Научная статья на тему 'К СТОЛЕТИЮ ВЫСШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ'

К СТОЛЕТИЮ ВЫСШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / АГРАРНАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРАРНАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стасюкевич Светлана Михайловна

Статья посвящена истории Дальневосточного государственного аграрного университета. Становление и развитие Дальневосточного ГАУ рассматривается в контексте исторического процесса аграрной колонизации дальневосточной окраины. Показано, что открытию в 1950 году Благовещенского сельскохозяйственного института, преобразованного в 1993 году в Дальневосточный государственный аграрный университет, предшествовали целенаправленная деятельность как дореволюционной, так и советской прогрессивной общественности, и государства по организации научного исследования природно-климатических условий Дальнего Востока, адаптации аграрных технологий к этим условиям, распространению научных рекомендаций по ведению хозяйства в крестьянской среде. Первый опыт организации высшего образования по сельскохозяйственным специальностям пришелся на Дальнем Востоке на 1920-е и начало 1930-х годов. Автор статьи подробно раскрывает основные этапы развития Дальневосточного ГАУ и направления его деятельности, традиции, сформировавшиеся более чем за 70 лет истории вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION IN THE FAR EAST CENTENARY

The paper is devoted to the history of the Far Eastern State Agrarian University. The formation and development of the Far Eastern State Agrarian University is considered in the context of the historical process of agrarian colonization of the Far Eastern outskirts. It is shown that the opening of the Blagoveshchensk Agricultural Institute in 1950, which was transformed into the Far Eastern State Agrarian University in 1993, was preceded by the purposeful activities of both the pre-revolutionary and Soviet progressive public and the state to organize scientific research on the natural and climatic conditions of the Far East, adapt agricultural technologies to these conditions, the dissemination of scientific recommendations on farming in the peasant environment. The first experience of organizing higher education in agricultural specialties occurred in the Far East in the 1920s and early 1930s. The author of the study reveals in detail the main stages in the development of the Far Eastern State Agrarian University and the direction of its activities, the traditions that have been formed over more than 70 years of the history of the university.

Текст научной работы на тему «К СТОЛЕТИЮ ВЫСШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

Научная статья / Research Article УДК 378 (57)

DOI: 10.36718/2500-1825-2022-3-229-242 Светлана Михайловна Стасюкевич

Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия

К СТОЛЕТИЮ ВЫСШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Статья посвящена истории Дальневосточного государственного аграрного университета. Становление и развитие Дальневосточного ГАУ рассматривается в контексте исторического процесса аграрной колонизации дальневосточной окраины. Показано, что открытию в 1950 году Благовещенского сельскохозяйственного института, преобразованного в 1993 году в Дальневосточный государственный аграрный университет, предшествовали целенаправленная деятельность как дореволюционной, так и советской прогрессивной общественности, и государства по организации научного исследования природно-климатических условий Дальнего Востока, адаптации аграрных технологий к этим условиям, распространению научных рекомендаций по ведению хозяйства в крестьянской среде. Первый опыт организации высшего образования по сельскохозяйственным специальностям пришелся на Дальнем Востоке на 1920-е и начало 1930-х годов. Автор статьи подробно раскрывает основные этапы развития Дальневосточного ГАУ и направления его деятельности, традиции, сформировавшиеся более чем за 70 лет истории вуза.

Ключевые слова: Дальний Восток, Дальневосточный государственный аграрный университет, аграрная колонизация, аграрное образование, аграрная наука

Для цитирования: Стасюкевич С.М. К столетию высшего сельскохозяйственного образования на Дальнем Востоке // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 229-242. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-229-242.

Svetlana Mikhailovna Stasyukevich

Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia [email protected]

ON THE HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION IN THE FAR EAST CENTENARY

The paper is devoted to the history of the Far Eastern State Agrarian University. The formation and development of the Far Eastern State Agrarian University is considered in the context of the historical process of agrarian colonization of the Far Eastern outskirts. It is shown that the opening of the Blagoveshchensk Agricultural Institute in 1950, which was transformed into the Far Eastern State Agrarian University in 1993, was preceded by the purposeful activities of both the pre-revolutionary and Soviet progressive public and the state to organize scientific research on the natural and climatic conditions of the Far East, adapt agricultural technologies to these conditions, the dis-

© Стасюкевич С.М., 2022

Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 229-242. Socio-economic and humanitarian journal. 2022;(з):229-242.

semination of scientific recommendations on farming in the peasant environment. The first experience of organizing higher education in agricultural specialties occurred in the Far East in the 1920s and early 1930s. The author of the study reveals in detail the main stages in the development of the Far Eastern State Agrarian University and the direction of its activities, the traditions that have been formed over more than 70 years of the history of the university.

