Научная статья на тему 'О касимовских и нижегородских поддужных колокольчиках в собрании отдела народного искусства русского музея (19 - начало 20 века)'

О касимовских и нижегородских поддужных колокольчиках в собрании отдела народного искусства русского музея (19 - начало 20 века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1646
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД КАСИМОВ / СЕЛО ПУРЕХ / ЛИТЬЕ / ДУГА / УПРЯЖЬ / КОЛОКОЛЬЧИК / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / КУСТАРЬ / KASIMOV / PUREKH / CASTING / SHAFT BOW / HARNESS / BELL / MUSEUM COLLECTION / CRAFTSMAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пудов Г.А.

Рассматривается коллекция касимовских и нижегородских поддужных колокольчиков из коллекции отдела народного искусства Русского музея: происхождение, художественные и технические особенности произведений. Не меньшее внимание уделяется вопросам атрибуции. Все представленные изделия впервые вводятся в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KASIMOV AND NIZHNI NOVGOROD SHAFT-BOW BELLS IN THE COLLECTION OF THE DEPARTMENT OF FOLK ART OF THE RUSSIAN MUSEUM (19th - early 20th century)

The paper describes the collection of bells from Kasimov and Purekh in the Department of Folk art of the Russian Museum. The author examines the origin, artistic and technical features of items of art. Particular attention is given to issues of attribution. All the works considered in the paper are introduced into scholarly circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «О касимовских и нижегородских поддужных колокольчиках в собрании отдела народного искусства русского музея (19 - начало 20 века)»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 1, с. 59-66

59

УДК 9.93. 930.2

О КАСИМОВСКИХ И НИЖЕГОРОДСКИХ ПОДДУЖНЫХ КОЛОКОЛЬЧИКАХ В СОБРАНИИ ОТДЕЛА НАРОДНОГО ИСКУССТВА РУССКОГО МУЗЕЯ

(XIX - начало XX века)

© 2016 г. Г.А. Пудов

Русский музей, Санкт-Петербург

narodnik80@list.ru

Поступила в редакцию 01.12.2015

Рассматривается коллекция касимовских и нижегородских поддужных колокольчиков из коллекции отдела народного искусства Русского музея: происхождение, художественные и технические особенности произведений. Не меньшее внимание уделяется вопросам атрибуции. Все представленные изделия впервые вводятся в научный оборот.

Ключевые слова: город Касимов, село Пурех, литье, дуга, упряжь, колокольчик, музейная коллекция, кустарь.

Производство поддужных колокольчиков -важная часть культурной и экономической жизни России конца XVIII - первой половины XX века. В научной литературе появление литья колокольчиков связывается с развитием ямщицкой службы во II половине XVIII столетия. Однако первые подписные экземпляры датируются началом следующего века, они связаны с Валдаем - городом в Новгородской губернии. Расцвет производства пришелся на первую половину - середину XIX столетия. Постепенно оно распространилось по многим губерниям России, от Валдая до Иркутска. Но с развитием железных дорог этот промысел постепенно прекратил существование.

Одними из самых значительных литейных центров были город Касимов Рязанской губернии и село Пурех, расположенное в Нижегородской губернии. В музеях России и частных коллекциях сохранилось огромное количество касимовских и пурехских колокольчиков. Крупные собрания имеются в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике и Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».

Коллекция отдела народного искусства Русского музея (далее - ОНИ ГРМ) гораздо меньше по количеству предметов, но среди них есть интересные образцы1. Большинство вещей было привезено из экспедиций в северные регионы страны в 1968, 1985 и 1989 году. Колокольчики находятся в хорошей сохранности. Они еще не становились объектом пристального внимания исследователей, не участвовали в выставках, не упоминались в научной литературе. Время их создания ограничивается второй половиной XIX века.

Промысел в Касимове возник в XVIII столетии. Первые подписные колокольчики появились в 1804 и 1805 году. А 1830-е годы стали временем подъема производства, связанного с деятельностью мастерских Власа Скорнякова и Ивана Кислова. До 1860-х годов промысел переживал время яркого расцвета, затем наступил период постепенного упадка, когда касимовцы были вытеснены с рынка пурехскими мастерами. К 1915 году во всем Касимовском уезде работал лишь один литейщик [1, с. 3; 2].

В числе особенностей касимовских изделий часто называются: развитость опознавательных надписей, имеющих усложненный фольклорный характер, и несклонность мастеров к украшению тулова изделий.

