Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА ОЛЕГА ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КУТАФИНА'

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА ОЛЕГА ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КУТАФИНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИК ОЛЕГ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ КУТАФИН / НАСЛЕДИЕ О. Е. КУТАФИНА / КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова О. С.

В статье представлен анализ работ О. Е. Кутафина, посвященных организации воспитательной деятельности, формированию культуры молодого поколения. Руководствуясь собственным опытом работы в вузе, Олег Емельянович Кутафин подчеркивал особую роль образовательных учреждений в организации работы по формированию культуры и мировоззрения молодежи, которая проводилась вузами наряду с партийными и другими общественными институтами. Основная цель воспитательной работы со студенческой молодежью виделась Олегу Емельяновичу в формировании мировоззрения молодого поколения, основанного на традиционных для того периода идеологических ценностях советского общества. В статье представлен анализ работ ученого, посвященных организации воспитательной работы с молодежью, в частности работ «Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза» (1970 г.) и «Постоянные комиссии по делам молодежи советов» (1971 г.), интервью О. Е. Кутафина в научном журнале «Юридический мир» (2006 г.), а также научных публикаций, содержащих воспоминания современников и учеников академика О. Е. Кутафина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FORMATION OF YOUTH CULTURE IN THE LEGACY OF ACADEMICIAN OLEG ELEL’YANOVICH KUTAFIN

The article presents an analysis of the works of Oleg Kutafin, devoted to the organization of educational activities among young people, the formation of the culture of the youth. Guided by his own experience at the university, Oleg Kutafin emphasized the special role of educational institutions in organizing work on the formation of culture and worldview of young people, which was carried out by universities along with party and other public institutions. The main goal of educational work with students was seen by Oleg Yemel’yanovich in the formation of the worldview of the younger generation based on the ideological values of Soviet society traditional for that period. The article presents an analysis of the scientist’s works devoted to the organization of educational work with young people, in particular, the academician’s articles “Forms of educational work with students in the conditions of a correspondence university” (1970) and “Permanent Commissions on Youth affairs of the Soviets” (1971), as well as O. E. Kutafin’s interview in the scientific journal “Legal World” and scientific publications containing memoirs of contemporaries and students of academician O. E. Kutafin are analyzed.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В НАСЛЕДИИ АКАДЕМИКА ОЛЕГА ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КУТАФИНА»

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Ольга Сергеевна РЫБАКОВА,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) orro21@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

О формировании культуры молодежи в наследии академика Олега Емельяновича Кутафина

Аннотация. В статье представлен анализ работ О. Е. Кутафина, посвященных организации воспитательной деятельности, формированию культуры молодого поколения. Руководствуясь собственным опытом работы в вузе, Олег Емельянович Кутафин подчеркивал особую роль образовательных учреждений в организации работы по формированию культуры и мировоззрения молодежи, которая проводилась вузами наряду с партийными и другими общественными институтами. Основная цель воспитательной работы со студенческой молодежью виделась Олегу Емельяновичу в формировании мировоззрения молодого поколения, основанного на традиционных для того периода идеологических ценностях советского общества. В статье представлен анализ работ ученого, посвященных организации воспитательной работы с молодежью, в частности работ «Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза» (1970 г.) и «Постоянные комиссии по делам молодежи советов» (1971 г.), интервью О. Е. Кутафина в научном журнале «Юридический мир» (2006 г.), а также научных публикаций, содержащих воспоминания современников и учеников академика О. Е. Кутафина. Ключевые слова: академик Олег Емельянович Кутафин, наследие О. Е. Кутафина, культура молодежи, молодежная политика, молодежь, советская молодежь, идеологическое воспитание.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.94.6.122-130

OL'GA S. RYBAKOVA,

Cand. Sd. (Law), Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

orro21@yandex.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

About the formation of youth culture in the legacy of Academician Oleg Elel'yanovich Kutafin

