Т.В. Зайниева, канд. социол. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, [email protected]
ДИСБАЛАНС ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРИ НАЙМЕ РАБОТНИКОВ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА
В статье заостряется внимание на том, что заработной плата имеет наибольший удельный вес в структуре доходов экономически активного населения. Поэтому она является одним из основных источников существования людей трудоспособного возраста и членов их семей. Условия найма работников в части определения размеров заработной платы определяются посредством согласования целей работодателей, интересов работников и с учетом соблюдения норм законодательства. Проведен анализ вакансий, заявленных организациями-работодателями в Чайковский центр занятости населения Пермского края и анализ статистических данных, характеризующих краевой рынок труда. В результате выявлен существенный разрыв между размером заработной платы, предлагаемой работодателями, и фактическим средним уровнем зарплат. Работодатели обладают монопольной властью на рынке труда, стремятся максимизировать доходы и ориентируются на нижний предел заработной платы, на который могут согласиться потенциальные работники организаций, занятые поисками работы. Дисбаланс заработной платы в сфере найма работников на локальном рынке труда проявляется также в форме отраслевой дискриминации потенциальных работников предприятий, занимающихся различными видами экономической деятельности. Для снижения дискриминационной составляющей, связанной с проявлениями дисбаланса зарплаты в сфере найма работников, предложено: контролировать соблюдение законодательства в части повышения зарплаты работникам бюджетной сферы; на региональном уровне разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержание высокого уровня занятости населения и повышение уровня заработной платы; обязать работников местных центров занятости проводить с работодателями переговоры об установлении приемлемого уровня заработной платы для конкретного человека.
Ключевые слова: локальный рынок труда, занятость, безработные, работодатели, найм работников, дисбаланс заработной платы, дискриминация, государство.
Каждый человек в сознательном возрасте размышляет о сфере своей будущей профессиональной деятельности. Устройство на работу дает возможность получать доход в виде заработной платы, которая является одним из основных источников существования большинства людей трудоспособного возраста и членов их семей.
Заработная плата имеет наибольший удельный вес в структуре доходов экономически активного населения. Например, согласно статистическим данным, в Пермском
крае в 2013 году в структуре доходов населения на долю заработной платы приходилось 33,2%, на социальные выплаты (пенсии, пособия) — 17,6, на доходы от предпринимательской деятельности — 10,5, на доходы от собственности — 4,2 и на все другие доходы — 34,5% от суммарного объема доходов населения Пермского края1.
Заработную плату характеризует то, что ее размеры устанавливаются в договоре трудового найма. При этом потенциальный работник предприятия нацелен на макси-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
мизацию размеров заработной платы, а работодатель — на минимизацию издержек производства, в том числе за счет экономии расходов на оплату труда. Цели работодателя доминируют по отношению к интересам кандидата на вакансию, что приводит к снижению степени социально-экономической защищенности потенциального работника. Часто работодатель дает объявление о приеме на работу и назначает низкую цену за труд без учета конъюнктуры локального рынка труда. С точки зрения С.А. Давыдова, в процессе найма работников работодатели нацелены на установление такой цены за труд, которая, по терминологии этого автора, является «предельной заработной платой». С.А. Давыдов пишет: «предельная заработная плата представляет собой минимальную величину зарплаты, получение работником которой обеспечивает такую степень привлекательности для него рабочего места, при которой работник принимает для себя решение о долговременном найме на данное рабочее место»2.
Определенную роль в регулировании социально-трудовых отношений играет государство, устанавливающее минимальный размер оплаты труда (МРОТ), которым может оперировать работодатель в процессе найма работников. Но с учетом того, что динамика роста МРОТ остается крайне низкой и он на протяжении ряда лет приближен к прожиточному минимуму, этот инструмент государственной защиты интересов работников в сфере найма является недостаточно эффективным3.
Государственная защита интересов безработных, выступающих на рынке труда в качестве лиц, занятых поиском работы, реализуется также посредством разработки и реализации государственных и региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Эти программы предусматривают обучение безработных, организацию общественных работ, содействие
Цели работодателя доминируют по отношению к интересам кандидата на вакансию, что приводит к снижению степени социально-экономической защищенности потенциального работника. Часто работодатель дает объявление о приеме на работу и назначает низкую цену за труд без учета конъюнктуры локального рынка труда.
