одиночную серую цаплю, в рыбхозе «Коробчицкий» (Гродненская область) — 7 птиц. На водоёмах очистных сооружений цапли предпочитали охотиться на местах сброса сточных вод в естественные водоёмы. При сильных морозах птицы находились на незамерзающих картах биопрудов. Расширение сети искусственно незамерзающих водоёмов на западе и юго-западе Белоруссии, а также благоприятные климатические условия этого региона обеспечили возможность регулярных зимовок здесь серых цапель.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1185: 3192-3200
Роль кедровки Nucifraga caryocatactes и мышевидных грызунов в кедровых лесах Южного Прибайкалья
Н.Ф.Реймерс
Второе издание. Первая публикация в 1956*
Проблема сосны сибирской, или кедра Pinus sibirica — одна из коренных проблем лесоводства Сибири. Очень прочно установилось мнение о громадной ценности семян этого дерева как кормовой базы многих, в том числе и ценных промысловых зверей и птиц. Этому вопросу посвящена работа В.Н.Скалона и П.П.Тарасова (1946). Кедровый орех важен также как сырье для добывания кедрового масла, имеющего пищевое и промышленное значение. Древесина кедра может найти применение в мебельной промышленности и давно служит материалом для изготовления украшений (Кернер 1902).
Нападение на массивы кедровых лесов сибирского шелкопряда Dendrolimus sibiricus и частые пожары уничтожили значительную часть насаждений этого вида. Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР для изучения возобновления кедра - одного из важнейших вопросов в проблеме восстановления леса — организовал в 1951 и 1952 годах экспедиции в район хребта Хамар-Дабан и предгорий Восточных Саян (по реке Малой Белой). В этих экспедициях в качестве зоолога принимал участие автор.
Работы различных исследователей (аноним 1879; Брэм 1897; Городков 1916; и др.) с несомненностью доказали положительную роль
* Реймерс Н.Ф. 1956. Роль кедровки и мышевидных грызунов в кедровых лесах Южного Прибайкалья // Бюл. МОИП. Отд. биол. 61, 2: 35-39.
кедровки Nucifraga сагуосаЬасЬеэ в распространении семян кедра. Несмотря на это, в конце 1920-х годов журнал «Охотник и пушник Сибири» не раз настаивал на необходимости уничтожения кедровки как вредной птицы (анонимы 1926, 1928). В.Н.Скалон (1931) вновь обратил внимание на пользу, приносимую кедровкой, а впоследствии было показано, что кедровка является основным агентом распространения кедра (Ермолаев, Скалон 1937; Формозов 1940; Бибиков 1948; Тихомиров 1949; и др.).
Шишки и семена сибирского кедра, или сосны сибирской Р1шш $1Ыпеа.
Всходы сибирской сосны Pinus sibirica.
Значение других животных для расселения кедра весьма невелико. Бурундук Eutamias sibiricus, неся орехи про запас, испугавшись, выбрасывает их из защёчных мешков (Залесский, Зверев 1935). Эти семена могут прорасти, если их не найдут другие потребители или сам хозяин. Нужно отметить, что за время работы в кедровых лесах мы ни разу не наблюдали описанного И.М.Залесским и М.Д.Зверевым поведения зверька. Очевидно, такие случаи очень редки. Медведь Ursus
Бабочка и гусеница сибирского шелкопряда Dendrolimus sibiricus.
