Научная статья на тему 'О характере плюрализма исследований Европейского союза в России'

О характере плюрализма исследований Европейского союза в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авдонин В. С.

Делая акцент на экстерналистском подходе, автор связывает эволюцию и перспективы исследований европейской интеграции в российской науке о международных отношениях с теоретическим и методологическим плюрализмом, получившим распространение в мировых исследованиях европейской политики. Однако в силу специфики общественных и политических условий, в которых развивается наука в России, плюрализм в российских исследованиях европейской интеграции, по-видимому, сохранит цивилизационное своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian studies of European integration are seen to be connected with paradigmatic pluralism in theory and methodology, prevalent in the world science of international politics. However, sciences in Russia are always developed under unique social and political conditions. It is inferred that pluralism in international studies in Russia, perhaps, will keep its civilizational peculiarity.

Текст научной работы на тему «О характере плюрализма исследований Европейского союза в России»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА

О ХАРАКТЕРЕ ПЛЮРАЛИЗМА ИССЛЕДОВАНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РОССИИ

В.С.Авдонин*

Процесс чрезвычайно быстрого и динамичного развития в последние десятилетия европейской интеграции, выразившейся в образовании и быстром расширении Европейского союза, привел к большим изменениям на европейском континенте. Как экономическое, так и политическое влияние этого образования в Европе, а также за ее пределами является очевидным фактом, что привлекает к его осмыслению большое внимание ученых и специалистов многих стран. Во всем мире непрерывно растет поток научной литературы, посвященной изучению Европейского союза в различных аспектах. Это неудивительно, так как и внутри интеграционного пространства, и во внешнем мире политическое влияние ЕС возрастает. Российская наука в этом плане не является исключением: объем публикаций о политике ЕС и его политическом развитии тоже возрастает, развивается исследовательская инфраструктура, активизируется научная коммуникация, научные разработки вводятся в преподавание [1, с. 149-152].

Вместе с тем изучение интеграционной политики ЕС сталкивается в России с рядом трудностей и проблем. Хотя общая, единая теория европейской интеграции вряд ли возможна, на Западе в ходе исследований европейской интеграции, которые ведутся там уже несколько десятилетий, сложился достаточно развитый теоретико-концептуальный и методологический контекст (так называемое пространство дискурсов), позволяющий вести изучение интеграционного процесса на научно-теоретическом уровне1. В российских же исследованиях такого развитого научно-теоретического контекста осмысления европейской политической интеграции пока не сложилось. В какой-то мере

* Авдонин Владимир Сергеевич — кандидат философских наук, заведующий кафедрой политологии Рязанского государственного университета; старший научный сотрудник Центра европейской политики и права РГУ. Электронная почта: [email protected].

1 Об особенностях западного научно-теоретического дискурса по вопросам интеграции не раз писали отечественные исследователи, см., например [33; 40; 43].

он формируется, но качественного скачка еще не произошло. Эта ситуация отражает определенный (преимущественно эмпирико-описательный) этап в становлении научного направления исследований европейской интеграции в России, который рано или поздно будет преодолен. Тем не менее ситуация не выглядит вполне удовлетворительной, и ряд видных российских авторов отмечают это [10; 44; 45].

Изучение европейской интеграции и политики Европейского экономического сообщества в советский период было включено в научном плане преимущественно в сферу международных исследований, и многие особенности, проблемы и тенденции, характерные для этой сферы, были присущи и исследованиям европейской интеграционной политики. В постсоветский период это положение принципиально не изменилось. Исследования европейской интеграции в различных ее аспектах по-прежнему развивались в первую очередь как составная часть теперь уже российской науки международных отношений, а какое-либо обращение к этой тематике из-за пределов данной области было явлением достаточно редким. Поэтому и для сегодняшнего периода исследований процессы, происходящие в сфере российской науки международных отношений, имеют существенное значение. Внимание к изучению этих процессов в последнее время в отечественной литературе возрастает. В новейших публикациях на эту тему наиболее характерными процессами в сфере международного анализа в России названы плюрализация, вестернизация и изоляционизм [36]. А само состояние этой области знаний трактуется как переходное и не вполне определенное, отмеченное продолжающимися дебатами, конкуренцией различных подходов и направлений. В какой-то мере этот взгляд может быть распространен и на российские исследования европейской политической интеграции и политики ЕС. Но в этой области процессы плюрализации и вес-тернизации проявлялись со значительной спецификой.

«Мягкая» плюрализация: идеологический и методологический аспекты

Прежде всего отметим, что плюрализм политико-идеологических концепций на раннем постсоветском этапе проявлялся в сфере анализа политики Европейского союза не так ярко и однозначно, как в других областях международных исследований. Разумеется, он был вполне заметен, о чем говорят дискуссии тех лет о европейской политике России и о роли в ней взаимодействия с объединяющейся Европой [28].

