Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛА И ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ (1980-2000-Е ГОДЫ)'

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛА И ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ (1980-2000-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖЬ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРГАНЫ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ / KOMSOMOL / YOUTH / STUDIES / AGENCIES FOR YOUTH AFFAIRS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Виктор Викторович

Цель исследования - раскрыть процесс организации и координации научных изысканий по изучению проблем молодежи. В статье показывается роль комсомола и органов по делам молодежи в научном рассмотрении молодежной проблематики, отмечается ее актуализация в условиях системных изменений в стране, обосновывается необходимость научного подхода при формировании основных направлений работы с молодежью. Научная новизна состоит в комплексном анализе научного обеспечения деятельности комсомола и органов по делам молодежи, введении в научный оборот неопубликованных архивных документов. В результате установлено, что социально-экономические, политические, административные факторы оказали ключевое влияние на научное сопровождение направлений работы с молодежью в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ткаченко Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC PROVISION OF ACTIVITY OF KOMSOMOL ORGANIZATIONS AND AGENCIES FOR YOUTH AFFAIRS (THE 1980-2000S)

The paper analyses organization of studies on youth problems in the 1980-2000s. The article reveals the role of Komsomol and agencies for youth affairs in studying youth problems, emphasizes relevance of this research area under the conditions of radical social transformations, justifies necessity of scientific approach to determining the basic trends in youth work. Scientific originality of the study lies in the fact that the author provides a comprehensive analysis of scientific provision of youth work, introduces previously unpublished archival documents into scientific circulation. The findings indicate that in the mentioned period, scientific provision of youth work was largely determined by socio-economic, political, administrative factors.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛА И ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ (1980-2000-Е ГОДЫ)»

гратота Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 2. С. 281-285 | 2021. Volume 14. Issue 2. P. 281-285

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Научное обеспечение деятельности комсомола и органов по делам молодежи (1980-2000-е годы)

Ткаченко В. В.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть процесс организации и координации научных изысканий по изучению проблем молодежи. В статье показывается роль комсомола и органов по делам молодежи в научном рассмотрении молодежной проблематики, отмечается ее актуализация в условиях системных изменений в стране, обосновывается необходимость научного подхода при формировании основных направлений работы с молодежью. Научная новизна состоит в комплексном анализе научного обеспечения деятельности комсомола и органов по делам молодежи, введении в научный оборот неопубликованных архивных документов. В результате установлено, что социально-экономические, политические, административные факторы оказали ключевое влияние на научное сопровождение направлений работы с молодежью в исследуемый период.

Scientific Provision of Activity of Komsomol Organizations and Agencies for Youth Affairs (the 1980-2000s)

Tkachenko V. V.

Abstract. The paper analyses organization of studies on youth problems in the 1980-2000s. The article reveals the role of Komsomol and agencies for youth affairs in studying youth problems, emphasizes relevance of this research area under the conditions of radical social transformations, justifies necessity of scientific approach to determining the basic trends in youth work. Scientific originality of the study lies in the fact that the author provides a comprehensive analysis of scientific provision of youth work, introduces previously unpublished archival documents into scientific circulation. The findings indicate that in the mentioned period, scientific provision of youth work was largely determined by socio-economic, political, administrative factors.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, вызвавшими необходимость исследования проблем молодежи и их решения в новых изменяющихся условиях.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: определить роль комсомола в научном исследовании проблем молодежи; раскрыть сущность научного обеспечения государственной молодежной политики. Исследование основано на общенаучных принципах объективности и историзма и использовании следующих методов исследования: исторического, историко-сравнительного, исто-рико-системного методов.

Теоретической базой исследования послужили научные публикации В. Т. Иванова, Б. К. Лисина [5], Б. А. Ручкина [25], И. М. Ильинского [6], государственные [12; 20-22] и региональные доклады о положении молодежи [1; 10; 13; 19; 23], документальные источники Российского государственного архива социально-политической истории [24], Государственного архива Ивановской области [2].

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты деятельности комсомола и органов по делам молодежи по исследованию проблем молодежи могут быть использованы для совершенствования работы органов по делам молодежи на всех уровнях.

