О ФРАНЦУЗАХ И ФРАНЦИИ Жером Соси
Г.В. Томский Международная академия КОНКОРД
Автор данной публикации проработал с 1992 по 2005 годы экспертом высшей категории (Р-5) ЮНЕСКО, является доктором физико-математических наук, членом Союза писателей Франции (SGDL). Он рассказывает о своих друзьях и коллегах, о местах Франции, связанных с их жизнью и деятельностью, об их отношении к истории и культуре этой замечательной страны, делится своими впечатлениями и размышлениями.
Ключевые слова : Франция, Жером Соси, ЮНЕСКО, Академия Северного Форума, ФИДЖИП (Международной федерация ЖИПТО), Искусство ЖИПТО, ЕВРОТАЛАНТ, Роберт Пажес, Дворец ЮНЕСКО, Рене Груссе, Замок Шантийи.
В ЮНЕСКО существует статус консультанта:
« 2. Время от времени ЮНЕСКО нуждается в услугах специалистов, нанятых на временной основе, с тем, чтобы справляться с краткосрочными перегрузками в работе и обеспечивать использование экспертного опыта и гибкость, необходимые для эффективного и быстрого удовлетворения изменяющихся потребностей программы ЮНЕСКО.
3. Контракты на услуги консультантов используются для найма на временной основе лиц, выполняющих функции советника или консультанта в Секретариате, работающих как в Штаб-квартире, так и в подразделениях на местах, или в государствах-членах, в межправительственных или международных неправительственных организациях. Консультанты привлекаются для выполнения конкретных краткосрочных заданий, для которых требуются знания и опыт, отсутствующие у сотрудников Секретариата, или в целях дополнения существующих людских ресурсов.
4. Контракты с выплатой гонораров используются для найма работающих по контракту лиц (то есть физических лиц, государственных или международных организаций или учреждений, частных компаний или других юридических лиц) в целях получения к оговоренному сроку и за единовременное вознаграждение конкретной продукции или услуг. » (Документ 176 ЕХ/42, 28.03.2007)
При этом существует давняя традиция:
« Консультанты и руководители специальных миссий ЮНЕСКО, а также сотрудники различных других должностей, связанных с ЮНЕСКО, набираются главным образом на основе сети должностных лиц в Штаб-квартире. » ([3], с. 483).
Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже
Часть работы ЮНЕСКО выполняется стажерами. На сайте ЮНЕСКО читаем:
« Если вы планируете карьеру в сфере образования, науки или культуры, стажировка в ЮНЕСКО станет для вас идеальной отправной точкой.
Программа стажировки ЮНЕСКО предлагает практическую работу в одной из приоритетных областей ЮНЕСКО. Помимо того, что он помогает вам понять мандат, программы и основные направления деятельности Организации, он также улучшает ваши теоретические знания с помощью соответствующих рабочих заданий, которые могут помочь вам подготовиться к будущей карьере. » (https://ru. unesco. org/node/266409)
Часть стажировок оформляется в виде договора с символической оплатой, например, мой стажер Жером Соси ^ёготе Socie) подписал 9.04.1997 года такой контракт со следующими обязательствами:
« 1. В качестве специалиста по художественному образованию принимать участие в деятельности секции, в частности:
- популяризации метода развития творчества учащихся при помощи интеллектуальных игр (ЖИПТО и др.);
- развитии научных и художественных конкурсов среди учителей и учеников.
2. С секторами образования, науки, социальных наук и культуры:
- способствовать выработке программ Академии Северного Форума и их координации с ЮНЕСКО;
- популяризировать деятельность Северного Форума.
Жером Соси был Исполнительным директором ФИДЖИП (Международной федерации ЖИПТО) в 1997-2000 годах [1]:
Наиболее значимым мероприятием ФИДЖИП в этот период было:
Первая международная выставка Искусства ЖИПТО
и чемпионат мира
В декабре 1997 года во Дворце ЮНЕСКО состоялись:
- Конференция «ЖИПТО: Педагогическое средство и интеллектуальный досуг» в ЮНЕСКО;
- Финал Международного турнира среди дошкольников (со статусом чемпионата мира);
- Первая международная выставка Искусства ЖИПТО с участием художников («жиптографов») Афанасия и Татьяны Осиповых из Якутска, Катерины Ткач из Москвы ; Татьяны Никка, Брижит Пеллерин, Фариде Шарон из Франции ; Сюзан Канас из США, Мотоко Тачикава из Японии.
Выставка Искусства ЖИПТО во Дворце ЮНЕСКО (1997)
Репортаж телевидением ЮНЕСКО был показан по CNN. Справка: «... Following is a Rundown for the Daily CNN Word Report. The Show will air on Friday February 19 AT 04:30 GMT/Egypt ... UNESCO JIPTO CHAMPIONSHIP».