Но все же оценки и подходы в отношении политического измерения ЕС не были столь полярными и однозначными, как, например, в оценках политики США или НАТО. Во многом это объяснялось тем, что в концепциях политических лагерей, споры которых доминировали в тот период, представления о политике объединенной Европы не были вполне ясными и определенными, что оказывало влияние и на уровень официальной политики России, которая тоже

колебалась и заметно позитивнее, например, относилась к активизации интеграционной политики ЕС, чем к планам расширения НАТО. В какой-то мере такое положение объяснялось и новизной самого процесса политической интеграции, который вступал в свой новый этап и был еще весьма аморфным, нечетким и не вполне предсказуемым. Хотя в литературе к этому времени и были представлены работы, содержащие научный анализ и теоретические обобщения интеграционной политики [3; 9 и др.], в условиях высокой политической динамики большую роль играли и идеологические проекции политиков и ситуативные анализы дипломатов.

По существу, каждая из политико-идеологических концепций, о которых мы упоминали, выстраивала свой образ Европейского союза и его политики, что отражалось не только в высказываниях и оценках политиков, но и в аналитических и исследовательских материалах, которые готовили специалисты.

На восприятие политики ЕС заметное влияние оказывали взгляды либералов-западников, подчеркивавшие в ней воплощение либеральных и рыночных ценностей. В политическом развитии ЕС и сближении с Россией они видели дополнительные стимулы российским либеральным реформам. Не менее позитивно относились к политике ЕС и представители социал-демократического дискурса. Они воспринимали ее как модель социального рыночного хозяйства, сильной социальной политики, реализацию принципов мирного сотрудничества между народами и т. д., близкими их доктрине. Кроме того, опыт ЕС означал для них еще и пример более гуманной и цивилизованной политики развития, чем опыт «шоковых» реформ российских либералов [4; 23].

Что касается представителей других идеологических дискурсов — государственников и неокоммунистов, то они, конечно, были в отношении политики ЕС значительно более критичны. Но и они находили в политике ЕС свои резоны. Например, те же государственники видели в ЕС сообщество, где тон задают прежде всего крупные европейские государства, с которыми Россия стремилась тесно сотрудничать. Усиление сообщества ведет в первую очередь к усилению этих «европейских грандов», что в перспективе будет создавать противовес американской гегемонии и натоцентризму в сфере политики безопасности в Европе. Для России это открывало возможности более активной политической игры как великой державы [12; 31]. И даже для дискурса неокоммунистов политика ЕС давала определенные позитивные аргументы. Например, образ объединяющейся Европы служил стимулом идеи восстановления СССР, выдвигаемой коммунистами, а примеры социальной политики в ЕС были призваны подчеркнуть «антинародный характер грабительских реформ» в России, которыми «командуют из Вашингтона».

Короче говоря, в пространстве разнородных политико-идеологических концепций относительно новой фазы интеграционной политики Евросоюза существовало некое, хотя и весьма небольшое поле консенсуса. В нем ЕС пред-

ставлялся либо дружественной, либо, по крайней мере, не угрожающей России величиной, создающей к тому же определенный противовес/альтернативу единоличному американскому лидерству/гегемонии, позволяя российской политике иметь большую свободу маневра (от линии на «мягкую» интеграцию в западное сообщество до линии на выстраивание самостоятельного центра силы). Это сдерживало в какой-то мере радикализм позиций и вносило определенные ограничения в поляризацию и плюрализацию подходов. На эту ситуацию влияла и атмосфера взаимоотношений с ЕС, которые в начале 1990-х гг. были относительно благоприятны. Европейский союз стремился уравновесить свою политику интегрирования стран Центральной и Восточной Европы Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, подписанным с Россией, которое открывало широкие перспективы взаимодействия, осуществлял программы технической помощи России.

Еще один момент, относящийся к роли политико-идеологических концепций, состоял в том, что в целом они все же меньше влияли на область исследований политики ЕС, чем на другие области международных исследований, даже в этот ранний период, для которого была характерна повышенная идеологизация. Это объяснялось традициями изучения европейской интеграции в советский период, когда имела место определенная автономия эмпирического анализа от идеологической доктрины. Больше доверяя анализу конкретных фактов и данных, исследователи были склонны ограничиваться эмпирическими обобщениями, не прибегая без крайней нужды к идеологической доктрине. Этот иммунитет к политико-идеологической интерпретации фактического материала в какой-то мере сохранялся и в постсоветский период, что ограничивало влияние новых доктрин, тем более что новый этап интеграции доставлял новый богатый фактический материал, а расширение научных контактов специалистов с европейскими институтами открывало доступ к еще более обширным, ранее недоступным массивам фактических данных. Описание, первичная группировка и осмысление этого материала выдвигались на первый план. К тому же и новые тенденции в динамичной практике строительства политической сферы ЕС были противоречивы и неоднозначны, в них наблюдались разные тенденции. В отличие от политических оценок происходящих в ЕС изменений, которые формулировались в рамках названных политических дискурсов и были более или менее определенны, в реальной исследовательской практике обнаруживалось много различных деталей, аспектов и проблем, указывавших на сложность и неоднозначность процессов. И это влияло на сдержанность выводов и оценок исследователей, стимулировало их фиксировать различные тенденции и сценарии политического развития сообщества [22; 29; 30].

