Научная статья на тему 'О готовности ученого к международному научному сотрудничеству'

О готовности ученого к международному научному сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧЕНЫХ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / RESEARCHER'S INFRASTRUCTURAL COMPETENCES / INFORMAL EDUCATION / INVISIBLE COLLEGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эдвардс Наталья Михайловна

В статье освещается проблема подготовки ученого к работе в международном научном пространстве, формирования инфраструктурных навыков совместной научной деятельности. С этой точки зрения рассмотрены сложившиеся магистерские и аспирантские программы подготовки научных кадров, возможности формального, неформального и информального образования ученых для участия в международных научных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researchers' training for participation in international projects

The paper considers some major aspects concerning the training of researchers for international project activity. Special competences are required for working in the global research area. The author focuses on master's and doctoral programs in foreign universities that provide the attainment of the appropriate skills.

Текст научной работы на тему «О готовности ученого к международному научному сотрудничеству»

народном рынке образовательных услуг и, вне всякого сомнения, будет иметь долговременный положительный эффект в повышении конкурентоспособности университета, удовлетворяющего требованиям многопрофильного университетского комплекса с мощной материально-технической базой и высоким потенциалом научно-педагогических кадров.

В целом реализация инновационной об-

разовательной программы внесла огромный вклад в развитие международного сотрудничества БелГУ. Она заложила прочную основу для долгосрочной кооперации с зарубежными партнерами в образовательной и научно-исследовательской областях, выступила важной вехой на пути к успешному позиционированию Белгородского государственного университета в общеевропейском образовательном пространстве.

PERESYPKIN A.P. INTERNATIONAL CONTEXT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM

The article is dedicated to innovative processes which contributed to the expansion of international contacts ofBelSU in various fields of cooperation in the context of innovative educational program (IEP). It specifies the outcomes of the international cooperation of the university during implementation of the IEP, determines its role on the way to successful positioning ofBelSU in the global educational area.

Key words: international cooperation of the university; innovative educational program; internationalization; Bologna process; joint educational programs.

Н.М. ЭДВАРДС, начальник отдела международных проектов Сибирский федеральный университет

О готовности ученого к международному научному сотрудничеству

В статье освещается проблема подготовки ученого к работе в международном научном пространстве, формирования инфраструктурных навыков совместной научной деятельности. С этой точки зрения рассмотрены сложившиеся магистерские и аспирантские программы подготовки научных кадров, возможности формального, неформального и информального образования ученых для участия в международных научных проектах.

Ключевые слова: инфраструктурные компетенции научной деятельности; формальное, неформальное и информальное обучение ученых; интернационализация и коммерциализация научных исследований.

Сегодня многие научные исследования реализуются в рамках крупномасштабных программ, финансируемых государством либо сообществом государств в формате совместных проектов и в подавляющем большинстве силами многонационального консорциума. Участие в международных научно-технологических программах предполагает владение ученым определенными компетенциями. Нужно признать, что с последними дела у представителей россий-

ской науки обстоят не лучшим образом. Будучи профессионалами в своей предметной области, они вместе с тем не готовы к функционированию в международной научной среде, характеризуемой понятием «академический капитализм» (Эдвард Хэ-кетт), где востребованы специфические инфраструктурные навыки научной деятельности (сопутствующие экономические, научно-технические и социальные навыки обеспечения совместной научной де-

112

Высшее образование в России • № 4, 2009

ятельности) [1]. Отечественным ученым зачастую недостает деловых качеств, навыков этикета совместной научной работы, знания особенностей международной инфраструктуры научных программ и технологических платформ. Все это создает серьезные препятствия для установления плодотворного научного сотрудничества и актуализирует задачу их устранения в образовательном процессе вуза.

Попытаемся оценить деятельность отечественной аспирантуры и докторантуры в контексте готовности их выпускников к работе в мировом научном пространстве.

Анализ содержания изучаемых в аспирантуре дисциплин показал, что ни одна из утвержденных государственным стандартом программ аспирантской подготовки не включает разделов, которые могли бы способствовать эффективному включению будущего ученого в международное научное общение. В содержании российского послевузовского профессионального образования, ориентированного на подготовку научных кадров, теоретико-методологическая подготовка занимает до 95% трудоемкости (объема учебного времени), при этом общенаучные дисциплины, формирующие научное мировоззрение, составляют около 50% учебного времени [2]. Таким образом, инфраструктурные компетенции научной работы, к которым российские исследователи относят способность к ориентации в интенсивно меняющейся информационно-коммуникационной среде, знание иностранных языков, презентационные навыки, деловую этику, умение находить партнеров, видение перспектив коммерческого использования научных исследований, специально не формируются. Изучение иностранного языка как в вузе, так и в аспирантуре носит скорее академический, чем коммуникативный характер, что затрудняет свободное общение выпускников аспирантуры с зарубежными коллегами. Получаемые навыки проектной групповой работы, ориентированные на отечественные проекты и консорциумы, не вполне соот-

ветствуют международным нормам взаимодействия с организациями-грантодателями и зарубежными научными фондами. Практически не ведется подготовка к осуществлению межкультурных научных контактов в сфере профессиональной коммуникации. Не осваиваются механизмы и возможности виртуального международного научного пространства для поиска зарубежных партнеров, изучения состояния дел в избранной научной области, поиска и включения в международные научные сети. Не проводится системное навигационное изучение существующих сегодня международных фондов, грантовых программ, что не позволяет сосредоточить усилия на тематически и идеологически подходящих программах.