Keywords: Far East, Far Eastern State Agrarian University, agricultural colonization, agricultural education, agricultural science

For citation: Stasyukevich S.M. On the higher agricultural education in the Far East centenary // Socio-economic and humanitarian journal. 2022. № 3. S. 229-242. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-229-242.

В 2022 году исполняется 100 лет высшему сельскохозяйственному образованию на Дальнем Востоке: в 1922 г. в Читинском институте народного образования был открыт агрономический факультет. Этому событию предшествовала более чем полувековая история крестьянской колонизации региона, показавшая, что аграрные технологии, эффективные в Европейской России, не работают в условиях Дальнего Востока. Организованное переселение крестьян на Дальний Восток началось в 1860-х гг. Первые десятилетия ведение сельского хозяйства основывалось исключительно на опыте и смекалке переселенцев, агрономическую помощь в этот период деревне должна была оказывать полиция, очевидно, не обладавшая необходимыми компетенциями и временем. Только в 1884 году на Дальнем Востоке появились первые государственные агрономы, с 1885 г. стали создаваться опытные станции, к 1915 году по всем губерниям Дальнего Востока их насчитывалось 17, в том числе 9 опытных станций в Амурской губернии. Деятельность государственной агрономической службы преимущественно была направлена на изучение и описание почвенно-климатических условий края, закладку первых полевых опытов, нежели на агрономическое просвещение крестьянства [3, 14].

Каналами проникновения научного подхода к ведению сельского хозяйства в крестьянскую среду становились сельские и церковноприходские школы, где было организовано преподавание элементарных аграрных знаний, и сельскохозяйственные кружки и курсы, организуемые при поддержке государства [9, 10].

С 1898 года энтузиасты аграрной науки, частные лица и государственные чиновники на Дальнем Востоке стали объединяться в сельскохозяйственные общества, основной задачей которых являлось содействие распространению сельскохозяйственных знаний [14].

В период 1910-1920-х годов стал расти интерес крестьянства к опыту ведения сельского хозяйства соседнего Китая, так как традиционные

азиатские культуры - соя и рис, в отличие от традиционных русских зерновых культур, обладали устойчивыми урожаями в дальневосточном климате и пользовались повышенным спросом на рынке. Крестьяне-старожилы начали возделывать азиатские культуры, в частности сою, еще в конце XIX века [11]. В 1915 г. по инициативе и на средства амурских судовладельцев и торгового дома «Алексеев и сыновья» Амурская агрономическая организация провела первые опытные посевы желтой сои, в которых приняли участие 425 крестьянских хозяйств. Результаты этого эксперимента не вдохновили агрономов, но вызвали живейший интерес амурских крестьян, принимавших в них участие и предлагавших повторить опыты и в 1916 г. [8, 13].

Однако этих разрозненных усилий было недостаточно, чтобы охватить все дальневосточное крестьянство и передовые для того времени аграрные технологии, такие, как многопольный севооборот, внесение органических удобрений, предпосевная обработка семян формалином, не имели на Дальнем Востоке широкого распространения и нередко встречались деревней с недоверием. В такой ситуации обучение специалистов высшей квалификации, подготовленных для работы в условиях Дальнего Востока, являлось важной задачей, без решения которой развивать сельское хозяйство региона было сложно.

Впервые вопрос о создании сети сельскохозяйственных учебных заведений на Дальнем Востоке был поставлен в 1916 году энтузиастами, входившими в различные сельскохозяйственные общества. Как отмечалось выше, агрономический факультет начал работу в Читинском институте народного образования в августе 1922 года (Чита в это время -столица Дальневосточной республики, в которую входила основная часть Приамурья и Приморья.) В 1923 г. после слияния Читинского университета с Государственным Дальневосточным университетом агрономический факультет был передислоцирован во Владивосток. На факультете в 1923/1924 учебном году работали 11 научных работников (3 профессора и 8 преподавателей первой категории), обучалось 224 студента (18,7 % от всего контингента студентов ГДУ). Всего на агрономическом факультете ГДУ в 1920-х гг. получили образование 1429 человек. Факультет располагал 20 специализированными лабораториями и кабинетами, в том числе дендрологии, лесной таксации, охотоведения, физиологии растений, Майхинским учебным лесничеством площадью 55 тыс. дес., опытной станцией в 606 дес., включавших пахотную землю, луга, леса, усадьбу, огород, пасеку, парк-заповедник.

На агрономическом факультете ГДУ в 1920-х гг. велись научные исследования, направленные на решение задач, диктуемых потребностями развития промышленного и сельскохозяйственного производства Приморья. Начиная с 1925 г., в лабораториях органической технологии под руководством профессора Е.И. Любарского, товароведения (руководитель - профессор Л.И. Иольсон), общей и физической химии (руководи-

тель - профессор Б.П. Пентегов) велись работы по изучению масличных растений (сои и периллы) и свойств получаемых растительных масел, что позволило заложить научное обоснование развития в крае культурных масличных растений [7].