Из статьи Вероник Жен в журнале L'Evènement du Jeudi (N 686/687, 1997) после этого мероприятия: « Игра, изобретенная якутским математиком Григорием Томским, получила высокое признание (devient référence) в мире науки и образования.»
Игрой ЖИПТО и связанной с ней педагогической системой [1, 3], в частности, заинтересовались руководители ЕВРОТАЛАНТ, являющейся международной неправительственной организацией с консультативным статусом возле Совета Европы, созданной в 1988 году представителями 11 европейских ассоциаций по работе с одаренными детьми.
Во время конференция «ЖИПТО и Творчество» в ЮНЕСКО (6 января 1999 года) Робертом Пажес (1919-2007), Почетный президент ЕВРОТАЛАНТа, в своей двухчасовой речи «Игры мира» признал ЖИПТО в качестве "эврогенической метаигры", т.е. семейства игр, стимулирующих творчество ( "порождающих открытия" = "эврика" + "генос").
При этом он высказал интересное мнение:
«Остается спросить себя, почему именно с якутами мы обсуждаем эти сложные проблемы с редкой для таких тем и сюжетов интенсивностью ...
Мы уже видели большую пользу интеллетуальной метаигры ЖИПТО ... Но почему эта возможность к нам приходит от якутских педагогов, руководимых исследователем и изобретателем Григорием Томским?
Вероятно, якуты находятся в эрагогической (heuragogique) стадии ... , они практикуют самообразование в гораздо большей степени, чем в более старых очагах цивилизации. Отсюда вытекает вынужденная свобода выбора и инициативы . Вероятно, именно этого не хватает культурам, больным своей достаточностью, то есть верой в свою достаточность и недостаточность других. Фазы вынужденной эрагогии (heuragogie) кажутся наиболее плодотворными.» ([4], с. 72-74)
Заметим, что Главное здание ЮНЕСКО (Дворец ЮНЕСКО) является плодом совместной работы трех архитекторов: француза Бернара Зерфуса, американца Марселя Брейера и итальянца Пьера Луиджи Нерви. С его окна можно любоваться видом на Эйфелеву башню и Военную школу, где учился Наполеон:
С другой стороны дворца открывается вид на двор с садом — подарком правительства Японии:
Подарок СССР — картина Ильи Глазунова Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию:
Жером Соси является правнуком академика Рене Груссе (1885-1952) и однажды он подарил мне книги своего деда Империя степей и Завоеватель мира:
Этот случай снова пробудил существовавший у меня с детства интерес к истории древних и средневековых народов степей, многие из которых были предками родного мне якутского народа. Вскоре состоялась встреча с известным во Франции путешественником Жаном Бодо, создавшим к этому времени кинематографическую ассоциацию, которая привела меня к написанию романа и сценария об Аттиле [5, 6] и к членству в Союзе писателей Франции (SGDL -Société des Gens de Lettres de France).
Предки Рене Груссе были землевладельцами в провинции Жеводан, известном в мире волкообазным и страшным Жеводанским зверем (Bête du Gévaudan), чья история, проишедшая в XVIII веке, считается одной из самых известных загадок Франции, наряду, например, с легендой о Железной маске:
MUSÉE DE LA BÊTE DE GÉVAUDAN
Жером Соси имеет хорошее международное образование, является учеником профессора Эдмонда Жува. После ЮНЕСКО он сосредоточился на международной гуманитарной деятельности:
De gjuche à droite Ambassadeur Jean-Pierre M do a, Jérôme Socie chef de mission Triangle Génération Humanitaire et Krank Lavigne Chejf de mission Solidarités International С RNL
Литература
1. Томский Г.В. ЮНЕСКО и философия: Катализатор идей и центр
притяжения людей доброй воли. - Editions du JIPTO, 2019. - 153 p. (FIDJIP-
EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N 1)
2. Томский Г.В. Парижский дневник (1992-2001) // Bulletin d'EUROTALENT-
FIDJIP, 2022, N 1, р. 1-126.
3. Томский Г.В. ЖИПТО и образование: Теоретические основы Системы ДИП, 2016 (Amazon Kindle). - 216 с.
4. Robert Pagès, Jeux de Paix. Le JIPTO comme système ludique de formation à l'émulation, à la concentration et à l'éducation // CONCORDE, 2015, N 2, p. 64-76.
5. Томский Г.В. ДрузьяАттилы. - Якутск: ЖИПТО, 2001. - 356 с.
6. Tomski G. Orest - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p. (переводы: Орест — друг Аттилы, Орест — Аттиланын досы)