Тем не менее потребность в теоретическом осмыслении все более обширных и разнообразных источников информации, которые поставляла европейская политическая интеграция, нарастала. Идеографические, описательные методы

с осторожными обобщениями не могли справиться с эффективным анализом все более сложного и разнообразного материала, а политико-идеологические дискурсы испытывали дефицит научной объективности и избыток идеологиз-ма. К тому же кризис, а затем и распад парадигмы советского марксизма, освобождавшие поле российских международных исследований, привели к его плюрализации и появлению на нем новых теоретических парадигм.

Применительно к сфере исследований европейской интеграции и политики Европейского союза эта плюрализация тоже имела свою специфику. Во-первых, как уже было сказано, плюрализм теоретико-методологических подходов складывался в этих исследованиях еще в советский период и имел определенную традицию. В новых условиях просто стало более явным то, что имело место и ранее, поэтому особенно острой борьбы и столкновений по теоретико-методологическим вопросам в этой области исследований не наблюдалось. Во-вторых, ставшая более явной плюрализация в основном была сведена здесь к оппозиции неофункционалистской методологии, близкой к либеральной парадигме теорий международных отношений, и так называемого межправительственного подхода, больше связанного с теоретико-методологической парадигмой реализма.

Ориентация интеграционных исследований на неофункционализм (и, следовательно, либеральную парадигму) представляется достаточно естественной. Для представителей этого направления неофункционализм был долгое время основной школой исследования европейской интеграции, а сама она была важнейшим примером и важнейшим ресурсом, подкреплявшим его основные постулаты об изменяющейся природе международных отношений, о новых ценностях и новых приоритетах мирового политического процесса. Ведущие западные теоретики либерального направления неизменно обращались к процессам европейской интеграции в качестве свидетельств их теоретических выкладок [27; 46; 48; 49]. Для российских исследователей, ориентировавшихся на либеральную парадигму, европейская интеграция в принципе выполняла сходную роль. Она позволяла усилить теоретическую аргументацию и укрепить фактическую базу в пользу меняющейся природы международных отношений и противостоять наступлению реализма и изоляционизма, ратующих за традиционное видение мировых процессов, насыщенных расколами, конфликтами и борьбой за господство.

Европейская интеграция показывала тенденции к резкому росту международной взаимозависимости, а также к эрозии государственных суверенитетов, важные элементы которых добровольно передавались наднациональным институтам Европейского союза. Под их эгидой в международном взаимодействии активно участвовали частные компании, отдельные властные структуры, регионы, политические и общественные ассоциации и т. д., превращаясь, наряду с государствами, в новых негосударственных акторов международных про-

цессов. Члены интеграционного сообщества все больше руководствовались общими ценностями, приверженностью праву и интересами мирной кооперации, свободы, демократии, благосостояния, перед которыми национальные интересы, способные вызвать конфликты, отступали на второй план. В условиях интеграции росла цена разрыва и эгоистического поведения государств. Наконец, в качестве сообщества мира, демократии, экономического благосостояния и добровольной кооперации европейское интеграционное сообщество выступало центром притяжения для более широкого круга европейских государств, готовых разделять принципы и критерии европейской интеграции. Все это в значительной мере соответствовало основным идеям и представлениям либерального подхода, который получал основательное подкрепление в анализе европейского интеграционного процесса [22; 34].

Естественно, что ориентация на нефункционализм (и либеральную парадигму) стимулировала в исследованиях политики ЕС развитие анализа ее инновационных сегментов. В их тематике преобладало изучение становления и функционирования наднациональных политических институтов сообщества, их взаимодействия с национальными, субнациональными и международными политическими контекстами, становление многообразных аспектов политической идентичности ЕС, содержания различных направлений коммунитарной политики. Все это способствовало развитию методов изучения новых процессов, стимулировало интеграцию в российские исследования подходов и наработок западных ученых [11; 15; 39; 40].

