Научная статья на тему 'О ГЛУБИНЕ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЕСТИЦИДА ГХЦГ В ПРИСУТСТВИИ СУЛЬФОНОЛА С ВОДОЙ ЧЕРЕЗ ГРУНТ'

О ГЛУБИНЕ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЕСТИЦИДА ГХЦГ В ПРИСУТСТВИИ СУЛЬФОНОЛА С ВОДОЙ ЧЕРЕЗ ГРУНТ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ГЛУБИНЕ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЕСТИЦИДА ГХЦГ В ПРИСУТСТВИИ СУЛЬФОНОЛА С ВОДОЙ ЧЕРЕЗ ГРУНТ»

авт., занимают по частоте выделения второе, третье и четвертое место в сточных жидкостях МПП. Вместе с тем наиболее распространенный серотип S. typhi murium, которому принадлежит первое место в общесоюзном масштабе и второе место в масштабе Москвы, занял в нашей таблице весьма скромное место (на его долю приходилось всего 1,4%), причем встречался он только в сточных жидкостях МПП.

Такое различие может быть объяснено локальными вспышками токсикоинфекций, вызванных S. Stanleyville, S. derby и S. london, а также бактерионосительством этих серотипов среди населения города, т. е. опять заставляет искать эти серотипы у проживающих здесь людей.

Очевидно, сложная проблема экологической «привязки» сальмонелл к различным типам сточных жидкостей может быть решена, в связи с чем откроются заманчивые перспективы как эпидемиологического, так и гигиенического порядка. Полученные данные могут иметь и прогностическое значение: например, «редкий» тип S. Stanleyville определен нами как экологически связанный с источниками 1-го экологического типа, преимущественно с людьми, поэтому необходимо вести поиски этого серотнпа именно у людей. В то же время, судя по нашим материалам, S. derby «привязана» к животным — крупному или мелкому рогатому скоту или свиньям; можно предполагать, что поиски этого серотипа именно в данном направлении увенчаются успехом.

В целом полученные нами материалы характеризуют несомненную специфичность еще одного компонента биоценозов сточных жидкостей 2 типов — производственных стоков МПП и бытовых хозяйственно-фекальных станций аэрации. Глубоко отличающийся сальмонеллезный пейзаж, как и установленный нами раньше различный видовой состав протеев, представляет собой лишь контуры намечающегося значительного разнообразия этих биоценозов. На очереди глубокое изучение видового состава кишечных палочек энтерококков, споровых анаэробов, обширных групп водных микроорганизмов, гнилостных, аммонифицирующих и других участников глубокого расщепления органических веществ. Однако уже сейчас намечаются направления поисков определенных серотипов сальмонелл и возможности определения происхождения биологических загрязнений открытых водоемов по преобладанию того или иного вида протея. Перспективы таких и им подобных поисков широки и многообещающи.

ЛИТЕРАТУРА

Д р е г е р Г. Диагностика бактерий группы сальмонелла и ее применение при бактериологическом исследовании мяса. М., 1957.—К и л е с с о В. А., В ы д р и н а Е. И., Рожнова С. Ш. В кн.: Актуальные вопросы эпидемиологии. М., 1970, с. 129.— Ш у р И. В. Заболевания сальмонеллезной этиологии. М., 1970.

Поступила 15/Х 1970 г.

УДК 614.777:615.285.7.025.1

О ГЛУБИНЕ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЕСТИЦИДА ГХЦГ В ПРИСУТСТВИИ ^СУЛЬФОНОЛА С ВОДОЙ ЧЕРЕЗ ГРУНТ

Канд. мед. наук Е. М. Штаркас

Научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Министерства здравоохранения Литовской ССР, Вильнюс

Перспектива водоснабжения ряда городов в Литовской ССР связана с искусственным пополнением подземных вод поверхностными. Опыт использования этого метода показал, что качество таких подземных вод в большой степени зависит от качества исходной воды, поступающей в инфильтрационный бассейн. В последнее время особое беспокойство вызывает появление в поверхностных водах ряда синтетических микрохимических загрязнений. В связи с широким применением пестицидов в сельском хозяйстве появилась реальная опасность появления этих токсических веществ в воде водоемов и в подземных водах. ДДТ и ГХЦГ сохраняются в почве 10—14 лет и постоянно появляются в поверхностном стоке обрабатываемых этими пестицидами полей. В открытые водоемы пестициды могут поступать с дождевыми и талыми водами, смывающими препараты с растений и почвы, при авиа- и наземном опыливании и опрыскивании сельскохозяйственных угодий и лесов, со сточными водами отдельных объектов и пр.

В последние годы, как известно, широкое применение получили детергенты. Со сточными водами в открытые водоемы попадают анионоактивные детергенты, которые уже при концентрации 0,3—1 мг/л обладают свойством ценообразования.