На рубеже 1920-1930-х гг. ГДУ был подвергнут реорганизации, в процессе которой в самостоятельное учебное заведение был выделен Тихоокеанский институт социалистического сельского хозяйства (ТИССХ),

и /• и

имевший 6 отделений: зерновое, рисовое, масличное, крупного рогатого скота, мелиоративное, организации территорий. Институт располагался во Владивостоке и на 1 октября 1930 года в нем обучались 331 студент. Серьезным препятствием в становлении нового дальневосточного вуза оказались кадровые и ресурсные проблемы: 75 % преподавателей являлись внешними совместителями, комплектация необходимым оборудованием не превышала 50 %. Владивостокский период истории ТИССХа оказался непродолжительным, в 1932 году институт был передислоцирован в г. Благовещенск, как центр наиболее важного в сельскохозяйственном отношении региона Дальнего Востока. Но и на новом месте сохранились все кадровые и материальные проблемы, в связи с этим в 1934 г. в рамках всесоюзного процесса ликвидации маломощных институтов ТИССХ был реорганизован в Дальневосточный сельскохозяйственный техникум. Помимо ТИССХа, высшее сельскохозяйственное образование на Дальнем Востоке можно было получить на агрономическом отделении Благовещенского агропединститута, созданного в 1930 году. Но в 1932 году и это отделение было преобразовано в биологическое [3, 7].

Несмотря на краткость первой попытки создания сельскохозяйственного высшего учебного заведения на Дальнем Востоке, именно в это время были заложены научные и кадровые основы будущей дальневосточной высшей школы. Среди тех, кто получил образование в ТИССХе и внес значительный вклад в становление научных и учебных сельскохозяйственных учреждений, К.К. Малыш, заслуженный агроном РСФСР, который занимался селекцией сои на Приморской и Амурской опытных станциях, во ВНИИ сои, вывел и районировал более 15 сортов сои; Б.А. Неунылов, доктор сельскохозяйственных наук, академик

ВАСХНИЛ (РАСХН), член-корреспондент АН СССР (РАН), первый заместитель председателя ДВНЦ АН СССР в 1970-х годах. В 1932 г. на работу преподавателем в ТИССХ был направлен выпускник Масловского института селекции и семеноводства Я.М. Одноконь - будущий ректор Благовещенского сельскохозяйственного института в 1957-1967 гг. [15].

С середины 1930-х годов и до 1950 года попытки создания вузов сельскохозяйственного профиля на Дальнем Востоке не возобновлялись. Наряду с тяжелыми внутренними и внешними условиями развитию высшей школы препятствовали и репрессии 1930-х годов, затронувшие значительную часть «старой» вузовской интеллигенции. Так, в 1933 году по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации

был арестован и осужден на 10 лет лагерей первый декан агрономического факультета ГДУ В.М. Савич. Коснулись репрессии 1930-х гг. и научных работников опытных сельскохозяйственных станций [7, 16].

Условия для открытия высшего учебного заведения сельскохозяйственной направленности вновь сложились на Дальнем Востоке только к концу 1940-х гг. Постановление Совета министров СССР «О мерах помощи Амурской области» от 16 июля 1949 года предусматривало открытие в 1950 г. сельскохозяйственного института в Благовещенске. Приказом Министерства высшего образования СССР № 1058 от 13 августа 1949 года и решением исполнительного комитета Амурского областного Совета депутатов трудящихся от 4 июля 1950 года был разработан комплекс подготовительных мероприятий [6, л. 23, 25]. Директором института был назначен Г.К. Жабицкий. Благовещенскому сельскохозяйственному институту было передано 3-этажное здание учебного корпуса коммунально-строительного техникума общей площадью 3375 м2. В 1950 году в корпусе был сделан ремонт и проведена перепланировка: здание

/-»" и и и

было подключено к централизованной городской отопительной системе (до этого существовало печное отопление), были оборудованы актовый зал, четыре лекционных аудитории, 4 аудитории для практических занятий, 1 чертежная аудитория, 11 лабораторий, библиотека. Семь комнат были отведены под общежитие для размещения 96 студентов.

Создавать институт помогали сельскохозяйственные вузы Москвы, Харькова, Рязани, Ульяновска, Казани, Омска, Челябинска, направившие в адрес Благовещенского сельскохозяйственного института 8 вагонов с оборудованием, мебелью, учебной и научной литературой [1].

