DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-240-243 NIION: 2018-0076-7/23-531 MOSURED: 77/27-023-2023-7-531
ТОРЛОВ Леонид Олегович,
студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]
О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
РОБОТОТЕХНИКИ
Аннотация. Авторами рассматриваются возможности правового регулирования института гражданско-правовой ответственности в случае применения систем искусственного интеллекта и робототехники с точки зрения: гражданско-правовая ответственность владельца/пользователя искусственным интеллектом, робототехникой, гражданско-правовая ответственность создателя (производителя) искусственного интеллекта, робототехники.
Ключевые слова: искусственный интеллект, юридическая ответственность искусственного интеллекта, ИИ.
TORLOV Leonid Olegovich,
Law School Student Far Eastern Federal University
ON CIVIL LIABILITY FOR THE ACTIVITIES OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE, ROBOTICS
Annotation. The authors consider the possibilities of legal regulation of the institute of civil liability in the case of the use of artificial intelligence and robotics systems from the point of view of: civil liability of the owner/user of artificial intelligence, robotics, civil liability of the creator (manufacturer) of artificial intelligence, robotics.
Key words: Artificial intelligence, legal liability of artificial intelligence, AI.
Ключевая позиция законодателя по вопросу правового регулирования института юридической ответственности в случае применения систем искусственного интеллекта и робототехники в России отражена в документе «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года», заключается она в следующем: «развитие цифровых технологий систем искусственного интеллекта и робототехники подразумевает под собой обладание высокой степени автономности при принятии решений. Соответственно в существующих условиях необходима дальнейшая разработка механизмов привлечения к юридической ответственности, разрешение вопросов об определении ответственных лиц, привлечения к ответственности при отсутствии вины, института возмещения вреда [1].
Помимо этого акта есть также концептуально дополняющие его документы, целью которых выступали проработка проблем искусственного интеллекта - это Указ Президента «О националь-
ной стратегии искусственного интеллекта в РФ» [2] и ФЗ «Об экспериментальном правовом режиме для внедрения ИИ» [3]. Фактически данные документы отражают реалии современного состояния цифровизации, представлена возможность перехода с преобладания императивного запретительного метода регулирования на дозволительный метод в России, что является не характерным для национального законодательства.
В настоящей работе на основании анализа источников выделяются следующие подходы: тенденции законодателя в сфере регулирования искусственного интеллекта, робототехники, и пришли к выводу, что юридическая ответственность в случае применения систем искусственного интеллекта и робототехники может применяться так: гражданско-правовая ответственность владельца/ пользователя искусственным интеллектом, робототехникой, гражданско-правовая ответственность создателя (производителя) искусственного интеллекта, робототехники, уголовно-правовая
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
ответственность создателя и (или) владельца искусственного интеллекта, робототехники.
Стоит отметить, что в рамках настоящего исследования под ИИ согласно указу Президента РФ от 10.10.2019 №490 понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений [9].
В свою очередь, под роботом понимается «исполнительный механизм, программируемый по двум или более степеням подвижности, обладающий определенной степенью автономности и способный перемещаться во внешней среде с целью выполнения задач по назначению» [10].
• Гражданско-правовая ответственность владельца/пользователя искусственным интеллектом, робототехникой
Вопрос ответственности регулируется по аналогии со ст. 1079 ГК РФ. Данный подход строится на признании деятельности, связанной с применением ИИ и робототехники, деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Как отмечал Верховный Суд РФ, деятельность, предусмотренная ст. 1079 ГК РФ, создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека [4]. Что в действительности относится к искусственному интеллекту, ввиду наличия функции машинного обучения, определённой автономности ИИ, полный контроль за такой системой невозможен.
Кроме того, как указывал Конституционный Суд РФ, деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, требует особой осторожности и осмотрительности, ввиду многократного увеличения риска причинения вреда третьим лицам. Такое положение дел обуславливает введение специальных правил, возлагающих на владельцев источников повышенной опасности (по сравнению с лицами, деятельность которых с повышенной опасностью не связана) повышенного бремени ответственности за наступление неблагоприятных последствий, поскольку в основе такого законодательного решения лежит риск случайного причинения вреда [5].
Исходя из содержания ст. 1059 ГК ответственность за деятельность, связанную с приме-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
нением ИИ и робототехники, несут лица, использующие их, как объекты повышенной опасности.
Таким лицом можно считать «лицо, обладающее правом собственности, правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления либо на другом законном основании на данные объекты. К указанной категории лиц не относятся сотрудники юридического лица, работающие по трудовому либо гражданско-правовому договору.» - такую позицию изложил профессор Лаптев В. А. То есть юридическую ответственность несут именно лица, обладающими триадой правомочий собственника по общему подходу, и в исключительных случаях ответственность: (1) ложится на пользователя (лица, фактического причинившего вред), в случае если владелец ИИ и (или) робототехники докажет, что объект правоотношений выбыл из его обладания противоправным способом, либо (2) на оба лица, если собственник виновен в «выбытии» объекта из его обладания [6].