Глубину проникновения ГХЦГ в присутствии сульфонола мы исследовали на опытной модели, состоящей из фильтрационных колонн высотой 2,67 см и диаметром 0,4 м. Установка оборудована кранами, расстояние по вертикали между которыми 50 см. Фильтрационную колонну заполняли грунтом определенного гранулометрического состава: грунт 1 с более крупными частицами от 5 до 0,5 мм — 86,83% и грунт № 2 с более мел-

кими частицами от 1 до 0,1 мм — 92,4%. Для опытов использовали чистую водопроводную воду. Дозу загрязнения воды ГХЦГ и сульфонола принимали из расчета их ПДК в воде водоемов с учетом разбавления в воде опытной установки и содержания активного вещества в препарате: ГХЦГ 2 и 20 мг/л, сульфонола 5 мг/л. Грунт загрязняли ГХЦГ и сульфо-нолом (или их бинарной смесью) четырежды. ГХЦГ определяли по утвержденной методике (тонкослойная хроматография), сульфонол — по модифицированному Ю. Ю. Лурье и П. С. Антиповой методу ЬопдшеП и Матесе. Всего исследовано 242 пробы воды на ГХЦГ и 133 на сульфонол.

Исследования на опытной модели показали следующее.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 2 мг/л\ после 1-го загрязнения с водой препарат проник в грунт № 2 лишь на 50 см (25 мкг ГХЦГ на 1 л), после 2-го загрязнения — на глубину 100 и 150 см и даже на глубину 250 см в виде следов, после 3-го загрязнения следы ГХЦГ найдены на глубине 200 см, после 4-го загрязнения он обнаружен только на глубине 50 см.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 20 мг/л через тот же грунт: после 1-го загрязнения — наподобие загрязнения воды ГХЦГ в концентрации 2 мг/л, но профильтровались 40 мкг/л; после 2-го загрязнения доза препарата на глубине 50 см увеличилась в 21/2 раза по сравнению с 1-м загрязнением, а на глубине до 200 см найдены его следы; после 3-го загрязнения ГХЦГ найден лишь на глубине 100 и 150 см; после 4-го загрязнения он обнаружен в разных концентрациях на глубине 200 см.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 0,2 мг/л в присутствии сульфонола 5 мг/л через грунт № 2: препарат обнаружен только после повторного загрязнения на глубине 50, 100 и" 150 см; содержание сульфонола на разных глубинах значительно варьировало — на глубине 50 см после всех проведенных загрязнений его количество исчислялось в десятых долях миллиграмма на 1 л, а глубже препарат находили за редким исключением или в сотых долях миллиграмма, или он отсутствовал.

Глубина проникновения с водой ГХЦГ в концентрации 2 мг/л в присутствии сульфонола (5 мг/л) через грунт № 2: с увеличением концентрации ГХЦГ несколько чаще и глубже проникает с водой вплоть до 200 см, но в незначительном количестве; сульфонол, как и в предыдущем опыте, обнаруживали в десятых долях миллиграмма на 1 л лишь на глубине 50 см и в основном редко, или в тысячных долях миллиграмма на 1 л или совсем не находили в более глубоких слоях воды.

Глубина проникновения с водой ГХЦГ в концентрации 20 мг/л в присутствии сульфонола (5 мг/л) через грунт № 2: с увеличением дозы загрязнения ГХЦГ обнаруживали в концентрациях до \(Х> мкг/л на глуби не до 250см, постоянно находили на глубине до 100 см, а глубже — непостоянно; с увеличением дозы загрязнения ГХЦГ количество фильтрующегося через грунт сульфонола не увеличивалось, а на глубине 50 и 100 см почти всегда в несколько раз уменьшалось; глубже сульфонол чаще всего находили в незначительном количестве или совсем не обнаруживали.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 0,2 мг/л с водой через грунт № 1: в указанной концентрации ГХЦГ после 4-кратного загрязнения найден в воде на глубине 50 см грунта, и по мере повторения загрязнения концентрация его увеличивалась.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 2 мг!л с водой через грунт № 1: в указанной концентрации, так же как и при концентрации в 10 раз меньшей, препарат обнаруживали в воде лишь на глубине 50 см грунта; по мере повторений загрязнения его концентрация увеличивалась.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 20 мг/л с водой через грунт № 1: при указанной дозе загрязнения воды ГХЦГ проникает на глубину до 100 см и однажды проник до 150 см.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 0,2 мг/л в присутствии сульфонола (5 мг/л) с водой через грунт № 1: при данной дозе загрязнения ГХЦГ проникал с водой на глубину до 100 см, тогда как без сульфонола мы обнаруживали ГХЦГ только на глубине 50 см\ сульфонол в пробах воды найден на глубине 50 и 100 см и однажды — на глубине 150 см; концентрация сульфонола на глубине 50 см составляла десятые доли миллиграмма на 1 л, а глубже — в основном сотые доли. •

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 2 мг/л в присутствии сульфонола (5 мг/л) с водой через грунт № 1: при данной концентрации препарат проникал на глубину до 150 см, тогда как при меньших концентрациях он проникал соответственно до 50 и 100 см; сульфонол проникал с водой глубже, чем в предыдущих опытах (до 200 см), и его концентрация на глубине 50 см была в пределах десятых долей миллиграмма на 1 л, глубже — в сотых долях.

