Научная статья на тему 'О ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ МУХАММАДЖАНА АТАДЖАНОВА'

О ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ МУХАММАДЖАНА АТАДЖАНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ФОРТЕПИАНО / ЦИКЛ / ПРОГРАММНОСТЬ / ФАКТУРА / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галущенко Ирина Георгиевна

В статье рассматривается одна из важнейших сфер творчества современного узбекского композитора и пианиста Мухаммаджана Атаджанова - фортепианная музыка. Сочинения М. Атаджанова для фортепиано широко популярны и востребованы в концертно-исполнительской и учебно-педагогической практиках. Анализируя их, автор статьи раскрывает художественную ценность фортепианной музыки талантливого композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ МУХАММАДЖАНА АТАДЖАНОВА»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

О ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ МУХАММАДЖАНА АТАДЖАНОВА

Галущенко И.Г.

Галущенко Ирина Георгиевна — Почётный Академик Турона, академик Международной академии наук педагогического образования, кандидат искусствоведения, профессор, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается одна из важнейших сфер творчества современного узбекского композитора и пианиста Мухаммаджана Атаджанова - фортепианная музыка. Сочинения М. Атаджанова для фортепиано широко популярны и востребованы в концертно-исполнительской и учебно-педагогической практиках. Анализируя их, автор статьи раскрывает художественную ценность фортепианной музыки талантливого композитора. Ключевые слова: музыка, фортепиано, цикл, программность, фактура, окружающий мир.

Фортепианная музыка является важнейшей составляющей частью многогранного творчества современного узбекского композитора и пианиста Мухаммаджана Атаджанова. На сегодняшний день творчество представлено различными формами и жанрами, в частности, сонатой, прелюдиями, циклами пьес, преимущественно программными, концертными этюдами, фортепианными дуэтами, фортепианными концертами. Все фортепианные сочинения Атаджанова репертуарны, входят в концертные программы известных пианистов, конкурсные требования, в учебные планы обучающегося игре на фортепиано. Особенно широко используются фортепианные сочинения Атаджанова в учебном процессе благодаря их образной яркости, мелодической красоте, гармонической красочности, доступности восприятия, пианистической комфортности. Именно поэтому исследователями фортепианной музыки Атаджанова являются преимущественно пианисты-педагоги, посвятившие свои научно-методические работы, учебные пособия, разделы учебников различным вопросам исполнения произведений талантливого композитора. Это, прежде всего, такие известные фортепианные педагоги, как кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Ревес, кандидат искусствоведения, доцент Л.М. Ганиева, лауреаты международных конкурсов, профессора М.М. Файзиева и Э.З. Миркасымова.

Характеризуя фортепианную музыку Атаджанова, необходимо отметить, что в ней сконцентрированы особенности творческой индивидуализации, присущие этому вдохновенному музыканту. Сочинения композитора-пианиста созданы на основе музыкальной исполнительской практики, в процессе повседневного общения с фортепиано. Атаджанов не только композитор, конструирующий композицию произведения, но и музыкант-исследователь, изучающий возможности инструмента в процессе музицирования, улавливающий тонким слухом акустические выразительные свойства фортепиано, его звуковую ауру. Отсюда и неисчерпаемое богатство звукокрасочной природы музыки Атаджанова, неповторимое своеобразие фортепианного стиля композитора-пианиста, узнаваемого с первых же тактов его сочинений.

В своём фортепианном творчестве Атаджанов тяготеет к цикличности, объединяя пьесы в циклы, имеющие обычно программные названия. Таков, в частности, фортепианный альбом «Гулдаста», пьесы из которого очень популярны и широко применяются в учебном процессе детских школ музыки и искусства, лицеев и колледжей. «Альбом для детей «Гулдаста» - «Цветник» («Букет») -М. Атаджанова, написанный в 2001 году, - отмечает И.Г. Ревес, - представляет собой сборник программных пьес, а точнее - альбом для детей. В этом смысле он продолжает традиции мировой музыкальной культуры» [1, с. 22]. Пьесы, входящие в альбом «Гулдаста», отличаются яркой образностью, мелодичностью, национальной почвенностью. На их материале педагогу предоставлена возможность формирования не только профессиональных умений и навыков, но и воспитания духовно-нравственных качеств обучающегося.

