Научная статья на тему 'О компьютерных информационных системах формирования знаний и поддержки принятия решений на базе epss (Electronic Perfomance support system)'

О компьютерных информационных системах формирования знаний и поддержки принятия решений на базе epss (Electronic Perfomance support system) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
146
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О компьютерных информационных системах формирования знаний и поддержки принятия решений на базе epss (Electronic Perfomance support system)»

зы данных и научные телекоммуникации/ Под общ. ред. Ю.И.Журавлева// Вестник РФФИ. 1997, N 3(9). с. 6-27.

6. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 1: Введение в язык Лисп и функциональ-

ное программирование. Пер. с финск. М.: Мир, 1990. 447 с.

7. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: Пер. с англ. М.: Конкорд, 1992. 519 с.

О КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА БАЗЕ EPSS (ELECTRONIC PERFOMANCE

SUPPORT SYSTEM)

Уринцов А.И. Дик В.В.

Существующие схемы обучения подразделяются на последовательные и иерархические, но и те и другие носят жесткий характер. При этом любая жесткая схема обучения обречена на неуспех. Поскольку каждый обучаемый индивидуум имеет свои области знания и незнания, свои особенности усвоения нового материала, промежуточные и уточняющие вопросы, возникающие в процессе обучения, могут существенно отличаться как по форме, так и по содержанию.

Для создания эффективной системы индивидуального обучения на первый взгляд более всех других подходят экспертные системы, ориентированные на конкретные дисциплины и обеспечивающие индивидуальную привязку к пользователю. Но такое решение представляется малореальным, поскольку создание даже простой экспертной системы процесс трудоемкий. Однако целиком отказаться от интеллектуальных средств в рамках обучающей системы нельзя, поэтому наиболее удачным здесь является смешанный подход, при котором обучающие системы, являющиеся частью класса информационных систем, также могут быть разделены на системы с жестко и гибко определенной предметной технологией (в данном случае - технологии обучения и наполняемой оболочки). В последнем случае технологию обучения определяет сам обучаемый, а система представляет ему возможности: по информации о выбранной им технологии. Другими словами обучаемый имеет возможность выбора необходимой информации и удобного инструментария.

Обучающая программа индивидуального использования предназначена для передачи необходимых знаний и умений в рамках изучаемой дисциплины. Получение умений связано с выработкой практических навыков применения полученных знаний в конкретных случаях. Для этого в рамках обучающей системы должен существовать блок тренинга по принятию решений по какой-либо

проблемной ситуации, а также оценки знаний, принципов решения определенного класса задач данной предметной области и умение их применять на практике.

Наличие в обучающей системе, построенной на основе классической DSS (Decision support system), развитых средств моделирования и советующих средств качественно меняет загрузку ЛПР в направлении интеллектуализации их деятельности. Это достигается за счет увеличения информационных потоков, проходящих через обучающую систему, которую можно рассматривать, как разновидность экономической информационной системы (ЭИС). Такой прирост связан с развитием информационных технологий, которые в настоящее время дают всю больше возможностей переработки малоформализуемой информации. Развитие в математике и информатике таких направлений, как нечеткие множества, многозначные логики и др., совершенствование средств программирования и технических средств позволяет осуществлять такую обработку.

Внедрение в практику систем, построенных на основе подхода DSS характеризуется множеством проблем, в их числе слабая интеграция программных средств, обеспечивающих характерные возможности DSS. Это можно объяснить относительно малым опытом создания и использования по-настоящему развитых DSS-систем и большой стоимостью их разработки. Последний фактор связан с необходимостью обеспечения адекватности, заложенных в DSS модель для полноценного управления, а также чрезмерное усложнение системы и одновременно необходимость развития дружественности систем, что совпадает с возможностями развития средств вычислительной техники.

Желаемые качества гибкости и адаптивности обучающей системы требуют от нее глубокой параметризации, что делает ее чрезвычайно слож-

ной. Поэтому необходимы решения, которое позволяли бы имея основной алгоритм обучения обеспечить его индивидуальный характер. Для этого можно использовать подход, применяющийся в цепях Маркова. В каждый момент времени объем незнания не зависит от предшествующего процесса обучения. Тогда для ликвидации незнания нет необходимости возвращаться на шаг назад, но обучаемый должен иметь удобный инструментарий и необходимую информацию, чтобы разобраться с незнанием самостоятельно. Этому решению как нельзя более соответствует подход EPSS (Electronic perfomance support system), обеспечивающий получение основных знаний и осуществляющий поддержку принятия решений для выработки навыков и умений.

Для EPSS характерными тенденциями по сравнению с DSS являются:

• увеличение малоформализуемого информационного потока, проходящего через ЭИС;

• более дружественный интерфейс;

• более полный учет требований пользователя, его психологических особенностей, менталитета;

• более гибкая система технологических настроек;

• более гибкая и более полная система обучения пользователя новой для него функциональной информационной технологии.

EPSS углубляет DSS делая его более комфортным для обучаемого за счет улучшения инструментария и предоставляет пользователю возможность постоянного совершенствования знаний. EPSS характеризуется совокупностью функциональной информационной технологии и технологии, которую назовем образовательной. Любая функциональная информационная технология в EPSS немыслима без добавки, которой, в нашем случае, является образовательная технология. Синтез функциональной информационной и образовательной технологий образует образовательную информационную технологию, состовляющей основу автоматизированной системы.

Особенно важной отличительной особенностью EPSS является системная интеграция констатирующих, моделирующих, обучающих и советующих технологий в единую систему.

