Таблица 2. Прогнозные показатели энергопотребления до 2020 г.
Показатель 1990 г. 2007 г. Прогноз
2010 г. 2015г. 2020 г.
Суммарное энергопотребление, 121,3 68,5 72,0 78,0 85,0
в том числе в производстве 70,5 23,0 26,0 30,0 35,0
в быту и сфере услуг, ЛПХ Структура энергоносителей: 50,8 45,5 46,0 48,0 50,0
твердое топливо (уголь, торф, дрова) 45,3 19,5 20,5 16,5 15,0
жидкое топливо 48,1 14,8 15,0 17,0 19,0
газ 15,7 25,0 25,5 28,4 30,0
электроэнергия (млрд кВт ч/млн т у.т.) 96,4/11,5 60,45/7,4 66,0/8,0 74,0/9,1 82/10,0
нетрадиционные источники энергии, в том числе: биомасса, местные энер- 0,7 1,8 3,0 7,0 11,0
горесурсы, отходы 0,6 1,2 2,0 5,0 8,0
В структуре используемых энергоносителей объемы тозобновляемых источников возрастут с 0,6 до 2 млн г у. г., местных энергоресурсов (биотоплива) — с 1,2 до 8 млн т у.т.
В целом доля нетрадиционной энергетики (возобновляемые + местные источники) ь энергобалансе сельского хозяйства к 2020 г. должна составить 15 %. Благодаря этому, а также природному газу доля децентрализованных систем энергообеспечения сельских потребителей в общем энергобалансе достигнет 15...20 %.
Перспективные направления развития и модернизации систем энергообеспечения сельского хозяйства должны составить основу стратегии и программы раз-
вития энергетической базы села, направленных на достижение следующих результатов:
сбалансированность регионов по закупке, производству и использованию энергоресурсов в соответствии с местными условиями;
стабилизация и устойчивость энергообеспечения на основе совершенствования энергосистем, повышения их надежности и эффективности, рационализации структуры энергобаланса;
снижение зависимости от энергоснабжающих организаций и устанавл и ваемых ими тарифов на энергоресурсы;
появление на рынке новых видов топлива (включая биотопливо) и энергоэффективных комплектов оборудования:
повышение электро- и энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, снижение энергоемкости производства;
уменьшение потерь всех видов энергии на 30 %; увеличение комфортности жизни и труда в сельской местности.
Литература.
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012годы (утв. Постановлением Правительства РФот 14июня 2007г. №446). ■■■■ ФГНУ «Росинформагротех». — 2007.
2. Стратегии машинно-технологической модернизации се.шкого хозяйства России па период до 2020г. — ФГНУ«Росинформагротех». — М. 2009.
PROMISING DIRECTIONS OF VILLAGE ENERGY BASE DEVELOPMENT AND AGRICULTURAL
INDUSTRY ENERGY EFFICIENCY INCREASE D.S. Strebkov, A.V. Tikhomirov
Summary. The situation with village energy supply is stated in the article, and the main directions of its improvement are shown. Key words: energy supply, bio energy, renewable sources of energy, energy efficiency.
УДК 631.3:005.934.4
О ФОРМИРОВАНИИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
В. И. ЧЕРНОИВАНОВ, академик РАСХИ, директор Н.В. КРАСНОЩЕКОВ, академик РАСХН, главный научный сотрудник ГОСНИТИ Теп.: (499) 1713727
Резюме. В статье дается анализ численности парка но основным машинам, обосновывается необходимость создания вторичного рынка техники, излагаются закономерности его формирования и предлагаегся экономический механизм работы такого рынка.
Ключевые слова: сельскохозяйственная техника, вторичный рынок, экономический механизм, поступление и выбытие основных машин.
В экономике развитых стран машинный парк отраслевого производства продукции формируется за счет двух рынков техники — новой и вторичного использования. По количеству единиц оборота они примерно равновелики. В России для большинства машинных секторов и прежде всего для сельского хозяйства такая закономерность пока не характерна. Развитого рынка вторичной техники, кроме автомобильного, где подер-
жанных машин реализуется на 15.. 20 % больше, чем новых, к сожалению, нет.