© О. С. Рыбакова, 2022

Abstract. The article presents an analysis of the works of Oleg Kutafin, devoted to the organization of educational activities among young people, the formation of the culture of the youth. Guided by his own experience at the university, Oleg Kutafin emphasized the special role of educational institutions in organizing work on the formation of culture and worldview of young people, which was carried out by universities along with party and other public

institutions. The main goal of educational work with students was seen by Oleg Yemel'yanovich in the formation of the worldview of the younger generation based on the ideological values of Soviet society traditional for that period. The article presents an analysis of the scientist's works devoted to the organization of educational work with young people, in particular, the academician's articles "Forms of educational work with students in the conditions of a correspondence university" (1970) and "Permanent Commissions on Youth affairs of the Soviets" (1971), as well as O. E. Kutafin's interview in the scientific journal"Legal World" and scientific publications containing memoirs of contemporaries and students of academician O. E. Kutafin are analyzed. Keywords: academician Oleg Emel'yanovich Kutafin, O. E. Kutafin's legacy, youth culture, political culture, youth policy, youth, Soviet youth, ideological education.

Диапазон творческого наследия академика Олега Емельяновича Кутафина многогранен и необычайно широк. По верному замечанию профессора Валентины Викторовны Комаровой, помимо базовых учебников по конституционному и муниципальному праву, энциклопедического уровня монографических исследований, научное наследие основоположника научной школы российского конституционализма кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) составляют блестящие интервью и статьи Олега Емельяновича по различным вопросам государственной и общественной жизни страны1.

Многогранность личности, высокий творческий потенциал О. Е. Кутафина — мэтра юридической науки проявился в разнообразии направлений его научных трудов, одним из которых является обращение ученого к исследованию вопросов организации воспитательной работы молодежи, формирования культуры молодежи, подготовки ее к участию в государственной и общественной жизни.

Олег Емельянович не только хорошо знал организацию работы с молодежью, но и сам обеспечивал данное направление на высоком уровне сначала в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, а потом во Всесоюзном юридическом заочном институте. Работу с молодежью Олег Емельянович знал изнутри: он сам был в эпицентре этой работы. После окончания юридического факультета МГУ в 1959 г. Олег Емельянович поступает в аспирантуру и одновременно, являясь «признанным лидером студенческой молодежи», активно занимается работой с молодежью — «с 1959 по 1961 год он становится П сначала секретарем бюро ВЛКСМ юридического факультета, затем секретарем Щ ВЛКСМ Московского университета, членом президиума студенческого совета Ищ СССР и членом Комитета молодежных организаций СССР»2. а р

По воспоминаниям Виктора Антоновича Садовничего, нынешнего ректора МГУ имени М. В. Ломоносова, О. Е. Кутафин, будучи первым секретарем Дч

щЕ

1 См.: Кутафин О. Е. Избранные труды. М., 2021. Т. 2 / сост. В. В. Комарова. С. 4.

2 Фадеев В. И. О жизненном пути О. Е. Кутафина // Олег Кутафин. Первый по праву / сост. > щ

И. В. Кравченко, Д. Ю. Мартынкина. М. : Прогресс РК, 2011. С. 17—18. О. е. КУТАФИНА

I А

>

комсомольской организации Московского университета, был «лидером, рассудительным, внимательным, внешне мягким, но одновременно четким человеком, который умел отдавать распоряжения, управлять людьми и событиями. <...> Это сочетание определенной мягкости, рассудительности и организационной четкости отличало его от других»3. «Кутафин был успешным секретарем комитета ВЛКСМ МГУ — мэтром комсомольской работы»4, — отмечает В. А. Садовничий.

Много лет спустя вспоминая о своей комсомольской работе, в одном из интервью на вопрос корреспондента о том, что современным молодежным общественным организациям следовало бы перенять у комсомола, Олег Емельянович скажет, что «громадным недостатком работы с молодежью» является то, «что мы не учим людей организаторской работе, не даем людям организаторские навыки. Чем был ценен комсомол: не тем, что в головы закладывались какие-то понятия, а тем, что большое количество людей получали навыки организаторской работы, навыки умения руководить. И это было очень важно. <...> Лидер рождается не на пустом месте: для того, чтобы стать лидером, нужно пройти очень большую школу, и комсомол давал такую возможность»5. В этом высказывании Олега Емельяновича выражена не только оценка деятельности и роли комсомола, но и личностное осмысление позитивной воспитательной роли Союза молодежи. Более того, отмечено главное — необходимость освоения молодыми людьми организаторских навыков.