Анализ содержания зарубежных программ магистерской и аспирантской подготовки в крупных университетах мира показывает, что они включают - дополнительно к обязательной профессиональной подготовке - ряд обязательных или элективных курсов, способных обеспечить целенаправленное формирование инфраструктурных навыков совместной научной деятельности. Содержание таких магистерских курсов может включать: методологию научного исследования; инструменты устной презентации; методику написания технического отчета; формы обмена технической информацией в устной и письменной форме; способы организации эффективной групповой работы и управления коллективом проекта; вопросы этики, научного это-са и ответственности ученого; проблемы инженерного профессионализма и безопасности; практическое применение концепций стратегического управления технологиями и инновациями; законодательство в области научных исследований как национального, так и международного уровня; обеспечение защиты интеллектуальной собственности в процессе совместной деятельности и другие важные инфраструктурные аспекты научной деятельности. Наиболее подробно за последние годы они представ-

лены в масштабном исследовании - документе ЮНЕСКО «Докторская подготовка и квалификации в Европе и Соединенных Штатах: состояние дел и перспективы » под общей редакцией Яна Садлака и Дэниэля Линкольна [3].

С точки зрения гибкости и сочетания различных форм подготовки к новым видам деятельности ценнейшим ресурсом нам представляется неформальное обучение ученых - краткосрочные курсы и практические семинары по специфическим проблемам, например правилам участия в международных проектах и способам фандрай-зинга (поиск финансирования под определенные научные проекты и идеи); а также информальное обучение - через международные сети сотрудничества по тематическим направлениям, различные формы сопровождения со стороны специализированных центров, национальных контактных точек крупных международных программ, университетских центров и порталов (виртуальных научных сообществ обмена опытом между учеными-коллегами). Упомянем и организацию специфических мероприятий - приобретение навыков научного сотрудничества через практику разработки и написания проектных заявок и последующую проектную деятельность внутри международного научного консорциума. Подготовка научных кадров в Европе, осуществляемая через докторантуру, соответствующие курсы и тренинги, повышение квалификации кадров обычно не заканчивается в стенах университета.

За последние 15-20 лет появились новые виды неформальной подготовки и сопровождения ученых, успешно реализуемые в европейских странах; аналогичные сетевые структуры имеются в Соединенных Штатах, Канаде, Сингапуре, России и т.д. Как правило, виртуальные сети сотрудничества сами являются прямым результатом крупных долгосрочных проектов, призванных либо построить международную сеть обмена опытом и управления сообществами ученых определенного тематического

направления, либо интегрировать и оптимизировать научные исследования по определенной тематике, проводимые в разных странах, что исключает параллелизм исследований и позволяетконсолидировать научные ресурсы для единой цели. Такие сообщества ученых (communities) создаются и как самостоятельные инициативы с последующим расширением сетей на другие страны и регионы, где есть заинтересованные специалисты в данной области науки, и через грантовую поддержку Рамочных программ в Европе - как международные «сети превосходства» в приоритетных областях науки и техники, определенные «дорожными и прогнозными картами » развития научных направлений в Евросоюзе. Формы повышения квалификации ученых здесь очень разнообразны и определяются самим консорциумом в зависимости от потребностей и появляющихся задач. Среди них:

■ тематические научные конференции, дискуссии, форумы внутри сети с привлечением сторонних ученых, заинтересованных сторон, представителей министерств и промышленности;

■ партнерские сессии с установлением полезных научных контактов для последующего расширения сотрудничества;

■ целевые научно-практические семинары, мастер-классы, краткосрочные курсы по изучению новейших научных разработок и, что особенно важно для начинающих международную совместную деятельность, обучению инфраструктурным навыкам научной деятельности в рамках специальных семинаров, международных тематических летних школ;

■ разработка специальных бюллетеней, буклетов, флаеров с целью распространения результатов проектов, исследований или вновь созданных полезных Интернет-ресурсов с целью оперативного информирования ученых о состоянии дел в специфической научной области и предотвращения ненужного параллелизма научных разработок;

114

Высшее образование в России • № 4, 2009

■ подготовка переводных материалов, информирующих ученых о зарубежных достижениях в определенных тематических областях, что позволяет им адекватно оценивать и позиционировать собственные научные результаты и осуществлять выбор востребованных обществом научных направлений;

■ методическая поддержка при написании грантовых заявок, дистанционные курсы с финальным тестированием по результатам обучения и т.д.