Роль комсомола в научном исследовании проблем молодежи

В целях проведения комплексных научных исследований актуальных проблем воспитания молодежи, оказания научно-методической помощи комитетам комсомола в использовании результатов исследований

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210074

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

в практической деятельности в 1976 г. в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ был создан Научно-исследовательский центр, состоящий из шести отделов и секторов, а также вычислительного центра [5, с. 117-118]. Его структура неоднократно изменялась. С 1986 г. по 1991 г. Научно-исследовательский центр включал в себя 13 отделов и 4 лаборатории [25, с. 22], разработал основные направления научных исследований актуальных проблем коммунистического воспитания молодёжи на 1986-1990 годы, принятые Общественным советом по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания ЦК ВЛКСМ и Академией педагогических наук СССР [Там же, с. 27].

В стране увеличилось количество учреждений различной ведомственной принадлежности, занимающихся исследованием проблем молодежи. В период пятилетних планов развития народного хозяйства СССР с 1976 г. по 1980 г. их было 573, с 1981 г. по 1985 г. - более 900, а с 1986 г. по 1990 г. - более 1000 [6, с. 359]. Коммунистическая партия придавала большое значение воспитательной работе с молодежью. Постановлением ЦК КПСС от 2 июля 1984 г. «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» Академии наук СССР, Академии общественных наук и Институту марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академии педагогических наук СССР, Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ было поручено улучшить научную разработку актуальных проблем коммунистического воспитания молодежи, шире привлекать к этой работе ученых-обществоведов, партийных и комсомольских работников [3, с. 338].

В соответствии с постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ, Президиума Академии наук СССР, Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Президиума Академии педагогических наук СССР от 12 мая 1986 г. № 58/2а дополнительно в число соучредителей Совета по координации научных исследований проблем молодежи были включены Академия наук СССР и Министерство высшего и среднего специального образования СССР, утверждено Положение о Совете по координации научных исследований проблем молодежи, поручено научно-исследовательским институтам и вузам актуализировать тематику исследований проблем молодежи, повысить их научный уровень и практическую значимость.

ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам, обкомам комсомола было поручено добиваться повышения качества прикладных исследований проблем молодежи, активнее использовать выводы и предложения ученых в воспитании молодежи, в совершенствовании стиля и методов комсомольской работы [24, д. 136, л. 73].

Совет по координации научных исследований проблем молодежи из числа своих членов и других представителей формировал секции по основным молодежным проблемам: воспитание рабочей, сельской, студенческой, школьной молодежи, учащихся, пионеров и другие [Там же, л. 76-77]. Отсутствие четкой организационной структуры координации исследований проблемы молодежи в стране в целом и рекомендательный характер решений стали одними из главных причин, повлиявших на эффективность и результативность его работы [6, с. 363-364].

Совет молодых ученых и специалистов ЦК ВЛКСМ, проводивший работу по пропаганде научно-технических знаний, совместно с ведущими учеными подготовил к публикации в центральных, академических и специальных журналах серию материалов о молодой научной и инженерно-технической интеллигенции страны [24, д. 14, л. 37], оказал в 1984 г. помощь в подготовке и проведении Дней советской науки на ВДНХ, осуществил командировки в 29 республиканских, краевых и областных комсомольских организаций [Там же, л. 42].

На заседании Бюро ЦК ВЛКСМ от 10 марта 1990 г. (протокол № 44) отмечалось, что созданные Советы молодых ученых и специалистов в 1970-1987 гг. неоднократно претерпевали частичные изменения, в сущности, оставаясь общественным движением. В последние годы перестройки в стране по инициативе комсомола зародились новые организационно-экономические формирования молодежи (центры научно-технического творчества молодежи, молодежные жилые комплексы, трудовые объединения молодежи и другие). Концепция перестройки Совета молодых ученых и специалистов ставила своей целью достижение объединения различных общественных организаций и государственных органов через сотрудничество и совместную практическую деятельность по сохранению и развитию интеллектуального потенциала, поддержке молодых ученых и специалистов страны [Там же, д. 303, л. 87-88].

Научное обеспечение государственной молодежной политики

Распад СССР, комсомольской и пионерской организаций, изменения в социально-экономической сфере повлияли на становление и развитие государственной молодежной политики в постсоветский период. Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации были предусмотрены научные исследования по проблемам молодежи [18]. В измененных социально-экономических условиях для достижения воспитательных целей необходимо было изменение содержания, методов и форм воспитания детей и молодежи [8, с. 138].

В середине 1990-х годов в Российской Федерации возрождается система научного обеспечения государственной молодежной политики. В субъектах страны имелся высокий научный потенциал, способный осуществлять научное сопровождение региональной молодежной политики. Одной из основных функций в деятельности органа по делам молодежи Приморского края была определена научно-информационная [4, с. 109]. В Нижегородской области научно-методическое обеспечение являлось одним из основных направлений молодежной политики [10, с. 83].