Олег Емельянович, несомненно, был лидером, он умел не только организовать работу с молодежью, он мог собственным примером мотивировать, увлечь и повести за собой, он делился харизмой и организаторскими способностями со своими единомышленниками и учениками. «Одна из основных характеристик личности Кутафина — прирожденное лидерство, основательно проявляющееся во всех направлениях его деятельности... явственно ощущались исходившая от него инициатива, сила, уверенность»6, — пишет С. Н. Красавченко.

По воспоминаниям Валерия Дмитриевича Зорькина, председателя Конституционного Суда РФ, который в конце 1950-х — начале 1960-х гг. учился на юридическом факультете МГУ и уже тогда был знаком с Олегом Емельяновичем, «Кутафин, являясь главой комсомольской организации, отличался "организаторской энергией", постоянной жаждой большого дела»7. Это было «время "оттепели", время надежд, время первых порывов интеллектуальной и духовной свободы... время, когда молодежь считалась подлинной надеждой общества. Организация досуга и общения, помощь селу и поэтические вечера, туристические походы и интеллектуальные диспуты — всем этим занималась комсомольская организация МГУ, во главе которой стоял Олег Кутафин»8, — отмечает В. Д. Зорькин.

3 Садовничий В. А. Полвека дружбы // Олег Кутафин. Первый по праву. С. 102.

4 Садовничий В. А. О мягкости, рассудительности и умении управлять // Олег Емельянович Кутафин : книга-альбом / авт.-сост. М. Лукичев. Рыбинск : РМП, 2012. С. 25.

5 Наша задача — поддержать законность в стране: интервью с сопредседателем Ассоциации юристов России, ректором Московской государственной юридической академии О. Е. Кутафиным // Юридический мир. 2006. № 12.

6 Красавченко С. Н. Об Олеге Кутафине (заметки на полях благодарной памяти) // Олег Кутафин. Первый по праву. С. 273.

7 Зорькин В. Д. Доверенный права // Олег Кутафин. Первый по праву. С. 31.

8 Зорькин В. Д. Указ. соч. С. 31.

Руководствуясь собственным опытом работы в вузе, Олег Емельянович Ку-тафин подчеркивал особую роль образовательных учреждений в организации работы по формированию культуры и мировоззрения молодежи, которая проводилась вузами наряду с партийными и другими общественными институтами.

В работе «Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза» О. Е. Кутафин обращает внимание, что именно «у вуза, располагающего квалифицированными, политически высокообразованными кадрами педагогов, преподавателей кафедр общественных дисциплин, порой несравненно больше возможностей для идейно-политического воспитания студентов, изучения их настроений и запросов и своевременного ответа на них»9.

Важнейшую роль в воспитании студентов-заочников, как небезосновательно полагал Олег Емельянович, «играют общественные дисциплины, без которых невозможно по-настоящему глубоко овладеть необходимыми специальными знаниями, сформировать действительно научное мировоззрение»10.

Основная цель воспитательной работы со студенческой молодежью виделась Олегу Емельяновичу в формировании мировоззрения молодого поколения, основанного на традиционных для того периода идеологических ценностях советского общества. «Современный специалист, — писал Олег Емельянович, — не может считаться полноценным, если он не видит ничего дальше своей специальности. Высшая школа стремится к тому, чтобы все ее воспитанники входили в жизнь убежденными марксистами-ленинцами, живо интересующимися судьбой своей страны, знакомыми с законами общественного развития, умеющими пользоваться этими законами и стремящимися быть активными участниками коммунистического строительства»11.

Олег Емельянович отмечает эффективность созданной на базе Всесоюзного юридического заочного института модели системной воспитательной работы со студентами, в которой, наряду с деканом (и общественным деканом), преподавателями — кураторами студенческих групп и преподавателями-предметниками, активное участие принимали сами студенты (студенческий совет, собрания студентов и др.) путем организации общих собраний по анализу успеваемости обучающихся, а также экскурсий, «теоретических конференций», «тематических лекций», «вечеров вопросов и ответов», посвященных важнейшим событиям российской истории, анализу внутренней и внешней политики государства и международной ситуации.

Юрист, по мнению Олега Емельяновича, должен обладать не только профессиональными знаниями, он прежде всего должен быть разносторонне образо-

I А

ванным и развитым человеком, с широким кругозором и высоким уровнем культуры. Именно таким был сам Олег Емельянович. «Желательно, чтобы юрист оставался юристом, чтобы это был образованный человек, хорошо знающий Ищ

т О

--->Р

т

9 Кутафин О. Е. Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. XXII. М., 1970. С. 54. ДЧ

е Е

10 Кутафин О. Е. Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза. С. 49.