Большой интерес представляет фортепианный цикл «Соприкосновение». Источником этого оригинального сочинения послужила стихотворная поэма известной ташкентской поэтессы Нури. Над этим сочинением композитор работал в течение пяти лет, завершив его в 2005 году. Глубочайшему анализу цикла «Соприкосновение» посвятила третью главу своего учебного пособия «Аспекты исполнительской интерпретации современных фортепианных циклов композиторов Узбекистана» профессор Государственной консерватории Узбекистана Э.З. Миркасымова [2, с. 40-51]. Образный мир цикла символичен и семантичен. Он заключает в себе смысловую зодиакальную символику,

предоставляя пианисту возможность творческого развития исполнительского мышления и фантазии. Пьесы цикла характеризуют области Узбекистана, имеют глубокие национальные истоки, соприкосновение которых с современными выразительными средствами символизирует преемственность традиций. Цикл «Соприкосновение» привлекает изобретательской фортепианной фактурой, красотой и темброво богатой, изобилующей современными приёмами письма.

Концертные этюды Атаджанова, представляющие собой образцы виртуозного пианизма, притягивают к себе исполнителей, находящих в их музыке неисчерпаемые возможности совершенствования мастерства, эмоционального восприятия звуковых красок инструмента, одухотворённого исполнительским вдохновением.

Украшением концертных программ являются колоритные фортепианные дуэты Атаджанова, посвящённые зарисовкам Ташкента. Их музыка создаёт хорошее настроение, вселяет в слушателей радостные эмоции, оптимизм, ощущение гармонии человека и окружающего мира. «Фортепианные ансамбли написаны композитором М. Атаджановым с глубоким знанием и учётом специфики инструмента» [3, ^ 64].

В изучении фортепианного творчества Атаджанова большой вклад внесла М.М. Файзиева, с 2019 года возглавляющая кафедру специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана. Она с успехом исполняла сочинения Атаджанова в Узбекистане и за рубежом. Учебное пособие «Концерты М. Атаджанова в классе специального фортепиано» является обобщением многолетнего исполнительского и педагогического опыта пианистки [4].

Фундаментальный труд М.М. Файзиевой открывает увлекательно написанный очерк жизни и творчества Атаджанова. Особенно интересны обучающимся страницы, посвящённые становлению молодого талантливого музыканта, сформировавшегося в семье замечательного композитора Абдушарипа Атаджанова. С детских лет Мухаммаджан проявил очень яркие пианистические способности. Обладая утонченным слухом, он уже в раннем детстве сочинял мелодии, источником которых служили хорезмские макомы, покоряющие Мухаммаджана удивительными мелодиями, ритмами-усулями и богатым музыкально-поэтическим миром. Всё это способствовало формированию мелодического богатства музыкального мышления композитора, что впоследствии получило необыкновенно поэтичное и вдохновенное художественное воплощение в его чудесном Ноктюрне для фортепиано. Изучение жизненного и творческого пути Атаджанова играет важную роль в духовно-нравственном воспитании молодых пианистов.

Аналитические разделы учебного пособия посвящены теоретическому и практическому изучению Первого и Второго концертов для фортепиано с оркестром. Данные концерты написаны Атаджановым с большим мастерством, глубоким знанием специфики фортепианного исполнительского искусства. Они масштабны, концепционны и содержат в себе очень много познавательного и художественно-ценного для молодых исполнителей. Необходимо отметить, что труды пианистов-исполнителей и педагогов о фортепианной музыке Атаджанова имеют методологическое значение в осмыслении стиля композитора, системы его выразительных средств, что очень ценно и ориентирует их на поиски оригинальных творческих решений исполнительской интерпретации.

Сегодня композитор находится в расцвете жизненных и творческих сил, полон новых идей и замыслов и, несомненно, что фортепианное искусство обогатится его новыми оригинальными сочинениями, которые станут благодатным источником вдохновения для развития таланта молодых музыкантов-исполнителей.

Список литературы

1. Ревес И.Г. Применение педагогических и компьютерных технологий на занятиях в классе фортепиано (на примере пьесы М. Атаджанова «Гулдаста») // Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях: Сборник научно-методических статей. Второй выпуск. Ч. 3. Ташкент, 2011. С. 21-30.

2. Миркасымова Э.З. Аспекты исполнительской интерпретации современных фортепианных циклов композиторов Узбекистана. Ташкент, 2016. 96 с.

3. Ганиева Л.М. Фортепианный дуэт в Узбекистане: вопросы интерпретации. Ташкент, 2010. 119 с.

4. Файзиева М.М. Концерты М. Атаджанова в классе специального фортепиано. Ташкент, 2011. 139с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.