13. Дашиева Н.Б. Традиционные общественные праздники бурят: история и типология. - Улан-Удэ: ИПК ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2012. - 212 с.
14. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII - XX вв.). - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973.
- 108 с.
15. Берелтуева Д.М. Монгольские заимствования в производственной лексике баргузинских эвенков // Лексика тунгусо-маньчжурских языков Сибири. - Новосибирск: Изд-во Акад. наук СССР, 1985. - С. 81-88.
16. ДолгихБ.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. - М.: Акад. наук СССР, 1960. - 623 с.
17. Ханхараев В.С. Буряты в XVII-XVIII вв.: демографическая история и этнические процессы. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 147 с.
18. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.). - Л.: Наука, 1969. - 304 с.
19. Уварова Т.Б. «Нерчинские эвенки в XVII-XX веках». - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 172 с.
20.ХангаловМ.Н. Собр. соч.: в 3 т. - Улан-Удэ: Респ. тип., 2004.
21. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч.1. Булагаты и эхириты. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970. - 374 с.
22. Жамцарано Ц.Ж. Путевые дневники 1903-1907 гг. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 380 с.
23. Хозяйство, культура и быт эвенков Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. - 152 с.
References and Sources
1. Ermolova N.V. Evenki Priamur'ya i Sahalina. Formirovanie i kul'tumo-istoricheskie svyazi. XVII - nachalo XX vv. Diss. ... kand. ist. nauk. - L., 1984.
2. Ermolova N.V., D'yachenko V.I. Yakutsko-evenkijskie kontakty na Ohotskom poberezh'e// Etnokul'turnye kontakty narodov Sibiri. -L.: Nauka, 1984.
3. Spevakovskij A.B. Etnokul'turnye kontakty tungusoyazychnyh narodnostej na vostoke Sibiri (eveny i evenki) // Etnokul'turnye kontakty narodov Sibiri. - L.: Nauka, 1984. - S.121-131.
4. Povoroznyuk O.A. Evenki severa Chitinskoj oblasti: social'nye, ekonomicheskie i kul'turnye transformacii na rubezhe XX-XXI vv. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2005.
5. Tugolukov V.A. Evenki Vostochnoj Sibiri i Dal'nego Vostoka. - Krasnoyarsk: Sibirskie promysly, 2013.
6. Buraeva O.V. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie etnosov Bajkal'skogo regiona (XVII - nachalo XX v.). Diss. ... d-ra ist. nauk. - Ulan-Ude, 2005.
7. Cydendambaev C.B. Buryatskie istoricheskie hroniki i rodoslovnye. - Ulan-Ude: Buryat kn. izd-vo, 1972. - 662 s.
8. Cydendambaev C.B. Ob evenkijskih elementah v etnicheskom sostave i yazyke buryat // Vzaimovliyanie yazykov v Buryatii. - Ulan-Ude: Bur. filial SO AN SSSR, 1978. - S. 79-94.
9. Chimitdorzhieva G.N. Istoricheskie svyazi buryatskogo i evenkijskogo yazykov (na primere leksiki). - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2012.
10. Nimaev D.D. Buryaty: etnogenez i etnicheskaya istoriya. - Ulan-Ude: Izd-poligr. kompleks VSGAKI, 2000. - 190 s.
11. Nimaev D.D. O roli tungusskogo komponenta v etnogeneze buryat. // Etnokul'turnye processy v YUgo-Vostochnoj Sibiri v srednie veka. -Novosibirsk, 1989. - S.98-104.
12. Nanzatov B.Z. Etnogenez zapadnyh buryat (VI-XIX vv.) - Irkutsk: Ottisk, 2005. - 160 s.
13. Dashieva N.B. Tradicionnye obshchestvennye prazdniki buryat: istoriya i tipologiya. - Ulan-Ude: IPK FGBOU VPO VSGAKI, 2012. - 212 s.
14. Shubin A.S. Kratkij ocherk etnicheskoj istorii evenkov Zabajkal'ya (XVII - XX vv.). - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1973. - 108 s.
15. Bereltueva D.M. Mongol'skie zaimstvovaniya v proizvodstvennoj leksike barguzinskih evenkov // Leksika tunguso-man'chzhurskih yazykov Sibiri.
- Novosibirsk: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1985. - S. 81-88.
16. Dolgih B.O. Rodovoj i plemennoj sostav narodov Sibiri v XVII veke. - M.: Akad. nauk SSSR, 1960. - 623 s.
17. Hanharaev V.S. Buryaty v XVII-XVIII vv.: demograficheskaya istoriya i etnicheskie processy. - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2000. - 147 s.
18. Vasilevich G.M. Evenki. Istoriko-etnograficheskie ocherki (XVIII - nachalo XX v.). - L.: Nauka, 1969. - 304 s.
19. Uvarova T.B. «Nerchinskie evenki v XVII-XX vekah». - M.: INION RAN, 2006. - 172 s.
20. Hangalov M.N. Sobr. soch.: v 3 t. - Ulan-Ude: Resp. tip., 2004.
21. Baldaev S.P. Rodoslovnye predaniya i legendy buryat. CH.1. Bulagaty i ekhirity. - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1970. - 374 s.
22. Zhamcarano C.ZH. Putevye dnevniki 1903-1907 gg. - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2001. - 380 s.
23. Hozyajstvo, kul'tura i byt evenkov Buryatii. - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1988. - 152 s.
ДАМПИЛОН РИНЧИН ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии МБТ Сибирского отделения РАН.
DAMPILON, RINCHIN V. - Ph.D. student of the Institute of Mongolian Studies, Buddhology and Tibetology, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 303.425.5(470.67):351.85_069.1
ДАНДАМАЕВА З.Э.
О ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКЦИИ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Ключевые слова: музей, этнография, культура, Российский этнографический музей, Дагестан, коллекции, экспедиции.
В современных условиях функционирования музеев актуальными являются вопросы сохранения объектов историко-культурного наследия, а также их дальнейшего изучения и презентации. В статье освещается история формирования коллекций Российского этнографического музея (РЭМ) по культуре народов Дагестана, анализируются особенности данного процесса и основные этапы комплектования музейных фондов в разные периоды деятельности музея. История формирования дагестанских этнографических коллекций тесно связана с историей изучения региона. Характерной особенностью экспедиционной и собирательской работы РЭМ были ориентиры на целенаправленное и всестороннее исследование культурного наследия Дагестана в рамках археолого-этнографических экспедиций. В статье рассмотрена деятельность экспедиций, организованных Этнографическим отделом Русского музея по сбору предметов и изучению дагестанской культуры и быта дореволюционного периода, а также отдельных научных сотрудников, принимавших в разные годы активное участие в экспедиционных сборах, благодаря которым были сформированы уникальные коллекции, отражающие самобытную культуру, быт и традиции дагестанских народов. Анализ изученного материала позволяет сделать вывод, что процесс формирования фондов был длительным и планомерным. Основной специфической чертой комплектования является
фрагментарность коллекций. В результате многолетней собирательской работы, фонды музея пополнились ценными и уникальными предметами, являющимися важнейшим источником по этнографии народов Дагестана.
DANDAMAEVA, Z.E.
ON THE FORMATION OF DAGESTANI COLLECTIONS OF THE RUSSIAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM
Keywords: Museum, Ethnography, culture, Russian ethnographic Museum, Dagestan, collections, expeditions.
In modem conditions of functioning of museums, the issues of preservation of historical and cultural heritage, as well as their further study and presentation are relevant. In the article covers the history of the formation of collections of the Russian ethnographic Museum (REM) on the culture of the peoples of Dagestan, it analyzes the features of this process and the main stages of acquisition of Museum funds in different periods of the Museum's activity. The history of the formation of Dagestani ethnographic collections is closely connected with the history of the study of the region. A characteristic feature of the expedition and collecting work of the REM was the orientation to a purposeful comprehensive study of the cultural heritage of Dagestan within the framework of archaeological-ethnographic expeditions. The article focuses on the activities of expeditions organized by the Ethnographic Department of the Russian Museum to collect items and study Dagestani culture and life of the pre-revolutionary period, as well as individual researchers who took an active part in the expedition collections in different years, thanks to which very valuable and unique collections were formed, reflecting the original culture, life and traditions of the Dagestani peoples. The analysis of the studied material allows us to conclude that the process of forming funds was quite long and systematic. The main specific feature of the acquisition of funds is the fragmentary nature of collections. As a result of many years of collecting work, the Museum's funds have been replenished with valuable and unique items, which are the most important source for the Ethnography of the peoples of Dagestan.
Российский этнографический музей (РЭМ) обладает богатой и интересной коллекцией по культуре народов Дагестана, насчитывающей более 2,5 тысяч предметов [1], - одной из наиболее полных и ценных среди российских музеев. Комплектование музейных фондов РЭМ этнографическими предметами по традиционной культуре Кавказа, в том числе Дагестана, проходило на протяжении длительного времени, начиная с первых лет деятельности Этнографического отдела Русского музея (ЭОРМ), созданного в 1895 году.
Начало формирования дагестанских коллекций Российского этнографического музея связано с именем Константина Александровича Иностранцева - первого хранителя отделения Кавказа и Средней Азии Этнографического отдела музея (1902-1908). К.А. Иностранцев, окончивший Восточный факультет Петербургского университета с золотой медалью и дипломом первой степени, рано обнаружил призвание к научной деятельности и талант исследователя. Он был одним из первых в России исследователей, начавшим всестороннее изучение предметов исторической этнографии [2, с.42].
В 1902 г была подготовлена к изданию программа сбора этнографического материала, в разработке которой К.А. Иностранцев принимал участие. Формирование фондов являлось одной из основных задач Этнографического отдела. В рекомендациях по сбору этнографических предметов отмечалось, что «следует собирать все принадлежности жизни и быта, как материального, так и духовного» [3].
После опубликования программы, содержавшей обращение ко всем желающим помочь созданию Этнографического музея, стали активно поступать дары, предлагались экспонаты для покупки, а также высказывалась готовность оказать помощь в сборе этнографических материалов. К сбору коллекций привлекались учреждения, административные лица, широкие слои населения. По мнению Васильевой Н.Е., увлеченные грандиозностью задачи, сотрудники музея в то же время осознавали, что они выполняют подготовительную, «черновую» работу - накопление коллекций и предварительную их систематизацию, без которой невозможна никакая научная работа [2, с.43]
К.А. Иностранцевым был представлен проект формирования восточных коллекций ЭОРМ на базе методов археологии, искусствоведения и изучения бытовой культуры [4, с.264]. Прежде кабинетному ученому с первых дней работы пришлось переквалифицироваться в этнографа-полевика, работавшего преимущественно на Кавказе. Уже в 1902 г. Иностранцев совершил первую ознакомительную поездку с целью формирования на местах группы корреспондентов музея. Известно, что первая дагестанская коллекция поступила в музей в 1902 г. и была зарегистрирована под номером 96. Это были керамические блюда, приобретенные у аварцев и переданные в дар музею А.С. Пираловым - местным чиновником, известным коллекционером и знатоком народных промыслов [5, с.76].