развитию малого предпринимательства и самозанятости и т. д. Их эффективность достаточно высока, особенно в кризисные периоды4. Несмотря на это, в условиях наличия резерва рабочей силы (безработных граждан) работодатель имеет преимущество по отношению к безработным, для которых сделка на рынке труда, по выражению Э.Н. Тихоновой, «носит вынужденный характер»5.
В связи с перечисленными обстоятельствами аналитическое изучение проблем дисбаланса предельной и реальной заработной платы при найме работников на локальном рынке труда становится весьма актуальным.
Проанализируем масштаб этой проблемы на примере Чайковского муниципального района Пермского края. Чайковский муниципальный район с населением около 105 тысяч человек характеризуется благо -приятной ситуацией на рынке труда, что связано с высокой степенью диверсификации экономики района. При среднекраевом показателе равном 1,8% зарегистрированных безработных по отношению к экономически активному населению на 01.07.2015 г. с показателем 1,15% район занимал пятую позицию в рейтинге муниципальных образований края, имеющих наименьший уровень безработицы6.
Согласно данным Пермьстата, начиная с 2009 года по настоящее время уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Чайковском районе на 1—7% превышает среднекраевые показа-тели7.
Для выявления разрыва между заработной платой, предлагаемой работодателями, и потенциальным уровнем денежного вознаграждения за труд, на который могут рассчитывать претенденты на занятие вакантных рабочих мест, автором статьи были исследованы информационные ресурсы Чайковского центра занятости населения (ЧЦЗН). На основании анализа списка вакансий организаций, раз-
дискуссия
журнал научных публикаций
мещенного на информационных ресурсах ЧЦЗН 8 июля 2015 года, была проведена группировка предложений о найме на работу по видам экономической деятельности.
В результате проведен- _
ного расчета были получены данные о средних значениях размера заработной платы, на который могли рассчитывать на тот период времени лица, занятые поиском работы в организациях, занимающихся определенными видами экономической деятельности (табл. 1).
Исходя из данных, сгруппированных в таблице 1, можно сделать вывод о наличии дисбаланса заработной платы, характерного для процессов найма работников на локальном рынке труда. Например, высокая степень неравномерности размера предлагаемой работодателями заработной платы по видам экономической деятельности. Если средняя заработная плата, предлагаемая работодателями города, учитывая данные о вакансиях,
Фактический уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности выше, чем предлагаемый работодателями Чайковского муниципального района, в среднем на 40,9%. Исключение составляет вид деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
составляла 17 455 рублей, то самый высокий уровень предлагался руководством предприятий, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды — 32 266 рублей и добычей полезных ископаемых — 30 000 рублей.
На самую низкую среднемесячную зарплату могли рассчитывать потенциальные работники сферы образования, а также гостиниц и ресторанов — 11 020 и 7 938 рублей соответственно. Размах вариации, то есть разница между наибольшим и наименьшим значением предлагаемой заработной платы составляет 24 328 рублей.
Второе значимое проявление дисбаланса зарплаты в сфере найма работников на локальном рынке труда заключается в резких различиях между фактически сложившимся средним уровнем зарплат, выплачиваемых организациями, занимающимися различными видами деятельности и уровнем зарплат, предлагаемых работо-
Таблица 1
Данные о количестве вакансий и средней заработной плате, предлагаемой работодателями на локальном рынке труда Чайковского муниципального района через ЦЗН
Виды экономической деятельности Количество предлагаемых вакансий Средняя заработная плата, предлагаемая работодателями, рублей Ранг
Всего: 192 17 455 -
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 30 32 266 1
Добыча полезных ископаемых 1 30 000 2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 26 20 546 3
Обрабатывающие производства 24 16 000 4
Финансовая деятельность 4 15 750 5
Строительство 17 15 488 6
Транспорт и связь 8 15 269 7
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 29 14 300 8
Оптовая и розничная торговля 7 12 429 9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 10 11 300 10
Образование 28 11 020 11
Гостиницы и рестораны 8 7 938 12
Примечание. Информация собрана и проанализирована самостоятельно с привлечением следующего источника: Информация о вакансиях, заявленных в ЧЦЗН Пермского края на 8 июля 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rabota.yandex.ru/ (дата обращения: 8.07.2015).
