Научная статья на тему 'О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно-методической конференции)'

О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно-методической конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ремарчук Валерий Николаевич

2-3 декабря 2010 г. в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась II Всероссийская научно-методическая конференция «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров». Встреча вузовских ученых и практиков проводилась с целью осмысления динамики перехода на новые образовательные стандарты, а также обмена опытом использования современных образовательных технологий в системе гуманитарной подготовки инженеров. Конференцию открыл ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана А.А. Александров. На пленарном заседании с докладом выступил проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, зам. председателя совета УМО по университетскому политехническому образованию С.В. Коршунов. В работе форума приняли участие 130 ученых, преподавателей, аспирантов из 19 регионов РФ, которые представляли 58 технических вузов России. Программа конференции предусматривала пленарное заседание по основным проблемам гуманитарного образования в технических вузах, а также работу секций «История», «Культурология», «Социология», «Политология», «Философия», «Лингвистика». В ходе пленарных заседаний было заслушано 16 докладов, на секциях выступило свыше 70 участников конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно-методической конференции)»

г

СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

В.Н. РЕМАРЧУК, профессор, декан факультета «Социальные и гуманитарные науки»

МГТУ им. Н.Э. Баумана

О гуманитарной подготовке инженеров

(некоторые итоги научнометодической конференции)

2-3 декабря 2010 г. в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась II Всероссийская научно-методическая конференция «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров». Встреча вузовских ученых и практиков проводилась с целью осмысления динамики перехода на новые образовательные стандарты, а также обмена опытом использования современных образовательных технологий в системе гуманитарной подготовки инженеров.

Конференцию открыл ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана А.А. Александров. На пленарном заседании с докладом выступил проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, зам. председателя совета УМО по университетскому политехническому образованию С.В. Коршунов. В работе форума приняли участие 130 ученых, преподавателей, аспирантов из19 регионов РФ, которые представляли 58 технических вузов России. Программа конференции предусматривала пленарное заседание по основным проблемам гуманитарного образования в технических вузах, а также работу секций «История», «Культурология», «Социология», «Политология», «Философия», «Лингвистика». В ходе пленарных заседаний было заслушано 16 докладов, на секциях выступило свыше 70 участников конференции.

Актуальность конференции обусловлена прежде всего сложностями процесса реформирования высшего образования, с которыми сталкиваются коллеги-гуманитарии при переходе на новые образовательные стандарты. В этой связи серьезное беспокойство вызывает сохраняющаяся тенденция, при которой гуманитарная составляющая образования в технических вузах

понимается лишь как необходимая уступка требованиям нового государственного стандарта или формальное стремление следовать лучшим мировым принципам построения инженерной подготовки. Так было при переходе на ныне действующие стандарты, когда, оценив социально-гуманитарные науки в качестве «элемента советского мировоззрения», их сократили наполови-

Семинары. Конференции

71

ну. Но почему-то по-прежнему считалось, что выпускник технического вуза должен знать «историю », «философию », «политологию » и т.д. В то же время любому профессионалу было очевидно, что при том количестве часов, которое отводится на изучение большинства социально-гуманитарных дисциплин, знать даже их основы невозможно. В рамках предоставленного времени материал не может осваиваться системно, поскольку не обеспечивается глубина понимания, а полученные знания весьма условно соотносятся с социальной действительностью. Тем самым в действующих учебных планах было заложено противоречие между необходимостью преподавать гуманитарные знания и временем, планируемым для их адекватного усвоения студентами.

К сожалению, аналогичный подход обнаруживается и при переходе на стандарты многоуровневого образования. Приходится констатировать, что после очередного сокращения часов о гуманитарном образовании в техническом вузе нужно будет забыть. Соответственно, не может быть и речи как об улучшении качества образования, так и о подготовке специалиста мирового уровня. Будет нарушена мера, за которой учебная дисциплина превращается в профанацию.