Имеющийся опыт подтверждает экономическую целесообразность неоднократного изменения владельцев техники за время жизненного цикла. Как показывают расчеты, развитие вторичного рынка машин в современном российском сельском хозяйстве позволит:
ускоренно наращивать парк техники в связи с ростом объемов работ в процессе модернизации отрасли при ограниченных финансовых ресурсах;
поддерживать достаточный энергетический ресурс техники у всех сельхозпроизводителей, в том числе у тех, которые характеризуются низкими технологическими и финансовыми параметрами.
Действительно, в связи с поставленными перед национальным алрокомплексом целями но выходу на самодостаточный тип развития объем работ с учетом восстановления площади пашни должен возрасти только в растениеводстве до 400 млн эталонных гектаров, или удвоиться к сегодняшнему уровню. Это потребует удвоения численности парка машин: тракторов — до 900 тыс. шт., зерноуборочных комбайнов — до 250 тыс. шт. и др. Одновременно энерговооруженность пашни необходимо повысить с 1,3 л.с./га до 3,0 л.с./га. Для достижения таких показателей нужно резко увеличить капвложения в технику — стоимость оптимального парка машин для будущего сельского хозяйства оценивается примерно в 3,5...3,7 трлн руб.
Модернизация сельского хозяйства на основе самых современных образцов техники, — несомненно, приоритетное будущее аграрной отрасли России, но на определенных этапах частичная поддержка энергетических параметров парка машин имеющимися техническими ресурсами — путь более экономичный, хоть и в ущерб темпам развития.
Продолжительность жизненного цикла использования сельхозмашин при соблюдении технических регламентов значительно выше срока их нормативной амортизации, который обычно составляет около 10 лет. Например, до сих пор работают отдельные образцы техники выпуска 60-х годов XX века. В СССР при плановой экономике и с гигантскими мощностями сельхозмашиностроения парк техники формировался новыми машинами, которые, как правило, эксплуатировал один пользователь. Эта тенденция сохранилась и в постсоветской России.
В нынешней ситуации без эффективного вторичного рынка техники модернизация сельского хозяйства может недопустимо затянуться. Это связано со значительной экономической дифференциацией сельхозтоваропроизводителей. Сегодня 15...20 % аграрных предприятий финансово самодостаточны и могут быть отнесены в той или иной мере к сельскохозяйственному хай-теку. Они осваивают самые современные технологии и технику новых поколений, как правило, зарубежных конструкций. Поддерживать высокий уровень производства такие хозяйства могут только при ускоренной смене поколений машинно-технологических ресурсов. Им целесообразно по завершению гаратггийного пери-
ода эксплуатации новой техники (4-5 лет — период ускоренной амортизации) переправлять ее всю или частично на вторичный рынок. После восстановления параметров и назначения новых гарантийных обязательств такие машины можно перепродать в хозяйства среднего класса для повторной эксплуатации до 10-15 летнего «возраста». На третьем этапе часть этой техники может найти новых пользователей на предприятиях с невысоким экономическим достатком. Отечественная техника, как правило, может менять собственника не более двух раз — это средние и слабые хозяйства.
В современной концепции развития отечественного рынка сельхозтехники нужно отметить три базовых положения:
необходимость институциональных преобразований с созданием в интересах сельского хозяйства страны структуры для построения эффективной рыночной среды и производственного аппарата формирования и движения вторичной техники;
определение участия государства и разработка мер по его вовлечению в этот процесс;
формирование стимулирующего экономического механизма логистики вторичной техники.
Естественно, решить поставленную цель удастся только при системном подходе к проблеме.
Институциональные преобразования, формирование Компании «Вторичная агротехника».
Необходимость структуры, объединяющей многих участаиков рынка вторичной техники, объясняется разобщенностью и неэффективностью их сегодняшних действий. Наиболее целесообразно создание акционерного общества открытого типа — ОАО «Вторичная агротехника» с оперативной Управляющей компанией (см. рисунок). Ее учредителями могли бы быть: финансовая структура (например, Россельхозбанк) для обеспечения деятельности Компании финансовыми ресурсами; лизинговая структура (Росагролизинг), обеспечивающая стимулирующие условия реализации вторичных машин; научное учреждение (например, ГОСНИТИ) для формирования и проведения научно-технической, рекламной и информационной политики, а также производственные и дилерские предприятия для формирования фонда вторичной техники в режиме trade-in (сбор, восстановление, логистика, реализация) или по иным механизмам с обязательным определением гарантий на свою продукцию.