11 Кутафин О. Е. Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза. А щ

С. 48. О. Е. КУТАФИНА

>

художественную литературу, умеющий выразить свои мысли, интересующийся политикой. Меня часто спрашивают: почему у вас в учебных планах так много часов отводится истории государства и права России, зарубежной истории, истории политических и правовых учений, логике... Я отвечаю — это все создает культуру»12, — говорит в своем интервью О. Е. Кутафин уже будучи ректором ведущего вуза страны.

Все, кто знал Олега Емельяновича, отмечают высокий уровень его культуры. «Все прекрасно знали Олега Емельяновича как талантливого ученого, блестящего педагога, организатора науки и образования. Он был не только приветливым и добродушным человеком, был еще интереснейшим собеседником, с острым умом, прекрасной эрудицией и энциклопедическими знаниями. Интеллектуалом в собственном смысле этого слова»13, — отмечает Виктор Владимирович Блажеев, нынешний ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Вспоминая годы совместной работы, профессор Владимир Иванович Фадеев пишет: «Олег Емельянович был человеком высокой культуры, большого обаяния, интересным собеседником, обладающим удивительным чувством юмора. Он был разносторонне одарен. Любил историю, живопись, классическую музыку. С отличием окончил музыкальную школу по классу скрипки. Он очень любил Вивальди, в последние годы заново открыл для себя Генделя. Он считал, что если бы люди любили классическую музыку, то они были бы гораздо добрее»14.

Вера в прекрасное, уважение к культурному наследию, разносторонние качества Олега Емельяновича всегда отличали его как творческого человека и одновременно глубокого, рационально мыслящего ученого, оперирующего логическим инструментарием, умеющего последовательно решать научные задачи и добиваться самых высоких результатов.

Умение стратегически, масштабно оценивать происходящие в обществе и государстве события выразилось в умении увидеть наиболее перспективные формы работы с молодежью в сфере воспитания. Будучи доцентом юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Олег Емельянович Кутафин опубликовал работу «Постоянные комиссии по делам молодежи советов» (1971 г.), в которой представил свое понимание деятельности комиссий, в том числе в сфере формирования культуры и воспитания подрастающего поколения.

Следует отметить, что в указанный период молодежь принимала активное участие в общественной и политической жизни государства, что соответствовало императивам того времени, отражало общий процесс обязательного привлечения молодежи к реализации стратегических государственных целей. По информации, приведенной в Большой советской энциклопедии, в 1970 г. в состав Верховного Совета СССР был избран 281 депутат в возрасте до 30 лет, а 10 % всех депутатов

12 Наша задача — поддержать законность в стране: интервью с сопредседателем Ассоциации юристов России, ректором Московской государственной юридической академии О. Е. Кутафиным.

13 Блажеев В. В. Кутафинское чудо // Олег Кутафин. Первый по праву. С. 13.

14 Фадеев В. И. МГУ имени М. В. Ломоносова в жизни академика О. Е. Кутафина // Вестник Московского университета. Серия 11 : Право. 2012. № 3. С. 115.

верховных советов союзных и автономных республик составляла молодежь; более 493 тысяч молодых людей в возрасте до 29 лет вошли в составы местных советов депутатов трудящихся15.

Это свидетельствует о проводимой в стране единой политике привлечения молодежи к участию в общественной жизни и управлении делами государства. Комиссии по делам молодежи создавались как рабочие органы советов на основании рекомендаций ЦК КПСС, выраженных в постановлении «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи»16. В постановлении ставились задачи перед партийными организациями, комсомолом, профсоюзами, государственными и хозяйственными органами, творческими организациями, всей советской общественностью по «формированию всесторонне развитого человека» и «воспитанию молодого поколения». В связи с этим молодежные комиссии начали формироваться при верховных советах и в иных представительных органах — краевых, областных, окружных, городских и районных советах депутатов трудящихся с целью организации воспитательной работы среди молодежи.