arctos весной, разрывая нору бурундука, может потерять часть орехов и даже закопать их в землю (Слудский 1935). Г.А.Новиков неоднократно находил неповреждённые орехи кедра в экскрементах медведя (Новиков 1946). По нашим наблюдениям, орехи, зарытые медведем, прорастают крайне редко, оставшиеся же на поверхности вновь растаскиваются бурундуками и мышевидными грызунами или собираются щурами Pinicola enucleator и горлицами Streptopelia orientalis. Некоторое значение могут иметь запасы белки Sciurus vulgaris. Перетаскивают орехи кедра лесные полёвки Clethrionomys. В шелкопряднике (так называют в Сибири массивы кедра, уничтоженные сибирским шелкопрядом) 1946-1948 годов (река Большая Глубокая), где из мышевидных грызунов встречаются только эти животные, мы неоднократно находили в пустотах под пнями неповреждённые орехи кедровой сосны. В данном случае полёвки использовали запасы кедровок. Ближайшие плодоносящие кедры росли более чем в 1 км от этого места. Занесённые под подстилку орехи едва ли могут иметь существенное значение в почвенном запасе семян, так как они зимой и весной полностью уничтожаются грызунами. В литературе указывалось на накопление запасов орехов кедра водяной крысой Arvicola terrestris (Слудский 1935). Такие запасы также могут служить второстепенным источником возобновления кедра. Поползни Sitta europaea, как мы наблюдали, растаскивают орехи, оставшиеся в кучах отходов после орехового промысла. Птицы разбивают орехи на вертикальных стволах и часто, заметив у другого поползня такой же орех, летят отнимать «чужой» орех, бросая свой. Значение таких единичных случаев невелико, но в массе они могут играть некоторую роль. Мы наблюдали осенью, что пухляки Parus montanus также переносят орехи кедра и иногда их теряют.
Наши исследования были предприняты для пополнения данных о значении кедровки и мышевидных грызунов в сохранении и расселении сосны сибирской. Мы воспользовались методикой учёта скорлупы
орехов (Формозов, Наумов, Кирис 1935; Бибиков 1948). Эта методика заключается в следующем: аккуратно раскапывается моховой покров на площадке определённого размера (мы брали 0.25 м2), учитываются все найденные целые и расколотые скорлупки, причём осколки по мере возможности сравниваются, чтобы части одного и того же семени не посчитать дважды.
По характеру повреждений семян мы судили о том, кем они уничтожены. Мыши и полёвки чаще всего прогрызают круглое отверстие в семени, реже скорлупа имеет вид бочонка (Формозов 1952). Кедровки давят орешки клювом.
Мы отмечали только семена, находящиеся на поверхности и в подстилке, орехи же, затащенные глубоко в норы, например бурундуками, ускользали от нашего внимания.
В каждом изучаемом биотопе мы закладывали от 5 до 20 площадок с таким расчётом, чтобы были охвачены места с разным растительным покровом.
Количество семян, разносимых кедровкой летом в лесу, учесть невозможно. Поэтому для выяснения роли кедровки в расселении кедра мы уделили особое внимание гарям и вообще тем местам, где долгое время уже отсутствуют плодоносящие деревья кедра.
Кедровка Ыма/га£а caryocatactes.
Для определения времени сохранения скорлупок кедровых орехов мы искали у корневых шеек молодых растений кедра остатки семян, из которых они взошли. По возрасту этих растений мы определяли срок нахождения семян в почве. Он соответствует возрасту молодых кедров или на один год больше.
Для учёта возобновления кедра брались площадки по 4 м2, расположенные по одной линии. Расстояния между площадками были равны 2 м. Возобновление кедра учитывалось на 25 таких площадках, что соответствует принятой для учёта норме в 100 м2.
Как видно из таблицы 1, кедровки проделывают весьма значительную работу по «севу» кедровых семян на гарях и лесосеках. Утверждение Б.А.Тихомирова (1949), что кедровки совсем улетают из района пожарища, для района наших работ оказалось неправильным. Птицы начинают делать запасы на совершенно выгоревших местах в первую же осень после пожара, причём заносят значительное количество семян (например, на гари двухлетнего возраста, табл. 1).
