Научная статья на тему 'О государственных услугах и работах в сфере науки и образования'

О государственных услугах и работах в сфере науки и образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАБОТА / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / GOVERNMENT SERVICE / GOVERNMENT WORK / SCIENCE / EDUCATION / GOVERNMENTAL FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарина Марина Викторовна

Статья посвящена вопросам оказания услуг государства населению в сфере науки и образования России как социально-значимого явления. Проанализированы особенности выполнения государственных услуг и категории потребителей данных услуг. Исследуется роль государственных фондов в развитии фундаментальной науки. В соответствии с этим дается характеристика государственных услуг и государственных работ в науке и образовании. Описываются категории учреждений, оказывающих услуги и выполняющих работы в виде научных исследований и проектов. Обращается внимание на вопросы финансирования государством научных учреждений в различных областях науки. Приводятся доказательства необходимости помощи государства научным и образовательным учреждениям в поддержании исследовательских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON GOVERNMENT SERVICES AND WORKS IN THE SPHERES OF SCIENCE AND EDUCATION

The article is devoted to the question of rendering services from the government to population in the spheres of science and education as a socially significant phenomenon. The author analyzes the features of performance of government services and categories of consumers of these services and examines the role of state funds in the development of fundamental science. In this regard, the author characterizes the division of government services and works in science and education. The article deals with the categories of institutions providing services and carrying out work in the forms of research and projects. The attention is also drawn to the issues of state financing of scientific institutions in various fields of science. In conclusion, the author justifies the fact that the state has to provide financial support to scientific and educational institutions intended for maintenance of research projects.

Текст научной работы на тему «О государственных услугах и работах в сфере науки и образования»

УДК 338.46:378

М. В. Казарина

Байкальский государственный университет экономики и права

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГАХ И РАБОТАХ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ*

Статья посвящена вопросам оказания услуг государства населению в сфере науки и образования России как социально-значимого явления. Проанализированы особенности выполнения государственных услуг и категории потребителей данных услуг. Исследуется роль государственных фондов в развитии фундаментальной науки. В соответствии с этим дается характеристика государственных услуг и государственных работ в науке и образовании. Описываются категории учреждений, оказывающих услуги и выполняющих работы в виде научных исследований и проектов. Обращается внимание на вопросы финансирования государством научных учреждений в различных областях науки. Приводятся доказательства необходимости помощи государства научным и образовательным учреждениям в подержании исследовательских проектов.

Ключевые слова: государственная услуга; государственная работа; наука; образование; государственные фонды.

M. V. Kazarina

Baikal State University of Economics and Law

ON GOVERNMENT SERVICES AND WORKS IN THE SPHERES OF SCIENCE AND EDUCATION

The article is devoted to the question of rendering services from the government to population in the spheres of science and education as a socially significant phenomenon. The author analyzes the features of performance of government services and categories of consumers of these services and examines the role of state funds in the development of fundamental science. In this regard, the author characterizes the division of government services and works in science and education. The article deals with the categories of institutions providing services and carrying out work in the forms of research and projects. The attention is also drawn to the issues of state financing of scientific institutions in various fields of science. In conclusion, the author justifies the fact that the state has to provide financial support to scientific and educational institutions intended for maintenance of research projects.

Keywords: government service; government work; science; education; governmental funds.

К государственным относят услуги, ориентированные на общество и оказываемые государством [2]. Они имеют особую функциональную направленность и отличаются от других видов услуг. Значение государственных услуг для общества постоянно возрастает.

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-30 «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» (номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256018).

© М. В. Казарина, 2014

Любое государство является социальным образованием и выполняет определенные социальные функции1. Именно социальные функции являются наиболее важными в системе оказания государственных услуг для населения, так как направлены на удовлетворение нужд и интересов получателей услуг, т. е. всего общества [4]. Значительная часть государственных услуг сконцентрирована на повышении качества жизни населения и решении различных социальных задач, таких как охрана здоровья, занятость населения и т. д.

Среди всего многообразия социально значимых государственных услуг возрастающее значение в последние годы приобретают услуги в сфере науки и образования. С 1 сентября 2013 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 основным законодательным документом является Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки. Данный перечень впервые четко разделяет государственные услуги и государственные работы в сфере науки и образования2. В частности, в разд. 1 «Государственные услуги» устанавливаются следующие виды услуг:

- реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, адъюнктура, ординатура, интернатура и т. д.);

- подготовка научных кадров (докторантура);

- реализация дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

К категории потребителей перечисленных услуг относятся только физические лица. Единицей измерения показателя объема или содержания государственных услуг является число обучающихся и число соискателей (в том числе учащихся с помощью дистанционных технологий и с применением электронного обучения).

Кроме этого, в документе приведен перечень видов федеральных государственных учреждений или групп учреждений, оказывающих государственные услуги. К ним относятся:

- образовательные организации высшего образования;

- научные организации;

- организации дополнительного профессионального образования.

