ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Кудрин А. С. О гарантиях прав работников на справедливую заработную плату в современных социально-экономических условиях // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 6-9.
Kudrin A. S. On guarantees of the rights of workers to fair wages in the modern socio-economic condition. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 2 (83). Pp. 6-9. (In Russ.)
УДК 349.222
А. С. Кудрин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Пермь, Россия
О ГАРАНТИЯХ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА СПРАВЕДЛИВУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Кудрин Антон Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Философия и право»; доцент кафедры «Гражданско-правовые дисциплины».
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения прав работников на справедливую заработную плату. Утверждается, что, несмотря на некоторое улучшение социально-экономической ситуации в стране, бедность остается острейшей проблемой для современной России. Делается вывод о необходимости участия работников в распределении прибыли работодателя в целях повышения их мотивации к эффективному и производительному труду.
Ключевые слова: трудовые отношения, заработная плата, социальное партнерство, гарантии, права работников.
A. S. Kudrin
Perm National Research Polytechnic University; Perm branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Perm, Russia
ON GUARANTEES OF THE RIGHTS OF WORKERS TO FAIR WAGES IN THE MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITION
Kudrin Anton S. — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy and Law; Associate Professor at the Department of Civil Law.
E-mail: [email protected]
The article deals with some aspects of ensuring the rights of workers to wages. It is argued that despite some improvement in the socio-economic situation in the country, poverty remains the most acute problem for modern Russia. It is concluded that it is necessary to participate in the distribution of the employer's profits in order to increase their motivation for efficient and productive work.
Keywords: labour relations, wages, social partnership, guarantees, rights of workers.
Важно начать с того, что ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1.
Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 2 в развитие положений Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Именно это направление государственной политики в сфере труда должно являться приоритетным в отношениях работников и работодателей. Ограничивая власть работодателя в трудовых отношениях, государство не только запрещает конкретные злоупотребления, ухудшающие правовое положение работника, но и определяет вектор развития соответствующих отношений, исходя из их гибкости.
По этому поводу Международная организация труда в Программе достойного труда утверждает направления политики, которые помогают создавать и поддерживать рабочие места, обеспечивающие возможность получения справедливого дохода, что нашло свое отражение в Глобальной программе занятости, разработанной при содействии трехстороннего участия — национальных правительств, работодателей и работников [3].
Важно отметить, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, в качестве одной из задач предусмотрено создание системы повышения мотивации к качественному труду.
В новой редакции программы Федерации независимых профсоюзов России (далее — ФНПР) «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны», принятой 15 февраля 2015 года постановлением IX съезда ФНПР, подчеркивается, что «российская действительность демонстрирует серьезное противоречие в сфере заработной платы, проявляющееся в резкой дифференциации заработной платы и крайне недостаточном уровне средней заработной платы. Существенную роль в этом сыграло не обоснованное ни с экономической, ни с социальной точки зрения сдерживание минимального размера оплаты труда, устанавливаемого государством в качестве государственной гарантии, одного из основных элементов, характеризующих качество распределения социальной ответственности между государством и предпринимателями [5].
Следует отметить, что размер заработной платы главным образом влияет на уровень бедности в стране. Между тем в первом квартале 2018 года в России зафиксировали снижение бедности по итогам 2017 года. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по России составила 19,3 млн чел., в то время как годом ранее бедных насчитывалось 19,5 млн чел. Это, соответственно, 13,2 и 13,3 % от общей численности населения [2].
Если затрагивать проблему бедности в Пермском крае, то, по данным Пермского краевого совета профсоюзов, в 2017 году на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 29,93 % денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения — 2 % (в 2016 году — 30,28 и 1,95 % соответственно). По приведенным данным численность населения региона, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составила в анализируемом периоде 396,04 тыс. чел., или 15,1 % от общей чис-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
8
Юриспруденция
ленности населения (в 2016 году — 392,36 тыс. чел., или 12,9 %). В среднем по Приволжскому федеральному округу доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 12,3 % [10].
При этом важно заметить, что за первое полугодие 2018 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в России составила 42 550 руб. [7]. Это на 11,2 % выше показателей за аналогичный период прошлого года, когда среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляла 38 049 руб., а также на 8 % выше показателей по всему прошлому году (39 167 руб.) [9].
В июне 2018 года Росстат отчитался о резком замедлении роста реальных доходов россиян с 5,7 % в годовом выражении в апреле до 0,3 % в мае [6]. Вместе с тем, по данным Росстата, в Пермском крае среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь 2018 года составила 32 009,0 руб. По отношению к январю 2017 года ее рост составил 10,4 %. Реальная заработная плата в январе текущего года по сравнению с январем предыдущего года увеличилась на 8,7 %. Сохраняется значительная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности [7]. В целом за 2018 год размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 35 577,5 руб. В сравнении с 2017 годом это больше на 8,4 %. Реальная зарплата в 2018 году в сравнении с 2017 годом выросла на 6,2 % (как в декабре) [8].