В этой структуре заинтересованы, прежде всего, Россельхозбанк и Росагролизинг. Такая Компания позволит решить проблему техники, изъятой у неплательщиков кредитов и лизинговых платежей.
Участие государства в оснащении сельского хозяйства вторичной техникой.
Для государства не важно какой техникой (новой или подержанной) пользуется сельхозтоваропроизводитель — главное поддерживать те действия, которые выгодны товаропроизводителю.
Поэтому выделяемые субсидии (льготные кредиты, лизинг и др.) должны распространяться и на вторичную технику. Тем более, что такие стимулы по определению
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ДИЛЕРЫ И ДР. СТРУКТУРЫ СУЬ ЬНК ГОИ РФ
с ЕтАФіпротнади-
ТУЛИ. ПРОДАНИМ
ПОДЕРЖАННОЙ
ТЕХНИКИ
а:лбХоїпі'оишоди-ТГШ ПРОДАВЦЫ ПОДЕРЖАННОЙ ТЕХНИКИ
СЕЛЬХОІПРОИЗВО-ДИТЕЛИ -ПОКУПАТЕЛИ ВТОРИЧНОЙ ТЕХНИКИ
СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ -ПОКУПАТЕЛИ ВТОГИЧНОИ
техники
Рисунок. Построение компании «Р.торичная агротехника».
направлены на поддержку менее обеспеченных хозяйств. Это основные потребители подержанных машин, которые сегодня, как правило, не пользуются господдержкой из-за отсутствия надежных гарантий платежеспособности. Таким образом, имеется настоятельная необходимость разработки механизмов господдержки этих предприятий при покупке вторичной техники, например, с использованием системы страхования и др.
Участие государства «таком процессе видится, прежде всего, в связи с необходимостью вовлечения в формирование вторичного рынка техники государственных Россельхозбанка и Роса1ролизинга.
Экономический механизм функционирования вторичного рынка техники и его у^фективность.
Экономический механизм работы вторичного рынка техники во многом схож с рынком новой техники. Однакоесть и различия. Прежде всего, это касается налогообложения. Подержанная машина в процессе оборота покупается дважды (вначале в виде сырья, а второй раз как готовое изделие). Поэтому осуществляется двойное налогообложение по НДС — при покупке машины у старого владельца и при се продаже новому пользователю (владельцу), что резко удорожает вторичную технику. Кстати, подобная ситуация характерна сегодня и для восстановленных запасных частей и агрегатов машин, что не стимулирует развитие этого рынка из-за удорожания таких товаров. Поэтому рассматриваемое в Правительстве Российской Федерации Положение о нормализации рынка подержанных автомобилей следовало бы распространить и на сельхозмашины. Однако это сделать некому. Отсутствие в стране структур (ведущих участников процесса), ответственных за рынок вторичной сельхозтехники, может негативно отразиться на сельхозтоваропроизводителях.
Ряд особенностей связан с определением стоимости машин, формирующих фонд подержанной техни-
ки и фонд вторичных машин. В используемой терминологии много разночтений, поэтому назовем машины, поступающие в передел (сырье), — подержанными, а восстановленные с определенной гарантией (продукт рынка) — вторичными. Например, стоимость возвратных (подержанных) машин Россельхозбанка и Росагролизинга определяется во многом их остаточной стоимостью позавершениюдого-ворных обязательств с потребителями, стоимость машин, списываемых с баланса владельцев, может определяться рыночными механизмами с учетом их технического состояния.
В общем виде экономический механизм функционирования Компании нацелен на получении более дешевого ремфонда и эффективную переработку подержанной техники во вторичную продукцию.
Доход производственного сектора Компании должен окупить затраты на восстановление параметров поступивших в передел машин, стоимость закупаемого ремфонда, расходы по гарантийным обязательствам и налоги.
Потенциальный объем продукции на вторичном рынке определяется платежным спросом, который должен быть скорректирован с наличием подержанной техники (ремфондом).
Фонд подержанных машин сейчас может формироваться:
частично из возвратной техники Россельхозбанка и Росагролизинга (при среднегодовом возврате 3...5 % от количества реализуемых новых машин — это примерно ) 50 тракторов, 100 зерноуборочных комбайнов и 50 грузовых автомобилей в год):
в большей мере, за счет списанных машин (см. табл.). При направлении в ремфонд около половины из них (примерно по 15...20 тыс. тракторов и зерноуборочных комбайнов в год) рынок вторичной техники по количеству поставляемых машин потенциально сопоставим с рынком новой.