Наряду с четким выделением видов государственных услуг в сфере образования и науки категорий исполнителей и потребителей услуг, соответствующих количественным критериям, в указанном документе не освещаются показатели, которые характеризовали бы качество данных государственных услуг. Однако вопрос качества государственной услуги продолжает оставаться очень важным и актуальным, критерии его определения постоянно находятся в процессе разработки и апробации [3]. Общепринятые нормы качества на государственном уровне пока отсутствуют.

В разд. 2 Базового перечня определены такие работы в области науки и образования, как:

- выполнение фундаментальных научных исследований;

- проведение прикладных научных исследований;

- экспериментальные разработки;

- организационное и информационное обеспечение и сопровождение конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов;

1 Об организации предоставления государственных услуг 2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. 2010. 30 июля.

2 Государственные услуги. URL : Ы^р://минобрнауки.рф/.

федер. закон РФ от 27 июля

- проведение экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов по фундаментальным, прикладным и научным исследованиям;

- организационное и информационное обеспечение поддержки научных, научно-технических программ и проектов;

- организационное и информационное обеспечение поддержки фундаментальных, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

К потребителям государственных работ, в отличие от государственных услуг, в области науки и образования относится неопределенный круг лиц, т. е. государственные работы ориентированы на интересы всего общества. Единицы измерения показателя объема и содержания государственной работы здесь отсутствуют. Аналогично отсутствуют и показатели, характеризующие качество государственных работ.

Состав федеральных государственных учреждений, выполняющих государственные работы, существенно отличается от состава учреждений, оказывающих государственные услуги в соответствующих областях.

Первые три вида государственных работ (выполнение и проведение исследований, экспериментальные разработки) осуществляют образовательные организации высшего образования и научные организации. Данные учреждения проводят фундаментальные исследования в различных областях науки. Фундаментальные исследования представляют собой экспериментальные или теоретические работы, осуществляемые в научных учреждениях и университетах с целью получения новых знаний об основополагающих свойствах явлений и наблюдаемых фактов без уточнения конкретных целей их применения. Результаты исследований, как правило, публикуются в научных журналах и становятся, по выражению экономистов, «общественным благом» [1, с. 41]. Таким образом научные исследования выполняют определенную социальную функцию и, будучи инициированы, организованы и финансированы государством, представляют собой особый вид государственных услуг.

Другие четыре вида работ, определенные в разд. 2 Базового перечня (организационное и информационное обеспечение, проведение экспертиз программ и проектов), осуществляют государственные фонды. Самым крупным государственным фондом в научной области является Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) — самоуправляемая государственная некоммерческая организация в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства РФ. Он создан в соответствии с указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426-ФЗ.

Целью РФФИ является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований.

Для достижения основной цели РФФИ отбирает на конкурсной основе проекты, разрабатывает и утверждает порядок их рассмотрения, проведения экспертизы и внесения предложений; финансирует отобранные проекты и мероприятия, а также контролирует использование выделенных средств; поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов; осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о своей деятельности; участвует в вы-

работке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.

РФФИ проводит конкурсы на получение грантов для выполнения российскими учеными фундаментальных научных исследований по различным областям знаний (науки о Земле, информационные технологии, химия, биология, медицина и т. д.), помимо этого на основе соглашений с ведущими зарубежными научными организациями организует совместные международные конкурсы. Финансовые средства распределяются с учетом количества поступающих заявок на конкурс инициативных проектов (табл. 1).

Таблица 1

Плановое распределение бюджетных средств РФФИ в 2013 г., %

Направление в науке Доля бюджетных средств

Биология и медицинская наука 21,33

Физика и астрономия 14,20

Фундаментальные основы инженерных наук 14,07

Химия 13,01

Науки о Земле 11,35

Информационные, телекоммуникационные технологии и вычислительные системы 10,08

Математика, механика и информатика 9,45

Науки о человеке и обществе 6,51

Составлено по данным сайта Российского фонда фундаментальных исследований. URL : http://www.rfbr.ru/rffi/ru/fundbudget.

Финансирование РФФИ осуществляется государством за счет средств федерального бюджета, а также допускается прием добровольных взносов от организаций и частных лиц для использования в уставных целях. Финансовые средства выдаются ученым на безвозвратной некоммерческой основе для поддержки фундаментальных исследований независимо от ведомственной принадлежности и правового статуса организации. Непременным условием предоставления средств является обязательство ученого, группы ученых или научной организации опубликовать результаты исследований и сделать их общественным достоянием. РФФИ ориентирован на гармоничное развитие всех компонентов российской науки, включая познавательный, коммуникационный, информационный и организационный аспекты.