Расширилась практика проведения исследований по молодежной проблематике по заказу органов государственной власти. Результаты научных исследований использовались как источник для подготовки государственных и региональных докладов о положении молодежи [20, с. 151].

За период с 1991 г. по 1996 г. в Костромской области проведен ряд социологических исследований молодежной среды, в их числе: изучение ценностных ориентаций молодежи (1992-1995 гг.); отношение молодежи к наркотикам (1995-1997 гг.); социально-политическое положение молодежи и ее политическая ориентация (1997 г.). Учеными города Костромы, преподавателями КГПУ имени Н. А. Некрасова по заказу Комитета по делам молодежи в 1996 г. была разработана научная концепция деятельности авторских и профильных лагерей Костромской области [19, с. 47]. Региональными органами по делам молодежи проведены социологические исследования: Комитетом по делам молодежи администрации Ивановской области в 1997 г. - «Ценностные ориентации студенческой молодежи в условиях рыночных отношений», «Моральное сознание студентов. Содержательные характеристики. Детерминанты формирования» [2, д. 15, л. 37]; Комитетом по делам молодежи Тверской области в 2002 г. - «Социальное самочувствие молодежи Верхневолжья», «Здоровый образ жизни глазами молодых», «Гражданская активность и политические настроения молодежи» [11, с. 185], Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи - жилищные условия молодых семей [1, с. 12].

В Воронежской области на промышленных предприятиях и учреждениях (Воронежский механический завод, НПО «Энергия», Воронежский НИИ связи) были созданы Советы молодых ученых и специалистов [23, с. 104].

Результаты научных исследований использовались рядом региональных органов по делам молодежи для формирования, реализации и контроля за эффективностью выполнения мероприятий молодежной политики. В Калининградской области на выбор основных направлений работы с молодежью в 2000-е годы повлияли результаты анализа молодежной среды региона, данные социологических исследований, изучение опыта реализации молодежной политики в предыдущие годы [9, с. 23]. С 1998 г. во Владимирской области проводилось исследование «Молодежь Владимирской области: портрет поколения», по итогам которого принималось решение о необходимости изменения основных направлений и приоритетов реализации молодежной политики в области, а также внесения изменений и дополнений в действующие областные нормативные правовые акты [11, с. 22].

В федеральном бюджете на научное обеспечение основных направлений и мероприятий государственной молодежной политики были предусмотрены средства в рамках: федеральной программы «Молодежь России» - 3,6% [14]; Федеральной целевой программы «Молодежь России (1998-2000 годы)» - 2,8% [15]; Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» - 0,9% [16].

Кроме того, федеральными программами было предусмотрено проведение всероссийских и межрегиональных научно-практических конференций, семинаров по вопросам социальной работы с различными категориями молодежи, социализации молодежи и ее адаптации в непростых жизненных условиях, взаимодействия органов государственной власти, а также издание научной литературы [12, с. 177].

В рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» оказана поддержка более 20 всероссийским и межрегиональным научно-практическим конференциям, проводились исследования научными учреждениями (центрами) и высшими учебными заведениями в целях подготовки государственных докладов о молодежи [17, с. 34-35]. Научно-практические конференции проводились не только на федеральном, но и региональном уровне. Комитет Ставропольского края по делам молодежи на протяжении многих лет активно участвовал в подготовке и проведении научно-практической конференции «Шаг в будущее», в которой принимали участие сотни учащихся из городов юга страны, межрегиональной студенческой научной конференции в рамках фестиваля художественного творчества «Студенческая весна Ставрополья» [13, с. 93]. В городах и районах Московской области в 2002 г. проведены серии научно-практических конференций «Правовые аспекты регулирования молодежной политики» [11, с. 133].

В начале 2000-х годов Минобразования России был создан Совет по координации научных исследований. В 2001 г. по результатам конкурса тем научных исследований направлений государственной молодежной политики были рекомендованы к присвоению грантов 15 социологических исследований и 4 научных доклада [7, с. 6].

Вместе с тем, как отмечается в государственных докладах в конце 1990-х - начале 2000-х годов, в стране не была выстроена система подготовки научных кадров по исследованию молодежной проблематики [22, с. 130], отсутствовал комплексный подход в научно-исследовательских работах [21, с. 190].

