Научная статья на тему 'О компонентах личностной зрелости'

О компонентах личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5577
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / Я И ЧЕЛОВЕК / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / АВТОРСТВО ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY / PERSONAL MATURITY / SOCIAL MATURITY / ME AND HUMAN BEING / VALUES / PERSONAL SENSES / EGO-IDENTITY / SELF-REALIZATION / SUBJECTIVE POSITION / AUTHORSHIP OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гудзовская Алла Анатольевна, Шпунтова Виктория Владимировна

Статья посвящена решению ряда задач: авторы уточняют понятие «личностная зрелость», анализируют проблемы становления личностной зрелости; экспериментально проверяют предположение о том, что компоненты личностной зрелости (эго-идентичность, активное владение собственным окружением, самореализация) формируются в своей основе в возрасте семи-восьми лет. В работе представлены результаты лонгитюдного исследования компонентов личностной зрелости. В группу лонгитюда вошли 232 ученика первых классов общеобразовательных школ г. Самары и г. Тольятти. Из них приняли участие во всех срезах логнитюда 96 человек. Первое исследование проведено в 1997-1998 гг., когда испытуемые обучались в первом классе. К моменту последнего исследования (2014-2015 гг.) все испытуемые успешно завершили школьное обучение и получили среднее специальное и/или высшее образование (средний возраст 24-25 лет). Для исследования компонентов личностной зрелости применялось сочинение на тему «Я человек», были использованы методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева, контент-анализ и метод экспертных оценок. Было обнаружено, что становление личностной зрелости происходит в процессе решения жизненных задач и построения отношений с миром (обществом): человек осознает себя («Я»); формирует образ человека носителя социальных ролей («Человек», «Я и Человек»), он осознает свою включенность в культуру и воздействует на себя и других людей через различные формы внешней и внутренней активности, выступает автором внутреннего мира («Я Человек»). Эмпирически установлено, что компонентами достижения личностной зрелости являются: сформированная эго-идентичность, активное владение собственным окружением способность вести себя независимо от воздействующих обстоятельств и руководствоваться собственными, сознательно поставленными целями, самореализация. В своей основе они формируются в возрасте 7-8 лет. Полученные результаты представляют интерес для психологов, педагогов, социальных работников и др. Основные положения работы могут выступить в качестве новых оснований для коррекционно-развивающей работы школьного психолога с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF COMPONENTS OF PERSONAL MATURITY

The authors analyzed the problems of the formation of personal maturity and made an assumption that the components of personal maturity (ego-identity, active possession of the environment, and self-actualization) would be formed at the age of seven or eight. The paper presents the results of a longitudinal study of the components of personal maturity. The longitudinal group included 232 pupils of the first form of comprehensive schools of Samara and Tolyatti; 96 persons of them took part in all the longitudinal sections of the study. The authors carried out the first study in 1997-1998, when the respondents were pupils of the first form. In the final study (2014-2015) all the subjects graduated from high schools, as well as higher/ secondary educational institutions (at the age from 24 to 25). To study the components of personal maturity the authors asked respondents to write a composition with the following title: "I Am a Human Being", and also used the method of ultimate senses by D.A. Leont'ev, content analysis, and method of expert evaluations. The study showed that the formation of personal maturity takes place when dealing with life's challenges and building relationships with the world (society). The person realizes himself/herself, generates an image of a human being as a bearer of social roles, recognizes his/her own involvement in culture and influences himself / herself and others through various forms of internal and external activity; he/she is the author of the inner world. The results of the empirical study showed that the developed ego-identity, active possession of the environment (the ability to behave regardless the influencing circumstances and pursue his/her own aims), and selfactualization were the components of personal maturity. These components are basically formed at the age of seven or eight. The findings of the study could be useful for psychologists, pedagogues, and social workers. The basic propositions of this paper have great potential for correctional and developing work of a school psychologist for optimizing the educational process.

Текст научной работы на тему «О компонентах личностной зрелости»

УДК 159.99

О КОМПОНЕНТАХ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Гудзовская Алла Анатольевна Шпунтова Виктория Владимировна

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 14-16-63004 а(р))

Статья посвящена решению ряда задач: авторы уточняют понятие «личностная зрелость», анализируют проблемы становления личностной зрелости; экспериментально проверяют предположение о том, что компоненты личностной зрелости (эго-идентичность, активное владение собственным окружением, самореализация) формируются в своей основе в возрасте семи-восьми лет.