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Таблица 2
Анализ разрыва между предельной и средней потенциальной заработной платой по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности Фактическая средняя заработная плата по Пермскому краю, рублей (июнь 2015 г.) Средняя заработная плата, предлагаемая работодателями (июль 2015 г.), рублей Разрыв между размером фактической и предлагаемой заработной платой
абсолютный, рублей относительный, %
Всего: 29 541 17 455 12 086 40,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 31 407 32 266 - 859 -2,7
Добыча полезных ископаемых 46 620 30 000 16 620 35,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 26 776 20 546 6 230 23,3
Обрабатывающие производства 30 910 16 000 14 910 48,2
Финансовая деятельность 50 545 15 750 34 795 68,8
Строительство 23 975 15 488 8 487 35,4
Транспорт и связь 29 083 15 269 13 814 47,5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 15 494 14 300 1 192 7,7
Оптовая и розничная торговля 17 885 12 429 5 456 30,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 27 145 11 300 15 845 58,4
Образование 35 849 11 020 24 829 69,3
Гостиницы и рестораны 14 201 7 938 6 263 44,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 36 450 - - -
Операции с недвижимым имуществом 28 472 - - -
Рыболовство и рыбоводство 18 075 - - -
Примечание. Информация собрана и проанализирована самостоятельно с привлечением следующего источника: Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности. Пермьстат. [на государственном уровне строго контролировать выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы.
дателями в процессе найма работников (табл. 2).
Как следует из вышеизложенного материала, конъюнктура рынка труда в Чайковском муниципальном районе более благоприятная, чем в среднем по краю. Исходя из этого, а также в связи с тем, что последние статистические данные по муниципальным образованиям края заканчиваются 2013 годом, автор посчитал корректным сравнение предлагаемых работодателями Чайковского района сумм заработной платы с аналогичными данными по краю, зафик-
сированными Пермьстатом по итогам июня 2015 года.
Из данных, представленных в табл. 2, видно, что фактический уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности выше, чем предлагаемый работодателями Чайковского муниципального района, в среднем на 40,9%. Исключение составляет вид деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Но это объясняется тем, что Чайковские предприятия, занятые этим видом деятельности, осуществляют работы вахто-
дискуссия
журнал научных публикаций
вым методом в районах Крайнего Севера. Поэтому столь высокий уровень предлагаемых зарплат включает компенсационную составляющую за суровые климатические условия в местах осуществления трудовой деятельности и длительные циклы отрыва работников от семьи.
Существенный разрыв между размером фактической и предлагаемой заработной платой в сфере образования объясняется концентрацией учреждений высшего профессионального образования, обеспечивающих относительно высокий уровень зарплаты преподавателям, имеющим ученые степени и звания, в краевом центре. В Чайковском требуются школьные учителя и преподаватели колледжей, зарплата которых ниже, чем у преподавателей вузов.
Из данных табл. 2 видно, что в девяти случаях из пятнадцати разрыв между фактическим и предлагаемым уровнем зарплат превышает 30%.
При этом организации, занятые такими видами деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, операции с недвижимым имуществом, рыболовство и рыбоводство, функционирующие в Чайковском муниципальном районе, вакансий не имеют.
Исходя из вышеизложенного автором сделан ряд выводов. Дисбаланс заработной платы в сфере найма работников на локальном рынке труда проявляется в форме отраслевой дискриминации потенциальных работников предприятий, занимающихся различными видами экономической деятельности. Люди, занимающиеся поисками работы и имеющие различную профессиональную подготовку, сталкиваются с неравенством шансов на «достойную жизнь», декларируемую в Конституции Российской Федерации. Работодатели обладают монопольной властью на рынке труда, стремятся максимизировать доходы и ориентируются на нижний предел устанавливаемой заработной платы, на который могут согласиться потенциальные работники организаций, занятые поиском работы.
Для снижения дискриминационной составляющей, связанной с проявлениями дисбаланса зарплаты в сфере найма работников, необходимо:
1) на государственном уровне строго контролировать выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы;
2) разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержание высокого уровня занятости населения и повышение уровня оплаты труда на региональном уровне;
3) работники местных центров занятости должны не просто заниматься выдачей целевых направлений на работу для безработных, но и проводить с работодателями переговоры об установлении приемлемого уровня заработной платы для конкретного человека, выступая, по сути, в роли его профессионального «промоутера» на рынке труда. I
Литература
1. Статистический ежегодник Пермского края. 2014. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2014. С. 90.