В 1950 г. институт провел первый набор студентов на три факультета: агрономический, зоотехнический и механизации сельского хозяйства. На первый курс были зачислены 172 человека, на второй курс - 15. Основная масса студентов состояла из выпускников сельскохозяйственного и зооветеринарного техникумов, изъявивших желание получить высшее образование. Второй курс агрономического факультета укомплектовывался студентами из Иркутского, Костромского сельскохозяйственных институтов, Латвийской сельскохозяйственной академии. Среди первых студентов были 22 участника Великой Отечественной войны, награжденных медалями и орденами СССР, которые оказывали большое влияние на формирование вчерашних выпускников школ. Среди студентов было немало литовцев и латышей из репрессированных семей.

В памяти студентов и преподавателей тех лет сохранились как трудности начального периода становления вуза, так и неподдельный энтузиазм, осознание причастности к настоящему большому делу. Учебный процесс в первое время шел в крайне сложных условиях. Не хватало учебных аудиторий, лабораторного оснащения, учебников и даже бумаги, не было пишущих машинок.

В первый год образования института учебный процесс в нем осуществляли девять кафедр: почвоведения и общего земледелия (в ее составе было два преподавателя - Г.К. Жабицкий и А.Т. Терентьев); теоретической механики, математики и черчения (А.Д. Никитин, Т.С. Никитина, К.Н. Тюленев); военная кафедра (В.Е. Егоров, И.О. Жидин); механизации и электрификации сельского хозяйства (В.А. Полетаева, Г.М. Краюхин); ботаники и физиологии растений (А.П. Тильба, Е.В. Сухо-ставская, М.С. Середина, А.Х. Федин), зоологии, анатомии и физиологии (М.А. Сафиуллина, Е.Г. Плетнева, Н.В. Карасева, В.В. Ладыгина, Я.Е. Решетнев); химии (В.В. Тихомиров, И.П. Крутов, А.С. Бухман, А.Т. Терентьев); физики (И.А. Смирнов, И.А. Семенняков); марксизма-ленинизма (С.С. Синев, Л.Н. Сизых, А.Д. Шмерлин). С 1950 по 1958 г. количество кафедр в институте увеличилось с 9 до 20, количество преподавателей - с 21 до 110, доцентов - с 3 до 18, кандидатов наук - с 3 до 27 человек [1].

В 1950-е годы была изменена ведомственная принадлежность института. На основании Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 6 июня 1956 года и приказа Министерства высшего образования СССР от 19 июня 1956 года Благовещенский сельскохозяйственный институт был передан в ведение главного управления сельскохозяйственных вузов Министерства сельского хозяйства СССР.

В 1950-1980-х годах БСХИ реализовал обширную программу строительства учебных и лабораторных корпусов, жилых домов для преподавателей и общежитий для студентов, санатория-профилактория, базы отдыха, стадиона и спортивных площадок. Проводились акции по благоустройству и озеленению территории университета. В строительных работах активное участие принимали студенческие отряды. В результате университетский кампус приобрел современные очертания, а общая площадь учебных корпусов достигла 14681,6 м2.

Важным направлением развития вуза на протяжении всей его истории является постоянное расширение номенклатуры специальностей, по которым ведется подготовка студентов. Открытие новых факультетов обусловливалось практическими потребностями развития аграрного сектора экономики Дальнего Востока и осуществлялось по мере роста материальной и кадровой базы вуза. С 1956 г. работает факультет заочного обучения. В 1963 г. институт пополнился двумя новыми факультетами: ветеринарным и экономическим. В 1966 г. открывается факультет повышения квалификации. В 1970-х гг. начинается подготовка специалистов сельскохозяйственного строительства (1979 г.). В 1980-х - начале 1990-х гг. в соответствии с тенденцией интенсификации сельскохозяйственного производства открываются факультет электрификации сельского хозяйства (1986 г.), выделяется самостоятельный факультет бухгалтерского учета (1985 г.), начинается подготовка специалистов по переработке сельскохозяйственной продукции и в 1992 г. открывается тех-

нологический факультет. Базой для открытия новых специальностей становились «старые» факультеты, в рамках которых проходил начальный период становления новых отделений: преподаватели осваивали новые курсы, обеспечивали учебно-методическую сторону подготовки по новым специальностям, накапливался необходимый опыт, широко привлекались специалисты-практики. Так, факультет механизации сельского хозяйства стоял у истоков подготовки специалистов сельскохозяйственного строительства и электрификации, на базе зооинженер-ного факультета начиналось развитие ветеринарного и технологического факультетов [1].