В собрании ОНИ есть колокольчик с надписью на юбке: «МАСТЕРЪ ИВАН КИСЛОВЪ В КАСИМОВЕ» (ил. 1)2. Изделие представляет типичный образец продукции местных литейщиков: оно имеет толстые стенки, классическую валдайскую форму, проточенное гладкое тулово и надпись, выполненную красивым шрифтом, т.н. «касимовской вязью» (включающей такую немаловажную деталь, как буква О в виде ягодки). Техническая особенность - высокая трапециевидная петля для язычка наподобие валдайской - точное указание на касимовское происхождение колокольчика.

В инвентарных книгах указаны имя и фамилия мастера, а также город, где был произведен колокольчик, время создания вещи не зафиксировано. На сегодняшний день эти сведения можно значительно дополнить. Иван Дмитриевич Кислов (1784-1856) был купцом 3-й гильдии, в 1848 году он был причислен к касимовскому купечеству. Некоторое время исполнял

Ил. 1. Колокольчик. Мастер Иван Дмитриевич Кислов. 1811-1844 гг. Касимов, Рязанская губерния (инв. № М-1578).

обязанности словесного судьи [3, с. 33]. Колокольчики с его надписями датируются 18111844 годами. Иван Дмитриевич стоял у истоков касимовского колокололитейного производства. Он - основатель одной из самых известных династий литейщиков Касимова. Его дело продолжили сыновья Алексей (1812-1864) и Николай (1816-1900) и внук Михаил Николаевич (1856-1916). Немаловажное значение для касимовского промысла имела деятельность Николая Ивановича Кислова, создавшего одну из самых крупных мастерских. Его изделия стали «особым направлением касимовского литья». Масштабы производства Кисловых были весьма значительны, о чем говорит большое количество сохранившихся изделий.

Таким образом, в коллекции ОНИ оказалось высококачественное изделие известной и крупной литейной мастерской, время создания которого ограничивается, как указывалось выше, 1811-1844 годами.

В коллекции отдела находится также колокольчик, история производства которого заслуживает особенно пристального внимания3. На его тулове - три изображения одноглавого орла с короной, скипетром и державой. На юбке изделия помещена надпись: «CEI КОЛ 1ВАНА 1ВАНОВ МАМОНОВ». Между словами - разделительные знаки в виде ромбов. Как и рассмотренный выше образец, этот колокольчик имеет художественные и технические особенности изделий литейщиков Касимова: толстые

стенки, классическая валдайская форма, надпись, выполненная касимовской вязью, мощная трапециевидная петля для языка. Однако при этом его тулово не гладкое, как было принято в изделиях касимовских мастеров, - на нем находятся изображения, и они типичны для другого колокололитейного центра - вятского.

По одной из версий, Иван Иванович Мамонов был не мастером, а лишь купцом, заказывающим колокольчики вятским мастерам. Однако в других источниках он называется мастером, изготовителем колокольчиков [4, с. 63; 5, с. 39, 93]. На сегодняшний день о мастерской Мамонова известно следующее. Ее изделия встречаются нечасто, датировать их следует первой половиной XIX века. Они почти одинаковы по размеру и форме (классическая валдайская). Надпись на юбках всех колокольчиков одинакова, иногда меняются лишь разделительные знаки. Гораздо богаче представлен орнамент: изображения гербов Российской империи, одноглавых орлов с короной, скипетром и державой, жар-птиц, ваз с плодами, маскаронов и проч.4 Вероятно, мастерская И.И. Мамонова не относилась к числу крупных и существовала короткий промежуток времени. Технической особенностью ее изделий была большая литая

5

трапециевидная петля для языка и ушко в виде «мощной пирамиды». Отличительной чертой являются и уже упоминавшиеся связи с вятским колокололитейным центром. Надо подчеркнуть, что в истории мастерской Мамонова еще много нерешенных вопросов. Работа с архивными документами и обнаружение еще неизвестных изделий поможет внести ясность в спорные моменты.