В работе представлены результаты лонгитюдного исследования компонентов личностной зрелости. В группу лонгитюда вошли 232 ученика первых классов общеобразовательных школ г. Самары и г. Тольятти. Из них приняли участие во всех срезах логнитюда 96 человек. Первое исследование проведено в 1997-1998 гг., когда испытуемые обучались в первом классе. К моменту последнего исследования (2014-2015 гг.) все испытуемые успешно завершили школьное обучение и получили среднее специальное и/или высшее образование (средний возраст - 24-25 лет).

Для исследования компонентов личностной зрелости применялось сочинение на тему «Я человек», были использованы методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева, контент-анализ и метод экспертных оценок.

Было обнаружено, что становление личностной зрелости происходит в процессе решения жизненных задач и построения отношений с миром (обществом): человек осознает себя («Я»); формирует образ человека - носителя социальных ролей («Человек», «Я и Человек»), он осознает свою включенность в культуру и воздействует на себя и других людей через различные формы внешней и внутренней активности, выступает автором внутреннего мира («Я - Человек»). Эмпирически установлено, что компонентами достижения личностной зрелости являются: сформированная эго-идентич-ность, активное владение собственным окружением - способность вести себя независимо от воздействующих обстоятельств и руководствоваться собственными, сознательно поставленными целями, самореализация. В своей основе они формируются в возрасте 7-8 лет.

Полученные результаты представляют интерес для психологов,

Ви$Б!АЫ Р$УСИ0106!СА1 JOURNAL• 2016 У01_. 13 # 2

педагогов, социальных работников и др. Основные положения работы могут выступить в качестве новых оснований для коррекционно-развивающей работы школьного психолога с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова:личность, личностная зрелость, социальная зрелость, Я и Человек, ценности, личностные смыслы, эго-идентичность, самореализация, субъектная позиция, авторство личности.

Введение

Проблема личности - значимая и сложная. Понятие личности - многозначное и многоплановое. Личность не дана человеку наперед, она - относительно поздний продукт развития человеческого общества [7, с. 491]. Личность есть новообразование, свойственное только человеку, - оно формируется в процессе становления культуры. Человек как личность выступает автономным носителем и субъектом общественно выработанных форм отношения к миру; он овладевает собственным поведением в соответствии с принятыми нормами и правилами, регулирует собственную жизнь и выстраивает свое отношение к миру, другим людям.

Для описания полноценного функционирования личности в отечественной психологии используется понятие «личностная зрелость». Согласно К. А. Абульхановой-Славской, зрелость - это способность человека целесообразно расходовать жизненные силы, продуктивно применять свои личностные возможности и особенности: «Зрелый человек способен своей волей определять и направлять ход событий и расстановку сил в своей жизни» [1, с. 285]. М. А. Щукина видит в личностной зрелости этап личностного развития, «этап не предзаданный и не гарантированный личности в результате ее взросления и социализации» [16, с. 316]. В этом случае, личностная зрелость - это результат выбора самого человека: выбор быть социально активным и автономным, управлять своим поведением и жизнью, стремиться к самоактуализации [17, 18]. Н. Е. Харламенкова определяет личностную зрелость как способность человека к осуществлению спонтанного поведения. Спонтанное поведение она характеризует уровнем интеграции эго-идентичности и степенью интериоризации ценностей, внутренней направленностью мотивации и согласованным с нею контролем поведения [15]. Такое понимание особенно важно для нас: мы считаем, что только зрелая личность может сделать свою жизнь предметом преобразований и выступить субъектом (автором) собственной жизни.

Способность быть субъектом (автором) своего развития - родовая способность человека. В то же время, в реальной жизни человек проявляет большую (при саморазвитии) или меньшую (при развитии) меру субъектности

по отношению к своим преобразованиям. Н. А. Логинова называет эту особенность интраиндивидуальной вариативностью субъектности развития: уровень субъектности может меняться в зависимости от ситуации, от того, считает ли человек ситуацию значимой настолько, чтобы включить все ресурсы для принятия жизненного решения [12]. Д. А. Леонтьев описывает неоднородность полноты проявления человеческой сущности в разных жизненных ситуациях, используя понятие «пунктирный человек»: «Имея возможность функционировать на разных уровнях, человек предпочитает не тот уровень, который свойственен ему в его высших человеческих проявлениях, а более низкие, субчеловеческие уровни. Сущность человека заключена в возможности переключаться с одного уровня на другой, двигаться по траектории, включающей отрезки движения на разных уровнях» [9]. Мы согласны с К. А. Абульхановой-Славской, что в некоторых ситуациях возможно преобладание двух типов жизненной стратегии личности: человек может начать выстраивать себя в соответствии с выбранными целями еще в дошкольном возрасте, а может никогда не стать субъектом своего развития: «осознавая свой идеал, его отличие от реального Я, многие люди не стремятся себя изменить» [1, с. 261].

