Красильникова Е.В.
Кандидат филологических наук, доцент. Заведующий кафедрой гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия».
Кузнецова С.Н.
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и технологий переработки льна ФГБОУ ВО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия».
О формировании крестьянских ценностей и технологий в современном аграрном образовании
Введение в проблему. В условиях современного мирового кризиса, перестройки прежнего миропорядка, сопровождающегося острой фазой столкновения России с «коллективным Западом», сохранение и выживание нашей страны зависит от наличия сильной идеологии и жизнеспособных ценностей, на которые она будет опираться в новых условиях. Главным транслятором ценностей была и остается система образования, формирующая сознание молодых людей, будущих граждан России [6]. История российского государства подтверждает его становление и развитие преимущественно как аграрной страны, в которой центральное место принадлежало крестьянскому миру. Актуальность проблемы заключается в важности исследования ценностей крестьянского мира, их трансформации в условиях современной России, необходимости их учета в сохранении национальной идентичности и становлении новой идеологической и духовной платформы российского общества, ответственность за которую несет, прежде всего, система отечественного образования.
Цель работы - выявление педагогических технологий, актуальных для реконструкции ценностей крестьянского мира, включая его духовные традиции и производственные технологии, в образовательном пространстве современного аграрного вуза.
Краткий обзор исследований. Одной из приоритетных проблем, обсуждаемых современным научно-педагогическим сообществом, является проблема сохранения традиционных духовных ценностей, определяющих уникальное лицо российского государства-цивилизации [9]. В качестве первоочередной перед системой образования поставлена задача формирования у молодежи общероссийской гражданской идентичности [1]. В преподавательской среде активно об-
№
суждаются традиционные и инновационные педагогические технологии, способствующие решению этой задачи [10]. Важное значение ученые придают выбору материала, позволяющего проанализировать базовые ценности, раскрывающие образ русского мира, важной составляющей которой выступает крестьянский мир.
Понятие «крестьянский мир» достаточно активно используется в гуманитарном знании [4,8]. Как правило, его относят к разряду многозначных понятий, способных отражать различные аспекты жизнедеятельности социальной группы людей, занимающихся сельским хозяйством. Чаще всего данным понятием ученые описывают общинное устройство, характерную для средневековой России форму экономической и социальной организации общества. Вместе с тем, активное присутствие понятия «крестьянский мир» в гуманитарном знании определила не столько его социальная дефиниция, сколько духовно-нравственное содержание, способное выводить это понятие за пределы непривилегированного сословия, каким было крестьянство. Крестьянский мир рассматривается как культурный код, содержащий традиционные ценности, неизменные, устойчивые нормы и принципы, свойственные российской культуре. Это особый миропорядок, исторически сложившееся зеркало, с помощью которого мы, россияне, способны идентифицировать себя [2].
Историческая заслуга крестьянского мира заключается, прежде всего, в наработке традиционных ценностей, определивших жизнеспособность российской цивилизации. В числе ведущих ученые называют почитание земли, гармонию с природой, семейственность, хозяйственность, консервативность, коллективизм, жизнестойкость. Примечательно, что многие традиционные ценности, сформированные крестьянским миром, легли в основу мировоззренческих констант (мировоззренческого образа России), предложенных в рамках проекта «ДНК России»: единство-многообразие, согласие-сотрудничество, сила-ответственность, любовь-доверие, созидание-развитие.
Методы (методики). Материалом статьи послужил совместный научный и педагогический опыт преподавателей кафедры гуманитарных наук и кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской государственной сельскохозяйственной академии. В данной работе преподаватели-гуманитарии обратились к теоретическому осмыслению понятий: «крестьянский мир», «традиционные ценности». Преподаватели кафедры растениеводства и технологий переработки льна дополнили теорию исследованием возможностей внедрения ценностей и традиций крестьянского мира в агрономическую практику студентов технологического факультета. В ходе рабо-
ты авторами были представлены первичные результаты, необходимые для профессионального развития будущих специалистов АПК.
