О КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫХ ОСНОВАХ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перфилов Эдуард Константинович, аспирант заочной формы обучения Российской Академии Правосудия, помощник судьи.
Место работы: Арбитражный суд г. Москвы.
Контакты автора: [email protected] , Edesl [email protected]
Аннотация. Ядром экономических прав граждан Конституция Российской Федерации в статье 34 определяет право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья взаимосвязана общим положением ст.8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности.
Ключевые слова: свобода экономической деятельности, конституционное законодательство, конституционно-правовые основы свободы экономической деятельности.
ABOUT CONSTITUTION-LEGAL BASES OF FREEDOM ECONOMIC ACTIVITY
Perfilov Edward Konstantinovich, the Russian Academy of Justice, the post-graduate student of a correspondence mode of study.
Place of employment: Arbitration court of Moscow.
Contacts of the author: [email protected],
Edesl [email protected]
Annotation. Kernel of the economic rights of citizens the Constitution of the Russian Federation in article 34 defines the right to free use of abilities and property for enterprise and other economic activities not forbidden by the law. Given article is interconnected by general provisions of item 8 of the Constitution of the Russian Federation according to which in the Russian Federation are guaranteed economic activities freedom.
Keywords: economic activities freedom, the constitutional legislation, constitution-legal bases of freedom economic activity.
Конституция РФ закрепляет право на свободу экономической, в том числе предпринимательской деятельности, провозглашенной в статье 22 Всеобщей декларации прав человека ООН1. Примечательно, что в конституционном воплощении это право оказывается принципиально новой категорией не только для теории
конституционализма, но философии и права в широ-« 2 кой понятийной градации юридических наук2.
Ключевой составляющей свободы экономической деятельности является свобода предпринимательства. Как отметил Зорькин В.Д., экономическая свобода по смыслу Конституции РФ предполагает, прежде всего, свободу предпринимательства, которая, представляет собой универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий в своем составе несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы
1 Российская газета. 1998 г. 10 декабря.
2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие (по изд. 1910-1912 г.г.) М., 1995. Т.1. Вып. 1. стр. 39-59.
договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.)3.
По мнению Е.И. Колюшина, в Конституции России речь идет об использовании способностей человека и его имущества для предпринимательской деятельности, однако на практике эта деятельность во многих случаях основана на использовании не только и даже не столько своих способностей и имущества, а способностей имущества чужих (наемного труда). На взгляд ученного, такой подход вытекает из содержания понятия «предпринимательская деятельность» и не соответствует ст. 34 Конституции РФ4. Эту точку зрения разделяют А.А. Безуглов и С.А. Солдатов, которые предлагают решить на конституционном уровне вопрос о праве использования в процессе предпринимательской деятельности чужого труда. Представляется, что данная постановка вопроса вполне логична и должна обсуждаться и анализироваться при потенциально возможном внесении дополнений в российскую Конституцию.
Как было отмечено М.В. Баглаем, право на свободу экономической деятельности предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции) 5.
Особым смыслом категория «свободы» наполняется в тексте второй главы Конституции РФ. Законодатель использовал здесь такую терминологическую конструкцию как «право на свободу». Ряд статей указанной главы прямо или косвенно переносят принцип экономического свободы в содержание конституционных полномочий личности. В частности, опосредует возможность разнообразных видов экономической активности: право на свободу в широком смысле (ч.1 ст.22), определяющее принципиальную допустимость всякой формы социальной деятельности индивида; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27); право свободно распространять религиозные и иные убеждения (ст.28); право свободно производить и распространять информацию (ст. 29). Непосредственно раскрывают содержание экономической свободы личности в Российской Федерации право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.34); прав каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст. 37) и гарантированная каждому свобода различных видов творчества и преподавания (ч.1 ст. 44 Конституции РФ).
Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство,
3 См.: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева - М.: Эксмо, 2009. - 1056 с.
4 Колюшин Е.И. Указ. соч. - стр. 206.
5 Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - 7 е изд., и доп. - М.: Норма 2008. - 816 с.
личную неприкосновенность и т.д.); политическое (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование и др.).
В одной из самых демократических конституций современного мира - в Конституции Италии, которая действует с 1 января 1948 г., состоит из 139 статей, 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Именно Конституция Итальянской Республики одной из первых в буржуазном обществе закрепила, что собственность может быть государственной или частной, при этом экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам. В дальнейшем данные формы собственности получили свое конституционное закрепление в конституциях многих государств, включая и Российскую Федерацию.
Часть первая Конституции Италии, состоящая из четырех разделов, регламентирует права и обязанности граждан, регулирует вопросы индивидуального правового статуса человека и гражданина и соответствующие правовые проблемы гражданского общества. Она состоит из глав: «I. Гражданские отношения», где речь идет о личных и политических правах и обязанностях граждан; «II. Этико-социальные отношения» (семья, охрана здоровья, искусство, наука, образование); «III. Экономические отношения» (труд, профсоюзы, частная инициатива, собственность, кооперация, сбережения и кредит); «IV. Политические отношения» (выборы, партии, петиции, доступ к государственной службе, военная служба, налоги, верность Республике и соблюдение Конституции).