В обозначенной выше работе, подробно изучив деятельность комиссий по делам молодежи, Олег Емельянович выделяет их специфическую особенность: «Обозначенные комиссии тесно связаны с молодежной проблематикой — с делами молодежи, ее заботами, интересами и т.д.», что отличало их от других постоянно действующих комиссий представительных органов. В связи с этим предметы ведения данных комиссий ученый подразделяет на три группы: первая — «вопросы образования, профессионального обучения, труда, быта, отдыха и охраны здоровья молодежи, обеспечения ее прав и интересов»; вторая — «вопросы коммунистического воспитания молодежи»; третья — «вопросы, связанные с участием советской молодежи в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве»17.

Исходя из приведенного понимания предметов ведения комиссий, Олег Емельянович обозначал ряд задач, которыми детерминированы направления их деятельности. Прежде всего это различные формы содействия советам и президиумам верховных советов или исполкомам местных советов в решении вопросов воспитания, образования, профессионального обучения, труда, быта, отдыха и охраны здоровья молодежи, обеспечения ее прав и интересов.

Немаловажной задачей, по мнению ученого, выступало осуществление контрольных функций за исполнением соответствующих решений советов (их органов), министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов, предприятий и учреждений в части «правильного решения ими вопросов» в сфере обеспече-

I А

ния интересов молодежи, ее воспитания и образования, труда, быта, отдыха,

m

EH

so

15 Большая советская энциклопедия // URL: https://itexts.net/avtor--bolshaya-sovetskaya- Ар

m

enciklopediya/192890-bolshaya-sovetskaya-enciklopediya-vs-bolshaya-sovetskaya-

J> и

enciklopediya/read/page-11.html (дата обращения: 12.04.2022). ^Ч

mm

16 Постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» // Коммунист. 1968. № 15. С. 11.

17 Кутафин О. Е. Постоянные комиссии по делам молодежи советов // Советское государ- А m

ство и право. 1971. № 4. С. 100. О. Е. КУТАФИНА

>

а также участия в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве.

Еще одна задача комиссий виделась Олегу Емельяновичу в проведении «организаторской работы по привлечению молодежи к осуществлению мероприятий партии, решений советов и других государственных органов, касающихся молодежи, развертывании самодеятельности и инициативы молодежи». На основе анализа практики ученый пришел к выводу, что ведущим направлением в деятельности комиссий являлась «работа, связанная с проверкой деятельности государственных органов (министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов, предприятий, организаций и учреждений) в области воспитания, образования, профессионального обучения, организации труда, отдыха и быта молодежи, обеспечения ее прав и интересов, вовлечения в государственное, хозяйственное и социально-культурное строительство»18, а также разработка рекомендаций по обозначенным вопросам.

В связи с тем, что воспитательная работа среди молодежи организуется повсеместно: «и по месту работы или учебы, и по месту жительства, и по месту проведения молодыми людьми своего досуга», то и проверка этой работы, по справедливому замечанию О. Е. Кутафина, комиссиями должна быть организована «главным образом, по отдельным предприятиям и учреждениям, колхозам и совхозам, учебным заведениям, жэкам, рабочим и студенческим общежитиям, клубам, стадионам и т.д.»19.

Изучив практическую деятельность комиссий по делам молодежи различных уровней, Олег Емельянович, положительно оценивая их работу, отмечал, что их деятельность не ограничивалась контрольными мероприятиями, большое внимание уделялось организаторской работе с молодежью в области воспитания, образования, профессионального обучения, труда, быта, отдыха и охраны здоровья, а также по вовлечению в государственное, хозяйственное и социально-культурное строительство.

Заслуживают внимание Олега Емельяновича такие массово-политические и просветительские мероприятия среди молодежи, как «новые обряды», «дни революционных традиций», «вечера революционной символики», «вечера встречи поколений», «вечера дружбы молодежи», «маевки», «встречи с героями Советского Союза, героями Социалистического Труда, с ветеранами войны и труда, ветеранами партии и комсомола и т.д.»20.

Еще одним положительным шагом в работе комиссий, по мнению Олега Емельяновича, была распространенная практика прикрепления членов комиссий к предприятиям, организациям, учреждениям, учебным заведениям для оказания помощи их руководителям по практической реализации рекомендаций комиссий, решений советов, их исполкомов и вышестоящих органов, касающихся молодежи, а также с целью мобилизации и мотивации общественности, в частности молодежи, на успешную реализацию этих решений.

