Научная статья на тему 'О когнитивном анализе художественного текста'

О когнитивном анализе художественного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
819
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ПЕРСОНАЖ / ПОРТРЕТ / ТОНАЛЬНОСТЬ / CONCEPT / FICTION TEXT / CHARACTER / DESCRIPTION OF HUMAN APPEARANCE / TONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хисамова Г. Г., Овчинникова С. В.

Статья посвящена когнитивному анализу лексико-семантического поля внешности в художественном тексте. Когнитивный анализ помогает выявить возможные аспекты взаимодействия когнитивных систем автора и читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COGNITIVE ANALYSIS OF FICTION TEXT

Anthropocentrism as the basic methodological principle of current linguistics is interpreted in some schools, and the main one is the functional-cognitive description of language. The principle of anthropocentrism suggests the problem of functional-cognitive description of language and provides the integral description of a dictionary and a text. The authors of the work deals with the lexis-semantic field “human physical appearance” in correlation with the area of concepts “a person’s inner world”. This article presents the cognitive analysis of fiction texts, or rather the functioning of lexis-semantic field “human physical appearance” in Russian fiction texts. The authors set oneself the task of examining the elements of lexis-semantic field “human physical appearance” in the structure of fiction texts and comparing them with descriptions of human appearance being a component of fiction text. To fulfil these tasks, there was used the method of functional-cognitive analysis of text and word meanings. Putting into practice the cognitive analysis of a fiction text lets the authors to come to the following conclusions. The functional-cognitive analysis of a fiction text reveals basic tendencies of the writer’s effect on a reader. Specific interpretation of a concept in a fiction text is a means of expression of an author’s attitude to his characters and their actions. This interpretation is identified by mental units being components of a concept and taking place in the structure of a fiction text. Those mental units are integrated in a dictionary, but in a text, they are used in a specific way as the representation of a writer’s area of concepts. The analysis of different types of concepts and their key signs in a fiction text relates with the study of descriptions of human appearance in its different aspects. The conceptual level reveals such criterion of text as the integrity. Thus, the cognitive analysis can be used both in the study of vocabulary and of a fiction text.

Текст научной работы на тему «О когнитивном анализе художественного текста»

УДК 811.161.1

О КОГНИТИВНОМ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

© Г. Г. Хисамова1*, С. В. Овчинникова2

1 Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. З. Валиди, 32.

2Уфимский юридический институт МВД России Россия, Республика Башкортостан, 450103 г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

Тел./факс: +7 (34 7) 272 73 63. *Email: galiya.khisamova@yandex.т

Статья посвящена когнитивному анализу лексико-семантического поля внешности в художественном тексте. Когнитивный анализ помогает выявить возможные аспекты взаимодействия когнитивных систем автора и читателя.

Ключевые слова: концепт, художественный текст, персонаж, портрет, тональность.

Среди основных аспектов изучения художественного текста важное место занимает когнитивное направление. Когнитивный, или концептуальный, анализ художественного текста нашел свое обоснование в работах Е. С. Кубряковой, Н. Д. Арутюновой, Л. Г. Бабенко, С. Е. Никитиной и других ученых.

В свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира, его концептосферы.

Когнитивный анализ, используемый при исследовании лексико-семантических полей, выражающих концепт, применим и к анализу художественного текста, т.к. обобщение компонентов семантического пространства, а также существенных для данного текста когнитивно-пропозициональных структур позволяет исследователю текста описать концептуализированные текстовые области и выявить базовые для них концепты [1, с. 30—31].

Впервые последовательно и теоретически значимо для многоаспектного лингвистического анализа текста концептуальный компонент его семантики рассмотрен в монографии И. Р. Гальперина, который выделил следующие основные виды информации текста: а) содержательно-фактуальную, б) содержательно-концептуальную, в) содержа-тельно-подтекстовую [2, с. 28].

Представляя собой информацию эстетико-художественного характера, концептуальная информация семантически выводится из всего текста как структурно-смыслового и коммуникативного целого, поэтому нацеленный на ее выявление специализированный лингвистический анализ может быть ограничен частной задачей — обнаружением и интерпретацией базовых концептов (или концепта) того или иного литературного произведения, которые в совокупности образуют художественную концептосферу.

Рассматривая художественный текст как усложненную форму коммуникации, когнитивный анализ помогает проследить возможные аспекты взаимодей-

ствия когнитивных систем автора и читателя и определить характер этого взаимодействия [3, с. 5].

