Научная статья на тему 'О КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

О КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная инфраструктура / система образования / развитие инфраструктуры / капитальный ремонт / Концепции развития образования / educational infrastructure / education system / infrastructure development / overhaul / Concepts of education development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абидов Магомед Хабибович, Борисова Людмила Александровна, Исмаилова Фатима Нурудиновна

Образовательная инфраструктура региона представляет собой комплекс ресурсов, которые делают возможным функционирование системы образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В настоящей статье дана краткая характеристика состояния образовательной инфраструктуры Республики Дагестан, раскрыты основные проблемы, а также обозначены пути решения ряда проблем развития инфраструктуры системы общего образования Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абидов Магомед Хабибович, Борисова Людмила Александровна, Исмаилова Фатима Нурудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE KEY PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCA-TIONAL INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The educational infrastructure of the region is a complex of resources that make it possible for the education system to function in accordance with the Federal State Educational Standards. This article gives a brief description of the state of the educational infrastructure of the Republic of Dagestan, reveals the main problems, and also outlines ways to solve a number of problems in the development of the infrastructure of the general education system of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «О КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

УДК 373 ББК 65.497

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-37-41

Абидов Магомед Хабибович - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Борисова Людмила Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Исмаилова Фатима Нурудиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Abidov Magomed Khabibovich - Doctor of Economics, Professor, Lead Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

Borisova Lyudmila Aleksandrovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management, Dagestan State University of National Economy Ismailova Fatima Nurudinovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy

О КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ON THE KEY PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Образовательная инфраструктура региона представляет собой комплекс ресурсов, которые делают возможным функционирование системы образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В настоящей статье дана краткая характеристика состояния образовательной инфраструктуры Республики Дагестан, раскрыты основные проблемы, а также обозначены пути решения ряда проблем развития инфраструктуры системы общего образования Республики Дагестан.

Ключевые слова: образовательная инфраструктура, система образования, развитие инфраструктуры, капитальный ремонт, Концепции развития образования.

The educational infrastructure of the region is a complex of resources that make it possible for the education system to function in accordance with the Federal State Educational Standards. This article gives a brief description of the state of the educational infrastructure of the Republic of Dagestan, reveals the main problems, and also outlines ways to solve a number of problems in the development of the infrastructure of the general education system of the Republic of Dagestan.

Keywords: educational infrastructure, education system, infrastructure development, overhaul, Concepts of education development.

Основными задачами государственной политики в сфере образования являются предоставление образовательных услуг высокого качества и обеспечение их доступности для всех без исключения участников образовательного процесса. Это касается всех видов и уровней образования.

Качественное образование - это мощный ресурс для развития региона и страны в целом.

В целях решения сложившихся десятилетиями проблем в системе образования Республики Дагестан Указом Главы Республики Дагестан от 22 ноября 2021 г. 2022 год объявлен Годом образования в Республике Дагестан. Сегодня и сейчас перед республикой стоят вопросы, на решение которых уйдет не один год реализации и потребуются немалые финансовые ресурсы.

В настоящее время перед системой образования Республики Дагестан остро стоят вопросы аварийности и ветхости зданий многих образовательных организаций, капитального ремонта зданий общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, организации питания детей, обеспечения доступности дошкольного образования, организации учебного процесса в одну смену в крупных населенных пунктах республики, материально-технического обеспечения образовательного процесса в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, наличия соответствующего библиотечного фонда в образовательных организациях, низких образовательных результатов учащихся, повышения мотивации учителей и их уровня квалификации и некоторые другие проблемы.

Одной из острых проблем образовательной инфраструктуры системы общего образования на сегодняшний день остается физический износ зданий школ. Так, из 1 403 школ 154 (11%), в которых обучаются более 31 тыс. детей, признаны аварийными. [4]

В 2021-2024 гг. в рамках федеральных и республиканских программ на территории Республики Дагестан строится 103 общеобразовательные организации на 40 093 уч. мест, из них 25 школ на 5,6 тыс. ученических мест строятся взамен аварийных. [4]

По 129 аварийным школам, в которых обучаются порядка 20 тыс. детей, не определены источники финансирования строительства в связи с ограниченными возможностями республиканского бюджета Республики Дагестан и отсутствием соответствующих программ на федеральном уровне.

