Научная статья на тему 'Образная система ингушской поэзии второй половины ХХ века'

Образная система ингушской поэзии второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / СИМВОЛ / МИРОЗДАНИЕ / МИКРОКОСМ / МАКРОКОСМ / БЫТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ФАНТАЗИЯ / АБСТРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Братко Наталья Валерьевна

Теоретико-практический материал статьи представляет собой опыт систематизации поэтических образов в ингушской поэзии и даёт возможность приобщиться к тончайшим связям ключевых понятий современного литературного процесса в восприятии ингушских поэтов второй половины ХХ века. Целевая направленность работы носит характер создания чёткого понимания образов и символов ингушской поэзии в её философском назначении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образная система ингушской поэзии второй половины ХХ века»

УДК 82.0

ББК-83.3 (2=Инг)

Б 87

Н. В. Братко

Образная система ингушской поэзии второй половины ХХ века

(Рецензирована)

Аннотация:

Теоретико-практический материал статьи представляет собой опыт систематизации поэтических образов в ингушской поэзии и даёт возможность приобщиться к тончайшим связям ключевых понятий современного литературного процесса в восприятии ингушских поэтов второй половины ХХ века. Целевая направленность работы носит характер создания чёткого понимания образов и символов ингушской поэзии в её философском назначении.

Ключевые слова:

Образ, символ, Мироздание, Микрокосм, Макрокосм, Бытие, мышление, воображение, фантазия, абстракция.

Поэтические образы составляют основную философскую часть понимания творчества ингушских поэтов второй половины ХХ века. Создание чёткого понимания образов и символов ингушской поэзии в её философском назначении на сегодняшний момент является одним из важнейших критериев её изучения. В поле нашего зрения оказались поэты, творившие в разные периоды минувшего века и определившие ход нового литературно-поэтического процесса. Особое значение в нашей работе имеют данные «Словаря поэтических образов» В. Б. Феркеля, наработки теоретикопрактического характера Н.А. Ягодинцевой. Ход работы определился двумя методами исследования: это абсолютный уровень мышления, требующий умения мыслить философски и абстрактно, и эвристический, где каждое новое проявление слова в каком-либо образе и символе воспринимается некоторым «открытием целой Вселенной». На наш взгляд, актуальность исследования определяется теоретическим и практическим интересом современников в изучении символической поэзии ингушских поэтов второй половины ХХ в., ибо в новом литературно- поэтическом процессе понятие ОБРАЗА и СИМВОЛА является основополагающим. И данный научный интерес вызван, прежде всего, особой эпохой, историческими метаморфозами, столь характерными переломному времени. В своей работе мы попытались определить сущностное значение о представлении Мира, Вселенной как части Мироздания следующих поэтов: Дж. Яндиева, С. Чахкиева, А.Хашагульгова, Иб. Торшхоева, М.- С. Плиева, Г. Гагиева и многих др.

Развитие общества - это осознание себя, своего существования в масштабах Мироздания, включение во все более тонкие и сложные процессы, происходящие в нём. Природа обеспечила нас великолепным инструментарием для эволюции. Изучение структуры сознания помогает нам полнее и продуктивнее использовать свои возможности. Поэтому важно осознать ЧТО в нас есть и КАК мы это используем. Как известно, любой процесс начинается с создаваемого образа. Для любого созидательного процесса необходимо иметь две важнейшие составляющие: а) проект - образ создаваемого объекта; б) знание о деталях и поэтапной последовательности его создания, построения. Реальное и психологическое восприятие мира определяется научным предприятием и образным мышлением, способным определиться в искусстве: наука занимается изучением свойств и законов материального мира; искусство, изучающее духовный мир человека, соотносит психическую и физическую реальности его существования. Основной информационной единицей для искусства является цельность - образ, а характерным типом связей - уподобление, которое предполагает наличие иерархии цельностей и логическую связь по типу соотнесения « целое- целое».

