ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2470: 4714-4717
К экологии кедровки Nucifraga caryocatactes на Среднем Урале
Н.И.Кузнецов
Второе издание. Первая публикация в 1959*
Кедровка Nucifraga caryocatactes - одна из наиболее многочисленных птиц в условиях таёжного комплекса, в питании которой кедровые орехи играют исключительно большую роль. Экология кедровки изучена недостаточно и ряд вопросов её биологии не освещён в литературе. В настоящем сообщении излагаются наблюдения, сделанные мной в 19471950 годах в заповеднике «Денежкин Камень» и окрестностях села Все-володо-Благодатское.
Тонкоклювая кедровка N. c. macrorhynchos C.L. Brehm, 1823 - обычная птица Среднего Урала. Её распространение приурочено к хвойным насаждениям с преобладанием сибирского кедра Pinus sibirica. Другой подвид -толстоклювая (европейская) кедровка N. c. caryocatactes (Linnaeus, 1758) залетает в наш район лишь изредка. Так, в феврале 1947 года в окрестностях села Всеволодо-Благодатское (Североуральский район, Свердловская область) мне удалось добыть один экземпляр европейской кедровки из стайки в 10-12 птиц. В последующие годы европейские кедровки больше не попадались.
В течение года количество кедровок подвержено довольно резким колебаниям. Большую часть года приходится наблюдать одиночных птиц или стайки до 10 штук. В период созревания кедрового ореха количество птиц резко возрастает, а зимой становится минимальным. В годы урожайные на кедровый орех кедровок бывает особенно много. Во второй половине февраля в ясные солнечные дни можно наблюдать оживлённые стайки кедровок численностью до 15 штук, перелетающих с дерева на дерево с характерным криком «кер-кер» и более мелодичным протяжным «к-и-иу», который сопровождается запрокидыванием головы назад. По всей вероятности, в феврале происходят перекочёвки птиц к местам гнездования.
В марте кедровки разбиваются на пары. 2 апреля 1949 наблюдатель охраны заповедника М.И.Гурьев видел в сосновом бору кедровку, тащившую палочку. Самец, добытый 10 апреля 1947, имел семенники длиной 13.5 мм. Наблюдатель М.И.Гурьев в середине мая нашёл гнездо кедровки с 5 птенцами. В гнездовой период кедровки ведут скрытный образ жизни. В это время голосов птиц почти не слышно. Во второй по-
* Кузнецов Н.И. 1959. К экологии кедровки на Среднем Урале // Бюл. МОИП. Сер. биол. 14, 2: 132-133. 4714 Рус. орнитол. журн. 2024. Том 33. Экспресс-выпуск № 2470
ловине мая большинство кедровок придерживается ельников. Молодые лётные кедровки появляются в середине июня. Они хорошо отличаются от взрослых птиц своим буроватым оперением с расплывчатыми белыми пятнами. Выводки молодых я наблюдал на открытых пространствах гарей и вырубок, среди редких «парковых» лесов субальпийской зоны и в каменистой тундре. У добытых в конце июня молодых в желудках обнаружены остатки насекомых и кедровые орехи.
В середине июня 1949 года на хребте Еловский Урал мной неоднократно наблюдались взрослые кедровки, летевшие из каменистой тундры в лес. Горловые мешки этих птиц были наполнены кедровыми орехами, взятыми из старых запасов в тундре. В конце июня многочисленные выводки молодых кедровок были встречены в каменистой тундре на Елов-ском Урале и Хоза-Тумпе. Молодые летали за взрослыми с настойчивыми криками, требуя пищи. Взрослые кедровки в это время отыскивали в моховом и лишайниковом покрове прошлогодние запасы орехов и кормили ими молодых. Во многих местах моховой и лишайниковый покров на площадках до 15 м2 был выщипан.
Интересно поведение кедровок при появлении хищников. Кедровка, первая заметившая хищника, начинает непрерывно издавать тонкий протяжный крик, на который очень быстро с громкими тревожными криками слетаются другие птицы. Шумной крикливой стаей они преследуют хищника до тех пор, пока он не улетит.
Со второй половины июля кедровки начинают питаться незрелыми кедровыми орехами и кедровый лес оживает от беспрерывных криков этих птиц. Перелетая с дерева на дерево, кедровки отыскивают шишки с наиболее зрелыми семенами и затем их раскалывают. По мере созревания кедрового ореха количество кедровок увеличивается В середине августа птицы начинают устраивать запасы орехов и с этого времени держатся большими стаями. 10 августа 1949 в районе Всеволодо-Благо-датского я в течение 10-15 мин насчитал более 80 птиц, летевших стайками численностью до 15 штук, а также в одиночку.
Во второй декаде августа 1950 года на кордоне Шарп мне пришлось наблюдать 4 стаи кедровок, летевших в западном направлении, в каждой из которых было не менее 1000 птиц. 22 сентября 1948, поднимаясь на Еловский Урал, я заметил в сырых местах на дороге многочисленные следы от клюва кедровок. Вскоре я увидел, как прилетевшая кедровка опустилась на дорогу и стала отыскивать орехи. Наполнив горловой мешок, она улетела, а затем показалась другая. За 10-15 мин тут побывали ещё две птицы. По всей вероятности, в сырых местах кедровки прячут орехи от грызунов, а затем перетаскивают их выше по склону.