Что касается ориентации на парадигму реализма, то она не оказывала столь активного влияния на расширение тематики исследований и применение новых подходов к анализу политики ЕС. В этих исследованиях политика ЕС рассматривалась в более традиционном контексте — главное внимание обращалось на становление идентичности ЕС в сфере внешней политики, безопасности и обороны. Изучались также институциональные и концептуальные основания названных аспектов политики ЕС, анализировались их процессуальные и содержательные моменты, однако они не рассматривались как нечто принципиально новое для европейской и международной политики. В этом анализе Европейский союз представал в основном как политическая или даже военно-политическая группировка крупных европейских держав, которая может превратиться во влиятельного геополитического актора.

Исходя из логики реализма, процесс становления политической идентичности ЕС анализировали в контексте процессов и векторов, задаваемых политикой безопасности крупных держав и международных группировок. В этой связи главной задачей исследований представлялось определение роли и места ЕС в структуре («архитектуре») европейской и международной безопасности, которая мыслилась в логике реализма. Вместе с тем выводы при такой «традиционной» постановке вопросов оказывались достаточно противоречивы. С од-

ной стороны, на фоне сложившихся структур европейской безопасности становление идентичности ЕС в области внешней политики и политики безопасности выглядело процессом весьма ограниченным и скромным. По сравнению с политикой крупных держав и НАТО Евросоюз выглядел явным аутсайдером. С другой стороны, отмечались перспективы его усиления (через развитие ЗЕС как военно-политической составляющей ЕС), которые рассматривались как тенденции размывания натоцентризма в системе европейской безопасности [12; 14].

Некоторые исследователи отмечали, что такие оценки внешней политики ЕС приобрели распространение в российском научном дискурсе в 1990-е гг. и даже оказали влияние на выработку внешнеполитического курса, способствуя принятию ряда неверных решений. Указывалось, например, что преувеличивался антинатовский потенциал политики ЕС, а оценки ЕС и НАТО шли в противоположных направлениях [5].

Но в действительности трактовки политики ЕС в духе реализма не были в российских исследованиях доминирующими, а их выводы к тому же не были вполне определенными. Основной массив в них, как мы уже говорили, представляли работы ученых, ориентирующихся на близкий либеральной парадигме неофункционализм. Другое дело, что они, возможно, оказывали меньше влияния на практическую политику.

Все же в целом можно констатировать, что на раннем постсоветском этапе (1990-е гг.) развития российских исследований политики ЕС связь исследований с соответствующими политико-идеологическими дискурсами (либералы-западники и государственники) проявлялась сильнее. В основном это соответствовало и тому этапу развития российских международных исследований в целом, о котором мы уже упоминали, когда политико-идеологические дискурсы были теснее переплетены с теоретико-методологическими.

Из разновидностей либеральных подходов европейским исследованиям была ближе умеренная, представлявшая интеграционную политику как очень сложный и, безусловно, инновационный для международной политики процесс. Наблюдение за политической интеграцией в ЕС показывало, что она идет очень непросто, каждый новый раунд расширения и углубления интеграции требует огромных усилий, одновременно порождая все новые трудности и проблемы [10]. Интеграционный процесс будет усложняться, в сообществе усилится дифференциация, осложнится принятие решений. Тем не менее в целом этот тренд позитивен, поскольку будет приближать Россию к пространству европейской интеграции и интенсифицировать ее взаимодействие с сообществом.

Кроме того, либеральный подход, ориентированный на проблематику глобализации, стимулировал постановку вопросов о соотношении процессов глобализации и интеграции и анализ проблем, возникающих в условиях их взаимодействия [20]. И в этой области анализа тоже возникало немало трудностей,

показывающих, что вектор развития интеграционной политики в условиях глобализации неоднозначен и может иметь разные интерпретации. Все это при крайней сложности утверждения новых процессов способствовало сдержанности и умеренности в применении либерального подхода.

По существу, то же можно сказать и о применении в европейских исследованиях реалистической парадигмы. Как уже отмечалось, выводы из анализа политики ЕС как нового геополитического актора реализма были противоречивы. Они не могли объяснить неоднозначности этой политики, а ее перспективы были туманны, что тоже не способствовало утверждению в этом анализе ярко выраженных реалистических подходов, для которых характерна тенденция к использованию достаточно осторожного и умеренного реализма.

Таким образом, плюрализм в исследованиях политики Европейского союза и размежевание теоретико-методологических парадигм все же были не слишком резкими. Умеренность подходов способствовала их относительно мирному сосуществованию, а затем и постепенному сближению.

Цивилизационный подход и новые дискурсы

Одним из внешних условий такого сближения стало снижение остроты общественно-политической борьбы по вопросам внешней политики и постепенная политическая стабилизация. Противостояние политико-идеологических дискурсов несколько утихло. В этой сфере стали доминировать государственники, а влияние других заметно уменьшилось. В области международных исследований это вызвало подъем реализма. Но в европейских исследованиях ситуация имела свою специфику. Для наметившегося сближения парадигм там была найдена рамка цивилизационного подхода.