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В советский период происходит становление изучения молодежной проблематики, создаются учреждения, научно-консультативные органы, осуществляющие научное исследование проблем комсомола и молодежи.

В условиях политических и социально-экономических преобразований в стране в 1990-е годы актуальность исследования проблем молодежи не теряет своего значения. Проблематика исследований сориентирована на изучение актуальных проблем молодежи в новых условиях.

Причинами, повлиявшими на эффективность научно-исследовательской деятельности как комсомола, так и органов по делам молодежи, стали отсутствие четкой организационной системообразующей структуры по координации исследований проблем молодежи на государственном уровне, научно-методической помощи комитетам комсомола и органам по делам молодежи в использовании результатов исследований в практической деятельности, качество проводимых исследований, политические и социально-экономические изменения, произошедшие в стране.

Перспективы исследования проблемы мы видим в более детальном изучении взаимодействия комсомола, органов по делам молодежи с учреждениями, проводившими научные исследования.

Список источников

1. Государственная молодежная политика в Республике Мордовия. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. 24 с.

2. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф. Р-2346. Оп. 1.

3. Документы КПСС о Ленинском комсомоле и пионерии / сост. В. К. Криворученко, Н. В. Трущенко. М.: Молодая гвардия, 1987. 384 с.

4. Залунин В. И., Фролова М. И. Формирование региональной молодежной политики в переходном обществе (на материалах Приморского края): монография. Владивосток: ДВГТУ, 2007. 214 с.

5. Иванов В. Т., Лисин Б. К. Кадры и актив ВЛКСМ. Вопросы формирования и воспитания. М.: Молодая гвардия, 1980. 159 с.

6. Ильинский И. М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 560 с.

7. Информация об итогах реализации государственной молодежной политики в 2001 году и перспективах на 2002 год. М.: ИПК МГУП, 2002. 36 с.

8. Кудинов В. А. Детское и молодежное движение в России в ХХ веке: монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. 145 с.

9. Кузмичев К. С. Реализация молодежной политики в Калининградской области // Права молодежи и молодежная политика в Калининградской области / отв. ред. А. В. Косс. Калининград: КГУ, 2002. С. 20-40.

10. Молодежная политика в Нижегородской области: информационный бюллетень. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. 110 с.

11. Молодежная политика в Центральном федеральном округе: программы деятельности. Ярославль, 2003. 230 с.

12. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М.: Социум, 2000. 200 с.

13. Молодежь Ставрополья. Реализация государственной молодежной политики в Ставропольском крае. 2006 год. Ставрополь: Бюро новостей, 2007. 180 с.

14. О Федеральной программе «Молодежь России»: Указ Президента РФ № 1922 от 15 сентября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 1994. № 22. Ст. 2459.

15. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (1998-2000 годы)»: Постановление Правительства РФ № 746 от 18 июня 1997 г. (с изм. от 30.12.2000) // СЗРФ. 1997. № 26. Ст. 3050.

16. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»: Постановление Правительства РФ от № 1015 от 27 декабря 2000 г. (ред. от 26.09.2004) // СЗРФ. 2001. № 2. Ст. 172.

17. Об основных итогах реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». М., 2005. 40 с.

18. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 5090-1 от 3 июня 1993 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст. 903.

19. Положение молодежи в Костромской области и государственная молодежная политика (1996-1997 гг.): доклад. Кострома, 1997. 58 с.

20. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: государственный доклад. М.: Социум, 1998. 164 с.

21. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы. М.: Социум, 2002. 303 с.

22. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М.: Логос, 2003. 144 с.

23. Реализация государственной молодежной политики на территории Воронежской области. Опыт. Проблемы. Перспективы (2002 год): анализ // Вестник молодежной политики. 2003. № 3-4. С. 100-116.

24. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 135.

25. Ручкин Б. А. Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ - Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ - Институт молодёжи - Московская гуманитарно-социальная академия - Московский гуманитарный университет: в хронике дат и событий. 1944-2009 годы. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 88 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Ткаченко Виктор Викторович1, к. ист. н., доц. 1 Департамент спорта города Москвы

EN

Tkachenko Victor Viktorovich1, PhD

1 Department of Sport of the City of Moscow

1 tkachenko_v_530@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.12.2020; опубликовано (published): 15.03.2021.

Ключевые слова (keywords): комсомол; молодежь; научные исследования; органы по делам молодежи; Komsomol; youth; studies; agencies for youth affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.