Научная статья на тему 'О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

УДК 612.821-053.4

Л. П. Сгибнева, Т. А. Хлебутина, А. П. Елисеева

О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Семипалатинский педагогический институт

Проблема изучения функциональной готовности детей к обучению в школе привлекает специалистов различных отраслей знаний: педагогов, психологов, физиологов, гигиенистов (В. М. Зубкова; С. М. Громбах; М. В. Антропова; Н. Н. Куинджи, и др.). Это объясняется тем, что поступление детей в школу сопряжено с ломкой стереотипа, являющегося для них небезразличным. Адаптация к школе протекает удовлетворительно, если ребенок функционально готов воспринимать школьную программу. Обычно в наибольшей степени от «школьной незрелости» страдают успевающие дети, так как их успеваемость достигается ценой напряжения различных функциональных систем, что может приводить к переутомлению и срывам высшей нервной деятельности (Т. Н. Сорокина). Вопрос о готовности детей к школьному обучению выдвигает необходимость обоснования адекватных, научно обоснованных критериев готовности и объективных методов ее определения. Существует большое число морфофунк-циональных и психофизиологических показателей, которые используются в качестве критериев функциональной готовности детей к школе (Л. С. Выготский; ГгаБск). Однако методы исследования должны быть таковы, чтобы в наибольшей степени охватить изучением состояние систем, принимающих участие в адаптации в условиях школьного обучения. Исходя из этого, мы остановили свое внимание на подборе методов, позволяющих судить о функциональном состоянии высшей нервной деятельности ребенка.

Исследования проведены у 54 детей подготовительных групп детского сада в возрасте 6—7 лет. Средняя антропологическая характеристика группы: масса тела 24,2 кг (19,4—30,6 кг), рост 123 см (117—130 см), окружность грудной клетки 61 см (56—66 см) с нормальным развитием слухового и зрительного анализаторов. Изучали следующие показатели. Определяли силу нервных процессов, о которой судили по двигательной реакции на световой раздражитель разной силы (ответная реакция выражалась в миллиметрах шкалы устройства). Подвижность основных нервных процессов рассчитывали следующим образом. Ребенок должен был нажимать на кнопку с частотой появления условного сигнала (красного флажка) в течение 10 с. Показателем подвижности являлась адекватная частота раздражения, при которой испытуемый допускал не более 3 ошибочных ответов. Подвижность выражали в условных единицах отношением числа ответных реакций (импульсов) к единице времени. Скорость двигательной ответной реакции на световой раздражитель измеряли с помощью теле*ронорефлексометра и выражали в секундах. Процесс дифференцировочного торможения изучали по скорости раскладки на 2 группы 20 сходных фигур — круга и кольца одинаковых диаметров. Скорость реакции выражали в секундах. О замыкательной функции коры судили по скорости выработки стереотипа. Для этой цели ребенку предлагали запомнить последовательность расположения 5 цветных геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, ромба и четырехугольника. Длительность экспозиции 5 с. Учитывали с какого предъявления разложенных фигур ребенок правильно воспроизводил их последовательность.

Таким образом, при избрании суммы критериев, о^ ражающих функциональное состояние высшей нервнЛ деятельности ребенка, мы выбрали тесты, имеющие непосредственное отношение к школьной зрелости. Исходя из того, что у детей данного возраста преобладают пер-восигнальные реакции, в применяемых нами методах использовали только первосигнальные раздражители к ответные реакции на них реализовались, как правило, в пределах первой сигнальной системы. Исследования выполняли до и после учебных занятий, включающих развитие речи н лепку (каждые по 30 мин) с 10-минутным перерывом между ними или после чтения и рисования.

Установлено, что 52% детей в возрасте 6—7 лет имеют хорошую силу нервных процессов, 26% — слабую, 22% — среднюю. Учебная нагрузка существенно не изменял; данный показатель. Подвижность нервных процессов е среднем составила 2,4 им/с и не имела выраженных сдвн гов после занятий. Скорость двигательных ответных ре акций на световой раздражитель была в среднем 0,47 с После обучения детей по программе подготовительно( группы она уменьшалась на 30% (Р < 0,05). При это» обращает на себя внимание, что значительное падение времени ответной реакции происходило у детей, имевши: до нагрузки более низкие показатели (0,6—0,8 с). Это как правило, были дети с малой подвижностью и слабо! или средней силой нервных процессов. Скорость расклад ки 20 фигур (круга и кольца) на 2 группы до нагрузк] составила в среднем 34,6 с, а после занятий возросла н 8% (Р > 0,05). Некоторое увеличение скорости расклаа ки можно объяснить, по-видимому, процессом тренировя к данному виду деятельности. Стереотип вырабатывалс в среднем после 2 предъявлений набора геометрически фигур и скорость его образования после занятий был без изменений.

