Научная статья на тему 'О гибели сизоворонок Coracias garrulus на автотрассах юго-востока Казахстана'

О гибели сизоворонок Coracias garrulus на автотрассах юго-востока Казахстана Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
56
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гибели сизоворонок Coracias garrulus на автотрассах юго-востока Казахстана»

птенцами. Гнездо располагалось в полусферической нише гранитной скалы на высоте 3.5 м от подножья скалы. Наружная часть гнезда построена из прутьев и сучьев длиной до 80-100 см и толщиной до 1520 мм. Судя по высоте гнезда и состоянию строительного материала, гнездо используется уже много лет. Птенцы, покрытые густым светлосерым, почти белым пухом, были размером с голубя. Клюв (за исключением основания) и ноги серого, почти рогового цвета.

Наблюдениями, проведёнными нами у гнезда через 3-7 дней, установлено, что взрослые птицы прилетают к гнезду с кормом через 1.24 ч, до 10-11 раз в течение светлого времени суток. В своём пищеводе приносят обычно до 5-7 рыбёшек, 2-3 ящериц, 1-2 лягушек (возможно, жаб). Дважды наблюдали, как аист отрыгивал в гнездо каких-то птенцов (3 и 5 шт.), а один раз в клюве прилетевшего аиста плетью висела какая-то змея. Обычно птица летала за кормом в долину речки Казан-гап, за 5-15 км. 14 июля птенцы достигли размеров крупной курицы и имели серую окраску пуха. Рулевые и маховые отросли до 10 см и имели чёрный цвет. Основание клюва у всех птенцов стало светло-оранжевым. 18 июля, в последний день наблюдений, заметных изменений в размерах и окраске оперения птенцов не замечено.

Литература

Долгушин И.А. 1960. Птицы Казахстана. Алма-Ата, 1: 1-470.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 695: 2029-2031

О гибели сизоворонок Coracias garrulus на автотрассах юго-востока Казахстана

Н. Н. Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 26 июня 2011

Сизоворонка Coracias garrulus - сравнительно обычная гнездящаяся птица пустынных равнин и предгорий Северного Тянь-Шаня, Джун-гарского Алатау и Тарбагатая. Это одна из регулярно встречаемых птиц вдоль автомобильных дорог, а сидящие на проводах линий электропередачи птицы являются истинным украшением пустынных ландшафтов, заметные даже в знойные летние часы, когда над равнинами колышется раскалённый воздух и на горизонте возникают миражи.

Встречаясь часто вдоль дорог, сизоворонка входит в десятку птиц, регулярно гибнущих от столкновений с машинами, наряду с грачом Cor-vus frugilegus, галкой C. monedula, сорокой Pica pica, индийским воробьем Passer indicus, сизым голубем Columba livia var. domestica, чёрным коршуном Milvus migrans, пустельгой Falco tinnunculus и др. (Березовиков 1995, 2008). Аналогичные данные приводятся и для других частей её ареала (Хохлов 1990; Маловичко 1999).

Сопоставляя данные учётов птиц на автотрассах, я обратил внимание на довольно низкую долю погибших сизоворонок по отношению ко всем встреченным. Во время автомобильных маршрутов протяженностью свыше 4 тыс. км с 20 мая по 10 июня 2011 в подгорной части Джунгарского и Заилийского Алатау, в Илийской долине и прибал-хашских пустынях я уделил специальное внимание этому вопросу. Учёты показали, что 45% встречаемых сизоворонок держится на проводах телеграфных линий, 25% на проводах ЛЭП, 15% — по сухим вершинам деревьев в придорожных лесосополосах, 10% — на отдельных кустах лоха или карагача по безлесным участкам, 5% - на обрывах. При этом свыше 95% встреч приходится на полосу в 15-30 м и далее от трассы, т.е. в безопасной зоне. Гибель происходит лишь в тех случаях, когда птицы выслеживают добычу, сидя на кусте или бетонном километровом столбике у самой обочины дороги. Слетая на землю, реже на асфальт за насекомым, сизоворонка, увидев приближающийся автомобиль, обычно срывается с места и в большинстве случаев летит не обратно к обочине, а стремиться пересечь асфальтовое покрытие. В таких ситуациях она непременно ударяется о капот машины и гибнет. При этом было замечено, что погибшие птицы встречаются исключительно на транзитных трассах с хорошим асфальтовым покрытием, где автомобили обычно развивают скорость 120-130 км/ч. Перед машинами, идущими со скоростью 80-100 км/ч, птицы успевают вовремя слетать с дороги. Примечательно, что на второстепенных асфальтовых или грейдерных дорогах, а также на трассах с повреждённым полотном, погибших сизоворонок практически не встречается, так как машины идут здесь со средней скоростью 60-80 км/ч. Ранее мной на примере жаворонков и других птиц также было выяснено, что наиболее опасным пределом, когда птицы начинают часто гибнуть, является скорость 100-120 км/ч (Березовиков 1995).

В целом число сизоворонок, гибнущих на дорогах в результате столкновений с автомобилями, сравнительно мало и составляет 1-2% от числа встреченных особей. Летом на 500 км пути по трассе от Алматы до Усть-Каменогорска отмечается не более 1-2 погибших сизоворонок, но нерегулярно, в среднем лишь на 1 из 3 маршрутов. Так, 2 июня 2011 двух сбитых сизоворонок я видел на дороге между посёлком Жан-сугурово и Саркандом, а 6 июня, на обратном пути, ещё одну между

посёлком Чингильды и Капчагаем. С.В.Стариков (2000) для северной части Алакольской котловины также указывает, что на маршрутах протяжённостью около 900 км им был отмечен только один случай гибели сизоворонки от автомобильного транспорта на дороге с гравийным покрытием между посёлками Маканчи и Рыбачье.

Литература

Березовиков Н.Н. 1995. О смертности позвоночных животных на автотрассах // Selevinia 3, 3: 82-85.

Березовиков Н.Н. 2008. О гибели грачей Corvus frugilegus на автомобильных дорогах востока и юго-востока Казахстана // Рус. орнитол. журн. 17 (427): 1011-1013.

Маловичко Л.В. 1999. Современное состояние и причины сокращения численности сизоворонки Coracias garrulus // Рус. орнитол. журн. 8 (68): 17-23. Стариков С.В. 2000. Распространение и экология сизоворонки (Coracias garrulus)

на востоке Казахстана // Selevinia: 212-215. Хохлов А.Н. 1990. Гибель птиц на автотрассах Ставрополья // Малоизученные птицы Северного Кавказа. Ставрополь: 241.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 695: 2031

К распространению рюма Eremophila alpestris на Кавказе

Б. А. Казаков, Г. Б. Бахтадзе

Второе издание. Первая публикация в 1991*

Самым западным известным нам местом размножения кавказского подвида рюма Eremophila alpestris penicillata (Gould,1838) оказалось пастбище Лагонаки. Здесь на восточном склоне долины Курджипса зарегистрированы молодые и взрослые птицы. 6 июля 1981 добыт плохо летающий птенец (хранится в коллекции Зоологического музея Московского университета). 13 июля 1984 добыт летающий птенец. 7 июня 1986 добыт взрослый самец (хранится в коллекции музея кафедры зоологии Ростовского университета).

* Казаков Б. А., Бахтадзе Г .Б. 1991. О распространении рюма на Кавказе //Кавказ. орнитол. вестн. 2: 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.