МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х
и
10.Община // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. 512 с. 11.Озарение // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1.
12.Рассел П. ТМ техника // Высшее сознание: пер. с англ. М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1995.
13.Тибетская книга мертвых (Бардо Тёдол). М.: Подиум, 1992. С. 20.
14.Упанишады: в 3 кн. / пер. с санскрита, предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. М.: Наука, 1991. Кн. 2. 15.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994. 416 с.
16.Эванс-Вентц У. Й. Тибетская йога и тайные учения: пер. с англ. Самара: Агни, 1998. 624 с.
© Жульков М. В., 2016
УДК 008
Петров Игорь Федорович
док. филос. наук, профессор ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
О КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБНОСТЬ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ
Аннотация
В статье рассматривается одна из важнейших проблем - проблема человеческих потребностей, их природа, толкование и роль в человеческой жизни.
Ключевые слова
Потребность, человек, объективное явление, субъективное явление.
Категория «потребность» имеет множество значений, так как различные общественные науки исследуют разные стороны потребностей. Психологическая трактовка категории «потребность» акцентирует внимание на реакции в самом организме носителя потребности, то есть выделяется ее субъективная сторона. Примеры такого видения можно найти в работах следующих авторов: И. А. Иванова: «Потребность личности есть переживание какой-то недостаточности. Без этого переживания потребности быть не может» [1]; Д. А. Кикнадзе: «Потребность выражает собой состояние индивида» [2]; Ю. В. Шарова: «Потребность является определенным состоянием организма» [3]; А. Г. Ковалева: «Потребности -фундаментальные состояния личности, имеющие тенденцию определять направленность личности»[4] и др.
Особенностью этой точки зрения является то, что потребность рассматривается как влечение, как явление сознания - без учета реального, объективного противоречия между субъектом и объектом.
Другие исследователи исходят из единства объективного и субъективного в потребностях, исходя из того, что потребности есть побудительные силы деятельности, выступающие как побуждение и цель. Потребность не может быть просто отнесена либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам - она представляет собой органическое сочетание (единство) объективных и субъективных моментов [см., например: 5].
Таким образом, сторонники этого второго направления указывают на двойственную природу рассматриваемого явления.
В социальной психологии существуют позиции, близкие к этой точке зрения, согласно которым потребности рассматриваются как психологические реальности, отражающие отношение человека к объективному миру.
Наконец, третья группа исследователей считает потребность объективным явлением, полагая, что потребность есть реальная нужда личности, социальной группы или общества в определенных явлениях и предметах окружающего мира. Эти авторы определяют ее как «внутреннюю необходимость живого организма или человеческого существа» [6] или как «практическое проявление необходимости».
С пониманием потребности как чего-то объективного можно согласиться в том случае, если под
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
потребностью подразумевать реальное противоречие, возникающее между субъектом и объектом как порождение социальной системы в целом. Тогда потребность - противоречие, порождаемое всем ходом общественной практики и проявляется в виде влечения в субъективной сфере, которое, в свою очередь, реализуется прежде всего в процессе производственно-потребительской деятельности. Исходя из этого изучение потребности как социально-объективного явления должно осуществляться и осуществляется в пределах общесоциологической теории.
Понимание потребности как объективного явления вызывает определенные трудности. Надо иметь в виду, что бытие самого общественного субъекта определяется объективными условиями жизни: ни отдельный человек, ни социальная группа, ни общество в целом не в состоянии выйти за пределы, поставленные объективными факторами развития общественного производства. Ведь известно, что степень развития общественных потребностей зависит не от сознания социального субъекта самого по себе, а от состояния и уровня развития реальной связи «субъект - объект». Определяющим фактором всегда остается одно: достигнутый к данному моменту исторического развития уровень общественного производства. Побудительный момент, скрытый в потребности, зависит от состояния реальной связи «субъект - объект», а уровень развития и удовлетворения потребностей - от объективных условий, порождаемых соответствующим уровнем развития общественного производства. Это и определяет объективный характер потребности, рассматриваемой в рамках общей социологии. В силу этого сущность самого социального субъекта оказывается объективно детерминированной: «Производство доставляет потребности не только материал, но и материалу потребность. Предмет искусства - то же самое происходит со всяким другим продуктом - создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство создает, поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъекта для предмета» [7].
Добавим, что общее значение понятия «потребность» выражает свойство всего живого, составляющее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды.
Список использованной литературы:
1. Иванов И. А. Личность как объект психологии. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1988. - С. 29.
2. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. - М.: Мысль, 1968. - С. 10.
3. Шаров Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей. - М: Мысль, 1980. - С. 20.
4. Ковалев А. Г. Психология личности. - М.: Мысль, 1975. - С. 19.
5. Дилигенский Г. Г. Проблема теории человеческих потребностей //Вопросы философии. - 1976. - № 9. - С. 31-45.
6. Маргулис А. В. Проблема потребностей в историческом материализме. - Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1971. - С. 7.
7. Поршнев Б. Ф. Социальная психология. - М.: Наука, 1979. - С. 144.
© Петров И.Ф., 2016
УДК 008
Петров Игорь Федорович
док. филос. наук, профессор ИМСИТ, г. Краснодар, РФ
E-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматривается системный подход как концептуальная основа планирования региональной