Самым молодым центром русского колоко-лолитейного искусства считается пурехский. В науке на сегодняшний день утвердилось мнение, что значительную роль в его возникновении и развитии сыграли связи с Касимовом. С 1830-1840-х годов мастера села Пурех, расположенного в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, отливали (наряду с другой медной продукцией) колокола различных видов, но наибольшую известность снискали поддужные колокольчики. Основателями промысла считаются крестьяне Веденеевы и Трошины. К концу XIX века пурехские изделия вытеснили продукцию других литейных центров с российского рынка. В период расцвета промысла, в 18801890-е годы, литьем занималось почти все мужское население Пуреха и его округи. Кроме поддужных, отливались станционные, сигнальные, судовые колокольчики, а также различные принадлежности для пароходов. Немалую роль в развитии промысла сыграло выгодное географическое расположение села. С.П. Осокин

справедливо писал: «Нижегородская ярмарка и дешевый водный транспорт - это два определяющих условия в развитии пурехского меднолитейного производства» [6, с. 24]. Литье поддужных колокольчиков продолжалось до 1920-х годов.

В собрании ОНИ находится около десятка пурехских колокольчиков. Среди них - изделия заводов и мастерских, игравших первые роли в промысле. Это относится прежде всего к трем колокольчикам Федора Алексеевича Веденеева6. Рассмотрим их по порядку. Первые два колокольчика имеют стандартные размеры, на них указано соответственно: «1879 Г. В ПУРЕХЕ МАСТЕРЪ ФЕДОРЪ А.ВЕДЕНЕЕВЪ» и «Л. ВЪ ПУРЕХЕ НИЖЕГО: ГУБЕРН ЗАВОДА Ф.ВЕДЕНЕЕВА» (ил. 2). Вещи имеют типичную пурехскую форму, точеные пояски между изображением на тулове и опознавательной надписью. Петля небольшая, кованая. На внутренней поверхности тулова цифрами указаны размеры изделий. На тулове первого - плохо отлитые изображения одноглавого орла, тулово второго - гладкое. Птицы неслучайно появились на этих вещах. По словам Н.П. Яковлевой, рассматривающей колокольчики с философско-эстетической стороны, «птица, изображенная на колокольчике, как и в любом другом произведении народного творчества, - это символ радости, жизни, счастья» [7, с. 25]. Исследователь также связывает орнитологические мотивы на колокольчиках со свадебной обрядностью.

В инвентарных книгах отражены лишь сведения, указанные в опознавательных надписях. Сегодня их можно значительно дополнить и уточнить. Полное название производства Ф.А. Веденеева было «Меднолитейный завод колоколов и бубенчиков Ф.А. Веденеева». Год его основания - 1832 или 1836. До 1871 года (включительно) хозяин в коммерческих целях обозначал местом производства своих колокольчиков Валдай. До 1895 года в опознавательных надписях указывал «мастер», «заведение» или «завод». После 1895 года - только «завод». Мастера Веденеева изготавливали бубенчики, поддужные колокольчики, сигнальные и небольшие церковные колокола7. Все изделия отличались высоким качеством. В 1895 году годовое производство в денежном выражении составило 3 тысячи рублей, наемных рабочих было 6 человек. Согласно данным 1903 года -6900 рублей и 9 соответственно [8, с. 292]. Завод Веденеева был участником многочисленных выставок: губернской в Нижнем Новгороде (1885, бронзовая медаль), Всероссийской в Нижнем Новгороде (1896), Промышленной и сельскохозяйственной в Киеве (1897, бронзовая медаль), Международной в Риме (1911, медаль).

Ил. 2. Колокольчик. Мастер Федор Алексеевич Веденеев, 1879 год. Село Пурех, Нижегородская губерния (инв. № М-1602)

Заведение Веденеева существовало до 1912 года, затем оно перешло к его сыну, Василию Федоровичу, от последнего - к Павлу Григорьевичу Чернигину. Исходя из этой информации, второй колокольчик можно датировать периодом времени: после 1895 года - до 1912 года.

Особого внимания заслуживает третье изделие Федора Веденеева, находящееся ныне в собрании ОНИ. Это сигнальный (а не поддужный) колокол с изображениями выставочных медалей. Он сохранил следы длительного использования. В инвентарных книгах указано: «Веденеев, село Пурех, Нижегородская губ., конец XIX века». Между тем медаль, изображенная на тулове колокола, - это медаль нижегородской губернской выставки, проходившей в 1885 году. Медаль была утверждена Министерством фи-

нансов специально для губернских мануфактурных и кустарных выставок. Аверс - портрет императора и надпись «Алексан III имп Все-росс», реверс - надпись «За трудол и ис-кус.1885» (Веденеев добавил снизу свою фамилию). Судя по разновидности изображений этой медали, которые менялись хозяином на протяжении времени, вероятно, что колокол из коллекции ОНИ входил в третью партию таких изделий. Таким образом, изделие можно датировать периодом времени: после 1885 года - до 1912 года.