Но вскоре определилась необходимость личной собирательской работы сотрудников музея, поэтому К.А. Иностранцев приступает к организации научной экспедиции и полевой работы
специалистов и лично отправляется в поездку. В 1904 г. он посетил Дагестан, где собрал ценную коллекцию предметов, отражающих быт и культуру нескольких народов: ногайцев, аварцев, андийцев, даргинцев и лакцев. Всего было собрано 6 коллекций, включающих 123 предмета, дополненные фотографиями (колл. №»№501-505). По составу коллекции были очень разнообразны: предметы домашнего обихода, утварь, одежда, украшения, музыкальные инструменты и др.
Наибольший интерес представляет коллекция №333 по ногайцам (53 предмета), в состав которой, помимо полных комплектов одежды, вошли такие уникальные экспонаты как свадебная юрта и предметы свадебного ритуала ногайской знати. Наиболее полное и подробное описание данной коллекции, основанное на комплексном изучении музейного собрания, дано в статье Кузеевой З.З. и Зельницкой Р.Ш. Авторами был проведен детальный анализ практически всех предметов коллекции, включающей наиболее ранние и колоритные образцы традиционных художественных изделий народа [6, с.185].
К концу мая 1908 г. К.А. Иностранцев первым из сотрудников составил систематический каталог по своему отделу. Своей работой Константин Александрович внес большой вклад в создание Этнографического отдела и собрал значительный материал, послуживший основой для формирования фонда Кавказского отдела ЭОРМ. Обучение им собирателей для Этнографического отдела обеспечило пополнение фондов и подготовку кадров.
Таким образом, именно деятельность К. А. Иностранцева положила начало длительной и плодотворной работе по сбору этнографических материалов многочисленных народов Дагестана. Отмечается, что первые дагестанские коллекции по своему составу отличаются от более поздних приобретений [5, с.75].
В декабре 1908 г. К.А. Иностранцев вышел в отставку. На его место был назначен А.А. Миллер. Александр Александрович Миллер - выдающийся археолог, этнограф и музеевед, профессор археологии Санкт-Петербургского университета возглавлял восточный отдел в ЭОРМ с 1908 по 1934 гг. Коллекции, собранные в 1908-1912 гг., составляют Основной фонд собрания музея (фактически треть кавказского собрания). Музейные исследования данного периода были направлены на получение целостной картины Кавказа и сопровождались частыми экспедициями. Описывая собирательскую работу этого периода, Миллер отмечал, что она «имела характер предварительного ознакомления с бытовыми чертами народностей Дагестана», что давало возможность представить в целом картину жизни и быта региона и более конкретно планировать проведение научных исследований и экспедиций [7].
В научной деятельности Миллера выделяют три основных этапа: деятельность по комплектованию музейного собрания дореволюционного периода (1907-1910гг.), собирательская работа в тылах Кавказской армии (1916г.) и комплектование в период работы Северо-Кавказской экспедиции ГАИМК (1923-1926 гг.) [8, с.26].
Еще в 1906 г. Миллер начал сотрудничать с Этнографическим отделом Русского музея (ЭОРМ) Александра III., а в 1907 г. был приглашен на службу в ЭОРМ и приступил к изучению бытовой материальной культуры народов Кавказа. В 1908 г. он изучал ковровые и ткацкие изделия в юго-восточном Дагестане, а также в районе Кубы, Шемахе и Тифлисе, где собрал коллекцию и составил альбом акварельных рисунков орнаментальных мотивов [9, с.9].
В годы гражданской войны, когда не было возможности ездить в экспедиции и пополнять фонды, Миллер активно занимался отбором и сохранением в Петрограде дворцовых собраний, имеющих этнографическую ценность для ЭО. Начиная с 1923 г., он ежегодно выезжал на Северный Кавказ для сбора этнографических коллекций и проведения полевой работы.
Миллер возглавлял постоянно действовавшее подразделение Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) - Северо-Кавказскую экспедицию, с которой в первую очередь была связана его исследовательская работа. Полевые исследования проводились в различных районах Северного Кавказа, в том числе и в Дагестане. Деятельность СевероКавказской экспедиции была направлена на всестороннее исследование и изучение археологического и этнографического наследия региона и явилась важным этапом в становлении и развитии археолого-этнографической науки на Северном Кавказе. И действительно, деятельность Северо-Кавказской экспедиции представляет собой фактически первый опыт целенаправленной фиксации памятников бытовой культуры разных периодов в определенном
регионе с целью воссоздать историческую картину его развития, что отражало научную позицию и направления исследовательской работы А.А. Миллера.
Анализ собранных Александром Александровичем экспонатов позволяет сделать вывод, что основным приоритетом в его научной и собирательской деятельности было внимание как к всестороннему изучению и описанию бытовой культуры, особенно в ее архаических формах, так и к народам и этническим группам с ярко выраженной локальной спецификой. В частности, Миллер писал: «художественные формы должны рассматриваться в «пределах определенной культурной среды ... на всем доступном нашему знанию протяжении истории культурного развития человечества» [8, с.39].
Следует отметить, что организация экспедиций также дала возможность повышения квалификации местным музейным и научным работникам. В первые годы работы Миллер, в связи с небольшим штатом сотрудников, привлекал к собирательской работе как специалистов из других отделов музея, так и людей со стороны. Большой вклад в комплектование дагестанских фондов и изучение культуры и этнографии народов Дагестана в этот период внесли, прежде всего, А.Л. Млокосевич и А.К. Сержпутовский.
