нежкин Камень» кедровка выступает как серьёзный конкурент по питанию ценных промысловых животных: в первую очередь соболя Martes zibellina, куницы Martes martes и белки Sciurus vulgaris.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2470: 4717-4719
О формировании зимовочных скоплений птиц на Северном Каспии
А.Е.Луговой
Второе издание. Первая публикация в 1963*
О зимовках птиц во льдах Северного Каспия стало известно сравнительно недавно. Впервые они были отмечены нами зимой 1954/55 года при авиационном обследовании ледовой кромки в северо-западной части Каспийского моря. В последующие годы северокаспийские зимовки птиц привлекли внимание и других зоологов. Первые обобщения собранных сведений были сделаны нами в совместной статье «О зимовках птиц на Северном Каспии» (Залетаев, Курочкин, Луговой 1958). В ней было выделено два района зимовочных скоплений птиц на Северном Каспии — северо-западный и северо-восточный.
Зимой 1958/59 года мы пытались выяснить вопрос формирования зимовочных скоплений по мере нарастания льдов в начале зимы, а также их распадение с приближением весны. Частично это удалось сделать в отношении северо-западной группировки, расположенной в районе, который довольно регулярно посещается самолётами Астраханской гидро-метобсерватории. Большую помощь в этой работе нам оказал сотрудник Волжской устьевой обсерватории И.Егоров.
За эту зиму мы располагаем данными 9 авиаразведок, из которых 3 приходятся на первую фазу зимы (декабрь), 1 на середину зимы (февраль) и 5 - на март - начало апреля.
При наблюдениях с самолёта легче других птиц регистрируются светлоокрашенные лебеди и чайки. Нырковые и речные утки, которых здесь также немало, с закрытого самолёта с высоты 200-300 м заметны значительно хуже, и зачастую их удаётся обнаружить лишь после того, как вспугнутые тенью самолёта они поднимаются на крыло. Поэтому основным показателем распределения зимующих птиц мы принимали главным образом места концентраций лебедей и чаек.
* Луговой А.Е. 1963. О формировании зимовочных скоплений птиц на Северном Каспии II Тр. Астраханского .заповедника 8: 373-376.
Первый полет, состоявшийся 2 декабря 1958, показал, что лёд, хотя ещё и очень слабый, с многочисленными разводьями и полыньями, достиг уже острова Чапуренок (Морская Чапура), то есть кромка находилась в 60-70 км от края надводной части дельты Волги. Однако у островов Забойка и Искусственный — в районе постоянных зимних концентраций — птиц было ещё сравнительно мало. Всего было насчитано 210 лебедой и 546 чаек. Уток в этот полёт отмечено около 300 особей.
К 11 декабря картина несколько изменилась. Хотя ледовая кромка подвинулась к югу незначительно, в разных местах от 0 до 18 км, ледовое поле окрепло, число разводьев уменьшилось. В районе острова Забойка в этот полёт на маршруте протяжённостью около 20 км отмечено около 1000 лебедей, то есть количество их увеличилось почти в 5 раз. Здесь же учтено 11200 уток. Число чаек снизилось до 340, но южнее, между островами Чечень и Тюлений, было зарегистрировано ещё 300 чаек. Таким образом, по мере уплотнения ледового поля лебеди и утки концентрируются у более или менее постоянных полыней, образуемых быстрым течением Волго-Каспийского канала и находящихся в то же время вблизи от островов, чаще всего безлюдных. Для лебедей, по-видимому, очень существенна близость суши. Свидетельством этому служит то, что отдельные небольшие группы лебедей, встречающиеся вне основного стада, всегда находятся вблизи какого-нибудь острова. Так, 11 декабря такие небольшие группы были встречены в 3 местах: 1) в 1 км от острова Кулалы — 4 взрослых и 3 молодых; 2) около острова Укатный — 4 лебедя; 3) возле небольшого безымянного островка в районе Белинского банка - 5 лебедей. В последнем случае лебеди сидели в очень узких, шириной не более 5 м, полыньях среди сплошного ледового поля.
