Научная статья на тему 'О классификации поэтических образов как концептов культуры'

О классификации поэтических образов как концептов культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Феркель Владлен Борисович

Выявление и исследование поэтических образов, содержащихся в культурных текстах, дает новое представление о культуре, интересах и предпочтениях поэтов, а через их восприятие мира-и о культуре обществ, в которых они жили. Структура образов выстраивается по принципу возрастания и усложнения цельности. Используя предложенную автором градацию поэтических образов, выявляются закономерности, отражающие особенности мировосприятия отдельных поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About classification of poetic images as cultures concepts

Revealing and research of thepoetic images containing in cultural texts, gives new representation about culture, interests and preferences of poets, and through their perception of the world and about culture of societies in which they lived. The structure of images is built by a principle of increase and complication of integrity. Using the gradation of poetic images offered by the author the laws reflecting features of attitude of separate poets come to light.

Текст научной работы на тему «О классификации поэтических образов как концептов культуры»

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

В. Б. Феркель

О КЛАССИФИКАЦИИ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ КАК КОНЦЕПТОВ КУЛЬТУРЫ

Человечество в своем развитии порождает множество культурных текстов, анализу которых посвящен ряд исследований. Видами культурных текстов являются лирические стихотворения, а также их фрагменты, именуемые поэтическими образами. Выявление и исследование поэтических образов дает новое представление о культуре, интересах и предпочтениях самых тонко чувствующих людей—поэтов, а через их восприятие мира и о культуре обществ, в которых они жили. Можно утверждать, что поэтический образ— восприятие, отражение и выражение поэтом через комплекс поэтических приемов (тропов) неразделимой цельности бытия и сознания.

В литературоведении XX века при исследовании концепта «образ» основной упор делался на образ художественный: образ произведения или, в крайнем случае, образ персонажа произведения. Хотя предпринимались попытки построения иерархии образов. В частности Н. Л. Лейдерман отмечает, что «существуют виды словесных образов (по уровням художественного текста):

— фонические и ритмические (аллитерации, ассонансы, анафоры и т. п.);

—лексические (слово-образ);

— предметные (деталь, подробность, интерьер, пейзаж);

—характер (образ-персонаж);

— произведение как «образ мира».

Образы каждого последующего уровня возникают на основе образов предшествующих уровней» [1].

Видно, что поэтический образ является объединяющим для лексических и предметных образов в градации Н. Л. Лейдермана, но и они не полностью охватывают пространство, очерчиваемое поэтическим образом.

Поэтический образ не всегда присутствует в стихотворении. Зачастую поэты просторифмуют строки, демонстрируя мастерство версификации. Автором было исследовано творчество около полутора тысяч поэтов XVIII—XX веков, пишущих на русском языке, и только в произведениях четверти из них были выявлены поэтические образы. При этом количество образов, встречающееся у отдельных поэтов неодинаково. Кто-то рассыпает образы в каждой строфе, у кого-то встречается всего несколько образов. Это и естественно. Творчество индивидуально, восприятие и отражение мира у каждого поэта свое. Можно считать, что концепт «поэтический образ» выражает особый интерес автора к тому или иному предмету, явлению, чувству, понятию. И если такого особого интереса нет, то и поэтические образы не рождаются.

Выявлением и классификацией поэтических образов занимался целый ряд исследователей. Наиболее объемный труд принадлежит Н. В. Павлович, которая опубликовала «Словарь поэтических образов» [2]. В предисловии автор указывает, что в словарь вошли отрывки из произведений шестисот авторов поэзии и прозы XVIII—XX веков. Представляется не совсем корректным смешение родов литературы и отсутствие градации собранного материала по историческим периодам. В этом же словаре предложена классификация поэтических образов.

«ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: Человек, Человек и его деятельность, Животные, Птицы, Насекомые, Боги и мифологические существа ОРГАНЫ И ЧАСТИ ТЕЛА БЫТИЕ

МЕНТАЛЬНОЕ СЛОВЕСНОЕ ИСКУССТВО ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТ И ДВИЖЕНИЕ ОРУДИЯ

ЕДА И НАПИТКИ

ТКАНИ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНИ» [2]. Вызывает сомнение продуктивность такой градации, потому как в ней не прослеживается система отражения мира индивидуумом, творцом, поэтом, чье творчество исследуется.

Если принять отдельный поэтический образ в качестве элемента множества поэтических образов, то можно попытаться сформировать структуру образов как отражения мира. Один из возможных вариантов структуры предложен Н. А. Ягодинцевой. «Структура образов выстраивается по принципу возрастания и усложнения цельности: каждый уровень образует определенную оболочку сознания.

— Первый уровень составляют образы, описывающие человека, его физическое тело и индивидуальное сознание—микрокосм. Образы, описывающие тело, непосредственно связаны с образами жизни (ее процессов) — и смерти, и составляют первый подуровень. Второй подуровень образуют традиционные категории индивидуального сознания: ощущения, чувства (эмоции) и мысли.