Глубина проникновения ГХЦГ в концентрации 20 мг/л в присутствии сульфонола (5 мг/л) с водой через грунт № 1: в данной концентрации в присутствии сульфонола ГХЦГ проникал до 150 слив большем количестве, чем в опытах без сульфонола; сульфонол найден на глубине 150 см при всех загрязнениях и в 4-м загрязнении — на глубине 200 см~г концентрация сульфонола на глубине 50 см составляла десятые доли миллиграмма на 1 лт глубже — сотые доли.

Полученные результаты исследований позволяют сделать заключение, что а) глубина проникновения ГХЦГ в известной мере зависит от гранулометрического состава грунта;, б) доза загрязнения ГХЦГ исходной воды оказывает определенное влияние на его концентрацию в фильтрующейся через опытно-экспериментальную установку воды; в) в грунт с более крупными фракциями (грунт № 1) ГХЦГ с водой в присутствии сульфонола про-

никает глубже, причем в большей концентрации, чем без сульфонола; г) в грунт с более мелкими фракциями (грунт № 2) ГХЦГ с водой в присутствии сульфонола проникает в основном в меньших концентрациях, чем без сульфонола, что, по-видимому, можно объяснить изменением адсорбционной способности частиц вследствие ценообразования; д) опыты показали, что ГХЦГ нестойко связан с частицами грунта и может время от времени вымываться с водой в глубь грунта.

Поступила 18/II 1971 г.

УДК 616.314-002-02:613.31:577.17.049

ВЛИЯНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ*ПИТЬЕВЫХ ВОД Г. ДЖАМБУЛА НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАРИЕСОМ И ФЛЮОРОЗОМ ЗУБОВ

Канд. мед. наук В. А. Кондратюк Тернопольский государственный медицинский институт

Город Джамбул расположен в предгорье Киргизского Алатау, являющегося местом формирования подземных и поверхностных вод Чу-Таласской впадины. Климат здесь резко континентальный.

Обращаемость за стоматологической помощью по поводу кариеса зубов в Джамбуле выше, чем в других населенных пунктах области, поэтому перед нами была поставлена задача изучить заболеваемость детей школьного возраста кариесом и флюорозом зубов с учетом условий водоснабжения и метеорологических факторов.

Водоснабжение города осуществляется за счет артезианских и грунтовых вод, при-, чем первые питают водопроводную сеть и обеспечивают водой около половины всего населения города. Для изучения минерального состава питьевых вод мы пользовались общепринятыми методами.

Химический состав подземных вод Джамбула

Артезианские воды Грунтовые воды

Состав воды и h °х пределы колеба- среднее i о я пределы колеба-

О X ний О X ний среднее

Ч а и в 5 и

X о а « X о 9 «

Кальций . . . 48 30,0—219,0 80,6±7,6 26 33,0—152,0 90,6±8,7

Магний . . . 44 0,0—57,8 21,8± 1,9 25 6,1—80,5 36,2±4,2

Жесткость об-

щая .... 50 2,9—11,6 6,0±0,4 26 3,3—13,5 7,5±0,6

Хлориды . . . 47 6,8—83,4 28,5±2,8 25 15,0—97,0 38,5± 5,4

Сульфаты 50 60,5—374,5 166,6± 13,5 25 77,8—567,9 192,2± 25,4

Сухой остаток 52 241,0—904,0 481,8± 27,7 25 303,0—1423,0 645,7± 61,1

Фтор .... 29 0,1—0,89 0,44±0,03 10 0,2—1,1 0,58±0,05

Йод..... 27 0,3—23,0 8,3± 1,5 10 0,6—12,7 3,9± 1,2

Марганец 7 25,9—67,3 34,6±6,2 8 22,1—223,5 109,5± 29,0

Бор..... 13 28,5—173,8 78,4+11,9 7 36,8—162,4 81,5± 17,9

Молибден 8 8,2—17,7 11,2± 1,1 5 5,4—23,3 13,1±3,3

Ванадий . . . 4 14,9—22,6 18,6±2,2 7 8,7—23,3 15,0±2,5

Никель . . . 8 7,5—43,7 16,8±4,7 7 6,1—50,5 26,8±6,6

Медь .... 10 1,1—9,5 4,6± 1,0 8 2,2—9,9 5,2± 1,2

Примечание. Концентрация кальция, магния, хлоридов, сульфатов, а также сухой остаток и фтор выражены в миллиграммах на 1 л, концентрация йода, марганца, бора, молибдена, ванадия, никеля и меди — в миллиграммах на 1 л, общая жесткость — в миллиграмм-эквивалентах на 1 л.

Результаты анализа воды из 27 скважин, 78 колодцев и родников представлены в таблице. Особенно заметной разницы между минеральным составом артезианских и грунтовых вод не отмечено. Некоторые микроэлементы — фтор, марганец, бор, молибден, хром, никель и медь — в большем количестве содержались в грунтовых водах, йод и ванадий — в артезианских.

Совместно со стоматологами нами осмотрено 2239 учащихся, употребляющих преимущественно водопроводную воду. Кариозными считались зубы с наличием кариозной полости, пломбированные, удаленные постоянные зубы и корни молочных и постоянных зубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.