Казалось бы, всем все понятно, и нет необходимости в который раз повторять, что смысл изучения философии, истории, социологии, политологии и культурологии для студентов инженерных специальностей определяется тем обстоятельством, что будущий специалист - это не просто носитель специальных знаний и навыков, а личность, обладающая гуманитарными качествами и включенная в разветвленную сеть социальных отношений, приоритетными из которых являются политические, социальные, экономические. Понимание этих отношений как раз и формируется общекультурными компетенциями, приобретаемыми при изучении социально-гуманитарных дис-

циплин. Однако именно эту актуальность, как отмечали участники конференции, приходится вновь и вновь доказывать. Да, мы живем в обществе развивающихся технологий, и нужно уметь в нем жить, но даже совершенная инженерная подготовка не может компенсировать потребность человека в духовном развитии, основанном на культурных традициях. А в условиях современного динамичного рынка труда лишь фундаментальная социальногуманитарная подготовка способна содействовать формированию личности инженера, обеспечить его социальную и профессиональную мобильность.

Во многих выступлениях участников конференции отчетливо звучала мысль о том, что социальный прогресс начинается с развития человеческого потенциала. Никакого подъема, модернизационного прорыва в стране не удастся осуществить, если он отсутствует в головах. Мы убеждены, что новую цивилизацию, основанную на high-tech-технологиях невозможно построить на основе примитивной духовной сферы. В этой связи гуманитарное образование, от которого зависит становление духовного мира современного специалиста, по большому счету оказывается одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны.

Обеспокоенность гуманитариев связана и с тем, что свобода, которую получили вузы в подготовке собственных стандартов и учебных программ, нередко оборачивается свертыванием социогуманитарного цикла. А ведь его сохранение и развитие в техническом вузе - это предмет заботы не только гуманитарных кафедр и их преподавателей, это прерогатива ректората вуза. С помощью данного цикла можно выстроить качественную «человеческую» подготовку будущих специалистов, организовать эффективную воспитательную работу, опирающуюся на богатейшие традиции технических вузов, реализовать социальные функции путем формирования у студентов качеств гражданина, патриота, способного

72

Высшее образование в России • № 1, 2011

бережно относиться к истории своего народа, его культуре, - тех качеств, которые характеризуют подлинную инженернотехническую интеллигенцию.

Понимая сложности, с которыми сталкиваются инженерные кафедры при переходе на новые образовательные стандарты, участники конференции подчеркивают, что решение проблем гуманитаризации не сводится к количественному увеличению доли гуманитарных дисциплин. Необходимо включение элементов гуманитарного знания в естественно-научные и технические дисциплины, другими словами, гуманитарная культура должна имманентно пронизывать содержание технических и естественных наук. Под гуманитарной средой также подразумевают профессионализм, творчество, культуру преподавательского корпуса вузов. Перед гуманитариями очень остро встает проблема отбора содержания и повышения качества преподавания своих дисциплин, их востребованности студентами.

Затрагивалась участниками конференции и проблема управления гуманитарным образованием в технических вузах. В связи с этим выдвигалась мысль о необходимости создания (на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана) УМО по гуманитарному образованию в технических вузах, которое осуществляло бы разработку примерных учебных планов, координировало действия гуманитарной научно-педагогической общественности вузов, рассматривало проблемы качества и развития содержания гуманитарного образования в технических вузах, аккумулировало опыт деятельности, осуществляло экспертизу учебно-методической документа-

ции, необходимой для совершенствования учебного процесса.

Вопросов, действительно, много. Необходимо понять, что сегодня происходит в образовании - кризис или революция? Как корректировать подходы, в том числе к предмету образования, т.е. к тому, чему следует учить и учиться. Ведь именно рефлексии смысла своей деятельности наше образование учит меньше всего. Мы не доходим до последних оснований, где человек должен понимать, что он делает, как это делать и для чего; где он должен ответить на вопрос, зачем существует. Эту взаимосвязь между содержанием образования и осознанием того, для чего оно нужно, наш студент рефлексирует все хуже, потому что его этому не учат. В итоге деградирует интеллект будущего инженера, его нравственный уровень и, как следствие, профессионализм.

Некоторые подходы к решению обозначенных проблем представлены в научных докладах участников конференции, опуб-ликованныхв изданном сборнике. Думается, что состоявшийся форум стал важным событием академической жизни, на котором ученые и преподаватели сумели провести плодотворные дискуссии о назначении и роли социально-гуманитарного образования в современной технической школе, наметили пути решения актуальных проблем.

Участники встречи отметили, что прошедшая в МГТУ им. Н.Э. Баумана конференция становится традиционной площадкой обмена опытом профессионалов-гума-нитариев, работающих в технических вузах. Хочется верить, что она послужит консолидации нашего педагогического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.