республик, что ставит на первый план проблему гигиенического обучения этих специалистов.
Изложенные выше наиболее часто повторяющиеся недостатки в НТД необходимо учитывать при экспертизе последних институтами и кафедрами гигиенического профиля и при согласовании с органами саннтарно-эпидемической службы.
С целью улучшения и ускорения рассмотрения НТД, представляемых на согласование в Минздрав СССР, и в соответствии с «Положением о госсан-надзоре в СССР» (п. 7д) издан приказ Минздрава СССР от 19/Х 1978 г., в котором намечены конкретные меры, способствующие дальнейшему улучшению качества требований безопасности в НТД. В методическом письме (приложение № 2 к приказу) о порядке рассмотрения и согласования проектов ТУ и ОСТов по вопросам гигиены труда,
разработанном на основании опыта работы по экспертизе и анализа ее результатов, изложены основные положения, на которые следует ориентироваться при экспертизе НТД. В соответствии с указанным приказом на минздравы союзных республик возлагается рассмотрение и согласование проектов НТД (ОСТов, ТУ), разрабатываемых учреждениями, предприятиями и организациями, расположенными на территории республик.
Передача экспертизы и согласование этих документов на местах их разработки дадут возможность в случае необходимости более детально ознакомиться с производством или продукцией, провести дополнительные исследования, обсудить с разработчиками неясные вопросы и т. п., что также позволит подготовить более правильное и обоснованное заключение.
Поступила 11.02.83
УДК 613.645 + в14.7]:621.375.8261:6 14:374
В. А. Кашуба, А. В. Быховский
О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ШИРОКИМ ПРИМЕНЕНИЕМ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко
Быстрее развитие лазерной техники и ее широкое применение во всех отраслях народного хозяйства — научных исследованиях, промышленности, сельском хозяйстве, космосе, метеорологии, связи, медицине, биологии и др. — требует формирования государственной системы лазерной безопасности (В. А. Кашуба и соавт.) и ставит задачу улучшения гигиенической просветительной работы, прежде всего среди лиц, которые создают и обслуживают различную лазерную технику.
Как показывают практика и опыт нашей гигиенической работы, лазерные установки и лазерное излучение, прежде всего низкоэнергетическое, вызывают у большинства работающих с ними специалистов, в том числе медицинского персонала, скептицизм и даже некоторое бравирование, обусловленные отсутствием видимых поражений организма. У населения также складывается неправильное отношение, однако оно имеет противоположное направление и базируется на необоснованном страхе и боязни лазерного излучения. На наш взгляд, причины этого многообразны, однако они обусловлены прежде всего недостаточной осведомленностью персонала, обслуживающего лазеры, о биологическом действии мощного и низкоинтен-сивного лазерного излучения, последствиях хронического облучения, отсутствием конкретной ги-гиеническоГ информации, в том числе о случаях травматизма с потерей трудоспособности, об эффективности и надежности средств защиты. В основе всего этого — отсутствие или недостаточность гигиенического воспитания как персонала, так и населения. До настоящего времени отсутствуют
утвержденные программы и курсы специального обучения персонала по лазерной безопасности. Вопросам безопасности при использовании лазеров (лазерной гигиене) не уделяется должного внимания в учебных программах вузов, в том числе медицинских, включая гигиенические кафедры. Недостаточно ясно сформулированы положения о защите от лазерного излучения в санитарно-гигиенических нормативных документах. Например, в 1982 г. выпущены «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров», в которых лазеры разделяются по степени опасности на 4 класса, а первый класс рассматривается как не представляющий опасности для глаз и кожных покровов человека. Отсюда читатель должен сделать вывод, что существуют неопасные лазеры. Принятие такой классификации, во многом построенной по образцу зарубежных (А. В. Быховский и соавт.), в условиях имеющихся многочисленных данных о выраженности биологических эффектов низконнтененвного лазерного излучения при отсутствии видимых поражений глаз и кожных покровов (В. П. Жохов и соавт.; И. Н. Ушкова и соавт.) следует считать спорным.
Современный этап и перспективы развития лазерной техники требуют обязательного утверждения в образовательной и воспитательной гигиенической практике интегрального и комплексного подхода к развитию и восприятию гигиенических знаний, днфференцировки в проведении мероприятий по гигиеническому воспитанию. Последнее весьма важно, так как более 20 лет назад лазеры размещались только в ряде научных лабораторий
2*
- 35 -
мира и использовались в научно-исследовательских целях, а в настоящее время они широко применяются в производственных и клинических помещениях, в быту и окружающей среде, а также в космосе, что способствует увеличению риска облучения лазерным излучением уже не только человека, но и представителей животного и растительного мира (А. В. Быховский и соавт.; В. П. Жохов и соавт.; И. Н. Ушкова и соавт.).