Внутри обучающей системы, должен присутствовать встроенный EPSS блок, который оценивал бы принципиальную возможность решения, принятого обучаемым и его эффективность, а также распознавал бы сделанные ошибки и определял бы для системы в целом способы устранения их источников, т.е. методику и форму подкачки знаний, наиболее удачных для обучаемого.

Детализация должна осуществляться с определенным акцентом на область незнания обучаемого. Таким образом стратегия обучения может постоянно меняться, являясь функцией психологиче-

ских особенностей обучаемого (образное, логическое мышление) и суммы знаний об объекте познания, которыми обладает обучаемый.

Заманчив подход полной вертикальной адаптируемости к обучаемому EPSS, в котором определяется, какой тип восприятия преобладает, образный, логический или step-by-step, система меняет свою стратегию обучения, учитывая уровень погружения в детали, выбирая наиболее эффективный вариант. Введение технологии обучения в обучающую систему является необходимым ее атрибутом, однако проще обеспечить обучаемого необходимым программным инструментарием и информацией для того, чтобы он мог сформулировать, что именно ему непонятно, и получить ответы на свои вопросы.

Таким образом EPSS должна содержать:

1. Констатирующее программное обеспечение, то есть соответствующие данные. Например, учебный материал, примеры, случаи и т.д.

2. Моделирующее программное обеспечение, подготавливающее ответ на вопрос: - "Что будет если ... ?".

3. Советующее программное обеспечение, которое может дать ответ на вопрос "Как сделать, чтобы ... ?".

Обычно обучающая система хорошего качества меняет стратегию обучения в зависимости от контекста ответов на контрольные вопросы. При этом обучаемый следует определенному алгоритму обучения, в который заложен ряд траекторных целей на выполнение которых, всегда одних и тех же, система должна вывести любых обучаемых и распознав незнание пытаться его локализовать и ликвидировать подкачкой необходимых знаний и их закрепления. Если же этого сделать не удается система поднимается на понятие выше и действует по такому же алгоритму. Локализация же незнания сводится к его детализации. Однако направление детализации может быть различным, и это различие зависит прежде всего от признаков классификации понятий, которые мы закладываем в систему. Упрощенно контур обучение состоит из двух блоков. Это блок усвоения знаний и блок контроля знаний. Первый блок, используя какую-либо стратегию, осуществляет дозированное представление обучаемому знаний. Это представление может происходить по линейной или сетевой схеме. По мере продвижения по графу обучения система периодически переключается на блок контроля, который может быть построен различными способами:

• Стратегия обучения не меняется в зависимости от ответов, хотя правильность ответов и проверяется. В традиционных обучающих системах используется именно такая схема и на каждый вопрос предлагаются альтернативные ответы, один или несколько. Недостаток такого решения заклю-

чается в том, что необходимо очень четко, без неоднозначности сформулировать вопросы и определить ответы. Из альтернативных ответов трудно выделить смысл непонимания, хотя принципиально этот недостаток преодолим за счет увеличения числа контрольных вопросов.

• Если стратегия обучения меняется, то мы можем говорить об управлении процессом обучения, которое по функциям ничем не отличается от управления любым другим объектом: учет - ответ на контрольные вопросы; анализ -распознавания содержания ответов; планирование действий сис-

темы по адаптации стратегии обучения; регулирование - предъявление очередной порции знаний, требуемого уровня и смысла.

Таким образом, ЕР88 помимо механической поддержки принятия решений является мощным средством повышения эффективности автоматизированных систем для образования, обеспечивая обучение без преподавателя, улучшение управления системой за счет усиления функций поддержки и улучшение адаптивных свойств системы к требованиям конкретного пользователя.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

А.Н. Чохонелидзе, В.К. Иванов, В.Н. Матвеев, A.A. Петров

Создание единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является одним из главных условий формирования рынка недвижимости и упорядочения правоотношений и защиты прав всех участников правоотношений в равной степени.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество производится в целях признания и подтверждения государством оснований возникновения, перехода, обременения или прекращения прав на недвижимость и действует на всей территории РФ согласно записям по каждому объекту недвижимости в Едином государственном реестре. Система регистрации включает регистрацию объектов недвижимости (объектов правоотношений), правообладателей и их доверенных лиц (субъектов правоотношений), прав собственности и других вещных прав на объекты недвижимости.

Рассмотрим основные принципы построения универсальной структуры базы данных для регистрации прав на недвижимость и обсудим подходы к построению соответсвующих информационных моделей.

Объекты регистрации

Государственной регистрации подлежат:

• права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество;

• обременения (ограничения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека (залог), арест имущества, аренда, доверительное управление, запрещения и ограничения в отношении использования объекта, заявления о праве требования (правопритязания).

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимость, правоустанавливающие документы на которые оформлены по-

сле введения в действие закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Особенности регистрации Права на недвижимость, возникшие в силу приобретательной давности, возникают с момента их государственной регистрации. Права на недвижимость, существовавшие до вступления в силу Закона, являются юридически действительными с момента оформления правоустанавливающих документов и регистрируются по желанию правообладателя.

Основанием для регистрации являются правоустанавливающие документы, оформленные согласно законодательству, действующему по месту издания документов на момент их оформления. Регистрация прав на недвижимое имущество производится по заявлению (заявке) правообладателя или его доверенного лица с приложением необходимых для регистрации документов. Регистрация осуществляется по месту нахождения недвижимости в пределах района (города).

Назначение и применение информационной системы - ИСН

Система ИСН представляет собой информационную систему, обеспечивающую автоматизированную обработку процесса регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она предназначена для использования в службе регистрации прав на недвижимость. Разработка базового варианта ИСН осуществлялась в рамках проекта системной интеграции регионов.

Система ИСН позволяет регистрировать: • право собственности на недвижимое имущество;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.