Александр Казимирович Сержпутовский, работавший в музее с 1906 года, занимался изучением этнографии и фольклора белорусов. Перед поездкой на Кавказ, в 1910 г. А.К. Сержпутовский писал: «Меня не страшат ни трудности, ни опасности, лишь бы только достигнуть намеченной цели» [10, с.26]. В 1910-1912 гг. А.К. Сержпутовский работал в труднодоступных районах Западного Дагестана и приобрел для музея обширные коллекции этнографических памятников у народов аварской языковой группы. Огромной заслугой Сержпутовского является документальное подтверждение и фиксация этнокультурной самостоятельности таких малочисленных дагестанских этносов, как бежтинцы, ботлихцы, багулалы, гинухцы, каратинцы, а также исследование аварских, андийских и дидойских народов [4, с.265].
Основу коллекции, собранной Сержпутовским, составляют традиционная одежда, предметы домашнего обихода, воинского и охотничьего снаряжения. Также встречается резная посуда с древней сакральной символикой и амулеты. Так, например, у багулалов в 1910 г. Сержпутовский обнаружил полный женский костюм, включающий архаический головной убор, украшенный серебряными элементами. Как известно, детали костюма и женских головных уборов являлись, прежде всего, оберегами. Кроме того, они очень отличались у всех дагестанских народов. По особенностям формы, покроя и декора головных уборов, как и в целом костюма, можно было определить принадлежность женщины к тому или иному этническому сообществу, а также ее возрастной и социальный статус.
Первая поездка Сержпутовского в Дагестан, впечатления о которой были позже опубликованы в журнале «Живая старина», состоялась в 1910 г. Из города Темир-Хан-Шура (ныне г.Буйнакск), Александр Казимирович добирается через селения Хаджалмахи и Хунзах до с. Ботлих, а затем едет на юг, где в высокогорных районах Дагестана собирает интереснейшие, во многом уникальные коллекции по народам дидойской группы [5, с.79]. Сержпутовский писал, что «просматривая литературу по Кавказу и населяющим его народам, я к сожалению, о дидоях нашел лишь самые отрывочные указания, которые не могли меня удовлетворить» [11, с.274].
Из доклада Сержпутовского, зачитанного на заседании отделения этнографии Русского географического общества в декабре 1910 г., видно, что кроме комплектования музейных коллекций Александра Казимировича интересовали и другие сферы жизни местного горского населения (государственное устройство, вероисповедание, язык, ритуалы и обычаи и др.) [12, с.58-59]. За два года работы им было собрано 9 коллекций (1112 предметов). Самые многочисленные коллекции были собраны у дидойцев в с. Кидеро и близлежащих селениях (326 экспонатов) и в селе Карата (645 экспонатов). Также была собрана интересная фотоколлекция (175 опечатков) по народам аваро-андо-дидойской группы [5, с.79-80].
В целом, коллекция Сержпутовского отличалась большим разнообразием и охватывала различные сферы традиционного уклада жизни и быта горцев. При этом Сержпутовский, абсолютно не зная местных языков, приводит в коллекционной описи этническое название почти каждого предмета. Также в статье «Поездка в Нагорный Дагестан» он дал краткий словарь дидойского языка, который и по сей день представляет интерес для этнографов.
Большая часть коллекции, собранной К.А. Сержпутовским в Дагестане, была описана А.А. Миллером в статье, посвященной материальной культуре Дагестана [13].
Примерно в этот же период активной собирательской и исследовательской работой в Дагестане занималась и Анна Людвиговна Млокосевич. В период с 1908 по 1911 гг. она собрала 9 коллекций, насчитывающих 239 экспонатов [5, с.76]. Собирательская работа Млокосевич также проходила в юго-западной части Дагестана - среди народов аваро-андо-дидойской группы. Интерес к Кавказу, в частности к Дагестану, был не случаен, ее семья была тесно связана с Кавказом. Отец Анны Млокосевич работал в Грузии (Кахетия). Также другом отца был известный кавказовед М.М. Ковалевский, живо интересовавшийся работой Анны Людвиговны в Дагестане.
Организовывая поездки в Дагестан, Млокосевич тщательно планировала маршруты экспедиций, стараясь охватить все «важнейшие селения более или менее интересные в этнографии» [14]. Млокосевич, не будучи этнографом, занималась собирательской работой с большим интересом и энтузиазмом, а также с пониманием задач, которые стояли перед этнографическим музеем. При этом, несмотря на ценность и значимость коллекции, собранной ею, следует отметить, что были допущены незначительные ошибки при фиксации этнической принадлежности и названий места сбора коллекций. Так, в некоторых случаях она отождествляла название сельского общества (например, Анцух) с наименованием селения.
Кроме того, некоторые упущения были допущены при регистрации и атрибуции коллекций музейными сотрудниками. Например, в описи коллекции №1652 отсутствуют названия селений, где бытовали те или иные предметы, хотя Млокосевич в своем списке указывала место приобретения каждого из них [5, с.78]. Сохранились ее архивные материалы, в которых остались краткие описания и местные названия предметов. Экспедиционные отчеты дают интересные сведения о населении исследуемых районов, обычаях, традициях и взаимоотношениях соседних селений [15, с.185-186]. К примеру, большой интерес представляют акварельные рисунки аварских костюмов, выполненные ею во время экспедиции. Часть из них дополняет экспозицию Российского этнографического музея, посвященную народам Дагестана.
К сожалению, научные работы и некоторые результаты экспедиционной деятельности Млокосевич были утрачены.
Собирательская и исследовательская деятельность Сержпутовского и Млокосевич во многом пересекались, а собранные ими материалы дополняли друг друга. Работая в отдаленных районах Дагестана в достаточно тяжелых, горных условиях, они собрали прекрасные коллекции, многие из которых являются уникальными.