Быстрое развитие лазерной техники, опережающее темпы совершенствования лазерной гигиены, исключило систематизированное доведение сведений об опасности и средствах защиты от лазерного излучения только по литературным материалам медицинского характера. Например, первая гигиеническая монография по вопросам, связанным с лазерным излучением, появилась лишь 20 лет спустя после создания лазеров (В. П. Жохов и соавт.). Из этого вытекает необходимость оперативной разработки, совершенствования и широкого внедрения оптимальных форм и методов гигиенического образования, просвещения и пропаганды различных аспектов лазерной безопасности. Наряду с существующими формами и средствами гигиенического воспитания: индивидуальными и групповыми занятиями с дифференцированными группами, лекциями, беседами и т. п., курсами очно-заочного обучения, чтением научно-популярной литературы (Д. Н. Лоранский и соавт.), которая, кстати, по данной проблеме отсутствует, необходимо использовать и другие каналы информации, включая радио, кино, телевидение, учитывающие уровень развития отдельных групп населения, возможности трансформации знаний.
В сложившихся условиях важным средством информации является личный и прежде всего творческий контакт гигиенистов с создателями лазерных установок (В. П. Жохов и соавт.; В. А. Кашуба и соавт.), их совместные выступления на семинарах, конференциях, совещаниях, в домах санитарного просвещения, пропаганды технических знаний и др. Например, следует отметить цикл лекций — консультаций по применению лазеров в народном хозяйстве, проведенный в 1981 г. Политехническим музеем, где впервые перед населением совместно выступили лекторы гигиенического и технического профилей (Е. И. Гусев).
Прогностически оценивая тенденции развития в стране лазерной техники, необходимо усилить санитарно-гигиеническую просветительную работу прежде всего среди научных, технических, медицинских работников, студентов, рабочих и колхозников, эксплуатирующих лазеры. О необходимости сосредоточить усилия в области гигиенического воспитания этих контингентов свидетельствует то, что лазеры в значительных масштабах не только разрабатываются в научных учреждениях, но и широко применяются в качестве ценного инструмента для выполнения разнообразных научных исследований (В. П. Жохов и соавт.;
И. Н. Ушкова и соавт.). Как показывают гигиенические исследования, при проведении некоторых научных работ в силу различных технических сложностей в ряде случаев не всегда в полном объеме соблюдаются меры по охране труда (В. П. Жохов и соавт.; И. Н. Ушкова и соавт.). Наряду с этим имелись случаи, когда недостаточность гигиенических знаний у физиков, конструкторов и создателей лазерной техники приводила к разработке конструкций лазерных установок, не отвечающих гигиеническим требованиям (В. П. Жохов и соавт.; В. А. Кашуба и соавт.; И. Н. Ушкова и соавт.). Представляется особо важной пропаганда среди специалистов данного профиля современных гигиенических требований об исключении воздействия на человека антропогенных, ксенобиотических факторов, прежде всего лазерного излучения, т. е. о переходе на «безнормативные» концепции гигиенического регламентирования. Серьезного, оперативного улучшения постановки гигиенической просветительной работы и повышения ее эффективности можно ожидать при концентрации усилий гигиенистов и санитарных врачей на специальных лазерных центрах различного назначения (Научно-исследовательский центр технологических лазеров АН СССР, Научно-учебный центр лазерной технологии Министерства высшего и специального образования СССР, Всероссийский лазерный офтальмологический центр и др.).
В последнее время особую актуальность приобретают вопросы гигиенического воспитания медицинских работников. Лазерные установки все шире используются в лечебных учреждениях. Это приводит к значительному увеличению количества работающего с лазерами медицинского персонала, который основные усилия направляет на сохранение здоровья пациентов и не уделяет должного внимания гигиене труда. Поэтому органы здравоохранения должны организовать на различных уровнях обучение всего медицинского персонала и прежде всего специалистов санэпидстанций.
Необходим дифференцированный подход к проведению санитарно-просветительной работы на промышленных предприятиях. Следует учитывать, что эксплуатация лазерной техники требует повышения образовательного уровня обслуживающею персонала. Как показали наши исследования в часовой промышленности, 65% обследованных операторов и наладчиков, работающих в лазерных цехах, имеют среднее, среднетехническое и незаконченное высшее образование, что в 2 раза превышает образовательный уровень рабочих контрольных цехов, где выполняются сходные технологические операции на полуавтоматических станках.