Таблица 1. Роль кедровки в заселении гарей в кедровых лесах
Место учёта Найдено семян (в пересчёте на 1 га) Срок сохранения семян (в годах) Количество занесённых за год семян (срок сохранения принимается наибольший)
Штук кг
Щелкопрядник 1946-1948 годов
(Большая Глубокая) 257 000 4-6 43000 12.9
Гарь 2-летнего возраста
(Хамар-Дабан) 76 000 2 38000 11.4
Участок, сгоравший несколько раз, начиная Предполо-
с 1922 г., по шелкопряднику 1919 года жительно
(Базарский хребет, Предгорья Саян) 105 000 5-6 лет 18000 5.4
Лесосека (тракт Иркутск- Култук, 88 км) 96 000 4-6 16000 4.8
Голец 1800 м (Хамар-Дабан) 68 000 6-8 8500 2.5
Примечание: Для пересчёта количества орехов на вес мы приняли, что средний вес орешка кедровой сосны равен приблизительно 0.3 г. Эта цифра получена нами путём взвешивания нескольких сотен свежих семян.
Возобновление кедра в первые годы после пожара действительно ничтожно, но главной причиной этого являются неблагоприятные условия произрастания и в первую очередь эдафические факторы. На выгоревших участках семена либо не прорастают, либо погибают при прорастании. Возобновление на указанной гари составляло менее 100 растений на 1 га. Все они лепились к сохранившимся участкам ковриков черники или остаткам мха у пней.
Объём производимой кедровками работы легко вычислить для тех мест, где плодоносящих деревьев нет, но нужно думать, что и в лесу кедровки проделывают не меньшую работу по распространению семян, чем на гарях и лесосеках. Во всяком случае, при подсчётах, произведённых Д.И.Бибиковым (1948) на Северном Урале, на участке кедровника на склоне (кедр, берёза, ель) оказалось на 1 га 3334 «клада», а в пихтово-берёзовом редколесье, где кедра не было, лишь 417.
Попытаемся представить масштаб работы, производимой кедровкой. В Иркутской области кедровые леса занимают 4837 тыс. га (Кор-
зинников 1950). Автор не указывает, входят ли в это число гари и шел-копрядники. Округлим площадь, занимаемую кедровыми лесами, до 4500 тыс. га. Предположим, что на каждый гектар кедровки заносят семена в установленном нами минимуме, т.е. около 5 кг в год. При этом условии птицы рассевают около 22500 т семян только на площади кедровых лесов Иркутской области.
Как известно, кедровка переносит семена в подъязычном мешке. Из добытых нами за осенние месяцы 1951 и 1952 годов 80 кедровок 32 птицы несли орехи. Наибольшее число орехов найдено у особи, убитой 24 сентября 1952 на Комарском хребте. Орехов было 120, весили они 35.9 г. У кедровки, добытой 21 августа 1952 в верховьях реки Мостовки, оказалось 90 орехов, весили они 22.2 г. Это исключительные случаи. Обычно же кедровка переносит за один раз от 20 до 50 орехов, реже до 70.
Обращает на себя внимание то, что кедровки уничтожают лишь малую часть запасённых орехов, меньше, чем другие потребители. Эти наши данные не совпадают с данными Д.И.Бибикова (1948), полученными на Урале. По его учётам, кедровка уничтожает в лесах от 65.3 до 100% семян, в горной же тундре 22.3%. Кроме того, нам не ясно, как этот автор отличал скорлупки разбитых кедровкой орехов от скорлупок орехов, разбитых сойкой Garrulus glandarius и другими птицами.
По Д.И.Бибикову, полёвки уничтожают в лесу от 12.6 до 20.0% орехов, в горной тундре до 74.3%. Как видно из таблицы 2, у нас выявилась обратная закономерность.
Пользуясь описанной выше методикой определения срока сохранения семян кедра, можно подсчитать, что в кедровом лесу, где скорлупки сохраняются около 8 лет, мышевидные грызуны (преимущественно лесные полёвки и лесные мыши), ежегодно уничтожают в среднем примерно 40-60 кг семян на 1 га. Средний урожай орехов с 1 га кедрового леса 295.5 кг (Бонишко 1923).