Таким образом, исследования показали, что учеС ная нагрузка детей подготовительных групп детског сада не вызывает перенапряжения основных нервных прс цессов, протекающих в высших отделах центральной нер! ной системы. Процессы утомления отмечались только скорости двигательных реакций на первоснгнальный ра; дражитель. При этом процессы утомления наиболее выр; жены у детей, у которых нервные процессы инертны ил имеют слабую и среднюю силу.

На основе изученных нами параметров установлен следующие средние критерии (по основным показателя высшей нервной деятельности) функциональной готовност детей к школе.

Из обследованного нами контингента 11% детей сост вили 1-ю группу, 74% отнесены ко 2-й, 15% — к 3-

Таким образом, можно предположить, что 11% дете исходя из полученных данных функционального состоян! высшей нервной деятельности, будут усваивать програ му 1-го класса на хорошо и отлично, 74% — на хорошо удовлетворительно. Остальные 15% детей требуют серы ного внимания со стороны родителей и индивидуально подхода педагогов для успешного усвоения школьн программы.

ЛИТЕРАТУРА V

Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М., 1977. Громбах С. М.— В кн.: Гигиена обучения детей шко. Выготский Л. С. Избранные психологические исследова- ного возраста. М., 1969, с. 3—25. ния. М., 1956. Зубкова В. М.— В кн.: Всесоюзная науч. конф. по гиг

не обучения и воспитания. Материалы. М., 1968, с. 49— М., 1977, вып. 4, с. 59—72. 50. Сорокина Т. Н.— Там же, с. 35—44.

iКуинджи И. Н,— В кн.: Гигиена детей и подростков. Irasek Л— Pedagógica (Praha), 1966, v. 16, р. 710—720.

Поступила 21/VI 1979 г.

УДК 614.771-078

В. В. Королик

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ШТАММОВ Е. COLI, SALM. TyPHIMURIUM И CL. PERFRINGENS, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ПОЧВЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ИНСЕКТИЦИДЫ НА ОСНОВЕ ВАС. THURINGIENSIS

II Московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова

При исследовании влияния бактериальных инсектицидов на основе Вас. thuringiensis (энтобактерин и дендро-•бациллин) на патогенные бактерии в почве и определении выживаемости Вас. thuringiensis в почве мы изучали возможность изменчивости основных свойств штаммов Е. coli, Salm, typhimurium, Cl. perfringens и Вас. thuringiensis. Выяснение данного вопроса имеет важное значение с точки зрения санитарной микробиологии и эпидемиологии, так как при изменении указанных свойств затрудняется индикация патогенных бактерий, которые при этом могут сохранять вирулентность и представлять потенциальную эпидемическую опасность. Кроме того, почва является постоянно действующим природным очагом энтомопатогенной инфекции (Е. В. Талалаев), происходит естественный круговорот микрофлоры растение — почва — растение (3. В. Вишнякова), в связи с чем вопрос изменчивости свойств Вас. thuringiensis в почве имеет большое значение для успешного использования бактериальных препаратов в борьбе с насекомыми.

Учитывая возможность многократных обработок сельскохозяйственных угодий бактериальными инсектицидами, а следовательно, и многократного их поступления в почву, мы через каждые 10 дней обсеменяли почву спорами штаммов Вас. thuringiensis из расчета 6Х 10* жиз-яеспособных спор на 1 г почвы. Лабораторную диагностику осуществляли по общепринятым методикам. Вас. thuringiensis выделяли и идентифицировали по схеме, предложенной К. Н. Дабуровым и соавт. Для выявления изменчивости проводили сравнительное изучение широкого набора тестов штаммов Е. Coli, Salm, typhimurium и Cl. perfringens — исходных, выделенных из почвы контроля, не содержащей бактериальных препаратов, и из опытной, обсемененной энтобактерином и дендробацил-лино.ч. Штаммы Е. Coli и Salm, typhimurium отбирали на уровне выделения единичных клеток из почвы, а Cl. perfringens — через 3 мес после внесения в почву. Изменчивость свойств штаммов Вас. thuringiensis определяли через 3 мес в варианте эксперимента с однократным внесением спор Вас. thuringiensis в почву. Исходные и выделенные из почвы штаммы изучали по морфологйческим, культуральным, биохимическим тестам, устанавливали чувствительность их к антибиотикам, патогенность для животных.