В работе Е. Л. Солдатовой и И. А. Шляпниковой личностная зрелость - это качество, позволяющее человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в мире (обществе). Авторы утверждают, что компоненты личностной зрелости состоят их двух групп переменных: 1) компоненты личности, которые указывают на ее сформированность/зрелость (Я-концепция, система ценностей и личностных смыслов и т. д.), и 2) обобщенные свойства личности, которые являются способами самовыражения и самоосуществления личности - автономия, независимость, ответственность, активность и т. п. [14, с. 68]. В настоящем исследовании попытаемся описать компоненты личностной зрелости: сформированная эго-идентичность, активное владение собственным окружением (Е. И. Головаха), самореализация как личностный смысл и авторство собственной жизни.

Мы считаем, что закладка компонентов личностной зрелости происходит в возрасте 7-8-ми лет [3]. Поступая в школу, ребенок входит в новую социальную роль: изменяется социальная ситуация развития, изменяются его отношения с родителями и сверстниками [4]; расширяются представления о мире, происходит осознание границ своего Я, исследование своих возможностей. Полагаем, что представления о себе (эго-идентичность) и о своем месте в мире/обществе (активное владение собственным окружением) формируются в своей основе в данный период.

Для проверки нашего предположения было проведено лонгитюдное исследование.

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2016 V0L. 13 # 2

В группу лонгитюда, тестируемую на протяжении 18 лет, изначально вошли 232 ученика 1-х классов общеобразовательных школ №№ 35, 63, 90, 125, 152 г. Самары и г. Тольятти, в возрасте 7-8 лет. Из них приняли участие во всех срезах логнитюда 96 человек. Первое исследование было проведено, когда испытуемые обучались в 1-м классе (1997-1998 гг.). К моменту последнего исследования (2014-2015 гг.) все испытуемые успешно закончили школьное обучение и получили среднее специальное и/или высшее образование (средний возраст - 24-25 лет).

Для исследования проявлений компонентов личностной зрелости были использованы следующие методы: сочинение на тему «Я человек», методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева, а также контент-анализ и метод экспертных оценок.

Процедура исследования

На первом этапе (1997-1998 гг.) испытуемые писали сочинение на тему «Я человек». Два понятия - индивидуализированное «Я» и родовое «Человек», вынесенные в заголовок сочинения, позволяют автору текста определить собственное место в мире (обществе). На наш взгляд, континуум понятий «Я» - «Человек» охватывает большой пласт представлений о себе за счет актуализации потенциального сознания. Представления о себе и своем месте в мире (обществе) могут указывать на особенности презентации образа эго-идентичности, его эмоциональную окраску (личностный смысл).

На втором этапе исследования (2014-2015 гг.) испытуемых просили написать сочинение «Я человек», также с ними проводилась методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева [8]. Использование последней методики позволяет рассматривать личность как психологическое образование и как регулятор-ную систему, которая конституируется тремя функциями. Это: 1) выделение своего Я из окружающего мира, 2) самопрезентация и структурирование своих отношений с миром (обществом), и 3) подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений. Перечисленные функции осуществляет главная, конституирующая подструктура личности - ее смысловая сфера. Здесь смысловая сфера личности предстает как организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, которая обеспечивает смысловую регуляцию жизнедеятельности человека во всех ее аспектах [9, с. 154].

В качестве основного метода анализа данных был выбран качественный, поскольку он позволяет проводить индивидуальный и сравнительный анализ результатов путем выявления их содержательного контекста. Тенденции проявления компонентов личностной зрелости, полученные при совмещении контент-анализа материалов сочинения и экспертной оценки, можно считать

вполне легитимными для реальных условий, недоступных для исследования другими методами.