Из приведенных выше данных следует, что, несмотря на некоторое улучшение социально-экономической ситуации в стране, прежде всего благодаря росту реальной и номинальной заработной платы, бедность остается острейшей проблемой для современной России.
Подобная ситуация имеет место и в мировой экономике. В частности, в докладе генерального директора Международного бюро труда на 99-й сессии Международной конференции труда еще в 2010 году было отмечено, что «...растущее неравенство в области заработной платы и доходов происходит во всем мире, независимо от уровней национального дохода и несмотря на повсеместное сокращение масштабов крайней нищеты. Результаты недавнего обследования, проведенного межстрановой группой статистиков по 92 странам в отношении периода 1960-2000 годов, подтверждают негативное воздействие неравенства доходов на экономический рост» [1].
Важно отметить, что в России в недавнем прошлом на доктринальном уровне предпринимались попытки подойти к решению проблемы справедливого распределения доходов. Так, например, еще в 2001 году специалисты Института социальной политики Академии труда и социальных отношений по заданию Комитета Госдумы по труду и социальной политике подготовили проект Федерального закона «О государственном регулировании оплаты труда». По словам В. Д. Мордачева, «идея законопроекта — перевести в законное русло формирование и распределение валового дохода предприятий и четко определить, что должен получить человек в виде заработной платы и что должен предприниматель получить в виде предпринимательского дохода» [4, с. 87].
Данный законопроект предусматривал также взаимозависимость доходов рядовых работников и менеджмента, стимулируя работодателя повышать оплату труда рядовым работникам. Однако до сих пор эти предложения не реализованы законодателем, и, соответственно, работодатели практически не ограничены в установлении оплаты труда работников.
Полагаю, что в настоящее время в России возрастает необходимость согласования интересов различных социальных групп, имеющих противоположные интересы в экономической сфере. Прежде всего речь идет о сбалансированности интересов работников и работодателей по вопросам применения наемного труда, сглаживания социальной напряженности и обеспечения общественной справедливости. Правовым выражением такого ба-
ланса выступает механизм трехстороннего согласования интересов между наемным трудом и капиталом при посредничестве публичной власти в целях достижения эффективного социального и экономического развития и обеспечения нового, более высокого уровня жизни граждан России.
В связи с этим целесообразным представляется закрепление на законодательном уровне распределительных механизмов и гарантий, обеспечивающих право работников на денежную долю в результатах собственного труда в целях повышения жизненного уровня населения и развития человеческого потенциала.
Для реализации определенной задачи целесообразно внесение изменений в ст. 53 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные формы участия работников в управлении организацией» путем дополнения ее пунктом «участие работников в распределении прибыли работодателя».
Участие работников в распределении прибыли работодателя повысит их мотивацию к эффективному и производительному труду, позволит наладить эффективные социально-партнерские отношения между работниками и работодателями (их представителями), ослабит возможность злоупотребления работодателей своей властью, смягчит экономическое и социальное неравенство.
Библиографический список
1. Восстановление и рост на основе достойного труда [Электронный ресурс]: доклад генерального директора Международного бюро труда. Женева, 2010. URL: http: ilo.org>wcmsp5/groups/public.. .norm.. .meeting document (дата обращения: 18.03.2018).
2. В России пропадают бедные люди [Электронный ресурс] // Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/16/11753671.shtml (дата обращения: 20.03.2018).
3. Международная организация труда [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.ilo.org/global/about-the-ilo/decent-work-agenda/lang--it/index.htm (дата обращения: 18.12.2018).
4. Мордачев В. Д. Теория обмена труда: История. Этика. Психология. Кн. 1. Екатеринбург: Ажур, 2006. 224 с.
5. Программа ФНПР «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны» [Электронный ресурс] // ФНПР: офиц. сайт. URL: http://www.fnpr.ru/n7249/6 1 83.html (дата обращения: 18.12.2018).
6. Росстат сообщил об увеличении средней зарплаты в России [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/finances/04/08/2018/5b6551d29a7947d4aa7b47e5 (дата обращения: 15.12.2018).
7. Сведения о заработной плате работников предприятий Пермского края [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю: офиц. сайт. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ resources/4e76ef8044ec7490b27bbede4cdebdf4 (дата обращения: 12.12.2018).
8. Среднемесячная зарплата в Прикамье в декабре 2018 года составила 47,5 тыс. рублей [Электронный ресурс] // Город 342. Пермский городской портал. URL: https://gorod342.ru/novosti/yekonomika/srednemesjachnaja-zarplata-v-prikame-v-dekabre-2018-goda-sostavila-47-5-tys-rublei.html (дата обращения: 01.03.2019).
9. Социально-экономическое положение России (январь-июнь 2018 г.) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2018/social/osn-06-2018.pdf (дата обращения: 12.12.2018).
10. Уровень бедности в Пермском крае [Электронный ресурс] // Пермский краевой союз организаций профсоюзов «Пермский крайсофпроф»: офиц. сайт. URL: https://permsovprof.ru/novosti-i-publikacii/uroven-bednosti-v-permskom-krae.html (дата обращения: 12.12.2018).