Цивилизационный подход заключался в формировании представления об объекте анализа (европейской цивилизации) как о некоей цивилизационной общности, объединенной совокупностью характерных черт, присущих самым разным процессам и явлениям: от культурных и религиозных до социально-политических и экономических. Важным моментом цивилизационного подхода был его исторический аспект — указание на общность исторического процесса формирования цивилизации. В международном плане цивилизационный подход исходил из представления о существовании различных цивилизаций (и ветвей этих цивилизаций), взаимодействующих друг с другом в современном мире. Европейскую интеграцию этот подход рассматривал как проявление и воплощение глубинных принципов и ценностей европейской цивилизации. Развиваясь в области экономики и политики, процесс интеграции цементируют и общие культурные ценности, и формы социальной организации. В этом плане его перспективы рассматривались оптимистично [18].

Цивилизационный подход позволял объединять в некую целостность изучение самых разнообразных аспектов интеграционного процесса, а также до-

статочно удачно сочетать разные теоретико-методологические ориентации. С одной стороны, он давал возможность активно развиваться либеральным подходам, которые, подчеркивая открытость европейской цивилизации, отмечали распространение в международных отношениях европейских постгосударственных и постнациональных принципов и ценностей, воплощенных в интеграционном процессе. С другой — оставлял достаточное место и для реалистических штудий, сопоставляющих и анализирующих рост и влияние объединенной Европы как цивилизационного и политического центра. И даже с изоляционистской парадигмой, представленной в российских международных исследованиях евразийством, цивилизационный подход позволял установить определенный содержательный диалог.

Культуроцентристские трактовки европейской интеграции имели место и раньше, еще до того, как цивилизационный подход вышел в интеграционных исследованиях на первый план [17; 37]. Они исходили из идей диалога культур, который являлся одним из аспектов политики нового мышления и концепции общего европейского дома периода перестройки, и были направлены в постсоветское время в основном на исследование культурной общности Европы, включая и Россию, способной предотвратить новые расколы и разграничительные линии в Европе. В этой трактовке они были близки к либеральной западнической парадигме, понимающей общее культурное пространство как возможность учиться у Европы, в том числе воспринимать ценности ее политической либеральной и демократической культуры, необходимые для реформирования России. В таком виде культуралистские концепции интеграции были резко отграничены от изоляционистской парадигмы евразийства, противопоставлявшей европейской культуре особую евразийскую культуру России. Но в форме более смягченного цивилизационного подхода, допускавшего разграничения (ветви) внутри цивилизаций, стал возможен некий содержательный диалог с умеренным евразийством. Например, обсуждение моделей культурного сближения России с объединенной Европой (как ветвей одной цивилизации или как двух разных цивилизаций).

Цивилизационный подход к европейской интеграции послужил также концептуальной основой исследований, направленных на анализ различий европейской и американской цивилизационных моделей, по-разному проявляющихся не только в культуре, но и в экономике и политике, в том числе и в сфере международных отношений. При этом американский тип лидерства/гегемонии оценивался, как правило, негативно, а европейский, апробированный в интеграционной политике Евросоюза, как значительно более привлекательный и перспективный [24; 25]. Анализ цивилизационных моделей также часто содержал прогнозы дальнейшего расхождения Европы и США при сближении Европы с Россией либо идеи сближения триединого Запада на основе общнос-

ти европейской цивилизации с ее западной (США) и восточной (Россия) ветвями [13].

В конце 1990-х гг. цивилизационный подход стал выдвигаться в российских интеграционных исследованиях на первый план, претендуя на различные объединения подходов тематических областей анализа. Он воплотился в ряде комплексных исследований, которые даже заявлены были как междисциплинарные и продолжали традиции комплексного подхода к изучению европейской интеграции. В этом смысле плюрализм исследований политики ЕС, казалось, стал ограничиваться [16; 20].

Но отчетливого поворота к ограничению теоретико-методологического плюрализма все же не произошло. Дело в том, что цивилизационный подход сталкивался с рядом проблем, которые препятствовали его дальнейшему закреплению. Одна из них была связана с оборотной стороной его привлекательности, т. е. с его повышенной гибкостью и нестрогостью, претензией сочетать самые различные тематические области и подходы. Между тем исследования интеграции на Западе тяготели как раз к обратному — к более строгим теориям и подходам для различных предметных и тематических областей анализа (так называемые теории среднего уровня) и отказу от общих метатеоретичес-ких рамок2. Именно с этим была связана междисциплинарность, означавшая привлечение в анализ методов и теорий разных дисциплин. В исследовании политики ЕС, например, все шире применялись методы и теории собственно политической науки, а не только подходы из сферы анализа международных отношений. В этом смысле цивилизационный подход своей направленностью на общую теорию определенным образом препятствовал вестернизации, т. е. освоению отечественными учеными теоретико-методологических подходов западной науки, отличавшихся противоположной тенденцией. Разумеется, и междисциплинарность, и освоение теорий среднего уровня развивались и в сфере российских интеграционных исследований, но медленнее и труднее, чем в некоторых других тематических областях, поэтому арсенал анализа интеграционной политики, уже выработанный в западной политической науке, у нас во многом еще не освоен.