Даже приблизительные расчеты показывают, что стоимость одной лошадиной силы вторичных машин, по сравнению с новыми, может быть существенно де-шевле, что особенно важно для «бедных» покупателей. Так, сегодняшняя стоимость отечественного трактора типа К-744 Р1 составляет 3040 тыс. руб. Следовательно, у новой машины каждая единица мощности обойдется 3,04 млн руб: 250 л.с. — 12 тыс. руб. После 5 лет эксплуатации такой трактор на рынке стоит примерно
Таблица. Поступление и выбытие основных машин в сельском хозяйстве Рос сии (по данным Минсельхоза России), тыс. шт.
Показатель | 1991 s. 11994 г. 11996 г.\ 1998 г. \ 2000 г. 12006 г. 12007 г.
Тракторы
Поступление 131,4 22,1 12,9 6,4 11,1 14,4 16,8
Выбытие (списание) 20 106,7 95,5 75,9 56,2 52,1 43,0
Зерноуборочные комбайны
Поступление 31,7 10,5 3,3 0,7 11,1 13.2 15,9
Выбытие (списание) 13,5 29,2 19,7 20,7 56,2 51.1 42.7
Кормоуборочные комбайны
Поступление 12 5,2 2 0,5 0,5 0,6 0,7
Выбытие (списание) 0,8 7,5 5,4 9,2 8,5 7,2 6,2
на 40 % дешевле и с учетом затрат на восстановление параметров его можно реализовать новому владельцу по цене порядка 1,7 млн руб. При этом стоимость 1 л.с. трактора уменьшится до 6,8 тыс. руб., или на 44 %. Себестоимость работ, выполняемых такой машиной, будет соответственно ниже.
Естественно, что представленное обоснование необходимости формирования рынка вторичной техники носит во многом укрупненный характер, но с учетом доказанных его преимуществ положительным зарубежным и отечественным опытом автомобильного рынка можно сделать вывод о целесообразности и высокой эффективности рынка вторичной техники в машинно-тех-нологической системе сельского хозяйства. Для его развитая необходимо создание Компании по регулированию рынка вторичной техники в интересах сельхозпроизводителей. Участие государства будет способствовать более интенсивному развитию интеграционных процессов.
Литература.
1. Государственная программа развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена постановлением Правительство Российской Федерации от 14 июля 2007г. № 446.
2. Фисинин В. И. и др. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — SO с.
3. Краснощеков Н. В. Инновационное развитие сельскохозяйственного производства России. — М.: ФГНУ * Росинформагротех», 2009. -388 с.
ABOUT FORMATION OF THE SECONDARY MARKET FOR AGRICULTURAL MACHINERY
V.l. Chernoivanov, N.V. Krasnoschekov
Summary, This article provides an analysis of fleet number of the main machines, the necessity of a machinery secondary market creating is argued, and patterns of its formation and work are stated.
Key words: agricultural machinery, secondary market of machinery, economic mechanism of secondary market functioning, arrival and disposals of main machines.
УДК 681.3 : 631.171
ПОДПРОГРАММА «АГРАРНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «СИБИРСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» НА 2009-2012 ГОДЫ
В. В. АЛЬТ, член-корреспондент Россепьхозакадемии, директор СибФТИ
E-mail: valkov@mail.ru
Резюме. Представлены основные аспекты подпрограммы «Аграрное машиностроение» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» на 2009*2012 годы. Приведена оценка развития экономической ситуации отрасли сельскохозяйственного машиностроения в Сибирском федеральном округе, исходя из двух вариантов: умеренно оптимистического инвестиционного и инерционного, учитывающего снижение объема финансирования на 35% в 2009 и 2010 гг. Развитие аграрного машиностроения по первому варианту (умеренно оптимистическому) позволяет выйти на уровень показате-
лей производства АПК Сибири, предусмотренный Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, аграрное машиностроение, АПК Сибири, сельскохозяйственная техника, растениеводство, животноводство, инвестиции.
В соответствии с совместным решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» от 14 июля 2008 г администрации Алтайского края поручено разработать подпрог-