Полагаем, что с учетом сложившейся за последние годы миграционной картины в горных территориях республики вопрос ликвидации аварийности и ветхости в маленьких школах с небольшим количеством учащихся надо решать путем строительства школ-интернатов в районных центрах и крупных населенных пунктах, где также можно будет осуществлять подвоз учащихся из близлежащих населенных пунктов.

Ключевой проблемой развития инфраструктуры системы общего образования является перегруженность отдельных школ и риск возникновения в них трехсменного режима обучения.

В 2021 -2022 учебном году в 33 образовательных организациях республики учебный процесс осуществлялся в 3 смены.

В целях ликвидации трехсменного режима обучения по 19 школам из 33 в настоящее время осуществляется строительство школ, которое планируется завершить в 2024 году. Строительство осуществляется за

счет средств из федерального бюджета. По 14 школам на 5 152 ученических места с общим объемом финансирования 6 729,41 млн рублей стоит острая проблема определения источников финансирования.

В настоящее время Правительство РД прорабатывает данный вопрос с федеральными министерствами. Возможным источником финансирования может быть государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», одним из целевых индикаторов исполнения которой является снижение доли обучающихся общеобразовательных организаций во вторую и третью смены в общей численности учащихся.

По данным Минобрнауки РД, в Республике Дагестан 713 (51,2%) школ нуждаются в капитальном ремонте.

В 2022 году в целях улучшения материально-технического оснащения школ в рамках региональной программы «Модернизация школьных систем образования Республики Дагестан» государственной программы «Развитие образования» проведен капитальный ремонт в 191 общеобразовательной организации (210 зданий) в 40 муниципальных образованиях Республики Дагестан. [2]

В 2023 году планируется ремонт 141 здания 139 школ в 34 муниципалитетах на сумму 3,06 млрд руб. [5]

Еще одной проблемой, носящей инфраструктурный характер, является организация питания детей. В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина с 1 сентября 2021 года во всех общеобразовательных организациях Республики Дагестан организовано бесплатное сбалансированное горячее питание для 208 тыс. учащихся 1-4 классов. [4]

Вопрос обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией является одним из приоритетных направлений государственной политики в области национальной безопасности страны.

В образовательных учреждениях республики, осуществляющих закупки продуктов питания, сохраняется проблема с поставкой фальсифицированной пищевой продукции, таких как молоко и молочные продукты, некачественной мясной продукции. Это связано с возможностью использования дешевых растительных жиров - аналогов натуральным сливочным жирам, в том числе пальмового масла, что влечет риск нанесения вреда здоровью человека.

По информации из Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан, по результатам выборочных контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в части образовательных организаций, выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства: прием пищевых продуктов осуществляется без документов, подтверждающих качество и безопасность; нарушены требования к составлению меню; не соблюдаются требования к среднесуточному набору пищевых продуктов; приготовление блюд осуществляется не по технологическим документам, также для улучшения питания не реализуется родительский контроль.

Для исключения в последующем этих фактов Минобрнауки РД совместно с главами муниципальных образований необходимо усилить контроль за качеством организации питания детей, активно подключать к этому вопросу родительскую общественность. При закупке продуктов отдавать предпочтение продукции именно дагестанских производителей,

тем более уже начата процедура сертификации продукции под брендом «Дагестанский продукт».