Решение проблемы создания системы лазерной безопасности требует организованных и скоординированных в масштабах страны усилий гигиенистов, санитарных врачей, врачей лечебно-профилактических учреждений, специалистов по охране
труда и технике безопасности. Эти усилия отвечают профилактическому направлению советской медицины и направлены не только на изложение определенных гигиенических знаний, но и на формирование гигиенических навыков и умений. Необходимо улучшить подготовку санитарного актива и более широко привлекать его к проведению профилактических мероприятий.
Гигиеническое воспитание населения по единому плану, с учетом изложенных рекомендаций, будет способствовать оптимизации условий труда персонала, работающего с лазерами, и явится важным вкладом в формирование здорового образа
жизни советских людей в условиях развитого социализма.
Литература. Быховский А. В. и др. — Гиг. н сан.,
1976, № 3, с. 80—86. Гигиена труда и профилактика проф. патологии при работе с лазерами./Жохов В. П., Комарова А. А., Максимова Л. И. и др. М., 1981. Гусев Е. И. — Мед. газета, 1981, 1 мая. Кашуба В. А. и др. — В кн.: Научно-практическая конф. «Использование лазеров в современной науке и технике». Материалы. Л., 1980, с. 97—104. Лоранский Д. Н., Красильщиков М. И., Кулиш Э.А.— В кн.: Роль профилактической медицины в деле охраны здоровья советского народа. М., 1982, с. 65—86. Ушкова И. Н., Покровская Л. А., Суворов И. М. — Гиг. труда, 1982, № 7, с. 44—45.
Поступила 14.04.83
Методы исследования
УДК 614.777:628.1.03:577.1181-074
Ю. В. Новиков, 3. А. Анисимова, Г. В. Цыплакова
СПЕКТРОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ПРИРОДНЫХ ВОДАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
В аналитической практике исследования природных вод находят применение современные физические методы, среди которых значительное место занимает эмиссионный спектральный анализ, отличающийся высокой избирательностью и возможностью определения в одной пробе нескольких элементов одновременно.
Анализ природных вод спектрографическим методом включает подготовку эталонов и проб, фотографирование спектров проб и эталонов, фото-метрирование аналитических линий определяемых элементов и установление их содержания (в миллиграммах на 1 дм3) с помощью градуировочных графиков. Точность результатов анализа в значительной степени зависит от качества эталонов и их соответствия анализируемым пробам по молекулярному и валовому составу. В настоящее время в связи с аттестацией лабораторий и требованиями к метрологическому обеспечению их работы особенно важно применение стандартных образцов, прошедших государственные испытания.
В 1979 г. сотрудниками Физико-химического института АН УССР разработаны и поставляются стандартные образцы для анализа вод (СОВ).
Стандартные образцы предназначены для градуировки аналитических приборов (спектрофотометров, фотоколориметров, спектрографов), контроля правильности результатов анализа вод на
аттестованные элементы эмиссионным и атомно-абсорбционным методами. Стандартные образцы состава вод утверждены Госстандартом и внесены в Государственный реестр средств измерения.
Для анализа природных вод использованы следующие стандартные образцы: СОВ-2П, СОВ-3 и СОВ-4. Содержание элементов (в миллиграммах на 1 см3) было следующим: в СОВ-2П ^ — 1, V — 1, БЬ — 1, Мо — 1, Мп — 1, К — 2, Бп —2, В1 — 2, в СОВ-3 Си — 1, 1п— 1, Сс1 — 1, А1 — 1, Со —1, №—1, Ре —2, РЬ — 4, в СОВ-4 Ва—1, Ы — 1, Бг — I, Сг — 1.
В результате методической работы, проведенной с использованием природных вод разных регионов со средним содержанием сухого остатка 100— 200 мг/дм3, были определены оптимальные диапазоны концентраций в рабочих стандартах-эталонах. Эталоны готовятся заранее, а затем после подготовки проб фотографируются на одной пластинке с пробами и служат для построения градуировочных графиков для гтой фотопластинки.
Стандартные образцы поставляются в виде запаянных маркированных ампул с 5 см3 раствора. Из концентрированных растворов СОВ, приготовленных по инструкции, готовят разбавлением в 10 раз рабочие растворы, которые используются для приготовления четырех эталонов с последовательным увеличением концентрации всех эле-