениях; оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

При этом, данное положение имеет особую актуальность, так как правовой статус адвокатуры имеет двойственный характер, она выступает в качестве профессионального сообщества адвокатов и является институтом гражданского общества, и при этом не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а, с другой стороны, - имеет публично-правовой статус, так как представляет интересы неограниченного круга физических и юридических лиц.

В свою очередь, это взаимосвязано с проблемой конституционного регулирования и формального закрепления в настоящее время основных форм и механизмов взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» путем непосредственного перечисления указано, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

- работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

При создании в субъектах РФ конституционных (уставных) судов, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, осуществляющих на их территории конституционное судопроизводство, возникает область правового регулирования деятельности данных судов, где участие адвокатов в рассмотрении дел является обязательным, так как данные суды субъектов РФ выступают в качестве эффективного средства защиты прав и свобод человека и гражданина. И это является примером ситуации, когда участие адвокатуры регламентируется, прежде всего, законодательством субъекта РФ.

По нашему мнению, необходимо дальнейшее развитие конституционных основ адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации, и понятие адвокатуры необходимо закрепить в Конституции РФ, поскольку она является значимым конституционноправовым институтом.

В целом, положения Конституции 1993 г. явились базовыми принципами для формирования и развития адвокатуры в Российской Федерации, но по нашему мнению, определение адвокатуры нуждается в конституционном закреплении, поскольку именно квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию является правом каждого человека и гражданина в Российской Федерации. И адвокатура исторически обеспечивает обязательный качественный признак данной деятельности - квалифицированность.

Литература

1. Гошуляк, В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России [Текст] / В. В. Гошуляк. - М. : Альфа-М, 2005. - С. 134, 135.

2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России : монография [Текст] / А. Г. Кучерена. - М. : ЮРКОМПАНИ, 2009. - С. 20.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.