22 сентября 1948 вечером и 23 сентября утром, находясь в высокогорной тундре на одной из вершин Еловского Урала, можно было на -блюдать два встречных потока летящих кедровок: один из леса к вер -
шине горы и второй с вершины горы в кедровники. К вершине горы птицы летели медленно, часто махая крыльями и присаживаясь на деревья. Их горловые мешки были переполнены орехами. Птицы, направляющиеся снова в лес, двигались стремительно. С посещённой мной вершины безлесная часть хребта видна на большом протяжении. В эти дни, куда ни посмотришь, на расстоянии 2 -10 м друг от друга можно заметить кедровок, прячущих орехи в лишайниковый и моховой покров. Делалось это следующим образом: прилетевшая птица некоторое время осматривалась, затем прятала орехи в нескольких местах. Часть птиц в лес сразу не возвращалась, а оставалась на вершине горы, где перетаскивала орехи из одного места в другое. Чаще всего они прятали орехи близ кустообразных деревьев и среди стелющихся «подушек» вороники. В отдельных запасах я насчитывал от 3 до 28 орехов. За каких-нибудь 20 мин мной и лаборантом было собрано по стакану орехов. Заготовка орехов кедровкой оканчивается с установлением снежного покрова.
По сообщению наблюдателя заповедника А.Л.Подвинцева, который проходил 15 и 16 сентября 1949 по хребтам Еловский Урал и Хоза-Тумп, в трёх местах на значительной площади лишайниковый и моховой покров был местами содран медведем игвив атсЬоБ. По всей вероятности, медведи искали орехи, спрятанные кедровкой. Подобные же наблюдения мне сообщали и другие охотники.
Зимой кедровки чаще всего встречаются близ верхней границы леса. При добывании корма из-под снега они иногда используют копки других зверей или разрывают снег сами. В марте 1950 года я находил скорлупу кедрового ореха близ копок зайца Ьврив иш1ё,из в снегу.
Разбирая вопрос о полезности и вредности кедровки в условиях нашего района, где промысел кедрового ореха довольно развит, я прихожу к выводу, что эта птица приносит более вреда, нежели пользы. Некоторое количество спрятанных кедровками орехов прорастает, способствуя распространению кедра; часть используют другие животные. Большая же часть орехов потребляется самой кедровкой, так как основные запасы устраиваются в таких местах, где семена прорасти не могут: в высокогорье, в густом моховом покрове, под корой деревьев и т.п.
В 1949 году в заповеднике «Денежкин Камень» в верховьях реки Сухой Шарп был высеян кедровый стланец, но позже на двух площадках из четырёх всходы оказались сильно повреждёнными кедровками. Весной 1950 года в районе кордона Шарп мне несколько раз приходилось находить выдернутые кедровкой молодые всходы кедра.
В тех районах, где производится заготовка товарного ореха для организаций или местным населением для своих нужд, кедровка должна быть признана весьма нежелательной птицей. Жители села Всеволодо-Благодатское считают, что в некоторые годы кедровки ещё до начала сбора орехов успевает снять весь урожай. В условиях заповедника «Де-
нежкин Камень» кедровка выступает как серьёзный конкурент по питанию ценных промысловых животных: в первую очередь соболя Martes zibellina, куницы Martes martes и белки Sciurus vulgaris.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2470: 4717-4719
О формировании зимовочных скоплений птиц на Северном Каспии
А.Е.Луговой
Второе издание. Первая публикация в 1963*
О зимовках птиц во льдах Северного Каспия стало известно сравнительно недавно. Впервые они были отмечены нами зимой 1954/55 года при авиационном обследовании ледовой кромки в северо-западной части Каспийского моря. В последующие годы северокаспийские зимовки птиц привлекли внимание и других зоологов. Первые обобщения собранных сведений были сделаны нами в совместной статье «О зимовках птиц на Северном Каспии» (Залетаев, Курочкин, Луговой 1958). В ней было выделено два района зимовочных скоплений птиц на Северном Каспии — северо-западный и северо-восточный.
Зимой 1958/59 года мы пытались выяснить вопрос формирования зимовочных скоплений по мере нарастания льдов в начале зимы, а также их распадение с приближением весны. Частично это удалось сделать в отношении северо-западной группировки, расположенной в районе, который довольно регулярно посещается самолётами Астраханской гидро-метобсерватории. Большую помощь в этой работе нам оказал сотрудник Волжской устьевой обсерватории И.Егоров.
За эту зиму мы располагаем данными 9 авиаразведок, из которых 3 приходятся на первую фазу зимы (декабрь), 1 на середину зимы (февраль) и 5 - на март - начало апреля.
При наблюдениях с самолёта легче других птиц регистрируются светлоокрашенные лебеди и чайки. Нырковые и речные утки, которых здесь также немало, с закрытого самолёта с высоты 200-300 м заметны значительно хуже, и зачастую их удаётся обнаружить лишь после того, как вспугнутые тенью самолёта они поднимаются на крыло. Поэтому основным показателем распределения зимующих птиц мы принимали главным образом места концентраций лебедей и чаек.
* Луговой А.Е. 1963. О формировании зимовочных скоплений птиц на Северном Каспии // Тр. Астраханского .заповедника 8: 373-376.