2. Давыдов С.А. Предельная заработная плата как социальная переменная / автореф. дис. ... д-ра соци-ол. наук. СПб., 2005. С. 35. Электронный ресурс]3
3. Рогожникова Ю.С. Основные принципы формирования заработной платы // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 10. С. 100.
4. Фокин В.Я., Зайниева Т.В. Степаненкова В.Н. Социальный эффект государственного регулирования защищенности занятости населения на локальном уровне // Дискуссия. 2013. № 1. С. 120-123.
5. Тихонова Э.Н. Проблемы асимметричности на рынке труда. Институциональный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2006. № 4. С. 33.
6. Безработица в Пермском крае. Итоги I полугодия 2015 года [Электронный ресурс]. URL: www.szn. permkrai.ru (дата обращения 15.09.2015).
Дисбаланс заработной платы в сфере найма работников на локальном рынке труда проявляется в форме отраслевой дискриминации потенциальных работников предприятий, занимающихся различными видами экономической деятельности.
7. Статистический ежегодник Пермского края. 2014. Федеральной службы государственной статистики Статистический сборник/ Территориальный орган по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2014. С. 94.
IMBALANCE OF WAGES IN HIRING WORKERS ON LOCAL LABOR MARKETS
T.V. Zaynieva, Candidate of Sociology, Docent, The department of economics, management and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, [email protected]
This article focuses on the fact that wage plays a key role in the income structure of economically active part of population. It is one of the basic sources of life for able-bodied population and their family members. Hiring conditions of workers in the field of wages are defined by agreement of employer's goals, employee's interests and laws. The author has carried out an analysis of vacancies offered by organizations in Tchaikovsky Center of Employment of Perm Krai and an analysis of statistic data which characterize regional labor market. As a result there is a big gap between wages offered by employers and real average level of wages. Employers have monopolistic power on labor market, try to maximize profits and orient to the lowest limits of wages acceptable by potential workers. The imbalance of wages in the sphere of hiring is also a discrimination form of potential workers engaged in different economic activities. In order to decrease this discrimination, the author offers: control of laws' following in the field of budget workers' wages rise; on the regional level, development and realization of the programs aimed at support of population's high employment level and growth of wages; make workers of employment centers to conduct talks with employers about acceptable level of wage for specific person. Key words: local labour market, employment, unemployed, employers, hiring workers, wage imbalance, the discrimination, the state.
References
1. Statisticheskii ezhegodnik Permskogo kraia. 2014. Statisticheskii sbornik [Statistical Yearbook of the Perm region. 2014. Statistical compendium]. Perm, Perm'stat Publ., 2014.
2. Davydov S.A. Predel'naia zarabotnaia plata kak sotsialnaia peremennaia / avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk. SPb., 2005. p. 35. [Limit wages as a social variable. Doctor of sociology sci. diss.]. Available at: http:// cheloveknauka.com/predelnaya-zarabotnaya-plata-kak-sotsialnaya-peremennaya (accessed 15.09.2015).
3. Rogozhnikova Iu.S. Osnovnye printsipy formirovaniia zarabotnoi platy [The main principles of wage formation]. Uroven' zhizni naseleniia regionov Rossii — The standard of living of population of regions of Russia, 2013, no. 10, p. 100.
4. Fokin V.Ia., Zainieva T.V. Stepanenkova V.N. Cotsial'nyi effekt gosudarstvennogo regulirovaniia
zashchishchennosti zaniatosti naseleniia na lokal'nom urovne [The social effect of state regulation of the security of employment at the local level]. Diskussiia — Discussion, 2013, no. 1, pp. 120—123.
5. Tikhonova E.N. Problemy asimmetrichnosti na rynke truda. Institutsional'nyi podkhod [The problem of asymmetry in the labour market. Institutional approach]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta — Vestnik St. Petersburg University, 2006, Series 5 Economics, no. 4, p. 33.
6. Bezrabotitsa v Permskom krae. Itogi Ipolugodiia 2015 goda [Unemployment in the Perm region. The results of the first half of 2015]. Available at: www.szn.permkrai. ru (accessed 15.09.2015).
7. Statisticheskii ezhegodnik Permskogo kraia. 2014. Statisticheskii sbornik [Statistical Yearbook of the Perm region. 2014. Statistical compendium]. Perm, Perm'stat Publ., 2014.