Оба способа изучения мира - научный и художественный (образный) - работают на «новых территориях сознания». Результат их деятельности упорядочивает и привносит в повседневную жизнь общества культура. Совершенно очевидно, что современная цивилизация и все системы её образования направлены на развитие преимущественно научного, понятийного мышления. И перед художником слова стоит задача не только совмещения, но и объяснения реального и психологического восприятия человеком целого Мироздания. Порой этого объяснения необъяснимого можно достичь лишь благодаря создаваемому образу и символу. Используя поэтический инструментарий можно сказать, что понятие - это точка на плоскости, которая может связываться с другими точками (создать новые смыслы) только на отведённом ей уровне (линейная логика), а образ - точка в пространстве, открытая для смысловых связей одновременно во все стороны (нелинейная логика). Научное мышление стремится к универсальности: наибольшую ценность для него имеет то, что многократно проверено, подтверждено множеством опытов, описывает закономерности достаточно больших групп явлений. Искусство всегда вносило в жизнь совершенно иное понимание точности как уникальности, единичности. И эта точность, которую, как ни странно, принято называть поэтической вольностью, учитывает уникальность личности, неповторимость мгновения, особенности индивидуального восприятия событий. Именно на неё человек откликается интуитивно - мгновенно и безрассудно - она-то и есть тайный магнит искусства. И сейчас мы имеем возможность сказать о том, что образное мышление характерно для поэтического творчества в целом, и данный факт способен определить поэзию в её интеллектуально-чувственном назначении. Так ингушская поэзия второй половины ХХ в. в своем многообразии, сложности синтеза языковых средств, умении абстрагироваться вполне оправданно и заслуженно переходит в разряд интеллектуальной поэзии, а эта поэзия, как известно, предназначена только для интеллектуально подготовленного читателя. В поэтическом произведении вся необходимая информация сосредоточивается в едином понимании ОБРАЗА и СИМВОЛА. Образ - художественный тип мышления. И этот тип мышления предполагает общение на уровне целостных системы и подсистемы, Макро- и Микрокосма, внутреннего и внешнего - самих сущностей, а не их элементов. Характерный тип связи в образной системе - уподобление внутри иерархии цельностей и наличие посредника, также обладающего цельностью. Общение по принципу «целое -целое» устраняет критические противоречия и возможность смысловых подмен. Образ, сам являясь цельной единицей смысла, содержащей все уровни информации - от плотных материальных до тончайших психологических структур - соотносит большую и меньшую цельности - систему и подсистему, и тем самым вводит в действие универсальные (общие) для той и другой стороны законы БЫТИЯ, то есть вытесняет хаос из пока ещё непознанных областей. Образ собирает, придаёт завершённость и самодостаточность каждой единице информации, прорабатываемой мозговой деятельностью человека, и проходит к его чувственным рецепторам вне зависимости от их величины. Так, на поверхности капли росы свободно умещается отражение лесной лужайки с небом и облаками у Г. Гагиева. Общение между большим и малым происходит в «щадящем режиме», учитывающем объём восприятия, но какое бы количество сведений не передавалось - качественно образ содержит в себе все информационные уровни: незнакомое уподобляется уже известному, небесное - земному и наоборот, ибо уподобление универсально и раскрывается в обе стороны смысла. Если в большом мире всё устроено так же, как в малом, то в стихах А. Хашагульгова небо становится кровом, земля - метелью, солнце - очагом, звёзды - млечной дорогой... Но малое столь же подобно великому: родовая башня, огонь в очаге становятся моделью мира, в котором все «вещи» располагаются соответственно по порядку. Так в огромном и практически неизученном мире воцаряются гармония и понимание. Бесценность и незыблемость родовой башни устойчиво именно благодаря тому, что весь быт, каждое действие имеют высокие соответствия данному порядку вещей:

Башня сердца моего пуста.

Раньше в ней всегда была весна.

В ней цветы росли, сияли звёзды,

Бегали косули.

(А. Хашагульгов, перевод Р. Цурова)

Мы холодные камни ласкали,

Грел очаг изболевшую грудь.

Символ духа - высокая башня,

Маяком освещавшая путь!

(М. Льянова)

Вернулся к истокам. чему же я рад?

Изба покосилась, заброшенный сад Высоким бурьяном по брови зарос,

И встретить пришельца не выбежал пёс.