Другой известной династией пурехских литейщиков были мастера из семьи Трошиных. На одном из колокольчиков из ОНИ ГРМ есть надпись: «ВАЛДАЙ М.М.Я.Т.Г.» (ил. 3)8. Наиболее предпочтительным вариантом расшифровки надписи представляется: «Мастер Макар Яков-

Ил. 3. Колокольчик. Мастер Макар Яковлевич Трошин. II половина XIX века. Село Пурех, Нижегородская губерния (инв. № М-1495).

левич Трошин город Валдай». Тулово колокольчика имеет классическую валдайскую форму, украшено изображениями одноглавых орлов с символами власти - короной, скипетром, державой. Между буквами надписи, то есть на юбке, - изображения нескольких маска-ронов и розеток. Не исключено, что колокольчик использовался как свадебный.

Известно, что пурехский мастер Макар Тро-шин часто писал на своих изделиях слово «ВАЛДАЙ» (в рекламных целях, как и Ф.А. Веденеев). Он жил во II половине XIX ве-

ка и работал отдельно от своих братьев Алексея и Федота Яковлевичей. Его заведение было основано в 1847 году (отцом - Яковом Троши-ным), известны отливки Макара Яковлевича Трошина 1861-1868, 1872-1879 годов. Таким образом, рассматриваемое изделие, в инвентарных книгах отнесенное к Валдаю и не датированное (автор тоже не указан), можно атрибутировать как пурехское, изготовленное мастером Макаром Яковлевичем Трошиным во втор ой половине XIX века (более точно - в период с 1861 по 1879 год).

Надо отметить, что данная атрибуция не исключает последующих уточнений. Буква Г в опознавательной надписи смотрится явным дополнением, хотя и выполненным очень качественно. Эта буква на других колокольчиках М.Я. Трошина, зафиксированных в научной литературе, на сегодняшний день неизвестна [9, с. 366-367]. Не исключено, что изделие является повторной отливкой, изготовленной другим мастером и в другое время с колокольчика Макара Яковлевича Трошина9. Дополнительные изыскания внесут ясность в атрибуцию рассматриваемого изделия. Таким образом, на сегодняшний день принадлежность вещи мастерской Трошина можно фиксировать с вопросом.

В собрании ОНИ также есть поддужный колокольчик, на юбке которого указано: «ЗАВОДА МИХАИЛА МАК. ТРОШИНА ВЪ ПУ-РИХЪ»10. В инвентарных книгах об этой вещи написано следующее: «Завод Михаила Трошина в Пурехе Нижегородской губернии, вторая половина XIX века». Медно-литейное заведение Михаила Макаровича Трошина (одного из сыновей Макара Яковлевича) известно с 1878 года. В 1903 году годовое производство составило 8400 рублей, наемных рабочих было 10 человек [8, с. 296]. Заведение участвовало в Нижегородской ярмарке в 1894,1895, 1897, 1907 и 1908 годах, на сельскохозяйственной выставке в Киеве (1897) оно было отмечено бронзовой медалью. Позднее оно было наследовано приемным сыном хозяина Иваном Михайловичем Трошиным. Последний в 1910 году совместно с Андреем Ивановичем Бадяновым учредил «Товарищество И.М. Трошина и А.И. Бадянова». После распада Товарищества в 1916 году Иван Михайлович работал самостоятельно до 1928 года. Стало быть, колокольчик из ОНИ датируется периодом времени: после 1878 года - до 1910 года.

Кроме Трошиных, в Пурехе была известна династия Овечкиных, основавших литейное заведение в 1834 году. В коллекции ОНИ есть колокольчик с надписью «1880 Г. ЗАВОДА ОВЕЧКИНА ВЪСЕЛЪ ПУРЕХЪ НИЖ. ГУБ» (прочитывается как «1880 г. завода Овечкина в селе Пурехе Нижегородской губернии»)11. Он вполне отвечает характеристике классических пурехских изделий, данной В.А. Кимом: форма «дар Валдая», круглая проволочная петля, наличие нумерации около петли, специфический шрифт надписи [5, с. 331]. Несколько поясов, проточенных на токарном станке, отделяют юбку от тулова. На нем расположены не очень качественно отлитые изображения Георгия Победоносца, побеждающего змея. Н.П. Яковлева указала на глубокие причины, по которым это изображение появилось на туловах колокольчиков: военные

события 1850-1870-х годов, покровительство Георгия землепашеству, а также плодородию и семейному благополучию [7, с. 21-23].