Можно утверждать, что концептуальный, когнитивный, анализ художественного текста связан с нахождением в нем ключевых концептов и определением ключевых знаков, выражающих ключевой концепт. Ключевой концепт представляет собой ядро индивидуально-авторской художественной картины мира, воплощенной в отдельном тексте или в совокупности текстов одного автора.

Единицы ЛСП внешности неизбежно присутствуют в структуре художественного текста и являются текстовой реализацией концептов внутреннего мира человека [4, с. 11-18].

Вслед за А. П. Бабушкиным, З. Д. Поповой и И. А. Стерниным мы базируемся на разграничении мыслительных структур в рамках базового концепта: концепт-схема (интенциональность), концепт-фрейм (имманентное состояние), концет-сценарий ('трансцендентное состояние), концепт-картинка (проявление состояния), которые имеют место и в структуре художественного текста [5-6].

Лексическое выражение концептов внутреннего мира представлено в функционально-когнитивном словаре В. И. Убийко «Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке» [7]. Концепт внутреннего мира человека в художественном тексте строится на когнитивной модели: концепт-схема - намерение, вызывающее состояние; концепт-фрейм — описание внутреннего состояния; концепт-сценарий выражение состояния вовне, его развитие; концет-картинка проявление состояния во внешности.

Лексико-семантическое поле внешности в соотношении с концептосферой внутреннего мира человека можно соотнести с концептом-картинкой.

Значительное место в концептосфере внутреннего мира человека занимают концепты чувственной сферы, которые определенным образом реализуются в тексте. Проблема функции и места эмоций в структуре художественного текста имеет особое значение.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №1

211

Эмоции персонажа представляют в тексте своеобразное динамическое множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир литературного героя в различных обстоятельствах, в отношениях с другими персонажами.

Статья посвящена когнитивному анализу лек-сико-семантического поля внешности в соотношении с концептосферой внутреннего мира человека в художественном тексте. Материалом для анализа послужил рассказ В. М. Шукшина «Горе».

Эмоциональная доминанта текста играет особую роль в художественной прозе В. Шукшина: зачастую его герои изображаются в момент наивысшего накала страстей, в состоянии эмоциональной напряженности. Система эмоциональных состояний, представленная в образах и ситуациях, отражает особенности русского менталитета. Для произведений В. Шукшина характерен сплав двух аспектов изображения эмоциональной жизни героев: писатель одновременно актуализирует эмоциональное состояние и показывает его проявление во внешности героев [8, с. 89].

При всей полифонии эмоциональных смыслов в тексте ощущается ориентация на актуализацию определенного эмоционального компонента, который становится доминирующим и воспринимается как олицетворение эмоциональной тональности текста в целом. Так, в рассказе В. Шукшина «Горе» значительно преобладает изображение негативных эмотивных смыслов, тональность которых задается заглавием.

Произведем функционально-когнитивный анализ рассказа В. М. Шукшина «Горе». Ключевой концепт рассказа - «горе». Субъектом, испытывающим состояние горя, является персонаж дедушка Нечаев.

Ключевая фраза рассказа: У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена, тихая безответная старушка. Она выдвигает на первый план причину эмоционального состояния дедушки Нечаева — смерть жены. Согласно данным функционально-когнитивного словаря В. И. Убийко, причина горя соотносится с лексемой беда.

Развитие сценария рассказа представлено следующим образом.

Поведение деда Нечаева, обусловленное состоянием горя, выражается целым рядом картинок.

Он шел медленно, вытирая широким рукавом глаза... - Ничо... счас маленько уймусь... мирно побеседуем, - тихо говорил старик и все не мог унять слезы. - Третий день маюсь - не знаю, куда себя деть. Руки опустились... хоть што делай. Вот как! - Первая картинка вытирая широким рукавом глаза с участием компонента внешности глаза. Вторая картинка тихо говорил с участием компонента внешности голос. Третья картинка не мог унять слезы с участием компонента внешности слезы. Четвертая картинка не знаю, куда себя деть с участием компонента внешности поведение. Пя-

тая картинка руки опустились с участием компонента внешности руки.

Состояние горя выражается также при помощи словесного потока, в котором содержится глубокая боль утраты, отчаяние, безысходность.