(И. Торшхоев, перевод В. Бояринова) Словесный образ - основная информационная единица поэзии. Говоря об образе как о выразительном средстве, необходимо пояснить и саму цель поэтического труда. Прямой ответ на этот вопрос (о предмете поэзии) мы можем найти в Коране, об этом говорит и «теоретическое наблюдение философской поэзии» Н. Ягодинцевой. Священная книга мусульман чётко регламентирует все стороны человеческого бытия . Но есть в этой Книге раздел , который называется « Поэтические суры» , где речь идёт о предстоянии человека перед Вселенной, перед властью и милостью Высших сил. На уровне Священного закона утверждается, что всё во Вселенной наделено жизнью и связано незримыми нитями родства и сотрудничества. О единстве Макро - и Микрокосма говорится ещё в Веданте, а Коран уже грозно предупреждает нас: « Когда земля расправит сутулые плечи...». Качественные переходы, естественные для жизненных процессов, научной, причинно-следственной логикой осознаются с трудом, потому что переносят систему или явление в совершенно другие условия. Для описания качественных изменений вводятся специальные понятия, усложняя ситуацию до предела. В художественном мышлении подобные переходы - нечто естественное, не требующее специальных усилий: от вечного - космического к мгновенному - земному, от материального к духовному. В этом - колоссальное преимущество поэзии как способа мышления и познания мира. И это «религиозное исповедальное» назначение поэтического творчества в его образном и символическом отношении как никогда способно отразиться в поэтических строках Дж. Яндиева:

Ласковый свет мой,

Любезный стихам,

Свет мой небесный!

Лунной дорогой Спешат к женихам Звёзды - невесты.

Сон вековой ли В бурьяне зарыт,

Вещие клады?

Или смеются И плачут навзрыд Ночью цикады?..

(перевод В. Бояринова)

Так в чём же проявляется истинное назначение словесного образа и к чему он способен привести понятийное мышление? Обратимся к следующему примеру. Буквы, объединяясь в слово, создают новый смысл. Слова, складываясь в предложения или строки, фиксируют полёт чувства или ход мысли, а строки, звуча в стихотворении, создают лирический или событийный сюжет. Стихотворения, собранные в книгу, - это уже целый мир, художественная реальность. Создатели азбуки не просто чертили знаки для обозначения тех или иных звуков: за каждым знаком огромный смысл, свёрнутый опять же в образ! Вспомним начало славянского алфавита: «Аз, буки, веди.». А ведь это целое предложение - «Я знаю буквы .» . Даже сами начертания букв условно обозначают этапы познания мира человеком :« Начальная буква алфавита А есть не что иное, как образ человека , ощупывающего на коленях землю . Буква Б представляет из себя ощупывание этим человеком воздуха. Знак сидения на коленях означает то, что между землёй и небом он почувствовал мир пространства . Прочитав сущность земли и почувствовав над нею прикрытое синим сводом пространство, человек протянул руки к своей сущности. Пуп есть узел человеческого существа, и поэтому, определяя себя или ощупывая, человек как- то невольно опустил руки на эту завязь и получилась буква В .». Вот мы и вернулись к началу, к ОБРАЗУ.

Поэт в широком смысле слова не тот, кто рифмует, а тот, кто по-иному воспринимает и передаёт информацию - в совокупности, одномоментно. Сознательно или подсознательно он делает это? - Интуитивно, - ответим мы, - ибо именно интуиция способна проникать в глубину вещей и явлений, а потом уже за ней следуют логика и эрудиция. Литература и искусство выполняют вполне конкретную задачу в изучении и «ненасильственном» упорядочивании внутреннего мира - Микрокосма - личности и общества. Так называемая художественная реальность - это освещённое, упорядоченное в сознании, осмысленное пространство жизни, и по сути каждое произведение является своеобразным маяком, излучателем мысли художника слова:

Мучительно чеканю я сонет, как эдельвейс альпийский, бесполезный, и, кажется, в нём жизни вовсе нет и холоден он, как узор железный.

Уходят и приходят мастера.

Всё жив сонет. Всегда его пора В войне и мире, радости и горе.

(Р. Цуров)

Стих мой - тело женщины любимой, пламя очага, дорога к дому.

Стих мой - вечный и несокрушимый Прометей, прикованный к Мят-лому.