В инвентарных книгах о рассматриваемом изделии написано лишь «Нижегородская губерния, 1880 год». А между тем о «заводе Овечкина» известно следующее. Кузьма Иванович Овечкин владел им с 1880 года, что подтверждал в надписи на изделиях: «СУЩЪ С 1880 Г.». По информации С.П. Осокина, он имел до 12 наемных работников и к концу XIX века производил изделий на сумму до 23 тысяч рублей [6, с. 18-19]. По другим сведениям, в 1895 году годовой оборот составлял 5000 рублей, на заводе было 6 наемных рабочих. Выпускались поддужные колокольчики и станционные колокола. Заведение участвовало во Всероссийской художественной и промышленной выставке в Москве (1882, бронзовая медаль), Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887), Казанской научно-промышленной выставке (1890, похвальный лист) [10, с. 19]. И.А. Духин отмечал, что именно заведение К.И. Овечкина первым среди пурешан получило выставочные награды [11, с. 30]. Исследователи также указывали на высокое качество и разнообразие изделий Овечкина. После смерти Кузьмы Ивановича завод перешел к его сыну Василию Кузьмичу (он участвовал в кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году). Литейное производство Овечкиных прекратило существование перед Первой мировой войной.

В собрании ОНИ находится колокольчик еще одного пурехского мастера12. Форма - «дар Валдая», тулово гладкое. Петля для языка круглая, кованая. На юбке указано: «М: ГРИГОРЕЙ: Е: Т...ленинъ 1871 года № 1: ВЪПУРЕХЪ». Надпись прочитывается как «мастер Григорий Е. Те-пленин 1871 года № 1 в Пурехе» (произведения из собраний других музеев подтверждают правильность прочтения надписи). Она выполнена тщательно, заглавными, прописными буквами. Дополнительным украшением является «плетенка» и полоска из точек, в которых помещена надпись.

В инвентарных книгах отдела указано, что мастером был «Григорий Е.Т. Пленин», вещь изготовлена в 1871 году в селе Пурех Нижегородской губернии. Эти сведения необходимо уточнить. Мастер Григорий Елизарович Тепле-нин производил колокольчики в деревне Оста-пово Балахнинского уезда, неподалеку от Пуре-ха (на его колокольчиках указывалось: «БЛИСЬ ПУРИХА»). На сегодняшний день известны его отливки, датирующиеся 1864-1880 годами, до 1869 года на некоторых изделиях он указывал «Валдай». Мастерская Тепленина не относилась к числу крупных, сведений о ней немного.

К числу пурехских также можно отнести колокольчик, на юбке которого написано: «1880 ГО КУПИ ДЕНЪГЪ НЕ ЖАЛЕЙ СОМНОЙ ЕЗДИТЬ ВЕСЕЛЪЙ» (в инвентарных книгах указан только год создания). За пурехское происхождение вещи говорят не только ее форма и аналогии с другими произведениями, но и ряд технических признаков: круглая проволочная петля для языка и наличие нумерации.

В настоящий момент еще остается ряд нерешенных вопросов, связанных с историей бытования и местом производства рассмотренных изделий из коллекции отдела народного искусства. Это - предмет будущих исследований. Но сегодня уже можно сказать, что коллекция касимовских и пурехских колокольчиков из ОНИ, несмотря на малочисленность, содержит интересные образцы русского колокололитейного искусства и может достаточно полно охарактеризовать некоторые его этапы.

Примечания

1. В настоящей статье речь пойдет только о произведениях мастеров Касимова и Пуреха. В ОНИ есть также колокольчики из города Валдая Новгородской губернии, города Слободского Вятской губернии, селения Кимжа (Архангельская губерния).

2. Инв. № М-1578.

3. Инвентарного номера не имеет, находится в настоящее время на временном хранении.

4. В заведении И.И. Мамонова делали и «классические» касимовские колокольчики с гладким туло-вом, но к настоящему времени автору статьи известен только один такой экземпляр.

5. Хотя известно несколько колокольчиков с кованой петлей.