Результаты

В процессе контент-анализа определились четыре типа текстов сочинений «Я человек»: 1) «Я», 2) «Человек», 3) «Я и человек», 4) «Я - человек». Отметим, что «Герой» - главный действующий персонаж - является одной из существенных характеристик текстов сочинений, он отражает позицию автора и может выявить некоторые аспекты компонентов личностной зрелости (активное овладение собственным окружением и самореализация) и обнаружить результат самоопределения в рамках «индивидуальное - социальное» (эго-идентичность).

Тексты сочинений с Героем «Я» написаны о себе как об отдельно взятом индивиде. Испытуемые перечисляли свои личные свойства и предпочтения, размышляли о себе вне мира (общества). В текстах отсутствуют переживания по поводу своего статуса и отношений к себе, оценке Я другими людьми. Подобная сосредоточенность на собственных ощущениях и переживаниях, фиксация на мыслях, представлениях и состояниях свидетельствуют о Я-центрированности. Тексты с Героем «Я» могут рассматриваться как одни из самых ранних проявлений компонентов личностной зрелости, когда собственное Я уже осознанно (эго-идентичность), но интериориза-ция ценностей еще не завершена. Такие результаты, демонстрируемые на первом этапе лонгитюда, отражают закономерный этап в развитии личности (по Б. С. Братусю, низший уровень личностно-смысловой сферы личности - эгоцентрический [2]), тогда как для испытуемых 24-25-ти лет подобная Я-центрированность, сосредоточенность на собственных мыслях и состояниях может указывать на эгоцентризм и даже на личностный и социальный инфантилизм.

Тексты сочинений с Героем «Человек» написаны об обобщенном человеке, свойства и характеристики которого не связаны и не соотнесены с личным Я испытуемого. Такая позиция может говорить об отсутствии автономиза-ции личности от других людей и низкой способности владеть собственным окружением. М. Кун и Т. Макпартлэнд [6] отмечают, что для субъективного благополучия человека в его Я-концепции должны быть представлены социальные роли и индивидуально-личностные характеристики. Неудивительно, что концентрация на «Человеке» не позволяет проявиться компонентам личностной зрелости: испытуемый словно «прячется» за обобщенными представлениями о должном, рисуя образ человека-функционера.

Тексты сочинений с Героем «Я и Человек» состоят из двух последовательных частей: героем одной части является «Я», героем второй - «Человек».

ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL• 2016 V0L. 13 # 2

С одной стороны, испытуемый выделяет себя из мира (общества) - Я, с другой стороны, он осознает существование человеческого рода, знает о предназначении человека. Надо сказать, что представления о ролях и позициях, возможность «примерить» их на себя позволяют «расшатать» Я-центрированность человека, способствуют развитию координации его действий и отношений с другими людьми, т. е. формируют способность к децентрации (в противовес эгоцентризму). Полагаем, что такие сочинения можно отнести к переходному типу, отражающему процесс становления личностной зрелости: движение от Я к социальной общности, к «Я - человек».

Тексты сочинений с Героем «Я - Человек» написаны о себе как о представителе человеческого рода. Испытуемые соотносили личные характеристики со свойственными человеку как таковому, рассматривали других людей равными себе («тоже человек», «как и я»). Подобная включенность/встроенность испытуемых в культуру, умение согласовывать нормы окружающей среды с личностными ценностями отражает способность человека реализовывать отношение «общего - особенного - уникального» на всех уровнях психологической реальности (Г. А. Цукерман). В этом случае целесообразно отметить, что: а) для осмысленного отношения к другим людям у испытуемых должна быть сформирована эго-идентичность, б) для развития личностной (в узком значении - социальной) зрелости испытуемому необходимо интериоризи-ровать ценности культуры, общества. В целом, данный тип сочинений может указывать на высокий уровень проявлений личностной зрелости.

В таблице 1 представлены четыре типа текстов сочинений «Я человек»: 1) «Я», 2) «Человек», 3) «Я и Человек», 4) «Я - Человек» по результатам первого и второго этапа исследований.

Таблица 1.

Герои сочинений на первом и втором этапах лонгитюдного исследования (в % к общему числу сочинений)

Герой сочинения Я Человек Я и Человек Я - Человек

1997 г. (1 класс) 69,6 9,8 8,0 11,6

2015 г. (25 лет) 23,1 23,1 15,4 38,5

Мы видим, что на первом этапе исследования преобладают тексты сочинений с Героем «Я» (69,6 %); на втором этапе лонгитюдного исследования количество таких сочинений уменьшается почти втрое (23,1 %). Тексты сочинений с Героем «Человек» и «Я и Человек» на первом этапе исследования занимают второе место (9,8 % и 8 %), ко второму этапу исследования их количество увеличивается незначительно и становится равным текстам

с Героем «Я» (23,1 % и 15,4 %). Тексты сочинений с Героем «Я - Человек» на первом этапе исследования оказались самыми малочисленными (11,6 %). На втором этапе исследования количество данных текстов увеличилось почти в четыре раза и стало преобладающим (38,5 %).