Однако в работе РФФИ существуют проблемы, неоднократно отмечаемые учеными, а именно:

- закрытая процедура экспертизы проектов (проекты и программы рассматривает узкий круг экспертов);

- отсутствие обратной связи между РФФИ и заявителем;

- недостаток сведений о составе экспертных советов;

- концентрация грантов РФФИ в лабораториях постоянных грантополу-чателей;

- сокрытие информации заявителю о причинах отклонения проекта;

- одновременная работа части экспертов в РФФИ и в тех организациях, откуда поступают заявки на участие в гранте1.

По мнению многих специалистов, в процедуре рассмотрения заявки и принятия решения об итогах конкурса отсутствуют публичность, прозрачность и общественный контроль.

1 Российский фонд фундаментальных исследований. URL : http://ru.wikipedia.org/.

Другим важным инструментом реализации государственных услуг в сфере науки является Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), который был основан по инициативе российских ученых Правительством РФ в сентябре 1994 г. Основными целями РГНФ являются государственная поддержка развития гуманитарных наук, распространение гуманитарных знаний в обществе, возрождение традиций отечественной гуманитарной науки1. Для достижения поставленных целей РГНФ регулярно проводит несколько десятков конкурсов различных видов по всем основным направлениям гуманитарного знания: истории, археологии, этнографии, экономике, философии, социологии, политологии, правоведению, науковедению, филологии, искусствоведению, психологии, психологии и педагогике (табл. 2). В рамках конкурсов РГНФ поддерживает инициативные научно-исследовательские проекты, проекты по изданию научных трудов, развитию телекоммуникаций и материальной базы научных исследований, созданию информационных систем, проекты экспедиций и другие полевые исследования, экспериментально-лабораторные и научно-реставрационные работы; проекты по организации российских и международных научных мероприятий, а также участие в них российских ученых; финансирование командировок российских ученых для работы над совместными научно-исследовательскими проектами.

Таблица 2

Распределение заявок по областям знания в РГНФ, %

Направление в науке Количество заявок

Комплексное изучение человека; психология; фундаментальные проблемы образования 25

Общественные науки 21

Экономические науки 19

Исторические науки 17

Филологические науки; искусствоведение 17

Глобальные проблемы и международные отношения 1

Составлено по данным сайта Российского государственного научного фонда. URL : http:// www.rfh.ru/index.php/ru.

Результаты деятельности РГНФ показали эффективность и полезность в деле организации науки, в настоящее время он стал одним из основных источников финансирования гуманитарных исследований в России. Конкурсная и адресная поддержка наиболее важных и перспективных работ принята и поддержана научной общественностью, его деятельность является успешным примером реализации государственных услуг, направленных на сохранение потенциала гуманитарной науки страны.

Несмотря на существующие проблемы в области предоставления государственных услуг в сфере науки и образования, российское государство предпринимает различные меры для развития процессов разработки значимых научных проектов. К основным инструментам реализации государственных услуг в научной сфере относятся разработка соответствующих законодательных документов, развитие государственных фондов, финансирование перспективных проектов, поддержка научных учреждений и их сотрудников.

1 Российский государственный научный фонд. URL : http://www.rfh.ru/index.php/ru.

Список использованной литературы

1. Гасслер Х. «Непрактичная» наука / Х. Гасслер, А. Шибани // Форсайт. — 2011. — № 1. — С. 40-47.

2. Карнаухова В. К. Сервисная деятельность : учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская ; под общ. ред. Ю. М. Краковского. — 3-е изд., исправ. и доп. — Ростов н/Д : Март ; Феникс, 2010. — 254 с.

3. Сизова О. Услуги и функции: найдите 10 отличий / О. Сизова // Госуслуги: планирование, учет, налоги. — 2012. — № 3. — С. 23-27.

4. Сфера социально значимых услуг: теоретические и прикладные аспекты деятельности организаций : в 2 ч. / под общ. ред. Т. Д. Бурменко, О. Н. Баевой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — Ч. 1. — 380 с.

References

1. Gassier Kh., Shibani A. «Unpractical» science. Forsait - Foresight, 2011, no. 1, pp. 40-47 (in Russian).

2. Karnaukhova V. K., Krakovskaya T. A. Servisnaya deyatelnost [Service activities]. 3d ed. Rostov-on-Don, Mart Publ., Feniks Publ., 2010. 254 p.

3. Sizova O. Services and functions: find 10 differences. Gosuslugi:planirovanie, uchet, nalogi - State services:planning, accounting, taxation, 2012, no. 3, pp. 23-27 (in Russian).

4. Burmenko T. D., Baeva O. N. Sfera sotsialno znachimykh uslug: teoreticheskie i prikladnye aspekty deyatelnosti organizatsii [Sphere of socially important services: theoretical and applied aspects of organizations performance]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. Vol. 1. 380 p.

Информация об авторе

Казарина Марина Викторовна — аспирант, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: arinzak@yandex.ru.

Author

Kazarina Marina Victorovna — PhD student, Department of Economy and Service Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: arinzak@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.