Другая проблема цивилизационного подхода заключалась в том, что при всей своей аморфности и гибкости, объединяющей различные парадигмы, своей доминантой он имел либеральную методологическую парадигму умеренного толка. Именно она имела под его эгидой наибольшее распространение и влияние на сферу исследований, большинство из которых в той или иной мере ориентировались на нее. Поэтому тот своего рода методологический консенсус, который складывался вокруг цивилизационного подхода, имел преимущественно умеренно либеральный или умеренно западнический характер. В условиях подъема в сфере международных исследований методологии различных

2 Обзор новейших западных разработок в области теории интеграции см. [47].

версий реализма и политико-идеологического дискурса государственников такая исследовательская доминанта не могла всех удовлетворить. Она казалась ряду исследователей недостаточной и слишком мягкой на фоне изменения мировой политики в направлении большей жесткости и конкурентности.

В силу этих обстоятельств влияние цивилизационного подхода в исследованиях европейской политики в 2000-е гг. было ограничено. С одной стороны, он подвергался давлению вестернизации в целом, т. е. проникновению в изучение различных западных концепций и подходов, которые все активнее осваивали российские ученые, с другой — давлению вновь актуализировавшихся неореалистических более жестких подходов, причем иногда и те, и другие могли совпадать.

В этом плане были характерны появившиеся в 2000-е гг. работы ряда исследователей преимущественно молодого поколения, посвященные анализу различных аспектов политики Евросоюза. В них, как правило, значительно активнее использовались концепции и наработки западных ученых по данной тематике [6; 26; 32; 33; 35; 42], особенно теория и методология анализа сетевого характера политики, сетевого характера управления в Евросоюзе и создания европейских политических сетей. Для этого направления заметно большую роль играют подходы и разработки, идущие из политической науки, где и разрабатывается в основном понятие «политические сети», и в меньшей мере из анализа международных отношений. Впрочем, выход политических сетей за национальные границы, что характерно для ЕС, делает это понятие эффективным и в международных исследованиях, воплощая тенденцию сближения дискурсов политической науки и международных отношений [38; 41].

Еще одно примечательное направление связано с идеями международной политической экономии, также первоначально получившими развитие в западной науке, а затем воспринятыми и отечественными исследователями. В нем также присутствует тенденция использования разработок политической науки, но главным является международный аспект анализа, в котором экономические подходы объединены с политическими. В отечественных исследованиях он разрабатывается также в форме геоэкономики, объясняющей формирование геоэкономических центров в мировой политике. В применении к ЕС этот подход направлен на осмысление его становления в качестве международного актора нового типа (гражданская держава), опирающегося на новые виды экономических и политических ресурсов. В данном подходе можно заметить отзвуки реалистической парадигмы, что делает его в определенном смысле конкурентом либеральных трактовок политики ЕС [2; 7; 8; 19; 35].

Таким образом, рассмотрение современной ситуации с теорией и методологией в российских исследованиях политики ЕС в целом показывает, что тенденция свертывания плюрализма подходов в них не реализовалась. Плюрализм сохранился, хотя и приобрел некоторые новые оттенки. В основном этому

способствовала вестернизация исследований, связанная с освоением отечественными учеными различных теорий и подходов западной политической науки. Этот процесс в данной предметной области был несколько замедлен ввиду специфики традиций советского периода, выражавшихся в преобладании эмпирико-описательного рассмотрения материала при одновременной тяге к комплексной презентации результатов. В дальнейшем это выразилось в ослабленном и аморфном теоретизировании и тенденции теоретико-методологического консенсуса «мягкого» типа. С усилением вестернизации исследовательских дискурсов процесс плюрализации в них вновь активизировался, ограничивая и подрывая тенденцию к консенсусу.

К середине 2000-х гг. произошло новое оживление политических дискурсов по тематике политики ЕС, вызванное как крупными переменами в самом Евросоюзе (расширение, реформа институтов, принятие Конституции), так и дискуссиями о возможном новом формате отношений с Россией. Это оживление отразилось и на исследованиях. В них активизировалась презентация различных точек зрения как на текущие процессы, так и на перспективы. В самом общем виде направленность исследовательских подходов и оценок в данной предметной области, как и в российских европейских исследованиях в целом, можно условно представить в известных терминах «еврооптимистов» и «евроскептиков». Первые составляют заметное большинство, хотя среди них можно выделить различные группы. Прежде всего, это группы радикальных и умеренных оптимистов, которые соответственно по-разному оценивают остроту проблем, стоящих перед Евросоюзом. Одни воспринимают их как весьма серьезные, другие — как естественные и относительно легко преодолимые.