6. Инв. № М-1602, М-1514, М-1612.

7. На колокольне Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска сохранился колокол с изображением выставочной медали, отлитый в 1886 году Ф.А. Веденеевым.

8. Инв. № 1495.

9. Использование русскими мастерами уже существующих произведений в качестве моделей для новых отливок было вполне обычным явлением в истории отечественного литейного искусства. Об этом писал еще Б.А. Рыбаков (см.: Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 2015. С. 557-560).

10. Инв. № М-1079.

11. Инв. № М-1518.

12. Инв. № М-856.

13. Инв. № М-1678.

Список литературы

1. Хрунов В.И. Касимовские мастера // Колокольный мир. 2002. № 7.

2. Литъ въ Касимовъ. Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колоколо-литейного центра XIX - начала XX в. [Б.м.]. 2005.

3. Духин И.А. Касимовские колокольчики // Колокольчики России. Каталог коллекции В.И. Хруно-ва. М., 2005.

4. Яковлева Н.П. Поддужные, подшейные колокольчики, бубенцы и ботала в собрании Новгородского музея-заповедника. Каталог. Великий Новгород, 2010.

5. Ким В.А. Ямские колокольчики и бубенцы (сводный каталог-справочник). Т. I. Ростов Великий, 1998.

6. Осокин С.П. Пурехское медно-литейное производство во второй половине XIX - начале XX в. Памятники истории и этнографии Горьковской области (Нижегородское Заволжье). Информационные материалы. Горький, 1989.

7. Яковлева Н.П. Ямской колокольчик как явление русского фольклора // Колокольчики России. Каталог коллекции В.И. Хрунова. М., 2005.

8. Список фабрик и заводов Европейской России. СПб., 1903.

9. Ганулич А.К. Атрибуция одного из поддужных колокольчиков XIX века // Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М., 1989.

10. Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 года. Ремесленный отдел. Казань, 1890.

11. Духин И.А. Две славы села Пурех // Отечество. М., 2000.

KASIMOV AND NIZHNI NOVGOROD SHAFT-BOW BELLS IN THE COLLECTION OF THE DEPARTMENT OF FOLK ART OF THE RUSSIAN MUSEUM (19th - early 20th century)

G.A. Pudov

The paper describes the collection of bells from Kasimov and Purekh in the Department of Folk art of the Russian Museum. The author examines the origin, artistic and technical features of items of art. Particular attention is given to issues of attribution. All the works considered in the paper are introduced into scholarly circulation for the first time.

Keywords: Kasimov, Purekh, casting, shaft bow, harness, bell, museum collection, craftsman.

References

1. Hrunov V.I. Kasimovskie mastera // Kolokol'nyj mir. 2002. № 7.

2. Lit" v" Kasimov". Katalog-spravochnik duzhnyh i podshejnyh kolokol'chikov kasimovskogo kolokololitej-nogo centra XIX - nachala XX v. [B.m.]. 2005.

3. Duhin I.A. Kasimovskie kolokol'chiki // Kolo-kol'chiki Rossii. Katalog kollekcii V.I. Hrunova. M., 2005.

4. Yakovleva N.P. Podduzhnye, podshejnye kolokol'chiki, bubency i botala v sobranii Novgorodskogo muzeya-zapovednika. Katalog. Velikij Novgorod, 2010.

5. Kim V.A. Yamskie kolokol'chiki i bubency (svodnyj katalog-spravochnik). T. I. Rostov Velikij, 1998.

6. Osokin S.P. Purekhskoe medno-litejnoe proizvodstvo vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. Pamyatniki istorii i ehtnografii Gor'kovskoj oblasti (Nizhegorodskoe Za-volzh'e). Informacionnye materialy. Gor'kij, 1989.

7. Yakovleva N.P. Yamskoj kolokol'chik kak yavle-nie russkogo fol'klora // Kolokol'chiki Rossii. Katalog kollekcii V.I. Hrunova. M., 2005.

8. Spisok fabrik i zavodov Evropejskoj Rossii. SPb., 1903.

9. Ganulich A.K. Atribuciya odnogo iz podduzhnyh kolokol'chikov XIX veka // Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya. 1988. M., 1989.

10. Katalog Kazanskoj nauchno-promyshlennoj vys-tavki 1890 goda. Remeslennyj otdel. Kazan', 1890.

11. Duhin I.A. Dve slavy sela Purekh // Otechestvo. M., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.