В первые два года своей истории институт не имел собственной производственной базы, что создавало серьезные сложности в организации подготовки квалифицированных специалистов. В 1951-1952 гг. производственную практику студенты проходили в хозяйствах области: Среднебельском, Амурском совхозах, семеноводческом совхозе им. Лазо, с. Ново-Петровка и на территории института. Вопрос о формировании учебно-производственной базы БСХИ рассматривался Амурским областным исполнительным комитетом 16 августа 1951 г., когда и было решено передать подсобное хозяйство Амурского областного управления МВД, расположенное в с. Грибское, Благовещенскому сельхозинституту для организации учебного хозяйства. 12 июля 1952 года вышло соответствующее распоряжение Совета Министров СССР, и в августе 1952 года из подсобного хозяйства УВД в с. Грибское Амурской области учхозу института были переданы 690 га земли, 32 лошади (в том числе 19 рабочих), 121 голова крупного рогатого скота, в том числе 44 коровы со среднегодовым удоем 1750 л, жилые постройки и ряд вспомогательных помещений. Состояние хозяйства было непростым: поля крайне засорены, севообороты не велись, паров не было. Скот беспородный, его продуктивность мизерная, скотные дворы полны навоза, животные совершенно не обеспечены водой. Постройки старые и обветшалые. Электричества не было. Студенты, направленные на практику в августе и сентябре 1952 г., жили в коровнике и на чердаках.

Приняв хозяйство в таком состоянии, институт сумел уже в 1952/1953 учебном году обеспечить уборку и сохранность всего урожая, подъем зяби, организовал заготовку кормов для скота. В 1953 г. земельные площади учхоза увеличились до 1300 га. В 1954 г. был построен университетский сарай для хранения сельхозмашин. Большое строительство продолжалось и в последующие годы: в 1970-1980-х гг. были введены в эксплуатацию детский комбинат на 140 мест, жилые дома, овощехранилище, зернохранилище и другие объекты производственного и социального назначения. В 1962 году учебному хозяйству были дополнительно переданы три отделения соседнего Волковского совхоза -Удобное, Тушки (Передовое), Гродеково, в результате чего площадь земельных угодий учхоза достигла 17,1 га, из них 10,04 га пашни. В учхозе

в этот момент имелись 75 тракторов, 58 комбайнов, постоянно работали 408 человек. В 1968 году учхоз получил 1,2 млн руб. прибыли и занял 2-е место среди учхозов страны.

В 1970-1980-х гг. учебное хозяйство демонстрирует эффективность прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, основанных на сочетании химических и агротехнических способов борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, применении оптимальных доз удобрений, внедрении новейшей системы машин, звеньевой организация труда на началах коллективного подряда. Постоянно росли посевные площади: если в 1953 г. в учхозе было засеяно всеми культурами 263 га, то в 1984 г. - 7790 га, поголовье крупного рогатого скота за то же время увеличилось со 114 до 1691 голов, урожайность зерновых - с 6,4 до 10,8 ц/га, сои - с 3,5 до 8,5 ц/га. В 1970-1980-х гг. учхоз являлся ведущим семеноводческим хозяйством области. Постоянно увеличивалась реализация семян высших репродукций хозяйствам области: в 19621965 гг. учхоз продал 2074 т семян зерновых и 104 т семян сои, в 19661970 гг. соответственно 2687 и 1349 т, в 1976-1980 гг. - 4425 и 1159 т. В период с 1987 по 1991 г. прибыли учхоза ежегодно составляли от 2,5 до 8 млн руб. и более [1].

С первых дней существования института большое внимание уделялось организации научной работы. Начало систематическим научным исследованиям педагогического коллектива БСХИ было положено в 1952 году утверждением первой плановой темы научной работы института «Изучение почвенного и растительного покрова Амурской области». В этом же году была проведена первая научная экспедиция по изучению почв и растительности юго-западной части Зейско-Буреинской равнины и бассейна р. Селемджи.

По мере развития института, появления новых кафедр и увеличения числа преподавателей расширялась и тематика НИР. В 1955 году были утверждены две коллективные и 39 индивидуальных тем научных исследований. В научно-исследовательскую работу в скором времени были вовлечены более половины всех преподавателей. Базой для проведения полевых опытов стало передовое хозяйство области - совхоз «Партизан» Приоритетными направлениями в научных исследованиях стали такие темы, как повышение урожайности сельскохозяйственных культур в травопольном севообороте зерносовхоза «Партизан» Амурского треста совхозов; улучшение организации труда в процессах животноводства и повышение продуктивности животноводства в зерносовхозе «Партизан». К 1960 году по результатам исследований институт опубликовал 56 научных статей и брошюр. Активизации научно-исследовательской работы способствовало открытие в 1962 году аспирантуры. В 1960-х гг. тематика научных исследований значительно расширяется, часть научных тем разрабатывалась на базе специализированных лабораторий, создаваемых на основании приказов Министерства сельского хозяйства СССР

и оснащаемых современным оборудованием, в том числе ЭВМ. Так, в августе 1965 года была создана проблемная научно-исследовательская лаборатория по зоофитопаразитологии, в октябре 1968 года - научно-исследовательская лаборатория по машинам высокой проходимости, которая занималась исследованиями возможностей улучшения проходимости уборочно-транспортных машин в условиях переувлажненности, характерной для Дальнего Востока. Все научные исследования коллектива БСХИ были нацелены на решение актуальных проблем сельскохозяйственного производства, нередко выполнялись в рамках хоздоговорных тем по заказам сельхозпредприятий и способствовали внедрению в производственный процесс рекомендаций, которые помогали работникам сельского хозяйства в их нелегком труде.