— Вследствие развития мышления возникает следующая оболочка: коллективное сознание. Образы сферы коллективного сознания — это прежде всего средства общения и времяисчисление, затем категории образного и духовного познания мира и формы самоорганизации.

Филология

— К образам третьего уровня отнесено описание обустроенного мира — Ойкумены. Здесь выделяются три подуровня: предметы, созданные человеком, его отношения с Природой и средства самоуничтожения.

Четвертый уровень образов описывает земную Природу и ее стихии. За основу каждого из четырех подуровней Среднего Космоса взята стихия: Воздух, Вода, Земля, Огонь. Одновременно эти стихии отражают и четыре состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое—и плазму. Нетрудно заметить, что три первые стихии напрямую соотносятся с оболочками Земли: атмосферой, гидросферой и литосферой. Поэтому снег, пурга, дождь, гроза определены как атмосферные явления, а такой образ, как сугроб, напрямую связан со снегом—в отличие от лужи, прочной ассоциацией сцепленной со стихией воды. Биосфера распространяется на все три оболочки, и потому распределена по средам преимущественного обитания: рыбы и кувшинки относятся к стихии воды, птицы и насекомые—к стихии воздуха,растения и животные—к стихии земли.

Пятый уровень образов описывает Макрокосм— Вселенную. Эти образы очень мало разработаны в поэзии —структурировать подуровни здесь практически не из чего» [3].

Таким образом структура поэтических образов представляется в следующем виде.

Уровень 1. Человек — состояния и свойства (микрокосм).

1. Физическое тело.

2. Жизнь.

3. Смерть.

4. Ощущения.

5. Чувства.

6. Мысли.

Уровень 2. Коллективное сознание.

1. Средства общения: язык, литература.

2. Времяисчисление.

3. Образное познание мира: искусство и его атрибуты.

4. Духовное познание мира: мифология, религия и ее атрибуты.

5. Коллективное самоосознание и формы самоорганизации.

Уровень 3. Ойкумена — обустроенный мир, ближний космос.

1. Предметный мир.

2. Диалог с природой.

3. Средства самоуничтожения.

Уровень 4. Природа — мир стихий (средний космос).

1. Стихия воздуха.

2. Стихия воды.

3. Стихия земли.

4. Стихия огня.

Уровень 5. Вселенная — мироздание (макрокосм).

Представляется, что такая градация поэтических образов предпочтительнее предложенной Н. В. Павлович.

Используя предложенную градацию поэтических образов, удалось выявить определенные закономерности, отражающие особенности мировосприятия отдельных поэтов. Результаты приведены в словарях поэтических образов «От Абажура до Яшмы» и «От«Акации до Ярмарки» [3,4]. Для наглядности результаты представлены в виде диаграмм, где указано процентное соотношение образов той или иной категории с общим количеством выявленных образов у данного поэта.

Система поэтических образов, выявленных в произведениях С. А. Есенина, представляется в следующем виде (рис. 1).

Из диаграммы видно, что наиболее интересными для него были природа и космос, что подтверждает 75 процентов поэтических образов, связанных с миром стихий и космосом.

Микрокосм _ ^°ЛЛ' Космос 10% Сознание

32% 8%

Ойкумена (ближний космос)

7%

Мир стихий 43%

Рис. 1. Образы С. А. Есенина

В качестве еще одного примера приведем распределение поэтических образов, связанных с Миром стихий, у Б. Л. Пастернака (рис. 2).

Стихия

земли

15%

Стихия

воды

14%

Стихия

воздуха

66%

Рис. 2. Мир стихий у Б. Л. Пастернака

Видно, что стихия воздуха является преобладающей в творчестве поэта (66 %), стихии земли и воды занимают примерно равное положение (15 и 14 %), стихия огня всего 5 % от общего коли чества поэтических образов, связанных с природой.

210

Вестник ЮУрГУ, № 7(47), 2005

В. Б. Феркель

О классификации поэтических образов как концептов культуры

Одним из свойств множеств является возможность их складывания. Тогда, суммируя элементы множеств поэтических образов отдельных поэтов, мы сформируем множество поэтических образов групп поэтов, распределенных по различным признакам: исторический период жизни и творчества, гендер, территория проживания и т. д.

Таким образом, автором предложен механизм исследования культурных текстов, позволяющий по-новому взглянуть на творчество отдельных поэтов, как представителей культуры различных эпох, принадлежащих к определенным социальным, историческим группам.

Литература

1. Лейдерман Н. Л., Барковская Н. В. Теория литературы (вводный курс): Учебно-методическое пособие для студентов факультета русского языка и литературы /Урал. гос. пед. ун-т; Науч-исследоват. центр «Словесник».—Екатеринбург: АМБ, 2002.—С. 19.

2. Павлович Н. В. Поэтические образы. Словарь, Т. 1,2. — М: Едиториал УРСС, 1999.

3. Поэтические образы. От Абажура до Яшмы. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2002. — 592 с.

4. Поэтические образы. От Акации до Ярмарки. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2005. — 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.