Таким образом, процесс становления личностной зрелости начинается с осознания себя («Я»); затем появляется образ человека - носителя социальных ролей («Человек», «Я и Человек»), человека - современника эпохи, который умеет функционировать в обществе и соответствовать нормам и правилам культуры (чем больше он овладевает культурой, «встраивается» в общество, тем выше уровень развития его социальной зрелости. -А. А. Гудзовская). Далее возможен переход к самореализации («Я - Человек»): человек понимает, что он есть в мире/обществе и осознает свою включенность в культуру, человек создает условия для своего развития [см. 10], воздействует на себя и других людей через различные формы внешней и внутренней активности и выступает автором внутреннего мира.

Для оценки смысловой регуляции жизнедеятельности личности была использована методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева. Ряд интересных результатов был получен благодаря идее В. Ю. Котлякова [5] о том, что большинство личностных смыслов можно объединить в более крупные категории. В итоге все смыслы были сведены к шести группам: альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные и самореализация (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Основные категории личностных смыслов (по В. Ю. Котлякову)

Личностные смыслы (категории по В. Ю. Котлякову) Сумма ранговых значений (среднее)*

Альтруистические 15,36

Экзистенциальные 11,29

Гедонистические 11,89

Статусные 15,25

Коммуникативные 12,82

Семейные 12,54

Когнитивные 16,18

Самореализация 10

* чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет категория в системе жизненных смыслов (и наоборот).

По данным методики предельных смыслов обнаружились ведущие категории смысловой сферы - «Самореализация» (10) и «Экзистенциальные» смыслы (11,29). Похоже, что такие результаты могут быть связаны с возрастными

Ви$Б!АЫ Р$УСИ0106!СА1 JOURNAL• 2016 У01_. 13 # 2

особенностями испытуемых: в 24-25 лет человек пребывает на завершающей стадии формирования собственной структуры ценностей и впервые испытывает подлинное авторство в реализации собственного взгляда на жизнь (см. В. В. Шпунтова, 2008). На данном этапе конструируются цели на ближайшие годы, остро ставится вопрос о предназначении и поиске своего места в мире (обществе).

Анализируя категории личностных смыслов испытуемых в зависимости от типов текстов сочинений «Я человек», мы выявили следующее:

- у испытуемых с Героем «Я» значимой категорией выступили экзистенциальные смыслы, незначимой - группа смыслов «Статус»;

- у испытуемых с Героем «Человек» и «Я и Человек» значимой категорией оказались гедонистические смыслы и «Статус», незначимыми - когнитивные смыслы;

- среди ведущих категорий смысловой сферы испытуемых с Героем «Я -Человек» значимой оказалась «Самореализация», незначимыми - «Альтруизм» и когнитивные смыслы (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Основные категории личностных смыслов в зависимости от типов текстов сочинений «Я человек»

Основные категории личностных смыслов (ранговые значения*)

Герой сочинения Альтруистические Экзистенциальные Гедонистические Статус Коммуникативыне Семейные Когнитивные Самореализация

Я 16 6,3 7,7 16,3 9 9 14,3 8,3

Человек 16,8 14 11,5 13,5 13,5 13,3 15,3 8,3

Я и Человек 20 13 8 8,5 15 11 22,5 9

Я - Человек 13,2 10,9 11,4 14,4 11,3 11,6 14,6 8,9

* чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет категория в системе жизненных смыслов (и наоборот).

Прокомментируем результаты. При выраженной позиции Я значимыми категориями личностных смыслов являются экзистенциальные (6,3), гедонистические смыслы (7,7) и «Самореализация». Центрируясь на себе

и собственных ощущениях, человек отделяет себя от окружающего мира. Возможно, он строит траекторию жизненного пути, сосредотачивается на временной перспективе и долгосрочном планировании (преобладание экзистенциальных смыслов), или же растворяется в каждодневных рутинных действиях и акцентируется на чувственных удовольствиях (преобладание гедонистических смыслов). В качестве иллюстрации, позволяющей обрисовать второй способ существования, обратимся к А. В. Серому: «Эгоцентризм проявляется в замкнутости в своем мире, настороженности по отношению к людям и сухости в контактах с ними... склонность к раздумьям и инертность в принятии решений, как правило, выражаются в податливости характера и декларируемой конвенциональности. Данное состояние характеризует человека как гедониста, живущего сегодняшним днем и не имеющего целей» [13, с. 105-107].