Морфологические особенности выросших культур определяли по характеру роста колоний на плотных питательных средах (Salm, typhimurium — на висмут-сульфитном и мясо-пептонном агаре, Е. Coli — на агаре Эндо и мясо-пептонном агаре, Cl. perfringens — на кровяном агаре Цейсслера, Вас. thuringiensis — на модифицированной нами среде Ю. П. Пивоварова с ТТХ и на мясо-пептон-ном.агаре), по размеру и форме клеток, окрашенных по Граму, и подвижности.

Для изучения сахаролитической активности использовали общепринятые среды Гисса с углеводами (рафино-зой, инулином, мальтозой, глицерином, салицином, ман-нитом, глюкозой, арабинозой, лактозой, сорбитом, ксилозой, сахарозой, дульцитом, рамнозой). Способность штам-

мов к утилизации определяли по рекомендации проф. Г. П. Калины на средах, изготовленных на основе цитратного агара Симмонса, в которые в качестве единственного источника питания вместо цитрата натрия добавляли один из ингредиентов (аспарагин, гистидин, цитрат натрия, глутамат натрия, орнитин, аргинин, маннит, сорбит, рамнозу, крахмал, салицин, галактозу, мальтозу, крахмал+желатин, лактозу, арабинозу, глицерин, глюкозу и сахарозу). Проверяли способность изучаемых штаммов расти в пептонной воде с 5 и 7% хлористого натрия, способность разжижать питательный желатин, образовывать индол и сероводород. Исследовали реакцию на ле-цитиназу, на ацетоин (реакция Фогеса — Проскауэра), уреазную активность. Кроме того, у штаммов Вас. thuringiensis изучали тесты на гидролиз крахмала, казеина и образование эскулитина. Декарбоксилазную активность изучали полуколичественным методом ионофоретического разделения аминов и соответствующих аминокислот на хроматографической бумаге, разработанным Е. М. Губаревым и Ю. В. Галаевым. Наличие и степень декарбокси-лазной активности выявляли по отношению к 22 аминокислотам: аланину, аминоуксусной кислоте, аргинину, аспа-рагиновой кислоте, аспарагину, валину, гистидину, глут-аминовой кислоте, глутамину, лейцину, лизину, метиони-ну, орнитину, пролину, серину, тирзину, треонину, триптофану, фенилаланину, цистеину, глицину и норлейцину. Чувствительность штаммов к антибиотикам (пенициллину, тетрациклину, стрептомицину, террамицину, хлор-тетрациклину, мономицину, левомицетину, неомицину и эритромицину) определяли методом бумажных дисков. Вирулентность штаммов Е. Coli и Sal. typhimurium изучали на белых беспородных мышах массой 14—20 г при внутрибрюшинном введении бактериальной взвеси. Ток-сигенность штаммов Cl. perfringens определяли путем введения токсина мышам в боковую вену хвоста. О вирулентности и токсигенности судили по летальной дозе, вызывающей гибель 50% лабораторных животных. Статистическую обработку показателей вирулентности и токсигенности проводили по методу И. П. Ашмарина и А. А. Воробьева. Среди выделенных из почвы штаммов Salm, typhimurium встречались атипичные формы колоний сальмонелл в виде черных круглых, но не дающих четко выраженного металлического блеска колоний. При микроскопическом исследовании также обнаружен ряд изменений: полиморфизм, который проявлялся в различных размерах и формах клеток, наличие слабоокрашенных клеток, ограничение подвижности.

Среди кишечных палочек, выделенных из экспериментальной почвы, обнаружены единичные варианты с пониженной способностью расщеплять лактозу. На агаре Эндо такие колонии были розового цвета, без металлического блеска. При микроскопическом исследовании встречались слабоподвижные варианты. Существенных отличий куль-туральных и морфологических свойств штаммов Е. coli и Salm, typhimurium в опыте и контроле не выявлено. Культуральные и морфологические свойства штаммов Cl. perfringens, выделенных из почвы в эксперименте, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.