В 1970 году за успехи в подготовке высококвалифицированных кадров и научно-исследовательскую работу Благовещенский сельскохозяйственный институт был награжден дипломом почета ВДНХ СССР. Высшей награды диплома почета ВДНХ за научно-исследовательскую работу был удостоен заведующий кафедрой селекции и семеноводства, доцент Я.М. Одноконь. Повсеместное применение в Амурской области сортов пшеницы Амурская 71, 74, 75 - итог многолетних исследований этого человека, заслуженного агронома РСФСР. Золотой медалью ВДНХ СССР в 1970 году за обобщение опыта по использованию рабочего времени в сельском хозяйстве в монографии «Использование рабочего времени и НОТ в сельском хозяйстве», практических рекомендаций по научной организации труда и их нормативов был удостоен ректор БСХИ, профессор Н.И. Жуковский. Серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР были награждены 12 сотрудников института.

С самого начала становления БСХИ в научные исследования активно включались студенты. Первый студенческий научный кружок возник в 1951 году на факультете механизации сельского хозяйства. В 1953 году прошла первая институтская студенческая конференция, на которой с докладами выступили 9 человек. В 1970-е годы студенческое научное общество объединяло уже более 1500 человек, ежегодно на вузовской студенческой научной конференции заслушивались более 400 докладов. С 1954 года студенты БСХИ - активные участники городских, областных, республиканских и всесоюзных студенческих научных конференций. Среди них - будущие преподаватели БСХИ - Дальневосточного ГАУ, выдающиеся ученые и организаторы аграрной науки на Дальнем Востоке, руководители хозяйств, районов, области. Так, в 1955 году во Всесоюзной биологической конференции научных студенческих обществ принял участие Василий Кузин (выпускник БСХИ 1955 года, а в дальнейшем доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент РАСХН и РАН, директор ВНИИ сои в 1968-1994 гг.) с темой доклада «Применение сидеральных удобрений в Амурской области». С докладом «Шерстная продуктивность поместных овец колхоза «Красный орден» на V сту-

денческой научной конференции в 1957 году выступил студент 3 курса зоотехнического факультета Иван Арнаутовский, в дальнейшем кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, преподаватель БСХИ -Дальневосточного ГАУ. На конкурс 1960 года представлялись работы «К вопросу отделения клубней картофеля от земли и камней» Юрия Терен-тьева (выпускник БСХИ 1962 года, в дальнейшем доктор технических наук, член-корреспондент РАСХН, директор Дальневосточного научно-исследовательского и проектно-технологического института механизации и электрификации сельского хозяйства), «Результаты исследования азотобактера в почвах Амурской области» Владимира Тильбы (выпускник БСХИ 1960 года, в дальнейшем доктор биологических наук, член-корреспондент РАСХН и РАН, директор ВНИИ сои с 1994 года) [2].

В 1970-х гг. ежегодно за успешное выполнение научно-исследовательских работ до 80 студентов награждались почетными грамотами и ценными подарками, лучшие работы отбирались на Всесоюзный конкурс студенческих работ, публиковались в печати, экспонировались на ВДНХ СССР. В 1976 году за творческие успехи студенческое конструкторское бюро было награждено вымпелом Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. В 1979 году 12 студентов факультета механизации сельского хозяйства были награждены дипломами Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ.

Новая страница истории вуза началась в июне 1993 г., когда БСХИ был преобразован в Дальневосточный государственный аграрный университет. Инициатором преобразования стал ректор Б.И. Кашпура, приложивший максимальные усилия для реализации университетского проекта.

Начало университетского периода пришлось на непростые 1990-е годы: кризис неплатежей, растущая задолженность по заработной плате, сокращение бюджетного финансирования - все это не могло не сказаться на состоянии вуза: начался большой отток преподавателей в другие вузы и сферы деятельности. Значительно сократился удельный вес педагогов, имевших ученые степени и звания. Происходило старение и разрушение материальной базы учебного процесса. В затяжном кризисе оказалось учебно-опытное хозяйство. Снижались показатели и эффективность научно-исследовательской работы. Однако коллектив университета не только преодолел трудности, но и приложил все усилия к развитию вуза, превращению его в ведущую структуру аграрного образования и науки на Дальнем Востоке. В непростой социально-экономической ситуации 1990-х гг. университет постоянно расширял номенклатуру специальностей и специализаций, обеспечивая конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда.