Таким образом, ученые вовлечены в непрерывную обучающую деятельность так называемых «невидимых колледжей» -виртуальных научных сообществ с обменом опытом между учеными-коллегами и организацией специфических обучающих мероприятий [4]. То есть неформальное и информальное образование имеет возможность оперативно восполнять пробелы формального образования и дополнять его по мере необходимости, используя гибкие формы подготовки и ресурсы нужных организаций и специалистов, часто являющихся проводниками формального образования (например, университеты); в то же время такое образование свободно от бюрократических процедур, что обеспечивает его оперативность и гибкость.

Для определения готовности ученого к разработке международного научного проекта и к деятельности в международном научном консорциуме чрезвычайно важен вопрос об экономической целесообразности участия каждого кандидата. Не имея собственных научных идей или технологических предложений, ни один ученый не сможет обосновать необходимость своего участия в международном проекте. Кроме того, при отсутствии сформированных компетенций для такой работы он не сможет найти и установить долгосрочные контакты с зарубежными партнерами, понять состояние дел в своей научной области в глобальном контексте, грамотно и в выигрышном свете продемонстрировать свои компетенции для выполнения той или иной

научной задачи, поддерживать научное взаимодействие в межкультурной среде [5].

Поэтому для интеграции ученого в мировое научное пространство следует учитывать еще один немаловажный фактор. Речь идет об интернационализации и коммерциализации как научных исследований, так и характера самого послевузовского образования, где российская система пока значительно отстает от европейской и американской. «Интернационализация» означает процесс международной интеграции как в образовательной, так и в научной деятельности, что создает единство ряда ее элементов. Например, она находит отражение в составе учащихся университета, в его контингенте. У будущего европейского или американского ученого международный компонент научного сотрудничества формируется уже в стенах университета - в силу многонациональной структуры контингента обучаемых в докторантуре и существенного количества групповых проектов, предусмотренных программами подготовки. Помимо международной ориентации европейских вузов, т.е. стремления к зачислению большого числа талантливых зарубежных студентов в контингент докторантов, европейской тенденцией является также рост мобильности самих европейских докторантов по схеме «семестр в зарубежном вузе» (финансируется программами Комиссии европейских сообществ в форме выездных стипендий). Во всех европейских странах действует механизм признания предыдущей успеваемости учащихся из-за рубежа, а также программы докторской подготовки, включающие периоды обучения и проведения научных исследований за рубежом с последующим присуждением двойной или совместной с другим университетом степени.

Особого внимания в контексте подготовки ученых к международным научным проектам заслуживает практика научных грантов, формирующая на уровне докторантуры компетенции, необходимые для участия в проектах, предполагающих кон-

сорциумный подход к научным исследованиям. Например, подготовка докторов наук в США неотделима как от академического научного предприятия, так и от преподавательской деятельности, ориентированной на большое количество студентов в крупных научно-ориентированных университетах. Студенты-докторанты являются неотъемлемой частью научной системы, выступая в качестве персонала с невысокой оплатой труда и выполняя большое количество исследований под научным руководством. Аналогичную роль в подготовке ученых играет система научных грантов, предоставляемых правительственными агентствами, такими как Национальный научный фонд, многими благотворительными фондами и растущим количеством заинтересованных корпораций. Гранты являются источником финансирования и ценным опытом для ассистентов, которые работают в различных научных областях во время обучения в докторантуре. В большинстве случаев темы диссертаций соотносятся с тематикой финансируемых грантами исследований. Такого рода финансовая поддержка обучения в докторантуре и основной части исследовательских работ имеет огромное значение для американской системы послевузовского научного образования. Она обеспечивает финансовую поддержку и учащихся, и научных руководителей из

числа профессорско-преподавательского состава, а также служит источником тем для исследовательских проектов [6]. Благодаря грантовой системе, предоставляющей финансирование на конкурсной основе, начинающие ученые проходят «школу коммерциализации» научных идей.

Литература

1. См.: Грудзинский А.О, Балабанова Е.С, Пе-

кушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социол. исслед. 2004. № 11. С. 123-131.

2. См.: Шереги Ф.Э, Стриханов М.Н. Наука в

России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2006. 456 с.

3. Developing Doctoral Degrees and Qualifications

in Europe: Good Practice and Issues of Concern - a Comparative Analyses. Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects / Ed. by J. Sadlak // UNESCO. Bucharest. 2004. 304 p.

4. Crane D. Invisible Colleges. Chicago; L.,1972.

231 p.

5. См.: Martinelli A. International Scientific

Associations and Intercultural Dialogue // Advances in Education in Diverse Communities: Research Policy and Praxis. 2006. Vol. 5. P. 29-33.

6. Cameron I. Career Development and Skills Training for Research Students and Researchers // Research Councils UK. URL: http:// www.rcuk.ac.uk/ rescareer/ rcdu/ training.htm

EDWARDS N. RESEARCHERS' TRAINING FOR PARTICIPATION IN INTERNATIONAL PROJECTS

The paper considers some major aspects concerning the training of researchers for international project activity. Special competences are required for working in the global research area. The author focuses on master's and doctoral programs in foreign universities that provide the attainment of the appropriate skills.

Key words: researcher's infrastructural competences, informal education, invisible colleges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.