При выраженных позициях «Человек» и «Я и Человек» значимыми категориями личностных смыслов являются «Гедонистические» (8) и «Статусные» (8,5). В поисках социальной идентичности человек стремится самоопределиться и утвердить свою автономность, он формирует принадлежность к нормам и ценностям группы на уровне самосознания и реального поведения [см. 4]. При доминировании гедонистических смыслов человек прагматичен и ориентирован на материальное благополучие и обеспеченную жизнь, он жаждет удовольствий, которые можно разделить с семьей и друзьями. Его ориентиры - наличие ситуативных целей, витальная направленность жизненного самоопределения и отсутствие общего смысла жизни. Вторая ситуация - выраженность статусных смыслов - может указывать на желание испытуемых добиваться успеха, строить карьеру и продолжать искать достойное положение в обществе. Согласно изложенным представлениям, процесс поиска эго-идентичности является важным этапом на пути становления личностной зрелости. Зная особенности жизненного пути, человек может выбрать оптимальный вариант собственного развития, определить жизненный путь [11]. В целом, активность личности имеет определенные ограничения [10, 19, 20]. В объективном плане свобода личности ограничена социально-историческими условиями, в субъективном плане - выбором и позицией личности по отношению к своей жизни.

Если преобладает позиция «Я - Человек», то наиболее значимой категорией личностных смыслов выступает «Самореализация» (8,3 и 8,9). Перенимая нормы общества, человек соотносит себя с другими людьми; он идентифицируется с референтной группой и адаптируется к миру/обществу. Удовлетворение потребности принадлежности группе - одной из базовых потребностей человека (А. Маслоу) - способствует: а) становлению адекватной, устойчивой и внутренне непротиворечивой эго-идентичности,

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 2

б) получению положительной обратной связи, построенной на сопричастности к ценностям и нормам культуры, в) выстраиванию жизненной перспективы и формулированию целей жизни, которые являются значимыми компонентами личностного смысла.

Выводы

Становление личностной зрелости происходит в процессе решения человеком жизненных задач и построения отношений с миром (обществом). По сути, человек может достичь зрелого возраста с течением времени, однако для того, чтобы стать зрелой личностью, ему необходима сознательная работа над собой. Еще раз подчеркнем, что достижение личностной зрелости - есть процесс и результат развития человека в заданном социокультурном пространстве на определенном этапе жизненного пути. Личностная зрелость указывает на то, что поведение человека активно, а не реактивно, что человек является хозяином обстоятельств и автором (творцом) своей жизни.

Компонентами личностной зрелости являются: сформированная эго-иден-тичность, активное владение собственным окружением - способность вести себя независимо от воздействующих обстоятельств и руководствоваться собственными, сознательно поставленными целями, самореализация. В своей основе они формируются в 7-8 лет: в данном возрасте закладывается процесс целенаправленного и организованного овладения целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности; в последующие возрастные периоды происходит развитие личностной зрелости за счет «разворачивания» ее компонентов.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. БратусьБ. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

3. Гудзовская А. А. Психология социальной зрелости: монография. -Самара: Изд-во СИПКРО, 2014. - 256 с. - URL: http:// elibrary.ru/item. asp?id=237386342014

4. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Вып. 2. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 18-21.

6. КунМ.,Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 180-187.

7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.

8. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

10. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М., 1997. - С. 156-175.

11. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 103-109.

12. ЛогиноваН. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университет], 2001. - 176 с.

13. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 272 с.

14. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. -2010. - № 27 (203). - С. 66-74.

15. Харламенкова Н. Е. Спонтанность и контроль в зрелых личностных отношениях // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во ИП РАН, 2007. - С. 128-148.

16. ЩукинаМ. А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дисс. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2015. - 355 с.

17. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 2. - С. 7-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. MaslowA. Religions, Values, and Peak-Experiences. - N. Y.: Viking press, 1970. - 123 p.

19. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. - San Francisco: Jossey-Bass, 1969. - 214 p.

20. Royce J. R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and processes. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1983. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.