(А. Хашагульгов, перевод Р. Цурова) Сущностное значение в понимании и определении ОБРАЗА и СИМВОЛА в литературном процессе второй половины ХХ века сводится к важности определения и понимания того, что поэзия как вид литературы не подчиняется фундаментальному пониманию стержневых языковых понятий, таких как синтаксическая модель, стилистический уровень, лексические и морфологические связи и прочее, а является вполне самостоятельным, независимым подуровнем сложной языковой системы, функционирующим по своим законам абстракции, воображения, фантазии. На данном этапе этот уровень представляет научную значимость в современном изучении именно поэтического творчества, так как лишь оно способно определить сущность чувственного восприятия литературы как искусства жизни. Отсюда следует, что представленный период поэзии не только направлен интеллектуально (хотя 8 % поэтических текстов относят к данной категории), но и имеет чувственное назначение (и здесь поэзия не

уступает своих границ!). Проследим данный факт на примере аналитического наблюдения о назначении образов и символов в некоторых произведениях ингушской поэзии. Состояние и структура образной системы поэзии данного периода определяются пятью уровнями с точки зрения философского восприятия БЫТИЯ человека, способного быть переданным через поэтическое творчество. Первый из названных уровней определяет состояние, свойства человека (это так называемый Микрокосм). Среди человеческих состояний и свойств ведущее место занимают интеллектуальные потребности: мысль, воображение, фантазия, мечта, гипноз, лесть, самообман, безумие, сумасшествие (творчество А. Хашагульгова, Дж. Албакова, Р. Цурова, Иб. Торшхоева); а также чувственные свойства и ощущения: безразличие, равнодушие, любовь, ненависть, мазохизм, жалость к себе, покаяние, амнезия, крик, влечение, видение (стихи Дж. Яндиева, С. Чахкиева, Г. Гагиева, М. Льяновой, Р. Дидиговой). В данном перечне поэтов, творчество которых, на наш взгляд, определяется первым философским уровнем назначения поэзии с точки зрения бытийного состояния человека, мы попытались в процентном соотношении определить «ведущее начало». В то же время имя Г.Гагиева или Иб. Торшхоева в равном количестве может определить, например, второй уровень названной системы. Но это является предметом отдельного исследования. Остановимся на определении понятий образа и символа. Так, например, слово «мысль», по нашим наблюдениям, определено более чем в десяти назначениях чувственного восприятия человека в творчестве Дж. Яндиева, Иб. Торшхоева, Г. Гагиева, Дж. Албакова, М. Льяновой, Р. Дидиговой и др. Приведём несколько примеров:

Что поделать с думами -Золотыми пчёлами -Иногда угрюмыми,

Иногда весёлыми? или

Но мысль длинна, как луч,

И значит,

Наше время бесконечно.

И бесконечна Тайна Бытия.

(Дж. Яндиев)

Тени забытые прожитых лет Всплыли вслед за луною на свет.

(Иб. Торшхоев)

« Ещё не вечер!». Но тоской Наполнен каждый вечер мой;

И мыслей проплывает рой.

(Р. Дидигова)

В слове - светлых мыслей полнота и сила,

« Доброе - то слово - гору прорастило »,

Чёрные же мысли - вроде тяжких пут.

(Дж. Албаков)

Так что же является фундаментом художественного, образного миропознания? Прежде всего, его основополагающие связи заложены в нашей психике на уровне архетипов. Отсюда вполне ясно и понятно, почему человек сопоставляет себя с миром стихий, ведёт диалог с природой. И всё это определяется конечным уровнем образной системы, Вселенной - Мирозданием - это и есть Макрокосм.

В результате проведённого анализа аналитического уровня ингушской поэзии второй половины ХХ века в её образной системе полученные данные таковы: 1) ингушская поэзия представленного периода в своей основе многообразна и полисемична; 2) образное строение лингвистической оформленности стиха абстрактно: восприятие человека и человеческого общества в целом - это осознание себя, своего существования в масштабах Мироздания.

Примечания:

1. Антология ингушской поэзии. ХХ век. Ростов н/Д, 2006.

2. Гей Н.К. Художественный образ как категория поэтики. М., 1983.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М., 1989.

4. Словарь поэтических образов. Челябинск, 2002 .

5. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

6. Ягодинцева Н.А. На высоте метели. Челябинск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.