Вопрос вины в данном случае значения не имеет, поскольку такие правоотношения относятся к предпринимательско-правовой ответственности, предусматривающей ответственность лица в любом случае, кроме случаев, когда обязательства не выполнялись вследствие непреодолимой силы, поименованной в п. 3 ст. 401 ГК.
• Гражданско-правовая ответственность создателя (производителя) искусственного интеллекта, робототехники
Данный подход действует в случае, если владелец или пользователь технически не был способен влиять на действия ИИ/робототехники, предвидеть его действие. Регулирование происходит по аналогии с ответственностью за некачественный товар (продукцию).
Согласно ст. 1095 ГК, п. 1 ст. 1096 ГК вред будет возмещаться продавцом или изготовителем товара, исполнителем, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет, при том что ответственным лицом будет лицо, которому предъявил претензии потерпевший [7]. В гражданско-правовом правоотношении, связанном с применением искусственного интеллекта и (или) робототехники, ответственным лицом будет продавец, разработчик (создатель), исполнитель (допустим, ремонтник) искусственного интеллекта, робототехники.
Вновь обращаясь к аналогии права, в 2021г. в проекте закона, подготовленного Министерством транспорта РФ, законодатель занял позицию о том, что лицо, возмещающее вред за действия, связанные с причинением вреда искусственным интеллектом и (или) робототехникой, по общему правилу является владелец высокоавтоматизированных транспортных средствах (далее
- ВАТС), но в случае обнаружения технических недостатков потерпевшее лицо может предъявлять регрессное требование к производителю ВАТС [8].
Список литературы:
[1] Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 N 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года». [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 21.01.2023).
[2] Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 21.01.2023).
[3] Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»» от 24.04.2020 N 123-Ф3 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 21.01.2023).
[4] П. 18 Постановления Пленума Верховного Суда России от 26. 01. 2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 3.
[5] По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других : постановление Конституц. Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П // Собрание законодательства РФ. 2017. № 12. Ст. 1780.
[6] Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 2. 2019. С. 88-89.
[7] П. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.
[8] Проект федерального закона «О высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 21.01.2023).
[9] Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 21.01.2023).
[10] ГОСТ Р 60.0.0.4-2019/ИС0 8373:2012 Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200162703?section= status - Текст: электронный. (дата обращения 21.06.2023).
Spisok literatury:
[1] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19.08.2020 N 2129-r «Ob utverzhdenii Koncepcii raz-vitiya regulirovaniya otnoshenij v sfere tekhnologij iskusstvennogo intellekta i robototekhniki do 2024 goda». [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». (data obrashcheniya 21.01.2023).
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 N 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Nacional'noj strategiej razvi-tiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda»). [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». (data obrashcheniya 21.01.2023).
[3] Federal'nyj zakon «O provedenii eksperi-menta po ustanovleniyu special'nogo regulirovaniya v celyah sozdaniya neobhodimyh uslovij dlya raz-rabotki i vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v sub»ekte Rossijskoj Federacii - gorode feder-al'nogo znacheniya Moskve i vnesenii izmenenij v stat'i 6 i 10 Federal'nogo zakona «O personal'nyh dannyh»» ot 24.04.2020 N 123-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». (data obrashcheniya 21.01.2023).
[4] P. 18 Postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda Rossii ot 26. 01. 2010 № 1 «O primenenii sudami grazhdanskogo zakonodatel'stva, reguliruy-ushchego otnosheniya po obyazatel'stvam vsledstvie prichineniya vreda zhizni ili zdorov'yu grazhdanina» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2010. № 3.
[5] Po delu o proverke konstitucionnosti stat'i 15, punkta 1 stat'i 1064, stat'i 1072 i punkta 1 stat'i 1079 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhalobami grazhdan A.S. Arinushenko, G.S. Beresnevoj i drugih : postanovlenie Konstituc. Suda RF ot 10 marta 2017 g. № 6-P // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. № 12. St. 1780.
[6] Laptev V.A. Ponyatie iskusstvennogo intellekta i yuridicheskaya otvetstvennost' za ego rabotu // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. № 2. 2019. S. 88-89.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
[7] P. 35 Postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 28.06.2012 № 17 «O rassmotrenii sudami grazhdanskih del po sporam o zashchite prav potre-bitelej» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2012. № 9.
[8] Proekt federal'nogo zakona «O vysokoavtom-atizirovannyh i polnost'yu avtomatizirovannyh trans-portnyh sredstvah i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». [Elek-tronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPIyus». (data obrashcheniya 21.01.2023).
[9] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 oktyabrya 2019 g. № 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». (data obrashcheniya 21.01.2023).
[10] GOST R 60.0.0.4-2019/IS0 8373:2012 Roboty i robototekhnicheskie ustrojstva. Terminy i opredeleniya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs. cntd.ru/document/1200162703?section=status -Tekst: elektronnyj. (data obrashcheniya 21.06.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023