Д.И.Бибиков обратил внимание на то, что мышевидные грызуны усиленно растаскивают орехи, запасаемые кедровкой. Однако запасы кедровки, вероятно, не обеспечивают полностью потребностей лесных мышей. В лесу в расставленные нами ловушки полёвки и мыши попадались с одинаковой частотой; на гарях двухлетнего возраста и в шел-копрядниках в ловушки попадало больше полёвок. К сожалению, разновременность учётов не дала нам сравнимых количественных данных. Было отмечено, что лесные мыши снова заселяют гарь, когда там начинает обильно плодоносить малина.
Определённое значение имеют запасы кедровки для всех животных, поедающих семена. Белка и соболь Martes zibellina без особого труда находят многочисленные кладовые кедровки. Так, по нашим наблюдениям, при глубине снега в 35-40 см белка на расстоянии около
Таблица 2. Значение кедровки и мышевидных грызунов в уничтожении семян кедра
Найдено семян в штуках Из найденных семян
Число Уничтожено Возобновление
Места учёта заложенных площадок по 0.25 м2 Фактически В пересчёте на 1 га Не взошло или погибло при прорастании кедровкой или другими неизвестными животными Уничтожено мышевидными грызунами кедра (в пересчёте на 1 га)
Штук в%* Штук в%
«Опромышляемый» кедровый лес (Мостовская гора, Предгорья Саян):
старый 6 477 3180000 510000 270000 8.6 2400000 76.1 1200
молодой 5 141 1130000 60000 230000 20.0 840000 74.3 2100
Шелкопрядник 1946-1948 годов (Б. Глубокая) 21 135 257000 48000 32000 12.6 177000 68.8 1700
50-летний кедровник (заросшая гарь), Мостовская гора, Предгорья Саян 5 20 160000 16000 56000 35.0 88000 55.5 2600
Гарь 2-летнего возраста (Хамар-Дабан) 10 19 76000 20000**; 12000*** 16000 21.0 28000 36.8 менее 100
Лесосека (тракт Иркутск-Култук, 88 км) 5 12 96000 32000 32000 33.3 32000 33.3 3100
Голец 1800 м (Хамар-Дабан) 10 17 68000 64000 4000 5.9 Не на йдено 2500
* — Процент вычислен до пересчёта на 1 га, по количеству найденных семян, * — Орехи текущего года. ** — Орехи прошлого года.
200 м нашла три «клада» кедровок. На питание соболя кедровыми орехами из запасов кедровок указывают В.В.Раевский (1947) и В.В.Тимофеев (1951).
В иные годы кедровки запасают и поедают такое большое количество орехов, что мешают ореховому промыслу. За 1 год в Иркутской области промысловые организации добывают максимум 108.6 т орехов (Корзинников 1950). Такое количество орехов заготовлено было в 1946 году. Запасы кедровок, следовательно, превышают более чем в 200 раз количество орехов, добываемых человеком. Опустошение ими кедровников привело одного из авторов (аноним 1879) к мысли о желательности «замены» кедровки человеком. К сожалению, мнение о необходимости уничтожить кедровку прочно держится в среде практиков -лесоводов.
Ряд авторов (Скалон, Тарасов 1946) предлагали на местах добычи орехов кедровок отстреливать. Нам кажется, что это достаточно эффективная мера. Кедровки, если их преследовать, делаются очень пугливыми и улетают из тех мест, где за ними охотятся. Такой отлёт кедровок мы наблюдали в 1951 году на Комарском »ребте близ Слюдянки.
Убитых птиц можно с успехом использовать для питания. Химический состав мяса кедровки приведён в статье В.Децко (1931). Вкус мяса кедровки приятен. Его недостаток — необходимость длительной варки.
Таким образом, ущерб, наносимый кедровками ореховому промыслу, в общей сложности очень мал по сравнению с той громадной пользой, которую приносят птицы, расселяя кедр.
Литератур а Аноним. 1879. Значение кедровки // Лесной журн. 10.