Материалом исследования послужила организация и проведение на базе Тверской ГСХА учебно-исследовательского проекта «Ценности крестьянского мира». Результаты исследования были апробированы в рамках научно-студенческой конференции «Лики культуры: единство в многообразии» (март, 2023 г.), в которой в онлайн-режи-ме приняли участие преподаватели и студенты академии.
Методы исследования определены заявленной темой. Так, в рассмотрении категории ценности крестьянского мира были задействованы общенаучные методы гуманитарных наук (сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный), включая культурологический метод погружения в пространство культуры и обнаружения дополнительных смыслов. В учебно-исследовательском проекте был использован метод реконструкции традиционных аграрных технологий по выращиванию овощных культур.
Результаты исследования и их обсуждение. Предметом исследования явились традиционные ценности крестьянского мира и эффективные педагогические технологии их формирования в сознании учащихся и в практической подготовке будущих аграриев.
Реконструкция образа крестьянского мира с его традиционными ценностями в системе образования предполагает не только изложение информации. Очень важно уметь актуализировать эти ценности в сознании молодежи. Педагогические трудности здесь неизбежны. Начнем с того, что само слово «традиционный» вызывает сопротивление в студенческой среде, ассоциирующей его со словом «архаичный», неприемлемым для инновационного общества. Полагаем, что изменить отношение к традиции может только изменение понимания самой инновации как явления, уже «втянутого в традицию, адаптированного ею, функционирующего в ее составе» [11, с. 8]. С диалектической точки зрения традиция есть то же развитие, поэтому, говоря словами Бертольда Брехта, консервируя традиции, не развивая их, мы предаем предков, стремившихся максимально развить национальное искусство.
Авторы работы полагают, что понятие традиционных ценностей в современном образовании должно рассматриваться как:
- оборотная сторона инновационных ценностей;
- слагаемое современной культуры, способное характеризовать особенности современного российского общества;
- важный механизм, сохраняющий и транслирующий ценности, определяющие мировоззренческий образ России.
Практика работы со студенческой аудиторией показывает, что
разговор с молодежью о традиционных ценностях, пожалуй, остается одним из самых трудных. За последнее время были не только утрачены уникальные ценности, свойственные нашей традиционной культуре, но и исказилось само понятие «ценность», которую общество подменило понятием «потребность». Поэтому изучение традиционных ценностей следует начинать с определения самого понятия «ценность». Необходимо подвести учащихся к осмыслению ее как универсальной (любое значимое явление) и одновременно уникальной категории, свойственной отдельному народу, как некой сформировавшейся данности, спрессованном веками поведенческом архетипе, который нельзя отменить. А потому забывание ключевых ценностей народа означает отказ от собственной природы, пребывание в так называемом «ценностном вакууме», в котором Россия существовала последние тридцать лет. Нового набора ценностей мы не обрели, а прежний во многом утратили [3].
Классические педагогические технологии реконструкции традиционных ценностей в сознании студентов включают подбор информации, передачу ее с последующим обсуждением. Эти педагогические методы уже достаточно хорошо апробированы в ходе преподавания «История России» и введенного в учебный план с нового учебного года курса «Основы российской государственности», стратегической задачей которого заявлено создание образа России как самобытного и сильного государства-цивилизации. Авторы статьи полагают, что успешное освоение традиционных ценностей определяет не только знание о них, но и формирование отношения к ним, «переживания» этих ценностей.
Опыт работы преподавателей кафедры гуманитарных и кафедры растениеводства и технологий переработки льна Тверской государственной сельскохозяйственной академии показал, что одной из таких эффективных педагогических технологий заявила о себе проектная деятельность, формирующая научно-исследовательские, творческие, коммуникативные навыки студентов [7]. В текущем учебном году для студентов-аграриев был предложен проект «Ценности крестьянского мира», включающий теоретическую и практическую составляющие.