Кроме того, можно отметить группы идеалистов и прагматиков. Первые делают упор на новое качество объединенной Европы и методологически больше тяготеют к либеральной парадигме. Вторые, число которых растет, придерживаются осторожных позиций и больше склоняются к симбиозу традиционных и новых подходов, что ведет к сближению их взглядов в рамках умеренного либерализма и обновленного реализма.

Что касается «евроскептиков», или «европессимистов», то они не исключают провала или непреодолимых трудностей европейского проекта в обозримом будущем. Эта позиция среди европейских исследователей в России пока не является господствующей, но последние события в ЕС дают определенное подкрепление их аргументам, и они сохраняют свою нишу.

Таким образом, говоря о перспективах развития теоретических и методологических подходов в российских исследованиях политики ЕС, можно отметить следующее.

Во-первых, вестернизация этих подходов в смысле освоения и применения в исследованиях арсенала анализа, выработанного для международного и политического анализа в западной науке, будет продолжаться. Многие авто-

ры работают в этом направлении, растет число совместных научных проектов российских и европейских ученых, развивается научное сотрудничество и коммуникация.

Во-вторых, этот процесс, по всей видимости, не будет означать сворачивания плюрализма подходов. Анализ исследовательской практики показывает, что вестернизация не ведет к сокращению плюрализма, а, напротив, стимулирует его, ибо плюрализм подходов характерен для самой западной науки. Но будет ли российский плюрализм подходов в исследованиях европейской политики подобен западному? Скорее всего, нет. Слишком различны общественные и политические условия, традиции и формы развития науки, поэтому в самом содержании плюрализма будут заметные отличия. Можно отметить сложности, которые испытывало развитие методологии российского либерального подхода, на фоне методологической активизации реалистического и даже неомарксистского подходов. Поэтому плюрализм подходов, на наш взгляд, будет по-прежнему в основном представлен в формах умеренно-либерального и сдержанно-реалистического подходов.

В-третьих, наметившаяся в сфере международного анализа тенденция сближения с подходами сравнительной политологии будет развиваться и в области исследований политики ЕС, особенно в отношении внутренних аспектов его политики. Но господствующей эта тенденция в обозримом будущем все же не станет ввиду нерешенности еще многих проблем объединения методологии сравнительно-политического и международного анализа в отечественной науке. Поэтому тематика ЕС будет оставаться в основном в сфере международного анализа.

В-четвертых, оставаясь в основном в сфере международного анализа, исследование политики Европейского союза будет испытывать и повышенное влияние политико-идеологических дискурсов, характерных для этого анализа, влияние внешнеполитических интересов и политической атмосферы в отношениях России и ЕС.

Библиографический список

1. Авдонин В.С. Российские исследования Европейского Союза. Рязань: РГУ, 2006.

2. Афонцев С. Россия и «новый ЕС». Экономическое взаимодействие в политическом контексте // Pro et Contra. 2003. Т. 8. № 1.

3. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Международные отношения, 1983.

4. Безопасность будущей Европы / Отв. ред. С.А. Караганов. М.: Наука, 1993.

5. Бордачев Т. Terra inragnita, или Европейская политика России // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 4.

6. Бордачев Т. В объятиях civilian power // Pro et Contra. 2003. Т. 8. № 1.

7. Бордачев Т.В. Кризис развития ЕС и Россия // Современная Европа. 2006. № 1.

8. Бордачев Т., Романова Т. Модель на вырост // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 2.

9. Борко Ю. О некоторых аспектах изучения процессов западноевропейской интеграции // МЭиМО. 1988. № 2.

10. Борко Ю.А. От европейской идеи — к единой Европе. М.: Деловая литература, 2003.

11. Бусыгина И. Региональная политика Европейского союза и возможности использования ее опыта для России. М.: Ин-т Европы, 1995 (Серия «ДИЕ РАН»; № 17).

12. Геополитические перемены в Европе, политика Запада и альтернативы для России / Отв. ред. С.А. Караганов. М.: Ин-т Европы, 1996 (Серия «ДИЕ РАН»; № 19).

13. Глухарев Л.И. Политические компоненты развития Евросоюза // Современная Европа. 2003. № 2.

14. Данилов Д.А., Спигелейре С. де. От размежевания к сближению. Новые отношения России и Западной Европы в сфере безопасности. Париж: Изд. Ин-та по изучению проблем безопасности Западноевроп. союза, 1998.