В 1920-е годы поступления предметов Кавказской этнографии в Этнографический отдел были связаны в основном с двумя источниками - экспедиционными сборами, в том числе отрядов археолого-этнографической экспедиции под руководством А.А. Миллера и передачами из бывших дворцов петербургской знати. В то время в фонды Российского этнографического музея поступило немало предметов из собраний дворцов и частных коллекций. Первым послереволюционным приобретением стало получение из Государственного музейного фонда и дворцов музеев парадного оружия работы кубачинских и лакских мастеров, имеющих исключительную художественную ценность [16, с. 46]. Дворцовые собрания по происхождению являлись комплексами парадных вещей, среди которых преобладали ковры и оружие, дорогая утварь, восточные ткани. Так, из Дворца искусств (так назывался Зимний дворец в первые годы Советской власти), Аничкова, Гатчинского и других дворцов были «переданы дары восточных властителей русским императорам, а также предметы этнического антиквариата» [4, с.266]. Среди них -изготовленные в Дагестане, Кабарде, Осетии, Грузии оружие и парадная одежда, принадлежавшие императорам Александру III и Николаю II и другим членам императорской семьи.
Известно, что среди кавказских коллекций, поступивших из Аничкова дворца в фонды Российского этнографического музея, было шесть башлыков северокавказского изготовления (коллекция №6373), 19 расписных керамических сосудов (колл. №5139), три музыкальных инструмента и пороховница из Грузии. Из Дворца искусств поступили набор вооружения кабардинского витязя, подаренный Николаю II, осетинская пороховница «натруска» (кол. №4447), кубачинский кинжал (колл. №4472) и ряд ковров разного происхождения, составивших различные коллекции, а также две расшитые металлическими узорами армянские скатерти (колл. №4510). Из Гатчинского музея в отдел Кавказа поступила большая коллекция мужской и женской одежды
кабардинцев, имеющей ярлыки «Из градероба ее императорского Величества Марии Федоровны» (колл. .№4453- 27 ед.), интересной коллекции оружия (№5181), два кубачинских кинжала (№5185), хевсурская сабля (№5184), три аджарских и три осетинских башлыка (№№4454 и 4456) [17, с.80].
Интересный экспонат с текстом, раскрывающим его дагестанское происхождение, поступил в РЭМ из Музейного фонда. Это столешница, выполненная в восточном стиле. Первая надпись указывает на источник дарения: «От кумыкъ, салатавцев, ауховцев и ногайцев. 1888 г.» Во второй надписи даны имена мастеров: «Мастера. Губочинец Хасан-Хаджа, кумыкъ Магаматъ-оглы. Хасавюртовский округ». Данная столешница, как и большая часть кавказских коллекций, переданных в РЭМ из дворцовых собраний, была подготовлена как подарок для императорской семьи во время ее путешествия на Кавказ в 1888 г. [17, с.82].
Последними поездками по сбору этнографических предметов, организованными заведующим отделом А.А. Миллером, были экспедиция сотрудников СКЭ Л.В. Костикова и К.Г. Данилиной к кумыкам в 1929 г. и Ф.А. Фиельструпа к рутульцам и цахурам в 1933г. Несмотря на то, что они не были специалистами по Дагестану, значительный опыт собирательской работы помог им сформировать интересные, во многом исчерпывающие коллекции.
Так, в результате поездки Клавдии Григорьевны Данилиной (этнографа по образованию) в кумыкское с. Эндирей была собрана коллекция, включающая 93 предмета, характеризующих гончарное дело у кумыков. К сожалению, в описании коллекции отсутствует местная терминология. Леонид Васильевич Костиков был участником экспедиции 1929 года в Дагестан и работал в четырех кумыкских селах: Верхнее и Нижнее Казанище, Нижний Дженгутай и Дургели. Собранная им коллекция, включающая 124 предмета, отличалась разнообразием: предметы, связанные с земледелием и скотоводством, обработкой шерсти, ткацкий станок, арба, предметы мужской и женской одежды, войлоки, узоры кумыкских ковров (арбабашей) и т.д. Все предметы имели местные названия и были хорошо аннотированы. Ценным дополнением коллекции Костикова являются фотографии участника экспедиции Гречкина А.А.
В 1933 году Федором Артуровичем Фиельструпом, сотрудником отдела этнографии народов Средней Азии, была собрана интересная коллекция по этнографии и культуре народов лезгинской группы цахуров и рутульцев (коллекция №5600 из 61 экспоната). Это была последняя экспедиция в Дагестан, организованная музее в довоенный период.
В годы Великой Отечественной войны, в результате разрушений музея, нанесенных вражескими бомбами, пострадала замечательная коллекция дагестанской резной утвари. Но и сохранившаяся ее часть представляет большую ценность.
Период с 1930-х и до конца 1980-х гг. связан с именем Е. Н. Студенецкой, совершившей экспедиции в разные районы Кавказа, но преимущественно работавшей на Северном Кавказе. Ее многолетняя скрупулезная исследовательская и собирательская работа нашла свое выражение в масштабном и многоплановом труде «Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX веков».
В 1956 г. возобновились экспедиционные поездки в Дагестан, проводимые сначала Л.Ф. Виноградовой, а позднее Н.П. Соболевой. Одной из основных задач экспедиционной работы музея этого периода являлось комплектование фондов современными предметами декоративно-прикладного искусства и творчества народов СССР, в том числе и Дагестана.
В ходе экспедиции 1956 г. Виноградова приобрела у аварцев, ларгинцев, лакцев, кайтагцев и лезгин интересные предметы народного искусства, необходимые для пополнения фондов и оформления экспозиции: лезгинские ковры, балхарскую керамику, кубачинские ювелирные изделия, унцукульские изделия. В экспедиции Виноградовой 1957 года (совместно с художником В.Л. Сорокиным) были приобретены предметы, отражающие современный быт и искусство дагестанских народов: вязаные изделия, ковры, паласы, циновки, войлоки, украшения и различная утварь. Помимо изделий современных мастеров, были приобретены интересные этнографические предметы, связанные с бытом и хозяйством дагестанских народов в прошлом и настоящем: сельскохозяйственные орудия, ювелирные инструменты, вышивки и другие.