Студентам были предложены темы, связанные с исследованием-реконструкцией истории крестьянского мира и его ценностей:
- эволюция крестьянского мира: от крестьянской общины к фермерскому хозяйству;
- к истокам крестьянского мира (зарождение и формирование крестьянства);
- крестьянство как сословие и как явление русской культуры;
- языческие ценности крестьянского мира;
- земледельческие ценности крестьянства;
- крестьянство и христианство;
- нравственные ценности деревенского мира;
- честь и достоинство в системе ценностей крестьянского мира;
- взаимопомощь и побратимство в крестьянской среде;
- репутация в понимании русского крестьянина.
Список работ пополнили также научные темы, связанные с исследованием традиционных технологий ведения аграрного хозяйства:
- способы предпосевной подготовки посевного материала;
- предпосадочная обработка культурных растений;
- забытые технологии выращивания сельскохозяйственных культур;
- применение традиционных технологий в АПК.
Опыт преподавательской работы подтверждает, что теоретическое освоение темы станет успешным, если будет подтверждено практикой. Ценности крестьянского мира - это результат земледельческого труда крестьян, организации их повседневной и семейной жизни. Представляется, что формирование традиционных ценностей у студентов необходимо сопровождать реконструкцией отдельных традиционных технологий проведения аграрных работ.
Студентам академии было предложено апробировать на практике некоторые народные традиции, продолжающиеся использоваться современными аграрными хозяйствами в процессе предпосевной подготовки семян различных семейств. Опыты были проведены в Тверской области на базе крестьянско-фермерских хозяйств, на частных дачных участках.
Одним из таких народных методов является обработка семян свеклы столовой и других культур перед посевом раствором питьевой соды (концентрация до 1,0%). Студентам было предложено повторить этот прием в лабораторных условиях Тверской ГСХА. Для эксперимента использовались семена свеклы столовой (лат. Бе1а уц^апз) сортов Бордо 237, Мона, Пабло Б1 (растения разных сроков созревания). Учащиеся технологического факультета на практике убедились, что подобная традиционная технология обработки овощных семян гарантирует повышение урожайность в среднем до 20-30%.
Исконно традиционным методом подготовки семян перед посевом стало замачивание семян сельскохозяйственных культур в процеженном растворе древесной золы или в наполовину разбавленном водой экстракте сока алоэ. Такой способ позволяет получить устойчивые к болезням проростки культурных растений. Студенты академии повторили этот опыт в ходе преддипломной практики на базе Тверской ГСХА. Результаты опыта доказали возможность повыше-
ния устойчивости сеянцев свеклы столовой (лат. Beta vulgáris) сорта Мона к такой распространённой болезни проростков свеклы, как Корнеед свёклы (чёрная ножка свёклы) [5]. Данный способ предпосевной обработки семян показал высокую эффективность - все сеянцы остались здоровыми.
Многие владельцы частных хозяйств-огородов практикуют традиционный метод предварительного проращивания семян моркови посевной (лат. Carota sativa): намоченные семена моркови неплотно заворачивают в тканевый мешочек и закапывают в открытый грунт на глубину 20-25 см; через 12-14 дней мешочек выкапывают, вынимают семена. Повторив этот метод в ходе преддипломной практики, студенты академии убедились в том, что данный метод позволяет получить максимально возможную всхожесть у моркови.
К традиционным технологиям подготовки семян к посеву относится и прогревание посевного материала на солнце. Практикой доказано, что при солнечном обогреве результат дают оба физических фактора - и температурный, и световой. Особенно актуален такой метод для предпосевной подготовки семян растений семейства тыквенные - огурцов, тыквы, кабачка, патиссонов и дыни. Студентам было предложено проверить на практике данный способ предпосевной подготовки семян на примере семян огурцов (лат. Cucumis sativus) Герман F1 (ранний партенокарпический гибрид для теплиц и открытого грунта). Результат эксперимента - всходы появились на 3-5 дней раньше, чем на контрольном варианте.
Привлечение народных технологий проведения сельскохозяйственных работ в учебную практику студентов Тверской ГСХА подтвердил не только заинтересованность учащихся в традиционном опыте наших предков, но и эффективность профессиональной подготовки будущих аграриев, способных соединять традиции и инновации в современной аграрном труде.