Пожалуй, такой подробной и широкой регламентации прав и свобод в области гражданских и этико - социальных, экономических и политических отношений нет в ни в одной другой Конституции6. Она могла бы стать образцом при разработке и совершенствовании конституционного законодательства и в России.
В нормативное содержание свободы экономической деятельности как конституционного принципа входит, как свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, прежде всего свободное от какого-либо воздействия принятие хозяйственных решений.
Конституционный принцип свободы экономической деятельности послужил основанием при вынесении Конституционным Судом РФ Постановления от
23.12.1997 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации».
Пунктом 2 ст. 855 ГК была установлена очередность, позднее измененная, списания денежных средств со счета клиента банка при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований.
Суть принятого решения сводится к обеспечению свободы клиента банка распоряжаться своей собственностью, т.е. денежными средствами, хранящимися во вкладах. Собственник сам вправе определять, что ему платить в первоочередном порядке - заработную плату или налоги.
6 Конституция зарубежных государств. - М.,1996.
Конституционный Суд встал на защиту свободы экономической деятельности и частной собственности, так как новая редакция п. 2 ст. 855 ГК на деле оказалась грубым и неправомерным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Эта новелла навязывала предприятиям обязанность выплачивать заработную плату, и тем самым они получали право не выполнять свои договорные обязательства перед контрагентами и коммерческими банками, создавая в результате спираль неплатежей.
Принцип свободы экономической деятельности также лежит в основе концепции конституционноправовых основ деятельности хозяйственных обществ и товариществ. Ее несущими «конструкциями» являются следующие положения:
- свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции);
- частная по своей природе экономическая деятельность корпораций не может развиваться в противоречии публичнозначимыми целями, осуществление ее не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции);
- государство устанавливает правовые основы единого рынка (п. «ж» ст. 71 Конституции);
- в процессе установления правовых основ единого рынка государство может вводить ограничения свободы экономической деятельности корпораций (ч. 3 ст. 55 Конституции), которые должны носить строго соразмерный характер (принцип пропорциональности) и осуществляться в форме федерального закона.
Основные начала указанной концепции выработаны Конституционным Судом РФ в его решениях, касающихся акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и товариществ.
Так, является ли свобода предпринимательства только функцией публичного интереса, как его формулирует законодатель, или у нее должно быть основное содержание, как конституционно неприкосновенной зоны самых важных правомочий, таких, без обладания которыми осуществление предпринимательской деятельности объективно невозможно?
Хорошую возможность ответить на этот вопрос Конституционный Суд РФ получил, рассматривая дело о проверке конституционности положений ст. 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа образующихся при этом долей акций.
В Постановлении по данному делу от 24.02.2004 № 3-П1 Конституционный Суд отметил, что свобода экономической деятельности - это прежде всего свобода принятия стратегических экономических решений, принимаемых общим собранием акционеров и советом директоров. Таковы решения о необходимости консолидации акций. Суды, осуществляя контроль по жалобам акционеров и обладателей дробных акций за решениями органов управления акционерных обществ, не оценивают экономическую целесообразность предложенного варианта консолидации акций, поскольку в силу рискового характера предпринимательской деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов оценивать наличие деловых просчетов в их деятельности. Кроме того, судебный контроль за деятельностью совета директоров и общего собрания акционеров при проведении консолидации, влекущей перераспределение акционерной собственности, осуществляется post factum, что объективно затрудняет оценку побудительных мотивов, которыми руководствовались органы управления акционерного общества, обладающие самостоятельно-
стью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса.
Основанные на конституционных принципах выводы Конституционного Суда об объективных пределах в возможностях публичной власти в лице судов оценивать стратегические экономические решения имеют более общий характер. По сути дела, это выводы о том, что по прошествии ряда лет трудно установить контекст принятия этих решений. Истечение времени приводит к сложной динамике правоотношений; собственность переходит от одних лиц к другим, которые добросовестно предполагали, что приобретают ее у безупречного юридического собственника. Принцип правовой определенности, который столь часто используется в решениях Европейского Суда по правам человека, требует учета законных интересов добросовестных приобретателей и обеспечения стабильности гражданского оборота. Данный вывод Конституционного Суда, по существу, является ответом на вопрос о том, допустим ли пересмотр итогов приватизации с позиции конституционного права и общеевропейских правовых принципов.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на свободу экономической деятельности, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся федеральные законы: от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»7, от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»8, от
08.02.1998 N 14-Фз «Об обществах с ограниченной ответственностью»9, от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»10, от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»11 и др.
Конституция России, говоря о праве на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению или иному критерию. Достаточно ли у субъекта способностей и имущества для осуществле-
7 "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006 // "Российская газета", N 164, 31.07.2007,
"Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.
8 "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6076 // "Российская газета", N 273, 06.12.2007,
"Парламентская газета", N 174-176, 11.12.2007.
9 "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785 // "Российская газета", N 30, 17.02.1998.
10 "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190 // "Парламентская газета", N 209-210, 02.11.2002, "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002.
11 "Российская газета", N 137, 22.07.1998 // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3400.