Чайки ведут себя несколько иначе. В общем, не покидая удобных разводий у острова Забойка, часть их перекочёвывает к югу, к кромке льда, уходя далеко от ближайших островов, но и не избегая последних, даже населённых людьми (остров Тюлений).
К 28 декабря, при значительном похолодании, граница льда отодвинулась ещё на 10-20 км к югу, однако полыньи вдоль Волго-Каспийского канала, у острова Забойка, оставались открытыми. В них было насчитано более 1300 лебедей. Некоторое увеличение численности птиц произошло, вероятно, за счёт дальнейшего сокращения мелких полыней в остальной части Северного Каспия. Таким образом, к середине зимы численность птиц на отдельных удобных участках, будь они даже в глубине ледового поля, всё увеличивается.
Любопытной деталью является следующее: на крупных полыньях и разводьях вдоль Волго-Каспийского канала от края дельты Волги до острова Искусственный птиц почти нет, но лишь несколько километров южнее, в таких же условиях, птицы скапливаются в огромных количествах. Так, у острова Забойка учтено 11300 лебедей, а севернее по ка-
налу встречено всего 10 птиц. Возможно, это вызвано тем, что в районе, непосредственно прилегающем к дельте, зимой проводится подлёдный лов рыбы, поэтому здесь часто бывают люди. Положение птиц, зимующих на Северном Каспии, резко меняется в случае сильных похолоданий, когда Волго-Каспийский канал сковывается льдом. Такая картина наблюдалась 16 февраля 1959. Ледовая кромка проходила значительно южнее острова Чечень и Кулалы. Фактически всё мелководье Северного Каспия было подо льдом. Почти все зимующие птицы откочевали к югу. В районе острова Искусственный было отмечено только 410 нырковых уток и 40 чаек. Скоплений лебедей не обнаружено. Единственная стая из 10 птиц отмечена у кромки льда недалеко от Сулака.
Несколько слов о весеннем расформировании зимовочных скоплений. Строго говоря, нам удалось наблюдать не расформирование, а, скорее, постепенное смещение зимовочных скоплений к востоку вслед за продвижением льда. К 10 марта большие стаи лебедей наблюдались на кромке льда у острова Чистая Банка, то есть в 22 км восточнее их обычного зимнего пребывания (остров Забойка). В этот день на юге у острова Чечень отмечены первые бакланы. К 20 марта граница льда в западной части моря почти не изменилась, и размещение лебедей оставалось прежним. К 26 марта лёд отошёл значительно дальше к востоку, примерно на 45 км. Вся западная часть авандельты была уже открыта. 30 марта концентрация лебедой отмечалась ещё в 50 км восточнее, на кромке льда у Карийского банка (возле Обжоровского участка заповедника).
Наконец, 6 апреля, когда лёд остался лишь в восточной части моря, стаи лебедей (до 660 птиц) отмечены восточнее Новинских островов среди плавающих льдов. Меньшая часть (до 100 лебедей) в этот период наблюдалась в районе Ак-Косы, Трёхбратинской косы, в узкой полосе воды, образовавшейся между материком и ледовым полем. Таким образом, за 17 дней лебеди и чайки переместились на 180-200 км к северо-востоку.
На свободных от льда участках моря у устьев Волги в апреле пролётные лебеди встречаются редко. Чаек также мало. Здесь наблюдается уже чисто весенний аспект авифауны - многочисленные серые гуси, большие бакланы, цапли, утки. Утки, видимо, не следуют, подобно лебедям и чайкам, на восток за кромкой льда, а рассредотачиваются по всей дельте. Об этом говорит то обстоятельство, что начиная с 20 марта и позднее крупных скоплений уток с самолёта наблюдать не приходилось.
Литератур а
Залетаев В.С., Курочкин Ю.В., Луговой А.Е. 1958. О зимовках птиц на Северном Каспии // Тр. Астраханского заповедника 4: 311-316.