В последующие годы научными сотрудниками музея - Соболевой Ниной Петровной, Натансон Ариадной Людвиговной - продолжалась экспедиционно-собирательская работа в Дагестане. При составлении маршрутов экспедиции учитывалась степень полноты коллекций по тому или иному народу. В результате экспедиций 1962г. и 1969 г., в Лакском и Кулинском районах была собрана коллекция из 39 предметов (№7425). Из них наибольший интерес представляет
женский костюм из с. Вихли (Кулинский район), где традиции ношения национальной одежды сохраняются и по сей день. Интересный материал по лезгинам был собран в ходе собирательской работы в Курахском, Касумкентском и Ахтынском районах. В коллекцию №7426 (Курахский район) вошли предметы одежды, домашнего обихода, утварь, украшения, обувь (54 предмета) [5, с.83]. Ценный вещевой и фактический материал был собран в Агульском и Цунтинском районах (1969г.). В 1975г. Н.П. Соболева выезжала к аварцам и табасаранцам, где приобрела 56 предметов - ковры, узорные ткани, войлоки, унцукульская насечка по дереву, предметы дореволюционного быта.
Огромный вклад в сохранение и изучении этнографического наследия Дагестана внес известный этнограф-кавказовед Е.М. Шиллинг. В течение многих лет он занимался изучением материальной культуры народов Дагестана и собирал коллекции, в частности для Музея народов СССР в Москве. Он внес значительный' вклад в формирование фондов музея, совершив более 20 экспедиционных выездов на Кавказ (Чечня, Ингушетия, Кабарда, Карачаево-Черкесия, Абхазия, Дагестан) [18]. В 1948 г. в собрание Российского этнографического музея были переданы коллекции бывшего Музея народов СССР (Москва), пополнившие основные фонды. Они включают около 600 предметов по народам Дагестана, значительную часть которых собрал Е.М. Шиллинг. Также в 1946 г. им была передана в музей интересная коллекция амулетов, зарегистрированная Л.Ф. Виноградовой, собранная во время экспедиции у аварцев, каратинцев, багулальцев, тиндалов и годоберинцев [5, с.82].
В 1970-1971 гг. Э.Г. Торчинской, командированной в Азербайджанскую ССР, был собран значимый материал, представляющий интерес для изучения взаимоотношений и взаимовлияния азербайджанцев и лезгин.
Большую роль в комплектовании дагестанских коллекций Российского этнографического музея сыграли и местные жители. Чаще всего это были народные мастера, ювелиры из Кубачи, которые были большими знатоками культуры и искусства Дагестана и собирали разнообразные коллекции как в Дагестане, так и за его пределами.
Особую ценность имеют коллекции, собранные Саидом Магомедовым - 37 коллекций, включающих 167 экспонатов по кубачинцам, даргинцам, кайтагцам, аварцам, лакцам и табасаранцам (сотрудничал с музеем в 1913-1939 гг.). Многие вещи, приобретенные им, являются уникальными: костюмы ряженых, «кайтагские» вышивки, «испикские» блюда и другое.
Ценная коллекция была собрана Расулом Магомедовым. Наибольший интерес представляет старинный даргинский костюм из конопляной домотканной ткани с мохнатой шерстяной шапкой и накидкой.
Помощь в сборе коллекций оказывали музею и представители местной интеллигенции -художник Бюрниев Ш.Г., студенты ЛГУ (Шамсутдинов К.Ш., Палютин М.П.) и другие. Интересные коллекции были приобретены благодаря собирательской деятельности известных дагестановедов: Э.В. Кильчевской, Г.А. Сергеевой.
Анализ комплектования фондов РЭМ по этнографии народов Дагестана, показывает, что основной интерес и внимание исследователей были направлены на всестороннее изучение быта и архаичной древней культуры. Если первоначальная работа по комплектованию фондов народов Дагестана (в первые годы функционирования Этнографического отдела Русского музея) носила скорее стихийный характер и во многом отражала личные вкусы собирателей, то последующая собирательская деятельность музея была более планомерной и направленной на решение конкретных задач, стоящих перед Российским этнографическим музеем в разные периоды.
Таким образом, на протяжении длительного времени в Российском этнографическом музее в несколько этапов была проделана огромная работа по комплектованию и изучению культуры и быта дагестанских народов. За исследуемый период был собран обширный материал, фонды музея обогатились ценными этнографическими предметами, в том числе и редкими уникальными экспонатами.
В целом, характеризуя собрание музея по этнографии народов Дагестана, следует отметить неравномерность материалов по разным народам, что приводит к выводу необходимости ведения дальнейшей систематической собирательской работы.
Значительный интерес представляют коллекции по одежде народов Дагестана, наиболее полно представленные в собрании музея. Особо богато представлены костюмы народов аваро-
андо-цзеской группы, одежда даргинцев, и прежде всего кубачинцев. Наиболее ярко представлено народное искусство: ценная коллекция даргинских вышивок, уникальные предметы из кованного железа, ценное оружие, ювелирные украшения, золотое шитье, керамика, вязание. Что касается других народов, то их культура и быт представлены фрагментарно. Ряд народов наиболее полно исследовался в дореволюционный период (каратинцы, дидойцы, андийцы), другие народы (кумыки, агулы, лаки, лезгины, табасаранцы) впервые были исследованы только в советское время, при этом неравномерность отмечается в комплектовании коллекций не только по отдельным народам, но и по отдельным темам.