Аноним. 1926. О пользе и вреде кедровки // Охотник и пушник Сибири 12. Аноним. 1928. Кедровка - вредитель белки // Охотник и рыбак Сибири 3. Бибиков Д.И. 1948. К экологии кедровки // Тр. Печеро-Ылычского заповедника 4, 2: 89112.
Бонишко С.П. 1923. Кедровый промысел в лесах Забайкалья и Прибайкалья. Чита. Брэм А.Э. 1897. Жизнь животных. М., 4.
Городков Б.Н. 1916. Наблюдения над жизнью кедра (Ртш вШпса Мауг) в Западной
Сибири // Тр. Бот. музея Импер. Акад. наук 16: 153-172. Дацко В. 1931. Кедровка годна в пищу // Охотник и рыбак Сибири 4. Ермолаев В.Н., Скалон В.Н. 1937. К изучению хозяйственного значения кедровки (N4-
cifraga сагуосаЬасЬвв Ь.) // Природа 26, 2: 93-98. Залесский И.М., Зверев М.Д. 1935. Бурундук // Трёхпалый суслик, соня-полчок, слепыш, бурундук. М.; Л. Кернер фон-Марилаун А. 1902. Жизнь растений. СПб.: 1-838.
Корзинников С.Н. 1950. Леса и лесная промышленность Иркутской области. Иркутск. Новиков Г.А. 1946. Роль млекопитающих и птиц в жизни леса // Естествознание в школе 5: 46-71.
Раевский В.В. 1947. Жизнь кондо-сосвинского соболя. М.
Скалон В.Н. 1931. Кедровка, кедр и лесные грызуны // Охотник и рыбак Сибири 4.
Скалон В.Н., Тарасов П.П. 1946. О роли кедра в жизни таёжных зверей и птиц // Учён.
зап. Монгол. ун-та им. маршала Чойбалсана 2, 3. Слудский А.А. 1935. Промысловые звери и кедр // Охотник Сибири 7. Тимофеев В.В. 1951. Соболь Восточной Сибири. Иркутск. Тихомиров Б.А. 1949. Кедровый стланик, его биология и использование. М. Формозов A.H., Наумов Н.П., Кирис И.Д. 1934. Экология белки. М.;Л. Формозов А.Н. 1940. Практическое значение птиц // Руководство по зоологии. Том 6.
Птицы. М.; Л. Формозов А.Н. 1952. Спутник следопыта. М.: 1-360.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1185: 3200-3204
Размещение, численность и экология малого баклана Phalacrocorax pygmeus на юге Украины
А.Б.Гринченко
Второе издание. Первая публикация в 2004*
Малый баклан Phalacrocorax pygmeus — монотипический вид и подвидов не образует. Птицы, гнездящиеся в регионе, вероятнее всего, принадлежат к балканской популяции, но не исключено, что на востоке ареала существует связь с каспийской популяцией.
Ареал вида охватывает северо-восточное побережье Алжира, побережья и речные системы Югославии, Албании, Греции, Болгарии, Румынии, побережья Крыма, Азовского моря, Каспийского моря и низовий впадающих в него рек, Аральского моря, долину Сырдарьи вверх до Чиили и связанные с ней озёрные системы, предположительно — долину Теджена и Туркменского Мургаба, Малую Азию, озёрные и речные системы Закавказья к югу до Ирака и северо-западного Ирана (Стенанян 1975).
На Украине малый баклан встречается на гнездовании в нижних течениях, дельтах и приустьевых лиманах Дуная, Днестра и Днепра, с начала 1980-х годов гнездится на Сиваше и местами на побережье Каркинитского залива в Крыму. Включён в Красную книгу Украины.
Материал и методика
В работе анализируется динамическое изменение гнездовой численности малого баклана в Азово-Черноморском регионе, а также приводятся данные по миграциям и зимовкам, поведению малого баклана в гнездовое время. Материал собран во время экспедиционных выездов в 1982-2004 годах, целью которых были
* Гринченко А.Б. 2004. Размещение, численность и экология малого баклана (Phalacrocoraxpygmeus) на юге Украины // Бранта 7: 167-171.