Парасковьюшка... язви тя в душу!.. - Дед Нечай опять заплакал. Громко. Завыл как-то, застонал протяжно: - Э-э-э... у-у... Ушла?.. А не подумала: куда я теперь? - В шестой картинке громко заплакал участвует компонент внешности голос во взаимодействии со слезами. В седьмой и восьмой картинках (завыл и застонал протяжно) также участвует компонент внешности голос.

Сценарий «горе» завершается появлением в рассказе персонажа, соотносящегося с лексемой утешитель, деда рассказчика: - А кому легко? -успокаивал дед. - Кому же легко родного человека в землю зарывать?.. Терпи. Скрепись и терпи" -«утешитель» при помощи словесного потока успокаивает деда Нечая и призывает его к терпению (происходит соотношение концептов «горе» и «терпение»).

Он шел впереди, спотыкался и все вытирал кулаком слезы - В девятой картинке (вытирал кулаком слезы), повторяющейся, участвует компонент внешности слезы.

Состояние горя вызывает состояние жалости: «Я смотрел сзади на него, маленького, убитого горем, и тоже такал - неслышно, чтоб дед подзатыльника не дал. Жалко было Нечая». - Таким образом, концепт «горе» соотносится в рассказе с концептом «жалость». В десятой картинке (убитый горем) участвует компонент внешности вид.

Завершающий элемент цепочки сценария рассказа соотносится с лексемой успокоиться. Решающее значение при этом имеет рассказанная утешителем история о чужом горе, которая вызывает сочувствие у деда Нечая.

Заключительная ключевая фраза: В окна все лился и лился мертвый торжественный свет луны. Сияет!.. Радость ли, горе ли тут - сияет! - Образ луны здесь не случаен. Важное место в концептуальном пространстве рассказа занимает персонаж, соотносящийся с лексемой утешитель, которая имеет решающее значение и в составе самого концепта «горе», выступая в качестве концепта-сценария. Страдания главного героя рассказа -субъекта, испытывающего состояние горя, могли остаться незамеченными так же, как их не замечает луна, и отсутствие утешителя продолжило бы его душевные муки.

Таким образом, в рассказе В. Шукшина «Горе» представлены 10 концептов-картинок, проявляющих основное состояние персонажа горе. Главной особенностью их является сочетание с речью персонажа: портрет сопровождает горестный монолог героя, тем самым показывая интенсивность выражения эмоции. Основные компоненты внешности, функционирующие в данных портретах, -

глаза, слезы и голос. При этом описание лексемы голос связано с плачем: громко заплакал, завыл, застонал.

Анализ картинок в рассказе показал, что их можно объединить в две группы, которые различаются по следующим параметрам: 1) проявление состояний во внешности, его компонентах, видимые субъекту-наблюдателю. Например: Сашку затрясло; лицо его горело: вытирал кулаком слезы; 2) проявление состояний во внешности, его компонентах, видимые лишь внутреннему взору героя. Например: Обида толкнулась в грудь, как кулаком дали; Сводит челюсть от обиды.

Следует отметить, что наличие той или иной группы картинок зависит от типа повествователя. Так, в рассказе «Обида» повествование ведется от 3-го лица, поэтому в нем присутствуют обе группы картинок. Повествователь в рассказе «Горе» ведет речь от 1-го лица, он, являясь лишь сторонним наблюдателем, не в состоянии проникнуть во внутренний взор героя, поэтому в этом рассказе отсутствует вторая группа картинок.

Осуществленная нами попытка концептуального, или когнитивного, анализа художественного текста, связанного с анализом концептов-картинок, привела к следующим выводам.

Когнитивный анализ художественного текста позволяет, в первую очередь, обнаружить основные направления воздействия автора на читателя. Особенности преломления концепта в художественном тексте являются средством выражения позиции автора по отношению к своим героям, к их поступкам. Эти особенности определяет выражение ментальных единиц, составляющих концепт и имею-

щих место в структуре художественного текста. Если словарь объединяет их, то в тексте эти структуры реализуются определенным образом, отражая концептосферу писателя.

Анализ разных видов концептов и выражающих их ключевых знаков в художественном тексте соотносится с исследованием портретных характеристик в его разнообразных аспектах.

Следовательно, когнитивный анализ, активно применяемый в изучении лексики, может с успехом реализовать свои возможности при исследовании художественного текста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта, 2003. 495 с.