Выводы и заключение. Таким образом, в условиях глобализации и мирового кризиса сохранение своей идентичности, предполагающей реконструкцию и сохранение традиционных ценностей, остается одной из стратегических целей образования. Ключевые ценности отечественной культуры, сформированные крестьянским миром, впоследствии стали актуальными для российского общества в целом. Возвращение традиционных ценностей российской культуры, включая традиционные технологии ведения аграрного хозяйства, и закрепление их в сознании молодежи, в частности будущих аграриев - процесс, результаты которого могут проявиться не скоро. Но начинать его необходимо сейчас, подключив к нему не только преподавателей, работа-
ющих в аграрных вузах, но и весь педагогический коллектив страны, отвечающий за личностную и гражданскую зрелость нашей молодежи.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», 2022. 9 ноября. // URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
2. Багдасарян В.Э., Сильвестр (Лукашенко), архимандрит. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения / Науч. ред. Ю.Ю. Иерусалимский. Ярославль, 2022. 248 с.
3. Власов П. В плену у Мамоны // Культура. 28 сентября 2023 года. № 9. С. 2.
4. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Мол. гвардия, 1991. 446 с.
5 Корнеед свёклы (чёрная ножка) - болезни растений. // URL: https://agroex.ru/harms/ bolezni/korneed_svekly/ (Дата обращения: 19.01.2024).
6. Кочетков М.В. Развитие творчески-инновационной образовательной среды и грядущая парадигма образования // Alma mater. 2014. № 12. С. 23-31.
7. Красильникова Е.В., Кузнецова С.Н. О формировании национальной идентичности в системе современного аграрного образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 123-127 // URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39508 (Дата обращения: 10.01.2024).
8. Крестьянский мир: сб. статей и рассказов / сост. М.Ф. Рыжанков, О.В. Рыжанкова, И.М. Рыжанков; под ред. Г.М. Лыча. - Минск: БГАТУ, 2009. 248 с.
9. Сладкова О.Б. Кризис идентичности в современном российском обществе // Обсерватория культуры. 2008. № 3. С. 8-14.
10. Склярова Н.Ю. Государственная ценностная политика в системе образования // Народное образование/Pablic education. 2023. № 4. С. 11-21.
11. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. - Л.: Изд-во «Наука», 1986. 304 с.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 № 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values," 2022. November 9. // URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
2. Bagdasaryan V.E., Sylvester (Lukashenko), archimandrite. Traditional values: strategy for civilizational revival / Scientific. ed. Yu.Yu. Jerusalem. Yaroslavl, 2022. 248 p.
3. Vlasov P. Captured by Mammon // Culture. September 28, 2023. № 9. P. 2.
4. Gromyko M.M. The world of the Russian village. - M.: Mol. Guard, 1991. 446 p.
5 Beet root beetle (black leg) is a plant disease. // URL: https://agroex.ru/harms/bolezni/ko-rneed_svekly/ (01.19.2024).
6. Kochetkov M.V. Development of a creative and innovative educational environment and the future paradigm of education // Alma mater. 2014. № 12. P. 23-31.
7. Krasilnikova E.V., Kuznetsova S.N. On the formation of national identity in the system of modern agricultural education // Modern science-intensive technologies. 2023. № 1. P. 123-127 // URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39508 (01.10.2024).
8. Peasant world: collection. articles and stories / comp. M.F. Ryzhankov, O.V. Ryzhankova, I.M. Ryzhankov; edited by G.M. Lycha. - Minsk: BGATU, 2009. 248 p.
9. Sladkova O.B. Identity crisis in modern Russian society // Observatory of Culture. 2008. № 3. P. 8-14.
10. Sklyarova N.Yu. State value policy in the education system // Public education/Public education. 2023. № 4. P. 11-21.
11. Chistov K.V. Folk traditions and folklore: essays on theory. - L.: Publishing house "Nau-ka", 1986. 304 p.