В текущем году по инициативе Министерства образования и науки Республики Дагестан внесены изменения в действующее нормативное положение, позволяющее муниципальным образованиям увеличивать стоимость питания на одного учащегося с 61 до 89 рублей в рамках образовавшейся экономии средств. Новый порядок позволяет увеличить калорийность и кратность питания. [4]

Также сегодня в образовательной системе республики сохраняется проблема наличия пищеблоков в общеобразовательных организациях. В 105 (7,5%) школах Республики Дагестан пищеблоки вовсе отсутствуют. Горячее питание детей в таких школах организовано в приспособленных и арендованных помещениях близлежащих зданий, до которых надо еще дойти детям младшего возраста, что вызывает специфические трудности, особенно в осенне-зимний период.

Одним из способов, который позволит оперативно и с меньшими затратами решить данную проблему является строительство в общеобразовательных организациях пищеблоков с использованием быстровозводи-мых модульных технологий в рамках долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса. При нехватке бюджетных средств инструменты ГЧП позволят решить общественно значимые задачи на взаимовыгодных условиях в короткие сроки.

В числе наиболее острых проблем также остается состояние материальной технической базы большей части оздоровительных лагерей Республики Дагестан разных форм собственности, которые не соответствуют нормативным требованиям для организации безопасного отдыха детей.

Поручением Главы Республики Дагестан для строительства и восстановления в период 2023-2025 годы определены 15 детских оздоровительных лагерей.

Обновления требует и материально-техническое оснащение школ для занятия физической культурой и спортом. Из функционирующих в Республике Дагестан 1 403 общеобразовательных организаций спортивные залы имеют всего 700 школ (49,8%). [5]

Принимая во внимание, что строительство спортивных залов не предусмотрено в рамках действующих государственных программ, а также учитывая дотационность республиканского бюджета, считаем целесообразным Министерству образования и науки Республики Дагестан совместно с Агентством по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан и Министерством промышленности и торговли Республики Дагестан проработать вопросы строительства спортивных залов с привлечением средств потенциальных инвесторов, а также сотрудничества в рамках государственно-частного партнерства.

Также для системы образования республики сохраняет свою архиважность вопрос достижения национальной цели развития Российской Федерации в части обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

На сегодняшний день в очереди на зачисление в детские сады в республике стоят более 23 тыс. детей. Охвачены дошкольным образованием 108,7 тыс. детей, что составляет 26,8% от общего числа детей дошкольного возраста. Доступность дошкольного образования для детей в

возрасте от 0 до 3 лет составляет 58,39%, от 3 до 7 лет - 86,21 %. [5]

В целях обеспечения доступности дошкольного образования в республике в период с 2022 по 2025 годы предусмотрено финансирование на строительство 56 дошкольных образовательных организаций на 8088 мест. Необходимо обеспечить своевременный ввод указанных объектов. С учетом прогноза демографического развития республики, низкого охвата детей дошкольным образованием считаем необходимым серьезно проработать с федеральными органами исполнительной власти вопрос строительства новых объектов дошкольного образования и в последующие годы. При этом органам местного самоуправления необходимо реа-лизовывать и альтернативные формы обеспечения занятости детей дошкольного возраста. [4]

Вопрос необходимости создания условий для полного охвата детей всеми уровнями образования ни у кого не вызывает сомнений. Пробелы в дошкольном образовании сразу же проявляются у ребенка в начальной школе. Дошкольное образование служит своего рода фундаментом для дальнейшего качественного развития ребенка в системе общего образования.

Все выше обозначенные проблемные вопросы отражены как приоритетные задачи в Концепции развития образования в Республике Дагестан [1]. Полагаем, что правительству республики необходимо будет приложить не мало усилий для скорейшего решения этих задач.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022г. № 146 «Об утверждении Концепции развития образования Республике Дагестан на период до 2030 года». - URL: http://dagminobr.ru.

2. Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 марта 2022 года № 62 «Об утверждении регионального проекта Республики Дагестан «Модернизация школьных систем образования Республики Дагестан». -URL: http://pravo.e-dag.ru/document/05002008645/.

3. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бонда-ренко, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 508 с.

4. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Дагестан. - URL: http://dagminobr.ru/

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. - URL: https://dagstat.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.