2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.

3. Сергеева Л. А., Хисамова Г. Г., Шаймиев В. А. Художественный текст: функционально-коммуникативный аспект исследования. М.: изд-во МГОУ, 2014. 204 с.

4. Овчинникова С. В. Лексико-семантическое поле внешности в соотношении с концептосферой внутреннего мира человека: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 20 с.

5. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразео-логической семантике языка. Воронеж: изд-во Воронежского ГУ, 1996. 220 с.

6. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: изд-во Воронежского ГУ, 2002. 191 с.

7. Убийко В. И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке. Уфа: РИО БашГУ, 1998. 314 с.

8. Хисамова Г. Г. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В. М. Шукшина). М.: изд-во МПГУ, 2007. 350 с.

Поступила в редакцию 02.03.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1

213

ON THE COGNITIVE ANALYSIS OF FICTION TEXT © G. G. Hisamova1*, S. V. Ovchinnikova2

1 Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

2 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation 2 Muksinov St., 450103 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 254 8721.

*Email: galiya. [email protected]

Anthropocentrism as the basic methodological principle of current linguistics is interpreted in some schools, and the main one is the functional-cognitive description of language. The principle of anthropocentrism suggests the problem of functional-cognitive description of language and provides the integral description of a dictionary and a text. The authors of the work deals with the lexis-semantic field "human physical appearance" in correlation with the area of concepts "a person's inner world". This article presents the cognitive analysis of fiction texts, or rather the functioning of lexis-semantic field "human physical appearance" in Russian fiction texts. The authors set oneself the task of examining the elements of lexis-semantic field "human physical appearance" in the structure of fiction texts and comparing them with descriptions of human appearance being a component of fiction text. To fulfil these tasks, there was used the method of functional-cognitive analysis of text and word meanings. Putting into practice the cognitive analysis of a fiction text lets the authors to come to the following conclusions. The functional-cognitive analysis of a fiction text reveals basic tendencies of the writer's effect on a reader. Specific interpretation of a concept in a fiction text is a means of expression of an author's attitude to his characters and their actions. This interpretation is identified by mental units being components of a concept and taking place in the structure of a fiction text. Those mental units are integrated in a dictionary, but in a text, they are used in a specific way as the representation of a writer's area of concepts. The analysis of different types of concepts and their key signs in a fiction text relates with the study of descriptions of human appearance in its different aspects. The conceptual level reveals such criterion of text as the integrity. Thus, the cognitive analysis can be used both in the study of vocabulary and of a fiction text.

Keywords: concept, fiction text, character, description of human appearance, tonality.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Babenko L. G., Vasil'ev I. E., Kazarin Yu. V Lingvisticheskii analiz khudozhestvennogo teksta. Teoriya i praktika [Linguistic analysis of literary text. Theory and practice]. Moscow: Flinta, 2003.

2. Gal'perin I. R. Tekst kak ob''ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic study]. Moscow: Nauka, 1981.

3. Sergeeva L. A., Khisamova G. G., Shaimiev V. A. Khudozhestvennyi tekst: funktsional'no-kommunikativnyi aspekt issledovaniya [Fiction text: functional-communicative aspect of the study]. Moscow: izd-vo MGOU, 2014.

4. Ovchinnikova S. V. Leksiko-semanticheskoe pole vneshnosti v sootnoshenii s kontseptosferoi vnutrennego mira cheloveka: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2001.

5. Babushkin A. P. Tipy kontseptov v leksiko-frazeo-logicheskoi semantike yazyka [Types of concepts in lexical-phraseological semantics of the language]. Voronezh: izd-vo Voronezhskogo GU, 1996.

6. Popova Z. D., Sternin I. A. Ocherki po kognitivnoi lingvistike [Essays on cognitive linguistics]. Voronezh: izd-vo Voronezhskogo GU, 2002.

7. Ubiiko V I. Kontseptosfera vnutrennego mira cheloveka v russkom yazyke [Concept sphere of inner world of a man in the Russian language]. Ufa: RIO BashGU, 1998.

8. Khisamova G. G. Dialog kak komponent khudozhestvennogo teksta (na materiale khudozhestvennoi prozy V. M. Shukshina) [Dialogue as a component of a literary text (on a material of the prose of V M. Shukshin)]. Moscow: izd-vo MPGU, 2007.

Received 02.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.