Университетский период отмечен бурным развитием международных связей. Первые международные контакты Благовещенского сельскохозяйственного института пришлись на 1950-е гг., когда состоялись

обмены делегациями с учеными КНР. В 1970-1980-х гг. ряд выпускников БСХИ работали в сельскохозяйственном производстве Кубы и Монголии. В 1993-1994 гг. ДальГАУ посетили представители фермерских кругов США. Студентам старших курсов были прочитаны лекции об организации сельскохозяйственного производства в Соединенных Штатах, состоялось знакомство гостей с университетом и учебно-опытным хозяйством, были намечены планы дальнейшего сотрудничества. Начиналось сотрудничество в области ветеринарии и биологии с Питтсбургским университетом (США), учеными Финляндии. Более интенсивно развиваются связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С 1994 г. ДальГАУ сотрудничает с Бэйаньским сельхозинститутом и Хэйхэйским НИИ сельского хозяйства Китайской народной республики. В рамках сотрудничества организуются стажировки преподавателей и студентов, происходит обмен опытом агротехники, проводятся учебно-методические и научные конференции. В 1999-2001 гг. опытные испытания семян сои, выведенных в университетских лабораториях, прошли на полях Хэйхэйского НИИ. В то же время китайская агротехника возделывания овощных культур апробировалась в учебном хозяйстве университета. В июне 1999 г. в Дальневосточном ГАУ состоялась первая международная научная конференция по проблемам болезней животных с участием ученых из Китая, Японии, Монголии, представителей Бурятии, Якутии. С 2001 г. оказывается консультативная и практическая помощь по организации лечения домашних животных в провинции Хэйлунцзян КНР. С 2004 года в стенах вуза обучаются иностранные студенты, магистранты и аспиранты, преимущественно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время научные контакты с вузами Южной Кореи, Японии, КНР осуществляются на постоянной основе.

На всех этапах своей истории Дальневосточный ГАУ развивался в теснейшем контакте с предприятиями аграрного сектора экономики. В 1990-х годах для координации работы вуза с сельхозпредприятиями был создан учебно-научный производственный комплекс, преобразованный в 2003 году в Дальневосточный аграрный университетский комплекс, в который наряду с университетом и его давними производственными партнерами вошли средние специальные учебные заведения и научно-исследовательские институты области, ряд коллективных членов - хозяйства Благовещенского, Ивановского, Константиновского и Тамбовского районов, профессиональное училище № 24, учебно-курсовой комбинат, Амурский филиал Российской академии кадрового обеспечения АПК. В настоящее время интеграции университета с аграрным сектором экономики способствует деятельность Попечительского совета университета, в который на постоянной основе входят все ведущие предприятия агропромышленного комплекса области.

Традиции, заложенные за многолетнюю историю Дальневосточного ГАУ, продолжают развиваться и сегодня. Вуз стремится идти в ногу со

временем, оптимизируя свои образовательные программы, внедряя цифровые технологии в учебный и научный процессы, расширяя многосторонние связи с отечественными производителями, развивая международное сотрудничество.

Университет подготовил около 40 тыс. специалистов сельского хозяйства и сегодня по праву гордится своими выпускниками, которые работают не только в Дальневосточном федеральном округе, но и успешно строят карьеру во многих регионах Российской Федерации, вносят свой вклад в развитие агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны.

Список источников

1. Аграрный университет на Амуре / под ред. И.В. Бумбар, АЯ. Дур-нева, С.М. Стасюкевич [и др.]. Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2003. 210 с.

2. Биографическая энциклопедия РАСХН, ВАСХНИЛ. URL: https://rashn_bio.academic.ru (дата обращения: 4 июня 2022 года).

3. Бумбар М.Э. Становление и развитие сельскохозяйственного образования на Дальнем Востоке и Забайкалье: Вторая половина XIX в. - 30-е гг. XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2002. 279 с.

4. Государственный архив Амурской области (ГААО). Ф.Р-114. Оп. 9. Д. 101.

5. Государственный архив Амурской области (ГААО). Ф.Р-114. Оп. 9. Д. 97.

6. Государственный архив Амурской области (ГААО). Ф.Р-436. Оп. 1. Д. 1.

7. Ермакова Э.В., Куцый Г.С., Володарская Е П. Дальневосточный государственный университет: История и современность, 1899-1999. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 702 с.

8. Известия опытных полей Амурской области. Благовещенск, 1918. Вып. 2. 256 с.

9. Кодола И.В. Культурная среда амурской деревни, 1858- 1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2002. 264 с.

10. Кодола И.В. Опыт распространения пчеловодства в школах Амурской области в конце XIX - начале ХХ в. // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сб. науч. тр. /отв. редактор С.М. Стасюкевич. Благовещенск, 2019. С. 32-38.

11. Ланкин А. К культуре черных китайских кормовых бобов // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной станции. Благовещенск, 1924. Вып. 6. С. 88-90.