Деятельность музея по комплектованию фондов продолжается. Однако в настоящее время работа затруднена, так как многие ценные предметы утрачены. Удается обнаруживать все меньше артефактов. Поэтому сохранение и приобретение подлинных этнографических памятников является актуальной задачей для большинства исторических и этнографических музеев.
Несмотря на некоторые пробелы в комплектовании дагестанских фондов, собрание Российского этнографического музея является наиболее полным, разносторонним и интересным. Предметы и коллекции, входящие в состав музейного собрания, достаточно широко представлены в экспозиции и на выставках, в музейных каталогах; регулярно издаются статьи и публикации, проводится работа по научной атрибуции музейных экспонатов. Данные коллекции являются предметом тщательного изучения историков, этнографов и других исследователей быта и культуры народов Дагестана, Кавказа в целом. Таким образом, музейные коллекции Российского этнографического музея, отражающие историческое своеобразие и национальный колорит, являются ценнейшим источником по культуре и традициям дагестанских народов.
Литература и источники
1. Коллекции по культуре народов Кавказа и Крыма// URL:https://ethnomuseum.ru/kollekcii/obzor-koUekcij/koUekcii-po-kulture-narodov-kavkaza-i-kryma (дата обращения 03.06.2020)
2. Васильева Н.Е. К.А. Иностранцев как сотрудник этнографического отдела Русского музея// Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX-XX вв.). Сборник научных трудов. - СПб., 1992. - С. 41-51.
3. Программа для собирания этнографических предметов. Издание 2-е Этнографического отдела Русского музея императора Александра III. 1903. // URL:https://fuUtext.lib33.ru/biblioteka/b/bk/01smw/01_08tkj/b000000726 (дата обращения 02.06.2020)
4. Дмитриев В.А. Собрание Российского этнографического музея по культуре народов Кавказа исламского округа// Ислам в России и за ее пределами. История и культура общества. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Вып.5. - СПб., 2011. - С. 263-269.
5. Соболева Н.П. История собирания дагестанских коллекции в Государственном музее этнографии народов СССР// Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX - XX вв. - Махачкала, 1977. - С. 75-84.
6. Кузеева З.З., Зельницкая (Шларба) Р.Ш. Коллекция К.А. Иностранцева по традиционной культуре ногайцев в собраниях Российского этнографического музея// История, археология и этнография Кавказа. - 2020. - Т.16. - №1. - С.185-209
7. Архив РЭМ. Ф.1. Оп.2. Д.407. Л.21.
8. ДмитриевВ.А., Иванова В.П. А.А. Миллер - археолог и этнограф-кавказовед// Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX-XX вв.). - СПб., 1992. - С. 26-40.
9. Решетов А.М. Александр Александрович Миллер - выдающийся археолог, этнограф и музеевед // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Нальчик-Омск, 2001. - С. 8-15.
10. БондарчукВ.К., ФедосикА.С. А.К. Сержпутовский. - Минск: Наука и техника, 1966. - 120 с.
11. Сержпутовский А.К. Поездка в Нагорный Дагестан. Со вступлением акад. Н.Я. Марра и его же русским указателем к дидойско-русскому словарю// Живая старина. - 1916. - Вып. IV. - С. 273-302.
12. МаксимчикА.Н. Экспедиция А.К. Сержпутовского на Кавказ// Этнокультурное развитие Белоруссии в XIX - в начале XXI в. Материалы научно-практической конференции. - Минск, 2011. - С.57-60.
13. Миллер А.А. Древние формы в материальной культуре современного населения Дагестана»// Материалы по этнографии. -T.IV. - Вып. 1. - 1927.
14. Архив РЭМ. Ф.1. Оп.2. Д.7418. Л.37.
15. Столыпина С.А., Чижова А.А. Вклад Млокосевич в формирование кавказских коллекций РЭМ и Государственного Эрмитажа (экспедиции 1909-1914 гг.)//Лавровский сборник. Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2012-2013. - СПб., 2013. - С.185-189.
16. Народы Кавказа. Каталог - указатель этнографических коллекций. - Л., 1981. - 198 с.
17. Дмитриев В.А. Романовы как собиратели коллекции по этнографии народов Кавказа в Российском этнографическом музее// Российская академия наук. Общество востоковедов. Бюллетень №7. - СПб., 2002. - С. 75-87.
18. Народы Кавказа: музейные коллекции, исследования объектов и явлений традиционной и современной культуры. - СПб.: МАЭ РАН, 2015. - 288 с. (Сборник МАЭ. Т. LX). http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/978-5-88431-294-4 (Дата обращения: 04.06.2020)
References and Sources
1. Kollekcii po kul'ture narodov Kavkaza i Kryma// URL:https://ethnomuseum.ru/kollekcii/obzor-kollekcij/kollekcii-po-kulture-narodov-kavkaza-i-kryma (data obrashcheniya 03.06.2020)
2. Vasil'eva N.E. K.A. Inostrancev kak sotrudnik etnograficheskogo otdela Russkogo muzeya// Iz istorii formirovaniya etnograficheskih kollekcij v muzeyah Rossii (XIX-XX vv.). Sbornik nauchnyh trudov. - SPb., 1992. - S. 41-51.
3. Programma dlya sobiraniya etnograficheskih predmetov. Izdanie 2-e Etnograficheskogo otdela Russkogo muzeya imperatora Aleksandra III. 1903. // URL:https://fulltext.lib33.ru/biblioteka/b/bk/01 smw/01_08tkj/b000000726 (data obrashcheniya 02.06.2020)
4. Dmitriev V.A. Sobranie Rossijskogo etnograficheskogo muzeya po kul'ture narodov Kavkaza islamskogo okruga// Islam v Rossii i za ee predelami. Istoriya i kul'tura obshchestva. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vyp.5. - SPb., 2011. - S. 263-269.