ния различных видов экономической деятельности, определяет он сам. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве, заниматься предпринимательской деятельностью может лицо, имеющее полную дееспособность (как правило, с 18 лет).
В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке - в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.
Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.
Права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции), что корреспондирует положениям ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому, регулируя посредством гражданского законодательства предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, в том числе акционерных обществ, федеральный законодатель в соответствии с п. «в» и «о» ст. 71 Конституции РФ обязан учитывать, что по смыслу положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.ст. 8, 17, 34 и 35 возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
Как было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, экономические права граждан составляют основу экономической системы страны. Они отражают границы свободы личности в экономической сфере, корректируют политику государства сфере экономики (в особенности, в сфере свободного рынка, и в системе налогообложения). Постепенный переход России к рыночной экономике обусловил известную трансформацию экономических прав граждан.
Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина также, неоднократно подчеркивал, что по-
литика государства должна быть ориентирована на содействие его социальному и экономическому развитию. Учитывая постепенную интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, должны соблюдаться четкость и последовательность в области налогового и бизнес регулирования12. Необходимо обеспечение должного уровня экономической свободы, равной конкуренции, укрепления права частной соб-ственности13, а также создания условий, когда «достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями»14. Все это относится в полной мере к нормативному регулированию и судебной защите экономических прав и свобод.
Успешное разрешение проблем становления и совершенствования института конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возможно только при условии глубокой и детальной научной проработке всех
элементов механизма социально-экономической и юридической реализации указанной группы прав. Конструирование и отладка подобного механизма требуют больших усилий как со стороны законодательной власти, так и посредством четких и обоснованных мер, предпринимаемых органами исполнительной и судебной власти .
В настоящее время система реализации и защиты экономических прав и свобод личности в Российской Федерации весьма далека от совершенства. Причины подобного положения дел многоплановы, однако, решающее значение имеет отсутствие четко продуманной правовой концепции экономических прав и свобод как конституционно-правовой категории. В итоге это выливается в отсутствие научно-обоснованной, подкрепленной социальными ориентирами и обеспеченной политико-правовыми средствами общей стратегии социально-экономического развития России.
Конституционный смысл закрепления права на свободу экономической деятельности подразумевает, что политика государства должна быть направлена на создание условий, способствующих экономическому развитию страны. Нужны стабильные законы, регулирующие экономическую и хозяйственную деятельность, и государство должно обеспечить их соблюдение. В современных условиях необходима целостная, единая система конституционных средств охраны и защиты экономических прав и свобод человека и гражданина, которая могла бы стать основой для всего правозащитного законодательства РФ, правозащитной деятельности, а так же для правозащитных институтов других отраслей права.
Список литературы:
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федра-ции о бюджетной политики в 2008 - 2010 годах. 9 марта 2007 г.
2. Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева - М.: Эксмо, 2009. - 1056 с.
3. Колюшин Е.И. Указ. соч. - С. 206.
12 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политики в 2008 - 2010 годах. 9 марта 2007 г.
13 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.// Российская газета 2006 г. 11 мая
14 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.// Российская газета 2005г. 26 апреля
4. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - 7 е изд., и доп. - М.: Норма 2008. - 816 с.
5. Конституция зарубежных государств. - М.,1996
6. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.// Российская газета 2006 г. 11 мая
7. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.// Российская газета 2005г. 26 апреля// "Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.
8. "Российская газета", N 137, 22.07.1998// "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3400.
9. "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6076// "Российская газета", N 273, 06.12.2007, "Парламентская газета", N 174-176, 11.12.2007. Российская газета. 1998 г. 10 декабря .
10. "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006// "Российская газета", N 164, 31.07.2007
11. "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785// "Российская газета", N 30, 17.02.1998.
12. "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190// "Парламентская газета", N 209-210, 02.11.2002, "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие (по изд. 1910-1912 г.г.) М., 1995. Т.1. Вып. 1 С. 39-59
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность избранной темы исследования не вызывает сомнений, поскольку обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающегося особенностей конституционно-правового закрепления экономической деятельности.
Роль государственного регулирования экономики, несколько заниженная в период начальных этапов реформирования экономической системы страны, в настоящее время заметно повышается. Более того, государственное регулирование экономических процессов, происходящих в обществе сегодня занимает ведущее место среди остальных направлений деятельности российского Правительства.
Помимо практической значимости актуальность выбранной автором темы заключается еще и в том, что теория конституционного права, разработанная еще советскими правоведами, переживает сегодня второе рождение, в связи с чем многие институты этой отрасли российского права нуждаются в переосмыслении и наполнении их содержания новым смыслом, отражающим реалии современного развития отечественной правовой науки и практики. К таким институтам относится и совокупность конституционных норм, регулирующих основы свободы экономической деятельности в Российской Федерации.
В данном исследовании Перфилов Э.К. продемонстрировал высокую способность к научноисследовательской работе, что выразилось в логике изложения, и в умении анализировать и обобщать материал. В качестве достоинств работы можно отметить как достаточно высокий уровень теоретической части, так и несомненно практическую ценность проведенного анализа, выдвигаемых предложений по совершенствованию законодательства.
Д.ю.н., профессор
Конюхова И.А.