18 Кутафин О. Е. Постоянные комиссии по делам молодежи советов. С. 101.

19 Кутафин О. Е. Постоянные комиссии по делам молодежи советов. С. 101.

20 Кутафин О. Е. Постоянные комиссии по делам молодежи советов. С. 104.

Отдельным блоком в деятельности комиссий ученый выделял методическую работу с молодыми депутатами путем организации встреч, семинаров, лекций, на которых последние имели возможность обмениваться опытом своей работы и получить консультации от более опытных депутатов.

Многие идеи Олега Емельяновича по организации воспитательной работы с молодежью, формированию культуры и мировоззрения молодого поколения звучат актуально и сегодня. Мы перечитываем его работы, снова и снова анализируем его новаторские подходы и идеи по воспитанию и социализации современной молодежи, по формированию мотивации молодых людей к участию в решении общественных и государственных задач. Олег Емельянович не только позитивно оценивал потенциал молодежи, он создавал условия для реализации этого потенциала на благо общества и государства.

Подводя итог, следует отметить, что системный подход Олега Емельяновича к формированию культуры молодежи и умение видеть главное в сочетании с его талантом и профессионализмом, умением выстраивать межличностные отношения, по существу, сформировали для современников и многочисленных учеников академика О. Е. Кутафина эталон настоящего Учителя и интеллектуального лидера.

Научное наследие Олега Емельяновича составляют сегодня сотни его опубликованных работ — учебников, монографий, статей, интервью. Его идеи живут и находят дальнейшее отражение в работах его учеников и последователей, которые бережно хранят его научное и культурное наследие.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Блажеев В. В. Кутафинское чудо // Олег Кутафин. Первый по праву / сост. И. В. Кравченко, Д. Ю. Мартынкина. — М. : Прогресс РК, 2011. — С. 9—15.

2. Большая советская энциклопедия // URL: https://itexts.net/avtor--bolshaya-sovetskaya-enciklopediya/192890-bolshaya-sovetskaya-enciklopediya-vs-bolshaya-sovetskaya-enciklopediya/read/page-11.html (дата обращения: 12.04.2022).

3. Зорькин В. Д. Доверенный права // Олег Кутафин. Первый по праву / сост. И. В. Кравченко, Д. Ю. Мартынкина. — М. : Прогресс РК, 2011. — С. 31—39.

4. Красавченко С. Н. Об Олеге Кутафине (заметки на полях благодарной памяти) // Олег Кутафин. Первый по праву / сост. И. В. Кравченко, Д. Ю. Мартынкина. — М. : Прогресс РК, 2011. — С. 269—282. П

5. Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. — М. : Проспект, 2016. — 368 с. ИЕ

6. Кутафин О. Е. Постоянные комиссии по делам молодежи советов // Совет- а □ ское государство и право. — 1971. — № 4. — С. 100—104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кутафин О. Е. Формы воспитательной работы со студентами в условиях заоч- Дч ного вуза // Ученые записки ВЮЗИ. — Вып. XXII. — М., 1970. — С. 48—55.

8. Наша задача — поддержать законность в стране: интервью с сопредседа-

Аа

телем Ассоциации юристов России, ректором Московской государственной

О. Е. КУТАФИНА

>

юридической академии О. Е. Кутафиным // Юридический мир. — 2006. —

9. Садовничий В. А. О мягкости, рассудительности и умении управлять // Олег Емельянович Кутафин : книга-альбом / авт.-сост. М. Лукичев. — Рыбинск : РМП, 2012. — 247 с.

10. Садовничий В. А. Полвека дружбы / Олег Кутафин. Первый по праву / сост. И. В. Кравченко, Д. Ю. Мартынкина. — М. : Прогресс РК, 2011. — С. 102—105.

11. Фадеев В. И. МГУ имени М. В. Ломоносова в жизни академика О. Е. Кута-фина // Вестник Московского университета. — Серия 11 : Право. — 2012. — № 3. — С. 112—122.

12. Фадеев В. И. О жизненном пути О. Е. Кутафина / Олег Кутафин. Первый по праву / сост. И. В. Кравченко, Д. Ю. Мартынкина. — М. : Прогресс РК, 2011. — С. 16—30.

№ 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.