5. Soboleva N.P. Istoriya sobiraniya dagestanskih kollekcii v Gosudarstvennom muzee etnografii narodov SSSR// Hozyajstvo, material'naya kul'tura i byt narodov Dagestana v XIX - XX vv. - Mahachkala, 1977. - S. 75-84.
6. Kuzeeva Z.Z., Zel'nickaya (SHlarba) R.SH. Kollekciya K.A. Inostranceva po tradicionnoj kul'ture nogajcev v sobraniyah Rossijskogo etnograficheskogo muzeya// Istoriya, arheologiya i etnografiya Kavkaza. - 2020. - T.16. - №1. - S.185-209
7. Arhiv REM. F.1. Op.2. D.407. L.21.
8. Dmitriev V.A., Ivanova V.P. A.A. Miller - arheolog i etnograf-kavkazoved// Iz istorii formirovaniya etnograficheskih kollekcij v muzeyah Rossii (XIX-XX vv.). - SPb., 1992. - S. 26-40.
9. Reshetov A.M. Aleksandr Aleksandrovich Miller - vydayushchijsya arheolog, etnograf i muzeeved // Integraciya arheologicheskih i etnograficheskih issledovanij. - Nal'chik-Omsk, 2001. - S. 8-15.
10. Bondarchuk V.K., Fedosik A.S. A.K. Serzhputovskij. - Minsk: Nauka i tekhnika, 1966. - 120 s.
11. Serzhputovskij A.K. Poezdka v Nagornyj Dagestan. So vstupleniem akad. N.YA. Marra i ego zhe russkim ukazatelem k didojsko-russkomu slovaryu// ZHivaya starina. - 1916. - Vyp. IV. - S. 273-302.
12. Maksimchik A.N. Ekspediciya A.K. Serzhputovskogo na Kavkaz// Etnokul'turnoe razvitie Belorussii v XIX - v nachale XXI v. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. - Minsk, 2011. - S.57-60.
13. Miller A.A. Drevnie formy v material'noj kul'ture sovremennogo naseleniya Dagestana»// Materialy po etnografii. - T.IV. - Vyp. 1. - 1927.
14. Arhiv REM. F.1. Op.2. D.7418. L.37.
15. Stolypina S.A., CHizhova A.A. Vklad Mlokosevich v formirovanie kavkazskih kollekcij REM i Gosudarstvennogo Ermitazha (ekspedicii 19091914 gg.)//Lavrovskij sbornik. Materialy XXXVI i XXXVII Sredneaziatsko-Kavkazskih chtenij 2012-2013. - SPb., 2013. - S.185-189.
16. Narody Kavkaza. Katalog - ukazatel' etnograficheskih kollekcij. - L., 1981. - 198 s.
17. Dmitriev V.A. Romanovy kak sobirateli kollekcii po etnografii narodov Kavkaza v Rossijskom etnograficheskom muzee// Rossijskaya akademiya nauk. Obshchestvo vostokovedov. Byulleten' №7. - SPb., 2002. - S. 75-87.
18. Narody Kavkaza: muzejnye kollekcii, issledovaniya ob"ektov i yavlenii tradicionnoj" i sovremennoj kul'tury. - SPb.: MAE RAN, 2015. - 288 s. (Sbornik MAE. T. LX). http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/978-5-88431-294-4 (Data obrashcheniya: 04.06.2020)
ДАНДАМАЕВА ЗАГИДА ЭФЕНДИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ([email protected])
DANDAMAEVA, ZAGIDA E. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University ([email protected]).
УДК 351.85:355.233
ДАВЫДОВ С.Г.
МУЗЕЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О СОБЫТИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: музееведение, «Музей Победы», патриотизм, молодежь, мультимедийный интерактивный комплекс, информационные источники формирования патриотизма, инфографика, выставки, экспозиции, «Подвиг народа».
В статье рассматриваются проблемы информированности молодежи о Великой Отечественной войне в контексте военно-патриотической работы в молодежной среде. Исследуя вопрос об источниках информирования молодого поколения об истории Великой Отечественной войны, автор выдвигает тезис о том, что современные музейные экспозиции с использованием интерактивного мультимедийного комплекса представляют собой перспективное направление оптимизации воспитательной и образовательной работы с молодежью, повышения уровня знаний юношества о подвиге народа в Великой Отечественной войне.
DAVYDOV, S.G.
MUSEUM COMPLEXES AND FORMATION OF HISTORICAL MEMORY ABOUT THE EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Keywords: museology, "Victory Museum ", patriotism, youth, multimedia interactive complex, information sources for the formation of patriotism, infographics, exhibitions, expositions, "The feat of the people."
In the article considers the problems of young people awareness about the Great Patriotic War in the context of military-patriotic work among young people. Researching the issue on sources of informing the young generation about the history of the Great Patriotic War, the author puts forward the thesis that modern museum exhibitions with usage of interactive multimedia complex are a prospective direction for optimizing educational and educational work with young people, increasing the level of knowledge of young people about the heroism of the people in the Great Patriotic War.
Современный мир, реалии международной жизни и геополитическая конфигурация, сложившаяся на сегодняшний день как на глобальном, так и на региональных уровнях, придают теме патриотического воспитания молодого поколения россиян повышенное значение, максимально актуализируя ее в связи с активизацией попыток пересмотра итогов Второй мировой войны. Задача патриотического воспитания молодежи сегодня находится в центре внимания общества. Подчеркивая значение патриотизма, Президент России В.В. Путин выразил твердую уверенность в том, что «страну должны объединить любовь к Родине и стремление сделать свою жизнь лучше» [1]. Патриотизм, таким образом, следует понимать как залог успешного развития современного российского общества.