12. Мигу нов В. О жизненном и творческом пути Якова Михайловича Одноконя // Дальневосточный аграрный вестник. 2010. № 1(13). С. 5-9.

13. Рубинский ВА. Отчет о произведенных в 1915 году Амурской агрономической организацией опытах по культуре масличной сои в условиях Амурской области. Благовещенск: Тип. А.И. Хворова, 1916. 69 с.

14. Тощенкова ВА. Сельскохозяйственные общества Амурской и Приморской областей в начале ХХ века // Клио. 2020. № 5 (161).

C. 80-86.

15. Хлеб, которым делишься: библиографический справочник об ученом-селекционере, педагоге Якове Михайловиче Одноконе / сост. Г.В. Аверина; Дальневосточный государственный аграрный университет. Благовещенск, 2016. 35 с.

16. Щегорец О.В. Ученый, опередивший эпоху // Дальневосточный аграрный вестник. 2021. № 3 (59). С. 121-126.

References

1. Agrarnyi universitet na Amure / pod red. I.V. Bumbar, A.YA. Durneva, S.M. Stasyukevich [i dr.]. Blagoveshchensk: Izd-vo Dal'GAU, 2003. 210 s.

2. Biograficheskaya ehntsiklopediya RASKHN, VASKHNIL. URL: https://rashn_bio.academic.ru (data obrashcheniya: 4 iyunya 2022 goda).

3. Bumbar M.EH. Stanovlenie i razvitie sel'skokhozyaistvennogo obra-zovaniya na Dal'nem Vostoke i Zabaikal'e : Vtoraya polovina XIX v. - 30e gg. XX v.: dis. ... kand. ist. nauk. Vladivostok, 2002. 279 s.

4. Gosudarstvennyi arkhiv Amurskoi oblasti (GAAO). F.R-114. Op. 9.

D. 101.

5. Gosudarstvennyi arkhiv Amurskoi oblasti (GAAO). F.R-114. Op. 9. D. 97.

6. Gosudarstvennyi arkhiv Amurskoi oblasti (GAAO). F.R-436. Op. 1. D. 1.

7. Ermakova EH.V., Kutsyi G.S., Volodarskaya E P. Dal'nevostochnyi gosudarstvennyi universitet: Istoriya i sovremennost', 1899-1999. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 1999. 702 s.

8. Izvestiya opytnykh polei Amurskoi oblasti. Blagoveshchensk, 1918. Vyp. 2. 256 s.

9. Kodola I.V. Kul'turnaya sreda amurskoi derevni, 1858- 1917 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. Vladivostok, 2002. 264 s.

10. Kodola I.V. Opyt rasprostraneniya pchelovodstva v shkolakh Amurskoi oblasti v kontse ХК - nachale ХХ v. // Aktual'nye problemy sotsial'no-gumanitarnykh nauk: sb. nauch. tr. /otv. redaktor S.M. Stasyukevich. Blagoveshchensk, 2019. S. 32-38.

11. Lankin A. K kul'ture chernykh kitaiskikh kormovykh bobov // Izvestiya Amurskoi oblastnoi sel'skokhozyaistvennoi opytnoi stantsii. Blagoveshchensk, 1924. Vyp. 6. S. 88-90.

12. Migunov V. O zhiznennom i tvorcheskom puti Yakova Mikhailovicha Odnokonya // Dal'nevostochnyi agrarnyi vestnik. 2010. № 1(13). S. 5-9.

13. Rubinskii VA. Otchet o proizvedennykh v 1915 godu Amurskoi agro-nomicheskoi organizatsiei opytakh po kul'ture maslichnoi soi v uslovi-yakh Amurskoi oblasti. Blagoveshchensk: Tip. A.I. Khvorova, 1916. 69 s.

14. Toshchenkova VA. Sel'skokhozyaistvennye obshchestva Amurskoi i Primorskoi oblastei v nachale KHKH veka // Klio. 2020. № 5 (161). S. 80-86.

15. Khleb, kotorym delish'sya: bibliograficheskii spravochnik ob uche-nom-selektsionere, pedagoge Yakove Mikhailoviche Odnokone / sost. G.V. Averina; Dal'nevostochnyi gosudarstvennyi agrarnyi universitet. Blagoveshchensk, 2016. 35 s.

16. Shchegorets O.V. Uchenyi, operedivshii ehpokhu // Dal'nevostochnyi agrarnyi vestnik. 2021. № 3 (59). S. 121-126.

Статья принята к публикации 17.06.2022/ The article has been accepted for publication 17.06.2022.

Информация об авторе: Светлана Михайловна Стасюкевич, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук, профессор

Information about the authors: Svetlana Mikhailovna Stasyukevich, Head of the Department of Humanitarian Disciplines, Candidate of Historical Sciences, Professor

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.