15. Десятилетие сотрудничества (1988-1998): Европейский союз и Россия / Отв. ред. И.Е. Лешуков. СПб.: СПбГУ, 1999.

16. Европа: вчера, сегодня, завтра / Ин-т Европы РАН; Отв. ред. Н.П. Шмелев. М.: Экономика, 2002.

17. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / Под ред. Л.И. Глухарева. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

18. Европейская цивилизация между двумя тысячелетиями // Европа: вчера, сегодня, завтра / Ин-т Европы РАН; Отв. ред. Н.П. Шмелев. М.: Экономика, 2002.

19. Европейский союз в Российской политике (Тематический номер журнала) // Pro et Contra. 2003. Т. 8. № 1.

20. Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

21. Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона. М.: Ин-т Европы, 1999 (Серия «ДИЕ РАН»; № 47).

22. Заглядывая в XXI век: Европейский союз и Содружество Независимых Государств. М.: Интердиалект+, 1998.

23. Загорский А., Лукас М. Россия перед европейским вызовом. М.: Международные отношения; Ин-т по исследованию проблем Восток-Запад, 1993.

24. Иноземцев В.Л. Слабость «силы» и сила «слабости» // Pro et Contra. 2003. Т. 8. № 1.

25. Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Штрихи к портрету Старого света в новом столетии. М.: Интердиалект+, 2002.

26. Кавешников Н.Ю. Институциональная реформа ЕС и Ниццский договор: ответы или вопросы? М.: Ин-т Европы, 2002 (Серия «ДИЕ РАН»; № 87).

27. Кеохейн Р.О. Международные отношения: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999.

28. Лазебникова О.В. Запад и борьба в политических и научных кругах России по вопросам внешней политики в Европе (1991-1994 гг.). М.: Ин-т Европы, 1995 (Серия «ДИЕ РАН»; №16).

29. Маастрихтский договор: трудности ратификации, поиски решений и перспективы / Отв. ред. Ю.А. Борко. М.: Ин-т Европы, 1994 (Серия «ДИЕ РАН»; № S).

30. Маастрихтский процесс: реакция на новые вызовы // МЭиМО. 1993. №9.

31. Максимычев И.Ф. Угрозы безопасности России, связанные с началом расширения НАТО (внешнеполитические аспекты). М.: Ин-т Европы, 199S (Серия «ДИЕ РАН»; № 42).

32. Морозов В.Е. Введение в европейские исследования. СПб.: СПбГУ, 2002.

33. Морозов В. Осмысление интеграции в Европе // Международные процессы. 2005. №3.

34. Опыт европейских сообществ и возможности его использования Россией и Содружеством Независимых Государств: Матер. симпозиума / Отв. ред. Ю.А. Борко. М.: Ин-т Европы, 1993 (Серия «ДИЕ РАН»; № 2).

35. Романова Т.А. Становление Европейского союза как международного актора. СПб.: СПбГУ, 2003.

36. Российская наука международных отношений: новые направления / Под ред. А.П. Цыганкова и П.А. Цыганкова. М.: Per Se, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Россия и Европа: тенденции развития на пороге III тысячелетия. М.: ИНИОН РАН, 1995.

3S. Семененко И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика. М.: ИМЭМО РАН, 2001.

39. Сорок лет Римским договорам: Европейская интеграция и Россия: Матер. Междунар. науч. конф., 6-7 июня 1997 г. / Отв. ред. И.Е. Лешуков. СПб.: Петрополис, 199S.

40. Стрежнева М.В. ЕС и СНГ: сравнительный анализ институтов. М.: МОНФ, 1999 (Серия «Научные доклады»; № 101).

41. Стрежнева М. Сетевой компонент в политическом устройстве Евросоюза // Международные процессы. 2005. № 3.

42. Троицкий М. Европейский союз в мировой политике // Международные процессы. 2004. № 2.

43. Шеленкова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право. М.: НИМП, 2003.

44. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Междунар. отношения, 2003.

45. Шмелев В.Н. Страница шеф-редактора // Современная Европа. 2000. № 1.

46. Delors J. Le nouveau concept européen. P.: Odile Jacob, 1992.

47. O'Neil M. Eine ^eorie der Integration? Plaedoyer fuer einen synkretischen Ansatz // Varwick J., Knelangen W. (Hrsg.). Neues Europa — alte EU? Fragen an den europaeischen Integrationsprozess. Opladen: Leske+Budrich, 2004.

4S. Varwick J., Knelangen W. (Hrsg.). Neues Europa — alte EU? Fragen an den europaeischen

Integrationsprozess. Opladen: Leske+Budrich, 2004. 49. Wallace H., Wallace W. (Ed.) Policy-Making in the European Union. Oxford: Oxford University Press, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.